Что значит обэп в полиции
Что такое ОБЭП (ОЭБ, ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК)
Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у сотрудников этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.
Начнем с экскурса в историю. Подразделения полиции по борьбе с преступными деяниями в сфере экономики существуют не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта — именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
Проверки ОБХСС
На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.
После произошедшего во второй половине 80-х годов прошлого века переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее, до 1985 года сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.
В феврале 1992-го в результате упразднения МВД СССР с передачей материальной базы и штата сотрудников МВДРФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах, в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.
Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году после ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачи её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованные впоследствии в результате слияния в единое Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).
В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБ стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.
Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления по субъектам Российской Федерации и территориальные отделы при УВД Например, в Москве этой работой занимается УЭБиПК ГУ МВД РФ по г. Москве,также отделы при окружных УВД (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности. Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП. Следует иметь ввиду, что на уровне районных отделов полиции (ОВД) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции не существует.
Таким образом, структура подразделений полиции по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:
ГУЭБиПК в составе МВД России;
УЭБиПК при Главных управлениях МВД РФ по субъектам федерации;
ОЭБиПК при управлениях внутренних дел, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;
ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.
В структуре Главного управления ОЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:
в сферах ТЭК и химии;
в сферах финансовой деятельности и банкротства;
в сферах машиностроения и металлургии;
в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.
Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует. Между тем, подразделения ОЭБиПК всех уровней активно взаимодействуют с налоговыми органами в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. При необходимости сотрудники УЭБиПК, ОЭБиПК участвуют в проведении совместных с налоговыми инспекциями налоговых проверок. Если по результатам проверки начислены налоги, достаточные по сумме для возбуждения уголовного дела, материалы передаются следователям Следственного комитета РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Управление «П» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в промышленной сфере.
Управление «К» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в кредитно-финансовой и банковской сферах.
Управление «Т» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в транспортной сфере.
Управление «М» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в государственных министерствах, таких как МВД, Минюст и МЧС.
Управление «Н» — борьба с контрабандой и распространением наркотиков.
Организационно-аналитическое управление, не имеющее буквенного кода.
Чем занимается ОБЭП?
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах :
Федеральный закон «О полиции»;
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?
Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Что проверяет ОЭБ (ОБЭП)?
Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.
Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.
Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел. В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.
Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения, Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката, специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.
Чем может закончиться проверка ОБЭП
Задача сотрудников ОБЭП — собрать доказательства экономического преступления, а затем передать их в следственный комитет. В этой статье разбираемся, что считается экономическим преступлением, когда и к кому ОБЭП может прийти с проверкой и какие могут быть последствия.
ОБЭП — отдел по борьбе с экономическими преступлениями — еще в 2011 году переименовали в ОЭБиПК — отдел экономической безопасности и противодействия коррупции. Но в статье мы будем использовать старое название, чтобы получить побольше трафика из поиска.
Какие преступления считаются экономическими
Экономические преступления — это обман покупателей, государства или других компаний с целью получить прибыль. Такими преступлениями считаются продажа поддельных кроссовок, взятки, контрабанда и подделка бухгалтерских отчетов для уменьшения налогов.
Все виды экономических преступлений описывает восьмой раздел уголовного кодекса, в нем 58 статей. Вот несколько преступлений в сфере экономики, которые могут стать основанием для проверки ОБЭП.
Преступление
Пример
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
Угрожать владельцу магазина ограблением и требовать платить за безопасность
Продавать варежки в инстаграме без регистрации ИП
Незаконная розничная продажа алкогольной продукции
Продавать коньяк и водку без регистрации ООО и лицензии
Незаконное использование средств индивидуализации товаров
Шить и продавать поддельные кроссовки с логотипом «Nike»
Контрабанда табачных изделий
Провезти через таможню три ящика сигарет или табака без оформления
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок
Дать взятку отделу закупок, чтобы победить в тендере
Легализация денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Открыть салон красоты, чтобы отмывать деньги от продажи наркотиков и оружия
Основания для проверки ОБЭП
Экономическими преступлениями занимается специальный отдел — ОБЭП. Задача отдела — выявить признаки преступлений, найти и собрать доказательства, чтобы затем передать их в органы предварительного следствия. Для этого и проводят проверки.
Еще ОБЭП может прийти с проверкой из-за коррупционных преступлений — это дача и требование взятки, подкупы должностных лиц.
Для проверки ОБЭП нужны основания:
Бывали случаи, когда проверки начинались по заявлениям от анонимных информаторов.
Когда ОБЭП получает сообщение, поручение или заявление, он разрабатывает план оперативного мероприятия. Это может быть поездка в офис с осмотром помещения или изъятием документов, которые как-то подтверждают преступление. Еще могут получить санкцию суда на прослушку телефонов компании или слежку.
Полномочия сотрудников ОБЭП при проверке
Сотрудники ОБЭП могут проверять организации, ИП и физлиц. Все проверки ОБЭП — внеплановые и без предупреждения.
Во время проверки сотрудники могут:
Еще могут прослушивать телефоны, следить за владельцем компании, проводить контрольные закупки и внедрять агентов под прикрытием.
ОБЭП пришел с проверкой. Что говорить
Как только сотрудник ОБЭП пришел в офис или магазин, он должен показать свое удостоверение.
В настоящем удостоверении сверху будет полное наименование органа: «Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции», печать и фотография. В поддельных удостоверениях часто изменяют одно-два слова в наименовании органа.
Если есть подозрения, что удостоверение — подделка, нужно позвонить в ОБЭП своего района и узнать, проводится ли проверка. Еще можно позвонить в дежурную часть УВД или ГУВД и спросить, есть ли такой сотрудник у них в штате.
Обычно сотрудники ОБЭП объясняют, что проверка проводится по заявлению, и просят позвать директора компании или начальника. Затем осматривают помещения и опрашивают директора и сотрудников.
В идеальном мире к опросам ОБЭП готовятся заранее с юристом, а в реальном нужно запомнить главное: отвечать коротко и только на тот вопрос, что задают.
Вопрос ОБЭП
Опасный ответ
Коротко и по существу
Вы торгуете поддельным алкоголем?
Лично я — нет, в магазине какой-то алкоголь продают, но кажется, что он настоящий
Ваш работодатель занимается отмыванием денег?
Отмывание — это что? Не знаю, какие-то люди иногда приносят деньги, но это не мои работодатели
Мне не ясна суть вопроса
Кем и как давно вы здесь работаете? Что входит в ваши обязанности?
Я продавец, здесь работаю год, продаю товары, иногда подписываю договоры на поставки товаров и налоговые декларации
С января 2018 года, продавец, отпускаю товары покупателям, пробиваю кассовые чеки, рассчитываю покупателей, слежу за сроком годности товаров
Все ответы ОБЭП записывает на бумаге, а потом сотрудники компании ставят подпись: «С моих слов записано верно, мною прочитано». Расскажите сотрудникам, что записано должно быть слово в слово, а если где-то неверно — нужно исправлять на верный вариант. Эти ответы могут использовать против компании, и для возбуждения уголовного дела тоже.
Еще у сотрудников есть право отказаться от опроса на основании 51-й статьи, чтобы не свидетельствовать против себя.
Если ОБЭП посчитает нужным, может изъять документы, компьютеры, жесткие диски или товары, если компанию проверяют из-за торговли нелегальным алкоголем, подделками.
Лучше не мешать сотрудникам ОБЭП проводить проверку, иначе это могут посчитать воспрепятствованием предварительному расследованию, а значит, появится основание для уголовного дела по статье 294.
Стандартный срок проверки — 30 дней, но если руководитель ОБЭП или прокуратура решат, что нужно собрать больше материалов, проверка будет идти дольше.
Результаты и последствия проверки ОБЭП
Допустим, сотрудники ОБЭП пришли осмотреть помещение или забрать документы. Значит, они должны составить протокол осмотра помещения или выемки документов, в котором предприниматель может написать замечание, к примеру:
Если сотрудники ОБЭП изъяли у компании документы и технику, они должны дать предпринимателю возможность сделать их копии на бумаге или флешке, диске сразу или в течение пяти дней. Это нужно, чтобы компания могла продолжать работу.
Итогом проверки ОБЭП может быть два результата:
Если ОБЭП изъял часть документов и не нашел признаков преступления, теоретически с проверкой могут прийти еще раз. Но приходить каждый день не получится: слишком частые проверки можно обжаловать через руководителя ОБЭП, прокуратуру или федеральный суд.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
ОБЭП: расшифровка
В последние годы количество преступлений, связанных с мошенничеством и различной экономической подоплекой неуклонно растет, уступая первенство в этом вопросе только кражам и преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Расследованием и пресечением незаконных действий в сфере экономических вопросов в России занимается специализированный отдел в составе МВД – ОЭБиПК (ОБЭП).
ОБЭП: расшифровка
Аббревиатура ОБЭП расшифровывается как «отдел по борьбе с экономическими преступлениями». Именно под таким названием работал специализированный отдел долгие годы.
Однако в 2011 году официальное название в связи с реорганизацией изменилось – он стал называться ОЭБиПК – отдел экономической безопасности и противодействия коррупции.
Хотя в повседневной жизни многие по-прежнему привыкли именовать его ОБЭП.
Впервые это подразделение появилось в России в 1937 году. Именно тогда указом НКВД СССР был создан отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). По ходу истории название неоднократно изменялось. После распада СССР в 1992 году МВД СССР и МВД РСФСФ были объединены и подразделение называлось ГУЭП МВД (Главное управление по экономическим преступлениям).
Основная деятельность
Чем занимаются?
Отдел занимается большим спектром вопросов экономической безопасности, прежде всего, он ответственен за выявление, пресечение и раскрытие экономический и налоговых преступлений. В 2003 году управление по налоговым преступлениям МВД также вошло в состав ОЭБиПК, тем самым перестав самостоятельно существовать, и расширив полномочия комитета в вопросах регулирования налогообложения.
В своей деятельности подразделение руководствуется прежде всего Конституцией РФ, Федеральным законом «О полиции» от 7.02.2011, Законом «Об оперативной и розыскной деятельности», уголовно-процессуальным кодексом.
Основные задачи и функции ОЭБ и ПК:
Что проверяет?
Прежде всего, ОЭБиПК работает с заявлениями от граждан и предприятий о фактах совершения различных противозаконных деяний в сфере экономики. Такие заявления направляются для проведения проверок к сотрудникам территориальных подразделений. ОЭБиПК действительно имеет огромное количество задач и компетенций, всего их более пятидесяти. Наиболее часто проверки связаны с разными налоговыми преступлениями или мошенничеством как физических, так и юридических лиц. В сфере компетенции отдела также вопросы:
Каковы обязанности и полномочия подразделения?
Перечень обязанностей подразделения примерно следующий:
В ходе выполнения обязанностей и поставленных перед подразделением задач, определен спектр полномочий сотрудников ОЭБ и ПК, основан он на Федеральном законе «О оперативно – розыскной деятельности». Сотрудники при исполнении имеют право:
Какие могут быть поводы для проверки?
По факту существует несколько поводов и оснований для проведения проверки со стороны подразделения:
Также нередко поводом для проверки становятся такие факторы, как наличие сомнительных партнеров у организации, с которыми у неё есть тесные экономические связи. Даже при формальном отсутствии причин для подозрения, такой фактор может стать причиной внезапно нагрянувшей проверки.
Еще существует такое понятие, как ненадежный сектор экономики, например, организации игорного бизнеса, могут быть подвержены проверке без каких-либо дополнительных причин для этого. Однако индивидуальные предприниматели, особенно работающие по системе упрощенного налогообложения, редко становятся объектом пристального внимания со стороны ОЭБиПК.
Как нужно себя вести при проверке?
Если случилась такая ситуация, что сотрудники все же нагрянули с проверкой в вашу организацию, нужно постараться вести себя правильно, чтобы в том числе отстоять свои права и не дать сотрудникам превысить их полномочия.
Прежде всего нужно попросить предъявить удостоверения личностей, лучше все свои действия фиксировать на бумагу или камеру. При отказе сотрудников выполнять данную просьбу есть все основания тут же позвонить во полицию. Необходимо попросить предъявить документ-постановление, дающий право на осуществление проверки и проникновение на территорию предприятия. Также важно предусмотреть следующее:
Структура подразделения
ОЭБиПК входит в состав Министерства внутренних дел Российской федерации. С 2003 года, с момента вхождения в состав налоговой службы полиции, на подразделение были дополнительно возложены и её функциональные обязанности.
Подразделение экономической безопасности имеется в каждом городе Российской Федерации, в разных городах, в зависимости от численности населения структура может несколько различаться. Внутренняя структура строится исходя из принципа разделении экономических отраслей и сфер, например:
Как устроиться на службу?
Требования к кандидатам
Если гражданин желает стать сотрудником ОЭБиПК, во-первых, ему запрещено иметь судимость в прошлом или настоящем, желательно иметь высшее юридическое или экономическое образование. Военнообязанным гражданам необходимо предъявить документ о состоянии здоровья, на оперативные должности допускаются только лица, имеющие военно-учетную категорию «А» по состоянию здоровья. Кроме этого, при обращении в отдел кадров местного городского ОЭБиПК, нужно предоставить достаточно внушительный перечень документов, среди которых:
Как видно, устроиться в такую важную государственную организацию, которая зачастую имеет доступ к секретным данным не так-то просто, но вполне возможно. Весь спектр документов после их подачи будет тщательно обрабатываться и проверяться сотрудниками отдела кадров ОЭБиПК, это может занять несколько месяцев.
Какое может быть наказание от отдела экономической безопасности?
По российскому законодательству, большую долю ответственности всегда несет на себе директор организации.
Сотрудники ОЭБиПК при фактическом обнаружении соответствующих нарушений, вполне могут требовать закрытия и ликвидации предприятия.
Чаще на практике встречаются случаи, когда деятельность приостанавливается на определённый срок, в течение которого организация обязуется устранить выявленные нарушения.
Может применяться и заключение под стражу. Чаще такая мера применяется к жестко нарушившими законодательство предпринимателями.
Нужно знать, что при первичном обнаружении каких-либо нарушений в экономической сфере, сотрудники ОЭБиПК обязаны подать все материалы в суд. Возможно также увольнение конкретного сотрудника, не отвечающего требованиям или совершившего проступок. Часто конфискуется продукция и средства производства, при их незаконном происхождении.
Директор предприятия, индивидуальный предприниматель должен всегда быть готов к разного рода неожиданным проверкам со стороны государственных органов, в том числе и ОЭБиПК. При этом важно придерживаться правил, предписанных в статье выше, и не поддаваться панике, если есть уверенность в чистоте собственных действий.
Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России
I. Общие положения
4. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.
5. Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного гражданского служащего и работника за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.
6. Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями системы МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.
Главное управление для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.
II. Основные задачи Главного управления
9. Основными задачами Главного управления являются:
9.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления, а также их реализации в пределах компетенции.
Подпункт 9.1 в ред. приказа МВД России от 08.12.2017 N 914.
9.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления.
9.3. Организация предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
9.4. Определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления.
9.5. Утратил силу приказом МВД России от 08.12.2017 N 914.
9.6. Координация по поручению курирующего заместителя Министра деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления.
9.7. Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
III. Основные функции и полномочия Главного управления
10. Основными функциями Главного управления являются:
10.1. Осуществление комплексного анализа эффективности мер, принимаемых территориальными органами МВД России, их структурными подразделениями, по реализации основных направлений государственной политики, отнесенных к компетенции Главного управления.
10.2. Определение приоритетных направлений совершенствования служебной деятельности территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.
10.3. Анализ и мониторинг оперативной обстановки в установленной сфере деятельности, разработка мер по оперативному реагированию на ее изменение, а также подготовка проектов стратегических решений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, на основе проводимого анализа прогнозов изменения оперативной обстановки.
10.4. Участие в обеспечении деятельности курирующего заместителя Министра по координации и контролю деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления.
10.5. Разработка и внесение курирующему заместителю Министра предложений и проектов управленческих решений по формированию и реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления, а также по совершенствованию форм и методов работы территориальных органов МВД России, их структурных подразделений.
10.6. Участие в перспективном и текущем планировании деятельности МВД России, разработке концепций, основных направлений развития территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
10.7. Участие в формировании федеральных целевых программ, в реализации которых принимает участие МВД России, а также разработка и участие в разработке государственных программ в сфере борьбы с преступностью экономической и коррупционной направленности.
10.8. Разработка и участие в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Главного управления.
10.9. Разработка в установленном порядке либо участие в разработке совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров Российской Федерации, а также межведомственных нормативных правовых актов и соглашений по вопросам деятельности Главного управления.
10.10. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
10.12. Утратил силу приказом МВД России от 08.12.2017 N 914.
10.13. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МВД России при мониторинге применения, а также организация проведения независимой антикоррупционной экспертизы разрабатываемых Главным управлением нормативных правовых актов.
Подпункт 10.13 в ред. приказа МВД России от 08.12.2017 N 914.
10.14. Разработка проектов типовых положений о подразделениях экономической безопасности, а также участие в разработке типовых штатных расписаний указанных подразделений.
10.15. Подготовка и участие в подготовке ответов по запросам Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека по вопросам деятельности Главного управления.
10.16. Подготовка по соответствующим поручениям ответов на запросы депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и членов Общественной палаты Российской Федерации по вопросам деятельности Главного управления.
10.17. Подготовка предложений по совершенствованию правоприменительной практики органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
10.18. Рассмотрение обращений граждан и организаций, иных писем и заявлений по вопросам деятельности Главного управления.
10.19. Осуществление оперативно-розыскной деятельности в полном объеме.
10.20. Взаимодействие с территориальными органами МВД России по борьбе с преступлениями экономической и коррупционной направленности.
Подпункт 10.20 в ред. приказа МВД России от 08.12.2017 N 914.
10.21. Проведение совместно с подразделениями экономической безопасности оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности.
10.22. Разработка, организация и проведение в установленном порядке специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий по вопросам деятельности Главного управления.
10.23. Организация и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших:
Подпункт 10.23 в ред. приказа МВД России от 08.12.2017 N 914.
10.23.1. В сферах нефтедобычи, ее переработки и транспортировки; добычи газа, газоконденсата, их переработки и транспортировки; добычи твердых ископаемых, их переработки и транспортировки; добычи химического сырья, его переработки и транспортировки; производства, генерирования, транспортировки и сбыта электроэнергии.
10.23.2. В сферах сельского хозяйства, производства пищевых продуктов, рыболовства и рыбоводства; лесного хозяйства, обработки древесины; интеллектуальной собственности; фармацевтики; производства и оборота товаров народного потребления, подакцизных товаров и оказания услуг населению; строительства, жилищно-коммунального хозяйства и оборота земель; металлургического производства, государственных резервов и управления государственным имуществом в промышленности; производства всех видов оборудования; производства машин, транспортных средств; телекоммуникаций, связи и новых технологий; игорного бизнеса.
10.23.3. В сферах финансового посредничества, страхования и рынка ценных бумаг, налогообложения, прав акционеров и собственников, банкротства.
10.23.4. На объектах транспорта, в оборонно-промышленном комплексе, на особо важных и режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях.
10.23.5. При финансировании целевых программ и национальных проектов, сопровождении крупнейших инвестиционных проектов, размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; в бюджетной сфере и при ограничении конкуренции.
10.24. Осуществление мероприятий по противодействию коррупции в выборных органах власти, федеральных органах исполнительной власти, в органах власти субъектов Российской Федерации, в сфере управления негосударственным сектором экономики, в госкорпорациях, внебюджетных фондах и общественных организациях с государственным участием, а также по противодействию преступным посягательствам на государственную и муниципальную собственность.
10.26. Реализация в пределах компетенции поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также сопровождение мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации и Контрольным управлением Президента Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции.
10.27. Организация и осуществление борьбы с организованной преступностью экономической направленности. Выявление и пресечение деятельности транснациональных и межрегиональных организованных групп и преступных сообществ экономической направленности, в том числе преступных сообществ (преступных организаций), сформированных по этническому принципу.
Подпункт 10.27 в ред. приказа МВД России от 08.12.2017 N 914.
10.28. Осуществление сбора, обработки и учета оперативно-розыскной информации по вопросам деятельности Главного управления.
10.29. Осуществление в пределах своей компетенции оперативного сопровождения уголовных дел.
10.30. Организация и проведение исследований финансово-хозяйственных документов в целях выявления, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности.
Подпункт 10.30 в ред. приказа МВД России от 08.12.2017 N 914.
10.31. Проведение проверочных мероприятий по поступившим обращениям и иной информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях экономической и коррупционной направленности.
10.32. Осуществление в пределах своей компетенции по запросам оперативно-розыскных мероприятий в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
10.33. Принятие в пределах своей компетенции мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической и коррупционной направленности.
10.34. Документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.
10.35. Анализ эффективности мер, принимаемых органами внутренних дел по вопросам деятельности Главного управления, оценка результативности деятельности подразделений экономической безопасности.
10.36. Оказание практической помощи подразделениям экономической безопасности по вопросам деятельности Главного управления.
10.37. Обеспечение в пределах своей компетенции координации работы по взаимодействию оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с преступностью.
10.39. Выявление, обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по противодействию преступности экономической и коррупционной направленности, а также перспективных форм и методов наиболее эффективного применения сил и средств полиции в установленной области деятельности.
10.40. Организация и осуществление формирования и ведения в установленном порядке учетов, баз данных, информационных систем.
10.41. Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности, разработка рекомендаций и методических пособий по раскрытию преступлений, отнесенных к компетенции Главного управления.
10.42. Использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
10.43. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.
10.44. Организация и обеспечение в установленном порядке мобилизационной подготовки и мобилизации в Главном управлении, а также обеспечение выполнения в Главном управлении мероприятий по гражданской обороне.
10.45. Участие в установленном порядке в согласовании совершения сделок федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении МВД России, а также стратегии их развития на срок от 3 до 5 лет.
Подпункт 10.45 в ред. приказа МВД России от 08.12.2017 N 914.
10.46. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности Главного управления.
11. Главное управление для осуществления своих задач и функций имеет право:
11.1. Создавать рабочие группы и комиссии.
11.2. Запрашивать и в установленном порядке получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц сведения, справки, документы или их копии, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Главного управления.
11.3. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности Главного управления.
11.4. Пользоваться системами связи и передачи данных, служебными помещениями, транспортными средствами, а также информационными системами и банками данных, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, архивно-учетными материалами и другими документами для решения задач, возложенных на Главное управление.
11.5. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России осуществлять формирование и ведение автоматизированных информационных систем.
11.6. Проводить по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, проверки оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности.
11.7. Вносить предложения курирующему заместителю Министра о постановке на особый контроль подразделений экономической безопасности, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.
11.8. Проводить совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары.
11.9. Использовать при выполнении возложенных задач возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций, средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
11.10. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Главное управление является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
11.11. Осуществлять иные полномочия, предоставленные Главному управлению нормативными правовыми актами МВД России.
IV. Организация и обеспечение деятельности Главного управления
12. Главное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
Начальник Главного управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
13. Начальник Главного управления:
13.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Главного управления и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Главное управление задач и функций и реализацию предоставленных прав, за выполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, приказов, поручений и указаний Министра внутренних дел Российской Федерации, а также за состояние исполнительской дисциплины, соблюдение сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Главного управления режима секретности и служебной дисциплины.
Подпункт 13.1 в ред. приказа МВД России от 14.02.2020 N 67.
13.2. По вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, представляет по поручению руководства МВД России или по доверенности интересы МВД России в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности МВД России.
13.3. Осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций, запросов информации о деятельности МВД России 1 и подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Главного управления обращений и запросов, а также полноту и законность принятых по ним решений.
13.4. Взаимодействует (в том числе ведет переписку) со структурными подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации, структурными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти, а также с подразделениями системы МВД России.
13.5. Обеспечивает подготовку в установленном порядке для внесения в Правительство Российской Федерации проектов актов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации.
13.6. Обеспечивает рассмотрение и согласование в МВД России поступивших проектов актов.
13.6.1. Организует проведение и проводит правовую экспертизу правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование.
Подпункт 13.6.1 дополнен приказом МВД России от 06.06.2017 N 363.
13.7. Обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов, международных договоров, а также проектов международных актов, не являющихся международными договорами, и других документов МВД России по вопросам деятельности Главного управления.
13.8. Обеспечивает рассмотрение поступивших в МВД России проектов международных договоров, а также проектов международных актов, не являющихся международными договорами, и других документов, а также подготовку заключений на них.
13.9. Осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов МВД России.
13.11. В пределах своей компетенции принимает участие в отборе и расстановке руководящих кадров подразделений экономической безопасности, в том числе вносит курирующему заместителю Министра или руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России предложения о назначении и освобождении от занимаемой должности начальников подразделений экономической безопасности.
13.12. Истребует необходимые документы для обеспечения Главным управлением выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной области деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
13.13. Утверждает в установленном порядке положения о структурных подразделениях, входящих в состав Главного управления.
13.14. Распределяет по согласованию с заместителем Министра, ответственным за деятельность Главного управления, обязанности между своими заместителями, делегирует им часть своих полномочий; осуществляет контроль за исполнением ими возложенных на них обязанностей; делегирует часть своих полномочий своим заместителям, на одного из которых возлагает непосредственный контроль за своевременным и качественным выполнением поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, соблюдением Регламента Правительства Российской Федерации, Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации в части соблюдения процедур и сроков межведомственного и внутриведомственного согласования проектов документов, контроль за обеспечением внесения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Министру внутренних дел Российской Федерации докладов (проектов докладов) о выполнении поручений, проектов нормативных правовых актов и иных материалов в порядке и в сроки, установленные Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Регламентом Правительства Российской Федерации, Регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также контроль за своевременным выполнением документов планирования и иных документов и обращений, поступивших в Главное управление на исполнение; определяет служебные обязанности иных сотрудников, должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления, участвует в подготовке их должностных регламентов (должностных инструкций).
Подпункт 13.14 в ред. приказов МВД России от 14.02.2020 N 67, от 26.03.2020 N 186.
13.15. Осуществляет в соответствии с компетенцией мероприятия, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации, с федеральной государственной гражданской службой и трудовой деятельностью, в том числе прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников и работников Главного управления до заместителя начальника управления, входящего в Главное управление, включительно, поощрение сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления и наложение на них дисциплинарных взысканий соответственно до начальника управления включительно, а также реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Главное управление, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Главном управлении.
13.16. Привлекает при необходимости в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, научные и иные организации, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти.
13.17. На основании выданных в установленном порядке доверенностей по направлениям деятельности Главного управления подписывает от имени МВД России договоры, соглашения и другие документы гражданско-правового характера в пределах полномочий, установленных настоящим Положением.
13.18. Проводит совещания (в том числе с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций) по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
13.19. Вносит в установленном порядке предложения об изменении структуры и штатного расписания Главного управления.
13.20. Обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Главного управления, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями МВД России, территориальными органами МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
13.21. Вносит предложения в план основных организационных мероприятий МВД России и план работы коллегии МВД России.
13.22. Проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
13.23. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом Главного управления.
Подпункт 13.23 1 дополнен приказом МВД России от 08.12.2017 N 914.
13.24. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
13.25. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников Главного управления; присваивает сотрудникам Главного управления специальные звания до подполковника полиции включительно. Представляет в установленном порядке руководству Министерства предложения о присвоении специального звания полковника полиции сотрудникам и классных чинов федеральным государственным гражданским служащим Главного управления.
13.26. Вносит курирующему заместителю Министра представления к награждению государственными и ведомственными наградами сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления, а также предложения об их поощрении либо применении к ним дисциплинарных взысканий правами Министра либо курирующего заместителя Министра.
13.27. Вносит руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России предложения о поощрении либо привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей подразделений экономической безопасности.
13.28. В установленном порядке в пределах предоставленных Министром прав поощряет граждан, оказавших содействие Главному управлению в решении поставленных задач; вносит начальникам подразделений системы МВД России и руководству Министерства предложения о поощрении граждан, оказавших содействие Главному управлению в решении поставленных задач.
13.29. В установленном порядке направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления в служебные командировки.
13.30. Устанавливает в пределах своей компетенции сотрудникам, работникам Главного управления соответствующие надбавки и выплаты.
13.31. Предоставляет в пределах своей компетенции отпуска сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Главного управления.
13.32. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Главном управлении.
13.33. Организует в пределах своей компетенции:
13.33.1. Разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
13.33.2. Оказание по поручению курирующего заместителя Министра в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Главного управления в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной или трудовой деятельности, а также обратившимся за защитой чести и достоинства.
13.34. Организует и контролирует в пределах своих полномочий проведение в Главном управлении мероприятий по мобилизационной подготовке, мобилизации и гражданской обороне.
13.35. Отвечает за организацию и организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Главного управления.
13.36. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий в целях повышения морально-психологического обеспечения и несет личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в Главном управлении.
13.37. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Главного управления и предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.
14. При начальнике Главного управления действует совещание, порядок проведения и состав которого определяются начальником Главного управления.
15. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Главного управления осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.