Что значит новый бюджетный цикл
Новый бюджетный цикл должен принести России серьезные изменения
Бюджет России устанавливается сразу на несколько лет. В период действия цикла серьезные нововведения вводят только из-за форс-мажора. Новый цикл может принести приятные изменения работающим пенсионерам.
В любой стране многие процессы финансируются из бюджета. Государственные затраты планируются заранее. Конечно, нельзя предвидеть все чрезвычайные события. Но на стандартные статьи расходов бюджет задается минимум на год вперед.
Что такое бюджетный цикл
Термин описывает весь процесс: от планирования распределения средств, до анализа результатов их освоения. Цикл может длиться разное время. Термин используется в работе отдельных предприятий и более крупных структур. Длительность цикла зависит от:
В России о результатах работы правительства отчитываются ежегодно. Так же проводится индексация ряда выплат. Но график не соответствует бюджетному циклу. Он длится несколько дольше.
Когда цикл ожидается в России
Новый бюджетный виток в стране запланирован на 2022-й. Расчет производится раз в 3 года. В следующем бюджетном цикле может решиться ряд важных вопросов. В частности – восстановление индексации пенсий работающим пожилым гражданам.
«Тема прорабатывается. Главным вопросом остается поиск средств», — прокомментировала ситуацию Валентина Матвиенко, председатель Совфеда.
По предварительным оценкам, на возобновление индексации пенсий потребуется около 200 млрд руб. в год. Конечные суммы зависят от авторов анализа. Максимальные затраты достигают 1 трлн руб. Конечная сумма будет зависеть от количества работающих пенсионеров, присоединившихся к программе индексации, и условий перерасчета выплат. Конституция требует равных предложений для всех граждан. Но она не обязывает индексировать пенсии работающим и нетрудоустроенным гражданам на одном уровне.
§ 1. бюджетный цикл и бюджетный год
Бюджетный процесс является юридической процедурой и в силу этого область его существования – правовые нормы и нормативные правовые акты, их содержащие. Иначе говоря, бюджетный процесс не существует вне правоотношений. Бюджетно-процессуальные отношения отличаются тем, что появляются вместе с правовыми нормами, устанавливающими и регулирующими эти отношения.
Кроме бюджетного процесса, существуют также уголовный, арбитражный и гражданский юридические процессы. Объект, на который направлены эти процессы, можно отличить уже по их названию. Имеются конституционный, законодательный, административный, налоговый процессы. По мере развития законодательства появляются иные юридические процедуры. Например, в Российской Федерации возрождается процедура государственного стратегического планирования (плановый процесс), относительно недавно оформилась процедура государственных (муниципальных) закупок. Все они имеют свои особенности.
Следует отметить, что устоявшееся, общепринятое и законодательно закрепленное понятие «бюджетный процесс» небесспорно с точки зрения теории права, где различаются понятия юридической процедуры и юридического процесса, в рамках которого возникают отдельные производства. Юридическая (правовая) процедура представляет собой комплекс, систему правоотношений, направленных к достижению определенного результата, а юридический процесс – понятие более узкое, чем процедура, и представляет собой ее часть[597]. Ниже будет показано, что весь бюджетный процесс направлен на достижение единого результата, цели и может быть разделен на стадии и этапы.
Итог любой процедуры или процесса – изменение объекта, относительно которого совершается эта процедура или процесс. Изменение объекта регулирования в юридической процедуре происходит в результате деятельности уполномоченных субъектов, упорядоченной нормами права. Правовые нормы, регламентирующие юридическую процедуру, как правило, относятся к процессуальным нормам.
Бюджетный процесс отличается от прочих юридических процедур прежде всего тем, что его объектом является бюджет, который возникает и изменяется в ходе бюджетного процесса. В идеале бюджетный процесс должен быть подобен игре слаженного симфонического оркестра, где каждый участник ведет свою собственную партию, но где все находится в гармонии и подчинено единому плану. На практике этот идеал может быть достигнут сочетанием тщательного правового регулирования и продуманного правоприменения, которое можно назвать настройкой «бюджетного оркестра».
Определение бюджетного процесса установлено бюджетным законодательством. Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
В бюджетном процессе бюджет последовательно проходит несколько стадий, по завершении которых заканчивается бюджетный цикл. Бюджетный цикл начинается с момента составления проекта бюджета и заканчивается вступлением в силу акта об утверждении отчета об исполнении данного бюджета. Время, в течение которого осуществляется бюджетный цикл, называется бюджетным периодом. Бюджетный (финансовый) год в Российской Федерации составляет один календарный год[598], а бюджетный период – примерно три или три с половиной года.
Для целей бюджетного планирования выделяются отчетный финансовый год, текущий финансовый год, очередной финансовый год, который, в свою очередь, является первым годом двухлетнего планового периода (схема 7.1)[599].
Следует заметить, что самым острым вопросом, связанным с установлением бюджетного (финансового) года, является вопрос о возможности использования неизрасходованных бюджетных ассигнований после завершения финансового года. Общим правилом, которое применяется для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является обнуление остатков на счетах получателей бюджетных средств, когда все неизрасходованные средства обезличиваются и выступают уже в качестве входящей суммы расходов бюджета следующего года. Данное правило, однако, не является абсолютным, так как существуют долговременные проекты, требующие для своего завершения многолетнего финансирования.
В Российской Федерации ежегодно принимается так называемый скользящий федеральный бюджет. Он охватывает три года (очередной финансовый год и плановый период). Бюджеты субъектов РФ и муниципальных районов принимаются сроком на один год (очередной финансовый год) или на три года (очередной финансовый год и плановый период). Если данные бюджеты принимаются на один год, то орган исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти утверждает среднесрочный финансовый план еще на два года. В муниципальных образованиях также могут быть предусмотрены среднесрочные финансовые планы.
Понятие бюджетного (финансового) года предполагает, что начало исполнения нового бюджета должно совпадать с началом финансового года и завершаться с его окончанием. Однако известны ситуации, когда к началу бюджетного периода утвержденный представительной властью закон о бюджете отсутствует. Связано это может быть, например, с полемикой вокруг параметров бюджета. В этом случае финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем 1/12 части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году[600]. Правило, по которому расходы бюджета в случае его неутверждения к началу года осуществляются исходя из суммы ассигнований прошлого года, является общепринятым. Например, согласно Закону о бюджете Китайской Народной Республики 1995 г.[601] после начала бюджетного года и до одобрения проектов местных бюджетов разного уровня на собраниях народных представителей местные органы власти планируют свои расходы в соответствии с суммой бюджетных расходов предыдущего года.
В целом совпадение срока принятия закона (акта) о бюджете с датой начала нового бюджетного года признается бесспорным благом, к которому необходимо стремиться, а отсутствие закона о бюджете до начала нового бюджетного года – ситуацией негативной, ни в коем случае не подлежащей введению в правило.
Завершение исполнения бюджета также не всегда наступает по окончании бюджетного года. До 2000 г. в Российской Федерации существовало понятие счетного периода, который включал финансовый год и льготный период. Льготный период составлял один месяц после окончания финансового года, в течение которого завершались операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета[602]. В течение льготного периода осуществлялись платежи по принятым в текущем году обязательствам, а также зачислялись доходы, которые были перечислены в бюджет в прошедшем финансовом году, но еще не учтены на счете бюджета. Продление финансового года на пять рабочих дней для зачисления доходов в бюджетную систему и их распределения между бюджетами и сегодня закреплено в БК РФ[603].
Общепринятым описанием и методом изучения бюджетного процесса является изложение его последовательных стадий, в ходе которых бюджет переходит из одного качественного состояния в другое. Стадии, в свою очередь, состоят из этапов.
Следует заметить, что описание стадий и этапов бюджетного процесса не является единственно возможной его характеристикой. Изначально бюджетный процесс можно представить как последовательную смену полномочий его участников. Вообще, бюджетный процесс напоминает часовой механизм, в котором каждое совершаемое участником действие порождает полномочия и обязанности у следующего участника.
В бюджетном процессе в наиболее общем виде можно выделить: распорядительные полномочия, кассовые полномочия, контрольные полномочия, регуляционные (в том числе нормотворческие) полномочия, а также полномочия по организации и обеспечению бюджетного процесса.
По мере прохождения стадий бюджетного процесса, т. е. обособленных, самостоятельных и законченных этапов деятельности государственных и муниципальных органов, бюджет переходит из одного качественного состояния в другое[604]. Завершение каждой стадии характеризуется наступлением либо определенного юридического факта, либо определенной даты.
Выделяются четыре стадии бюджетного процесса.
1. Составление проекта, по завершении которого создается проект закона (решения) о бюджете.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета, в результате которых появляется имеющий обязательную силу закон (решение) о бюджете.
3. Исполнение бюджета. Эта стадия завершается по окончании финансового года, по ее итогам бюджет получает статус исполненного бюджета.
4. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. В итоге в форме закона (решения) утверждается отчет об исполнении бюджета (схема 7.2).
В некоторых случаях четвертую, отчетную стадию разделяют на две самостоятельные стадии: составление проекта отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Каждая стадия бюджетного процесса может быть разделена на этапы, характеризующиеся спецификой участников и их полномочий.
Согласно установленному БК РФ определению бюджетного процесса, он включает контроль исполнения бюджета. Такой контроль, однако, осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса и даже за пределами бюджетного цикла, когда в рамках последующего контроля проверяются прошедшие отчетные периоды. Контрольную стадию из всего бюджетного процесса выделить невозможно, так как контроль исполнения бюджета не влияет на ход бюджетного процесса и бюджет не меняет по результатам контрольных мероприятий своего качественного состояния. Исключение составляет этап внешнего аудита отчета об исполнении бюджета, являющийся частью заключительной, отчетной стадии бюджетного процесса. Без заключения Счетной палаты РФ или контрольно-счетного органа субъекта РФ невозможно рассмотрение закона (решения) об утверждении отчета об исполнении бюджета.
Кроме того, в бюджетном процессе имеются отдельные процедуры, которые сложно отнести к каким-то его стадиям. Они не воздействуют на качественное состояние бюджета, но влияют на его параметры и на полномочия участников бюджетного процесса. Появляются данные процедуры, как правило, в области конфликта интересов, когда регулируемые правоотношения находятся на стыке различных отраслей права. К отдельным процедурам можно отнести, например, процедуру исполнения судебных актов за счет бюджетов бюджетной системы (гл. 24 1 БК РФ), процедуру введения временной финансовой администрации (гл. 19 1 БК РФ), процедуру учета средств, переданных во временное распоряжение бюджетным и казенным учреждениям[605].
Бюджетный цикл
Добавлено в закладки: 0
Что такое бюджетный цикл? Описание и определение понятия.
Бюджетный цикл – это период времени, за который выполняют такие операции: составление и планирование для предприятия финансового плана и для каждого его подразделения в отдельности на определенный период, контроль над его исполнением и оперативный анализ, корректирование и пересмотр отдельных бюджетных статей.
В идеале бюджетный цикл должен непрерывно длиться, а именно окончание анализа выполнения бюджетного финансирования отчетного периода должен совмещаться с началом разработки бюджетного финансирования следующего периода.
Рассмотрим, более детально, что значит бюджетный цикл.
Суть бюджетного цикла
Бюджетный цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, то есть составление сквозного бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа исполнения бюджета.
Длительность бюджетного цикла зависит от:
При составлении бюджетов могут устанавливаться такие сроки:
Бюджетный цикл – это совокупность всех мероприятий по формированию бюджета организации (предприятия).
Структура бюджетного цикла
Делится бюджетный цикл на два основных этапа:
Подготовительный этап состоит из:
Стратегическое планирование охватывает первые три подэтапа бюджетного циклаи очень часто оно сводится к составлению бюджета предприятия на будущий год. Часто это обьясняетсястихийными изменениями внешней среды, то есть изменениями в законодательстве страны. В таких ситуациях стратегическое планирование просто теряет свое значение. В современной экономике очень часто стратегическое планирование сводится к управлению предприятием в постоянно меняющихся экономиченских условиях и в определении цели и обязательного соответствия этой цели ресурсам, которые имеются в наличии.
Для всех стратегических целей есть определенные критерии:
Второй подэтап бюджетного цикла — это формирование прогнозов для определения факторов, которые непосредственно влияют на сегодняшнее развитие предприятия, а также на его будущий рост (обычно это факторы внешней среды ). Утверждается план макроэкономических показателей бюджетным комитетом, который создается специально (как контролирующий орган) для управления бюджетным процессом. К макроэкономическим факторам относятся прогнозы:
Существуют также и неэкономические факторы, например такие:
Очень важно этой группой факторов не пренебрегать, так как именно от них часто зависит больше, чем от экономических факторов.
Следующий этап – собственно процесс бюджетирования. Именно на этом этапе происходит планирование по всем сферам деятельности предприятия (организации). Тут же выбираются наиболее приоритетные направления деятельности компании.
Также на этом этапе производится закрепление данных, которые уже имеются. Эти данные вносятся в единый генеральный бюджет, корректируются по мере необходимости. Затем, после расчетов выводится финансовый результат и остаток денежной наличности на прогнозируемый период.
Значение бюджетного цикла
Точно также, по такой же схеме могут осуществляться текущие (промежуточные) корректировки внутри кварталов, когда бюджетный цикл составляет один месяц.
Самые первые системы планирования были чисто финансовыми и основывались на годовом бюджетном цикле.
Таким образом, стадия план-факт анализа является одновременно и начальной, и завершающей в бюджетном цикле, так какс нее начинается составление бюджета следующего периода и ею же заканчивается очередной бюджетный цикл, который соответственно представляет собой неразрывный процесс перехода от бюджетирования одного периода хозяйственной деятельности к следующему периоду.
Подведя итог, можно отметить, что процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год завершается 31 декабря. Пределы бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего года. Принятие денежных обязательств после 25 декабря уже не допускается.
Мы коротко рассмотрели бюджетный цикл.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
1.2. Организация бюджетирования. Бюджетный цикл
1.2. Организация бюджетирования. Бюджетный цикл
Составной частью управленческого учета является бюджетирование, главной целью которого является формирование информации для управления предприятием с целью повышения прибыли при финансовой стабильности организации. Бюджетирование является одной из составных частей планирования, поэтому оно должно присутствовать в системе управления организацией, и конкретизирует цели планирования.
Бюджетирование (в узкой трактовке этого термина) представляет собой метод краткосрочного проектирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение.
«Методическими рекомендациями по разработке финансовой политики предприятия», утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118, бюджетирование определено как часть финансового планирования. В данном документе, в частности, говорится, что важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из: системы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия, системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.
Бюджетирование – это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании.
Качество бюджетирования определяется структурой бюджетов, составом бюджетных статей, согласованностью бюджетов между собой, а также деятельностью менеджеров, участвующих в системе бюджетирования.
Оперативная система управления компанией (бюджетное управление) по центрам ответственности с помощью бюджетов позволяет достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов. Важным моментом бюджетного управления является мотивация, использующая механизм учета отклонений от запланированных показателей затрат и результатов и разграничение ответственности за эти отклонения. В экономической литературе для простоты понимания материала очень часто термины «бюджетирование» и «бюджетное управление» используются как синонимы.
Для того чтобы процесс бюджетирования начал эффективно действовать необходимо провести ряд подготовительных работ. Организация бюджетирования включает следующие основные моменты.
1. Проектирование и утверждение финансовой структуры организации. Это необходимо для того, чтобы делегировать полномочия в части составления конкретных (частных) бюджетов ответственными организационных звеньев системы управления предприятием.
2. Разработка структуры генерального бюджета организации. Этот этап включает в себя работы по формированию классификаторов бюджетов, бюджетных статей, наложению видов бюджетов на организационные звенья структуры управления предприятием.
3. Утверждение бюджетной политики. Сама бюджетная политика по форме аналогична учетной политике и формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки.
4. Разработка регламента бюджетирования. Сюда включаются: определение временного периода бюджетирования, процедуры планирования, форматы бюджетов, программа действий каждого из участников процесса бюджетирования.
Степень функционирования процесса бюджетирования зависит от количества положенных на него усилий и затрат. В крупных компаниях со сложной организационной структурой данным вопросом занимается специально созданный бюджетный комитет – коллегиальный орган, состоящий из представителей всех бюджетных центров. Особенности деятельности бюджетных комитетов зависят от особенностей самих организаций, но общими для всех являются следующие вопросы: трансформация стратегических целей в серию операционных бюджетов, организация рабочих совещаний, утверждение функциональных бюджетов и объединение их в единый мастер-бюджет, рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов и дальнейший анализ отклонений, разрешение конфликтов, возникающих в процессе функционирования бюджетной системы.
Обобщая вышеизложенное можно представить в комплексе систему планирования и бюджетирования на предприятии в виде схемы (схема 1.4). Полноценное бюджетное планирование на предприятии невозможно без учета цикла деловой активности, отраслевого цикла, цикла развития предприятия и жизненного цикла продукта. Анализ различных моделей роста и стабилизации предприятия показал, что на каждом этапе развития фирмы должна формироваться своя финансовая политика и данные, представляемые управленческим учетом, необходимо формировать, принимая во внимание основополагающую модель развития.
Основные факторы, которые необходимо учитывать при построении соответствующей модели бюджетирования, должны быть разделены на основные внутрифирменные факторы, оказывающие влияние на построение модели бюджетирования, и факторы, имеющие значение при влиянии собственника на процесс бюджетирования.
Схема 1.4
Первый тип факторов включает в себя следующие виды ресурсов:
1) финансовые ресурсы, как собственные, так и заемные;
2) человеческие ресурсы, особенно на исполнительном и высшем управленческом уровнях;
3) бизнес – ресурсы, включающие отношения с покупателями и поставщиками, производственный процесс, долю рынка, репутацию и т. п.4
4) информационные ресурсы.
Факторы, имеющие значение при влиянии собственника на процесс бюджетирования, состоит из следующих элементов:
1) цели собственника в бизнесе;
2) степень делегирования собственником своих полномочий наемным работникам;
3) умение собственника сочетать личные цели с целями своего предприятия;
4) предпринимательские способности собственника фирмы.
Когда предприятие переходит от одной стадии развития к другой, значимость указанных факторов меняется. На ранних стадиях именно предпринимательские таланты собственника являются основополагающими для развития фирмы.
Модель построения бюджета на этом этапе должна быть направлена на соизмерение личных целей собственника и целей фирмы. При этом основатель фирмы должен быть готов к возможным собственным финансовым потерям во имя интересов фирмы.
Таблица 1.1
Дополнительными моделями, используемыми при формирования бюджетов, будут:
1) динамическая модель — принципом построения является непрерывное измерение через определенные промежутки времени, с отражением результата, эффективности хозяйственной деятельности предприятия. В рыночной экономике эффективность измеряется в основном через рентабельность собственного капитала, т. е. результат деятельности, полученный собственником капитала;
2) статический бюджет – это бюджет, в котором запланированы конкретные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи;
3) гибкий бюджет – бюджет, показатели которого могут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Это может быть переменный бюджет, данные которого составляют фиксированные суммы плюс переменные от объема деятельности. Это может быть ступенчатый бюджет, состоящий из серии детальных финансовых бюджетов.
Гибкие бюджеты хорошо иллюстрируются графиками безубыточности, на которых наглядно видна точка достижения безубыточности и результаты деятельности предприятия;
4) бюджет в натуральном выражении – бюджет, сформированный не в денежном выражении, а в натуральных показателях, таких, как единицы готовой продукции, материалов, количество сотрудников или отработанные часы. Бюджет в натуральном выражении является одной из составных частей системы контроля на предприятии.
Выбор дополнительной модели построения бюджета определяется также целями, стоящими перед предприятием. На практике дополнительные модели построения бюджетов используются как вспомогательные для выбора наиболее приемлемого варианта сводного бюджета.
Система бюджетирования, как и впрочем любая система, не может функционировать без соблюдения определенных условий, в данном случае этими условиями выступают определенные составляющие (компоненты), которые в совокупности представляют собой инфраструктуру бюджетирования.
Первой составляющей инфраструктуры бюджетирования выступает аналитический блок, который включает в себя определенную методическую базу разработки, контроля, анализа исполнения сводного бюджета.
Второй компонент составляет учетный блок бюджетного процесса. Для реализации бюджетирования на предприятии должна существовать система управленческого учета, то есть наличие всей количественной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, позволяющей отслеживать реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных ценностей, финансовые потоки и хозяйственные операции.
Любое действующее предприятие (фирма) имеет свою организационную структуру, которая определяется совокупностью отдельных служб, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной деятельностью (центры ответственности). Взаимодействие всех структурных подразделений осуществляется на базе внутренних нормативных актов и инструкций, составляющих внутренний документооборот предприятия. Наличие организационной структуры и системы управления между подразделениями составляют организационный блок бюджетного процесса.
В более крупных компаниях процесс осуществления бюджетирования и контроля за исполнением сводного бюджета без применения автоматизированной системы учета осуществлять было бы очень затруднительно. При использовании программно-технических средств повышается уровень оперативности и качества работы. Следовательно, в программно-технический блок инфраструктуры включаются все используемые на данном предприятии программно-технические средства, задействованные в бюджетном процессе.
Таким образом, инфраструктура бюджетного процесса состоит из четырех тесно связанных между собой компонентов (схема 1.5), которые взаимодополняют друг друга и практически нерезделимы.
Бюджет предприятия, как и бюджет государства, всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.
Схема 1.5
Бюджетирование, касается не только периода, к которому относится план. Сама разработка плана должна начаться еще до начала бюджетного периода, а процедуры контроля должны завершится после него. Все эти составляющие формируют бюджетный цикл, который включает в себя следующие этапы:
1) постановка целей на бюджетный период;
2) сбор информации для разработки проекта бюджета;
3) анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета;
4) оценка проекта бюджета и его корректировка;
5) утверждение бюджета;
6) исполнение бюджета и возможная корректировка его показателей;
7) текущий и итоговый анализ отклонений;
8) представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей организации за отчетный период;
9) выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и разработки будущих бюджетов.
Все эти этапы объединяются в три основные фазы: планирования, реализации и завершения. Ниже в таблицах приведена деятельность всех участников бюджетного процесса по трем фазам бюджетного цикла.
Таким образом, сам бюджетный цикл длится гораздо дольше чем бюджетный период, поскольку начинается до начала бюджетного периода и заканчивается уже после его завершения, когда уже длится фаза реализации следующего цикла.
1. Фаза планирования.
2. Фаза выполнения.
3. Фаза завершения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
127. Сущность и роль бюджетирования. Связь бюджетирования с финансовым планированием. Основные виды бюджетов
127. Сущность и роль бюджетирования. Связь бюджетирования с финансовым планированием. Основные виды бюджетов Бюджет — план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года.Главные цели
7.1. Сущность и функции бюджетирования
7.1. Сущность и функции бюджетирования Бюджетирование – это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном
7.3. Организация бюджетирования
7.3. Организация бюджетирования Внедрение бюджетирования требует от руководства предприятия немалых усилий и занимает довольно продолжительный период времени. На подготовительном этапе должен быть проведен анализ: организационной структуры предприятия, функций
5.10.2. Бюджетный процесс
5.10.2. Бюджетный процесс Финансовая модель бюджетирования определяет порядок и схему расчетов всех показателей принятых бюджетных форм.Существуют два подхода к постановке бюджетирования:а) определение форматов и регламентов, затем понимание методики финансового
5.10.3. Регламент системы бюджетирования
5.10.3. Регламент системы бюджетирования Система бюджетирования регламентируется с помощью набора документов, описывающих процедуры планирования, учета, анализа и контроля.Основными формами документов, регламентирующих бюджетный процесс, являются:? положение по
119. Принципы системы бюджетирования
119. Принципы системы бюджетирования Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах:?Принцип единства бюджетной системы означает единство:–?регламентирующей нормативной базы;–?форм бюджетной документации;–?санкций и стимулов;–?методологии
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования Бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным (бюджетным) планированием и контролем, которое является его составной частью. Сложные рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов
29. Варианты построения системы бюджетирования на предприятии
29. Варианты построения системы бюджетирования на предприятии По отношению к системе бухгалтерского учета в рамках управленческого учета предприятия возможны автономный и адаптированный варианты построения системы бюджетирования.Адаптированный вариант базируется
4. Бюджетный дефицит
4. Бюджетный дефицит Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные
25. Бюджетный дефицит
25. Бюджетный дефицит Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные
52. Бюджетный дефицит
52. Бюджетный дефицит В соответствии с Бюджетным кодексом в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.В случае принятия бюджета на очередной
3.3. Программно—техническое обеспечение процесса бюджетирования
3.3. Программно—техническое обеспечение процесса бюджетирования Для повышения скорости обработки больших массивов информации с наибольшей точностью расчетов и снижении уровня ошибок в бюджетировании используются программно-технические средства.Автоматизация учета
4. Бюджетный процесс
4. Бюджетный процесс Бюджетный процесс– регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса, заключающаяся в составлении и рассмотрении проектов бюджетов, проектов бюджетов
51. Бюджетный кредит
51. Бюджетный кредит Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 76 БК РФ).Бюджетный кредит может быть предоставлен
Бюджетный контроль
Бюджетный контроль Реалистичные бюджеты, оперативные ежемесячные отчеты о фактических результатах и регулярно обновляемые прогнозы ожидаемых итогов финансового года являются фундаментальными основами финансового управления и контроля.Основные