Что значит обозначьте части слова
Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать
Наименьшая значимая часть слова.
Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?
Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.
Что значит «наименьшая значимая часть слова»
Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.
Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.
Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:
Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».
Вот эта наименьшая часть – корень.
Как найти корень слова
Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».
Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:
80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.
У корней должно быть одинаковое лексическое значение
Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.
«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?
Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.
Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».
Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».
От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».
Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.
И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».
Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.
Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».
То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».
Однокоренные слова и формы слов – в чем разница
У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:
Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.
Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.
А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.
Как проверять орфограммы в корнях
Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».
Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.
Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).
Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».
Корни с чередованием надо запомнить.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.
Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.
Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.
Как обозначить значимые части слов?
Что значит обозначьте значимые части слова? Как можно выделить значимые части слова?
Обозначаются значимые части слов следующим образом:
При этом в некоторых словах может быть несколько суффиксов.
Предлог «из-за» относится к сложным предлогам и пишется через дефис.
В современном русском языке приставка «меж» употребляется преимущественно именно в виде приставки, потому и пишется со всеми словами слитно: межконтинентальный,межкомнатный, межатомный, межконтактный, межрайонный, межполосный, межсезонный.
Эта приставка в исконном русском языке когда-то была наречным предлогом, но со временем почти утратила это свое значение и стала частью слова.
Но и до сих пор изредка применяется наречный предлог «меж» в значении «среди», часто имеющий устаревший окрас: меж тем, меж людьми.
В современной речи мы чаще заменяем устаревшее «меж» предлогом «между». Обычно такие случаи написания несложно идентифицировать по смыслу. Если возникают затруднения, то всегда можно проверить написание слова по словарю.
Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «дыхание«:
Охарактеризуем каждый звук:
Букве «Д» соответствует звук_[д]_согласный, твёрдый парный, звонкий парн.
Букве «Ы» соответствует звук_[ы]_гласный, безударный.
Букве «Х» соответствует звук_[х]_согласн., твёрд.парн., глухой непарн.
Букве «А» соответствует звук_[а]_гласн., ударный.
Букве «Н» соответствует звук_[н’]_согласн., мягкий парн., звонк.непарн., сонорный.
Букве «И» соответствует звук_[и]_гласн., безударн.
Букве «Е» соответствует два звука:
_[й’]_согласн., звонк.непарн., мягк.непарн., сонорн.
Части слова
Слово состоит из частей: приставки, корня, суффикса, окончания. Их также называют морфемами. Приставка, корень и суффикс составляют основу слова, они являются значимыми частями слова. Говоря иначе: слово состоит из основы и окончания. Раздел науки, который изучает строение слов и способы их образования, называет словообразованием. Следует разделять понятия морфемного и словообразовательного разбора.
Названия и обозначения
Каждая часть слова имеет название и визуальное обозначение (начертание). Обозначения — как бы «маркеры», которые пририсовывают к соответствующей части слова сверху, снизу или обводкой.
В тетрадных листах обычно слова пишут шариковой ручкой, а части слов выделяют карандашом или шариковой ручкой другого цвета. На школьных досках части слов выделяют мелком или маркером цветом, отличающимся от цвета слова. Наш сайт содержит краткий словарь морфемных разборов с наглядным обозначением морфем.
Группы морфем
Морфемы разделяются на три группы:
В основу слова входят корень и словообразующие морфемы.
Рис 1. Схематическое представление частей слова
Вне рамок школьной программы используется иная терминология для некорневых морфем — аффиксы. Существуют и другие морфемы и их комбинации, но они не входят в школьную программу, поэтому мы их подробно не рассматриваем.
Любая из морфем может отсутствовать в слове, в том числе корень. Однако некоторые учёные считают, что отсутствие корня в действительности является наличием нулевого корня.
Видоизменение морфем
Разбор слова по составу
Разобрать слово по составу − значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:
Приставка − значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Лететь − вы лететь, пере лететь, при лететь, у лететь.
Основа − это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).
Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного «пони» получаем: корень − пони, окончания нет, основа слова − пони.
Порядок разбора слова по составу
а) задать вопрос;
б) определить, что означает слово.
а) отделить часть слова перед корнем;
б) образовать другие слова с этой частью;
в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем);
г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: -.
Образец устного разбора слова по составу
На придорожной 2 траве блестят росинки.
Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:
Состав слова. Значимые части слова
Урок 9. Русский язык 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Состав слова. Значимые части слова»
Здравствуйте, друзья мои!
Сегодня на уроке мы с вами вспомним, из каких значимых частей состоят слова. Но прежде я хочу рассказать вам, что натолкнуло меня на разговор на эту тему. ……
Мне так нравится любоваться природой своего края!
И вот сегодня я, как обычно, гулял в парке. Вдруг я услышал печальные крики стаи птиц, улетающей на юг.
И вспомнились мне строки из песни, написанной на стихи Михаила Васильевича Исаковского:
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать…
И действительно, я не люблю покидать пределы своей страны.
Но ведь я всё-таки профессор в области русского языка. И в этих стихотворных строчках заметил несколько родственных слов. А вы сможете их найти? Попробуйте. Ну что, получилось? Проверьте, эти ли слова вы нашли.
Вы обратили внимание на то, что слово «летят» я выделил только один раз?
Ведь во второй раз оно просто повторяется, то есть это то же самое слово.
А ещё, когда я рассказывал вам о своей прогулке, произнёс слово «улетающей».
Оно тоже родственное выделенным словам.
У всех этих слов одинаковый корень.
Ох, а это что? Ну вот, опять Вирус Ошибкин всё напутал.
Но Вирус забыл правило и сейчас недослушал меня. В родственных словах не только сам корень должен быть одинаковым, но и его лексическое значение.
У слова «лето» такой же корень, но его значение не имеет ничего общего с полётом.
Слово «лето» обозначает пору года.
Значит, оно не родственное словам «летят», «перелётные», «улетать», «улетающей».
А теперь давайте разберём родственные слова из стихотворения по составу.
Возьмём первое слово – «летят». Сначала выделяем изменяемую часть слова, то есть окончание. Для этого изменяем слово: лететь, летит, летим.
Для того, чтобы выделить корень, надо подобрать несколько родственных слов и найти общую часть.
Но у нас уже есть несколько родственных слов и корень найден. В слове «летят» он совпадает с основой.
Пришло время слова «улетать». Изменяем его: улетаем, улетаете.
Итак, мы вспомнили, как выполнять разбор слов по составу и то, из каких частей может состоять слово.
А теперь я хочу вам напомнить, что корень, приставка и суффикс – это те морфемы, которые могут входить в основу и служат для образования новых слов.
Они являются значимыми частями слова. В корне заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов.
Основа – часть слова без окончания.
Окончание – изменяемая значимая часть слова. Оно образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Кстати, подумайте, друзья мои, слова «перелётные» и «перелётная» – родственные?
Я уже вижу возмущённые взгляды многих из вас. Ну конечно, это не родственные слова, а одно и то же слово. Просто разные его формы. Ведь здесь изменилось лишь окончание.
А теперь посмотрите на эти пары слов: Корабль – укор, костюм – кость
У них есть общая часть. Являются ли эти слова родственными.
Конечно, нет! Ведь их лексическое значение абсолютно разное!
Кстати, слова «корабль» и «костюм» словарные. Их написание надо запомнить.
А сейчас я предлагаю вам найти группы родственных слов вот в этой скороговорке.
Продавец в косухе продаёт сухие продукты:
Сухарики, сушки и сухофрукты.
Сухие баранки и крекеры есть.
Но всухомятку не нужно их есть.
Ну что же, давайте проверим.
У слова «продавец» родственным является слово «продаёт», а корень у них – прода-.
А вот слово «продукты» хоть и имеет общую часть, но отличается по своему лексическому значению и родственным не является.
Вторая группа родственных слов – сухие, сухарики, сушки, сухофрукты, всухомятку.
Ну что же, подходит к концу наше время. И сейчас я ещё раз хочу напомнить вам, ребята, что слова могут состоять из корня, приставки, суффикса и окончания.
Корень, приставка и суффикс входят в основу слова. Они являются значимыми частями слова. В корне заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов.
Основа – часть слова без окончания.
Окончание – изменяемая часть слова. Оно служит для связи слов в словосочетании и предложении.
А мне осталось только попрощаться с вами, друзья мои. До новых встреч!