Что значит обозначить орфограммы на месте пропусков
Урок русского языка во 2-м классе «Орфограммы слабых позиций» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
1. Уточнение выводов предыдущего урока
Цель: Восстановить в памяти учащихся выводы предыдущего урока о слабых и сильных позициях гласных звуков, об основаниях для их разграничения, об обозначении буквами звуков в слабых позициях.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Беседа – Что нового о гласных звуках вы узнали на предыдущем уроке? – Какие же позиции гласных звуков вы обнаружили? Какие звуки встречаются в сильной позиции? Какие – в слабой позиции? – Чем отличаются звуки в этих позициях? – Давайте эти различия укажем на схеме Вывод: Вы совершенно правы: в слабой позиции два или несколько звуков заменяются одним. – Проверьте, все ли безударные звуки находятся в слабой позиции, т.е. все ли безударные гласные звуки заменяют несколько ударных. – Внесем изменения в схему. – На какой вопрос мы смогли ответить на прошлом уроке? – В какой позиции, слабой или сильной, находится этот гласный звук? – Вспомним, какими именно буквами обозначали звуки в слабых позициях? – А если один и тот же звук на письме обозначается разными буквами, можно ли обозначать его буквой по слуху? – А как называются такие места в буквенной записи, которые по слуху точно не напишешь? – Нужно ли вам уметь определять позицию гласного звука, который вы обозначаете буквой? – Тогда давайте потренируемся это делать. |
2/ Слабые и сильные позиции звуков. Игра “Королевство гласных звуков”
Цель: В игровой форме повторить не только признаки позиций гласных звуков, но и основания для выделения сильных и слабых позиций звуков.
– Хотите оказаться в сказке? – Прекрасно! Наша сказка называется “Королевство гласных звуков”. – Запомните “волшебные” звуки, которые произнесете по моей команде: [э], [о]. Приготовьтесь. Закройте глаза, произнесите эти звуки и подумайте, почему именно эти звуки “волшебные” (В это время вывожу двух девочек к доске и надеваю заранее приготовленные короны) – Произнесите “волшебные” звуки, откройте глаза. – Вы уже в королевстве гласных звуков. Здесь правят всеми гласными звуками королева и принцесса. Догадайтесь, где королева, где принцесса. Какими звуками правит каждая из них? – Королева и принцесса собирают своих подданных на бал. И в том и в другом дворце идут приготовления. Теперь все зависит от гласных звуков: бал состоится, если гласные звуки правильно определят, чьими подданными они являются. (Раздаю карточки со звуками [á], [ó], [ý], [ú], [ы], [ý] – под ударением, [а], [о], [э], [и], [ы], [у] – без ударения, желающим быть гласными звуками). Задача остальных : проследить, чтобы во дворец не проникли “чужаки”. Предупредите об этом королеву или принцессу вставанием. – Кто из звуков представится первым? (Когда все звуки нашли своих правителей, кроме изгнанных “чужаков” [э], [о], обратим внимание на количество подданных королевы и принцессы / ) – Сколько звуков пришло во дворец королевы? – А во дворец принцессы? – Королева – звуками в сильной позиции, принцесса – в слабой позиции. – Я звук [á]. Пойду во дворец к королеве, т.к. я ударный звук. – Я звук [э]. Отправлюсь во дворец принцессы, потому что я в слабой позиции. (Принцесса может сама отказаться принять этот звук, т.к. без ударения в русских словах нет звука [э]. Указать на “чужака может и любой из учащихся”) – Под ударением возможны любые гласные звуки, без ударения встречаются не все гласные звуки, несколько звуков заменяются одним. |
Физминутка. Бал состоялся. Несколько минут веселой музыки и подвижных танцев.
Цель: создать такую ситуацию, при которой учащиеся убедили бы в необходимости особой записи слов с орфограммами слабых позиций..