Что значит норагами в бездомном боге
Noragami
Завязка [ править ]
Жил да был себе на свете бог бедствий Ято. Из-за того, что в него мало кто верит (а вера для бога всё равно, что жизненная энергия), приходится изворачиваться, выполняя абсолютно любые просьбы за символическую плату в пять йен. Благодаря полному отсутствию последователей и влиянию отца в детстве Ято не имеет даже собственного храма, а посему вынужден ночевать на улице, в других храмах и где повезёт. Работу же он получает через телефонные звонки от нуждающихся (его номер виден только тем, кому помощь реально нужна), а рекламу он себе делает где угодно, когда угодно и как угодно, начиная от раздачи визиток и заканчивая усердным нацарапыванием цифр в школьном женском туалете. Его нынешняя шинки Томонэ условиями жизни не особо довольна, и после очередной миссии по уничтожению аякаши скоропостижно расстаётся с незадачливым божком. Так Ято остаётся работать соло.
Одним осенним днём Ики Хиёри с подружками неспешно прогуливались из школы, как им на глаза попалось объявление о пропаже котёнка. Девушки листовке особого внимания не уделили, но Хиёри заметила, как за искомым животным гонится парень, не обращая внимания ни на проезжую часть впереди, ни на несущийся на него автобус. Хиёри, как порядочная девушка, понеслась спасать незнакомца, оттолкнула его подальше на тротуар и даже начала читать ему мораль, да вот беда — тело её осталось под машиной, а словесных люлей приготовилась выписывать внезапно выскочившая душа. К счастью, после аварии Хиёри отделалась мелкими царапинами и испугом, но пришедший навестить её спасённый, внезапно представившийся богом Ято, поиздевался над наивной девочкой и ушёл по своим делам. Всё бы ничего, и сказочке конец, но Хиёри начинает переживать приступы нарколепсии, душа её теперь отделяется от тела несколько раз на дню, и местные аякаши, желая сожрать её, устраивают нешуточные погони. В первом же сражении, снова встретившись с Ято, Хиёри узнаёт, что хоть она и научится контролировать свои выходы из тела, это останется с ней навсегда. Не желая мириться, она загадывает Ято желание — стать прежней, и платит ему. Ято соглашается.
Семь богов счастья / Noragami
Познай Японию
каноническое изображение богов счастья.
Слева направо: Дайкокутэн (сидит с колотушкой), Бишамонтэн (возвышается над ним в доспехах),
Эбису (показывает на рыбу), Фукурокудзю (с высоким лбом и посохом),
Хотэй (с веером, облокотился на мешок), Бэндзайтен (играет на биве)
и Дзюродзин (в шапочке китайского учёного)
До тех пор, пока японцы не объединили их в одну группу, каждое из семи божеств вело самостоятельное существование. Сегодня все семь богов гарантируют верующим счастье, но каждый свое. В начале XVII в. по приказу сёгуна Токугава Иэясу буддийский монах Тэнкай установил семь видов счастья: долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворенность жизнью, известность, мудрость, сила. Видимо, после этого семь богов счастья стали изображаться вместе.
Эбису
Эбису – единственный японец в этой разношёрстной божественной компании.
Понятное дело, что после такого превращения он считается богом удачи на разных поприщах. В сельских районах его почитают как бога рисовых полей, в рыбацких деревнях — как защитника рыболовов. Моряки полагаются на его помощь в плавании. Купцы — на удачу в торговле. Домохозяйки не могут обойтись без помощи Эбису на кухне.
Во втором сезоне «Бездомного бога» мы встречаем Эбису, как рассудительного, но слегка неуклюжего молодого человек с аналитическим складом ума. Он похож на типичного яппи, часто перерождается и с тоской смотрит на богиню Идзанами в Преисподней – видимо, наложилась легенда о Хирако. Когда он перерождается, то появляется трёхлетним мальчиком на берегу моря в традиционной японской одежде и любит ловить рыбу.
Дайкокутен
Дайкокутен родом из Индии – вместе с Эбису они считаются богами домашнего очага.
Первоначально был божеством тантрического буддизма, Махакалой, но сейчас он практически полностью слился с другим божеством – Оокунинуси.
Как так получилось? Имя «Махакала», означавшее с санскрита «Большой чёрный», в Японии дословно перевели как «Дайкоку-тэн». Но первые иероглифы имени божества Оокунинуси тоже можно прочитать как «Дайкоку».
статуя Оокунинуси в Идзумо с космически прекрасными глазами
Дайкокутэн был изображён на первых японских банкнотах достоинством в одну иену, выпущенных в обращение в 1885 году.
В аниме мы отдельно встречаем Оокунинуси – разбитного тусовщика со взрывным характером и странной манерой одеваться.
И отдельно встречаем Дайкоку, который… правильно, в паре с Эбису Кофуку вполне подходят на роль хранителей домашнего очага, не смотря на то, что Кофуку – богиня бедности и несчастий. Вот такой юмор от авторов!
Бишамонтэн
грозный Бишамонтэн с пагодой в руках
Бэндзайтен
Бэндзайтэн – это на самом деле индийская Сарасвати, которая при «переезде» в Японию стала богиней всего, что «течет»: музыки, ораторского искусства и рек (в переводе с санскрита Сарасвати означает «текущая вода»). Символизирует мудрость, любовь, искусство, красноречие и красоту. Бэндзайтэн изображается миловидной девушкой с традиционной японской лютней бивой, иногда со змеёй (в Японии белая змея считается богиней рек). Её святилище очень часто можно встретить на островках посреди озёр и у истоках рек.
Хотэй
Дзюродзин
Дзюродзин – даосский бог мудрости, долголетия и бессмертия. Символизирует долгую жизнь. Особенно популярен среди преподавателей и ученых.Изображается улыбающимся старичком с длинной белой бородой и в шапочке учёного. В руках у него свиток, в котором записаны сроки жизни всех существ, обитающих на нашей планете. Его обычно сопровождают олень или журавль — восточные символы долголетия. Рассказывают, что однажды Дзюродзин был приглашен на праздник ко двору Императора, и там стал хвастаться, что может выпить вина сколько угодно. Согласно этой китайской легенде, он выпил тогда один коку (160 литров) рисового вина (сакэ), но был абсолютно трезв, когда на следующее утро появился перед Императором с выражением слов благодарности за приятный вечер. Он предсказал Императору долгое и благополучное правление и растворился затем в белом тумане.
Фукурокудзю
Обзор аниме Noragami Aragoto (“Бездомный Бог: Арагото”)
Обзор на первый сезон вы можете прочитать здесь.
Я боюсь продолжений. Уже давно заметил за собой эту черту, и всё никак не могу от неё избавиться. Когда вижу, что по одному из понравившихся мне тайтлов сняли продолжение, в голове проносится целый рой мыслей, среди которых наиболее отчетливо звучит: “Хоть бы не испоганили”. История знает множество примеров, когда второй сезон качественного тайтла получался на порядок хуже первого. Причины тому могут быть разные: начиная с непомерной жадности студий, пытающихся заработать на добром имени, и заканчивая прозаичными недоработками сценария. Именно поэтому, когда я включал второй сезон столь понравившегося мне Noragami, в душе таилось множество опасений, большинство из которых, к счастью, не оправдалось. Итак, данный обзор посвящен Noragami Aragoto (“Бездомный Бог: Арагото”).
Краткие сведения
Noragami Aragoto (“Бездомный Бог: Арагото”) – второй сезон популярного сёнэна Noragami, выпущенный студией Bones осенью 2015 года. В основе сценария лежит манга, сериал состоит из тринадцати серий. Аниме посвящено непростой жизни японских богов и людей, с ними связанных. Кстати, слово Aragoto в названии переводится как «бурный, шумный», и означает стиль изображения героического персонажа из театра кабуки.
События второго сезона начинаются сразу после завершения первого. Жизнь главных героев вновь пошла своим чередом. Ято (Yato) так и остался никому не известным богом, берущимся за любую работу за награду в пять йен, и мечтающим, что однажды у него появятся миллионы последователей по всему миру. Святое орудие Ято – молодой парень Юкинэ (Yukine) – всё также постоянно ворчит и переругивается со своим хозяином, при этом не переставая преданно ему служить. А добрая девушка Ики Хиёри (Iki Hiyori), душа которой стараниями Ято оказалась оторванной от тела, продолжает приглядывать за двумя раздолбаями, пытаясь наставить их на путь истинный. В жизни героев воцарились тишь и благодать, лишь изредка нарушаемые вторжениями духов и прочей нечисти, с которыми Ято и Юкине быстро расправляются. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Внезапно одно из орудий боевого бога Бишамон (Bishamon) задумало совершить переворот, в который оказался втянут и Ято сотоварищи…
Персонажи
Персонажей по меркам тринадцатисерийного аниме фигурирует много. Во втором сезоне появляется около двадцати новых персонажей, среди которых попадаются как интересные, так и откровенно лишние. Так, среди удачных приобретений я бы выделил нового антагониста Кугаху (Kugaha) – что-что, а ненависть и отвращение этот человек вызывать умеет; а также королеву подземного мира Идзанами (Izanami) – интересный и противоречивый герой, который одновременно может вызывать и страх, и жалость. Среди нераскрывших свой потенциал персонажей я бы выделил группу богов удачи, а в особенности – Эбису (Ebisu), который играет существенную роль во второй сюжетной арке. Он вроде бы и важный персонаж с драматичным прошлым, но перед началом важных событий о нем известно настолько мало, что сопереживать ему у зрителя нет совершенно никаких причин.
Сюжет
Второй сезон Noragami состоит из двух арок. Первая арка приоткрывает завесу тайны, скрывающую отношения между Бишамон и Ято. Если в первом сезоне зрителей просто ставят перед фактом, что Бишамон ненавидит Ято, то во втором объясняется причина этой ненависти. Не буду вдаваться в подробности, лишь скажу, что арка получилась динамичной и насыщенной. Отдельно хочется отметить, что сюжет первой арки развивается не за счет наступления случайных событий, а является непосредственным результатом действий тех или иных героев, то есть сюжет полностью основан на действиях персонажей и их развитии, что в последнее время встречается в аниме всё реже и реже.
Вторая арка повествует про бога удачи Эбису и его темные делишки. На мой взгляд, она получилась слабой. В шесть серий сценаристы попытались впихнуть очень много событий и идей, но в результате не смогли довести до ума ни одну из них. Во-первых, характер Ято всего за полсерии резко меняется, причем эти изменения ничем не обоснованы. Нет, мне конечно приятно наблюдать за тем, как он демонстрирует новые, ранее незнакомые черты своего характера, но не когда это делается просто для галочки… Вот Ято знакомится с человеком (причём не совсем добровольно), через пару минут сражается с ним, а еще через пару минут решает его спасти, пожертвовав собой. Вот так, словно по щелчку пальцев, Ято превращается в героя, готового пойти на всё ради спасения незнакомого человека, мотивы которого, кстати, совсем не очевидны. Ну да ладно – на то они и боги, чтобы вести себя, как им заблагорассудится.
Во-вторых, во второй арке сценаристы пытаются расширить границы мира Noragami, наконец-то показав пантеон японских божеств и подземный мир. Но, к сожалению, делается это очень поверхностно. Нам толком ничего не рассказывают про иерархию японских божеств. Почему, к примеру, боги удачи столь сильны и популярны? Кто принимает решения в верховном совете? Кто вообще входит в этот совет? Кроме того, в аниме практически не рассказывается про королеву подземелья Идзанами (Izanami), играющую существенную роль в сюжете и обладающую трагичной историей, которую вы можете прочитать тут. Синтоизм вообще является очень интересной и обширной темой, и мне не совсем понятно, почему ему уделяют столь мало внимания в тайтле, посвященному японским божествам. Хотя, возможно, для большинства японских зрителей подобные пояснения были бы лишними, но я не японец, и их отсутствие мне показалось существенным недостатком, оставляющим открытыми многие вопросы.
Впрочем, хватит о грустном. В Noragami Aragoto идеальным образом переплелись драматичные и комедийные элементы, которые, как бы ни странно это не звучало, максимально усиливают эффект друг от друга. На протяжении всего сериала между ними поддерживается оптимальный баланс, позволяющий не перегрузить зрителя излишним драматизмом или глупым юмором. Пожалуй, это самая важная черта Noragami Aragoto, возвышающая его над десятками других, проходных сёнэнов, появляющихся каждый год, и перекочевавшая прямиком из первого сезона. Аниме получилось не глупым, не мрачным и не затянутым – именно таким, каким должно быть аниме, рассчитанное на широкую зрительскую аудиторию. Кроме того, в Noragami используется свой стиль, просматривающийся как в рисовке, так и в музыке, что тоже добавляет аниме определенный шарм.
Рисовка
Как и в первом сезоне, во втором сразу бросаются в глаза превосходный дизайн персонажей и проработанные крупные планы. Персонажи выглядят оригинально, ярко, и легко запоминаются. Не менее качественными получились и фоновые изображения. Детализация на некоторых из них просто заоблачная. Анимация сражений, которых во втором сезоне стало на порядок больше, получилась плавной и детальной. Кроме того, в аниме использована приятная глазу цветовая гамма без использования резких цветов и оттенков. В общем и целом, рисовка находится на уровне первого сезона, который был очень высок. Между выпуском сезонов прошел всего год, так что рассчитывать на значительное увеличение качества было бы глупо. Очень достойная работа художников студии Bones.
Музыка
Оценки
Персонажи – 7.5. Некоторые персонажи получили развитие, некоторые так и остались в исходном состоянии. Появилось несколько новых персонажей, среди которых далеко не все оказались нужными.
Сюжет – 7.0. Первая арка отвечает на многие оставшиеся с первого сезона вопросы, и получилась хорошо. Вторая арка предсказуема, пафосна и временами нелогична.
Рисовка – 9.0. Качественные крупные планы, прекрасные фоновые изображения, плавная анимация сражений.
Музыка – 8.5. Классное музыкальное сопровождение с очередным потрясающим опенингом.
Заключение
Оставшись проработанным и стильным снаружи, Noragami Aragoto слегка проиграл в качестве наполнения. Его можно оценивать двояко. С точки зрения фаната оригинального Noragami, второй сезон мне понравился. Аниме осталось таким же динамичным, на первых ролях остались всё те же, уже полюбившиеся герои, а многие из них показали себя с ранее неизвестных сторон. Музыка и рисовка остались на высоком уровне. Однако, если оценивать беспристрастно, то закрывать глаза на появившиеся недостатки нельзя, а их появилось много: начиная с добавления множества лишних персонажей и заканчивая большими объемами ненужного пафоса во второй арке. Но плюсы всё равно перекрывают минусы. Noragami Aragoto остается качественным сёнэном, за просмотром которого приятно провести пару вечеров. Если вам понравился первый сезон, то и второй вряд ли разочарует. Всем добра, и смотрите только лучшее.
Шинки
Шинки (神器, букв. «священный сосуд») — орудия, которых боги используют для различных задач и целей.
Содержание
Происхождение [ ]
Шинки сделаны из свободного духа мертвого человека (死 霊, shiryou). Под «свободным духом» подразумеваются блуждающие души людей, умерших или убитых в результате несчастных случаев. Боги решили, что люди, которые умерли из-за подобных причин, заслуживают второй шанс, так как они по-прежнему хотели жить, это, вероятно, почему эти души стали шинки. Так как большинство свободных духов умерли в молодом возрасте, то как шинки они выглядят молодо. Однако это также зависит от возраста человека, когда он/она умер(ла). Юкинэ, например, выглядит как подросток, Маю выглядит как женщина двадцати-двадцати пяти лет, Дайкоку выглядит как человек тридцати лет.
Перед тем, как свободного духа сделают шинки, дух не должен быть поврежден. Дух может быть поврежден, и становится непригодными, когда он одержим фантомами (частично или полностью). Также дух не может стать шинки, если умер от самоубийства. Его форма шинки становится частично или полностью непригодным для использования.
Создание шинки [ ]
Когда Бог видит свободного духа и хочет взять его в качестве своего Шинки, Бог должен дать ему имя: одно для человеческой формы, другое — для названия сосуда. Иероглиф кандзи будет отпечатан на теле Шинки, отмечая принадлежность к указанному духу.
Первое произношение имя шинки основано на японском чтении для указанного кандзи персонажа. Обычно бог добавляет другое кандзи к имени, чтобы имя шинки было, как у человека. Эти кандзи персонажа служат «фамилией» шинки или «имя клана», и Бог может иметь одну или больше фамилий по желанию. Например, у Ято клан «Нэ» (音), у Тэндзина «Ю» (喩), у Кофуку является «Дай» (大),у Бишамон есть две «фамилии» — «Ма» (麻) для Кадзумы и «Ха» (巴) для остальных.
Второе произношение является названием сосуда, и основано на китайском чтении для указанного персонажа. Использование второго имя меняет шинки в своей форме и превращает в орудие. Обычно символ «Ки» (器, что означает «сосуд») добавляется к концу второго имени.
Ниже представлен список известных шинки, альтернативных имен, и их владельцев богов.
Шинки и Бог [ ]
Обязанности Бога перед Шинки [ ]
После принятия Шинки как своего подчиненного, Бог обязан обеспечить основные потребности для Шинки (жилье и одежда, а также еда, напитки и развлечения). Бог также обучает Шинки, если тот совсем недавно стал орудием.
Помимо основных потребностей, Бог несёт ответственность за принятие бремени всех эмоций и совершении грехов Шинки. Бог несет бремя в виде колющей боли в его шеи. Кроме того, площадь шеи Бога, которую пронзает колющая боль, может заразиться болезнью, называемой скверной. Если Шинки продолжает совершать грехи и никаких действий не будет предпринято против него, скверна будет распространяться по всему телу Бога, в результате чего он будет медленно умирать.
Обязанности Шинки перед Богом [ ]
Для шинки неэтично кланяться другому Богу, пока он служит своему хозяину. Это является неуважением к своему Богу.
Способности [ ]
Шинки могут использовать много навыков, в зависимости от формы, которую он принимает. Однако в человеческой форме все шинки могут использовать Границу (境界 線, kyoukaisen). Граница используется для того, чтобы защитить себя от фантомных атак. Эту уникальную способность могут использовать только шинки; она не может быть использована богами, духами, свободными призраками, и живыми существами.
Для того, чтобы провести границу шинки использует его/ее правую руку и средние пальцы, чтобы нарисовать горизонтальную линию между собой и призраками. Этот жест сделает временный барьер, и фантомы не смогут двигаться через него. Тем не менее, если фантом слишком сильный, то барьер сломается, и шинки будет атакован.
Помимо защиты шинки от призраков, граница имеет еще одно применение. Если три шинки используют границу в виде треугольника, формируется Тюрьма (獄, goku) и может задержать шинки, фантома, человека или даже бога. Тюрьма, как правило, используется для выполнения ритуала очищения для нарушившего правила шинки, нападая на фантом, находящийся на его/её теле и очищают шинки.
Манга также показала, что шинки могут использовать Песню в другой способности. В 31 главе, группа детей, (они не) шинки Эбису (это маленькие шинки на служении у небес) использовать песню «Кагоме» в качестве обороны. Нора также использует песню, чтобы Аякаши атаковали Юкине.
Благословенные регалии [ ]
В манге шинки может развиваться от своей первоначальной формы в лучшую форму. Шинки с этой характеристикой называется Благословенные регалии (祝 の 器, hafuri no utsuwa, что означает «благословенный»). Однако становится благословенным сосудом не так просто, шинки жертвует своим именем,которое может потерять навечно, дабы защитить своего бога. Шинки может стать благословенной регалией в особых ситуациях. После того, как шинки становится благословенной регалией, новая форма будет длится вечно.
Пока есть только три благословенные регалии в Noragami:
Казума [ ]
Юкинэ [ ]
Освобождение шинки [ ]
Когда шинки хочет бросить его/её работу и служить новому хозяину, то Бог должен освободить шинки. В написании имени кандзи шинки сказать: «Я освобождаю вас,» и тогда имя шинки исчезнет, делая его доступным для использования другого бога. Тем не менее шинки не в состоянии использовать границы.
Если божество умирает, то это не освобождает его шинки от имени. В 73 главе Куними рассказывает о своём первом боге который был рождён детской игрой. Вскоре бог был забыт и исчез, а Куними так и остался носить своё первое имя, даже служа у Эбису. Таким образом многие шинки становятся бродячими не по своей воле.
Бродячие [ ]
Есть случаи, когда шинки имеет более чем одно имя на своем теле, и это свидетельствует о том, что он принадлежит более чем одному богу. Шинки с этой характеристикой называется «Бродячие» («Нора», 野 良). Шинки становится «Бродячим», когда Бог дает ему новое имя, пока у него еще есть имя, данное предыдущим хозяином. Одним из известных «Бродячих» является шинки, известная как Нора (Мизучи/Хииро). В манге, из-за Норы сбивается шинки Бишамон Кугаха и большинство шинки Эбису.
Продолжительность жизни шинки [ ]
Продолжительности жизни шинки до сих пор неизвестна, однако они могут жить сотни лет. Несмотря на то, что они могут жить очень долго, шинки может умереть, как и любые другие живые существа. Одной известной причиной смерти шинки является убийством; однако неизвестно, могут ли они умереть от естественных причин. Когда шинки умирает, его имя исчезает и бог владелец ощущает это. Одной из известных смертью шинки являются все шинки Бишамонтен под именем клана «Ма», кроме Казумы, которые были убиты Ято с помощью Хииро (Норы).
Опасность [ ]
Если шинки ведёт себя неподобающе: крадёт, совершает акты вандализма или позволяет себе эротичные мысли, то всё это отражается на боге. Бог начинает испытывать боль, а позже может заразиться скверной, которую он не в состоянии смыть.
Важно при этом учитывать, что неподобающее поведение определяется основываясь на чувстве морали и праведности самих шинки. Проступок будет считаться греховным только если сам шинки будет считать, что он поступил не так, как должен был и его поведение было неподобающим. Таким образом, даже такой поступок как убийство может не нанести никакого вреда как шинки так и его божеству, если первый не сочтёт свой поступок неправильным. Так Кугаха, устроив заговор против Бишамонтен, не осквернил ни себя ни свою богиню, хоть и желал её смерти, а впоследствии перерождения. Как подметила Бишамон: » [ты] сделал это, искренне веря, что моя реинкарнация действительно будет оправдана, если это так. значит ты не заблуждаешься.» (глава 22)