Что значит незрелая нервная система у ребенка
Примитивные рефлексы
Когда человек рождается, его организмом владеет множество рефлексов, которые помогают ему родиться, сосать грудь, не задохнуться случайно и не подавиться, держать голову, переворачиваться, поползти, научиться владеть своими руками и другими частями тела, соотнести глаз и руку, развить навыки мелкой моторики, пойти. То есть рефлексы запускают правильную цепочку развития навыков. Как автопилот, они страхуют ребенка для его безопасности и последовательного прохождения каждого этапа развития до момента, когда ребенок научится ходить и есть самостоятельно. То есть примерно до 1 года. Как при запуске ракеты в космос постепенно отделяются ступени, так и по мере прохождения этапов развития к 1 году жизни угасают младенческие рефлексы, а освоенные навыки становятся произвольными («отключается автопилот»). Это в норме.
Но зарубежные коллеги (подробнее – читайте у Салли Годдарт Блайт) заметили, что в случае неврологических нарушений, например, у детей с ДЦП, младенческие рефлексы остаются активными. Позже активность примитивных рефлексов была выявлена у большинства детей, имеющих ЗПР, ЗРР, УО, РАС, СДВГ, нарушение школьных навыков. И будучи неинтегрированными, они очень сильно меняют эмоциональный, поведенческий, сенсорный и моторный профиль ребенка, тормозят дальнейшее развитие. То есть нервная система отчасти остается на «автопилоте», на уровне ствола головного мозга (сейчас очень многие специалисты пишут про «стволовых» детей, гипоксию ствола, дефицит корково-подкорковых связей – первого и третьего функциональных блоков мозга). С стороны неврологов обычно у таких детей на 1 году жизни мы видим заключения: СДН (синдром пирамидной недостаточности), мышечная дистония, энцефалопатия. Позже – указанные выше диагнозы.
Ирония в том, что даже методы классической нейропсихологии при активных рефлексах будут недостаточно эффективными до того момента, как будет проведена работа их по интеграции. Хотя, нужно сказать, что упражнения по сенсомоторной коррекции и методу замещающего онтогенеза достаточно близки к комплексам упражнений по интеграции рефлексов! То есть в одно и то же время в разных странах ученые двигались в одном направлении. Но важно понимать, что работа по интеграции рефлексов более глубинная, методы нейропсихологии туда «не дотягиваются», а как бы «гладят сверху», то есть задействуют более высокие уровни организации мозга.
Рефлексов существует множество. Ключевая группа младенческих рефлексов, по которой я сейчас начну работать (диагностика и коррекция), включает:
Непогашенные рефлексы могут лежать в основе нарушений внимания, энуреза, эмоциональной нестабильности, проблем с поведением, горшком, едой, нарушения сенсорной обработки, постурального контроля и диспраксии в целом. Например, активные рефлексы панического страха и рефлекс Моро будут приводить к хроническому состоянию тревоги, избеганию контакта (есть такие дети и у нас в центре, которым очень сложно пойти на контакт со специалистом). Отдельно далее напишу вам про разные рефлексы, а также развитие пальцевого и кистевого захвата и их виды, и про то, как рефлексы могут нарушить развитие праксиса.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста
Что мы подразумеваем под «незрелостью» коры головного мозга?
Кора головного мозга (напомним, что это его верхняя оболочка толщиной 1,5-4,5 мм) представляет собой слой серого вещества. Несмотря на такой невыразительный цвет, функционально заключает в себе основной признак,который отличает человека от животных:
– она выполняет и регулирует множество функций,от которых зависит жизнедеятельность человека и его взаимодействие с окружающей средой: наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – всё то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.
У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования. Так, корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания, поэтому, говоря о «незрелой» коре головного мозга у детей, врачи, психологи и дефектологи подразумевают дисфункцию головного мозга.
Мальчик (4,5 года) заговорил поздно, около 4-х лет. Развитие речи не соответствует возрасту. Родители жалуются, что бьет детей. Эта реакция является следствием непонимания ребенком некоторых ситуаций, в результате чего он ведет себя «как малыш». Ребенок беспокойный, быстро утомляется, теряет интерес к любой деятельности, не понимает обращенные к нему инструкции, «выпадает» из диалога. В раннем детстве наблюдались нарушения сна, частые срыгивания и т. д. Роды были тяжелыми.
Если беременность протекала неблагополучно, то часто заканчивается рождением «несозревших» детей. У новорожденных детей к основным причинам нейрофункциональной незрелости относят:
– сложное протекание или патология беременности;
– преждевременные роды, тяжелое родоразрешение;
– воздействие токсических веществ на организм беременной женщины.
К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа, инфекционные заболевания.
Признаки «незрелости» нервной системы новорожденного:
– беспокойство или, наоборот, вялость в поведении;
– частый немотивированный крик;
– изменение мышечного тонуса;
– дрожание подбородка и кистей рук, усиливающееся при возбуждении, крике, плаче;
– цианоз (синюшность) носогубного треугольника;
– «мраморный» рисунок кожи (нарушение регуляции сосудистого тонуса);
– поперхивание во время еды и питья;
– нестабильность внутричерепного давления;
Кроме того, ребенокбурно реагирует на любые раздражения: звук, свет, перемену положения тела, кормление грудью и т. д. Он вздрагивает, вскидывает ручки, кричит, плачет. Ребенок пуглив, всего боится.
Согласно статистике, дисфункция головного мозга (ММД, минимальные мозговые нарушения, или ППЦНС, перинатальное поражение центральной нервной системы) диагностируется у каждого 5-го ребенка и обозначается как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии).
По мере взросления у детей к указанным выше признакам добавляется:
– нарушения координации движений;
– повышенная нервозность;
Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (ЗРР, слабости мышления. Могут быть и более тяжелые случаи.
При этом для ЗРР характерны бедность словаря, трудности воспроизведения и построения фраз, нарушения грамматического строя речи, слоговой структуры слова.
Несомненно, нужны специалисты. Кто?
– Невролог (определяет характер церебральных нарушений, собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы).
– Педиатр (оценивает психическое состояние ребенка, исключает наличие воспалительных заболеваний).
– Психолог или нейропсихолог (оценивает состояние высших психических функций, эмоционально-волевой сферы).
– Логопед (определяет уровень развития речи или нарушения ее формирования).
ЭЭГ (главная цель – поиск судорожного элемента);
УЗДГ (оценка кровотока сосудов головного мозга и ШОП);
ВП – метод регистрации ответов различных структур головного мозга на внешние стимулы (слуховые, зрительные, соматосенсорные, оценка проведения по восходящим путям центральной нервной системы;
Что делать? Как помочь?
1. Не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Начинайте заниматься его здоровьем прямо сейчас.
70% детей в результате активно проведенных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и не отличаются от них в поведении.
2. Основные направления при лечении – психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, терпение и последовательность родителей.
– Медикаментозные препараты назначаются неврологом. Ведется динамическое наблюдение за ребенком.
– В психолого-педагогическую коррекцию могут входить занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом, дефектологом.
– Физиотерапия включает БАК, лазеротерапию, электрофорез, амплипульс, баротерапию, микрополяризацию.
– Необходимы соблюдение четкого режима дня, полноценное питание, организация отдыха и прогулок, количество часов сна, положенное для данного возраста. Выполнение режима делает работу нервной системы синхронной.
– Коррекция двигательной активности ребенка путем включения физической терапии (ЛФК, АФК, массажа (нормализация тонуса, обменных, репаративных процессов, упражнений на балансире (мозжечковая стимуляция). Продуманная физическая активность – лучший способ для выхода накопившейся энергии. Подойдут занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, велосипед, гимнастика).
–Возможно проведение немедикаментозной аппаратной терапии: интерактивный метроном (лечебный ритм, БОС-миотренажер, Томатис (улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации).
3. Воспитание в семье ребенка с «незрелостью»предполагает:
– Единство требований родителей, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь.
–Совместное творчество дома: рисование, лепка, вырезание, клеение. Семейное чтение, заучивание стихов, прослушивание музыки.
– Поощрение игр и занятий, требующих внимания и терпения.
– Собранность и спокойствие родителей.
Верьте в своих детей! Не опускайте руки и трудитесь.
Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.
Чем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возраста Вот и наступили долгожданные рождественские каникулы. Не огорчайтесь, если из – за непогоды не удается погулять с малышом, есть много игр,.
Консультация для родителей «Гардероб ребенка дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, полезной информацией о том,.
Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.
Для новорожденного есть что-то гораздо более важное, чем богатырский вес или рождение в срок!
Почему физиологическая зрелость новорожденного важнее, чем богатырский вес или рождение в срок?
Самый частый критерий, по которому молодые мамы оценивают состояние своего малыша – это рост и вес. Родился 3500 граммов и 54 см – «богатырь», а если 2800 граммов – то сразу в глазах окружающих проскакивают сочувствие и слова поддержки «ничего, наберёт ещё, зато роды хорошо прошли».
Но так ли важно, сколько весит ребёнок при рождении? Как отразится его рост и вес на дальнейшем развитии, устойчивости к заболеваниям и психоэмоциональном состоянии?
Неонатологи и педиатры, годами наблюдавшие за ростом и развитием детей, пришли к выводам, что внешние признаки в виде значений веса и роста не дают большой информации о ребёнке. Намного важнее – физиологическая зрелость.
В чем заключается физиологическая зрелость
Физиологическая зрелость подразумевает под собой готовность малыша к самостоятельной жизни вне организма матери. Понятие распространяется на оценку работы основных систем – нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, дыхательной.
Даже человеку, далёкому от науки, очевидно: чтобы малыш рос и развивался гармонично, его тело должно само поддерживать постоянную температуру, лёгкие – обменивать кислород и углекислый газ крови, а сердце – полноценно насыщать кровью все органы.
Почему так важно правильно оценить физиологическую зрелость? Чтобы сохранить её у зрелых младенцев и помочь «дозреть» тем, у кого есть отклонения.
Чем больше малыш соответствует понятию зрелости, тем реже он будет болеть. Правильное развитие его с первых дней – это страховка от бесконечных вирусных инфекций, от аллергических реакций на препараты и диатезов.
Критерии для оценки физиологической зрелости
Для оценки физиологической зрелости младенцев врачи применяют методы, доступные в любом родильном доме – от столицы до маленького районного городка. Они не требуют специального оборудования и сложных манипуляций.
Терморегуляция
Способность постоянно поддерживать одинаковую температуру тела – от 36,6 до 36,8 градусов. Измеряют температуру новорожденным и младенцам в прямой кишке. Указанные значения устанавливаются в прямой кишке уже спустя час-полтора после рождения ребёнка, после чего маленький организм сам поддерживает её постоянство.
Скелетно-мышечные рефлексы
Это двигательные рефлексы, которые присущи физиологически зрелым детям. Они представляют собой реакцию малыша на раздражение различных участков его кожных покровов.
Если в ладошку младенцу вложить палец взрослого, он хватает его настолько сильно, что на этом пальце врач может спокойно поднять ребёнка. Потому что одновременно с сокращением мышц ладони происходит усиление общего тонуса тела, всей скелетной мускулатуры.
Врач штриховыми движениями касается кожи стопы младенца, то есть раздражает её по внутреннему краю подошвы. В ответ на воздействие младенец разгибает большой палец стопы, а все остальные пальчики сгибает. Одновременно можно отметить, что ребёнок сгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах, усиливается сократительная активность остальных мышц его тела.
Если ножку ребёнка согнуть в тазобедренном суставе, то она с трудом разгибается в коленном суставе. Это объясняется тем, что у физиологически зрелого младенца тонус мышц-сгибателей всегда преобладает над тонусом мышц-разгибателей.
Если ребёнка положить на животик и приставить к его подошвам ладонь, он рефлекторно отталкивается от неё. Создается эффект ползания, хотя малыш остаётся на месте.
Младенец, которого вертикально поднимают над столом, держа под мышки, не опирается на него. Даже если его ножки опускать к столу. Ребёнок подгибает ножки и притягивает их к животику.
При умеренном надавливании на пяточную кость младенца, возникает обобщенная реакция организма в виде разгибательной двигательной активности, крика и гримасы плача.
Во время сна у физиологически зрелых младенцев отмечается спонтанная двигательная активность. Она возникает из-за периодического изменения состава крови малыша. Её проявления – это отдельное вздрагивание ручек или вздрагивание ножек, больше с тенденцией к разгибанию, чем к сгибанию.
Обратите внимание!
Казалось бы, что рефлексы младенца проще проверить во время кормления грудью: ребёнок занят делом, не отвлекается, а рефлексы возникают самостоятельно. В реальности оказывается, что при кормлении выраженность всех описанных выше рефлексов снижается. Поэтому такая несвоевременная проверка может ошибочно приписать физиологически зрелого младенца к незрелым.
Во время еды вздрагивания, взмахи ручками и другая двигательная активность малыша – это абсолютная норма. Дети, которые активно двигают конечностями во время кормлений, быстрее набирают вес и растут в длину. Если малыша плотно спеленать, чтобы он «не пугал себя» во время еды, процессы обмена веществ в его организме и роста резко замедляются.
Мышечная активность, которая запускается и регулируется нервными центрами ребёнка – это основной фактор, от которого зависит дальнейшее развитие его мозга, увеличение массы мозга и интеллектуальное развитие малыша в дальнейшей жизни.
Частота дыханий
Частота дыханий у младенцев, которые являются физиологически зрелыми, составляет 35-42 дыхания в минуту.
Частота сердечных сокращений
Сердце младенца в покое бьётся 135-140 раз в минуту. Это удивляющая нас частота сокращений сердца является абсолютной нормой для младенческого возраста.
Артериальное давление
Измерение артериального давления у зрелых новорожденные в первые дни после рождения показывает значения 80-85 мм рт.ст. для «верхнего» давления, и 45 мм рт.ст. для «нижнего».
Физиологическая незрелость – в чём опасность?
Функциональная незрелость многих жизненно важных органов и систем определяют особенности течения периода адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни.
Нервная система
У физиологически незрелых детей процесс созревания проводящих нервных путей — образование миелиновой оболочки вокруг нервов и нервных волокон, или миелинизация, — еще не закончен, поэтому нарушается проведение нервных импульсов к различным органам и тканям, что сказывается на состоятельности их функций. Периферическая нервная система недостаточно миелинизирована; пучки нервных волокон редкие, распределены неравномерно. Миелинизация в норме продолжается еще в постнатальном периоде, т.е. после рождения.
Стенки сосудов у незрелых малышей могут состоять только из одного внутреннего слоя – эндотелия и не содержать гладкой мышечной ткани, коллагена или эластина (особенно при гипоксии у мамы во время беременности и дефиците белка, железа, меди, витамина С и др.). То есть, не заканчивается формирование соединительнотканного каркаса в стенке сосудов, что снижает устойчивость к гипоксии и усиливает риск развития внутричерепных кровоизлияний.
У незрелых новорождённых отсутствует механизм ауторегуляции сосудов головного мозга в связи с незаконченным формированием волокон сосудов. Кроме того, метаболическая активность эндотелиальных клеток зависит от проводящих путей, обеспечивающих протекание процессов окисления, и поэтому существует большая вероятность повреждения их при гипоксии.
Во время родов, даже протекающих без осложнений, мозг малыша испытывает значительные нагрузки. Давление на оболочки мозга становится настолько сильным, что могут развиться явления спазма, нарушение кровообращения, кровоизлияния в мозг. Эти явления более вероятны у недоношенных и незрелых детей из-за незрелости мозговых структур. Для определения степени незрелости и поражения ЦНС описывается так называемый неврологический статус новорожденного, который определяется такими факторами как: поведенческое состояние, мышечный тонус, двигательная активность, безусловные рефлексы, реакция на внешние раздражители.
У с незрелой нервной системой снижены двигательная активность и мышечный тонус, характерны слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов. Замедленная реакция на раздражения отличается распространенностью на весь организм, слабостью активного торможения, иррадиацией процесса возбуждения, т.е. раздражение одного центра перекидывается на другой, но в меньшем масштабе. Незрелость коры обусловливает преобладание подкорковой деятельности: движения хаотичны, могут отмечаться вздрагивания, тремор (дрожание) рук, клонус стоп (судорожные сокращения мышц в ответ на воздействие), подергивание глазных яблок, преходящее косоглазие.
Дыхательная система
В связи с незрелостью нервной системы, а также системы обмена липидов, производным которой является сурфактант – поверхностное вещество, обеспечивающий раскрытие легких во время первого вдоха и их нормальное функционирование в дальнейшем, у физиологически незрелых младенцев часто развивается синдром дыхательных расстройств, который проявляется развитием ателектазов. Ателектазы — участки спавшейся или не до конца расправленной легочной ткани, которые не участвуют в дыхании и могут стать причиной дыхательной недостаточности. Такого ребенка переводят на искусственную вентиляцию легких до тех пор, пока дыхательная система не начнет функционировать сама. На фоне синдрома дыхательных расстройств часто происходит присоединение различных инфекционных заболеваний (пневмония), что, безусловно, ухудшает состояние ребенка.
Сердечно-сосудистая система
Строение и работа сердца плода внутриутробного периода отличается от таковой у новорожденного ребенка. У плода сердце трехкамерное, открыты специальные отверстия – “овальное окно” и “боталлов проток”, через которые кровь смешивается и внутриутробно ребенок получает только “смешанную” кровь, что позволяет ему быть достаточно устойчивым к возможному недостатку кислорода. После рождения происходит перестройка кровообращения и сердце становиться четырехкамерным и ребенок начинает получать чисто артериальную, не смешанную кровь. Конечно, “отверстия” закрываются не сразу, но “смешивания” крови через них не происходит уже с первых минут жизни. У физиологически незрелого ребенка такая перестройка работы сердца происходит значительно медленнее – длительно могут не только сохраняться, но и функционировать дополнительные отверстия и сосуды (открытое овальное окно и боталлов проток).
Пульс у незрелых новорожденных детей очень лабилен, слабого наполнения, частота 120—160 в минуту, но может достигать 180. Поскольку сердечно-сосудистая система незрелых малышей чутко реагирует на внешние раздражители, то нужно стараться максимально оградить малыша от них, например, от громких звуков.
Кровеносная система
В связи с незрелостью ростков костного мозга, а также низкой чувствительностью красного костного мозга к эритропоэтину (активный гормон почек, стимулирующий выработку эритроцитов) у незрелых детей наблюдают более низкий уровень эритроцитов и гемоглобина, что приводит к развитию ранней анемии физиологически незрелых детей, развивающейся в течение 2 первых месяцев жизни. Быстрая истощаемость белого ростка приводит к развитию нейтропении – уменьшению числа нейтрофилов в крови, особенно в условиях внутри- и внеутробного инфицирования ребёнка.
У физиологически незрелых новорожденных при рождении отмечают более низкие величины концентрации витамина К, витамин К-зависимых факторов свертывания крови и других нарушениях в системе свертывания крови. В этой ситуации кровоточивость уже с первых минут жизни может сочетаться с тромбозами из-за низкой активности фибринолиза и антикоагулянтов, что может привести к развитию ДВС-синдрома (синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания крови).
Процессы метаболической адаптации у незрелых младенцев замедлены. У них чаще отмечаются гипогликемия (снижение уровня сахара в крови), гипоксемия (понижение содержания кислорода в крови), гипербилирубинемия (повышенное содержание билирубина в сыворотке крови), ранняя анемия в условиях избытка железа.
Пищеварительная система
Пищеварительная система незрелых детей также имеет ряд особенностей. В первую очередь это выражается в незрелости ферментной системы. Железы желудочно-кишечного тракта не вырабатывают нужное количество ферментов и желудочного сока. При заселении желудочно-кишечного тракта микроорганизмами даже небольшое количество болезнетворных бактерий, которое в норме было бы нейтрализовано при помощи защитных свойств желудочного сока и сока поджелудочной железы, у незрелых детей вызывает явления дисбиоза (неправильного соотношения тех или иных микроорганизмов в желудочно-кишечном тракте).
Также из-за незрелости нервной системы и передачи нервных импульсов страдает двигательная (моторная) функция желудочно-кишечного тракта, замедляется продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту. Вследствие этого возникают проблемы с поступлением пищи в разные отделы желудка и кишечника и ее выведением.
Особенностью желудочного тракта у физиологически незрелых младенцев являются:
Несмотря на несовершенство пищеварительной системы у физиологически незрелых младенцев в желудочном соке все же находится сычужный фермент, створаживающий молоко. Поэтому обязательным для незрелого ребенка является материнское молоко. Помимо питательной ценности, молоко оказывает неоценимую услугу для защиты организма малыша от факторов агрессии внешней среды. Поэтому даже в том случае, когда ребенок сразу после родов находится в отделении реанимации или интенсивной терапии и получает парентеральное питание (через капельницу) или настолько слаб, что не может сосать грудь, необходимо предпринимать все возможные меры для сохранения грудного молока, кормить малыша из ложки. Это один из необходимых факторов при выхаживании незрелых младенцев.
У физиологически незрелых новорожденных возможна функциональная неполноценность печени, в результате вырабатывается недостаточное количество фермента глюкурон-трансферазы, а это предрасполагает к развитию затяжной желтухи. Малый уровень протромбина вызывает повышенную кровоточивость.
Незрелые дети предрасположены к дисфункции кишечника. Кишечная стенка обладает повышенной проницаемостью, поэтому микробы и токсины, находящиеся в кишечнике, всасываются через кишечную стенку в кровь. Вследствие гипотонии кишечника и передней брюшной стенки часто отмечается метеоризм, в результате диафрагма поднимается вверх, поджимая нижние отделы легких и нарушая их нормальную вентиляцию.
Слизистая оболочка пищеварительного канала у незрелых детей нежная, тонкая, легко ранимая. Отмечаются низкая протеолитическая активность желудочного сока, недостаточная выработка панкреатических и кишечных ферментов, а также желчных кислот. Все это затрудняет процессы переваривания и всасывания, способствует развитию метеоризма и дисбактериоза. У многих незрелых детей, даже находящихся на естественном вскармливании, имеется дефицит бифидофлоры кишечника в сочетании с носительством условно-патогенной флоры.
Характер стула ребенка определяется особенностями вскармливания; как правило, в копрограмме у физиологически незрелых детей много нейтрального жира.
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта представляют одну из наиболее широко распространенных проблем среди детей первых месяцев жизни. Отличительной особенностью данных состояний является появление клинических симптомов при отсутствии каких-либо органических изменений со стороны желудочно-кишечного тракта (структурных аномалий, воспалительных изменений, инфекций или опухолей) и генетических метаболических отклонений.
При функциональных нарушениях желудочно-кишечного тракта могут изменяться моторная функция, переваривание и всасывание пищевых веществ, а также состав кишечной микробиоты и активность иммунной системы. Причины функциональных расстройств часто лежат вне пораженного органа и обусловлены нарушением нервной и гуморальной регуляции деятельности пищеварительного тракта.
Костная система
У физиологически незрелых детей к рождению костная система бывает сформирована, но минерализация костей часто еще не закончена, в связи с чем им дополнительно необходим кальций (по рекомендации врача).
А у преждевременно рожденных незрелых детей часто наблюдается дефицит витамина D, так как именно в последние месяцы беременности происходит запас таких веществ, как витамин D, кальций, фосфаты. Если все это в достатке получает мама. Сниженное количество этих веществ в организме обуславливает развитие таких заболеваний, как рахит, признаками которого являются размягчение костей, замедление процессов роста, прежде всего ног, позднее появление зубов и закрытия большого родничка, изменение костей таза, а также дисплазия тазобедренных суставов, когда из-за недостатка кальция деформируются бедренные кости. Физиологически незрелые дети входят в группу риска по развитию этого заболевания. У них оно течет особенно остро и быстро прогрессирует. Поэтому физиологически незрелым детям часто назначают витамин D для профилактики рахита.
Бывает, что физиологически незрелые дети рождаются с несформированными тазобедренными суставами. Дисплазия (недоразвитие) суставов грозит в дальнейшем подвывихами, вывихами и лишением возможности самостоятельно передвигаться. Поэтому необходимо вовремя диагностировать данную патологию и назначить лечение. Для обнаружения дисплазии проводят ультразвуковое исследование суставов, которое позволяет правильно поставить диагноз. Частая причина дисплазии суставов – дефицит у мамы во время беременности магния, железа, белка, витамина С и других факторов питания.
Эндокринная система
Особенности функционирования эндокринной системы незрелого ребенка зависят от наличия эндокринных нарушений у матери. Как правило, координация деятельности эндокринных желез нарушена.
У незрелых детей относительно снижены резервные возможности щитовидной железы, в связи с чем у них возможно развитие транзиторного гипотиреоза (состояние временной снижения уровня гормонов щитовидной железы, сопровождающееся повышением уровня ТТГ в крови).
Мочеполовая система
Водно-минеральный обмен у физиологически незрелых новорожденных лабилен, поэтому дети в одинаковой мере предрасположены к образованию отеков и развитию обезвоживания (дегидратации).
Ранние отеки развиваются внутриутробно или в первые часы и дни после рождения. В патогенезе отеков кроме почечных факторов немалую роль играет гипопротеинемия, которая имеет значение в поддержании онкотического давления плазмы. Клинически ранние отеки выражаются в мягкой инфильтрации тканей (от общей пастозности до массивных генерализованных отеков, не имеющих определенной локализации). Они исчезают через 1—2 недели после рождения.
Поздние отеки появляются спустя 2—3 недели после рождения, характеризуются определенной локализацией: на бедрах, голенях, стопах, лобке, нижней трети живота. Они плотные на ощупь, с гладкой, блестящей, малоэластичной кожей. Появление отеков связано с характером вскармливания, с заболеваниями ребенка или с выраженной гипопротеинемией (низким уровнем белков в крови).
Иммунная система
Иммунная система физиологически незрелого ребенка уже способна дать ответ при встрече с чужеродными микроорганизмами, но также и этот ответ может протекать неадекватно, бурно, или же, наоборот, с замедленной реакцией. В последующие периоды развития ребенка отмечается повышенная аллергическая настроенность организма, у таких детей возникают различные виды диатезов. Имеется также сниженная способность к выработке веществ, обеспечивающих защиту слизистых оболочек, поэтому инфекционные агенты легче, по сравнению с доношенным ребенком, повреждают эти оболочки, вызывая очаговые инфекции. Высока чувствительность к вирусным инфекциям. Они в 60-80% случаев протекают по малосимптомному варианту.
Система терморегуляции
У физиологически незрелых детей крайне несовершенна. Это обусловлено рядом причин: прежде всего незрелостью центральных механизмов регуляции теплообмена (а именно гипоталамуса), а также анатомо-физиологическими особенностями этих детей. Температура тела у них подвергается охлаждению и перегреванию в зависимости от температуры внешней среды.
Излишнее согревание физиологически незрелого ребенка приводит к перегреванию, вследствие несовершенства терморегуляционного центра. В то же время, у них нет адекватного повышения температуры тела на инфекционный процесс. Перегреванию также способствует недоразвитие потовых желёз.
В подростковом возрасте «незрелые» младенцы чаще других отличаются психической неполноценностью.
Физиологическая зрелость или незрелость – явление необратимое?
Даже полностью здоровый, физиологически зрелый малыш может утратить физиологическую зрелость, если за ним неправильно организован уход, не выполняются должные гигиенические процедуры.
Что нужно младенцу, чтобы сохранить свою физиологическую зрелость, а также что необходимо тем деткам, которых оценили как «незрелых»?
Максимальное соблюдение режимов, соответствующих потребностям и ритмам новорождённого!
Нельзя игнорировать раннее и регулярное прикладывание ребёнка к груди, даже если после этого прикладывания ребёнка кормят из бутылочки. Связь матери и малыша помогает ему лучше адаптироваться к условиям «новой» среды. Чем позже начато грудное вскармливание, тем хуже для малыша. Задержка кормлений на 2-4 дня с момента рождения ребёнка может оказать отрицательное воздействие: ребёнок, признанный при рождении физиологически зрелым, проявит признаки физиологической незрелости.
Для мам, у которых ребенок родился физиологически зрелым очень важно иметь полноценное питание по абсолютно всем инградиентам: белку, углеводам, насыщенным и полиненасыщенным жирам, витаминам, микроэлементам. Необходимо обогатить свой рацион витаминно-минеральными комплексами, хорошо усваиваемыми белками (мясо, рыба, творог, яйца), субпродуктами, овощами, фруктами, ягодами, умеренным количеством разваренных злаков (рис, гречка).
Не стоит питаться чаще, чем 4 раза в сутки и пить чай с молоком за 20 минут до кормления или после кормления. Достаточно выпить несколько глотков воды перед кормлением ребенка, а жажду утолять при необходимости, но не сладкими напитками. Запрещены газированные напитки, особенно напитки типа колы.
Важно частое пребывание младенца с матерью, ласки, игры с малышом, ласковые слова с первых дней рождения. Но спать малыш должен в своей кроватке или в коляске на свежем воздухе (как можно чаще).
Необходимо регулярно прикладывать малыша к груди, даже при отсутствии грудного вскармливания. В этом случае малыш должен удерживать в ротике сосок молочной железы не меньше десяти минут, после чего ему можно предложить бутылочку.
Температура воздуха в помещении должна быть от 18 до 20 градусов во время бодрствования (такая температура стимулирует двигательную активность), от 20 до 22 градусов тепла во время сна. При температуре окружающего воздуха около 32 градусов тепла двигательная активность малыша практически равна нулю, что представляет вред, а не заботу.
Часто незрелым малышам назначают лечебный массаж. Но делать его должен только специалист. Мамы должны освоить правила поглаживания, легкого массажа для новорожденных.
Основа физиологической зрелости младенца – правильное течение беременности
Для гармоничного развития младенца и своевременного созревания всех его систем, следует уделять максимальное внимание этапам подготовки к беременности и первым неделям беременности. Это время, когда воздействие на плод лекарств, алкоголя, никотина и других веществ особенно опасно. Это время, когда любой нервный стресс мамы отражается на процессах, происходящих с малышом. Голод у мамы, даже скрытый голод в виде глубокого дефицита важнейших факторов питания (аминокислот, витаминов группы В, железа, кислорода, йода, полиненасыщенных жирных кислот класса омега-3 и др.) также может быть причиной физиологической незрелостью младенца.
Настройтесь на позитивное течение беременности. Убедитесь в отсутствии тератогенного эффекта в каждой таблетке, которую собираетесь проглотить, в каждом съеденном продукте или выпитом стакане жидкости, в креме, зубной пасте, процедуре, моющем средстве.
Беременность длится всего девять месяцев. Поэтому «жертва» виде отказа от бокала вина, косметической процедуры или длительного перелета – это ничто по сравнению со здоровым малышом, готовым к жизни в новом мире.