Что значит низкий уровень охлаждающей жидкости
Уровень антифриза «на холодную» и на «горячую»: проверка уровня антифриза
Охлаждающая жидкость (антифриз или ТОСОЛ) в системе охлаждения двигателя выполняет важнейшую функцию, отводя излишки тепла от нагретых деталей. Также охлаждающая жидкость защищает систему охлаждения двигателя от коррозии, выступает в роли очистителя тонких каналов системы и т.д. Для нормальной работы всей системы охлаждения антифриз должен быть залит строго по уровню.
При этом необходимо учитывать следующее:
По этой причине необходимо знать, каким должен быть уровень антифриза в бачке. Подробнее читайте в нашей статье.
Как работает система охлаждения двигателя
Конструктивно система охлаждения включает в себя следующие основные элементы:
Внутри системы происходит постоянная циркуляция антифриза за счет работы помпы. При этом объем жидкости, которая подается в радиатор охлаждения, регулируется термостатом в зависимости от температуры.
В результате, после открытия термостата антифриз циркулирует по малому кругу, а также по большому одновременно. При этом в радиаторе жидкость активно охлаждается. Если же такого охлаждения недостаточно, срабатывает вентилятор охлаждения, который дополнительно обдувает двигатель снаружи.
Охлаждающая жидкость: уровень антифриза
Система охлаждения двигателя – закрытого типа и полностью герметичная. При этом уровень антифриза играет важнейшую роль в системе, так как недостаточный уровень ТОСОЛа или антифриза приведет к перегреву двигателя. В свою очередь, сильный перелив может стать причиной течей, разрыва патрубков или расширительного бачка.
С учетом того, что зачастую при полном прогреве жидкость в бачке поднимается со средней отметки ближе к максимуму, опытные водители заливают на холодную антифриз, чтобы его уровень был чуть ниже средней отметки. В дальнейшем, после прогрева уровень поднимается и будет стоять на отметке выше среднего, но не превышать максимально допустимый.
Если залить антифриз не по уровню
Часто водители не знают, какой уровень антифриза считается нормальным и заливают жидкость в бачок на глаз. Также в процессе эксплуатации автомобиля антифриз имеет свойство выкипать, уровень охлаждающей жидкости постепенно понижается.
Чтобы не доливать жидкость, некоторые льют сразу выше максимума (с запасом). Обратите внимание, в обоих случаях это может стать причиной перегревов двигателя и других проблем с системой охлаждения.
Потеря герметичности приводит к тому, что система начинает течь и завоздушивается. В свою очередь, протечки приведут к падению уровня охлаждающей жидкости, тогда как воздух в системе еще больше ухудшит эффективность охлаждения (образуются воздушные пробки).
Рекомендации
Уровень антифриза в расширительном бачке: нормы, как правильно проверить и долить охлаждающую жидкость
Система охлаждения позволяет двигателю эффективно поддерживать рабочую температуру, а также обеспечивает отток тепла, вырабатываемого силовой установкой. Вся система работает благодаря циркулирующей по ней охлаждающей жидкости, именно она является главным транспортировщиком тепла от блока ДВС до радиатора охлаждения.
Поскольку любая жидкости расширяется при нагреве, для нее требуется одноименный бачок, который позволяет сохранить весь хладагент после увеличения его объема.
Последствия низкого уровня или полного отсутствия антифриза
Уровень антифриза в расширительном бачке должен находиться между двух нарисованных линий, обозначающих минимальное и максимальное его значение. Если уровень низок, но все-таки в хладагент присутствует в бачке, то ничего страшного не произойдет, поскольку в радиаторе и системе охлаждения антифриз находится в достаточном количестве.
Отсутствие антифриза в расширительном бачке может привести к серьезному перегреву двигателя. Во-первых, достаточно легко завоздушить весь контур циркуляции охлаждающей жидкости. Это сразу же приведет к локальным перегревам силовой установки, вероятнее всего, произойдет закипание охлаждающей жидкости, но это лишь самый позитивный расклад. Чаще всего полное отсутствие ОЖ приводит к серьезным проблемам: двигатель с легкостью может заклинить из-за сильного перегрева, поршневые пальцы прикипят к поршням, а компрессионные и маслосъемные кольца попросту перестанут пружинить и залягут в поршне. Во-вторых, прокладка ГБЦ и плоскость головки получат порцию урона, после чего уплотнительный элемент придется заменить, а ГБЦ потребуется отдать на фрезеровку. В случае двигателей с алюминиевым блоком, урон будет намного серьезнее.
Как правильно проверить уровень антифриза
Проверку наличия антифриза в расширительном бачке осуществить достаточно просто: надо на непрогретом автомобиле открыть капот и взглянуть на сам резервуар для ОЖ. Там изображены риски, определяющие минимальное и максимальное допустимое значение количества хладагента. Если жидкость не выходит за эти пределы, то всё в порядке. Но бывает так, что «фриза» мало, в таком случае требуется долить «охлаждайку» до требуемых значений.
В современных автомобилях все чаще устанавливают датчики, которые оповещают о количестве технических жидкостей. Такая система оповестит вас о слишком низком уровне антифриза или об его избытке.
От чего зависит объем ОЖ в системе
Объем охлаждающей жидкости в контуре зависит непосредственно от ее температуры и погодных условий. В жаркое время года, как правило, в расширительном бачке ОЖ будет всегда приближена к отметке MAX, в то время как зимой ее можно увидеть у отметки MIN. Это объясняется изменением объема жидкости в зависимости от ее температуры: чем холоднее, тем меньше V.
Какой должен быть нормальный объем охлаждающей жидкости
Количество антифриза зависит от объема двигателя автомобиля. Например, в двигателях до 2-х литров умещается до 5-7 литров антифриза. А агрегаты посерьезнее требуют залить 10 и более кг хладагента.
Объем антифриза в зависимости от автомобиля:
Объем антифриза | Тип автомобиля |
3 л | Daihatsu Mira, More, Opti, Suzuki Alto, Wagon-R, Honda Life, Subaru Pleo |
4 л | Daihatsu Atrai, Mitsubishi Strada 1300cc., Vitz1300cc., Funcargo1500cc., Daihatsu Terios 1300cc., Toyota Bb 1500cc., Nissan March 1300cc., Honda Civic 1500cc., HR-V 1600cc., Domani 1600cc., Mitsubishi Toppo BJ, Pajero |
5 л | Toyota Starlet 1300cc., Tercel 1500cc., Raum 1500cc., Corolla Spacio 1600cc., Corolla II 1500cc., Nissan Lucino 1500cc., Avenir 1800cc., Mitsubishi Mirage 1500cc., Suzuki Escudo 1600cc., Nissan Cube 1300cc., Honda Logo 1300cc. |
6 л | Toyota Corolla 1600, Curren 1800, Nadia 2000, Gaia 2000, Ipsum 2000, Levin Trueno 1600, Opa 1800, Vista 2000, Mazda Demio 1500, Familia 1800, Nissan Sunny 1800, Primera 2000, Mitsubishi Lancer 1800, Subaru Legacy 2500, Honda CR-V 2000, Torneo 2000, Step wagon 2000, Mitsubishi Legnum 2000, Pajero 10 2000 |
7 л | Toyota RAV-4 2000, Altezza 2000, Celica 2000, Mark II2000, Camry Gracia 2200, Caldina 2000, Crown 2500, Progres 2500, Honda Odyssey 2300, Inspire 2500, Mitsubishi RVR 2000 |
8 л | Toyota: Aristo ЗОООсс., Crown ЗОООсс., Majesta ЗОООсс., Soarer ЗОООсс., Hilux SURF 3400cc., Mark II 2500Tcc., Mitsubishi: GTO ЗОООсс., Chariot Grandis ЗОООсс., Suzuki Escudo 2500cc., Nissan Bassara ЗОООсс., Mitsubishi Diamante 2500cc., Nissan Presage ЗОООсс., Mazda Tribute 2000cc. |
9 л | Toyota: Soarer2500Tcc., Windom ЗОООсс., Kiuger ЗОООсс., Harrier ЗОООсс., Estima ЗОООсс., Nissan: Cedric — Gloria ЗОООсс., Laurel 2500cc., Mazda Sentia ЗОООсс., Mitsubishi Pajero ЗОООсс., Nissan Skyline 2500cc. |
Свыше 10 л | Toyota: Majesta 4000cc. (10), MR-S (10), Celsior 4000cc. (11), Granvia 3400cc., Regius 2700cc. (12), MR-2 2000cc. (13), Nissan Stagea 2500cc. (10), Mazda MPV 2500cc. (10),Isuzu Wizard (11) Nissan: Terrano ЗЗООсс. (11 |
Нормальное количество охлаждающей жидкости довольно легко определить. Следует прогреть двигатель до 20 градусов Цельсия. Затем открыть капот и взглянуть на бачок — оптимальным значением для антифриза будет вымышленная линия, расположенная посередине между ограничивающими отметками. В таком случае антифриз никогда не выльется через расширительный бачок, но при этом всегда будет находиться не ниже минимальной отметки, даже при серьезном морозе.
Возможные места утечек
Как правило, антифриз вытекает в местах соединения патрубков, поскольку давление в нормально работающей системе при нагреве достигает 1 бара. Обычно на стыках сразу же видно подтеки охлаждающей жидкости. Для устранения утечки рекомендуется протянуть все хомуты на патрубках.
Резинотехнические изделия со временем трескаются и приходят в негодность. Антифриз в таких местах может просто хлынуть под давлением. Для предотвращения подобной ситуации требуется регулярно осматривать пайпинги системы охлаждения на их дефекты.
Частым виновником утечки антифриза является помпа двигателя. При износе она начинает течь через специальное отверстие. Если снизу помпы появился подтек хладагента, то это свидетельствует об износе сальника водяного насоса. В таком случае поможет только замена неисправного элемента.
Нередко течь может образоваться из-за негерметичных радиаторов. Диагностировать их крайне просто: визуально осмотреть все соты и бачки радиатора. Если антифриза не замечено, то всё в порядке.
Как правильно доливать охлаждающую жидкость в расширительный бачок
Доливка жидкости в расширительный бачок до требуемого уровня — простая процедура. Первым делом следует открыть капот и установить зрительный контакт с резервуаром для антифриза. Затем проверяется уровень хладагента. Если он слишком низкий, следует открыть заливную крышку расширительного бачка и долить ОЖ до нужного уровня.
Добавлять следует только проверенный антифриз — желательно именно тот, что в данный момент циркулирует по системе. Смешивать можно не все антифризы. Если они одинакового цвета, это еще не значит, что при соединении они не вступят в реакцию.
Можно ли смешивать отличающиеся антифризы
Из-за огромного ассортимента охлаждающих жидкостей, автолюбители всё чаще смешивают две или три несовместимых субстанции. При этом на выходе получается странного цвета жидкость с осадком или пеной, нередко «фриз» превращается в эмульсию. В общем, последствия таких смешиваний крайне плачевны. Если уж и смешивать разные хладагенты, то следует четко разобраться в их совместимости.
Таблица смешиваемости антифризов:
ОЖ в системе | |||||||
Тосол | G11 | G12 | G12+ | G12++ | G13 | ||
ОЖ на долив в систему | Тосол | Да | Да | Не | Нет | Нет | Нет |
G11 | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | |
G12 | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет | |
G12+ | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | |
G12++ | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |
G13 | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Обратившись к данной таблице, легко определить, возможно ли смешать 2 выбранные вами жидкости. Если вы не знаете о том, какой антифриз используется в системе охлаждения вашего автомобиля, то лучшим вариантом будет добавить дистиллированную воду в систему, тем самым вы просто разбавите уже имеющуюся ОЖ. Из последствий — только снижение защитных свойств антифриза, а также сужение температурного диапазона.
Что будет если антифриз на минимуме?
слишком мало — антифриза будет недостаточно для заполнения малого круга, что приведет к перегреву двигательного агрегата и нарушению температурного режима. … Без восстановления уровня антифриза все закончится преждевременным износом двигателя и его выходом из строя (заклинивания).
Что делать если антифриз на минимуме?
Если уровень антифриза в расширительном бачке на минимуме и даже немного ниже, то ехать на машине можно. Особенно, если вам ехать недалеко. Но при первом же удобном случае доведите уровень жидкости до максимального. Ехать же в дальнюю поездку с минимальным уровнем жидкости не рекомендуется.
Чем грозит низкий уровень охлаждающей жидкости?
низкий уровень или отсутствие охлаждающей жидкости может привести к необратимым поломкам двигателя и огромным расходам на оплату работы механика.
Как правильно доливать антифриз на холодную?
Подливайте антифриз на холодном двигателе, уровень жидкости должен достигать отметки Full.
Как часто надо заливать антифриз?
Общая рекомендация по замене охлаждающей жидкости гласит, что менять ее необходимо, по крайней мере, раз в два года или каждые 40-50 тысяч километров пробега. Но иногда износ антифриза наступает и раньше.
Как проверить антифриз на холодную или горячую?
Как правильно проверять уровень антифриза
Какой расход антифриза считается нормальным?
Если расход антифриза не превышает 100 миллилитров за 1 год или за 40000 километров пробега, то для большинства автомобилей это является нормальным. Такая потеря антифриза скорее следствие испарения охлаждающей жидкости, чем протекания системы охлаждения.
Как понять что мало антифриза?
Почему падает уровень охлаждающей жидкости?
Объем антифриза может уменьшаться из-за испарения (выпаривания) воды при работе. Это может происходить из-за трещин в крышке или корпусе расширительного бачка. Если охлаждающая жидкость испаряется, необходимо доливать в систему дистиллированную воду. А также починить крышку или бачок, если на них обнаружены трещины.
Сколько можно ездить с низким уровнем антифриза?
В основном на 5-15 км. И с перерывами (двигатель зачастую не прогревается, а если прогревается, то максимум до 90 С).
Можно ли смешивать разные антифризы?
Самое важное — необходимо избегать смешивания антифризов. Не надо ориентироваться на цвет жидкости. Доливайте только то, что уже в системе или дистиллированную воду. Пользуйтесь антифризами только от известных производителей, подходящими под конкретную марку автомобиля.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Глупо говорить о том, что во время работы мотор в автомобиле сильно нагревается. Препятствует этому процессу тот самый антифриз, которые многие заливают в бачок только потому, что «надо», не удосуживаясь узнать подробности процесса.
Работа системы охлаждения зависит от качества охладителя. Немаловажный параметр – уровень антифриза в расширительном бачке, о котором и пойдет речь в дальнейшем. Что может произойти, если добиться критических высших и низших отметок? Как обеспечить оптимальное количество жидкости и проследить за ее состоянием? Об этом и поговорим.
На что влияет уровень охлаждающей жидкости?
Двигатель охлаждается благодаря продуманной герметичной системе трубок и каналов, по которым постоянно циркулирует антифриз. Пока мотор не разогрелся до своей рабочей температуры, охладитель гонится помпой сначала по малому кругу (печка, ГБЦ, блок цилиндров). Как только антифриз сам прогрелся до отметки в 90 градусов, открывается термостат, запускающий большой круг циркуляции.
По мере процесса объем жидкости, исходя из законов физики, увеличивается на 3-5%, а все излишки перекочевывают в расширительный бак. При остывании силовой излишки антифриза снова попадают внутрь двигателя. Процесс препятствует образованию паровых пробок, которые пагубно влияют на агрегат. Тем самым поддерживается необходимый уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если уровень охладителя критически мал – недостаток влечет за собой появление пробок из пара или воздуха, что нарушает температурный режим ГБЦ. В итоге головка перегревается, трескается, разрушаются охладительные и масляные каналы. Снижается общая компрессия и мощность, влекущая повышение расхода топлива и прочие проблемы, вплоть до полного выхода мотора из строя, что чревато капительным ремонтом.
Избыток антифриза вызывает повышение давления в системе, что ведет к протечкам шлангов и крышки расширительного бачка или радиатора. Попадание холодного охладителя на раскаленный блок цилиндров вызовет резкий перепад температуры. В редких случаях могут образовываться трещины. В итоге начинаешь соображать, сколько антифриза должно быть в расширительном бачке.
Из-за чего снижается уровень антифриза?
На уровень охладителя влияет перечень факторов:
При появлении трещин в ГБЦ или прокладках наблюдается постепенная протечка антифриза в масло или цилиндры. В первом случае водитель получит пузыристый состав, не пригодный для дальнейшего использования в системе. Во втором – выхлоп приобретет вид белого пара даже в теплую погоду. Пробивка прокладки чревато появлением двух симптомов одновременно.
Дополнительно наблюдается ощутимое снижение мощности силовой, что влечет повышенный расход бензина. Слабо закрепленные шланги могут пропускать антифриз по достижению высокого давления в системе. Неисправность клапанов радиатора и бака расширения не дадут сформироваться нормальному давлению, из-за чего снизится температура кипения охладителя и возникнет риск появления паровых пробок, что сильно отразится на целостности ГБЦ.
Забивание шлаком шлангов отвода чревато тем, что антифриз не сможет вернуться обратно в радиатор и двигатель. В результате приемлемый уровень упадет, что станет почвой для образования новых пробок.
На нагрев цилиндров также влияет несколько факторов. И это не только работа системы охлаждения, но и грамотная настройка самой топливной аппаратуры, а также системы зажигания. Если в систему попадает переобедненная смесь, то появится детонация, что чревато более быстрым сгоранием бензина с повышенным выделением тепла. Это влечет увеличение температуры антифриза, закипание и появление пробок. В итоге имеем резкое падение уровня охладителя и ускоренный перегрев мотора.
При поступлении излишне обогащенной топливной смеси придется сильнее жать на газ для обеспечения надлежащей мощности. При этом цилиндры чрезмерно переполняются бензином, что ведет к падению уровня антифриза и закипанию системы в целом.
Глицериновые охладители закипают при температуре около 90-100 градусов. Даже незначительный перегрев двигателя гарантированно ведет к образованию пара. Если водитель любит ездить на высоких передачах с низкими оборотами (менее 2 тысяч), то любой подъем или горка вызовут увеличение нагрузки на силовую и повысят температуру системы. На таких оборотах помпа не способна обеспечить надлежащий потом антифриза. ГБЦ начнет перегреваться, жидкость – парить, а уровень станет медленно, но верно снижаться.
Как проверить уровень охлаждающей жидкости?
Чтобы добиться оптимальной компрессии и грамотного охлаждения мотора, требуется периодически смотреть на показатель расширительного бачка. Но как проверить уровень антифриза самостоятельно? Процедура имеет несколько этапов:
Проверку стоит проводить хотя бы раз в неделю, особенно на автомобилях с большим пробегом. Диагностика позволяет вовремя заметить падение антифриза в системе и косвенно определить причину неисправности. Также вы существенно сэкономите на ремонте силовой, а капитальный ремонт, как известно, обходится очень дорого.
Последствия низкого уровня охлаждающей жидкости в авто
Хладагент курсирует в закрытой системе. Оптимальный объем можно проконтролировать с помощью расширительного бачка, где есть соответствующие обозначения. Норма — когда антифриз не превышает максимальной отметки, а находится между ней и минимальной.
В процессе эксплуатации силовой агрегат автомобиля нагревается. Чтобы поддерживать работоспособность системы, применяется хладагент. Низкий уровень охлаждающей жидкости приводит к неблагоприятным последствиям — от повышения расхода топлива до выхода двигателя из строя.
Что значит
Тосол позволяет отвести от мотора автомобиля избыток тепла, предохраняет компоненты от коррозии, прочищает тонкие каналы. Когда на приборке возникает сообщение от датчика охлаждающей жидкости (ДТОЖ) «P0117» (низкий уровень датчика температуры охлаждающей жидкости), это повод для автовладельца обратить внимание на собственную машину.
Хладагент курсирует в закрытой системе. Оптимальный объем можно проконтролировать с помощью расширительного бачка, где есть соответствующие обозначения. Норма — когда антифриз не превышает максимальной отметки, а находится между ней и минимальной.
Обнаружив низкий уровень в расширительном бачке охлаждающей жидкости, делать долив, не проверив целостность шлангов и прочих элементов, не стоит. Желательно установить причину сокращения объема хладагента, устранить поломку, если она обнаружена, и только после этого пополнить тосол в машине.
Заметив значок об ошибке «P0117» (низкий уровень охлаждающей жидкости), водителю рекомендуется отреагировать на него оперативно, иначе последствия для силового агрегата и других компонентов моторного отсека могут быть плачевными.
Почему снижается
Обнаружить такой предупреждающий сигнал можно по разным причинам:
Ошибка «Р0117» (низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости) — появляется, когда нарушается целостность головки блока цилиндров ГБЦ или из-за других дефектов. В результате владельца автомобиля могут ждать неприятности.
Контроль за объемом хладагента позволяет своевременно скорректировать его количество в системе. В отдельных случаях допускается доливать дистиллят.
Влияет на низкий уровень тосола — охлаждающей жидкости, последствия которого могут быть негативными, и температура окружающей среды, время года. В жару объем охладителя увеличивается, а в холод сокращается, что нужно учитывать, когда требуется провести сервисное обслуживание авто.
Как проверить
Для осмотра автомобиль выгоняется на ровное место, где нет никакого уклона, который мог бы повлиять на положение хладагента. Когда двигатель остынет, открывается капот и расширительный бачок просвечивается фонариком.
На стенке резервуара производитель авто наносит специальные метки, указывающие на минимальный и максимальный объем тосола. Уровень охладителя должен находиться между этими маркерами.
Последствия
Протечка хладагента в цилиндры или масло приводит к появлению в выхлопе белого пара и изменению качества смазки. Возникающая на приборной панели ошибка «P0117» (низкий уровень датчика температуры охлаждающей жидкости) сопровождается сокращением мощности силового агрегата и влияет на расход горючего.
Уровень жидкости в расширительном бачке
Если неисправны клапаны и возникли проблемы с бачком расширения, нормальное давление не формируется, понижается температура кипения, из-за чего возникают паровые пробки, способные разрушить ГБЦ.
Когда шланги забиваются шлаковыми отложениями, наблюдается низкий — меньше минимального — уровень антифриза, последствия которого столь же разрушительны. Будут образовываться новые пробки.
Некорректная настройка системы подачи топлива приведет к детонации бензиновой смеси, отчего отделение тепла возрастает. Охлаждение не справляется с работой, хладагент закипает и в итоге перегревается силовой агрегат.
Как не допустить
Чтобы вовремя заметить данную проблему, придется делать проверку не менее 1 раза в неделю или 10 дней, если авто используется не так интенсивно. Не всегда загоревшаяся лампочка показывает низкий уровень антифриза, ошибка возникает и из-за неполадок датчика.
Если владелец обнаружил низкий уровень антифриза в машине, а до ближайшей станции технического обслуживания или автомагазина слишком далеко, допускается пополнить хладагент дистиллированной водой. Но ездить на такой смеси продолжительное время не рекомендуется.
Каким бы ни был автомобиль — «Лада Калина», «ГАЗель», «Вольво», «Ауди», «Киа Рио», «Нива» или «Рендж Ровер» и «БМВ» — водителю следует уделять внимание регулярным проверкам и осмотрам, чтобы сохранить его работоспособность.