Об ответственности за осуществление деятельности на территории России нежелательной иностранной или международной неправительственной организации см. ст. 20.33 КоАП РФ и 284.1 УК РФ.
(введена Федеральным законом от 23.05.2015 N 129-ФЗ)
1. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей), может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации также может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 555-ФЗ, от 28.06.2021 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации со дня обнародования информации об этом в порядке, установленном настоящей статьей.
3. Признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой:
1) запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений;
2) наступление последствий, указанных в статье 3.2 настоящего Федерального закона;
3) запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;
4) запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации;
5) запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них;
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.03.2017 N 35-ФЗ)
6) запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц.
(п. 6 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ)
4. Решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
5. Отмена решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
6. В случае принятия или отмены решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации Генеральная прокуратура Российской Федерации информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в целях включения им иностранной или международной неправительственной организации в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, либо исключения иностранной или международной неправительственной организации из данного перечня.
7. Обнародование информации о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации осуществляется путем размещения перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, и опубликования его в общероссийском периодическом издании, определенном Правительством Российской Федерации.
8. Порядок ведения перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, включения в него и исключения из него иностранных и международных неправительственных организаций определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?
В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.
Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.
Кто такие иноагенты
Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.
Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.
Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.
Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.
НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.
Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.
НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.
Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.
Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.
Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.
Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.
СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.
Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.
Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.
Dragon Springs Buddhist Inc. («Буддистское сообщество «Родники дракона») (США)
24
№ 719-р от 21.07.2020
от 17.07.2020
Doctors Against Forced Organ Harvesting (DAFOH) («Врачи против насильственного извлечения органов») (США)
25
№ 720-р от 21.07.2020
от 17.07.2020
The European Falun Dafa Association («Европейская ассоциация «Фалунь Дафа») (Великобритания)
26
№ 721-р от 21.07.2020
от 17.07.2020
Friends of Falun Gong Inc. («Друзья Фалуньгун») (США)
27
№ 722-р от 21.07.2020
17.07.2020
Global Mission to Rescure Persecuted Falun Gong Practitioners Inc. (GMRPFGP) («Всемирный совет по спасению подвергаемых гонениям адептов «Фалуньгун») (США)
28
№ 723-р от 21.07.2020
17.07.2020
Coalition to Investigate the Persecution of Falun Gong in China («Коалиция по расследованию преследования в отношении Фалуньгун в Китае») (США)
29
№ 724-р от 21.07.2020
17.07.2020
World Organization to Investigate the Persecution of Falun Gong Inc. (WOIPFG) («Всемирная организация по расследованию преследований Фалуньгун») (США)
30
№ 1282-р от 25.12.2020
17.12.2020
Prague Civil Society Centre («Пражский Центр Гражданского Общества», «Пражский гражданский центр») (Чешская Республика)
31
№ 1283-р от 25.12.2020
22.12.2020
Association of Schools of Political Studies of the Council of Europe («Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы») (Франция)
32
№ 600-р от 02.06.2021
26.05.2021
Zentrum für die Liberale Moderne GmbH («Центр либеральной современности», «ЦЛС») (ФРГ)
33
№ 601-р от 02.06.2021
26.05.2021
Forum Russischsprachiger Europäer e.V. («Форум русскоязычных европейцев», «ФРЕ») (ФРГ)
Khodorkovsky Foundation («Фонд Ходорковского»), Великобритания
38
№ 732-р от 09.07.2021
30.06.2021
Oxford Russia Fund («Оксфордский российский фонд»), Великобритания
39
№ 733-р от 09.07.2021
30.06.2021
Future of Russia Foundation («Фонд Будущее России»), Великобритания
40
№ 734-р от 09.07.2021
29.06.2021
Spolecnost Svobody Informace, Z.S. («Компания свободы информации, з.с.», «Общество свободы информации, з.с.») (Чешская Республика)
41
№ 799-р от 23.07.2021
15.07.2021
Project Media, Inc. («Проект Медиа») (США)
42
№ 915-р от 17.08.2021
12.08.2021
International Partnership for Human Rights (IPHR) («Международное партнерство за права человека») (Королевство Бельгия)
43
№ 968-р от 30.08.2021
23.08.2021
Духовне Управлiння Євангельських Християн Української Християнської Церкви «Нове Поколiння» (Духовное Управление Евангельских Христиан Украинской Христианской Церкви «Новое Поколение») (Украина)
44
№ 969-р от 30.08.2021
23.08.2021
Evaņgēlisko kristiešu baznīca «Jaunā Paaudze» (Евангельская христианская церковь «Новое Поколение») (Латвийская Республика)
Духовний Навчальний Заклад Міжнародний Біблійний Коледж «Нове Покоління» (Духовное Учебное Заведение Международный Библейский Колледж «Новое Поколение») (Украина)
Международное христианское движение «Новое поколение» (Латвийская Республика)
WORLD INSTITUTE OF SCIENTOLOGY ENTERPRISES INTERNATIONAL (World Institute of Scientology Enterprises International, WISE Int., «Всемирный Институт Саентологических Предприятий») (США)
CHURCH OF SPIRITUAL TECHNOLOGY (Church of Spiritual Technology, CST, «Церковь Духовной Технологии», использующая также наименование «L. Ron Hubbard Library» («Библиотека Л. Рона Хаббарда») (США)
European Network of Election Monitoring Organizations (ENEMO) («Европейская сеть организаций по наблюдению за выборами»)
Несколько иностранных организаций сферы образования признаны нежелательными в России
Сотрудничество с ними становится невозможным.
Это касается британских организаций — Фонда Ходорковского, Оксфордского российского фонда и фонда «Будущее России», а также французской компании «Европейский выбор».
Соответствующее решение приняла Генпрокуратура РФ. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
В чём причина нежелательности организаций
По данным Forbes, эти организации связаны с предпринимателем и политиком Михаилом Ходорковским. При этом все они вели деятельность в сфере образования.
Например, на сайте Фонда Ходорковского указано, что организация поддерживает образовательные проекты, которые направлены на повышение качества образования россиян. Там же говорится, что Оксфордский российский фонд — дочерняя компания указанного учреждения. Она, в свою очередь, предоставляет стипендии студентам 20 российских вузов. Отмечается, что в этом учебном году выделили 1,7 тысячи стипендий.
Фонд «Будущее России» и организация «Европейский выбор» тоже занимаются образовательными проектами.
Ранее Генпрокуратура признала нежелательной деятельность американской образовательной организации «Бард-колледж». Организация была основным партнёром факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Кстати, руководит им председатель Счётной палаты Алексей Кудрин.
Причина внесения всех этих организаций в список нежелательных заключается в том, что их деятельность, по мнению прокуратуры, представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности страны.
На что влияет появление статуса нежелательной организации
Это влечёт за собой фактическую невозможность деятельности компании, а также запрет на осуществление на территории России любых программ и проектов для такой организации. Это предусмотрено в части 3 статьи 3.1 федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». То есть становится невозможным, в частности, проведение образовательных программ, стажировок и студенческого обмена, налаженных в сотрудничестве с такими организациями.
Известный учёный, социальный антрополог, доцент Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ Александра Архипова прокомментировала эту новость на своей личной странице в Facebook так: «У меня нет приличных слов». Она пояснила, что Оксфордский фонд давал деньги на летние научные школы и поддерживал аспирантские проекты.
Что ещё нужно учитывать
Напомним, 1 июня также вступил в силу закон о просветительстве. В нём есть особые правила о сотрудничестве российских образовательных организаций с зарубежными учреждениями. Предполагается, что это поможет не допустить «негативного иностранного вмешательства» в образовательный процесс. В Skillbox Media ранее рассказывали подробнее об этих поправках и об особом порядке вступления в силу этих поправок. Правда, постановления Правительства, которым должен быть установлен порядок применения этих положений, пока нет.
Обложка: alvant / Shutterstock
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Нежелательная Организация и Иностранный Агент в чем разница?
Я недавно узнал о таком понятии как «Нежелательная организация», такое на первый взгляд безобидно название. Ну вроде нежелательная и нежелательная, в чем проблема? Есть запрещенные, о которых СМИ если упоминают, то обязательно проговаривают что-то вроде «запрещенная на территории Российской Федерации», а если ты член такой, то еще и присесть можешь.
Но что еще за нежелательные организации?
Давайте раскручивать ниточку
Нежелательная организация
В статье 20.33 КоАП РФ:
Согласно этой же статье расписаны последствия для организации в случе ее признания нежелательной:
Одним словом, если организация раскрывает какие-либо секреты и призывает общество к смене власти то она становится нежелательной. А в пункте 2 описано: «кредитные и финансовые организации обязаны отказать нежелательной организации в обслуживании, доложить в орган исполнительной власти, а та в свою очередь в прокуратуру» (это вольный пересказ).
Т.е. насколько я понимаю, все отличие от запрещенных организаций заключается во втором шансе: на первый раз тебе заблокируют финансирование, а если будешь пробовать второй раз то могут и посадить.
Иностранный агент
Каковы же обязанности иностранных агентов?
Иностранным агентом осуществляющим политическую деятельность считается по той же статье:
На мой взгляд это затруднение в деятельности путем бюрократии, ответственность за несоблюдения закона об иностранных агентов предполагает и уголовную и административную.
Меня этот вопрос заинтересовал в следствии суицида одной из журналисток (Ирина Славина) в Нижнем Новгороде. Она же главный редактор местного СМИ. Я посмотрел публикации Koza Press, а именно так называется издание. В конце каждой статьи есть просьба с пожертвованиями. Это вероятно говорит о сложной финансовой ситуации в самой редакции.
Заметка носит информационны характер с разъяснением терминологий и выдержек из законов РФ.