Что значит носы востры
Значение слова «вострый»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
во́стрый
1. рег. хорошо отточенный, острый ◆ В руках сабля вострая, золотая, царский подарок. Гуль, «Котовский. Анархист ― маршал», 1975 г. (цитата из НКРЯ)
2. рег. суживающийся к концу, имеющий заострённую форму ◆ Посреди рабочих торчит если не подрядчик, по крайней мере колоновожатый Алексей с вострым носом и физиономией коростеля. Фет, «Осенние хлопоты», 1862 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. проницательный, живой (о взгляде, взоре) ◆ Наутро ― под окном казанский «князь», в ватной шапке горшком, лопоухий, глаза вострые ― как сквозь замочную скважину. ― Купи, барина, шали шёлковые хороши ― купи, кавалер любить будет. Ай, хороши! ― причмокнет, подкинет шаль на руке, ― и ухмыляется, будто сквозь замочную скважину всё подглядел, всё знает. Замятин, «Русь», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Молчим. Главный вострый ― щуп, щуп меня глазами, как никогда людей не видавши. Солженицын, «Бодался теленок с дубом», 1967–1974 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова макрокосм (существительное):
Значение слова вострый
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
вострая, вострое; востёр, востра, востро (простореч. обл.). Острый.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Хорошо отточенный, острый.
Суживающийся к концу, имеющий заостренную форму.
перен. Проницательный, живой (о глазах).
перен. Проворный, бойкий (о человеке).
Примеры употребления слова вострый в литературе.
Глаз его смотрел востро, две морщины были на лбу, как будто их сделала шпага, и шпага была при нем, и ордена на нем, и отвороты мундирные топорщились.
И я хочу, чтобы ты и впредь держал ухо востро, особенно, если сумеешь с таким же успехом сопоставлять разрозненные факты, делая столь же любопытные выводы.
С такой неординарной личностью надо держать ухо востро, кер инспектор, сказал самому себе Ричард Блейд.
Робята бойкие и на язык и на грамоту вострые, ась, князинька, да и не одни они, стрельцы и достальной мелкой люд служилой бежит что ни день к ворам.
Нос у меня был не кирпатый какой-нибудь, ни-ни, а такой даже длинноватый, вострый, с горбинкой.
Вдобавок дело было в сентябре, а с равноденственными штормами, сами знаете, ухо надо держать востро.
Правда, иногда и в делах по промышленному шпионажу приходится держать ухо востро, но такой размазни, как Том Расмуссен, бояться было нечего.
Максим нахмурился и сказал, что это плохо, что надо держать ухо востро и не дать застать себя в расплох, после чего некоторое время с пристрастием расспрашивал Гая о тактике патрулей.
Он состоял из пяти существ, почти одинаково близких ее сердцу: из толстозобого ученого снегиря, которого она полюбила за то, что он перестал свистать и таскать воду, маленькой, очень пугливой и смирной собачонки Роски, сердитого кота Матроса, черномазой вертлявой девочки лет девяти, с огромными глазами и вострым носиком, которую звали Шурочкой, и пожилой женщины лет пятидесяти пяти, в белом чепце и коричневой кургузой кацавейке на темном платье, по имени Настасьи Карповны Огарковой.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: vostryiy
Задом наперед читается как: йыртсов
Вострый состоит из 7 букв
Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович»
7 класс
В минуты отвлечения от реальной действительности и погружения в мир фантастический радужному воображению учителя-словесника представляется такая идеальная картина его несбывшихся мечтаний: каждый школьник, будь он с задатками математика или биолога, или имеющий склонность к физической деятельности, или даже не проявляющий заметного интереса ни к какой области знаний, ждет не дождется очередного урока литературы, потому что урок литературы для него – это возможность пройти бок о бок отрезок жизни с теми, кто изображен в произведении (пусть это будут вымышленная жизнь, вымышленные литературные герои), это надежда получить эстетическое удовольствие от эмоционального сопереживания изображенных жизненных коллизий, а для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к словесности, это также и читательское приобщение к творческой лаборатории автора. Первой и совершенно необходимой ступенькой для этого является прочтение текста произведения «с толком, с чувством, с расстановкой». Среди художественных произведений, включенных в школьную программу по литературе, есть такие (например, «Слово о полку Игореве», «Пророк» А.С. Пушкина, русские былины), которые требуют от школьника специальной предварительной подготовки – тогда текст этих произведений станет доступным для учащегося и вызовет в его душе эмоциональный отклик. Каждое такое произведение требует от учителя строго индивидуального подхода к методике его преподавания. В настоящей статье хотим поделиться своим опытом прочтения текста былины «Вольга и Микула Селянинович» на уроке в седьмом классе.
Своеобразие русской былины с учебно-методической точки зрения заключается прежде всего в наличии большого количества таких слов и оборотов речи, которые современному русскому литературному языку совершенно несвойственны. Среди них имеются и такие, без объяснения которых отдельные места произведения оказываются совсем непонятными школьнику. Поэтому чтение былины должно сопровождаться (или предваряться) прежде всего лингвосемантическим комментарием. Возраст учащихся и ограниченность во времени не позволяют провести полный лингвистический анализ произведения, но некоторые языковые факты «старины», самые необходимые для понимания текста и наиболее интересные для семиклассников, учителем разъясняются. Это и устаревшие грамматические формы слов, и диалектизмы, и слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей, и несвойственные разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказания былин. Попутно учащиеся получают некоторые сведения о стилистических и литературоведческих элементах былины, характеризующих особенности произведения с идейно-художественной стороны, что также является необходимым условием для полноценного восприятия древнего сказания.
Считаем наиболее целесообразным изложить материал статьи в форме «стенографической» записи урока, но, разумеется, не какого-то конкретного, а обобщающего многие реальные уроки. Это позволит учителю-словеснику увидеть описываемую методику в неискаженном виде и объективно оценить ее сильные и слабые стороны; те из коллег, которые пожелают воспользоваться настоящей разработкой урока, найдут, что можно в нашем опыте изменить и исправить, чтобы усовершенствовать предлагаемую методику или приспособить ее к особенностям своего класса.
К уроку изготовляем специальный плакат на чертежном листе бумаги (см. его репродукцию), который будет хорошим подспорьем при объяснении лексического материала урока. Текст былины цитируется по «Учебнику-хрестоматии для 7-го класса общеобразовательных учреждений», автор-составитель В.Я. Коровина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.
Уроки проводила Ж.И. Жителева.
Мы уже знаем следующие виды устного народного творчества: сказку, пословицу, поговорку, загадку. Сегодня к этому перечню видов произведений добавим былину. Былины – произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том, что было. Насколько верна ваша догадка, мы уточним на следующих уроках. А сегодня наша задача – прочитать одну из былин.
Однако прочитать былину так, чтобы увидеть, насколько она интересна, непросто, потому что былины создавались в глубокой древности и пронесли через столетия до наших дней много такого, что требует объяснения. Былину можно прочесть, если читаешь неторопливо и вдумчиво, бездумного чтения она не терпит. Поскольку былины создавались в далеком прошлом, их называют также старинами.
Показывая запись на плакате.
Вот эти слова – оратай орет – из былины, которую сегодня прочтем. Кто знает, что означает оратай? (Пахарь.) Что делает оратай? (Показываю глагол орет.) Что значит оратай орет? (Пахарь пашет.) Как думаете, существительное оратай и глагол орет – однокоренные или разнокоренные слова. «Оратай орет» – так говорили древние славяне.
Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же прочтем былину о богатыре пахаре, оратае Микуле Селяниновиче. Селянинович – от существительного село. Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин.
Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей. Сейчас увидим, с какой гордостью за богатыря пахаря сказители былин рассказывали о работе Микулы на поле.
Откройте учебник на странице одиннадцатой, найдите строфу шестую*. Я буду читать, а вы следите за мной по своим книгам и внимательно слушайте.
Как орет в поле оратай – посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Обращаюсь к плакату.
Микула орет (пашет) сошкой. Вот рисунок сохи. «Сошка у оратая кленовая» Из какого дерева сделана сошка? (Из клена.)
«Омешики на сошке булатные». Вот эти металлические наконечники сохи называются омешиками. У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные, то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата.
Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный». Рогачик – рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота».
Это обжи, между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее да шелковые».
«У нее» – то есть у лошади. А лошадь у Микулы соловая. Смотрите в тексте: «У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь – это лошадь такой масти: сама светло-коричневая, но хвост и грива белые.
Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Микула на своей лошади «пенья-коренья вывертывает» и большие каменья не объезжает стороною, как это обычно делается, а валит их в борозду вместе со вспаханной землей, словно бы и не замечая их.
Если Микулина кобыла ступью идет (от глагола ступать), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться. Купил ее Микула «жеребеночком из-под матушки», то есть жеребенком-сосунком, и заплатил за нее очень дорого – пятьсот рублей. Если бы его лошадь не кобылой была, а конем, то ей и совсем цены не было бы.
Любовь народа к былинному богатырю пахарю проглядывает и в описании внешности Микулы. Читаем следующую строфу, седьмую. Т., прочти первые две строчки; остальные следят по книге.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
«Скачен жемчуг», или «скаченый жемчуг» – отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. «У оратая кудри. что не скачен ли жемчуг рассыпаются». Следующие две строчки прочтет Т.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
С чем сравниваются глаза Микулы? (С глазами сокола.) А брови какие? (Соболиные – как мех черного соболя.) Теперь послушайте описание сапог, которые на богатыре пахаре:
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. «У оратая сапожки зелен сафьян». Заметьте: не «сапоги», но «сапожки». Следующую строчку прочтет Т.
Вот шилом пяты, носы востры.
Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» – с чем сравниваются пяты, то есть каблуки? (С шилом.) «Шилом пяты» – то есть каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – какие носы у сапожек? (Острые.) Следующую строчку прочтет Т.
Вот под пяту-пяту воробей пролетит.
Если «под пяту воробей пролетит» – значит, каблуки у Микулиных сапожек какие: низкие или высокие? (Высокие.) Каблуки такие высокие, что может воробей пролететь. «Шилом пяты, под пяту воробей пролетит», – каблуки у Микулиных сапожек очень тонкие и высокие. Следующую строчку прочтет нам Т.
Около носа хоть яйцо прокати.
«Носы востры. около носа хоть яйцо прокати», – носы у сапожек острые и такие ровные, что можно яйцо прокатить. Последние две строчки прочтет Т.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Как видите, пахарь вышел на работу в поле в нарядной одежде, словно бы на праздник.
Мимо того места, где «орет оратай» Микула, проезжает князь Вольга Святославович. Былинный князь Вольга Святославович тоже не прост: богатырь, да к тому же еще обладает колдовской силой, волшебными мудростями. Он может обращаться в птиц, рыб, зверей, причем, став птицей, рыбой или зверем, он продолжает обладать необыкновенной, богатырской силой. Вот что о Вольге говорится в одной из былин:
Когда зарождался млад светёл месяц,
Тогда зарождался Вольга богатырь.
Стал Вольга да десяти годов,
Ай задался он, Вольга, да во мудрости,
Ай во мудрости, Вольга, да он в хитры хитрости:
Птицей он летать да под оболоку,
Рыбою ходить да в глубоки стана,
Зверями ходить да во темны леса.
Обернулся Вольга да малой птичиной, –
Улетел-то Вольга да он под оболоку,
Ай птицу всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да свежей рыбиной,
Ай пошел-то Вольга да в глубоки стана,
Рыбу-то всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да лютым зверём,
Ай ушел-то Вольга до во темны леса,
Зверей-то всех да он порозгонял.
В былине, которую сегодня прочтем, князь Вольга и пахарь Микула встречаются, и мы получаем возможность сопоставить, сравнить князя и пахаря, выявить, в ком из них больше достоинств – достоинств не внешних, а истинных, таких, которые и человека делают героем, и окружающим людям на благо служат.
Князь Вольга получил от своего дяди, стольнокиевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за получкою поехал. С ним «хоробрая дружинушка» в «тридцать молодцев без единого» – то есть сколько дружинников с ним. А что значит хоробрая.
Найдите строфу четвертую на странице десятой; я читаю, вы следите за мной по книге.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая,
Как орет в поле оратай – посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день,
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Более двух дней Вольге пришлось добираться до Микулы после того, как был услышан Вольгою голос Микулы и скрип его сошки – вот каким могучим богатырем был пахарь!
Конечно, сила человека, его возможности, его могущество явно преувеличены в этом описании. Почему в былине допущено такое преувеличение. Чтобы подчеркнуть, каких колоссальных усилий требует от человека его основная деятельность – обработка земли. Чтобы показать, какие могучие люди ходят за сошкою, перепахивая родные поля. Чтобы, наконец, выразить гордость за могучих в работе землепашцев.
Сказители былин часто использовали художественный прием преувеличения. Преувеличивалось могущество защитников родины, преувеличивалась сила врага, с которым русским богатырям приходилось сражаться. Такое преувеличение в художественных произведениях называется гиперболой. В былинах очень часто используются гиперболы; можно сказать, былины почти целиком строятся на гиперболах. Вспомним из описания Микулиных сапожек: «. под пяту-пяту воробей пролетит».
Итак, более двух дней пришлось ехать Вольге на голос пахаря. Но вот наконец доехал князь до землепашца, увидел его. Т. прочитает нам, как Вольга приветствовал крестьянина, – смотрим строфу восьмую.
Говорит-то Вольга таковы слова:
– Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Вольга, приветствуя Микулу, желает ему Божьей помощи в его тяжелом труде. А что еще более доброго можно пожелать крестьянину-труженику, как не помощи в его нелегкой работе?! Как видите, былина опять напоминает нам о нелегком труде пахаря.
Т. прочтет ответ Микулы на приветствие Вольги.
Говорит оратай таковы слова:
– Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
Всем понятна фраза «Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати». Вольга говорит Микуле: «Божья помощь тебе!». Микула отвечает: «Мне надобна Божья помощь, чтобы крестьянствовать». Видите, былина и здесь не обходит стороною тему нелегкого крестьянского труда.
«А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?» – спрашивает князя Микула. Вольга отвечает, что он едет в города получить дань, за получкою едет. Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники, они подрубят у моста сляги (длинные бревна, на которые настилается мост) – подрубят сляги и потопят князя в речке.
Далее Микула говорит Вольге:
Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.
А кто из вас знает слово пуд? Пуд – русская мера веса, равная приблизительно шестнадцати килограммам.
Микула говорит: «Закупил я соли цело три меха, каждый мех-то был ведь по сто пуд». Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола. Читаем строфу одиннадцатую, следите за мною по своим учебникам.
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
– Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы,
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.
Следующую строчку прочтет Т.
А тут стали мужички с меня грошей просить.
У некоторых сказителей былин это предложение звучит так: они просят грошёв подорожных. Как видим, мужики-разбойники «просят» деньги. Но разбойники не просят! – просят деньги с проезжих; следовательно, здесь речь идет о людях, которые занимались разбоем на дорогах. Следующую строчку прочтет Т.
Я им стал-то ведь грошей делить.
Давал Микула деньги мужикам-разбойникам или не давал? (Давал.) Следующую строчку прочтет Т.
А грошей-то стало мало ставиться.
Смысл сказанного понятен? Денег у Микулы «стало мало ставиться». Следующую строчку прочтет Т.
Мужичков-то ведь больше ставится.
Надо объяснять эту фразу. Денег у Микулы «стало мало ставиться», а мужичков, требующих от него деньги, все «больше ставится». Посмотрим, как дальше развивались события. Т., прочти следующие строчки.
Потом стал-то я их ведь отталкивать.
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи.
Не хватило у Микулы на всех денег, пришлось расправляться с грабителями кулаками. «Положил тут их я ведь до тысячи», – рассказывает Микула. Понял князь, что его дружинушке «в тридцать молодцев без единого» не справиться с такой ордой разбойников, и предложил Вольга Микуле поехать вместе с ним «во товарищах».
Сейчас я прочитаю всю былину целиком. Слушая ее, обратите внимание на следующее.
Существительные обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, батюшка, матушка, оратаюшко, земелька, бороздочка, сошка (а не «соха»), у Вольги жеребчики (а не «жеребцы»), даже мужики-разбойники названы мужичками-разбойничками.
Прилагательные также иногда встречаются в уменьшительно-ласкательной форме. Кобыла соловенькая (вместо «соловая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»).
Встретим постоянные эпитеты, многие из них уже известны нам из других произведений устного народного творчества: конь добрый, поле чистое, солнце красное, небо ясное, леса темные, моря синие, дружинушка хоробрая, сошка кленовая, куст ракитов.
Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скачен жемчуг (вместо «скаченый жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови черна соболя (вместо «черного соболя»), сапожки зелен сафьян (вместо «зеленый сафьян»), кафтанчик черна бархата (вместо «черного бархата») и так далее.
Встретим глаголы в неопределенной форме с древним окончанием -ти. Например: «станут мужички меня похваливати» (вместо «похваливать»), «не могли до оратая доехати» (вместо «доехать»).
Все эти поэтические особенности былины характерны и для других произведений устного народного творчества, прежде всего для сказок и песен. А теперь послушайте былину.
На чтение былины требуется приблизительно одиннадцать минут.
Задание на дом: научиться выразительно читать былину. Желающие могут выучить наизусть одну из строф былины (шестую, седьмую или четырнадцатую); каждый, кто выучит строфу и выразительно ее расскажет, получит хорошую оценку.
(Материал в сокращении опубликован в журнале «Литература в школе» № 9/2002.)
* На первом, вводном уроке литературы, посвященном знакомству учащихся с учебником (согласно методической разработке системы уроков, изложенной в книге: Турьянская Б.И. и др. Литература в 7-м классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000), учащиеся пронумеровали строфы былины; в указанном выше учебнике-хрестоматии былина разбита на двадцать две строфы.
Словари
1. Имеющий колющий конец или режущий край.
отт. Хорошо отточенный (о режущих и колющих инструментах, орудиях).
2. Суживающийся, вытянутый к концу; остроконечный, островерхий.
отт. перен. Угловатый, резко выступающий (о частях тела).
Сильно действующий на органы чувств; имеющий едкий, пряный вкус или запах.
отт. Резкий, пронизывающий (о ветре, холоде и т.п.).
Очень сильный по своему проявлению, выражению (о физических ощущениях человека).
отт. Протекающий очень быстро, бурно; не хронический (о болезни).
Развитой, изощренный, тонкий (о слухе, зрении, памяти и т.п.).
1. Остроумный, язвительный, меткий.
2. Очень сильно ощущаемый, резко выраженный; напряженный, критический.
Морфология: о́стр и остёр, остра́, о́стро и остро́, о́стры и остры́; остре́е; нар. о́стро
Острая бритва. | Острые шипы. | У собаки очень острые зубы. | Детям не разрешают играть с острыми предметами. | нар.
2. Предмет называют острым, если у него узкий конец.
Туфли с острым носком. | Острый шпиль. | Он обнял его за острые мальчишеские плечи.
3. Когда про человека говорят, что у него острое зрение, слух и т. п., то имеют в виду, что они очень хорошо развиты.
Несмотря на солидный возраст, зрение у него было достаточно острое.
4. Когда о ком-либо говорят, что у него острый ум, то имеют в виду, что этот человек быстро понимает то, что изучает, обладает развитым интеллектом.
5. Если кто-либо смотрит на вас острым взглядом, значит, он хочет понять, о чём вы думаете, каковы ваши намерения и т. п.
Его взгляд вдруг стал острым, пронизывающим.
6. Шутку называют острой, если она точна, остроумна, язвительна.
Он мастер на такого рода острые шутки. | нар.
Остро подметить что-либо.
7. Когда вы говорите, что у человека острый язык, вы имеете в виду, что он остроумен или часто делает обидные, язвительные замечания в адрес других людей.
8. Запах или вкус называют острыми, когда они ощущаются очень сильно.
В прихожей стоял острый запах пота. | Я попробовал рыбу и сразу ощутил острый вкус на кончике языка.
9. Блюдо называют острым, когда в нём много соли, перца, уксуса и т. п.
Острая горчица. | Острый соус. | Я не очень люблю острую пищу.
10. Чувства, эмоции, состояния называют острыми, если вы ощущаете их очень сильно.
Я испытывал острое желание поцеловать её. | Меня охватила острая тоска по дому.
11. Болезнь или болезненное состояние называют острыми, если они быстро развиваются и бурно протекают.
Острый бронхит. | При остром течении заболевания лекарство принимать каждые три часа. | Меня пронзила острая боль.
12. Потребность, недостаток и т. п. в чём-либо называют острыми, если вы сильно их ощущаете.
Я испытывал острую потребность выговориться. | У нас острая нехватка строительных материалов. | нар.
Мы остро нуждаемся в опытных специалистах.
13. Ситуацию, положение вы называете острыми, когда не знаете, чем они закончатся.
Острая игра. | В футбольном матче было много острых моментов.
14. Острыми углами вы называете неприятную ситуацию, когда вы можете поссориться с кем-либо.
Обходить острые углы. | Ваша рассудительность поможет вам сгладить все острые углы, причём, как дома, так и на работе. | С женщинами вечно натыкаешься на острые углы, потому что им надо совсем не то, что мужчинам.
о́страя, о́строе; остр и (разг.) остёр, остра́, остро́.
|| Суживающийся к концу, оканчивающийся острием. «Лефорт взял Алексашку за острый подбородок.» А.Н.Толстой. Острый шпиль. Острая трава. Острая крыша. Острый нос у лодки.
2. перен. Тонкий, изощренный. Острый слух. Острое зрение.
|| перен. Проницательный, понятливый. «Он уставился острыми глазами в лицо Андрея.» Максим Горький. «Острый умом старец.» А.Н.Толстой.
3. Пряный, едкий, жгучий, но пресный. Острый вкус. Острое блюдо. Острый запах.
4. (кратк. форма остёр, остро́) перен. Выразительный, колоритный, остроумно-язвительный. «Как ты остер сегодня!» Тургенев. «При сей острой шутке исправник захохотал.» Пушкин. Острая статья. Острый язык. Острое слово. Остро (нареч.) сказано.
5. Резкий, сильный, не хронический (о болезнях). Острая боль в мышцах. Острая форма ревматизма.
6. Резко выраженный, очень сильный. «Острая, захватывающая радость вдруг овладела им.» Чехов. «Вдруг вместо острой боли является такая же острая радость.» Пришвин. О́стро (нареч.) ставить вопрос.
7. Критический, катастрофичный. Острый недостаток питания в организме. Острое положение.
2. Суживающийся к концу. О. нос. Сапоги с острыми носками.
3. Проницательный, хорошо воспринимающий. О. ум. О. глаз.
4. (остёр, остра, остро). Отличающийся остроумием (в 1 знач.). Острая шутка. О. язычок. Остёр на язык кто-н.
5. Сильно действующий на вкус или обоняние. О. запах. О. соус. Острая пища.
6. перен. Сильно, ясно выраженный; напряжённый. Острая боль. Острое воспаление (не хроническое). Острая ситуация. О. сюжет.
Острый угол угол менее 90°.
ОСТРЫЙ, остреть, остряк и пр. см. острить.
2. Суживающийся к концу. Туфли с острым носком. О. шпиль. О-ая вершина пихты. О. нос. О-ые локти, плечи. О-ая бородка. О. угол (матем.; угол меньше 90 градусов). Сглаживать о-ые углы (также: смягчать, делать менее заметными разногласия, противоречия).
3. Хорошо развитой, изощрённый, тонкий (о слухе, зрении, памяти и т.п.). О-ое зрение. О-ое обоняние. О-ое чутьё. О. ум (пытливый). О. взгляд (проницательный).
4. Остроумный, язвительный. О-ое словцо. О-ая шутка. О. язык у кого-л. (об остроумном, язвительном человеке).
5. Сильно действующий на органы чувств; резкий. О. запах бензина. О. вкус пряностей. О. свет молнии. О. ветер (пронизывающий).
6. С большим количеством соли, пряностей, специй; едкий, пряный. О-ые блюда. О. сыр. О. перец. О-ая горчица. О. соус. О-ая пища. О-ая приправа.
7. Очень сильный по своему проявлению. О-ое желание. О-ая боль. О-ое чувство жалости. О-ая радость. О-ая тоска.
8. только полн. Бурно развивающийся, протекающий (о болезнях). О. аппендицит. О-ое воспаление. О-ая диспепсия. О. бронхит. О-ые инфекционные заболевания.
9. Очень сильно ощущаемый, резко выраженный. О-ые противоречия. О. недостаток чего-л. О-ая нехватка времени. О-ая потребность в общении. О-ая критика. О. вопрос (злободневный).
10. Крайне напряжённый; критический. О-ая игра. О-ое положение. О. момент.
1. Имеющий хорошо колющий конец или хорошо режущий край; противоп. тупой.
— Острые колючки рвали мою одежду. Лермонтов, Бэла.
Они навязали их [крючки] на поводки из проволоки или струны, которых щуки не могли перекусить, несмотря на свои острые зубы. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука. Я
2. Суживающийся к концу.
Туфли с острыми носами.
За соседний столик сел бледный молодой человек с острой бородкой. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год.
3. Хорошо развитой, изощренный, тонкий (о слухе, зрении, памяти и т. п.).
Острое зрение. Острое обоняние.
Учились мы оба в гимназии, в одном классе, и оба порядочно; я даже несколько получше Давыда… память у меня была острей. Тургенев, Часы.
Чем дальше он забирался в горы, тем острее становился его слух. Федин, Города и годы.
Быстро схватывающий, проницательный.
И вот он [скупщик] окидывает толпу острым проницательным взглядом. Короленко, Павловские очерки.
4. Остроумный, язвительный.
[Лиза:] Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Грибоедов, Горе от ума.
[Княжна] шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен. Лермонтов, Княжна Мери.
[Анненский] великолепно владел острым словом, метко, как художник, попадал им в цель. М. Горький, Н. Ф. Анненский.
5. Сильно действующий на органы чувств (обоняние, вкус, слух, зрение); резкий.
Запах сырости в лесу стал острее. Арсеньев, Фальшивый зверь.
Каждый острый блеск молнии заставлял Вано вздрагивать. Паустовский, Колхида.
6. С большим количеством соли, пряностей, специй (о пище).
Острые блюда. Острый сыр.
Едкий, пряный (о приправах).
Острый перец. Острая горчица.
7. Очень сильный, ясно, отчетливо ощущаемый.
Острое желание. Острая боль.
Пашка взбежал на ступени, взглянул в окно, и острая, захватывающая радость вдруг овладела им. Чехов, Беглец.
Острая жалость к себе наполнила ее сердце. С. Антонов, Дожди.
Бурно развивающийся, протекающий (о болезнях).
Острый аппендицит. Острое воспаление. Острая диспепсия.
9. Крайне напряженный; критический.
Острая игра. Острое положение.
угол, который меньше прямого угла.
острый язык < у кого;>остер (острый) на язык
об остроумном, язвительном человеке.
[Коринкина:] Ах, он невыносим, невозможен! У него острый и злой язык. А. Островский, Без вины виноватые.
о́стрый; кратк. форма остр и остёр, остра́, о́стро́ и (в знач. «остроумный») остёр, остра́, остро́
о́стрый, остёр и остр, остра́, о́стро, о́стры и (в знач. «остроумный») остро́, остры́; сравн. ст. остре́е
(противоп. к тупо́й; сильный, крепкий; резкий; напряженный; пикантный)
До свода адского касалася вершиной
Гора стеклянная, как Арарат остра́,
И разлегалася над темною равниной.
И мудр слизняк, в спираль согну́тый*,
Остры́ без век глаза гадюк,
И в круг серебряный замкну́тый**,
Как много тайн плетет паук!
М. А. Зенкевич, Человек
1. о́стрый, о́страя, о́строе, о́стрые, о́строго, о́строй, о́строго, о́стрых, о́строму, о́строй, о́строму, о́стрым, о́стрый, о́струю, о́строе, о́стрые, о́строго, о́струю, о́строе, о́стрых, о́стрым, о́строй, о́строю, о́стрым, о́стрыми, о́стром, о́строй, о́стром, о́стрых, о́стр, остра́, о́стро, остро́, о́стры, остры́, остре́е, поостре́е, остре́й, поостре́й
2. о́стрый, о́страя, о́строе, о́стрые, о́строго, о́строй, о́строго, о́стрых, о́строму, о́строй, о́строму, о́стрым, о́стрый, о́струю, о́строе, о́стрые, о́строго, о́струю, о́строе, о́стрых, о́стрым, о́строй, о́строю, о́стрым, о́стрыми, о́стром, о́строй, о́стром, о́стрых, остёр, остра́, о́стро, остро́, о́стры, остры́, остре́е, поостре́е, остре́й, поостре́й