Что значит невзвешенная клавиатура на синтезаторе

Не взвешенная и взвешенная клавиатура синтезатора Чем отличается не взвешенная клавиатура на синтезаторе от взвешенной?

Справка яндекса
Жесткость клавиатуры
В зависимости от тяжести нажатия («жесткости»), клавиатуры делят на невзвешенные, полувзвешенные и взвешенные.
Невзвешенные клавиатуры практически не оказывают сопротивления при нажатии, благодаря чему на них очень легко играть. Такие клавиатуры используются во многих синтезаторах, в т. ч. во всех детских моделях. Однако инструменты с невзвешенными клавиатурами не подходят для обучения в музыкальной школе, т. к. не передают особенностей игры на классическом фортепиано.
Взвешенные клавиатуры, напротив, наиболее схожи с клавиатурой настоящего фортепиано, поэтому ими почти всегда оснащаются цифровые пианино профессионального уровня. Для полностью реалистичной имитации ощущений игры на «живом» инструменте во взвешенных клавиатурах может использоваться молоточковый механизм, схожий с устройством пианино или рояля (см. «Молоточковая механика»). Цифровые инструменты с взвешенной клавиатурой максимально подходят людям, привыкшим к игре на обычных клавишных инструментах, а также желающим получить классическое музыкальное образование.
В полувзвешенной клавиатуре для имитации отдачи используются пружины и амортизаторы. На такой клавиатуре играть легче, чем на взвешенной. Однако клавиши также имеют определенную отдачу, что делает игру достаточно комфортной. Полувзвешенные клавиатуры нередко выбирают люди, начинавшие учиться игре сразу на цифровых инструментах. Для них такие инструменты представляют своего рода «золотую середину».

Источник

Как выбрать синтезатор

Что значит невзвешенная клавиатура на синтезаторе

Музыка — это искусство, которое понятно всем. Многие родители мечтают сделать из своего ребенка пианиста, очаровывающего своей игрой окружающих.

Хорошему музыканту требуется хороший инструмент, выбор обычно падает на акустическое пианино. С одной стороны, это помогает начинающему пианисту освоиться с управлением чувствительным инструментом, найти с ним общий язык и свободно чувствовать себя на сцене. С другой стороны, это просто дань прошлому, не более.

Акустическое пианино требует бережного отношения, регулярной дорогостоящей настройки, занимает неприлично много места, весит как мамонт и является настоящей пыткой для соседей, когда вы или ваши дети учатся играть.

Современные электронные инструменты во многом превосходят акустические, поэтому покупка цифрового фортепиано, синтезатора или midi-клавиатуры может стать отличным решением ряда проблем. В этой статье мы поможем вам определиться с выбором и объясним новичкам все непонятные термины.

Классификация электронных пианино

К выбору инструмента следует подходить исходя из требований и финансовых возможностей.

Электронные пианино можно разделить на:

Цифровые фортепиано. Одно из самых простых устройств в плане встроенной электроники и режимов. Обычно в систему запрограммировано несколько простых тембров, вроде концертного рояля, фортепиано, а также клавесин и другие разновидности клавишных. Добавьте к этому пару-тройку эффектов звучания, которые имитируют окружающую обстановку, вроде концертного зала. Главная задача — создавать ощущение игры на настоящем акустическом пианино или рояле, поэтому цифровое фортепиано имеет полновесную 7-октавную клавиатуру с 88 клавишами, которые полностью имитируют работу ударного молоточкового механизма.

Такие инструменты имеют либо встроенные, либо подключаемые педали для имитации работы демпферов и изменения звучания электронных «струн». Цифровое фортепиано часто идет в комплекте с солидным корпусом, который надежно стоит на полу и держит всю конструкцию, но занимает гораздо меньше места, нежели самая небольшая акустика. В корпусе часто имеется пюпитр для нот.

Именно цифровые фортепиано лучше всего подходят для тех, кто учится в музыкальной школе и занимается классической музыкой всерьез. После игры на таком инструменте ваш маленький Шуберт запросто сядет за концертный рояль и исполнит свою партию с такой же легкостью.

Синтезаторы. Эти электронные устройства обладают значительным функционалом, но при этом не всегда стремятся имитировать акустический инструмент. Их задача — создание уникальных композиций с помощью множества «вшитых» тембров, имитирующих звуки разных инструментов (от аккордеона до гитары и ударных инструментов).

Синтезаторы используются для записи музыки в студиях и для игры на концертах рок- и поп-музыкантами. Могут иметь от 32 до 88 клавиш, но чаще всего встречаются модели с 61 клавишей. По электронной начинке и качеству звучания разброс устройств в этой категории столь велик, что определиться с их выбором непросто.

Дешевые модели в народе называются «самоиграйками» и звезд с неба не хватают. Инструменты в них звучат весьма посредственно из-за низкого числа голосов полифонии, выжать из такого синтезатора приличный сочный звук акустического пианино или гитары вряд ли получится, но для любителя это и не требуется. С такой «машиной» вы запросто сыграете что-нибудь из репертуара Юры Шатунова или что-то посложнее.

Дорогие синтезаторы имеют огромное количество тембров и различных настроек звука, а также могут имитировать настоящую клавиатуру акустического пианино (со всеми особенностями, вроде жесткости клавиш, эффекта послекасания и многого другого). Такими устройствами пользуются профессиональные музыканты.

Фактически, синтезатор — это умная машина, которая готова сыграть все за вас. Многие модели имеют обучающие режимы, благодаря встроенному дисплею они помогают начинающим нажимать правильные клавиши в композициях.

Синтезаторы с имитацией механики могут стать альтернативой цифровым пианино, вот только решите для себя сразу, будете ли вы пользоваться их функционалом и стоит ли за него переплачивать.

Рабочие станции. Считаются самым «мощным» видом синтезаторов, ими пользуются композиторы и профессиональные аранжировщики. Не пытаются копировать акустику с точки зрения механики и имеют обычные клавиши без дополнительных механизмов, компенсируя это огромным набором функций, встроенных инструментов, качественной полифонией и др. Качество звучания можно без зазрения совести назвать студийным. На подобных инструментах пишут свою музыку Йеспер Кюд и Ханс Циммер.

Рабочие станции предназначены не для исполнения музыки, а для ее создания. Имеют дополнительные входы для подключения периферийных устройств, вроде микрофона, а также позволяют работать с дорожками с «живыми» инструментами.

В этой категории отдавать предпочтение дешевым устройствам стоит лишь в том случае, если вы начинающий ди-джей или чувствуете в себе талант писать музыку для небольшой аудитории в виде семьи, друзей и домашних питомцев. В остальных случаях качественная рабочая станция стоит очень дорого, но она способна обеспечить профессионала всем необходимым набором инструментов и функций.

Особенности клавиш в устройствах и типы касания

Как мы уже говорили, количество клавиш в синтезаторах может быть разным. Для исполнения большинства композиций не обязательно покупать инструмент с полным набором из 88 клавиш. Например, в качестве вспомогательного инструмента для записи музыки в студии может хватить и 32 клавиш, на которых можно «настучать» себе необходимый аккомпанемент ударными инструментами и после наложить на эту дорожку гитарное соло. Некоторые умельцы вообще обходятся в таких случаях обычной компьютерной клавиатурой.

Для полноценного музицирования потребуется хотя бы 5-октавная клавиатура на 61 клавишу, а для исполнения классических композиций лучше обзавестись 88. Но на этом выбор синтезатора только начинается.

Размер клавиш

Клавиши в синтезаторах могут отличаться по размеру в зависимости от модели, и это напрямую сказывается на цене устройства и его назначении.

Малоразмерные клавиши по ширине и длине отличаются от тех, что установлены на полноценных акустических фортепиано и роялях. Они уже и короче, что уменьшает размер устройства в целом. Используются в детских синтезаторах, а также в инструментах для любителей. Для игры на таком устройстве вам не потребуется профессиональная растяжка рук и охват по октавам станет значительно шире, но это не является положительным фактором для тех, кто играет на фортепиано всерьез.

Если ваш ребенок учится в музыкальной школе, то ему так или иначе придется работать над растяжкой пальцев. Переход с малоразмерной клавиатуры на полноценную акустическую будет даваться непросто. Зато для развлечений такие синтезаторы подойдут лучше всего.

Полноразмерные клавиши полностью имитируют клавиши на оригинальном акустическом рояле и схожих инструментах. Иногда могут отличаться по длине (как короче, так и длиннее фортепианных), но т. к. ширина более критична, именно ей уделяется особое внимание. Это относится только к синтезаторам, в цифровых пианино размеры клавиш идентичны с акустикой.

Полноразмерные клавиши обязательны для серьезных занятий музыкой. А еще устройства с 88 полноразмерными клавишами стильно выглядят в интерьере.

Жесткость клавиш

Всем, кто играл на настоящем акустическом пианино, хорошо известно, какой упругий ход у клавиш, если инструмент в хорошем состоянии. Это помогает не только избежать нажатия лишних клавиш в сложных партиях, но и извлекать из пианино необходимые звуки, а также банально натренировать пальцы и кисти рук. По жесткости нажатия клавиатуры можно разделить на:

Для профессиональных занятий фортепианной музыкой клавиатура должна быть взвешенной.

Чувствительность к касанию и послекасанию

Поскольку в акустических пианино для извлечения звуков используются натянутые струны, очевидно, что чем сильнее ударить по ним, тем громче будет звук. Этот принцип реализован и во многих цифровых пианино.

Дешевые модели синтезаторов имеют пассивную чувствительность к касанию, что резко ограничивает функционал инструмента. С какой бы силой и скоростью вы не жали на такую клавишу, громкость звука всегда будет одинаковой и ровной. На клавиатурах такого типа лучше всего играть что-то из современной поп-музыки или писать электронные композиции.

В дорогих синтезаторах и пианино чувствительность активная — чем сильнее и быстрее нажатие, тем громче звук, при этом клавиши имеют несколько уровней чувствительности, что и помогает работать с теми самыми forte и piano.

Для полноценной игры лучше останавливаться именно на активной клавиатуре, тем более, в большинстве таких инструментов клавиши можно в любой момент перевести в пассивный режим.

Послекасание — опция, характерная для профессиональных клавиатур. Она отвечает за эффект, создаваемый уже после нажатия на клавишу. Если вы нажали на клавишу с одной силой, а после этого решили ее добавить, приложив еще чуть усилия, то звук изменится — этим пользуются профессиональные пианисты, играющие на акустических инструментах. Настоящий «мастхэв» для профессионального занятия музыкой.

Механика клавиш

По своей конструкции клавиши в синтезаторах делятся на два типа.

Синтезаторная (пружинная) механика возвращается в исходное положение с помощью настроенных под клавишами пружин. Очень часто встречается в синтезаторах всех ценовых категорий. Такой механизм не позволит полноценно использовать инструмент в качестве пианино. Клавиши нажимаются очень легко и играть на них лучше электронную музыку, либо не придираться к качеству звучания эффекта Grand Piano.

Молоточковая механика — имитация акустической клавиатуры. В исходное положение клавиши возвращаются за счет противовесов, как и в оригинальных инструментах. Каждая клавиша имеет индивидуальный вес, что позволяет с легкостью играть тремоло в верхних регистрах и давать четкий гулкий бас в нижнем регистре. Чаще всего используется в цифровых пианино с полноразмерными клавишами. Такие инструменты обычно собираются вручную, поэтому стоят в разы дороже. Стоит ли говорить, что только такую механику клавиш необходимо выбирать для учащихся музыкальных школ?

Основные критерии звучания инструмента

За функциональность синтезатора или цифрового пианино, а также за качество его звучания отвечают несколько характеристик, напрямую влияющие на перфоманс исполнителя. Первое, на что стоит обращать внимание — полифония синтезатора.

Полифония — это количество голосов (тонов) в звуке, которые может одновременно воспроизвести процессор устройства. Представьте, что каждый отдельный звук от нажатия клавиши состоит из нескольких слоев, которые соединяются и дают полноценное сочное звучание. Чем меньше таких тонов, тем тусклее и ненатуральнее звук. Вспомните сигнал, которым знатокам из «Что? Где? Когда?» отсчитывают минуты.

В акустических роялях на одну ноту используется по три струны, сюда же добавьте работу педалей и пальцев, которыми можно зажать до 10 клавиш одновременно. Получается внушительная композиция из разных звуков и тонов, которые звучат вместе.

Дешевые синтезаторы могут воспроизводить по 32 звука одновременно. Меньше брать не стоит, если это не инструмент для совсем маленьких детей, приобретаемый исключительно в качестве развлечения.
Если вы планируете всерьез заняться музыкой, то лучше выбирать модели с полифонией из 64 голосов, а для цифровых пианино — от 128 голосов. Чем больше голосов, тем реалистичнее звучание инструмента и тем он функциональнее. Начиная со 192 отличия по звучанию перестают быть такими заметными, и если вы не профессиональный композитор, то переплачивать за лишние голоса полифонии не стоит.

При выборе инструмента обратите внимание на количество встроенных тембров. Тембры в синтезаторе — это имитация различных музыкальных инструментов. Ваше устройство может запеть как флейта, гитара, орган и т. д. В дешевых синтезаторах имитация инструментов весьма посредственна и сойдет только для домашнего уровня, зато дорогие синтезаторы и рабочие станции, вроде Yamaha серии Tyros, могут имитировать даже человеческие голоса, что позволит вам создать свой собственный хор и написать для него же музыку, этот монстр разве что в космос не летает. В зависимости от модели количество тембров в синтезаторе может колебаться от сотни до полутора тысяч.

Тембры в цифровом пианино не так важны, как в синтезаторе, ведь его главная задача — выступать в роли альтернативы акустическому инструменту. Хотя минимальный набор звуков в таких устройствах все же есть, поэтому обделенными вы не останетесь.

Акустические эффекты

Этот пункт мы вынесли отдельно, поскольку эффекты напрямую не влияют на качество звучания инструмента, но делают его заметно функциональнее. Для создания более атмосферной музыки и для имитации различных условий исполнения композиции, разработчики добавляют в синтезаторы и цифровые пианино различные эффекты. Эффекты реверберации, хоруса, резонанса, флэнжера и режим концертного зала с характерным эхом значительно расширят ваши возможности. Встроенный эквалайзер тоже будет плюсом при создании электронной музыки.

Педали

К подавляющему большинству синтезаторов можно подключить педали. С их помощью можно не только влиять на стиль звучания пианино, но и переключать эффекты, регулировать громкость и многое другое.

Что касается цифровых пианино, то для профессиональных занятий музыкой педали в них должны быть встроены прямо в корпус, чтобы полностью имитировать акустический инструмент.

Обучающие синтезаторы

Если вам очень захотелось играть, но идти в музыкальную школу или на курсы вы не хотите, тогда обратите внимание на модели с обучающими режимами. Их можно использовать как для подготовки ребенка к музыкальной школе, так и во время обучения.

В современных синтезаторах сочетаются различные функции обучения. Например, на электронном дисплее вам могут показывать, какие клавиши нужно нажимать, от вас требуется только повторять за картинкой. Обычно в такие устройства уже вшито несколько десятков мелодий, с помощью которых можно развить моторику рук и научиться с нуля играть простые композиции.

В некоторых моделях возможна подсветка клавиш, которые нужно нажимать. Умный синтезатор сначала покажет какие ноты необходимо будет нажать, после чего вам необходимо их повторить. В конце обучения некоторые инструменты могут даже выставлять оценку исходя из качества исполнения, а также показывать сложные моменты, которым нужно уделить особое внимание при тренировках.

Дополнительные возможности

У синтезаторов есть и некоторые дополнительные функции:

Автоаккомпанемент. Для профессиональной игры фортепианной музыки практически не используется, зато сыграть что-нибудь современное с его помощью вполне реально. Можно заранее настроить инструмент так, чтобы при нажатии, например, басовых клавиш, одновременно с ними играли ударные инструменты, а также духовой оркестр, который будет аккомпанировать вашей правой руке.

Арпеджиатор. Позволяет создавать из отдельных аккордов, которые вы выберете заранее, классические арпеджио (способ проигрывания аккордов, когда звуки играются не одновременно, а один за другим). Пригодится для записи треков, а также для создания интересных эффектов при игре на инструменте. Позволяет играть с одной клавиатуры разными тембрами. Например, правой рукой вы можете играть гитарную партию, а левой аккомпанировать звуком контрабаса.

Два фортепиано в одном. Поможет обучать новичков игре на инструменте. Делит клавиатуру на две равных части с одинаковыми тембрами и высотой звучания. Ученик может играть на правой части пианино одновременно с учителем, играющим на левой.

Транспонирование. Эта функция полезна для синтезаторов с неполным набором клавиш, чтобы извлекать необходимые звуки в процессе игры. Если клавиатуры на 7 октав позволяют охватить весь спектр звуков, то в синтезаторах на 5 октав транспонирование позволяет сдвинуть звук на октаву вверх или вниз.

Сэмплирование. Позволяет записывать собственные сэмплы в память устройства, чтобы использовать их в последующей игре на инструменте.

Метроном поможет начинающим музыкантам не сбиваться с ритма.

Секвенсор — для редактирования записанные midi-композиции уже после их создания. Например, для замены одного инструмента на другой прямо в процессе прослушивания.

У хорошего синтезатора должен быть USB-вход для подключения к другим устройствам. Также убедитесь, что есть разъем mini-jack для наушников, чтобы не терзать домочадцев и соседей. По желанию выберите модель с микрофонным входом, если собираетесь организовать собственное караоке.

Если в цифровых фортепиано чаще всего в комплекте массивный деревянный корпус или пластиковый (с имитацией дерева), то для синтезаторов иногда приходится докупать стойку отдельно.

На чем остановить свой выбор?

Мы надеемся, что эта статья поможет вам выбрать музыкальный инструмент, на котором вы будете играть много и с удовольствием.

Источник

Что значит невзвешенная клавиатура на синтезаторе

Что значит невзвешенная клавиатура на синтезаторе

На днях я опубликовал статью Фортепианная клавиатура, в которой подробно рассказал, чем клавиатура настоящего рояля или пианино отличается от ее «молоточковой» имитации на синтезаторах и цифровых пианино.

Но это только начало разговора о клавиатурах. Ведь их разновидностей существует очень много, причем различаться они могут по большому количеству признаков.

Взвешенность клавиатуры

Первый и самый важный для многих признак – взвешенность клавиатуры. Но разобраться с ним часто не под силу даже очень опытным музыкантам. Как я писал в упомянутой выше статье, взвешенность акустических фортепиано не может вызывать сомнений: их устройство предполагает воздействие на механизм, состоящий из элементов разного веса, поэтому для игры необходимо прилагать определенные усилия.

Когда же мы говорим о синтезаторах, «вес» клавиатуры обычно является формальностью и не зависит от объективных факторов. Ведь генератор синтезатора срабатывает в момент замыкания контакта, в отличие от живых фортепиано, которые должны обеспечивать резкую атаку и резкий отскок молоточка от струны. Так что инженеры не фиксировали внимание на механике извлечения звука, она отошла на второй план ввиду открывшихся горизонтов в области саунд-дизайна.

Только от самого производителя цифрового инструмента зависит, какая на него будет установлена клавиатура: к одному и тому же тон-генератору можно прикрутить что угодно – хоть «молоточки», хоть игрушечный пластик. Поэтому для начала давайте рассмотрим, какие клавиатуры уж точно нельзя назвать взвешенными.

Клавиатуры первых синтезаторов

Невзвешенная синтезаторная клавиатура появилась вместе с первыми модулярами. Основной ее задачей была передача электрических сигналов по каналам CV/Gate на модули, с помощью которых далее генерировался синтетический звук. Первые клавиатуры синтезаторов работали на простых пружинках, которые банально возвращали клавишу в исходное положение, размыкая контакты под ней после снятия пальца.

Что значит невзвешенная клавиатура на синтезаторе

Поскольку характер, тембр, громкость и другие свойства звука формировались за пределами клавиатуры, не было никакой необходимости в молоточках, противовесах и балансах. Отсюда и пошло понятие «невзвешенной» клавиатуры.

Надо сказать, такой тип клавиш был известен и задолго до появления синтезаторов. Вспомните про аккордеон, а также про его предшественника – баян. Звукообразующий элемент – меха, а клавиши всего лишь открывают и закрывают клапаны. Сила нажатия никак не влияет на громкость звука. На аккордеоне она регулируется давлением на меха, а на аналоговом синтезаторе – настройками на панели и усилителем.

Музыканты были счастливы самому факту появления синтезаторов, никто не воротил нос от «неудобной» клавиатуры. Люди учились с максимальной отдачей использовать то, что им предлагалось. Впрочем, несмотря на простоту первых синтезаторных клавиатур, кое-какие элементы управления характером звучания на них все же присутствовали, в частности – риббон-контроллеры, портаменто, джойстики, возможность подключения педали сустейн и так далее.

На ближайшие годы основной головной болью производителей была задача уменьшения габаритов и веса инструментов, ведь возить с собой на концерты огромные шкафы с торчащими проводами могли себе позволить немногие.

Полувзвешенная клавиатура

АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА

Что значит невзвешенная клавиатура на синтезаторе

Книга А. Данилова о создании музыки

Через несколько лет начали появляться компактные модели монофонических и дуофонических синтезаторов, а еще чуть позже – первые полифоники. И тогда синтезаторостроители постепенно начинают уделять внимание потребностям музыкантов в исполнительской нюансировке. Появляются такие элементы как послекасание (aftertouch), динамика (velocity). Компании начинают конкурировать за удобство извлечения звука и разнообразие модуляционных возможностей клавиатур.

Вот где-то здесь, можно сказать, «невзвешенной» клавиатуре пришел конец. Производители снабжают клавиши специальными свинцовыми гирьками, призванными приблизить ощущения клавишника к игре на фортепиано, удлиняют плечо клавиши, чтобы сделать игру комфортнее, придумывают разные механизмы для оптимизации скорости возврата клавиши после атаки. В некоторые инструменты даже ставят настоящие деревянные клавиши (например, Yamaha CS80), в результате чего они становятся весьма тяжелыми.

Когда эйфория от синтетической революции в звуке поутихла, между производителями вспыхнула конкурентная борьба, и все, что происходило дальше с клавиатурами синтезаторов, можно охарактеризовать просто: поиск баланса между удобством игры, ценой и весом приборов.

С одной стороны, музыкантам нужны легкие транспортабельные инструменты, ведь совершенно понятно, что концертный инструмент не будет востребован клавишниками, если его сложно перевозить. С другой – музыканты хотят ощущать отдачу клавиатуры, что неизменно приводит к утяжелению конструкции. Поэтому производители в борьбе за доли рынка с тех пор соревнуются не только в себестоимости, но и в килограммах: более легкий синтезатор будет пользоваться большим спросом при прочих равных условиях.

Но для музыкантов остается очевидным факт: на разных инструментах качество отклика клавиш разное. И поэтому производители придумали термин «полувзвешенная клавиатура», который отчасти оправдывал их конкурентные решения. Компании просто идут на поводу у наивного потребителя: «Хотели недорогую легкую клавиатуру? Вот она. Слишком легкая? Так это ж полувзвешенная!»

Однако уже во второй половине 80-х большинство профессиональных инструментов имели качественную динамическую клавиатуру, и на них и сегодня вполне комфортно играть любителям винтажа тех лет. Выпущенный в далеком 1983-м Yamaha DX7 до сих пор во многих студиях мира используется как самая надежная и удобная мастер-клавиатура.

Удобство клавиатуры и привыкание

Так что рассуждать о степени взвешенности – дело неблагодарное. Гораздо полезнее говорить об удобстве конкретной модели персонально для каждого исполнителя. Тем, кто привык играть только на клавишах рояльного типа и не хочет переходить на «синтезаторный пластик», непременно хочется заиметь «взвешенную» 88-клавишную модель, хотя многие из них объективно дубовые и неудобные. И, напротив, многим любителям играть соло по душе легковесные пластиковые клавиатуры.

Что значит невзвешенная клавиатура на синтезаторе

Чик Кориа, один из признанных гениев электронной музыки фьюжн, в 80-е и 90-е годы постоянно использовал на концертах маленький наплечный миди-контроллер Yamaha KX5, выдавая виртуознейшие пассажи на его почти игрушечной клавиатуре. Размер клавиш там меньше стандартного, однако для его творчества и для шоу это никогда не было препятствием.

Не спрашивайте у продавцов в магазинах, взвешенная ли клавиатура у выбранного вами инструмента. Они даже не знают, что это такое, но обязательно ответят «да», ну или в крайнем случае с важным видом обзовут ее «полувзвешенной», чтобы кинуть лишний камушек на положительную чашу весов в принятии вашего решения о покупке. Все современные синтезаторы имеют в той или иной мере взвешенную клавиатуру, но чем дороже и тяжелее инструмент, тем обычно тактильные ощущения от игры лучше. А характеристики взвешенная и полувзвешенная – это не более чем игра маркетологов.

На этом примере можно понять, в какой сильной зависимости наши мнения зависят от наших привычек. Мы ищем то, что уже знаем, а если ожидания не оправдываются – выносим вердикт «плохо». Не стоит в выборе инструмента руководствоваться первым впечатлением. Выбирайте звук и качество, а непривычная клавиатура очень скоро перестанет доставлять дискомфорт.

Что значит невзвешенная клавиатура на синтезаторе

Особенно эта рекомендация важна для тех, кто боится переходить с академической рояльной клавиатуры на легкую синтезаторную. Кажется: «как же я буду играть, не ощущая это замечательное мягкое погружение деревянной клавиши, а затем ее аккуратный, но резкий отскок»… Это все иллюзии. Мы сознательно ввергаем себя в боязнь перемен, но в реальности адаптивные механизмы нашего организма всегда берут верх, мы приспосабливаемся, привыкаем и привязываемся к новым ощущениям.

Главное – не забывайте то, о чем я писал в предыдущей статье. Наиболее комфортная игра на синтезаторах – ближе к краю клавиш, поскольку именно там у них самое большое плечо, обеспечивающее лучший контроль динамики исполнения. Играть ближе к основанию клавиш менее удобно по объективным причинам – для аналогичной атаки там требуется в разы большее давление на клавиатуру, что нередко сопровождается неровностью и сбивчивостью игры, рваной динамикой.

На приведенном выше изображении вы можете увидеть, как возрастает усилие (F) с приближением к основанию клавиши. Если клавиша крепится у самого основания, то в этой точке усилие должно быть больше почти в бесконечное число раз, чтобы обеспечить нажатие, идентичное нажатию на край клавиши.

Балансная и градуированная клавиатуры

Цифровые инструменты с рояльным типом клавиш бывают балансными или градуированными. Градуированная клавиатура (Graded hammer action) обеспечивает постепенный перепад от более жесткого нажатия в нижнем регистре к более мягкому в верхнем. Балансная клавиатура (Balanced hammer action) имеет одинаковую упругость на всем диапазоне.

Опять же, что предпочесть – вопрос привычки. Если вы используете в работе только звуки фортепиано, а за плечами долгая практика академической музыки, то ваш выбор – градуированная клавиатура. Если же в планах разделение клавиатуры на разные тембральные зоны и использование более широкой палитры звуков – лучше брать балансную, иначе один и тот же звук в зависимости от того, в какой части инструмента он играется, будет давать разные ощущения, что неудобно.

Размер клавиатуры

В профессиональной концертной практике для подавляющего большинства случаев 76-клавишная клавиатура перекрывает все исполнительские потребности. Она достаточно большая, чтобы дать возможность разделить клавиатуру на нужное количество зон с разными программами, при этом она гораздо легче, чем полнооктавная деревянная клавиатура.

Те, кто только вышел из стен академических учебных заведений, обычно склонны к скепсису в отношении инструментов с количеством клавиш менее 88. Они предпочитают купить самую дешевую, но обязательно «рояльную» миди-клавиатуру, подчеркивая свои классические корни. Что уж тут скажешь – я и сам когда-то разделял эту точку зрения, и я рад, что удержался от опрометчивых поступков. Ведь это деньги на ветер: перемещаться с таким инструментом тяжело и неудобно, а качество дешевых клавиатур совершенно никчемное.

В итоге многие музыканты решают остановиться на клавиатурах с 61 клавишей, и правильно делают. С опытом приходит понимание, что имеет значение не широта пассажей, а осмысленность фраз, поэтому даже джазовые музыканты с легкостью играют великолепные импровизации на небольших синтезаторных клавиатурах.

Клавиатуры с меньшим количеством клавиш чаще используются либо как вспомогательные инструменты на концертах, либо как контроллеры в студии при работе над аранжировками. Для современных студийных электронных жанров часто вполне достаточно миди-контроллера на 25-37 клавиш (2-3 октавы), ну а на верхнем «сольном» ярусе у концертного клавишника нередко стоит инструмент на 4 октавы (49 клавиш).

Общие рекомендации

Подытоживая статью, я бы хотел еще раз перечислить ее основные тезисы, которые помогут вам при выборе клавиатуры.

Что значит невзвешенная клавиатура на синтезаторе

И главное – выбирайте инструменты с хорошим звуком. Клавиатура – это всего лишь средство воздействия на тон-генератор синтезатора, а качественное звучание будет многие годы радовать вас на концертах и в студиях.

В ближайшее время я обязательно продолжу цикл статей о клавиатурах. Это очень богатая и интересная тема, охватить ее в рамках одной статьи сложно.

К примеру, слышали ли вы про приоритет клавиш на синтезаторах? Для современных моделей это может и неактуально, но ведь практически любой клавишник со временем приходит к настоящему винтажу, и тут его могут поджидать совершенно неожиданные сюрпризы.

Или, например, знаете ли вы, в чем отличие клавиатур обычного синтезатора и электрооргана? Ведь не на каждом инструменте можно исполнить органную партию так же напористо и отвязно, как это получалось у великих Джона Лорда, Кейта Эмерсона или Джимми Смита!

В общем, скоро об этом поговорим, ждите новых статей. А чтобы не пропустить их, подпишитесь на блог, и тогда они прилетят прямиком в ваш почтовый ящик. Это совершенно бесплатно.

Желаете узнать о музыке больше и научиться работать со звуком и аранжировкой? Возможно, вам будет интересная моя книга «Академия Мюзикмейкера». Гляньте оглавление по этой ссылке (PDF): вдруг это то, что вы давно искали.

© Алексей Данилов Иллюстрация: Александр Рублевский При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Хотите получать новые статьи
прямо на почту?

Подпишитесь на обновления блога А. Данилова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *