Что значит ночное осквернение в православии
Молитва от осквернения
По канонам Церкви молитва от осквернения читается по благословению духовника. Истечение необязательно является воздействием нечистой силы и происходит иногда по физиологическим естественным причинам. Тем не менее, к осквернению могут приводить и действия самого человека: злоупотребление угощениями и спиртными напитками, просмотр видео и изображений обнаженной натуры, по вине которых человек «разжигается».
Молитва от осквернения
Православные христиане в таких случаях читают молитву св. Василию Великому.
Правило от осквернения
Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со иными всеми беззаконии моими, и яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув * от мглы нечистых привидений диавольских и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Если истечение произошло по греховным причинам, кроме того, накануне Причастия, мужчина не допускается до принятия Святых Таин. Но, в случае, если мирянин не видит своей вины в осквернении и находился под влиянием нечистой силы, Причастие ему, наоборот, необходимо. Об осквернении же следует рассказать духовнику.
Святитель Тимофей Александрийский о Причастии в таких случаях писал:
Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Таин, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться» (правило 12-е).
Если истечение происходит у человека вследствие его болезни, оно не вменяется ему во грех.
Лучше всего будет прочитать не только молитву, но и правило от осквернения, которое находится а Канониках.
Правило от осквернения
Внегда случится кому искуситися во сне по действу диаволю, востав от одра, творит поклоны, глаголя:
Боже, милостив буди мне грешному.
Таже начало обычное по:
Отче наш… Господи, помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся… (трижды). Помилуй мя, Боже…
И тропари сия, глас 7
Пастырю добрый, душу Твою положивый о нас, сведый сокровенная, содеянная мною, Едине Блаже, упаси мя разумом заблуждшаго, и исхити мя от волка, Агнче Божий, и помилуй мя. Отягчен сном уныния, помрачаюся прелестию греховною: но даруй ми утро покаяния, просвещая очи мысленныя, Христе Боже, просвещение души моея, и спаси мя. Мглою греховною и сластьми житейскими сплетаем ум окаянныя души моея, страсти различныя раждает, и в помысл умиления не приходит. Но ущедри, Спасе, смирение мое, и даждь ми помысл умиления, да и аз спасаем прежде конца воззову благоутробию Твоему: Господи Христе Спасе мой, отчаяннаго спаси мя и недостойнаго. Яко впадый в разбойники, и уязвен, тако и аз впадох во многии грехи, и уязвена ми есть душа. К кому прибегну повинный аз: токмо к Тебе, милосердому душ Врачу: излей на мя, Боже, великую Твою милость.
Слава: Яко блудный сын приидох и аз, Щедре: приими мя, Отче, возвращающася, яко единаго от наемник Твоих, Боже, и помилуй мя.
И ныне: Богородичен
Избави, Богородице, от обдержащих нас грехов: яко иного упования вернии не имамы, разве Тебе, и от Тебе рождшагося Господа.
Таже: Господи, помилуй (40). И поклонов 8, с молитвою: Боже, милостив ми буди, и прости мя блуднаго за имя Твое Святое.
Молитва первая, святого Василия Великого
Паки запят бых окаянный умом и лукавым обычаем, работая греху. Паки князь тьмы и страстных сладостей родитель, пленена мя сотвори, и якоже раба смиреннаго, того хотением, и желанием плотским работати принуждает мя. И что сотворю, Господи мой, и Избавителю, и Заступниче, уповающим на Тя, аще не к Тебе паки возвращуся и постеню, и милости испрошу о содеянных мною; но боюся и трепещу, да не како всегда исповедаяся, и отступити злых обещаваяся, и на кийждо час согрешая: и не воздав молитвы моея Тебе Богу моему, долготерпение Твое воздвигну к негодованию. И кто стерпит гнева Твоего, Господи; ведый убо множество щедрот Твоих, и пучину человеколюбия Твоего, паки возверзаю себе на милость Твою, и взываю Ти: еже согреших, прости. Помилуй мя падшаго, даждь ми руку помощи, в тине сластей погруженному. Не остави, Господи, создание Твое растлитися беззаконьми моими и грехи моими: но обычным Твоим милосердием и благостию принуждаем, избави от кала и скверны телесныя и страстных помышлений, оскверняющих всегда душу мою окаянную: се бо, Господи, якоже зриши, несть в ней места чиста, но вся проказися, и все тело объят язва. Сам убо, Человеколюбче, врачу душ и телес и милости источниче, очисти ту слез моих течением, сих изливая на мя обильно: излей на мя человеколюбие Твое, и даждь ми исцеление и очищение, и исцели сокрушение мое, и не отврати лица Твоего от мене, да не якоже вещь, пояст мя отчаяния огнь: но якоже рекл еси, неложный Боже, яко велия радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, сие сотвори и на мне грешнем, и не затвори ушию благоутробия Твоего, в молитве покаяния моего; но отверзи их, и яко кадило исправи ту пред Тобою: веси бо немощь естества Создателю, и удобь поползновение юности, и тяжесть тела, и презираеши грехи, и покаяние приемлеши призывающих Тя истиною. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая, святого Василия Великого
Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконии моими, и яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув от мглы нечистых привидений диавольских, и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва четвертая святого Иоанна Златоуста
(24 молитвы, по числу часов дня и ночи)
1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
2. Господи, избави мя вечных мук.
3. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
5. Господи, избави мя от всякаго искушения.
6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
10. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
12. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
1. Господи, в покаянии приими мя.
2. Господи, не остави мене.
3. Господи, не введи мене в напасть.
4. Господи, даждь ми мысль благу.
5. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.
6. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
7. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
8. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
9. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
10. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
11. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.
12. Господи, веси, яко творши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во не грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.
Молитва пятая, ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ, есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Таже: Честнейшую Херувим… Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови.
И отпуспт:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, спаси мя грешнаго.
Молитва от осквернения (эта молитва читается священниками, а не мирянами)
Господи Боже наш, Едине Благий и Человеколюбче, Едине Святый и на святых почиваяй, Иже верховному Твоему апостолу Петру явивый видением, ничтоже скверно, или нечисто мнети, от Тебе сотворенных на пищу и в наслаждение человеком, и сосудом Твоим избранным, апостолом Павлом вся чиста чистым заповедавый: Ты Сам Владыко Пресвятый призыванием страшнаго и пречистаго Твоего имене, и знамением Честнаго и Животворящаго Креста, благослови и очисти мя, раба Твоего (имя), осквернившагося от всякаго неприязненнаго духа, от всякаго мечтания и гада ядовитаго, от всякаго беззакония и от всякия лести, от всякаго потвора и от всякия суеты, и от всякаго недуга, и всякия язи, и от всякаго противнаго злодейства диаволя. И ныне недостойнаго мене раба Твоего сподоби по Твоему милосердию служити пречистым Твоим Тайнам. И прежде очисти ми душу и тело от всякия скверны, и остави всякое прегрешение, вольное и невольное, еже согреших во вся дни живота моего, делом, словом и помышлением, во дни и в нощи, и до нынешняго часа. И даждь ми, Господи, служение сие страшное небесных Чинов, и причастие пречистых Твоих Таин, не в суд, ни во осуждение, но в прощение грехов, и в Духа Святаго пришествие, и живот присносущныя радости, егоже уготовал еси истинным Твоим служебником. Сохрани мя, Владыко Всесильне, от всякаго греха и злобы, соблюди нескверна и непорочна от всякия проказы противнаго диавола: и даждь ми, Господи, служити Тебе в преподобии и правде до последняго дне и часа и скончания моего: Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Об истечении сказано в «Алфавитной синтагме» Матфея Властаря: «Святой Дионисий Александрийский в 4-м правиле тем, у которых случилось ночью непроизвольное истечение семени, поставляет судьею этого дела неподкупным собственную их совесть: ибо если истечение семени случилось непроизвольно, без предшествовавшего какого-либо страстного возбуждения, когда природа выделила его как излишек, то потерпевший сие беспрепятственно да приступает к Божественному причащению; а если предшествовал какой-либо страстный помысл, который, утвердившись в воображении, произвел ночью видение, и за сим последовало извержение семени, или если случилось сие вследствие пьянства и объедения, таковой не чист не по причине извержения семени, ибо семя не есть нечисто, как и плоть, которой оно есть излишек, но по причине дурного пожелания, которое осквернило мысль. Посему сомневающийся от сего в совести лишен дерзновения; как же приступит к Богу настроенный таким образом, ибо по великому Павлу: аще яст сомняяйся осуждается (Рим. 14: 23)… А Великий Василий в сочинении о подвижничестве, быв спрошен, должно ли дерзать приступать к причащению осквернившемуся во сне, отвечал, что приступать кому-нибудь в нечистоте к святым тайнам – это такое дело, Страшный суд за которое мы знаем и из Ветхого Завета; а если здесь более святыни, то, очевидно, еще большему страху научит нас апостол, говоря: ядый и пияй недостойне, суд яст и пиет (1 Кор. 11: 29); а нечистотою назвал святой отец не извержение семени, чего, я думаю [согласно с мнением Зонары, в его толковании на послание святого Афанасия Великого к Аммуну монаху], никто совершенно не избежит, разве только будет совершенно бесчувственным, а скверное пожелание, о котором Господь сказал: всяк иже воззрит на жену и так далее (Мф. 5: 8), в силу которого и совершается грех в мысли чрез услаждение похотью, и таким образом бывает мечтательное совокупление во сне и извержение семени».
Таким образом, пренебрегать молитвой от осквернения нельзя, но, прежде всего, лучше посоветоваться со своим духовником о том, имеет ли осквернение греховные причины, так как Церковь учитывает, по каким причинам произошло истечение.
О посте и о грехе
О посте и о грехе ⇐ За советом к батюшке. Архив
Сообщение Галина* » 11 мар 2011, 19:01
Сообщение Иерей J » 11 мар 2011, 22:12
Можно ли причащаться, если произошло истечение во сне? Святитель Тимофей Александрийский дает такое правило: «Вопрос. Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения или нет? Ответ. Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Таин, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться» (правило 12-е).
Святой Дионисий Александрийский в 4-м правиле тем, у которых случилось ночью непроизвольное истечение семени, поставляет судьею этого дела неподкупным собственную их совесть: ибо если истечение семени случилось непроизвольно, без предшествовавшего какого-либо страстного возбуждения, когда природа выделила его как излишек, то потерпевший сие беспрепятственно да приступает к Божественному причащению; а если предшествовал какой-либо страстный помысл, который, утвердившись в воображении, произвел ночью видение, и за сим последовало извержение семени, или если случилось сие вследствие пьянства и объедения, таковой не чист не по причине извержения семени, ибо семя не есть нечисто, как и плоть, которой оно есть излишек, но по причине дурного пожелания, которое осквернило мысль. Посему сомневающийся от сего в совести лишен дерзновения; как же приступит к Богу настроенный таким образом.
Если причины истечения были греховные, то нужно прочитать молитву святителя Василия Великого от осквернения (имеется в полных Молитвословах) или « Правило от осквернения », которое находится а Канониках, а затем исповедать этот грех в таинстве покаяния.
Ночное осквернение у мужчин
Очень многие процессы, происходящие внутри человека, не поддаются его контролю. Это и понятно, ведь плоть наша – это сложнейший механизм, действующий по законам, установленным Творцом. Но, дав человеку свободу, Он наделил его способностью самому решать ― содержать себя в духовной и телесной чистоте или предаться скверне. Для того чтобы поддержать человека в борьбе с искушениями, ему были ниспосланы молитвы от осквернения.
Различные трактовки понятия осквернения
Одной из наиболее распространённых форм осквернения плоти является мужской грех в виде ночных семяизвержений (поллюций) или сновидений эротического характера. Следует заметить, что определение данной категории греха современными священнослужителями в значительной степени расходится с тем, как его понимали многие столпы христианства прошлых веков.
Достаточно вспомнить, что в знаменитых Правилах святого Афанасия Великого говорится о том, что нельзя считать осквернением непроизвольное истечение, вызванное сновидением, в котором мужчине являлись сцены его совокупления с законной женой. В данном случае молитва от осквернения во сне не читается, разумеется, если речь не идёт о периодах постов. Важно отметить и то, что общепризнанный богослов признаёт грехом не само извержение семени ― это лишь внешнее следствие, а желания, породившие его.
Во власти греховных помышлений
Согласно учению святых отцов, причины, порождающие непроизвольные истечения, делятся на шесть основных категорий, причём последние три не считаются греховными. Рассматривая их, обычно начинают с плотских помышлений и вожделений, так как они являются наиболее распространёнными.
Безусловно, греховные мысли и вызываемые ими сладострастные желания посещают людей различного возраста, но наиболее подвержены им молодые мужчины и подростки. Особенно часто дьявол расставляет свои сети монахам, в силу особенностей своего образа жизни лишённым естественных супружеских отношений. Для того чтобы укрепить их в борьбе с плотскими искушениями, существует особая монашеская молитва против осквернения, читаемая как в случаях нападок лукавого, так и для их профилактики.
Преднамеренная стимуляция похоти
Разумеется, как плотские помыслы, так и вожделения могут вызываться чисто физиологическими причинами, в которых нет человеческой вины, но дело в том, что зачастую вместо того, чтобы стараться по возможности снизить их воздействие, люди преднамеренно их разжигают и стимулируют, находя в конечном итоге удовлетворение в рукоблудии.
Для этого дьявол преподнёс им широкий ассортимент средств и инструментов. Это и просмотр известного рода видеоматериалов, и чтение соответствующей литературы, и разговоры на темы, которых благочестивому человеку недостойно касаться. Во всех этих случаях, особенно если они сопровождаются рукоблудием, людская вина неоспорима.
Чтобы противостоять дьявольским козням, существует молитва от осквернения рукоблудием, которую каждый, кто подвержен этой напасти, без труда может найти в Полном молитвослове. Однако следует помнить, что одного прочтения текста не достаточно. Необходимо искреннее желание победить зло и неустанный контроль над собственными помыслами.
Путь в сети дьявола
В качестве иной причины, вызывающей осквернение, называют высокоумие и гордыню. Здесь следует сразу оговориться, что в данном случае речь идёт не только и не столько о ночных излияниях, сколько об осквернении в целом человеческой души и тела. Чтоб в этом убедиться, достаточно внимательно рассмотреть оба эти понятия, несущих в себе греховную основу.
Высокоумие ― это не способность мыслить высокими категориями, а лишь следствие чрезмерно завышенной оценки своих умственных способностей. О гордыне говорится часто и много. Едва ли кто-то может усомниться в её пагубности. Как одно, так и другое свойство побуждает человека подчас считать себя выше общепринятых нравственных установок.
Он, не задумываясь, выходит за рамки предначертанного и религиозными, и общечеловеческими нормами, а потому становится лёгкой добычей дьявола, завлекающего его в свои сети. Не сознавая опасности, он, даже если по тем или иным причинам не совершает физического акта прелюбодеяния, охотно предаётся ему в своих мыслях, что в конечном итоге приводит к оскверняющим его излияниям. В данном случае молитвы от осквернения окажут благотворное влияние лишь в том случае, если его силы будут сознательно направлены на искоренение первопричин греха ― обуревающих его высокоумия и гордыни.
Во власти чревоугодия и пьянства
В основе третьей причины излияний, рассматриваемых церковью как греховные, лежат чревоугодие и пристрастие к алкоголю. Они сами по себе являются тяжкими грехами, порождающими вереницу пагубных последствий. Однако здесь следует сделать некоторые пояснения, без которых дальнейший рассказ будет неполным.
Грех злоупотребления дарами Божьими
По христианским канонам, пища не является чем-то греховным. Без неё не может существовать ничто живое. Грех ― это её неумеренное потребление, называемое в просторечии обжорством. О его вреде для человека предупреждают не только священники, но и врачи. Излишние калории провоцируют в человеке похоть, следствием которой становятся мысли и желания, вызывающие ночные излияния, оскверняющие человека.
Вино или какой-либо другой алкогольный напиток сами по себе также не являются грехом. Достаточно вспомнить, как Христос на свадьбе в Кане Галилейской претворил воду в вино, тем самым благословив его. Грех ― это пьянство, то есть злоупотребление вином. Вполне очевидно, что под воздействием чрезмерного количества алкоголя человек, потеряв контроль над своими мыслями и эмоциями, может стать лёгкой добычей дьявола, направляющего его сознание на греховные помыслы.
Вино и хлеб ― суть дары Божьи, но как в первом, так и во втором случае необходимо прежде всего контролировать себя во время еды, а уж тем более употребления спиртного, чтобы не обратить их в пагубу для своей души. Только в этом случае молитвы от осквернения, если всё же в них возникнет необходимость, принесут свои плоды.
Естественные и потому безгрешные причины семяизвержений
Кроме трёх вышеперечисленных причин непроизвольного, главным образом ночного семяизвержения, отмечаются ещё три, вызванные вполне естественными причинами и не содержащие в себе ничего греховного, способного осквернить человека. Прежде всего это абсолютно нормальное проявление деятельности мужских семенных желёз.
Сам Господь так устроил наш организм, что эти важные органы не могут оставаться в бездействии долгое время. Если вырабатываемый ими продукт оказывается невостребованным, они его попросту выбрасывают наружу при первом удобном случае, и в этом нет ничего противоестественного. Если порой матери впадают в панику, обнаружив на простыне своих сыновей подозрительные пятна, то происходит это исключительно от их неосведомлённости. В этом случае молитва от ночного осквернения неуместна, разумеется, если излияния не вызваны рукоблудием.
Болезни и их следствия
Следуя далее, нужно упомянуть и такую причину поллюций, как физическая слабость и болезни. В данном случае нелепо причислять их к проявлениям греховности. Христианская церковь, глубоко гуманная по своей сути, всегда призывала относиться с сочувствием ко всем страждущим и поражённым недугами. По её канонам, например, даже самый тяжкий грех ― самоубийство ― не вменяется в вину, если совершён он психически больным человеком.
Болезнь и физическая слабость также являются достаточным основанием для полного освобождения от поста или для его значительного смягчения. Так что и семяизвержение, вызванное слабостью организма больного человека, ни в коем случае не может быть поставлено ему в вину. В данном случае, как и в том, что описан выше, молитвы от осквернения если и читаются, то носят сугубо профилактический характер.
Нападки сатаны и борьба с ними
И наконец, ещё одна причина, по которой в ночных сновидениях могут посещать мужчин эротические образы, влекущие за собой непроизвольное семяизвержение, ― это прилоги дьявольские. Порой враг рода человеческого, потеряв надежду ввести человека в соблазн и склонить его на путь греха, выбирает момент, когда его сознание парализовано сном и способно беспрепятственно впустить в себя любое видение, от которого в состоянии бодрствования непременно бы отшатнулось.
В этом случае мозг, находящийся в плену у дьявольских видений, непроизвольно даёт команду всем подчинённым ему органам. Сердце начинает учащённо биться, грудь вздыматься в прерывистом дыхании, а семенные железы, обманутые ложной тревогой, готовят к выбросу продукт своей деятельности. Для людей, подверженных этой напасти, единственным эффективным средством борьбы может быть молитва от осквернения тела.
Из трудов древнейших отцов церкви известно, что с первых дней христианства, после того как Иисус Христос своим Воскресением из мёртвых разрушил многовековое царство ада, силы тьмы непрестанно стремятся отвратить Его приверженцев от исполнения Божественных заповедей, одна из которых предписывает уклоняться от прелюбодеяния, как физического, так и душевного, творимого в нашем сознании. С этой целью прародитель зла стремить осквернить души и тела людей, особенно в часы ночного сна.
Опытные духовники рекомендуют сочетать её с такими широко известными текстами, как молитва-поклонение Царю Небесному, Пятидесятым псалмом и произнесённой сорок раз фразой «Господи помилуй!» В таком сочетании наиболее действенна молитва от осквернения. Когда читается весь свод этих священных текстов, призывается в помощь христианской душе Благодать Божия, способная вырвать её из рук лукавого. В настоящей статье шёл разговор о мужчинах и о подстерегающих их искушениях. Всё сказанное в значительной степени относится и к женщинам, разумеется, с поправкой на их физиологические особенности.
Авва Феона. (Собеседования второе, Иоанна Кассиана, гл.5,6, примеч.): «Со всем тщанием, сколько для нас возможно, мы должны стараться, чтобы сохранить неоскверненною чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить к святому Жертвеннику, и с бдительною осмотрительностию надобно остерегаться, чтобы чистота плоти, сохраненная в предыдущее время, не была нарушена особенно в ту ночь, когда мы готовимся к Святому Причащению.
Но если злейший враг, чтобы лишить нас Небесного врачевства, обольстит усыпленный дух, только так, что не осквернится никаким, достойным порицания, разжжением, никаким согласием его на услаждение, но произойдет истечение по естественной ли необходимости или по действию диавола без чувства удовольствия, для воспрепятствования нашему освящению, то мы можем и должны благонадежно приступить к благодати Спасительной Пищи (Евхаристии).
Если же по нашей вине произойдет истечение, то, слушаясь своей совести, убоимся того, что Апостол говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11,27-29), то есть эту Небесную Пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая ее такою, которую бы надобно принимать только с чистым духом и телом.
Потом Апостол прибавляет: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (ср.: 1Кор.11, 30), именно — духовные немощи и смерти происходят от такого Причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости.
Потом следует: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11,31), то есть если бы мы считали себя недостойными принятия Таинств всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание, чтобы, исправившись чрез покаяние, мы могли достойно приступить к ним и не наказывались от Господа, как недостойные, жестокими бичами немощей для того, чтобы, хоть таким образом сокрушаясь, мы прибегли к уврачеванию наших ран, чтобы иначе, быв признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, не были осуждены в Будущем вместе с грешниками этого мира.
Это ясным учением заповедуется и в книге Левит: «мяса сего, если оно прикоснется к чему-либо нечистому, не должно есть, но должно сжечь его на огне; а мясо чистое может есть всякий чистый; если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего» (Лев.7,19-20).
И в книге Второзаконие повелевается нечистого отлучать от лагерей: «Если у тебя будет кто нечист от случившегося ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть водою, и по захождении солнца может войти в стан» (Втор.23, 10-11).
Но чтобы яснее доказать, что иногда и по действию врага приключается нечистота, то скажу, что мы знали брата, который хотя постоянно сохранял чистоту сердца и тела, приобретенную высшею осмотрительностию и смирением, в другое время не искушался ночными обольщениями, а когда готовился к принятию Причастия Господня, то во сне осквернялся нечистым истечением.
Когда он в течение многого времени по благоговению удерживался от Святых Тайн,— наконец предложил старцам этот вопрос, надеясь получить от их врачебного совета средство против искушения и своей болезни.
Но когда духовные врачи исследовали первую причину этой болезни, которая обыкновенно происходит от обильного принятия пищи, и узнали, что ее нет у упомянутого брата, что это искушение произошло не от пресыщения; потому что особенная исключительность брата по известной строгости в праздничные дни, в которые случалось истечение, не дозволяла им это думать, то они обратились к исследованию второй причины этого недуга, изыскивая, может быть, не по вине ли души истощенная постом плоть подвергалась нечистому истечению, которым даже и весьма строгие воздержники, хоть немного превознесшиеся чистотою своего тела, оскверняются за гордость, именно за то, что подумали, будто они человеческими силами приобрели особенный дар Божий, то есть чистоту тела.
Будучи спрошен, не думал ли он, что своим тщанием приобрел эту добродетель, так что не нуждался в помощи Божией, брат, с совершенным отвращением отвергая эту нечестивую мысль, смиренно утверждал, что он и в прочие дни не мог бы сохранить чистоту тела, если бы благодать Божия не вспомоществовала во всем. Тогда, обратившись к третьей причине, увидели сокровенные козни злодейства диавольского и, доказывая, что тут нет вины ни души, ни плоти, присудили, что ему должно вполне благо-надежно приобщаться Святых Тайн, чтобы при долгом уклонении от этого не был опутан хитрыми сетями злобного врага и, не имея возможности быть причастником Тела Христова и освящения, он чрез этот обман навсегда не лишился спасительного врачевства.
Таким образом обнаружилась вся проделка диавола, так что силою Тела Господня тотчас прекратилось обычно приключавшееся прежде истечение. В этом ясно открылась хитрость врага и подтвердилось мнение старцев, которые учили, что это нечистое истечение большею частию происходит не от вины души, а от злоумышленной проделки врага.
Итак, чтобы обольстительное мечтание во сне, производящее нечистое извержение, прекратилось навсегда или по крайней мере (скажу по смирению или общему всем состоянию) на известные месяцы…
Первые три причины (из указанных в предыдущем подразделе), заключая явную вину, не дозволяют приступить после истечения к Святому Причащению;
а последние три причины бывают безвинны, особенно если от пострадавшего лица не подано повода к тому нечистыми произвольными помыслами, согласием с обольстительными мечтаниями, возбуждаемыми бесом.
В таком случае невозбранительно приступить к Святому Причащению.
Августин, епископ Английский, спрашивал святого Григория Великого: «После истечения во сне можно ли приступить к Причащению Святого Тела Христова, а священнику совершать Евхаристию?» Святой Григорий Великий, объяснив, что истечение во сне случается иногда от опьянения, иногда от избытка влаги (семенной) или от слабости, иногда от нечистых помыслов.
отвечал, что когда случится истечение во сне от избытка влаги или от слабости, то не должно смущаться, потому что человек больше бессознательно пострадал, а не произвольно сделал. А когда кто по жадности принял пищи сверх меры и оттого вместилища переполнились влагою, то человек, хотя и допустил вину, но невозбранно может приступить к Святым Тайнам, а священник совершить литургию, когда это требует праздник или когда необходимо для других совершить Евхаристию, а другого священника нет в том месте.
А если есть другие священники, которые могут совершить Таинство Евхаристии, то ночное искушение, случившееся от излишнего упиения, хотя не должно возбранять принятие Святых Таин, но, по смирению, все же надобно удержаться от совершения Бескровной Жертвы, если, впрочем, дух у спящего не возмутился нечистыми мечтами воображения.
У иных случается истечение во время сна без нечистых мечтаний. В таком случае дух не оскверняется и по пробуждении от сна не припомнит, что видел во сне, а только помнит, что до сна подвергся пресыщению.
А если истечение во сие происходит от нечистых помыслов во время бодрствования, то человек не без вины бывает. Пусть всякий усматривает, от какой причины произошло нечистое мечтание; кто о чем думал в сознательном состоянии, то потерпел и в бессознательном.
Надобно также рассматривать и самое помышление, как оно происходило, от прилога ли, или с услаждением, или, что еще важнее, с согласием ли на грех».
Батюшка, здрасьте)
1) Если у девушки ночью произошло осквернение во сне, нужно ли ей читать монашеское Правило от осквернения?
2) Если осквернение произошло в ночь перед Причастием или в эту ночь приснился какой-то блудный сон, нужно ли утром перед Причастием из-за одного этого греха идти на И…
Прочитать весь вопрос
Батюшка, здрасьте)
1) Если у девушки ночью произошло осквернение во сне, нужно ли ей читать монашеское Правило от осквернения?
2) Если осквернение произошло в ночь перед Причастием или в эту ночь приснился какой-то блудный сон, нужно ли утром перед Причастием из-за одного этого греха идти на Исповедь, если я накануне вечером уже исповедовалась?
3) Если при чистке зубов накануне перед Причастием я случайно глотнула немного воды, то идти ли на Причастие или перенести его на следующий день?
4) Во время подготовки ко Причастию можно ли есть сладкое, где возможно содержится молоко или яйца? Например, юбилейное печенье. Или не считать молекулы?