Что значит обоюдоострый меч
обоюдоострый меч
Смотреть что такое «обоюдоострый меч» в других словарях:
Обоюдоострый меч — Обоюдоострый мечъ. Ср. И изъ устъ Его выходилъ острый съ обѣихъ сторонъ мечъ. Апок. 1, 16. Ср. Ибо слово Божіе чудодѣйственно и острѣе всякаго меча обоюдоостраго. Матѳ. 4, 12. Ср. Медъ источаютъ уста чужой жены и мягче елея рѣчь ея; но… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Обоюдоострый меч — Книжн. Устар. О том, что может быть использовано двояко, в том числе во вред инициатору действия. /em> Выражение из Библии. БМС 1998, 377 … Большой словарь русских поговорок
Меч — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Меч — Символизирует силу, защиту, власть, королевское достоинство, лидерство, правосудие, мужество, бдительность, физическое уничтожение. мужского начала, активной силы. Фаллический символ, но вместе с ножнами олицетворяет единство мужского и женского… … Словарь символов
МЕЧ — Бросить (положить) меч на чашу весов (на весы). Книжн. Устар. О применении права сильного. БМС 1998, 376. Вложить меч в ножны. Книжн. Устар. Прекратить вражду. /em> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 376; БТС, 539; Ф 1, 67. Дамоклов меч. Книжн. О… … Большой словарь русских поговорок
Меч Сталинграда — Меч Сталинграда. Одна из трёх копий, изготовленных компанией Wilkinson Sword … Википедия
ОБОЮДООСТРЫЙ — ОБОЮДООСТРЫЙ, ая, ое. 1. Имеющий остриё, лезвие с обоих краёв. О. меч. 2. перен. Способный вызвать как хорошие, так и плохие последствия (книжн.). Обоюдоострое решение. О. довод. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
обоюдоострый — ая, ое; остр, а, о. Книжн. 1. Имеющий острое лезвие с двух сторон. О. меч. 2. Способный вызывать противоположные последствия в двух противоположных направлениях; опасный для обеих сторон. О ое решение. О ое средство. Полемика вещь о ая … Энциклопедический словарь
Обоюдоострый меч
Смотреть что такое «Обоюдоострый меч» в других словарях:
обоюдоострый меч — Ср. И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Апок. 1, 16. Ср. Ибо слово Божие чудодейственно и острее всякого меча обоюдоострого. Матф. 4, 12. Ср. Мед источают уста чужой жены и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Обоюдоострый меч — Обоюдоострый мечъ. Ср. И изъ устъ Его выходилъ острый съ обѣихъ сторонъ мечъ. Апок. 1, 16. Ср. Ибо слово Божіе чудодѣйственно и острѣе всякаго меча обоюдоостраго. Матѳ. 4, 12. Ср. Медъ источаютъ уста чужой жены и мягче елея рѣчь ея; но… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Меч — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Меч — Символизирует силу, защиту, власть, королевское достоинство, лидерство, правосудие, мужество, бдительность, физическое уничтожение. мужского начала, активной силы. Фаллический символ, но вместе с ножнами олицетворяет единство мужского и женского… … Словарь символов
МЕЧ — Бросить (положить) меч на чашу весов (на весы). Книжн. Устар. О применении права сильного. БМС 1998, 376. Вложить меч в ножны. Книжн. Устар. Прекратить вражду. /em> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 376; БТС, 539; Ф 1, 67. Дамоклов меч. Книжн. О… … Большой словарь русских поговорок
Меч Сталинграда — Меч Сталинграда. Одна из трёх копий, изготовленных компанией Wilkinson Sword … Википедия
ОБОЮДООСТРЫЙ — ОБОЮДООСТРЫЙ, ая, ое. 1. Имеющий остриё, лезвие с обоих краёв. О. меч. 2. перен. Способный вызвать как хорошие, так и плохие последствия (книжн.). Обоюдоострое решение. О. довод. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
обоюдоострый — ая, ое; остр, а, о. Книжн. 1. Имеющий острое лезвие с двух сторон. О. меч. 2. Способный вызывать противоположные последствия в двух противоположных направлениях; опасный для обеих сторон. О ое решение. О ое средство. Полемика вещь о ая … Энциклопедический словарь
из уст Его выходил острый с обеих сторон меч | Имеющий острый с обеих сторон меч | мечом уст Моих | Из уст же Его исходит острый меч
В этом выражении используется греческое слово ρομφαια, обозначающее длинный одноручный или двуручный меч. В Ветхом Завете еврейское слово חרב – “хереб” (меч), встречается около 400 раз, причем в Септуагинте (греческом переводе) примерно в 200 случаях оно переводится как ρομφαια, а другие 200 мест предлагают в качестве перевода другое греческое слово – μάχαιρα, которое в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей.
Из Ветхого Завета становится понятным образ, в котором слово или язык представлен в качестве оружия:
Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы–копья и стрелы, и у которых язык–острый меч (μάχαιρα) ( Пс.56:5 ).
Вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи (ῥομφαία): `ибо’, [думают они], `кто слышит?’ ( Пс.58:8 ).
Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч (ῥομφαία); напрягли лук свой–язвительное слово ( Пс.63:3-4 ).
Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч (μάχαιρα) обоюдоострый (δίστομος, в еврейском тексте такого слова нет) ( Прит.5:4 ).
Исайя пророчествует о пришествии Иисуса Христа такими словами:
Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч (μάχαιρα); тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня ( Ис.49:1-2 ).
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ( Ис.11:4 ).
На это пророчество, впоследствии, ссылается апостол Павел:
И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес.2 ;8)
Также апостол Павел сравнивает слово Божие с мечём:
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча (μάχαιρα) обоюдоострого (δίστομος): оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ).
А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч (μάχαιρα) духовный, который есть Слово Божие ( Ефес.6:16-17 ).
Выражение ῥομφαία δίστομος (“меч обоюдоострый” т.е. острый с обеих сторон) в Ветхом Завете встречается всего один раз в 149 псалме:
Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый (חרב פיפיות – хереб пифийот) в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуия ( Пс.149:5-9 ).
В Откровении образ Иисуса, который имеет в устах меч встречается 5 раз:
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (ῥομφαία δίστομος); и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей ( Откр.1:16 ).
И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч (ῥομφαία δίστομος) ( Откр.2:12 ).
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом (ῥομφαία) уст Моих ( Откр.2:16 ).
Из уст же Его исходит острый меч (ῥομφαία), чтобы им поражать народы ( Откр.19:15 ).
А прочие убиты мечом (ῥομφαία) Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами ( Откр.19:21 ).
Интересно, что в Откровении слово ρομφαια используется во всех случаях, касающихся описания Иисуса Христа и один раз при описании всадника на бледном коне ( Откр.6:8 ). В случаях же упоминания раны зверя ( Откр.13:14 ), описания всадника на рыжем коне ( Откр.6:4 ) и в выражении: “кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом” ( Откр.13:10 ), используется слово μάχαιρα. Кроме того слово ρομφαια, помимо Откровения, встречается в Новом Завете всего один раз, в Евангелии от Луки:
Далее рассмотрим толкования образа Иисуса, который имеет в устах обоюдоострый меч.
Священномученик Викторин Петавийский (230-303/4):
Посредством острого с обеих сторон меча, выходящего из уст Его, указывается, что это – Он Сам, сейчас принесший всему миру блага Евангелия, а раньше, через Моисея, знание законов. Но поскольку весь род человеческий – как Ветхого, так и Нового Завета – будет судиться тем же самым Словом, то поэтому Он назван мечом. Меч вооружает воина, меч убивает врага, меч карает дезертира. Чтобы показать апостолам, что Он возвестил правосудие, Он говорит: не мир пришел Я принести, но меч ( Мф.10:34 ). И после того, как завершил притчи, Он говорит им:поняли ли вы все это? Они говорят: так. Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Мф.13:51-52 ). Новое – слова Евангелия, старое – [слова] закона и пророков. Что это вышло из Его уст, [открывается в том, что] Он сказал Петру: пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир, – то есть два динария, – за Меня и за себя ( Мф.17:27 ). И Давид схожим образом говорит через Духа: Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это ( Пс.61:12 ), ибо однажды постановил Господь от начала [то], что будет до самого конца. Таким образом, это – два Завета, которые, в зависимости от восприятия времени, называются или двумя динариями, или Новым и Ветхим, или мечом, острым с обеих сторон. Наконец, поскольку сам Судья поставлен Отцом, желая указать на это, – ибо люди будут судиться словом [Его] проповеди, – Он говорит: вы думаете, что Я буду судить вас в последний день? Слово, которое Я говорил, оно будет судить в последний день ( Ин.12:48 ). И Павел говорит фессалоникийцам об антихристе:которого Господь убьет духом уст Своих ( 2Фес.2:8 ). Следовательно, [дух] этот – меч, острый с обеих сторон, выходящий из ус т Его[1].
Острый меч означает или два Завета, или то, что мы читаем о Премудрости: закон и кротость на языке у нее ( Притч.31:26 ), то есть суд и мил ость[4].
Блаженный Иероним Стридонский (ок. 347 — 30.09.419/20):
Эти, ликующие на постелях своих, – говорится о святых, говорится о мужах совершенных, – что еще есть у них? И мечи обоюдоострые в руках их ( Пс.149:6 ). Мечи обоюдоострые, мечи святых остры с обеих сторон. Мы читаем в Иоанновом Откровении, что читается и принимается в Церкви – ибо находится не среди апокрифов, но среди церковных писаний, о Господе Спасителе: И из уст его выходил острый с обеих сторон меч. Таким образом, видишь, святые приняли эти обоюдоострые мечи, которые они держат в руках, из уст Господа. То есть Господь подает ученикам Своим меч из уст Своих, меч обоюдоострый, то есть слово учения Своего. Меч обоюдоострый – и исторически, и аллегорически, и по букве, и по духу. Меч обоюдоострый, поражающий противников и защищающий Своих. Меч обоюдоострый – этот обоюдоострый меч заточен с двух сторон: Иоанн говорит и о настоящем веке, и о будущем; и здесь поражает противников, и в вышних открывает Царство Небесное[1].
Латинский христианский писатель Фульгенций, епископ Руспийский (467-533):
Так, Исаия говорит о Сыне: жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ( Ис.11:4 ). О котором и апостол говорит: которого Господь Иисус убьет духом уст Своих ( 2Фес.2:8 ). Также Сам единственный Сын Божий обозначает этого Духа уст Своих, вдыхая после Своего воскресения в учеников, говорит: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ). Действительно, из уст Самого Господа Иисуса, говорит Иоанн в Апокалипсисе, потому что выходил острый с обеих сторон меч. Следовательно, Дух уст Его – это сам меч, выходящий из Его уст[1].
Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.):
Обоюдуострым мечем называет или нечестивых отлучение, «острейшее паче всякого меча обоюдуостра» ( Евр. 4:12 ), или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека[5].
Мечем обоюдуострым называет или Евангельское учение, образующее сердце и отделяющее верных от нечестивых, или же осуждение, отсекающе е нечестивых[2].
Оружием называется наказание, которое будет послано на нечестивых и грешников по праведному суду и повелению, произнесенному из уст Божиих[4].
Епископ Примасий Карфагенский (VI век):
Ромфея (ῥομφαία) же – ниспосланные заповеди, каковыми побеждаются по Божьей воле высокомерные – а те, которые под законом согрешили, по закон у осудятся ( Рим.2:12 )[3].
Церковный писатель Апрингий († сер. VI в.):
Сказано, что из уст Его исходит острый меч, который есть власть закона и строгость Судящего. Он сохраняет острие для правосудия, чтобы все разделять и полагать предел деяниям каждого[4].
Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.):
Видение, давая точнейшее описание, помещает [меч] в уста. Этим обозначено, что все имеет бытие по Слову Божию и тот, кто в чем-либо преступает Его веления, не останется безнаказанным[4].
Кесарий, митрополит Арелатский (470 – 543):
Под обоюдоострым мечом понимается власть Христа, которой защищаются праведные и наказываются неправедные[4].
Каждое из семи посланий Асийским церквам начинается одним из описаний Иисуса Христа, содержащимся в первой главе. Образ Иисуса, который имеет в устах обоюдоострый меч, также присутствует среди этих упоминаний:
[1] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:16
[2] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:02:12
[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:02:16
[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:19:15
[5] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:15
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Откр. 1:16
Свт. Андрей Кесарийский
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей
Сщмч. Викторин Петавийский
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей
Он держал в деснице Своей семь звезд. Мы сказали, что Святой Дух в семи силах был дан в Его власть от Отца, как Петр восклицает к Иудеям: Он, быв вознесен десницею Божиею, излил принятый Им от Отца Дух, тот который вы видели и слышали (Деян. 2, 33). Но и Иоанн Креститель в предвосхищении сказал своим ученикам: не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3, 34–35). Итак – это семь звезд.
И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Его лицо было Его явлением, посредством которого Он говорил с людьми лицом к лицу. Слава же солнца меньше, чем слава Господа, но из-за восхода, заката и опять восхода Писание уподобило Его лицо славе солнца, потому что [Христос] был рожден, пострадал и воскрес.
Толкование на Апокалипсис.
Блаж. Иероним Стридонский
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей
Трактат на Псалмы.
Беда Достопочтенный
И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей
Каким явился Господь ученикам на горе [Фавор], таким после суда Он явится всем святым. Неблагочестивые же на суде увидят Того, с Кем сражались. Все, присущее Сыну Человеческому, присуще также и Церкви, с которой Христос сделался единым существом, наделив ее честью священства и правом суда, чтобы она просияла в Царстве Отца Его, подобно солнцу.
Изложение Откровения.
Фульгенций Руспийский
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей
О вере.
Экумений
Он держал в деснице Своей семь звезд
Как я полагаю, звездами он называет святых ангелов по причине обильного сияния Христа, присутствующего в них. Ибо они по правую Его руку, ибо этого почетнейшего стояния они удостоились от Бога и на руку Божию словно бы опираются.
Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П.
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Значение слова «обоюдоострый»
1. Имеющий острое лезвие с двух сторон. Обоюдоострый меч.
2. перен. Способный вызвать противоположные последствия в двух противоположных направлениях. Древнерусское судопроизводство допускало извет, как частное средство возбуждения судного дела, но средство обоюдоострое: подводя оговариваемого под пытку, изветчик и сам мог ей подвергнуться. Ключевский, Курс русской истории.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
обоюдоо́стрый
1. имеющий острое лезвие с двух сторон
2. перен. способный вызвать последствия в двух противоположных направлениях; опасный как для той, так и для другой из противостоящих сторон
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова возлегать (глагол), возлегал: