Что значит обратная задача 3 класс
Решение взаимно обратных задач в начальной школе (простые задачи)
ХОД УРОКА
1. Введение.
Перед нашей школой всегда стояла задача построения такой методической системы, которая обеспечивала бы резкое повышение качества знаний при значительной экономии времени, расходуемого на изучение материала. В наше время при все возрастающем потоке информации эта проблема стоит особенно остро.
Еще в 60-е годы Комиссией по определению содержания обучения математике, работающей в АПН СССР, был разработан проект программы по математике. Авторы проекта одним из главных средств ускоренного и сознательного изучения материала в школе считали изменение структуры существующих программ, осуществление более целесообразной группировки вопросов, рациональной группировки вопросов, рациональной последовательности разделов, то есть применение метода противопоставления на уроках математики.
Общепринятая традиционная система обучения математике соблюдает принцип раздельного изучения взаимосвязанных понятий или преобразований. При одновременном изучении взаимосвязанных вопросов в пределах одних и тех же уроков дидактической единицей усвоения становится более крупная единица знаний, чем в случае раздельного изучения их. Переход в обучении к более крупным дидактическим единицам усвоения знаний дает экономию сил и времени.
При изучении задач в курсе математики, как простых, так и сложных, как обычных арифметических, так и типовых оказывается высоко эффективным систематическое применение так называемого метода обратных задач.
Успех обучения решению задач посредством преобразования прямой задачи в обратные задачи объясняется как первопричиной тем, что такой путь заставляет поднимать из сферы подсознания наибольшее разнообразие связей, заключенных в содержании задачи. Это и обеспечивает – на языке дидактики – глубокое и прочное усвоение материала.
На составление и решение обратной задачи уходит несравненно меньше времени, чем на решение новой задачи, так как числовые данные и сюжет остаются прежними; производится здесь лишь логическая операция по переосмыслению ролей чисел; неизвестное в прямой задаче становится известным и наоборот.
Поэтому я взяла для изучения и последующей работы тему “Решение взаимно обратных задач в начальной школе”.
На мой взгляд, самое трудное в начальной школе – научить ребенка грамотно писать, а самое трудное в математике – научить решать задачи.
В процессе работы мне хотелось повысить процент способных детей и уменьшить процент слабых.
Кроме того, в своей работе я стремлюсь к тому, чтобы как можно больший процент детей имел качественный показатель знаний по математике. Далее я опишу, как я этого добиваюсь и каковы результаты молей работы.
Я ознакомилась с мнением различных ученых-методистов (смотреть список литературы) по вопросу классификации задач и решению взаимно обратных задач, как по традиционной, так и по развивающей методике.
Работа со взаимно обратными задачами просматривается у Аритской Н.И., у Свечникова А.А., но у Аритской И.И. нет четкой классификации задач, также, как у Истоминой Н.Б.
Классификация сложных задач в принципе сходна у Эрдниева П.М., Свечникова А.А., Баитовой М.А. но простые задачи Свечников А.А. и Баитова М.А. классифицируют несколько иначе, чем Эрдниев П.М.
За основу я взяла работу над задачами по Эрдниеву П.М., так как на сегодняшний день более четкой классификации задач и методики работы над взаимно обратными задачами я пока не вижу.
Следует отметить существенно важные дидактические достоинства метода обратных задач.
Во время преобразования задачи учащийся выявляет и использует взаимно обратные связи между величинами задачи:
Что означает обратная задача в математике?
Что такое обратная задача?
Начиная со второго класса, детям регулярно задают на дом задания. Большое внимание педагоги уделяют решению задач, ведь именно за них ребенок получает больше баллов на контрольных и тестах.
Понятие «обратная задача» знакомо всем ученикам школы, в которой учатся мои дети, даже тем, кто не любит математику и далек от нее.
В качестве примера рассмотрим задачу с решением в одно действие: На столе было 5 груш и 4 яблока, сколько фруктов было всего. Решение простое: 5+4=9.
В данном случае, можно составить и решить две задачи обратные данной:
Чем больше данных в задаче, тем больше обратных задач можно к ней составить.
Обратные задачи просты и понятны большинству учеников младших классов.
Если же ваш ребенок пропустил эту тему, не понимает, что от него требуется, научить его составлять обратные задачи не составит труда, так как данная тема легко воспринимается даже детьми с гуманитарным складом ума.
Достаточно интересна и познавательна для родителей тема: «Как помочь ребенку преодолеть школьные проблемы», рекомендую с ней, по желанию, ознакомиться.
Обратные задачи
урок на тему «Обратные задачи» в 3 классе
Просмотр содержимого документа
«Обратные задачи»
Тема: Обратные задачи
Цели и задачи урока: знакомство детей с новым математическим понятием: «обратные задачи», установление связи между прямой и обратной задачей;совершенствовать вычислительные навыки, развивать внимание, логическое мышление, математическую речь; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье; прививать гигиенические навыки.
I. Организационный момент.
– Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математическому лесу. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его.
Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка
Где бы нам не пригодилась
Математика.
– Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (Чтобы стать хорошим летчиком капитаном, надо хорошо учиться. Преодолевать трудности, стараться самим добывать знания.)
– С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов на «Светофорчике».
– Ну, что вперед за знаниями.
II. Актуализация опорных знаний.
Первая наша остановка «Соображай-ка»
1. Индивидуальная работа у доски (на местах работа в парах)
Закрепление знаний состава числа.
– Посмотрите, какие чудесные математические ёлочки. Как вы думаете, какое задание я вам хочу предложить? (приложение )
У вас на столах есть карточки с математическими ёлочками
– Каждая пара веточек даёт в сумме число на макушке, числа на веточках могут быть однозначные и двузначные.
(У доски 3 ученика – вписывают числа в круги.
Самостоятельная работа на местах в парах.)
– Кто согласен, покажите зелёный сигнал «Светофора», а кто не согласен – красный.
– С какой целью выполняли это задание? (повторили состав числа, способы получения чисел 7, 11, 15).
Ответ: 55, 50, 45, 35, 25, 15.
– Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
III. Гимнастика для глаз.
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
IV. Постановка темы и цели урока).
– Посмотрите, сегодня к нам на урок снова пришел Учёный Математик
– Как вы думаете, зачем он к нам пришёл? Что-то он не весёлый. Может быть что-нибудь случилось? (У Математика в руках листочек с буквами).
– Оказывается, Математик так спешил к нам, что пока бежал у него по листочку все буквы рассыпались. Поможем Математику расшифровать слово? Поставьте буквы в порядке возрастания их высоты и узнаете слово.
— Какое слово получилось? (Обратные). (Приложение )
– Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать обратные задачи).
– А обратные задачи, это какие?
– Попробуёте сформулировать цель урока? (Узнать о том, что такое обратные задачи и научиться их решать).
Задачи на доске (схемы краткой записи для заполнения учащимися(Приложене).
– Прочитайте тексты. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говориться в задаче? (О листочках). В чём отличие?
На землю с деревьев упало 5 дубовых и 6 кленовых листочков. Сколько всего на земле листочков?
В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Кленовых было 6. Сколько на земле дубовых листочков?
В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Из них было 5 дубовых. Сколько на земле кленовых листочков?
– Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? (Дубовых – 5 л., кленовых – 6 л., не знаем сколько всего на земле листочков).
– Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.
– Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю).
– Чем задача похожа на предыдущую и чем отличается от неё? (В обеих задачах речь идёт о кленовых и дубовых листочках, и в той, и другой
– Запишите кратко условие.
– Что вы можете сказать о решениях этих задач?
– Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? (Известно, сколько всего упало кленовых и дубовых листочков, и на земле кленовых листочков. Не знаем, сколько дубовых.)
– Что надо узнать? Запишите задачу кратко.
– Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
– Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)
– Конечно, это обратные задачи.
– В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи).
– Кто может поделиться с Математиком о том, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное известным), называются обратными первой).
– Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)
– Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).
– Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).
– Проверили мы наши предположения? Математик говорит, что вы молодцы.
V. Работа по теме урока
– Откройте учебник на стр. 39, № 3.
– Откройте тетрадь и запишите номер задания № 3.
— Измерь длины отрезков. Составьте задачу по схеме.
( краткое условие на доске)
– Решение и ответ задачи запишите самостоятельно.
– Составьте обратные задачи (устно). (Коллективное составление с комментированием).
1 вариант: решает задачу с вопросом: Сколько см 1 отрезок?
2 вариант: решает задачу с вопросом: Сколько см 2 отрезок?
Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.
– Кому было легко решать задачи, покажите зелёный сигнал «Светофора».
– Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.
– С какой целью выполняли это упражнение из учебника? (закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи).
VI. Остановка «Отдыхайкино»
Раз, два — хлопок в ладоши
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре,
И на месте поскакать.
На носки, затем на пятки.
Лень отбросить и опять.
Сесть за парту, взять тетрадку,
VII. Работа над пройденным материалом
VIII. Домашнее задание
IX. Рефлексия учебной деятельности
– Вспомните девиз нашего путешествия.
Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка
Где бы нам не пригодилась
Математика.
– Мы сегодня с вами хорошо поработали, и я считаю, что из вас должны получиться хорошие и летчики и капитаны и вы сможете для себя выбрать любую другую нужную профессию. Математические знания важны для всех сфер деятельности.
– Посмотрите, как смотрит на нас Математик. Он улыбается.
– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
– Какие задачи называются обратными?
– Кто испытывал трудности при работе?
– Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить?
– Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика».
– Молодцы! Спасибо за работу на уроке. Наш помощник Учёный Математик благодарит вас и вручает «медальки» за работу на уроке в виде цветных кленовых и дубовых листочков: зелёный – активно работал на уроке, жёлтый – хорошо работал, красный – работал на уроке, но нужна ещё помощь.
Конспект внеклассного занятия по математике для 3 класса на тему «Обратные задачи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект внеклассного занятия по математике в 3 классе на тему: «Обратные задачи»
Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомиться с загадочным и интересным миром занимательной математики. Но для начала я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли. Покажите это при помощи сигнальных карточек.( красный-настроение отличное,к уроку готов, желтый-еще не решил,но буду стараться, зеленый-переживаю,сомневаюсь в своих знаниях).
Ученик зачитывает девиз занятия:
Чтоб водить корабли,
Чтобы летчик стать,
Уметь задачи решать.
Ведь на свете нет профессии пока,
Где бы нам не пригодилась математика.
Ребята, как вы понимаете этот девиз?( в любой профессии нужна математика, чтоб все получалось,нужно преодолевать различные трудности)
Так давайте прямо сейчас начнем преодолевать трудности. Посмотрите на экран, разгадайте ребусы (дети решают ребусы). А сейчас посмотрите на следующее задание, сколько прямоугольников вы видите на экране?( на экране квадрат,разбитый на несколько прямоугольников. Дети считают их количество ).
Не будет в математике удачи,
Коль не подружишься с задачей.
Друзья, что вы знаете о задачах ?(задачи люди начали решать очень давно. Задачи используются в разных случаях, например, при строительстве домов или при совершении покупок)
Назовите основные части задачи.( условие, вопрос,решение,ответ )
А какие виды задач вам известны?( задачи-загадки,задачи-шутки,логические задачи,задачи на смекалку, обратные задачи, задачи с геометрическим содержанием… )
Одна нога и шапка,а головы нет .(гриб)
Кто становится выше,когда садится?( собака)
Сколько ног у жука ?(6)
Сколько ног у паука?( 8)
Ребята,а к какому виду животных относятся жуки ?(насекомые)
А к какому виду животных относятся пауки?( пауки)
Давайте посмотрим как вы справитесь со следующими задачами.
Чему равен периметр треугольника со сторонами 10 см,15 см,18 см и 42 см? ( нет такого треугольника )
Шла Баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?( одна Баба )
Три юные утки в оранжевых шляпках,
Три юные мышки в беретах и тапках,
Три юные кошки с вуалью на лицах,
И три собачонки в рубашках их ситца,
А также три юные толстые свинки
Решили до речки дойти по тропинке.
Но к вечеру дождик полил проливной,
И всем им пришлось возвратиться домой.
Сколько всего было туристов?( 15)
Друзья, существует огромное количество различных задач. Напомните, с какими задачами мы работали на прошлом занятии?( с обратными )
Что такое обратные задачи ?(задачи, в которых известное становится неизвестным, а неизвестное-известным)
Правильно, и сегодня мы продолжим работать по этой теме.
Поставьте перед собою цель.
Предлагается слайд с задачами:
1.На землю с деревьев упало 15 дубовых и 16 кленовых
листочков.Сколько всего на земле листочков?
2. В лесу листопад. На землю с деревьев упал 31 листочек.
Кленовых было 16. Сколько на земле дубовых листочков?
3. В лесу листопад. На землю с деревьев упал 31 листочек. Из
них было 15 дубовых. Сколько на земле кленовых листочков?
Посмотрите на данные задачи. Одинаковы ли они?( нет ).
В чем сходство?( схожи числа и данные )
О чем говорится в задачах? ( о кленовых и дубовых листочках, о том, что они упали на землю )
В чем различие?( вопросы отличаются )
У каждого на столе лежит карточка (Приложение 1)
Заполните самостоятельно карточки, внимательно ознакомьтесь с условием задач, решите эти задачи.( дети самостоятельно заполняют пропуски на карточках )
Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
Как можно назвать вторую и третью задачу? ( обратная первой )
В какой форме мы записали условие задач?( краткой записи )
Как еще можно оформить эти задачи?( при помощи схематичного рисунка )
Ученик демонстрирует у доски схематическую запись задачи.
На разминку становись.
Раз,два,три, не отставай.( повороты туловищем вправо,влево )
Раз, два, три, четыре, пять.
Тот,кто делает зарядку
Может на сплясать вприсядку.( приседания )
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
А теперь ходьба на месте,
Левой, правой, стой, раз-два( ходьба на месте )
Мы за парты сядем вместе.
Вновь возьмемся за дела.
Теперь давайте поработаем в группах.
Сейчас каждой группе я раздам по три карточки .( Приложение 2 )
Выберете только те карточки, в которых вы видите прямую задачу и две обратные ей.( дети работают в группах )
Ребята, зачем мы выполняли сейчас это задание?( чтобы уметь отличать обратную задачу от прямой ). Правильно.
А теперь вновь посмотрите на экран. Прочитайте задачу.
Карандаш стоит 12 рублей, а тетрадь 48 рублей. Сколько стоит вся покупка?
Задание для первой группы: составьте обратную задачу, где неизвестна стоимость карандаша.
Задание для второй группы: составьте обратную задачу, где неизвестна стоимость тетради.
( дети работают в группах ).
Первая группа, зачитайте свою задачу. Вторая группа, решите ее.( ученик из первой группы читает задачу, ученик из второй группы решает ее у доски ).
Теперь послушаем что поучилось у второй группы. Первая группа, решите задачу.( ученик из второй группы читает задачу, ученик из первой группы решает ее у доски. )
Ребята, а с какой целью вы выполняли данное задание?( закрепить умение составлять и решать обратные задачи )
На слайде две задачи:
1. В буфет завезли 3 ящика с печеньем,каждый из них весит по 6 кг. Сколько кг печенья завезли в буфет?
2. Маша собрала 8 сыроежек, а подберезовиков в 3 раза больше. Сколько подберезовиков собрала Маша?
Посмотрите на экран. Перед вами две задачи. Первый вариант составляет обратную задачу к первой, а второй вариант составляет задачу, обратную второй.
Ребята, чему вы сегодня научились?
Какие задачи называются обратными?
Какие цели вы ставили перед собой?
Кто сегодня на занятии испытывал трудности?
Что нужно сделать, чтобы их устранить?
Кому было легко сегодня решать задачи?
Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек( красный-отлично!было интересно! Желтый-я старался, и все получилось, зеленый-нужно повторить материал. )
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-350407
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок математики «Обратные задачи»
Надежда Савченко
Урок математики «Обратные задачи»
Тема: Обратные задачи.
Образовательные: тип по д. ц. изучение н. м.
(по содержанию) дид. ц. формирование знаний.
— познакомить с новым математическим понятием «Обратные задачи», учить применять в практической деятельности, закреплять умение составлять и решать простые задачи;
— совершенствовать технику устного счёта, случаи табличного сложение и вычитания в пределах 20.
Развивающие: развивать внимание, математическую речь, память, логическое мышление, индивидуальные способности, познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, культуру общение на уроке, взаимопомощь, бережное отношение к здоровью.
Раздел: Числа от 1 до 100.
Тема: Сложение и вычитание.
Подтема: Решение задач (5 уроков).
1 и 2 урок – «Обратные задачи»
3 урок – «Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого».
4 урок – «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого».
5 урок – Закрепление решать задачи нового вида.
Изучались «Обратные задачи»
План урока.
1. Организационное начало урока.
б) игровая ситуация
2. Актуализация знаний.
— устный счёт «Волшебная цепочка»
— Определение темы урока. Мотивация решения задач.
Решение задач (простых):
б) по схеме (выбор выражения)
3. Работа над новым материалом.
— решение задач;
а) чтение правила по учебнику и сравнение с выводом урока (закрепление воспроизводящее)
б) воспроизведение творческое
4. Повторение ранее изученного материала.
5. Минутка для любознательных.
Путешествие двух точек.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока.
а) урока
в) игровая ситуация.
1) Повторение ранее изученного материала.
Самостоятельная работа (проверка усвоения таблицы сложения и вычитания в пределах 20.
Карточка 1. Реши примеры. 1 уровень.
Карточка 2. Выпиши примеры с отв. 8. 2 уровень.
Карточка 3. Реши круговые примеры. 3 уровень.
9+3= 7+8 15-9 14-5=9 7+8=15 6+8=14
14-5= 12-5 6+8 12-5=7 15-9=6 9+3=12
Проверка самостоятельной работы.
Подведение итогов урока.
— чему мы учились? (учились составлять и решать обратные задачи)
— что мы научились делать хорошо?
— что хотите делать дома?
— кого из ребят хотите поблагодарить?
Домашнее задание. С. 22
— составить задачу «Знайка»
— обратные медаль «Всезнайка»
— кто выбрал на самую высокую оценку.
2) Чтение вывода по учебнику и сравнение с выводом урока.
Физминутка для глаз.
1) Закрыть – открыть 5-6 раз
2) Круговые вращения вправо-влево, вверх-вниз.
3) Посмотреть на ноготь указательного пальца и поднести к носу.
Решение задачи – с. 22 №1 устно
— как назовём вторую и третью задачи;
Творческое с. 22 №2 письменно.
— прочитайте задачу;
— о ком задача. Запишите кратко.
— решите задачу (3+4=7). Проверяем.
— составить обратные задачи.
— 1 ряд –с вопросом: Сколько поймали лещей?
— 2 ряд –с вопросом: Сколько поймали окуней?
Проверка: 1 рассказывает условие, 2 рассказывает вопрос.
— как решит задачу? (Даю индивидуальные карточки)
— однозначные – руки вверх
Прочитает 3 задачу Саша.
«Блокнот и линейка стоят 9 руб. Линейка стоит 4 руб. Сколько стоит блокнот?
— как изменилось её условие? (известно сколько стоят блокнот и линейка вместе, а блокнот не знаем).
— что же надо узнать? (сколько стоит блокнот)
— как записать решение?
— давайте сравним 3 задачи.
— что вы можете о них сказать? (они похожи, одинаковые).
— что одинакового? (данные, числа)
— чем отличаются? (вопросом)
— чем одинаковы? (числами)
— чем отличаются? (решением)
— какие же задачи называются обратными?
(Задачи, в которых известное становится неизвестным, а неизвестное – известным)
— посмотрите, как улыбается Знайка Математик. Об обратных задачах он и хотел нам рассказать.
— для чего же нам надо знать, уметь, решать обратные задачи? (Зная одну, можно ещё решать две).
— измените задачу так, чтобы она решалась действием «-«
(Убираю листочки после каждой задачи).
Всё меньше листочков,
Сделав задачку.
(Убираю листочки после каждой задачи).
Всё меньше листочков, всё ближе разгадка.
Вот этот уберём мы, сделав задачку.
На доске задачи.
1. Работа над новым материалом.
«Блокнот стоит 5 руб. Линейка – 4 руб. Сколько стоят вместе?
— О чём эта задача?
— Как решить задачу? (5+4=9). Запишите.
— Прочитайте вторую задачу.
«Блокнот и линейка стоят 9 руб. Блокнот стоит 5 руб. Сколько стоит линейка?»
— Как решить задачу? (9-5=4). Запишите.
— Сравните две задачи.
— Чем вторая задача отличается от первой?
(В первой задаче не знаем, сколько стоит линейка и блокнот вместе. Во второй задаче – знаем. Другими словами – поменяем местами).
2) Мотивация решения задач.
— Для чего нужно уметь решать задачи? (Для жизненных ситуаций. Сосчитать деньги в магазине. Шоколад стоит 10 руб. Сколько будут стоить 2 шоколадки, 3 шоколадки и т. д.).
Чтобы задачи верно решать, необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание и обязательно старание.
3) Решение задач. (Подготовительная работа).
— Нарисуйте 4 квадрата на 1 строчке.
— На 2 строчке на три больше.
— Что это значит? (4 да ещё 3)
— Как узнать? 4+3=7 квадратов на 2 строчке.
— Сформулируйте теперь задачу.
На клумбе расцвело 8 астр и 5 роз. Сколько всего астр расцвело?
— Измените вопрос и выберите выражение, которое соответствует.
Анализ урока математики.
Раздел: Числа от 1 до 100.
Тема: Сложение и вычитание.
Тема урока: «Обратные задачи»
По программе (в этом разделе) отводится 5 часов на решение задач. 1 и 2 урок – «Обратные задачи». 3 урок – «задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого», 4 урок – «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого». 5 урок – закрепление умение решать задачи нового вида.
1. Спецификой данного урока является присутствие в нём следующих этапов, т. е. : оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие детьми нового знания, первичного закрепления, самостоятельной работы с проверкой, повторение, итого урока. Таким образом, тип данного урока – введение нового знания.
2. Учащихся класса по их возможностям обучения математикеможно разделить на три группы:
а) дети со слабыми возможностями (плохо развито логическое мышление, слабая память, слабые вычислительные навыки).
б) дети со средними возможностями (усваивают материал программы, самостоятельно выполняют задания 2-го уровня).
в) дети с высокими возможностями (могут выполнить задания более сложные, творческие, 3-го уровня).
При планировании урока я продумала задания для 3-х групп учащихся. Использовалась индивидуальная работа, работа в парах, карточки-помощники, дифференцированная самостоятельная работа и домашнее задание.
3. На уроке решались следующие задачи.
4. Данная структура урока была рациональна для решения этих задач. Каждый этапа урока был взаимосвязан, шло постепенное усложнение заданий, время работы на каждом этапе было определено в соответствии с объёмом материала.
5. Главный акцент на уроке я делала на развитие учащихся. Каждое задание способствовало развитию наблюдательности, сообразительности, мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Виды учебных заданий: репродуктивный, тренировочные (самостоятельная работа, частично-поисковой, творческие.
Функции заданий: обучающая, развивающая, контролирующая.
Дидактическая игра «Разноцветные черепашки» Уже несколько лет я увлекаюсь бисероплетением. Цветы, деревья, украшения – все это чудесно! Но моя страсть – это маленькие животные из.
Решение обратных задач Тема: Решение обратных задач. Цели урока: 1. Учить решать обратные задачи на приведение к единице и на пропорциональное деление. 2. Повторить.