Что значит образование через всю жизнь
Lifelong Learning — Образование длиною в жизнь
Рассказываем, почему постоянное образование — это необходимость, какие плюсы оно дает, а также как сделать его частью своей жизни.
Что такое непрерывное образование
Из-за таких изменений возникло новое понимание непрерывного образования — lifelong learning. От обычного образования в рамках школы или университета lifelong learning отличается тем, что человек сам направляет себя в получении знаний и находит свой собственный уникальный путь. Конечно, это не значит, что традиционные институты полностью исключаются из образовательного процесса. Они становятся скорее промежуточными ступенями, а общий вектор задает любознательность и личные интересы самого человека. К тому же сейчас появилось множество возможностей для их реализации помимо вузов — от образовательных платформ до YouTube-каналов. Но о них чуть позже.
Чем полезно непрерывное образование
Помогает в карьере
Например, вы лингвист по образованию и лучше всех понимаете, что такое язык и как он работает. При обычном раскладе у вас было бы два пути — либо пойти в науку и стать академиком, либо связать свою жизнь с написанием или переводом текстов. Но если вам интересны математические модели и программирование, вы могли бы освоить нужные навыки и стать компьютерным лингвистом. Такие специалисты разрабатывают, например, системы автоматического перевода для Google и Yandex. Не стоит и говорить, как они ценятся на рынке труда.
Обратный пример: вы программист и отлично шарите в плюсах, питоне и шарпе. Иностранный язык для работы вам вроде бы не нужен, но если вы его освоите, сможете устроиться в зарубежную компанию, существенно поднять зарплату и уровень жизни. Неплохо, правда?
Поддерживает ментальное здоровье
Мы думаем, помним, чувствуем, воображаем благодаря способности нашего мозга к выстраиванию нейронных связей, иными словами, к изменению. Этот феномен называется нейропластичность. С годами мозг костенеет все больше, нейропластичность, а вместе с ней и интеллектуальные способности, снижаются. Впоследствии это может привести к серьезным заболеваниям — в том числе и к болезни Альцгеймера.
Делает жизнь интереснее
Как сделать Lifelong Learning частью своей жизни
Популярные образовательные платформы
Coursera | Курсы по всем специальностям и областям. Платформа сотрудничает с самыми престижными университетами (Стэнфорд) и компаниями (Google). |
Skillshare | Платформа продвигает непрерывное и прикладное образование. Доступны курсы в сфере анимации, дизайна, иллюстрации, фото- и видеосъемки, бизнеса, писательского мастерства. |
GeekBrains | Портал посвящен сферам IT и Digital. Если хотите сменить профессию на более современную, вам сюда. |
Нетология | Еще одна платформа для обучения в Digital-сферах. На ней доступны в том числе и программы высшего образования. |
Открытое образование | Русскоязычный аналог Coursera. Курсы по всем направлениям от ведущих российских университетов. |
Постнаука | Бесплатные видеолекции из самых разных областей знания. |
Арзамас | Гуманитарный образовательный портал про историю, литературу, культуру, искусство. |
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:
Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ КАК ПРИНЦИП ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (ОДНОВРЕМЕННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, САМООБРАЗОВАНИЕ)
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ КАК ПРИНЦИП ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (ОДНОВРЕМЕННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, САМООБРАЗОВАНИЕ)
Специальность «Технология продукции общественного питания»
ГБПОУ ВО «БТЭТ» г. Борисоглебск
Научный руководитель: Разуваева Е.В
Время, когда полученной некогда информации и образования хватало на всю жизнь, давно прошло. По оценке экспертов, в начале XX века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня же информация – это беспрерывный и постоянно изменяющийся поток. Бешеный темп жизни учит нас быстро адаптироваться, меняться, а главное – совершенствоваться. Сейчас для того чтобы быть высококлассным специалистом, недостаточно иметь красный диплом и опыт. Тем, кто не хочет терять статус «мастера своего дела», необходимо следить за нововведениями, совершенствовать имеющиеся навыки и приобретать новые, ведь именно в расширении своей базы знаний, постоянном повышении своего профессионального уровня и кроется успех. И потому непрерывное образование сегодня – не прихоть, а необходимость.
Но в прошлом веке этот вопрос не стоял настолько остро. Актуальность темы непрерывного образования возросла с переходом мира в информационную эпоху. И если раньше определенных знаний хватало для долговременного выполнения работы, то сейчас всё больше людей отказывается от принципа «образование на всю жизнь», выбирая «образование через всю жизнь». Современная программа непрерывного образования предполагает непрерывное получение знаний и навыков с первых школьных лет и после окончания ВУЗа или университета в течение всей жизни с помощью различных способов, таких как получение дополнительного образования, повышение квалификации и самообразование.
Говоря о непрерывном образовании, отдельно стоит отметить такую концепцию как «Образование на протяжении всей жизни», которая включает в себя следующие принципы:
обучение длиной в жизнь;
образование шириной в жизнь;
самомотивация к образованию.
«Обучение длиною в жизнь» подразумевает постоянное развитие в течение всей жизни.
Под «Образованием шириной в жизнь» имеется ввиду совершенствование сразу нескольких видов деятельности для саморазвития и улучшения профессиональной деятельности.
«Самомотивацией к обучению» является полное понимание мотивов и действий, совершающихся для самообразования, стремление к развитию и получению знаний.
И всё-таки стоит отдельно поднять вопрос важности непрерывного образования не только для общества в целом, но и для каждого человека лично. Данное направление имеет следующие преимущества:
В первую очередь, повышение квалификации и постоянное развитие увеличивает конкурентоспособность на рынке труда. Во времена большой конкуренции надо уметь выделяться среди других специалистов, и надежный багаж знаний и навыков – это то, что нужно.
Обновление ранее полученных знаний. Даже те знания, которые являются фундаментальными, имеют свойство забываться. Учеными был создан термин «период полураспада компетентности», когда после окончания вуза происходит постепенное снижение компетентности. Поэтому не только приобретение новых, но и обновление уже ранее полученной информации входит в концепцию непрерывного образования. Из этого следует следующая причина.
Развитие умственных способностей. С возрастом наша умственная активность постепенно идет на спад. Чтобы избежать этого, врачи рекомендуют постоянно заниматься самообучением и познаванием чего-то нового. Таким образом можно не только удержать умственную активность на нужном уровне, но еще и повысить ее.
Но принцип непрерывного образования, несмотря на глобальность, имеет и некоторые недоработки. Среди работающего населения был проведен опрос. Опрашиваемым было предложено ответить на ряд вопросов, среди которых был следующий: «Есть ли факторы, мешающие вам придерживаться непрерывного образования?» По данным опроса основными ответами были:
Недостаток времени. Этот ответ стал лидирующим – его назвали 40% опрошенных. Многим в активном рабочем ритме довольно сложно найти время для самообразования – послерабочее время занимают домашние или другие дела, и не всегда удается вставить в свой график хотя бы час, посвященный обучению.
Затрудненный доступ к обучению и недостаток обучающих материалов в некоторых отраслях – на это пожаловались 10% опрошенных. Несмотря на наличие курсов, образовательных учреждений и книг, иногда доступ к ним бывает затруднен в силу расстояния(для жителей маленьких городов и сел), времени или других причин.
Из-за данных факторов доступность непрерывного образования значительно снижается. Этот опрос показал, что в системе непрерывного образования есть пробелы, требующие исправления или некоторой корректировки, и потому данное направление будет претерпевать различные изменения в будущем.В завершение хотелось бы сказать, что принцип непрерывного образования – большой прорыв в развитии общества. Как и любая другая идея, он имеет свои достоинства и недоработки. Но самое важное – это то, что путь развития данного направления зависит от нас самих. Мы уже сейчас можем поддержать это направление и сделать свой вклад в будущее этого направления, в будущее страны. И в свое будущее. Остальные опрошенные не дали ответа либо назвали другие причины (20%).
Тетюхиной Анастасии Александровны
«Технология продукции общественного питания» 2 курс
Разуваева Елена Викторовна
Профессиональное образование- условия успешной социализации будущих специалистов в современных экономических условиях.
Образование через всю жизнь как принцип жизнедеятельности современного человека(одновременное получение нескольких специальностей, дополнительное образование, повышение квалификации, самообразование).
Технические средства, необходимые для демонстрации доклада
Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего
Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас
Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.
Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.
Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.
Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней
Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
Что почитать по этой теме:
Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.
Как научиться учиться всю жизнь?
Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.
Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:
Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.
Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.
Что почитать по этой теме:
Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.
Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.
Как может выглядеть образование будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.
При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.
Наиболее важные из них:
Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.
Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.
Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.
Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.
Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.
Чему еще нужно учить человека?
Искать и развивать новые увлечения;
Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;
Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;
Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;
Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
Не забывать об этике и морали;
Творчески мыслить и импровизировать;
Понимать принципы предпринимательства и продаж;
Познавать новые языки.
Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.
Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?
По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.
Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.
Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.
Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.
PRAKTIK
Обучение на протяжении всей жизни
Lifelong Learning, обучение на протяжении всей жизни – это непрекращающееся получение и развитие знаний и умений, которое длится всю жизнь человека. Такое обучение может достигаться как формальными методами – получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации – так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из самой жизни.
Lifelong Learning, обучение на протяжении всей жизни – это непрекращающееся получение и развитие знаний и умений, которое длится всю жизнь человека. Такое обучение может достигаться как формальными методами – получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации – так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из самой жизни.
Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.
Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.
Стадии Lifelong Learning
Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.
Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.
Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.
Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.
Философия и содержание Lifelong Learning
Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.
Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.
Особенности Lifelong Learning
Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.
По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.
Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.
А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.
Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.
Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.
Стадии Lifelong Learning
Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.
Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.
Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.
Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.
Философия и содержание Lifelong Learning
Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.
Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.
Особенности Lifelong Learning
Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.
По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.
Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.
А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.