Что значит одкб кто входит в состав

ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́РА О КОЛЛЕКТИ́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ

Том 24. Москва, 2014, стр. 335

Скопировать библиографическую ссылку:

ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́ РА О КОЛ­ЛЕК ­ Т И́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ (ОДКБ), ме­ж­ду­на­род­ная ре­гио­наль­ная ор­га­ни­за­ция по обес­пе­че­нию кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти. Объ­е­ди­ня­ет 6 го­су­дарств (Ар­ме­ния, Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия, Рос­сия, Тад­жи­ки­стан) (2013). Со­зда­на на ос­но­ве До­го­во­ра о кол­лек­тив­ной без­о­пас­но­сти (ДКБ), под­пи­сан­но­го 15.5.1992 в Таш­кен­те гла­ва­ми Ар­ме­нии, Ка­зах­ста­на, Кир­ги­зии, Рос­сии, Тад­жи­ки­ста­на и Уз­бе­ки­ста­на. Штаб-квар­ти­ра – в Мо­ск­ве. В сент. 1993 к ДКБ при­сое­ди­нил­ся Азер­бай­джан, в де­каб­ре то­го же го­да – Гру­зия и Бе­ло­рус­сия, 20.4.1994 До­го­вор всту­пил в си­лу для всех го­су­дарств-чле­нов. В апр. 1999 Азер­бай­джан, Гру­зия и Уз­бе­ки­стан вы­шли из не­го, отка­зав­шись от под­пи­са­ния Про­то­ко­ла о про­дле­нии ДКБ. Рас­ши­ре­ние во­ен­но-тех­нич. со­труд­ни­че­ст­ва го­су­дарств – уча­ст­ни­ков ДКБ, раз­ви­тие сис­те­мы кон­суль­та­тив­ных ор­га­нов, фор­ми­ро­ва­ние Кол­лек­тив­ных сил бы­ст­ро­го раз­вёр­ты­ва­ния Цен­траль­ноа­зи­ат­ско­го ре­гио­на кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти (2001) соз­да­ли пред­по­сыл­ки для пре­об­ра­зо­ва­ния ДКБ в ме­ж­ду­нар. ре­гио­наль­ную орг-цию в ду­хе ста­тей 52–54 Ус­та­ва ООН. Со­от­ветст­вую­щее ре­ше­ние при­ня­то 14.5.2002 в Мо­ск­ве на юби­лей­ной сес­сии Со­ве­та кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти (СКБ) ДКБ, со­стоя­ще­го из глав го­су­дарств – уча­ст­ни­ков До­го­во­ра. На сес­сии СКБ в Ки­ши­нё­ве 7.10.2002 при­ня­ты Ус­тав и Со­гла­ше­ние о пра­во­вом ста­ту­се ОДКБ, всту­пив­шие в си­лу 18.9.2003 по­сле их ра­ти­фи­ка­ции все­ми го­су­дар­ст­ва­ми-уча­ст­ни­ка­ми (Ар­ме­ния, Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия, Рос­сия, Тад­жи­ки­стан). В ка­че­ст­ве це­лей ОДКБ бы­ли за­фик­сиро­ва­ны ук­ре­п­ле­ние ми­ра, ме­ж­ду­нар. и ре­гио­наль­ной безо­пас­но­сти и ста­биль­но­сти, за­щи­та на кол­лек­тив­ной ос­но­ве не­за­ви­си­мо­сти, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти и су­ве­ре­ни­те­та го­су­дарств-чле­нов. На сес­сии СКБ в Ду­шан­бе (28.4.2003) при­ня­ты по­ло­же­ния, рег­ла­мен­ти­рую­щие дея­тель­ность ор­га­нов ОДКБ, а так­же ор­га­ни­зац. и фи­нан­со­вые во­про­сы; на сес­сии в Ас­та­не (18.6.2004) – По­ло­же­ние о по­ряд­ке приё­ма и вы­хо­да из ОДКБ. К 2004 сфор­ми­ро­ва­на и на­ча­ла функ­цио­ни­ро­вать сис­те­ма осн. ор­га­нов ОДКБ: СКБ (выс­ший ор­ган, со­стоя­щий из глав го­су­дарств-чле­нов; при­ни­ма­ет ре­ше­ния по стра­те­гич. во­про­сам, с 2008 его сес­сии про­хо­дят в Мо­ск­ве), По­сто­ян­ный со­вет (ко­ор­ди­ни­ру­ет реа­ли­за­цию ре­ше­ний СКБ в пе­ри­од ме­ж­ду его сес­сия­ми), Со­вет ми­ни­ст­ров иностр. дел, Со­вет ми­ни­ст­ров обо­ро­ны, К-т сек­ре­та­рей со­ве­тов безо­пас­но­сти (кон­суль­та­тив­ные и ис­пол­нит. ор­га­ны, ко­ор­ди­ни­рую­щие дея­тель­ность го­су­дарств-чле­нов в об­лас­ти внеш­ней и во­ен. по­ли­ти­ки), Сек­ре­та­ри­ат и Объ­е­ди­нён­ный штаб (по­сто­ян­но дей­ст­вую­щие ра­бо­чие ор­га­ны). Пред. СКБ на­зна­ча­ет­ся по прин­ци­пу ро­та­ции из глав го­су­дарств – чле­нов ОДКБ, ге­не­раль­ный сек­ре­тарь (выс­шее адм. долж­но­ст­ное ли­цо) на­зна­ча­ет­ся ре­ше­ни­ем СКБ (в 2002–03 В. Д. Ни­ко­ла­ен­ко, с 2003 Н. Н. Бор­дю­жа). 23.12.2003 Ус­тав ОДКБ за­регист­ри­ро­ван в рее­ст­ре Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ООН, 2.12.2004 ре­зо­лю­ци­ей Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН ОДКБ пре­дос­тав­лен ста­тус на­блю­да­те­ля. На сес­сии СКБ в Мин­ске (23.6.2006) одоб­ре­на Дек­ла­ра­ция о даль­ней­шем со­вер­шен­ст­во­ва­нии и по­вы­ше­нии эф­фек­тив­но­сти дея­тель­но­сти ОДКБ, по­ста­вив­шая за­да­чу её пре­вра­ще­ния в мно­го­функ­цио­наль­ную струк­ту­ру про­ти­во­дей­ст­вия все­му спек­тру вы­зо­вов и уг­роз безо­пас­но­сти го­су­дарств-чле­нов; то­гда же при­ня­то ре­ше­ние о вос­ста­нов­ле­нии член­ст­ва Уз­бе­ки­ста­на (про­то­кол под­пи­сан на сам­ми­те Ев­ра­зий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­об­ще­ст­ва в Со­чи 16.8.2006; за­кон о при­со­еди­не­нии к ОДКБ одоб­рен пар­ла­мен­том Уз­бе­ки­ста­на 28.3.2008). С 2006 дей­ст­ву­ют Меж­го­су­дарств. ко­мис­сия по во­ен­но-эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ву ОДКБ и Пар­ла­мент­ская ас­самб­лея ОДКБ (с 2010 её ме­сто за­кре­п­ле­но в Ус­та­ве в ка­че­ст­ве ор­га­на меж­пар­ла­мент­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва орг-ции). В це­лях даль­ней­ше­го ук­ре­п­ле­ния безо­пас­но­сти го­су­дарств-чле­нов на вне­оче­ред­ной сес­сии в Мо­ск­ве 4.2.2009 при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии Кол­лек­тив­ных сил опе­ра­тив­но­го реа­ги­ро­ва­ния, со­от­вет­ст­вую­щее Со­гла­ше­ние под­пи­са­но на сес­сии СКБ 14.6.2009 все­ми чле­на­ми ОДКБ, кро­ме Уз­бе­ки­ста­на и Бе­ло­рус­сии (по­след­няя под­пи­са­ла па­кет до­ку­мен­тов 20.10.2009). На сес­сии СКБ ОДКБ в Мо­ск­ве 20.12.2011 под­писан Про­то­кол о раз­ме­ще­нии объ­ек­тов во­ен. ин­фра­струк­ту­ры на тер­ри­то­ри­ях го­су­дарств – чле­нов ОДКБ, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым во­ен. ба­зы «треть­их стран» мо­гут раз­ме­щать­ся на тер­ри­то­рии го­су­дарств-чле­нов толь­ко при от­сут­ст­вии офиц. воз­ра­же­ний всех го­су­дарств – чле­нов орг-ции. 19.12.2012 Уз­бе­ки­стан при­ос­та­но­вил член­ст­во в ОДКБ. Чле­ны ОДКБ ак­тив­но со­труд­ни­ча­ют в сфе­ре борь­бы с не­ле­галь­ным обо­ро­том нар­ко­ти­ков (опе­ра­ция «Ка­нал»), не­ле­галь­ной ми­гра­ци­ей (опе­ра­ция «Не­ле­гал»), про­ти­во­дей­ст­вия пре­сту­п­ле­ни­ям в ин­фор­мац. сре­де (опе­рация «Прок­си»). ОДКБ на­ла­ди­ла кон­так­ты и взаи­мо­дей­ст­вие с осн. ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ция­ми (ООН, СНГ, ОБСЕ, ШОС и др.).

Источник

Что значит одкб кто входит в состав

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Содержание

История

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ. (http://www.vz.ru/news/2009/4/3/272081.html)

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Цели и задачи

Члены ОДКБ

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств-членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств—членов».

Источник

Кто входит в ОДКБ – союзники или потенциальные противники России?

Обострение конфликта Армении и Азербайджана обозначило кризис системы коллективной безопасности в СНГ

Об авторе: Владимир Валентинович Попов – доктор исторических наук, ветеран боевых действий, полковник запаса.

Что значит одкб кто входит в составФото сайта odkb-csto.org

Пока на границе Азербайджана и Армении шла перестрелка, много вопросов возникло по поводу того, кто может вмешаться в боевые действия и в случае необходимости развести враждующие стороны. Инструментом умиротворения в этой ситуации могли стать силы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), однако ее функционеры так и не выступили с содержательными предложениями. Приходится констатировать: нет примеров, когда ОДКБ участвовала бы в разрешении подобных противоречий. Повторение ситуации в очередной раз поставило вопрос о том, насколько действенна эта структура и кому она нужна.

Сейчас в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Все они считаются союзниками России, которую принято считать силой, заинтересованной в сохранении организации. Что же РФ за это получает? Ни один из членов ОДКБ не признал независимый статус Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Москва. Завис и вопрос о статусе Нагорного Карабаха (НК). Вопрос об этой территории представляет собой как бы квинтэссенцию всех противоречий вокруг Договора о коллективной безопасности. Армения входит в ОДКБ, а Азербайджан был в этой организации, но практически сразу вышел из нее в 1994 году. Это случилось, видимо, после того как в Баку поняли, что 20% территории, которую удерживает Армения в Карабахе, вряд ли без большой кровопролитной войны отойдет Азербайджану… Конфликт есть, и варианты его разрешения в рамках ОДКБ не намечаются.

Помнится, в 1990-х годах ходили разговоры, что в Нагорный Карабах введут коллективные миротворческие силы ОДКБ. Более того, нет ни одного примера, чтобы организация участвовала в разрешении подобных противоречий. А конфликтов было немало. Таджикистан – события 2010 года в Ферганской долине. Июнь 2010 года, когда из-за противостояния киргизской и узбекской диаспор, фактически поставившего Киргизию на грань гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Его созвали для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся во введении в страну подразделений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). С этой просьбой к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву обратилась глава Киргизии того времени Роза Отунбаева. Но ответ был – нет… Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве – члене ОДКБ резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко. Может быть, именно поэтому 28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года). А ведь после этого были еще противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией в 2008 году, Донбасс 2014 года. Задачей организации названа защита территориально-экономического пространства стран – участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. ОДКБ как единый военно-политический союз все эти задачи выполняет пока виртуально. КСОР ни разу не участвовали в боевых операциях.

При этом мы видим другой пример – действия коллективных сил НАТО, которые проявляют активность и в тех регионах, где у России и ее союзников по ОДКБ есть свои геополитические интересы. Признавая определенные противоречия между странами – членами Североатлантического блока, нельзя отрицать боевую эффективность и слаженность его действий в конфликтных зонах. Бомбежки в 1999 году Югославии, отторжение Косово, а также оккупация в начале 2000-х годов Ирака, а в последующем Афганистана, Сирии – эти примеры говорят о том, что в НАТО верны исповедуемым принципам, как бы мы к ним ни относились.

Но вернемся к размышлениям о том, кому выгодно существование ОДКБ. Мы видим, что Армения и Казахстан хоть и являются членами организации, но заигрывают с НАТО. Они готовы укреплять военно-политические связи с альянсом и даже подумывают о членстве в блоке. Как это сочетается с сохранением ОДКБ, сказать трудно. Между тем коллективные силы каждый год проводят совместные учения, собираются в штаб-квартире в Москве, чтобы обсудить насущные проблемы. Но, к сожалению, реальной работы по защите интересов входящих в организацию государств, решению конфликтных проблем – минимум.

Пока идет лишь регулярная подготовка войск. Главный побудительный мотив к этому, конечно, формирует Москва. Начиная с 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях. С 2010 года в РФ стали учиться военнослужащие из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии. Сейчас их в военных вузах насчитывается несколько тысяч человек. Но есть ли в этом сотрудничестве какой-то смысл и польза для нашей коллективной обороны? Пока отношения между странами складываются так, что непонятно, в каких вооруженных конфликтах окажутся замешанными окончившие российские военные вузы специалисты после выпуска, а главное – на чьей стороне.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Структура ОДКБ

Совет коллективной безопасности

Постоянный совет ОДКБ

Генеральный секретарь ОДКБ

Объединенный штаб ОДКБ

Парламентская Ассамблея ОДКБ

Совет министров иностранных дел ОДКБ

Совет министров обороны ОДКБ

Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ

Рабочая группа по Афганистану

Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности

Рабочая группа по координации совместной подготовки военных кадров и научной работы

Рабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом

Межгосударственная Комиссия по военно-экономическому сотрудничеству

Координационный Совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков

Координационный совет по чрезвычайным ситуациям

Координационное совещание главных наркологов

Консультационный координационный центр по вопросам реагирования на компьютерные инциденты

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Организации Договора о коллективной безопасности

1. История создания, основы деятельности, организационная структура

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

К настоящему моменту в формате ОДКБ наработана разветвленная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту заключено и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 173 решения Совета коллективной безопасности по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решению финансовых, административных и кадровых вопросов.

Органы ОДКБ, их полномочия и компетенция, а также порядок и процедуры взаимодействия определяются Уставом ОДКБ и принятыми в его развитие решениями Совета коллективной безопасности.

1. Уставные органы осуществляют политическое руководство и принимают решения по основным вопросам деятельности Организации.

— Совет коллективной безопасности является высшим органом Организации и состоит из глав государств-членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.

— Совет министров иностранных дел является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

— Совет министров обороны является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

— Комитет секретарей советов безопасности является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам.

— Парламентская ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества Организации, который в различных формах рассматривает вопросы деятельности ОДКБ, обстановку в зоне ее ответственности, ход выполнения решений уставных органов и задачи по их правовому обеспечению, обсуждает практику работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.

— Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.

2. Постоянно действующие рабочие органы.

— Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной ротационной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников). Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация.

— Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой.

3. Вспомогательные органы, которые могут создаваться на постоянной или временной основе для решения задач, стоящих перед ОДКБ:

— Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков;

— Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции;

— Координационный совет руководителей компетентных органов по чрезвычайным ситуациям;

— Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству;

— Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ;

— Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ.

2. Политическое сотрудничество

В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний полномочным представителям государств-членов при международных организациях.

Развивается сотрудничество с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.

Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.

Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

В 2010 году приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.

3. Военное строительство

Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств – членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения: объединенных систем противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы управления силами и средствами коллективной безопасности, информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных дорог.

Организация наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию развитию национальных потенциалов государств – членов.

В соответствии с заключенным государствами – членами Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и сложные образцы вооружения и военной техники.

Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько десятков соответствующих образовательных учреждений.

4. Противодействие современным вызовам и угрозам

После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вклад в противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.

В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.

Под руководством Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп «Нелегал».

Осуществляются совместные усилия в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».

Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил обучение в Центре 14 декабря 2012 года.

5. Информационная работа и межпарламентское сотрудничество

ПА ОДКБ является важным средством политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.

Парламентская ассамблея ОДКБ также играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов, прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно: незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и организованной преступностью.

ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества, противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир» организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».

Экспертами Института ОДКБ проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Бюро Института ОДКБ действует в Армении, открыто его представительство на Украине. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *