Что значит общий план
Планы в фотографии
С сайта /photonik.ru/
Человек в процессе своей жизнедеятельности сравнивает окружающие предметы со своим ростом, а поскольку предметом изображения в искусстве в основном является человек (он сам или в окружающей обстановке), то мерой всех вещей в природе можно считать рост человека. Исходя из этого, эталоном крупности принята фигура человека, и все изобразительные планы в фотографии определяются возможностью размещения ее в фотокадре в целом или поэлементно на фоне окружающей обстановки.
Воспроизведение на снимке перспективы посредством изменения масштаба изображения человека (его степени крупности) позволяет выразить объемность пространства различным изображением его фигуры (от крупной до мелкой), т. е. показать человека вблизи — на переднем плане перспективы и вдали — на дальнем плане. Выбор плана — творческий прием процесса композиции фотоснимка для выражения в нем главного и акцентирования внимания на сюжетно важном элементе изображения. Этот прием позволяет фрагментировать предметное пространство, расчленять его на части и определять границы фотокадра.
В соответствии со зрительно сопоставляемым масштабом разноудаленных предметов и роста человека можно представить множество планов, из которых выделены и обобщены следующие основные: дальний план, общий, средний, крупный и деталь (сверхкрупный план). Кроме того, при съемке через микроскоп появляется микроплан, а при съемке предметов, по величине находящихся между деталью и микродеталью,— макроплан. Крупность плана (масштаб изображения) определяется расстоянием до точки съемки при заданном объективе съемочной камеры, а при заданном расстоянии — объективом с определенным фокусным расстоянием.
Рис. 1. Изобразительные съемочные планы: человек сливается с предметами окружающей обстановки, изображается резко во весь рост на не резком фоне или резко во взаимодействии с окружающими предметами (а, б), изображение человека при жанровых съемках (в, г) и крупным планом при портретной съемке (д); изображение глаз как детали объекта съемки (е)
Членение изображения на планы определило в фотографии общую закономерность фотосъемки. Фотокадр, охватывающий рамкой снимаемый объект, равный или несколько больший человеческого лица, всегда будет называться крупным. Если в рамке окажется объект или его часть, равная или превышающая человеческий рост, то план будет назван общим. В соответствии с единым эталоном, размер рабочего съемочного пространства, называемый, например, средним планом, не меняется в зависимости от габаритов снимаемого предмета. Авторучка на столе, снятая крупным планом, будет выглядеть на снимке мелкой, а здание, взятое в фотокадр планом той же крупности, па снимке видно не будет, а изобразится только одним кирпичом стены — все остальное окажется за пределами фотокадра.
Дальний план ДП (рис.1, а). Объект изображается на фоне большого количества окружающих предметов на значительных пространствах. Фигура человека среди них кажется ничтожно малой. Назначение ДП — показать на снимке общий характер объекта: сельский, городской или морской пейзажи, город издалека, горный ландшафт и др. ДП близок к общему плану, его главная задача — характеристика окружающей среды, в которой обитает человек. Смысловая нагрузка ДП зависит от творческого подхода фотографа к съемке.
Общий план ОП (рис. 1, б). Фигура человека размещена в кадре почти во всю площадь изображения с небольшим пространством над головой и под ногами до рамок сверху и снизу. Фоном или основным объектом может быть (относительно ДП) укрупненный пейзаж, стадион, цех, интерьер помещения или часть экстерьера города, в которых может при необходимости перемещаться человек. ОП позволяет размещать в пределах фотокадра группу людей, показывать их взаимодействие и представлять общий характер изображаемого пространства с акцентом на главном, включая человека как главное действующее лицо.
Содержанием ОП может быть также среда без человека с конкретным показом сюжетно важного центра снимка (Солнце при закате, пароход в шторм на море). Исходным фактором создания ОП является замысел снимка, по которому поле кадра может быть «скупым» и не иметь большого количества предметов, а лишь один или несколько, выражающих идею изображения (заснеженное пространство во весь кадр с несколькими следами, пропадающими вдали, или малый след метеора на черном ночном небе).
Средний план СП (рис.1, в, г) характеризуется двумя вариантами изображения человека — его фигурой по колено или до пояса. Этот план применяют для показа одного или нескольких человек в действии в окружающей их конкретной обстановке с деталями, помогающими раскрыть содержание снимка. В большинстве случаев его используют для изображения жанровых сцен, групповых портретов и фоторепортажных съемок со вскрытием характера и связей в деятельности человека. Задача СП — показ посредством двух вариантов изображения в подробностях и с непосредственностью всех проявлений жизни человека, представляющих интерес. Только СП способен отобразить жестикуляцию и мимику человека, эффективно показать обстановку, на фоне которой раскрывается драматургия сюжета. Этому способствует жесткий отбор элементов изображения из обилия случайных и ненужных для снимка сведений.
Крупный план КП (рис.1, д) показывает лицо человека и применяется в основном при портретной съемке для изображения на снимке индивидуальных черт человека, для раскрытия его характера. КП самый убедительный способ создания образа с изображением мимики лица (отражение эмоций и мыслей) и с выражением глаз человека, подчеркивающих его внутренний мир и духовную сложность.
Сверхкрупный план СКП (рис. 1, е) показывает элемент объекта съемки, его деталь как сюжетно важный ценр для правильного представления о целом предмете или подчеркивания каких-либо особенностей объекта съемки. Очень крупно часто фотографируют глаза человека («зеркало его души»). Выражение глаз при этом — главная, а иногда и единственная характеристика, способная дать оценку человеку.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки и выбор плана
«Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров» – Анри Картье-Брессон.
Выбор точки съемки не менее важен, чем сам снимаемый объект. Она может изменить масштаб изображения, расставить акценты на необходимые объекты в кадре.
Определение оптимальной точки съемки требует учесть следующие параметры:
РАССТОЯНИЕ И КРУПНОСТЬ ПЛАНОВ
Все прекрасно знают, что от выбора расстояния зависит масштаб изображения. Чем дальше объект находиться от камеры, тем меньше его изображение и наоборот. Изменением дистанции съемки определяется не только оптимальный масштаб кадра, но и его границы, отсеиваются лишние элементы, не несущие смысловой нагрузки.
Цитата Евгения Тимашева, автора работ, приведенных ниже: «При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид (второе фото) едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности.»
Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити
Существует деление на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы (последние иногда называют деталью или фрагментом). Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фотографируемые предметы. Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии.
ОБЩИЙ ПЛАН
Он создает у зрителя общее представление об объекте, но имеет и свои ограничения: ясно показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.
Общий план можно получить и при съемке с достаточно близкой точки, если сфотографировать сверх-широкоугольным объективом или фишаем, но нужно учитывать, что такая оптика дает существенные оптические искажения. Подобный эффект может быть интересным художественным приемом, но не всегда может подходить для ваших творческих задач.
СРЕДНИЙ ПЛАН
КРУПНЫЙ ПЛАН
Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой. Он очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра.
Фото Гюрель Сахин (Guerel Sahin)
Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Динамика портретного кадра — это, прежде всего, состояние человека, его мимика, поза, жест, эмоция. Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.
СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН
Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства. В кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными. И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о том, что вы хотите показать.
Широко известен и такой принцип организации фотографии, когда в одном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой.
Общий и средний планы в серии работ «Workers» Себастьяна Сальгадо (Sebastião Salgado)
Таким образом, ограничивая рамкой кадра изображаемое пространство, фотограф оставляет в поле зрения объектива лишь существенно важное, исключая все второстепенное, загромождающее кадр и мешающее четкому выражению содержания снимка.
Приемы: Общий план
Общий план можно считать старейшим элементом киноязыка. На ранних этапах развития кинематограф в принципе мыслился как общеплановый — «делить» человека в кадре, то есть снимать крупные планы или детали, было не просто не принято, а считалось неправильным. К тому же кинематограф сильно зависел от театральной традиции, в русле которой построение целых сцен на статичном общем плане выглядело техникой само собой разумеющейся.
В 1910-е годы кинематограф усложняется — картины становятся продолжительнее, масштабнее и многослойнее, что в свою очередь требует большего разнообразия приемов. Дэвид Уорк Гриффит становится популяризатором крупного плана. И он же по-новому раскрывает возможности общего плана.
Кадр из фильма «Нетерпимость» (1916) / Фото: Triangle Distributing Corporation
В «Рождении нации» (1915), «Нетерпимости» (1916) прием помогает не только показать колоссальные декорации, но и подчеркнуть эпичность действия и грандиозность авторской идеи. В России в то же время с общим планом по-особому работал Евгений Бауэр, одним из первых заявивший о важности продуманной композиции кадра и глубинного мизансценирования.
С популяризацией телевидения в 1950-1960-е годы общий план стал тем инструментом, который помогал привлекать зрителей в кинотеатры. Дабы удержать аудиторию, создатели фильмов делали ставку на зрелищность широкоформатного кино, дающего опыт, который невозможно пережить перед маленьким экраном телевизора. Соответственно и в фильмах того времени (особенно в пеплумах, вестернах, военных боевиках) получает еще более масштабное звучание.
Кадр из фильма «Искатели» (1956) / Фото: Warner Bros.
В современном кино общий план остается одним из важнейших инструментов художественной выразительности. Причем благодаря технологиям его потенциал продолжает расширяться. Например, в последнее десятилетие распространение получили коптеры, что сделало эффектные полетные панорамы, ранее возможные только с помощью авиации, привычным делом.
Виды общих планов в кино
Обычный общий план (wide shot, long shot, full shot)
Кадр из фильма «Древо жизни» (2010) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Обычный общий план, как правило, предполагает, что герой хорошо различим с головы до ног и при этом дается представление об окружающем его пространстве. Взаимодействие персонажа со средой — важнейший элемент общего плана. Например, в «Древе жизни» (2010) Терренса Малика именно через общий планы, в которых люди взаимодействуют с природой раскрывается представление режиссера о рае.
Дальний общий план (extreme long shot)
Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) / Фото: New Line Cinema
В этом случае пространство — доминирующий элемент кадра, тогда как герой может быть крошечным и даже едва различимым. Подобные планы представляют среду и зачастую используются как инструмент зрелищности.
Дальние общие планы эффектно передают, например, масштаб батальных эпизодов во «Властелине колец» (2001-2003). Но с их помощью можно подчеркивать и более тонкие состояния. Скажем, в «Марсианине» (2015) бескрайние инопланетные пейзажи, окружающие и как бы поглощающие главного героя, усиливают понимание его одиночества и изоляции.
Заявочный (адресный) план (establishing shot)
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982) / Фото: Warner Bros.
Если общий план и дальний — это скорее характеристики крупности, то заявочный план — характеристика функции. Обычно он используется в начале фильма или в сцены, чтобы заявить место, время, контекст действия.
С помощью заявочного плана также можно создать необходимую атмосферу, вызвать у зрителя нужное для дальнейшего просмотра настроение. В «Бегущем по лезвию» (1982) Ридли Скотта, открывающие картину заявочные планы сразу дают нам представление о мрачном мире будущего.
Впрочем, заявочный план может служить не только началом, но и завершением. Так Дэвид Финчер завершает «Бойцовский клуб» (1999) как раз на общем плане — герои держатся за руки, наблюдая за разрушающимся городом. Кадр придает финалу элемент открытости — заканчивается одна история, но мы понимаем, что героев ждет другая.
Кадр из фильма «Таксист» (1976) / Фото: Columbia Pictures
Специфический формат общего плана, когда кадр выстраивается так, что действие зритель видит с верхней точки. Это может быть как просто расположение камеры над сценой (overhead shot, top shot), так и съемка с высоты птичьего полета (bird’s eye shot, aerial shot).
Эффектного ракурса обычно удается добиться с помощью крана, рига, вертолета или коптера. Кадр часто носит метафизический подтекст и используется в сценах, связанных с темой смерти. Например, в «Таксисте» (1976) Мартин Скорсезе намеренно показывает итог кровавой развязки с верхней точки.
Другой характерный пример «взгляда Бога» — открывающие панорамы «Сияния» (1980), которые во взаимодействии со звуковым рядом создают напряженную, тревожную, мистическую атмосферу.
Что нужно учитывать, снимая общий план
Чаще всего общие планы снимаются широкой оптикой, однако в зависимости от задач оптика может быть почти любой.
Для общего плана не столь критична синхронность изображения и звука, благодаря чему подобные кадры можно снимать немым способом.
Общий план несет много информации, и потому при его создании исключительную роль играет композиция и мизансцена. Приведем цитату оператора «Сталкера» (1980) Александра Княжинского: «Убежден, что любой общий план может сказать гораздо больше, чем крупный с массой слов. Не текст является главным в кино. Главное — ощущение, мизансцена». В качестве выдающегося примера работы с общим планом оператор приводит снятую длинным кадром сцену объяснения матери и сына из «Долгих проводов» (1971) Киры Муратовой.
Сцена из фильма «Долгие проводы» (1971)
Общий план способен работать и сам по себе, но в контексте он может играть особое значение. Яркий пример — знаменитая сцена ликвидации краковского гетто из «Списка Шиндлера» (1993). Общие планы страшного действия, на которых выделяется девочка в красном пальто, чередуются с крупными планами Шиндлера. Благодаря такому решению мы как бы видим события глазами героя, переживаем тот же сложный набор эмоций, что и он. В итоге лучше понимаем эволюцию персонажа и мотивировку его дальнейших действий.
Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993) / Фото: Universal Pictures
Приведем несколько примеров фильмов, основой которых можно назвать именно общие планы.
«Лоуренс Аравийский» (1962)
Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский» (1962) / Фото: Columbia Pictures
Эпический дух этой картины Дэвида Лина и значение экранизированных событий (война арабов против Османской империи) передаются визуальными средствами, и прежде всего доминированием общих и дальних планов, демонстрирующих бескрайние пространства пустыни. Усиливает эффект еще и то, что снималась лента на 70-мм пленку Super Panavision 70.
Кадр из фильма «Кояанискатси» (1983) / Фото: New Cinema
Режиссер-документалист Годфри Реджио выработал собственный язык философских кинопоэм. Их основой являются завораживающие общие планы из разных точек мира. Через их монтаж выявляются парадоксы современной цивилизации, восхищающей и ужасающей одновременно.
Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema
Многочисленные общие планы «Семи» — пример того, как с помощью этого приема можно передать определенную атмосферу, создать нужное настроение. Дэвид Финчер через общие планы и их неуютность от сцены к сцене формирует у аудитории ощущение напряжения, тревоги, обреченности. Что идеально соответствует мрачному сюжету триллера.
Всё о кино
11.6K поста 40.7K подписчика
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Разбор короткометражного фильма «Странники» («Wanderers»)
В этом разборе мы посмотрели фильм Эрика Вёрнквиста 2014-ого года «Странники» и рассмотрели каждый кадр, чтобы понять насколько он реалистичен.
«Обитель зла»: интересный и не самый известный факт
Интересный и не самый известный факт.
Кстати говоря, в первой части «Обители» к героине вообще ни разу не обращаются по имени, и оно становится известным только из титров.
Звёзды, которые отказались от больших ролей
МЕДВЕДИЦА (страшная женская месть)
Попробовал себя в небольшом проекте, точка возврата. Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино.
В команде с настоящими талантами и творческими людьми. А именно в коротком метре, кинематографии, в роли оператора, художника по свету и небольшого постпродакшена и цветокора.
Пока это первые шаги.
У Денетора появился достойный соперник
Наместник Гондора Денетор, мерзко пожирающий помидорку во Властелине Колец, получил себе достойного соперника в виде барона Владимира Харконнена из фильма Дюна. Более отвратительного чавканья и мерзкого упоения едой кинематорграф еще не знал.
Советую посмотреть фильм «Одной волшебной ночью» / «On a Magical Night» (2019)
Жанр: драмеди
Страна: Франция. Бельгия.
Режиссер: Кристоф Оноре
Почему французская комедия может заменить сеанс семейной психотерапии.
Трагикомедия Кристофа Оноре о семейной жизни как уравнении с двумя переменными – фильм, достойный своих титров. Достичь этого было непросто, ведь в послесловии киноленты соседствуют Вуди Аллен и Ингмар Бергман, Бернар Блие и Кэри Грант, жутко громкий и запредельно близкий Джонатан Сафран Фоер и автор Пулитцеровской «Американской пасторали» Филип Рот, и еще с десяток известных имен и названий, включая собственный спектакль Оноре «Идолы».
Все смешалось в доме Марии и Ришара, полном книг и литературных реминисценций, а также «взаимных болей, бед и обид». Им впору справлять фарфоровую свадьбу, а приходится выправлять брак. Все потому, что преподавателю истории правосудия героине Кьяры Мастроянни (удостоенной в Каннах приза как лучшая актриса в программе «Особый взгляд») не мешало бы перечесть Кодекс Наполеона, в 212 статье которого супругам предписывается хранить верность. Неслучайно в оригинале фильм назван «Комната 212». Его не стоит путать с хоррором «Квартира 212», хотя неизвестно, что страшнее: кровожадные чудовища или призраки прошлого, как в диккенсовской «Рождественской песне», терзающие героев.
212 – не только номер комнаты в отеле, куда на одну бессонную ночь переезжает Мария, чтобы взглянуть на свои окна, мужа и собственную жизнь со стороны, но и точка кипения воды по Фаренгейту. Вот и в ее доме все кипит после того, как муж узнает об одной (из многих) ее измен. Мария, однако, оправдываться не спешит, полагая, что невозможно прожить больше 20 лет в браке без приключений на стороне.
Святочные фантазмы «зимы тревоги нашей» и диалоги с женским разумом в образе Шарля Азнавура, армия любовников и нео-эмансипация, кофейные и постельные «ложечки», – экранное время здесь не потрачено впустую.
Колкие реплики и пикирующие воспоминания дуэта Кьяры Мастроянни и Бенжамина Биолэй более чем убедительны, ведь их объединила не только съемочная площадка, но и совместная жизнь, увенчавшаяся рождением дочери и разводом. «Я потратил на тебя лучшие годы жизни!», — бросит он ей, услышав в ответ: «Так это и были твои лучшие годы»…
На экране меланхоличный Аполлинер соседствует с интимными позами а-ля Поль-де-Кок, но фильм лишь притворяется пикантной комедией о французских нравах. Здесь снова «Все песни только о любви» от Вивальди и Скарлатти до Барри Манилоу «Could It Be Magic», но это сладкая облатка для горькой истории о том, что любовь – это то, что всегда остается в прошлом.
Фильм Оноре – достойная замена сеансу семейной психотерапии. Сценарий, напоминающий пьесу, построен на откровенных разговорах героев со своим прошлым, с теми, кто был в их жизни и кого уже не будет никогда. Интеллектуальное пиршество ассоциаций и очарование заснеженной улочки Монпарнаса, как река разделяющей супругов, сопровождается и киношарадой, разгадывать которую – удовольствие киномана. Пока камера то и дело выхватывает здание бара Rosebud (намек на «Гражданина Кейн») из афиши Cinéma les 7 Parnassiens, складывается приговор героям и зрителям – «По воле божьей» (Франсуа Озона) – «Мы, животные» (Джеремайя Сагар). Обжалованию не подлежит.
@Эмилия Деменцова