Что значит неустойчивое внимание
Внимание как психическое свойство. Патология внимания
Галина Новикова
Внимание как психическое свойство. Патология внимания
Внимание – определенная направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений.
Внимание – осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их осуществлением называется вниманием (Лурия, 1975).
Внимание выступает как одна из сторон сознания.
Внимание не существует само по себе, оно всегда связано с другими психическими процессами — ощущениями, восприятием, памятью, мышлением, и обеспечивает ясность и продуктивность их протекания.
Внимание связано с процессом возбуждения и торможения, которые протекают в коре больших полушарий, и их взаимодействием.
С физиологической точки зрения, внимание есть нервная деятельность определенного участка коры больших полушарий мозга, в данный момент и при данных условиях обладающего оптимальной возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии более или менее пониженной возбудимости.
Различают внимание произвольное (активное, непроизвольное (пассивоное) и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание играет немалую роль в процессе обучения. О непроизвольном внимании следует говорить в том случае, когда направленность и сосредоточенность сознания не обусловлены волевым актом человека. Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появившийся раздражитель.
Произвольным вниманием называется такое внимание, которое возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия.
Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью.
Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью.
Различают также внешненаправленное и внутринаправленное внимание.
Внешненаправленное внимание — выделение объектов во внешней среде.
Внутринаправленое внимание — выделение идеальных объектов из фонда самой психики.
Ослабление внимания проявляется в невнимательности. Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени — направленность сознания на параллельное выполнение нескольких действий. Рассеянность внимания — одно из состояний дезорганизованности сознания.
Встречается два вида рассеянности:
— мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на чем-либо одном. Мнимая рассеянность — результат большой сосредоточенности и узости внимания.
— подлинная рассеянность — человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Причиной подлинной рассеянности могут быть неврастения, малокровие, болезнь носоглотки, затрудняющая поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющая кислородное питание мозговых клеток.
Иногда рассеянность есть результат физического и умственного утомления и переутомления, результат тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности может быть перегрузка мозга с большим количеством впечатлений, а также разбросанность интересов.
Рассеянность иногда возникает в результате смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей или в результате интоксикации организма.
Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Этот тип отмечается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии он характерен для лиц со сверхценными и навязчивыми идеями.
Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще более слабой его переключаемостью. Такого рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.
Свойства внимания:
Объем внимания определяется количеством объектов, которые одновременно охватываются вниманием, которые человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Распределением внимания называется такая организация психической деятельности, при которой человек одновременно выполняет два и более различных действий — направленность сознания на наиболее значимые объекты.
Концентрация внимания — интенсивная направленность сознания на наиболее значимые объекты. Концентрация и объем внимания зависят как от особенностей личности и ее состояния, так и от характера деятельности, на которую направлено внимание, и от его объекта.
Особенностью внимания является его устойчивость (устойчивое внимание, неустойчивое, т. е. возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте.
Колебание внимания представляет собой периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему. Психологически это выражается в снижении внимания к основному объекту деятельности и возникновении внимания в направлении новых объектов. Однако с помощью волевого усилия, т. е. словесной сигнализации, внимание вновь возвращается к основному объекту деятельности, как только нервные клетки, выполняющие эту деятельность, за период тормозного состояния восстано-вят свою работу.
Переключение внимания (легкое, трудное) – это произвольный перевод внимания с одного объекта или вида деятельности на другой объект или вид деятельности. Переключение внимания зависит от значимости того объекта или деятельности, в сторону которых изменяет-ся направленность внимания.Оно зависит также от интереса: более интересные объекты или виды деятельности облегчают процесс переключения внимания в их сторону. Переключение внимания зависит от волевых качеств личности.
Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней или внутренней:
— внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным;
— внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, при отсутствии интереса и чувства ответственности за то дело, которым в данный момент занят человек.
Нарушение внимания является одним из самых важных симптомов патологического состояния и его исследование может внести важные данные в диагностику мозговых поражений (Лурия, 1975). Наиболее типичные примеры нарушения высших форм внимания дают больные с поражением лобных долей мозга (особенно медиальных его отделов). При психических заболеваниях могут возникать такие нарушения внимания, как сужение объема, уменьшение глубины, повышенная истощаемость, тугоподвижность, изменения направленности внимания, парапрозексия, апрозексия, ослабление распределяемости внимания.
Сужение объема внимания. Проявляется неспособностью удерживать в кругу произвольной целенаправленной деятельности достаточно большое число представлений и свободно оперировать ими. Сужение объема внимания характеризует астенические состояния разного, чаще органического генеза.
Уменьшение глубины внимания. Характеризуется преобладанием пассивного внимания над активным. Клинически это выражается повышенной отвлекаемостью, ослаблением наблюдательности, поверхностным характером и неустойчивостью внимания. Больные оказываются не в состоянии концентрировать внимание на чем-то одном, долго сосредоточиться на каком-нибудь деле, не доводят начатое до конца, отвлекаясь на что-либо другое. Им трудно развить мысль до логического завершения, ограничиться рамками темы разговора. Вопросы выслушиваются невнимательно, их приходится повторять, ответы даются невпопад, не продумываются, больные все время отвлекаются посторонними вещами, воспоминаниями, соображениями. Тяжелая степень отвлекаемости внимания — гиперметаморфоз — проявляется полной утратой способности к активному сосредоточению.
Чрезмерная истощаемость внимания. Выражается снижением способности к длительному сосредоточению на определенном явлении или деятельности в силу свойственной больным повышенной утомляемости
Тугоподвижность внимания (нарушение переключаемости вниманиия) — это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности. Проявляется неспособностью к быстрому и частому переключению внимания с одного явления или деятельности на другие, инертностью установок, прилипчивостью, застреваемостью в беседе на какой-либо теме, затруднениями в смене целевых направлений.
Нарушение переключаемости внимания выражено у различных категорий больных детей по-разному. Например, дети с шизофренией, отличающиеся лабильностью протекания мыслительной деятельности, свободно переключаются с объекта на объект. Но при выборе новых способов деятельности большое значение имеет их собственная мотивация. Легкость, с которой эти дети переключаются, отягощается потерей осмысленности, выхолощенностью действия.
Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например, рисовать и рассказывать стихотворение.
Нарушение направленности внимания. Это проявляется в том, что внимание приковано к явлениям, заслоняющим от больных другие важные стороны жизни. Так, при патологической рефлексии внимание поглощено самоанализом, постоянными размышлениями о своих поступках, мыслях, отношениях с людьми. Часто ведутся дневники, где скрупулезно описываются переживания, рассуждения о смысле жизни, отражается наивное стремление понять себя или, по выражению больного, «найти сущность своего «Я». Рефлексия становится самоцелью и основным содержанием внутренней жизни, все прочее отодвигается на второй план. При ипохондрической фиксации внимания оно целиком сосредоточено на самочувствии, болезненных ощущениях,вопросах здоровья: «Мой мир сузился, в нем нет ничего, кроме болезни. Я думаю только о ней и ни о чем другом. Все остальное отдалилось и потеряло всякий смысл»
Парапрозексия. Своеобразное нарушение внимания, характеризующееся тем, что напряженное ожидание блокирует способность вовремя заметить появление соответствующего объекта.
Апрозексия. Выключение как произвольного, так и непроизвольного внимания, полное отсутствие интереса к происходящему и невозможность пробудить этот интерес с помощью внешнего поощрения.
Ослабление способности к распределению внимания. Связано с ограничением объема внимания. Пациент оказывается не в состоянии заниматься одновременно двумя или большим числом разных дел. Например, он не может отсчитывать от 200 по 13 и называть вслух каждый третий результат, то есть, считать и одновременно следить за порядком называния цифр.
Патопсихологическая оценка нарушений внимания
Для подтверждения выявляемых клинических расстройств внимания наиболее адекватными патопсихологическими методиками являются оценка внимания по таблицам Шульте, по результатам проредения корректурной пробы и счета по Крепелину.
Таблица Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), неположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры.
Испытуемому предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности.
Отмечаются следующие показатели:
По результатам данного теста возможны следующие заключения о характеристиках внимания испытуемого:
Методика счет по Крепелину используется для исследования угомляемости. Испытуемому предлагается складывать в уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок.
При проведении корректурной пробы используются специальные бланки, на которых приведен ряд букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание испытуемым одной или двух букв по выбору исследующего. При этом через каждые 30 или 60 секунд исследователь делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а также регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания.
Интерпретация та же, что и при оценке результатов по таблицам Шульте. Нормативные данные по корректурной пробе: 6-8 минут при 15 ошибках.
Методика Мюнстерберга предназначена для определения избирательности внимания. Она представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. На работу отводится две минуты. Регистрируется количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенных или неправильно выделенных слов).
Методика Мюнстерберга
бсопнцеэвтргщофайонзшгучноеостьь
щукенгшизхъвафьюропдблюбовьавыфрплсхд
бкюрадостьвуфциеждлорргшродшлджьхэшщгиернк
ждорлвфьюювфбьконкурсйфньгувскапрличност
эпрппаваниедптюзбыттрдшщнпркьюком
янвтдмъгфтасенплабораториягш
Так, наиболее ярко они представлены в структуре экзогенно-органичес-кого типа психического реагирования, проявляясь нарушениями концентрации и устойчивости внимания, быстрой истощаемостью, трудностями переключаемостью внимания. Сходные нарушения встречаются при неврозах. В рамках эндогенного типа психического реагирования нарушения внимания не являются определяющими (как правило, они либо отсутствуют, либо являются вторичными по отношению к другим психопатологическим феноменам).
Несмотря на это существуют данные (Э.Крепелин) о том, что при шизофрении характерными оказываются нарушения активного внимания при сохранности пассивного. Это отличает пациентов с шизофренией от больных с экзогенно-органйческими и невротическими психическими расстройствами.
Больные шизофренией внешне невнимательные и рассеянные могут хорошо воспринимать все, что происходит вокруг, выхватывая случайные детали, и в то же время им редко удается активно направлять и длительно удерживать внимание на каком-либо заранее указанном объекте.
Вследствие этого, по соотношению сохранности у пациента активного и пассивного внимания можно косвенно определить тип психического реагирования. Кроме того, у больных шизофренией нарушен механизм фильтрации, что можно заметить в экспериментах на помехоустойчивость (к примеру, в методике Мюнстерберга).
Нарушения внимания типичны для соматических заболеваний, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими яркими клиническими проявлениями. Наиболее часто расстройства внимания отмечаются у больных с патологией центральной нервной системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и другими заболеваниями, сопровождающимися общемозговыми явлениями (к примеру, при нейроинтоксикациях).
Как помочь ребенку с неустойчивым вниманием.
Трудности концентрации, неустойчивости внимания чаще всего сочетаются с импульсивностью и гиперактивностью. Это сочетание и связанные с ним нарушения поведения – совсем не редкая причина не только недовольства учителей и воспитателей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у детей с первых дней обучения. Такое сочетание и дает общее, не очень четкое определение – «нарушение поведения». Когда речь идет о нарушениях письма и чтения, то чаще всего дается такая характеристика: «ошибки по невнимательности», «невнимательное чтение».
Нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность не очень значимы в дошкольном возрасте, пока дети систематически не занимаются, но с началом занятий в школе нарушения внимания сразу же проявляются.
Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Особенно сложен для них начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребенок «схватывает» и запоминает только часть инструкции (задания) и при этом стремится все выполнить быстро.
Вследствие быстрого истощения у детей резко ухудшается почерк в процессе выполнения заданий. Не менее сложен и процесс обучения чтению. Им трудно сосредоточиться, поэтому они теряют слова, теряют строку, а быстрое истощение может настолько «разрушить» внимание, что чтение становится просто невозможным. Важно отметить: чем больше ребенок нервничает, боится ошибок, плохих оценок, тем хуже результат. Страх неудачи ещё больше снижает возможности ребенка контролировать свои действия.
Итак, ребенок не может сохранить внимание на несколько минут, однако во время любимых занятий и игр, с которыми ему удается успешно справляться, он удерживает внимание и занимается любимым делом достаточно длительное время. Почему? Да потому что деятельность по силам позволяет почувствовать успех, удовольствие. Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывают на неё стимулирующее влияние. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.
Важно отметить, что большинство детей с неустойчивым вниманием имеют хорошие интеллектуальные способности, но во время занятий и уроков им сложно справиться с заданиями не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации деятельности.
Как помочь ребенку с неустойчивым вниманием?
1. Необходимо научиться общаться с непоседой: это и поможет воспитателям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:
Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел» повторяемые несколько раз в день бессмысленны. Ребенок просто перестает из слышать.
Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).
2. Постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
Посадите ребенка за первую парту, чтобы он был на виду, и у него было меньше причин отвлекаться.
Научите ребенка обращаться за помощью. Часто дети не знают, как это сделать, и стесняются обращаться.
Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция ясной и однозначной: ребенок не поймет сложных заданий и длинных предложений. Убедитесь, что в задании понятно каждое слово. И не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребенок слушает вас.
Чтобы обратить на себя внимание ребенка, используйте систему жестов, мимику, дополнительные средства (например, положите свою руку на руку ребенка). Внимание можно привлечь и словами, постукиванием карандаша. Важно, чтобы это был один и тот же знак, чтобы он был приятен маленькому ученику и не вызывал у него раздражения.
В ходе работы можно использовать систему четких и коротких указаний «Слушай», «Запомни», «Не торопись», «Подумай». Тон – доброжелательный, мягкий. Старайтесь избегать слов: «Неправильно», «Не так», «Не стараешься»; целесообразнее говорить «Давай внимательно посмотрим», «Попробуем сделать ещё раз», «Уже лучше, я знаю, у тебя все получится» и т.п.
Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
Если задание большое, разделите его на части и к каждой из них дайте новую инструкцию. Начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.
Если что-то из работы необходимо отложить до завтра, стоит записать это задание.
Всем детям необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания – это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы.
Есть ещё один способ индивидуальной работы с детьми с неустойчивым вниманием, особенно эффективный при обучении письму. Он состоит в определенной последовательности действий, которые выполняют взрослый и ребенок:
Взрослый объясняет задание. Инструкция краткая и четкая.
Ребенок повторяет задание. Важно, чтобы он точно повторил все условия.
Взрослый объясняет, как нужно выполнить задание (с чего начать, что делать дальше, как закончить и т.п.), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.
Взрослый ещё раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать.
Ребенок повторяет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, повторить п.4).
Ребенок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. Ребенок контролирует ход выполнения задания.
Ребенок самостоятельно выполняет задание и оценивает его (если в этом случае есть ошибки, можно предложить аналогичное задание и выполнить его в той же последовательности).
То есть, ребенку с дефицитом внимания помогает внешнее опосредование деятельности, или речевая инструкция, которая сопровождает его деятельность. Необходимо просить ребенка проговаривать алгоритм своих действий.
Наблюдая за ребенком, вы отмечаете, что во время самостоятельных занятий он отвлекается и не реагирует на ваши замечания, то используйте тактику привлечения внимания:
Контакт «глаза в глаза»;
Создание условий, способствующих спокойной обстановке (снять внешние раздражители);
Соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения заданий – не больше 3-5 минут – и общую продолжительность занятия – 20 минут.
Не торопите ребенка, пусть работает медленно. Постарайтесь каждый раз найти за что его похвалить. При неудаче повторяйте задания, давайте аналогичные;
Никогда не начинайте с трудных заданий. Очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка похвалой, так как уверенность в правильности выполнения помогает ему.