Что значит обеспечить ребенку возможность успеха
Зачем ребенку нужен опыт успешных дел?
Ребенок должен чувствовать, что он может достичь успеха.
О том, как важно в детстве участие детей в разных проектах, которые приносят успех.
В детстве непременно каждый ребенок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Такого явного успеха, от которого мурашки по коже. Ведь успех дает уверенность в своих силах. Успех побеждает страх. Успех делает людей победителями. Успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе. К тому же успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была выбрана вашим ребенком, необходимо помогать в достижении цели. И обязательно праздновать успех с детьми. И это должно быть осознано и признано вами. Ребенок, который испытал успех, очень отчетливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам.
А как прекрасен успех после провала и ошибок! Он еще ценнее и желаннее. Вспомните хотя бы спортсменов, достигших высоких результатов после неоднократных неудачных попыток. Но ведь успех — это необязательно трудный путь! Это может быть путь созидания и удовольствия.
Очень обидно, что в школах чаще всего детей убеждают в том, что только через трудности можно стать настоящим человеком и получить признание в виде хороших отметок в дневнике. В общем, путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит, быть в движении. Движение — значит, действие. Неслучайно существует такая мудрость: «под лежачий камень вода не течет». Ничего не произойдет: ни успеха, ни разочарования, если ребенок не начнет сам искать и пробовать. И родительские ограничения, и благие намерения здесь неуместны. Очень полезно развивать в детях способность к созиданию, особенно в игре. Тогда у ребенка возникают радостное настроение и желание творить. И вы увидите, как ребенок сам поведет вас в нужном направлении.
Я бы хотела разделить два вида успеха или, вернее, представление о них. Это успешность в личных победах ребенка: спорте, творчестве, проектах, в активной жизни, в способности достигать желаемого. Это то, что мы делаем в жизни. И успешность отличника в школе. Это совершенно разные пути, и, как доказывает жизнь, великолепная успешность в школе не гарантирует успеха в жизни. А вот активная жизненная позиция ребенка в школе, внеучебная деятельность все в той же школе приведут к хорошим результатам и успеху в будущей жизни ребенка. Такие дети и в жизни взрослой активны и деятельны. И добиваются, как правило, больших высот. Но опять-таки в школах существует крен: в активисты выдвигают, как правило, только отличников и хорошистов. А отнюдь не тех, кто мог бы повести за собой. Лидеров пытаются вырастить из послушных учеников.
Поражает другое: в жизни учителя в большинстве своем нормальные люди. Мыслят конструктивно и читают современные книги про воспитание и образование детей, а воспитывают и образовывают детей в школе по-старому. И только когда речь заходит об их собственных детях, учителя возмущены образованием, которое, оказывается, совсем не приспособлено к жизни! Вот такой замкнутый круг.
Хотя такая образовательная система существует не только в России, это мировая проблема детского обучения. И в Америке, и в Европе, и даже в Японии. Знаменитый учитель и основатель всемирно известного института воспитания талантов Синити Судзуки еще в середине двадцатого века выявил эту проблему. И сегодня, в веке двадцать первом, к сожалению, ничего не меняется.
Советую прочитать книгу Синити Судзуки «Взращенные с любовью» тем, кто мечтает воспитать талант. Я во всем поддерживаю великого педагога и поэтому обращаю ваше внимание на компетентное мнение талантливого учителя, который много лет посвятил взращиванию талантов.
«Почему все дети обладают прекрасной способностью без труда овладевать родной речью? В этом и таится секрет воспитания всех человеческих способностей. Школа изо всех сил пытается научить, но не добивается в этом особых успехов. Очевидно, она пользуется неправильной методикой. Мой опыт убеждает меня в этом. Основной упор школа делает на информирование и инструктирование, а внутренняя жизнь и развитие ребенка при этом игнорируются. До сих пор еще не проводились детальные исследования, как приобретаются способности. Само слово «образование» тесно связано по значению с понятием «образ», то есть предполагает воспитание чего-то цельного и законченного. Но школа вкладывает в это понятие только обучение и инструктирование, забывая о его подлинном значении. Даже в начальной школе детям всего лишь сообщают какие-то знания, информируют об определенных вещах, а потом проводят тест за тестом, чтобы выяснить, сколько из всего этого они запомнили. На основании тестов делаются далеко идущие заключения: «Ребенок обладает высокими способностями», «Ребенок нуждается в дополнительных занятиях», «Ребенок не способен к обучению».
Детей нельзя классифицировать на основании тестов. Тесты служат только для того, чтобы определить, что ребенок усвоил или не усвоил из изложенного ему материала. Все контрольные работы отвечают только на вопрос, какие проблемы ребенок не понял, то есть на самом деле по ним можно судить скорее о способностях учителя, а не ученика. К сожалению, в современной школе на основании тестов оценивается только ученик.
Ребенка посылают в школу вовсе не для того, чтобы определить уровень его способностей на основании тестов. Однако школа видит свою главную цель прежде всего в том, чтобы разложить по полочкам способности учащихся. Это совершенно неправильный подход.
На мой взгляд, школа выполнила бы свою главную задачу, даже если бы она на протяжении всех лет обучения воспитывала в детях только одно главное умение. Например, если бы ребенку день за днем внушали, что он должен проявлять доброту и внимание к окружающим в повседневной жизни — в школе, в общении с друзьями, в семье — насколько счастливее стало бы наше общество! Однако сегодня все воспитание сводится только к одной прописной истине: «Будь вежлив!».
В мире полно интеллектуалов, которые точно знают, что к людям надо относиться с обходительностью, но на деле проявляют холодный эгоизм. Была бы моя воля, я бы полностью изменил всю систему образования, чтобы она не только давала детям знания, но и «образовывала» их в полном смысле этого слова, воспитывала, раскрывала человеческий потенциал, основываясь на естественном развитии ребенка. Именно поэтому я прилагаю все силы к распространению методики воспитания талантов. Только от воспитания зависит, кем станет тот или иной ребенок. Я молюсь о том, чтобы все дети в мире стали счастливыми людьми, обладающими выдающимися способностями. И я прилагаю все свои силы, чтобы эти мечты стали явью, так как убежден, что все дети рождаются с неисчерпаемым потенциалом».
Развивает ли наша школа у ребенка уверенность в своих силах, дает ли возможность понять себя, воспитывает ли успешность? Я-то разговор веду вот к чему: если родители это все понимают, тогда только от них и зависит успех детей. И в данном случае школа ни при чем. Есть золотое правило: если нет возможности поменять систему, поменяй свое отношение к этой системе. Большой, крупный успех рождается из очень маленьких достижений. А еще это напрямую связано с верой в себя.
Моя маленькая дочка Алиночка просто обожает танцевать, она это делает с каким-то особым чувством, с эмоциями и очень экспрессивно. С самого рождения она остается очень подвижным ребенком, и конечно, на эти способности мы обратили внимание уже давно. Как только включалась музыка, наша девочка вскакивала моментально и начинала танцевать. А если ей не удавалось вылезти из коляски, к примеру, то руки и ноги Алины начинали двигаться в такт музыке. На лице обязательно появлялись эмоции, и такая реакция, как правило, была на любую музыку. Но где-то в три года мы стали замечать, что роковые композиции ее интересуют больше, чем детские песенки. Как-то переключая каналы телевизора, Алина остановилась на музыкальном канале, где звучала композиция молодежной девчачьей группы «Принцесса авеню», исполняющая современный рок. Дочь моментально начала подтанцовывать в ритм музыки, закидывать голову, трясти головой, изображая, что у нее гитара в руках. И с такой от- чаянной энергией, что я даже испугалась за Алину. Вдруг закружится голова, или она потеряет равновесие и упадет. Но танец продолжался до тех пор, пока не кончилась музыка.
Мы начали наблюдать за нашим ребенком. Алина очень часто внимательно смотрела на исполнителей рока и моментально копировала их движения. Было очень забавно видеть ее страстные танцы. Иногда она даже брала палки в руки и изображала барабанщицу: изо всех сил тарабанила по табуретке в такт музыке.
Алина и Марк родились в марте. С разницей в два года и два дня. Поэтому дни их рождения мы всегда празднуем вместе. Эти праздники всегда проходят весело и шумно. Много гостей (у наших друзей почти у всех по двое или трое ребятишек), танцы, игры, конкурсы. Обычно Матвей делает подборку музыки для детской дискотеки, а я готовлю разные призы.
И вот очередной день рождения Марика и Алиночки. Все как всегда идет по плану: именинники счастливы, гости довольны. Матвей всех приглашает в зал на дискотеку и включает первую композицию — группу «Ранетки» (они исполняют очень популярную среди подростков-девчонок одноименную песню). И тут наша Алина прямо-таки выпрыгнула в центр, сдернула заколку с волос и начала свои танцы. Гости-родители открыли рот от удивления — такой экспрессии от маленькой девочки никто не ожидал. Кто-то сразу стал снимать ее на видео, кто-то хохотал, а мы подбадривали и кричали: «Давай, Алиночка, жги!» И она старалась: и попой крутила, и плечами трясла, и голову закидывала. Дети вокруг Алины веселились от души и прыгали зайчиками. Когда музыка кончилась, гости потребовали исполнения на бис, и Алина еще три раза повторила свое выступление, пока не устала. Все с восторгом смотрели на юную артистку, хвалили и целовали ее. И конечно, признали королевой дискотеки. Алина была явно счастлива. Праздник прошел великолепно. Уже вечером, засыпая, дочь сказал мне по секрету: «Мамочка, я очень довольна. Я сегодня была самая красивая! Запиши меня в школу танцев, я буду танцевать с другими девочками, которые танцуют, как я».
Вот вам крошечный пример из жизни маленького человека. Даже четырехлетний ребенок, испытав успех, ищет подсознательно возможность дальнейших побед. И если его одобрили и оценили близкие люди, то он осознает правильность своих действий.
Одна моя знакомая, очень даже неплохая журналистка, рассказала мне свою историю. Историю о том, как она попала в журналистику. И мне кажется, это очень показательный пример того, как успех может решать будущее.
Лена заканчивала класс, но никак не могла определиться, куда же ей поступать после школы. Училась она хорошо, можно сказать, ровно. И как ей тогда казалось, способностей супервыдающихся у нее не было. Родители все были заняты на работе — в общем, банальная история. Таких, как Лена, и сейчас в школе тысячи. И вот как-то перед Новым годом в школе объявили о проведении университетом олимпиады по литературе, на которой результаты оценивать взялись преподаватели вуза. Лена, естественно, никогда не претендовала на участие в подобных мероприятиях. Как обычно, выдвинули защищать честь школы подружку Лены — Женю.
В общем, наверное, Женя опять справилась бы с поручением на «отлично». Но она заболела ангиной, и мама Жени предложила Лене поучаствовать в конкурсе вместо дочери. Женщина неплохо знала Лену, поскольку девочки давно дружили. Знала, что Лена много читает, прилежная и неглупая девочка, да и школу бы она не подвела, все-таки пятерка по русскому языку у нее была всегда. Мудрая мама так воодушевила Лену на участие и так расхвалила учителям, что в итоге именно Лена должна была участвовать в олимпиаде. Всю субботу девочка готовилась к конкурсу, а в воскресенье прибыла в университет. Предложили три темы сочинения, и когда школьница увидела, что одна из тем по творчеству Булгакова, она пришла в полный восторг. Булгаков был ее любимый автор.
Через несколько дней стали известны результаты. Лучшей работой была признана работа Елены Соловьевой. В школе победительница принимала поздравления и была на седьмом небе от счастья. От успеха кружилась голова. И как мне рассказывала сама Лена Соловьева: «Хотелось еще что-нибудь писать, писать и писать!» Но когда ее пригласили в университет на вручение подарков, главным подарком оказалось мнение одного из преподавателей вуза.
«Я был поражен вашей работой, — сказал мэтр журналистики после торжественной части, — как вы великолепно знаете материал, как вы чувствуете Булгакова, как вы умеете современно анализировать, думать и размышлять. Мне кажется, вы очень гуманный и честный человек. Бесспорно, из таких, как вы, получаются неплохие журналисты. » И это решило все!
Опыт успешности: как сформировать его у ребенка
Просто хвалить – мало…
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными в себе, смело берущимися за новые задачи, не пасующими перед трудностями и, в конечном итоге, становящимися победителями. Возможно, вы даже знаете рецепт такого педагогического чуда – чаще хвалить ребенка. Однако нетрудно заметить, что он… не работает!
Безусловно, хвалить и поддерживать ребенка нужно, но если трехлетний малыш еще поверит, что его рисунок «самый-самый красивый на выставке», а поделка – «самая нарядная и аккуратная», то уже первокласснику трудно делать вид, что он лучший, если занял последнее место в состязании. В результате родительская похвала обесценивается.
” Важно: демонстрировать ребенку свою любовь можно и нужно без малейшего повода, а вот хвалить стоит только за дело.
Ничуть не лучше, если ребенок остается в плену родительской лести. Вместо уверенного в себе человека вырастает самоуверенный – а ведь это далеко не одно и то же! Зачастую его решения основываются не на знаниях и опыте, а лишь на убежденности в собственной непогрешимости, а в провалах всегда виноват кто-то еще: злая учительница, пристрастный судья, потом несправедливый начальник…
” Важно: хвалить можно (и нужно!) не только за медали, кубки и очки, но и за прилежание, за то, что сегодня получается лучше, чем вчера, наконец, за то, что не бросил дело, а довел его до конца.
Как создать повод для похвалы
В теории все это понятно, но порой родители, тщательно обозрев прошедший день (пару дней, неделю), обнаруживают, что искренне похвалить ребенка не за что. И дело вовсе не в придирчивости мамы или папы. Просто создавать такую ситуацию – это тоже задача родителей!
Дело по плечу
Прежде всего, перед ребенком необходимо поставить конкретную, не слишком простую, но и не слишком сложную задачу, которая будет ему интересна. Внимательно прислушивайтесь к пожеланиям самого ребенка – если его планы не противоречат его безопасности, пусть испытает свои силы!
” Важно: перед дошкольником большую часть задач ставит родитель, но нужно постепенно делегировать ребенку право выбора цели – только так можно привить ему умение действовать самостоятельно.
Всемерная поддержка
Мало поставить перед ребенком цель, нужно еще и организовать условия для ее выполнения. К примеру, вы решили поручить малышу поливать цветы. Они должны стоять так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, но не мог случайно уронить (начать новое дело с неудачи – такое никого не вдохновит). Выберите цветы, которые переживут недолив и перелив, и периодически мягко напоминайте ребенку о его новой обязанности.
” Важно: если среди растений будут те, что зацветут – это отличный ободряющий стимул!
Ни шагу назад
Задача, которую вы ставите перед ребенком, не должна быть слишком простой. Ведь этот опыт нужен только для того, чтобы заслужить ваше одобрение, и даже не для того, чтобы приобрести новые знания (не все станут цветоводами). Главное, ребенок сам должен осознать, что справился с очередным вызовом. Справился с один – справлюсь и с другим, вот что должно запомниться!
” Важно: дело не только в том, похвалите вы ребенка, или не похвалите; у него формируется опыт успешности – он взялся за новое дело, освоил новые навыки, успешно его завершил. С каждым новым опытом уверенность в своих силах возрастает, а ваша похвала – дополнительный стимул!
Помогите преодолеть неудачу
Решение сложной задачи может завершиться неудачей. Как быть? Использовать ее как ступеньку для дальнейшего роста!
Неудачи в жизни ребенка были, есть и будут, когда он станет взрослым. Опыт одних только удач даже вреден, поскольку малыш будет бояться провала, и чем дальше, тем больше. Жизнь без страха ошибки, знание, что все их допускают, и ошибки можно и нужно исправлять – одно из важнейших для уверенности в себе.
Допустим, из-за неумелого полива растение погибло. Покажите, как можно взять веточку/листик у растения, как его укоренить и вырастить новый цветок.
” Важно: объясните ребенку, какие знания и умения ему понадобятся, чтобы справиться с новой задачей. Понятный план – то, что нужно для уверенности в себе.
Зачем вообще нужно взращивать успешного человека?
Действительно, мнение, что главное – любить ребенка, а остальное как-то само собой приложится, достаточно распространено среди родителей. Этого действительно достаточно внутри семьи, но чтобы уверенно выйти за ее рамки, ребенок должен уметь принимать новые вызовы и справляться с ними, причем постепенно переходить от обучения и повторения за учителем к созданию нового, экспериментального. Все это невозможно без ощущения уверенности в своих силах, без опыта успеха.
Мы обсуждаем воспитание детей, но… если вы сомневаетесь в своих силах, то многое можно применить и к себе, правда? Главное, не бойтесь ошибок и не забывайте себя хвалить!
Успех, а что это?
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Возможно, вам будет интересна новая статья на нашем сайте
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными в себе, смело берущимися за новые задачи, не пасующими перед трудностями и, в конечном итоге, становящимися победителями. Возможно, вы даже знаете рецепт такого педагогического чуда – чаще хвалить ребенка. Однако нетрудно заметить, что он… не работает!
А может, вообще не нужно пытаться прививать ребенку опыт успеха? Нужны ли детсадовцам амбиции. Обсудим?
Разберемся в понятиях. Достижение успеха и избегание неудач – это два вида мотивации, т.е. того, что движет человеком. Один человек – стремится достичь успеха, ищет пути и способы, делает ошибки. Другой – избегает неудачи, выбирает легкие задачи и отказывается от сложных, при ошибке прекращает стараться и идти в ту сторону, отказывается от деятельности.
Поведение человека, ведомого первым мотивом, будет отличаться от поведения человека, ведомого вторым мотивом.
Человек, руководимый мотивом достижения успеха :
- ставит перед собой адекватные своим способностям крупные цели
выбирает не самый легкий путь, но самый эффективный по результату
самосовершенствуется, развивается в личностном и профессиональном планах
видит зону своей ответственности
анализирует ошибки, делает выводы и корректирует свою деятельность
знает свои сильные и слабые стороны и использует это знание
Человек, руководимый мотивом избегания неудач :
- ставит перед собой или маленькие цели или непомерно высокие, нереалистичные. Т.е. и те и другие неадекватны его способностям. Первые он достигает, но не считает это хорошим достижением, а вторые – не достигает и считает это подтверждением своей «неудачности».
выбирает самый легкий путь
не считает нужным доучиваться и развиваться
всю ответственность перекладывает на окружающих – винит всех: от членов семьи до правительства и государства
боится ошибок, считает их крахом и при первой же ошибке или отличии результата от ожидаемого, бросает дело
не знает свои сильные и слабые стороны
Согласно исследованиям, наилучшие результаты достигает тот человек, у которого есть обе эти мотивации примерно в равных долях. Если же преобладает одна, любая из них, эффективность достижения цели будет ниже.
Как родителю помочь ребенку сформировать адекватную мотивацию? Прежде всего «сколько ребенка не воспитывай, он все равно будет вести себя так же как родители, поэтому прежде всего развивайтесь сами.
1. Учитесь ставить цели, расписывать задачи и план достижения цели. Подключайте ребенка к обсуждению целей и задач. Помогайте ему превращать его желания в цели.
Например, ребенок хочет получить «5» за четверть по предмету. Это цель. Насколько же она достижима? Если до этого ребенок учился по предмету на «2» и «3», то получить «отлично» будет маловероятно; а вот если нацелиться на «4», то это уже выполнимо. Для того чтобы достигнуть этой цели, ребенку требуется получить по предмету на уроках в основном оценки «5». Задачи можно поставить такие: каждый день заниматься этим предметом в течение 30 минут, или решать по 5 задач в день и т.п.
2. Задумайтесь, что и как часто вы делаете для саморазвития. Если родители берут книгу в руки раз в год, то и ребенок брать ее чаще не будет. Если родители выходной проводят перед телевизором, то и ребенку трудно будет объяснить, зачем нужна музыкальная школа или танцы.
3. Постепенно передавайте ответственность за ребенка самому ребенку (по мере его возможностей) – пусть он сам подбирает одежду по погоде, собирает школьную сумку, распределяет свое время между уроками, играми, общением, обязанностями, развлечениями и отдыхом. И пусть он сам несет за это ответственность, т.е. сталкивается с последствиями.
4. Объясните, что ошибаться – это не только нормально, но и полезно. На ошибках учатся, как говорят. Не старайтесь предупреждать ошибки, если они не опасны для жизни ребенка. Вам с вашим опытом понятно, что это сделать не получится, пусть и ребенок опробует сам. Избегайте обвинений «я тебе говорила, что не надо так», вместо этого принимайте ошибку как факт, событие.
5. Помогайте ребенку тогда и только тогда, когда он просит. И только в том, о чем просит. Уточняйте «в чем тебе помочь», «что сделать, чтобы помочь тебе». Помните, что «помочь» это совсем не то же самое, что «сделать вместо ребенка».
Специалист по работе с молодежью
Мезенцева Н.В.
МБУ Центр «Радуга»
Mama-Olga писал(а): |
Я думаю, что достаточно не прорвоцировать комплекс неполноценности в ребенке, дать понять, что у него все будет получаться. И все будет хорошо. |
Присоединяюсь. Пореже говорить ребенку, что он не такой, как надо, почаще хвалить, если что-то получилось хорошо. Еще, мне кажется, важно видеть небольшие детские успехи. Например, если ребенок научился шнурки завязывать, то для кого-то это мелочь, а для него настоящий успех. За него надо обязательно похвалить. И тогда он в следующий раз будет стараться еще чему-нибудь научиться.
Монтессори что значит обеспечить ребенку возможность успеха монтессори
Педагогика Монтессори: что это и кому подойдёт
Сложно найти родителя, который никогда не слышал о садах и школах Монтессори — они есть практически в каждом городе. Многие сгорают от желания отдать туда ребёнка. Рассказываем об особенностях этой методики, основных принципах и возможных недостатках.
История появления
Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!
Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора.
В чём суть педагогики Монтессори
Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.
Основные принципы методики
Преимущества системы
Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.
Минусы системы
Кому подойдёт система Монтессори
Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит.
Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.
В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.
Резюме
Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.
Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.
Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы
Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.
1. Кто такая Монтессори и что это за система?
Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.
2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.
5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.
3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?
По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.
4. Что такое обучение даёт детям?
Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.
5. Где этому учат?
Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.
Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет
Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.
В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.
Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.
6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.
Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.
Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы
Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
7. В чём минусы такой системы?
Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.
С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.
8. Кому это не подходит?
Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.
Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.
9. Где узнать про систему Монтессори больше?
Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.
Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.