Что значит обобщить и систематизировать
Чем отличается систематизация знаний от обобщения знания?
Проблемы обобщения и систематизация знаний в преподавание
Есть целый ряд вопросов, связанных с процессом обучения который волнует любого педагога:
— как интересовать учащегося заниматься дома?
— как добиться большей эффективности усвоения материала непосредственно на
занятиях?
— как усовершенствовать в преподавании систематизицмя и обобщение тем, разделов курса.
Для разрешения этих вопросов современная методика преподавания отводит больщую роль систематизиции и обобщению знаний. Систематизировать и обобщать знаний можно различными приемами:
1.Составлять письменные и устные ответы обобщающего характера
2.Рещать комбинированные задачи требуюшие знаний из разных разделов курса ( внутри предметные связи)
4.Составлют сравнительные таблицы
Естественный спрособ научить систематизировать знаний по теме сводиться к постановке вопросов, требующих ответов которые оформляется в виде таблиц. Это можно разделить на три этапа.
Этап I.Выбирается один объект,
Этап II.Рассматривается два или несколько объектов,
Этап III.Сложным видом работы по систематизации и обобщению знаний является составление таблиц ставннения целых разделов или тем. Цель
применения схем в учебном процессе-научить учащихся самостоятельно составлять подобные схемы в новых для них проблемных ситуациях. Этот вид учебной работы является, очевидно, средством согласованного развития памяти и продуктивного мышления учащихся.
В преподавание различных тем курса можно и использоват структурно логические схемы. После изображения структурно логической схемы, педагог, затратив 2-3 мин. учебного времени, разъясняет самое главное, существенное. Этот прием, видимо высщая ступень обобщения и систематизации применительно к усвоению материала, излженного преподавателем и записанного в тетрадях учащимися.
Практика обучения показывает, что доводить при этом до сведения учащихся весь объем предпологаемых конечных результатов учения в системе градации «знай-умей»
нежелательно. Применение таблиц и других схем имеет наибольшое эффект систематизации и обобщении знаний тогда, когда обънм знаний «отображенный» в таблице или схеме не превышает знаний учашихся на 10-15%.
Систематизация и обобщение знаний
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основы систематизации и обобщения знаний
Систематизация и обобщение знаний – это важное направление работы в учебно-воспитательном процессе, ориентированное на развитие навыков самообразования.
Проведение уроков данной направленности носит общеметодологический характер и базируется на принципах развивающего обучения. Иными словами, для его организации применяется деятельностный подход в обучении и воспитании, исключая классическую информационную и объяснительную работу.
Применение приема систематизации и обобщения в организации учебно-воспитательного процесса позволяет структурировать полученную информацию, чтобы освоить достаточно большие ее объемы, сохранить и закрепить в сознании.
Структурирование информации предполагает ее систематичное и поэтапное освоение с прослеживанием определенной логики и связей между изучаемыми объектами, процессами и явлениями. Устное и письменное изложение усвоенного материала, должно также осуществляться в логической последовательности, быть осознанным и целостным.
Систематизация необходима для лучшего и эффективного усвоения образовательных программ. При непонимании учащимися систематических связей и логики процессов и явления, взаимосвязей между теоретической учебной информацией по различным направлениям и ее взаимодействия с практикой, наблюдаются сложности с усвоением знаний, а также развитием процессов запоминания. Систематизация способствует развитию мыслительных процессов и памяти, что положительно сказывается на качестве образования в целом.
Систематизация знаний – это мыслительный процесс, основанный на формировании системы из объектов и процессов исследования, путем применения определенных приемов и принципов систематизации. Разновидностью процесса систематизации является классификация – группировка объектов по разнообразным основаниям и параметрам.
Готовые работы на аналогичную тему
Обобщение знаний – это выявление качеств, отношений, тенденций развития, исследуемых объектов и процессов, на основе чего происходит формирование инновационных научных направлений, понятий, концепций, происходит преобразование объектов, освоения ядра знаний.
Применение систематизации и обобщения способствует развитию аналитического мышления, формирует навыки абстрагирования, сравнения, проведения аналогии и конкретизации.
Целевое назначение урока систематизации и обобщения знаний
Уроки систематизации и обобщения строятся на основе принципов развивающего обучения и предполагают применение инновационных методик и форм обучения.
Такие уроки бывают нацелены на:
Для уроков обобщения и систематизации педагог занимается подборкой дидактического материала. Широкое распространение получило применение различных графиков, таблиц, схем, инфограмм. Они помогают составить детальное представление о тематике прохождения урока. При использовании графиков или схем, внимание учащихся акцентируется на отдельных элементах и их взаимосвязях, чтобы научить их сравнивать, сопоставлять объекты и их признаки, а также факторы, оказывающие влияние на их развитие.
Этапы прохождения урока по систематизации и обобщению
Организация урока по систематизации и обобщению информацию проходит поэтапно:
Основными приемами, посредством которых осуществляется систематизация и обобщение знаний являются следующие:
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок обобщения и систематизации знаний
В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.
Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы
По требования ФГОС указывают два вида целей :
Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.
Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний. Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.
На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.
Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний
Уроки общеметодологической направленности должны строиться по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.
Вот примерная структура построения такого урока:
1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты.
У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.
Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.
Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:
Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.
Разные виды мини-опросов. Желательно чередовать виды опросов, комбинируя разные типы вопросов – от редуктивных до творческих и объемных.
Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но по которым остались вопросы и уточнения.
Мизансцены — довольно эффективный прием, с помощью которого легко не только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую обстановку.
Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.
3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.
Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:
Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.
Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.
Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.
В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.
Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.
4. Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.
Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.
Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые затрагивают межпредметные и метапредметные связи. Например, вы изучали по математике теорему Пифагора. Можно предложить текст, демонстрирующий, как с помощью данной теоремы решаются практические задания.
5. Закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.
Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.
Например, если вы изучали тему «Стили речи», то можно, к примеру, попросить учащихся расшифровать язык СМС или интернет-сообщений и попробовать определить стиль речи.
На уроках математики, например, предложить задачу, для решения которой нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от обратного».
На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.
На данном этапе можно использовать следующие приемы:
Работа по карточкам.
Исследования или мини-проекты.
Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.
7. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.
Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.
На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Поэтому предложенную структуру можно рассматривать лишь как пример. А каждый учитель адаптирует эту схему для себя, ориентируясь на свой предмет и поставленные задачи.
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3) Актуализация знаний
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Систематизация и обобщение знаний — Принципы и виды систематизации и обобщения
Основная цель систематизации знаний и умений заключается в выявлении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, чтобы были созданы условия для последующего вовлечения учащихся в активную творческую деятельность.
Прежде всего, эта цель связана с определением качества обучения учащихся — уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. Во-вторых, конкретизация основной цели систематизации связана с обучением учащихся приемам межсистемной и самосистемной систематизации, формированием потребности в самоконтроле и самонаблюдении.
В-третьих, эта цель подразумевает развитие личных качеств учащихся, таких как ответственность за проделанную работу и проявление инициативы.
Если перечисленные цели систематизации знаний и умений учащихся реализованы, то можно сказать, что систематизация выполняет следующие функции:
Контрольная функция заключается в выяснении уровня знаний и способностей учащихся, уровня их интеллектуального развития, в изучении степени овладения методами познавательной деятельности, умениями рационального учебного труда.
С помощью систематизации определяется исходный уровень для дальнейшего приобретения знаний, умений и навыков, изучается глубина и степень их приобретения. Запланированное сравнивается с фактическими результатами, определяется эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция систематизации заключается в совершенствовании знаний и навыков, их систематизации. В форме студенты повторяют и закрепляют пройденный материал. Они не только воспроизводят то, чему научились ранее, но и применяют знания и навыки в новой ситуации.
Форма помогает студентам выделить главное в предмете, чтобы сделать проверяемые знания и навыки более ясными и четкими. Систематизация также помогает обобщить и систематизировать знания.
Суть диагностической функции систематизации заключается в получении информации об ошибках, недостатках и пробелах в знаниях и умениях учащихся и их причинах, вызывающих затруднения учащихся в освоении предмета, количестве и характере ошибок. Результаты диагностических обзоров помогают выбрать наиболее интенсивные методы обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция формы служит для получения прогностической информации о процессе обучения и воспитания. В результате форма дает основания для прогнозирования хода определенного участка учебного процесса: достаточно ли развиты определенные знания, навыки и умения, чтобы справиться со следующей частью учебного материала (раздела, темы).
Результаты прогнозирования используются для создания модели дальнейшего поведения студента, который сегодня допускает ошибки данного типа или имеет определенные пробелы в системе методов познавательной деятельности.
Прогнозирование помогает сделать правильные выводы для дальнейшего планирования и реализации учебного процесса.
Развивающая функция систематизации заключается в стимулировании познавательной активности учащихся, развитии их творческих способностей. Систематизация имеет необычайные возможности в развитии студентов. В процессе систематизации развиваются язык, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Систематизация оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Ведущей функцией систематизации является получение информации о том, в какой степени отдельный ученик и класс в целом достигли цели обучения — насколько хорошо они усвоили материал и насколько глубоко они изучили предмет. Систематизация помогает учащимся ориентироваться в своих трудностях и успехах.
Выявляя пробелы, ошибки и недостатки учащихся, она указывает им направление, в котором они должны стремиться совершенствовать свои знания и навыки. Систематизация помогает студентам лучше узнать себя и оценить свои знания и навыки.
Воспитательная функция систематизации заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к учебе, дисциплины, аккуратности и честности.
Форма побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Это необходимое условие для воспитания сильной воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Акцент на функции систематизации подчеркивает ее роль и значение в процессе обучения. В процессе обучения сами функции проявляются в различной степени и комбинациях. Реализация выделенных функций на практике делает систематизацию более эффективной, а сам процесс обучения становится более эффективным.
Принципы и виды систематизации и обобщения
Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной. Давайте объясним эти принципы систематизации более подробно.
Целесообразность предполагает четкое определение цели каждой формы. Цель определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств систематизации. Цели систематизации подразумевают ответы на следующие вопросы: что должно быть протестировано, кто должен быть опрошен, какие выводы можно сделать по результатам формы, какой эффект ожидается от внедрения формы. При определении целей систематизации исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе образования.
Объективность систематизации предотвращает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают реальную успеваемость учащихся и снижают педагогическую ценность систематизации. Объективность систематизации зависит от многих факторов. К ним относятся: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность отбора и выбора объектов и содержания систематизации, обеспечение методов обработки, анализа и оценки результатов систематизации, организация систематизации. Объективность и качество систематизации во многом зависят от решения этих вопросов.
Всесторонняя систематизация означает охват большого содержания материала, подлежащего изучению. Этот принцип предполагает усвоение основных идей курса и приведение учебного материала в соответствие с определенными содержательными центральными линиями курса и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и форм деятельности. При таком обилии материала для исследования усложняется методика создания заданий, то есть предъявляются повышенные требования к методике отбора и сбора формообразующих объектов.
Регулярность относится к постепенной систематизации, связанной с самим процессом обучения.
Индивидуальность систематизации требует оценки знаний, навыков и способностей каждого ученика.
В зависимости от того, кто проводит систематизацию результатов обучения, различают следующие три типа систематизации:
В систематизации знаний и навыков учащихся учителем выделяются следующие компоненты:
Определение содержания систематизации зависит от целей изучения конкретного сегмента учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержания таким образом, чтобы они служили основой для разработки инструментов систематизации знаний и навыков учащихся.
Рассмотрим два из них.
Первый подход относится к указанию качеств, которые должны быть присущи знаниям и навыкам учащихся, сформированным в результате обучения: Полнота, глубина, обобщение, осознание.
Второй подход связан с определением уровней усвоения знаний и соответствующих видов деятельности. Выделяют следующие уровни обучения: узнавание, запоминание, воспроизведение.
Оценка и маркировка.
Процесс систематизации знаний и навыков студентов связан с оценкой и выставлением оценок. Необходимо различать эти понятия.
Оценка — это процесс, действие (деятельность) по оценке, осуществляемое человеком.
Знак выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условное формальное выражение.
Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем сравниваются действия ученика. Если действия, выполняемые учеником в настоящем, сравниваются с аналогичными действиями того же ученика в прошлом, мы получаем персональный метод оценки. Когда сравнение проводится с установленной нормой (примером) выполнения действия, мы используем нормативный метод. При сравнительном оценивании поведение одного ученика сравнивается с поведением других учеников.
Личностный метод оценивания учитель обычно использует в текущей учебной работе;при подведении итогов изучения предмета, итогов четверти и т.д. — нормативный.
Оценка и зачет основываются на знаниях и навыках, которые студент продемонстрировал в процессе систематизации. Одним из показателей, которые учитель может использовать для оценки этих знаний и навыков, являются ошибки, которые учащиеся допускают при работе с предложенными учителем средствами систематизации.
Дефекты делятся на ошибки и недочеты.
Ошибка — это ошибка, которая указывает на то, что ученик не овладел знаниями и умениями (относящимися к контролируемому разделу, теме), определенными учебной программой по математике для средней школы.
Недостаток — это ошибка, которая указывает либо на недостаточно полное, прочное овладение базовыми знаниями и навыками, либо на то, что программа не относится к базовым знаниям. К недостаткам также относятся неточность в записи решения, небрежное выполнение чертежа при решении задачи и т.д.
Заранее определенная классификация ошибок на неисправности и недостатки является условной. Размытая грань между ошибкой и недочетом может быть одной из причин необъективной оценки знаний и навыков студента.
Формы систематизации
В зависимости от форм обучения на практике различают 3 формы систематизации: индивидуальную, групповую и фронтальную.
При индивидуальном контроле каждому ученику дается собственное задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма систематизации подходит, когда целью является выяснение индивидуальных знаний, навыков и способностей отдельных учеников.
Такая форма систематизации всегда является плановой: Учитель определяет, когда, кого, с какой целью он хочет спросить и какие средства он будет использовать для этого.
При проведении такой систематизации знаний класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается тестовое задание. В зависимости от цели систематизации перед группами ставятся одинаковые или разные задачи.
Используется групповая форма систематизации:
Иногда групповая систематизация проводится в форме сжатого интервью.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой систематизации проверяется правильность восприятия и понимания учебного материала, выявляются слабые места в знаниях учащихся, недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю своевременно планировать меры по их преодолению и устранению.
Роль взаимной систематизации качества и эффективности учебной деятельности студентов трудно переоценить.
Она способствует развитию таких личностных качеств, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимная систематизация также помогает учителю реализовать форму знаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная форма организационной готовности к обучению (установление взаимной систематизации домашних заданий) и частичная, эпизодическая взаимная форма знаний учащихся (проверка ответов на уроке, проверка письменных работ). Систематическая взаимная форма знаний, навыков и умений используется очень редко. Давайте обсудим методологию этой формы.
Каждому ученику дается карточка с вопросом, ответ на который он должен хорошо знать; на обратной стороне карточки написаны имена нескольких учеников и даты, в которые они должны быть опрошены по этому вопросу. В каждый из назначенных дней владелец карточки задает одному из учеников свой вопрос и одновременно должен ответить на вопрос, который находится на карточке этого ученика. В день перед формой студенты предупреждают друг друга, на какие вопросы им предстоит ответить. Обратная связь обычно дается в последние три минуты каждого урока. За правильный ответ ученик ставит знак плюс, а за неправильный ответ или отказ от ответа — знак минус. Учитель регулярно проверяет карточки. В тех случаях, когда было много минусовых оценок, проводился дополнительный самоформат во внеурочное время. В конце четверти проводится систематический опрос всех учащихся, чтобы определить не только общий уровень знаний, но и то, насколько честно и строго каждый опрашивал своих одноклассников.
Взаимное распространение знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает их интерес к знаниям и даже делает их популярными. Взаимная систематизация раскрывает индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения со сверстниками.
Самооценка
Хороший урок всегда имеет сверхзадачу, которая сводится к этим навыкам и варьируется в зависимости от темы урока. В одном случае речь идет об обучении анализу, умению распознавать закономерности, задавать вопросы и делать выводы.
В другом — в формировании у студентов критического отношения к результатам своего труда, требовательности к себе. Проблема формирования у учащихся уверенности в своих силах также требует постоянного внимания со стороны преподавателя. Известно, что многие студенты боятся приступать к решению задач, алгоритм которых им неизвестен. Иногда возникает страх перед трудностями, неспособность преодолеть их самостоятельно. Из этой ситуации есть только один выход — привить учащимся умение и навыки самосистематизации. Это важно с образовательной, психологической и педагогической точки зрения. Ведь в этом случае студенты фактически участвуют в управлении собственной учебной деятельностью. Это порождает в них удовлетворенность учением, работой, позволяет поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности. Укажем методы формирования критического отношения студентов к результатам своей работы. Студентам предлагается рассмотреть и оценить решения ряда примеров. Обычно эти решения содержат типичные ошибки, которые необходимо обнаружить. Иногда необходимо выяснить, является ли ответ на задание правильным. Навыки самосистематизации также можно развивать на увлекательных заданиях, основанных на повседневных шутках. Они подходят как для младших, так и для старших классов. Они нравятся всем ученикам, даже тем, кто не очень хорошо разбирается в математике.
Трудно поддерживать интерес учащихся к предмету, если единственная цель — научить их выполнять действия по заданному образцу. Поэтому, помимо изучения алгоритмов, необходимо научить студентов осознанно и творчески их использовать. Вот распространенный метод такого обучения. Сразу после того, как учащиеся освоили все шаги алгоритма, им дается задача, которую нужно решить, используя выученный алгоритм, но не самым рациональным способом. Более приятное решение получается, если не следовать алгоритму, а просто проанализировать проблему и сделать правильные выводы.
На уроках геометрии иногда полезно «закончить» задачу. Обычно для доказательства они выбирают задачу из учебника. Они записывают его состояние, а то, что нужно доказать, придумывают сами.
Рассмотрим еще несколько приемов работы учителя по воспитанию потребности в самоконтроле на уроках математики.
Иногда нецелесообразно давать определение в его окончательном виде. Более содержательные беседы с классом получаются, когда учащиеся предлагают свое собственное определение, которое затем уточняется.
Почти все задания, предлагаемые студентам, сформулированы положительно (доказать, найти). Появились и упражнения другого типа (истина, проверка), но их очень мало. Нет и упражнений на опровержение утверждений, хотя они чрезвычайно полезны. Упражнения такого типа легко получить из положительных задач, особенно для доказательств.
Если ученик дал письменное решение задания (на доске или в тетради) с ошибкой, то в других случаях не стоит спешить ставить отметку. Если есть возможность дать ему/ей время на поиск собственной ошибки, этим следует воспользоваться. Если обнаружена ошибка, снижать оценку не обязательно.
Класс работает самостоятельно. Выборочно просматривая некоторые решения, учитель видит множество ошибок, самые поучительные стоит показать всем ученикам в классе.
На уроке дается задание и ответ к нему. У кого-то есть другой ответ. Не спешите — мы поможем только после того, как наши собственные попытки найти ошибку ни к чему не приведут.
Очень рискованная, но заслуживающая внимания техника.
Учитель берет довольно сложную задачу и пишет ее на доске. Если им удастся решить эту проблему, возможно, это будет не самый лучший способ. Студентам напоминают, что первый вариант не всегда является лучшим решением.
В результате описанной работы у учащихся начинает развиваться потребность в самоконтроле.
Распространенным способом организации самосистематизации при обучении математике является указание ответа (известного заранее или распространенного среди учащихся). Для некоторых студентов при выполнении трудоемких заданий достаточно проверить конечный результат. Другие должны давать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания, даже если у них еще не сформировались прочные навыки.
Среди учебных заданий, стимулирующих самосистематизацию в работе учащихся, определенное место занимают задания с программированной систематизацией. Такие задания позволяют повысить интенсивность работы студентов в самоподготовке, они удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения достигнутых индивидуальных результатов.
Последовательная работа по обучению навыкам систематизации и самосистематизации в математической деятельности учащихся может дать замечательные результаты. Одновременно растет общая математическая культура учащихся, их работы и ответы становятся более понятными.
Средства и методы систематизации и обобщения в обучении математике
Среди способов систематизации выделяют: устную форму, форму письменных и графических работ и форму практических работ.
Устная форма организуется по-разному в зависимости от цели и содержания проверяемого материала. В задачи формы входит: проверка выполнения домашнего задания, определение готовности учащихся к изучению нового материала, проверка уровня понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания, будут даны ссылки на материал предыдущего урока или отдельных разделов и тем курса.
Устная методология состоит из двух основных частей:
Составление тестовых вопросов и заданий является важным элементом устной формы. Качество вопросов определяется их содержанием, типом умственной деятельности учащихся при ответе на них, а также словесной формулировкой.
При составлении вопросов всегда предполагается, что проверяемые знания — это те, которые являются основополагающими в курсе или относительно трудными для освоения учащимися, или те, которые необходимы для успешного освоения последующих разделов и тем курса. На выбор вопросов влияет тип формы: чтобы уточнить содержание вопросов для текущей формы, необходимо проанализировать связи изучаемого материала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой формы — выявить ведущие знания и способы работы с ними. Кроме того, устная форма считается эффективной, когда она направлена на раскрытие понимания знаний и осознание их применения, когда она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Качество вопросов определяется типом умственных действий, которые учащиеся выполняют при ответе на вопрос. Поэтому в задания теста включены вопросы, активизирующие память (воспроизведение изученного), мышление (сравнение, доказательство, обобщение) и язык. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют студентов применять полученные знания в практической деятельности.
Качество устной формы зависит от выбора, последовательности и формулировки предлагаемых вопросов. Каждый вопрос должен быть, во-первых, сфокусирован и логически завершен, а во-вторых, предельно краток, лаконичен и точен.
Вторым компонентом устной формы является ответ студента на вопросы. В дидактической литературе выделяют два условия для качественного приобретения знаний учащимися:
Студентов можно прерывать только в том случае, если они не отвечают на вопрос, а отклоняются в сторону. При оценке ответа студента необходимо обратить внимание на точность и полноту ответа, последовательность изложения и качество языка.
Устные техники используются на разных этапах урока. Выбор той или иной техники во многом диктуется целью и логикой урока.
Форма письменной — графической работы.
Вторым широко используемым методом систематизации в обучении математике является форма письменной и графической работы. Данный метод имеет свои качественные характеристики: большая объективность по сравнению с устной формой, охват необходимого количества тестируемых, экономия времени. Применение письменных работ используется для:
В методологии письменной графической работы выделяют четыре основных этапа: Подготовка, организация, проведение, анализ результатов.
Для подготовки необходимо: определить назначение формы, выбрать содержание объектов формы, составить тестовые элементы. Большую помощь здесь оказывают учебные пособия «Книга для учителя», «Дидактические материалы», тестовые примеры в журнале «Математика в школе».
При организации контрольной работы учащимся объясняют, в каких рабочих тетрадях ее проводить, какие задания выполнять, как задать название работы, как создать решение и сколько времени работать над работой. Следите за тем, чтобы каждый ученик выполнял работу самостоятельно.
Анализ ответов учеников эффективен, если он проводится по определенным схемам (схемам поэлементного анализа). Тщательно проведенный анализ позволяет детально изучить недостатки и достижения отдельных учеников, выявить типичные ошибки и основные трудности учащихся, изучить причины их возникновения и наметить пути их устранения.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института