Что значит номинативные и коммуникативные слова

Языковая система, языковой знак

Что значит номинативные и коммуникативные слова Что значит номинативные и коммуникативные слова Что значит номинативные и коммуникативные слова Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Когда мы говорим система языка, то подчеркиваем, что язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое (слово система – греческое по происхождению, буквально означает «целое из составных частей»).

Система языка– это инвентарь его единиц, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям.

Структуру языкаобразуют отношения между ярусами и частями единиц, следовательно, структура языка – лишь один из признаков системы языка.

Единицы языка, категория языка, ярус языка, языковые отношения– эти понятия не совпадают, хотя они все важны для раскрытия понятия системы языка.

Единицы языка – его постоянные элементы, которые отличаются друг от друга назначением, строением и местом в системе языка.

По своему назначению единицы языка делятся на :

Основной номинативной единицей является слово (лексика), коммуникативнойпредложение, его синтаксический образец.

Строевые единицы языка служат средством построения и оформления номинативных и коммуникативных единиц, строевыми единицами являются:

4) формы словосочетаний.

Единицы языка распределяются по категориям и ярусам языка.

Категории языка – это группы однородных единиц языка; объединяются категории на основе общего, категориального признака. Так, в русском языке имеются такие категории, как время и вид глагола (у глагола 7 грамматических категорий: время, вид, залог, наклонение, лицо, число, род), род, число, падеж (3 категории) у существительного и прилагательного и т.д.

Ярус языка – это совокупность однотипных единиц и категорий языка.

Основными ярусами являются:

Как единицы внутри категории, так и категории внутри яруса связаны друг с другом на основе типовыхотношений. Языковые отношения – это те взаимосвязи, которые обнаруживаются между ярусами и категориями, единицами и их частями.

Основными типами отношений являются парадигматические и синтагматические, ассоциативные и иерархические.

Парадигматические отношения – это те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд и др.

Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания, предложения (как совокупность членов предложения) и сложные предложения.

Различие синтагматики и парадигматики можно разъяснить на таком примере. Форма слова дорогу (В.п., ед. ч.), с одной стороны, вызывает в памяти другие формы данного слова (дорога, дорогой, дорогами и т.п.) и близкие по значению слова (путь, стезя, шлях). названные формы слова являются падежными, они относят существительное дорога к определенной парадигме склонения. Слово дорога и близкие ему по значению существительные образуют синонимическую группу, которая построена на парадигматических отношениях лексических значений.

С другой стороны, форма дорогу может сочетаться с глаголами, прилагательными и существительными:

вижу (переходит, строят и т.п.) дорогу;

дорога, дорога полем, дорога в поселке, дорога товарища и т.п.

Приведенные словосочетания обнаруживают формальные и смысловые связи слов, построенные на синтагматических отношениях.

Ассоциативные отношения возникают на основе совпадения во времени, представлений, то есть образов, явлений действительности.

Различают три вида ассоциаций:

Эти виды ассоциаций играют большую роль при употреблении эпитетов и метафор, при образовании переносных значений слов:

медвежья походка (по сходству);

утиный нос (о человеке);

вскипяти чайник (по смежности между формой и содержанием);

святой грешник (контраст).

Иерархические отношения – это отношения между неоднородными элементами, их подчинение друг другу как общего и частного, родового и видового, высшего и низшего.

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Ассоциативные, иерархические и парадигматические отношения противостоят синтагматическим тем, что последние являются линейными.

Единицы языка, языковые отношения и функции –вот те три категориальных признака, которые используются при выделении лингвистических дисциплин, изучающих систему языка, его внутреннюю организацию.

По типу единиц языка выделяют четыре основных раздела, их предметом становятся письмо, звуковой строй языка, грамматический строй языка, словарный состав языка.

По предмету изучения отдельных ярусов языка выделяются лингвистические науки.

Наука о письме (к сожалению, нет специального термина) (палеография (греч.) – это вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности, чтобы определить время и место их возникновения). Палеография подразделяется на эпиграфику (изучает письмена на дереве, камне, металле), сфрагистику (изучает письмена на печатях), нумизматику (изучает письмена на монетах).

Высоко развиты славяно-русская, греческая, латинская, индийская, китайская, армянская, грузинская палеографии.

Фонетика, грамматика (морфология и синтаксис), лексикология.

Кроме того, имеются такие разделы, которые изучают единицы, соприкасающиеся с двумя ярусами языка и показывающие, что язык является единым целым.

Такими смешанными науками являются фразеология и словообразование (дериватология).

Однако язык существует лишь в обществе, лишь тогда, когда он используется людьми, причем различно на разных коммуникативных участках. Это порождает вариантность языковых средств, их синонимичность, функциональные разновидности, устную и книжную речь, различные стили литературного языка.

Эти свойства языка стали предметом специального изучения. Так возникает наука – стилистика и культура речи.

Стилистикаизучает способы использования и выбора языковых средств в зависимости от характера и целей высказывания и условий общения, сами стили, которые возникли в результате функционального расслоения языка.

1) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, которые позволяют в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации;

2) область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому использованию языка.

Культура речи содержит в себе три составляющих компонента:

Языковой знак – это языковая сущность (единица языка или комбинация единиц), заменяющая или указывающая на внеязыковую сущность (предмет, свойства, отношения, события, положение дел), когда последняя становится предметом мыслительной речевой деятельности.

Языковой знак – это двусторонняя сущность, которая имеет план содержания (означаемой) и план выражения (означающее).

Эти два плана связаны отношением коммуникации, то есть смена одной из составляющих знака влечет изменение другой. Языковой знак может быть кодовым и текстовым.

Кодовые знаки существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости.

Простейшим самостоятельным кодовым знаком является слово. Это оптимальный языковой знак, в котором означаемое – это понятие, а означающее – цепочка фонем и их единство, обусловлено значимостью, то есть местом знака в системе.

Текстовые знакисуществуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц, включая и сам текст кК целое.

Минимальным и несамостоятельным языковым знаком является морфема. Все языковые образования, превышающие размеры слова, представляют собой составные знаки разной степени сложности.

В семиологии (науке о знаковых системах) различают три типа знаков:

1) иконистические– наиболее точные образы обозначаемого, например, звукоподражания: мяу-мяу, му-му, тяв-тяв, гав-гав, дзинь-дзинь и образованные от них слова типа мяукать, кукарекать, тявканье, гавканье и др.;

2) индексальные знаки – выполняющие роль указателя(например, указательные местоимения: этот, тот, таков и др.);

3) символические знаки – в которых связь между означаемым и означающим определяется социально установленной условностью (это слова естественных языков): стол, стул.

Связь между означаемым и означающим потеряна, это социально установленная условность.

Источник

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Материальные единицы языка различаются прежде всего по характеру их материальной оболочки. По этому признаку довольно четко противопоставлены друг другу единицы линейные и нелинейные, или, в иной терминологии, сегментные и несегментные (надсегментные, сверхсегментные, суперсегментные, супрасегментные) [см.: Матусевич, 1976, с. 14; Панов, 1979, с. 16].

Линейные языковые единицы (или сегментные) представляют собой определенные отрезки (сегменты) звучащей речи, речевого потока, т. е. звуки или сочетания звуков, как бы выстраиваемые в известные ряды, линии. «Под линейными единицами понимаются звуки языка или их сочетания, располагающиеся друг за другом» [Матусевич, 1976, с. 14]. К линейным обычно относят такие единицы языка, как звуки/фоне- мы, слоги, морфемы, словосочетания и др.

Нелинейные единицы языка (или несегментные) «отличаются от линейных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от звуков речи (сегментов).

В зависимости от того, какие именно функции единицы языка выполняют, они подразделяются на коммуникативные, номинативные и конструктивные. Коммуникативные единицы языка способны самостоятельно передавать ту или иную информацию. Основной коммуникативной единицей языка считается предложение.

Номинативные единицы языка обозначают отдельные предметы, понятия, представления, отношения и т. п. Такими единицами являются слова и словосочетания.

Конструктивные единицы языка (или строевые) используются для построения и оформления номинативных и коммуникативных единиц. Конструктивными единицами являются фонемы, морфемы, разные грамматические формы слов.

Различаются формы существования языка, чаще всего такие, как собственно язык (система языковых знаков, или, шире, языковых единиц) и речь (система языковых единиц в действии, в коммуникативном применении). В связи с этим многие языковеды говорят о существовании единиц языка и единиц речи [см. § 241].

Единицы языка существенно различаются по их отношению к знакам. Известно, что не все единицы языка являются знаками. Это значит, что есть знаковые единицы языка, или двусторонние, т. е. имеющие план выражения (материально выраженные) и план содержания (выражающие определенное значение), и незнаковые, или односторонние, т. е. не имеющие плана содержания. В связи с этим актуальным представляется вопрос о том, какие именно единицы языка являются знаковыми.

Обычно знаковыми считаются единицы языка, выражающие определенные языковые значения, незнаковыми — единицы, не выражающие таких значений.

В качестве примеров знаковых единиц чаще всего приводятся слова и морфемы [см.: Маслов, 1975, с. 29; Панов, 1979, с. 8]. Наряду с данными единицами языка к знаковым нередко относят и более сложные единицы — словосочетания и предложения [см.: Кодухов, 1974, с. 132; РЯЭ-Ф, с. 411]. Иногда в качестве знаковых единиц языка рассматриваются морфемы, слова и предложения [см.: ЛЭС, с. 149; РЯЭ-К, с. 127]. Некоторые языковеды (например, представители Пражской лингвистической школы) считают знаковыми и такие единицы языка, как фонемы.

Из перечисленных видов языковых единиц бесспорным языковым знаком является с л о в о: его знаковый характер никем не оспоривается. В слове совершенно отчетливо представлен план выражения (в виде звуковых комплексов или отдельных звуков) и обязательно выражено определенное языковое значение (или ряд значений).

Принадлежность к знакам синтаксических единиц языка, т. е. словосочетаний (свободных) и предложений, многими лингвистами оспоривается [см.: Звегинцев, 1973, с. 226; Маслов, 1975, с. 33; Попова, с. 71; Фоменко, с. 10]. Подобные единицы часто квалифицируются не как отдельные знаки, а как сочетания знаков, или, иначе, комбинации номинативных единиц. Ср.: «Языковой знак, как правило, есть. не целое высказывание, а лишь компонент высказывания; как правило, он дает не целостную информацию (соответствующую определенной ситуации), а лишь частичную информацию, соответствующую отдельным элементам ситуации, на которые этот знак указывает, которые он выделяет, называет и т. д.» [Маслов, 1975, с. 33].

Вместе с тем в научной литературе довольно убедительно обосновывается мысль о знаковом характере словосочетаний и предложений. Такое мнение аргументируется тем, что названные единицы имеют особое значение, отличное от того, которое выражают составляющие их компоненты, вместе взятые. Словосочетания и предложения «были бы только сочетаниями знаков, если бы их значение равнялось сумме значений входящих в их состав словоформ, однако это не так.

Некоторые ученые оспоривают принадлежность к знакам и таких единиц языка, как морфемы. П. В. Чесноков объясняет отрицательное отношение к знаковости морфемы следующим образом: «. морфема сама по себе не выражает единицы мышления, следовательно, не может информировать о каком-либо объекте, она лишь в составе слова соответствует одной из сторон воссоздаваемого им идеального содержания, реально структурно не расчлененного, не состоящего из отдельных сегментов мысли и выступающего как единый сегмент. Идеальное содержание, соответствующее отдельной морфеме в составе слова, воспроизводится не морфемой, а словоформой в целом благодаря наличию морфемы, без которой словоформа не может выразить соответствующего идеального содержания». На этом основании морфема рассматривается как «значимая (в отличие от фонемы), но не знаковая единица» [Там же, с. 81]. По тем же соображениям морфему иногда называют полузнаком [см.: Коду- хов, 1974, с. 132; ЛЭС, с. 167].

Говоря о том, что содержание морфемы в составе слова воспроизводится словоформой в целом, а не морфемой, следовало бы обратить внимание на то, что содержание синтаксических единиц (словосочетаний и предложений) тоже выражается не соответствующими их элементами (словами, словоформами), а синтаксическими единицами в целом. Тем не менее слова считаются знаковыми единицами языка. Очевидно, следует согласиться с тем, что морфема является «минимальным и несамостоятельным» знаком языка, в отличие от слова, являющегося «простейшим самостоятельным (способным называть) кодовым знаком», «оптимальным знаком языка» [РЯЭ-К, с.

Считая знаковыми единицами языка и звуки/фонемы, некоторые языковеды идею знаковости звука иногда пытаются объяснить наличием у него так называемого структурного значения. Однако данное понятие не получило всеобщего признания. Как нам представляется, понятие структурного значения языковой единицы смешивается с понятием функции, которая свойственна всем единицам языка (как знаковым, так и незнаковым), а поэтому не может служить показателем знаковости языковой единицы. Следовательно, нет оснований считать зву- ки/фонемы знаковыми единицами языка. Такого мнения придерживается большинство ученых.

Ср.: «Хотя звуки языка и находятся друг к другу в сложных фонологических отношениях, функционируя в качестве разли- чителей звуковых оболочек морфем и слов, тем не менее они не являются языковыми единицами. двусторонними; они не имеют свойственного каждому из них и закрепленного за ними значения» [Ахманова, с. 213];

«из определения знака следует, что звуки языка сами по себе не являются знаками, они образуют лишь означающее — оболочки слов, морфем, предложений» [Панов, 1967, с. 16];

«“ниже” морфемы мы имеем уже дело с единицами односторонними», а также: «. что касается фонем, то они, будучи единицами односторонними, не являются знаками, но служат строительным материалом для знаков, точнее — для экспонентов знаков» [Маслов, 1975, с. 29, 30];

«являясь материальной основой для выражения языковых значений, т. е. строительным материалом для знаков языка, сами по себе фонемы (если исключить предельные случаи, где они совпадают с морфемами) не являются знаками, поскольку не отвечают двум условиям знака» [Солнцев, 1971, с. 115].

Естественно, не являются знаками и другие фонетические единицы языка, которые сами по себе не выражают значения, такие, как полифтонги (дифтонги, трифтонги, тетрафтонги), слоги, а также сверхсегментные единицы (ударение, интонация), различные схемы (модели) построения материальных языковых единиц (грамматические категории, словообразовательные типы, модели предложений и др.).

Источник

Примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц?

Примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Номинативной единицей считается слово.

Все познанное человеком получает от него свое название и только так существует в сознании.

Слова служат для называния предметов, процессов, качеств, понятий, признаков, и тому подобное.

Пример номинативной единицы : Морковка(существительное, корнеплод оранжевого цвета, который употребляют в пищу).

Коммуникативной единицей считается предложение.

Коммуникативные единицы языка служат важнейшими средствами общения людей и обеспечивают информационные процессы в современном обществе (в научной, технической, политической, деловой, образовательной и других отраслях жизни человечества).

Пример коммуникативной единицы : На дворе ярко светило солнце, на небе не было ни единой тучи.

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что такое коммуникативная языковая компетенция, какие компоненты она включает?

Что такое коммуникативная языковая компетенция, какие компоненты она включает?

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Приведите пример языкового явления, показывающего, что языковые нормы со временем могут меняться?

Приведите пример языкового явления, показывающего, что языковые нормы со временем могут меняться.

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Коммуникативные качества речи и их примеры?

Коммуникативные качества речи и их примеры.

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Напишите сочинение пожалуйста?

Напишите сочинение пожалуйста.

Тема : «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом : насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?

Головин Языковые единицы : фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.

Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.

(Найти : Использование языковых единиц.

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Раскройте язык как систему перечислите его единицы языковой системы?

Раскройте язык как систему перечислите его единицы языковой системы.

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Роль номинативных предложенийй в речи?

Роль номинативных предложенийй в речи.

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Основные языковые единицы?

Основные языковые единицы.

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что значит номинативные и коммуникативные слова

1) послушайте текст и вспомните определения основных единиц языка?

1) послушайте текст и вспомните определения основных единиц языка.

В каких разделах науки о языке изучаются эти языковые единицы?

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Горение бумаги происходит очень быстро Сгоряча можнонаговорить человеку лишнего Уклониться от летевшего мяча В том споре я пожалуй погорячился Сегодня было красивая заря Загорелый на солнце человек Обгоревший после пожара лес Сегодня в небе я видел з..

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Что значит номинативные и коммуникативные слова

Источник

Основные единицы синтаксиса

Что такое синтаксис

Синтаксис — это раздел лингвистики, посвященный изучению коммуникативных и номинативных языковых единиц: словосочетания, предложения, текста.

Термин пришел из греческого языка и в буквальном переводе означает координирование, упорядочивание, соединение слов в логичный и понятный текст. Современные лингвисты понимают под ним совокупность языковых процессов, теоретических систем и правил, упорядочивающих структуру предложений.

Синтаксис может затрагивать правила, касающиеся всех языков, или изучать варианты объединения слов в предложения в каком-либо определенном языке.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Синтаксис неразрывно связан с обозначаемой действительностью, структурой мышления и принятыми нормами коммуникации. Поэтому считается самым универсальным компонентом языковой структуры.

Основные единицы синтаксиса

Основными единицами являются:

Также в поле внимания синтаксиса могут попадать слова. Но здесь они не изучаются как лексические единицы, а рассматриваются исключительно в качестве членов предложения.

Главными составными частями словосочетания являются главное и зависимое слова. При этом главным считается то слово, от которого ставится вопрос.

«Надеяться на удачу». В этом словосочетании главным будет слово «надеяться», так как от него задается вопрос: «На что?».

Стоит помнить, что не являются словосочетаниями стоящие рядом однородные члены предложения, совокупность подлежащего и сказуемого, а также сложная форма глагола, употребленного в будущем времени: «Весной и осенью», «Идет дождь», «Буду стараться».

Какие имеют функции

Синтаксические единицы выполняют две основные функции:

Предложение и текст могут выполнять коммуникативную функцию самостоятельно. Словосочетание, как правило, выполняет только номинативную функцию, а коммуникативную может выполнять лишь в составе предложения.

Словосочетание и его типы

В русском языке по способу выражения главного слова словосочетания делятся на три типа:

По степени связанности компонентов выделяют 2 типа:

Кроме того, словосочетания можно разделить по виду подчинительной связи составляющих их слов. Выделяют:

Примером управления может послужить словосочетание «мокрый (от чего?) от дождя». Согласование — «по узкой (какой?) дорожке». Примыкание — «идти (как?) быстро».

Предложение и его признаки

Предложение — это уникальное средство коммуникации, наименьшая единица общения, служащая инструментом формирования и передачи мысли.

Его основными признаками являются:

Предложения могут быть простыми — содержащими одну грамматическую основу, или сложными — имеющими в своем составе две и более грамматические основы. С их помощью можно задавать вопросы, вести повествование, побуждать к действию. Они могут быть восклицательными и невосклицательными, распространенными — имеющими второстепенные члены, и нераспространенными — лишенными таковых.

Принято также выделять полные и неполные предложения. Различие между ними в том, что полное является обладателем всех структурных элементов. А при разборе неполного обнаруживается, что фактически какой-либо из компонентов отсутствует, но он абсолютно ясен из контекста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *