Что значит несовершенная конкуренция

Что такое несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция – экономическое явление, модель рынка, при которой фирмы-производители имеют возможность оказывать реальное влияние на цену товара. С другой стороны, существует понятие совершенной конкуренции. Эта экономическая модель представляет собой систему, характеризующуюся бесконечным числом покупателей и продавцов, однородной и делимой продукцией, большой мобильностью ресурсов производства, равным и полным информационным доступом всех участников к цене продукции, товарам, отсутствием любых препятствий для входа и выхода на рынок. Нарушение хотя бы одного из названных условий теоретически означает несовершенную конкуренцию.

Понятно, что достижение условий чистой конкуренции практически невозможно, в то время как несовершенная конкуренция – явление, распространенное повсеместно.

Несовершенная конкуренция как экономическое явление

Отталкиваясь от свойств, присущих условной модели совершенной конкуренции, можно определить, какие черты присущи несовершенной конкуренции и как они проявляются в реальных рыночных условиях.

Вопрос: Действительно ли конкуренция так необходима? Является ли конкуренция тем механизмом, который способен привести одновременно к наилучшему удовлетворению интересов потребителей и повышению эффективности производства?
Посмотреть ответ

Эта структура характеризуется разного рода барьерами, ограничивающими вход в определенный рыночный сектор и выход из него. Существуют ограничения в информации о цене продукта. Сам продукт либо уникален, либо свойства его дифференцированы по сравнению с другими, что ведет к возможности производителей и продавцов контролировать цены на него: завышать, удерживать на определенном уровне. Целью является максимальное получение прибыли.

Ярким примером несовершенной конкуренции выступают естественные монополии – фирмы, чья деятельность связана со снабжением населения энергоресурсами (электричеством, газом). При малых издержках такие монополисты могут устанавливать в перспективе любую цену на свою продукцию, входные же барьеры на указанный рынок фирм-новичков непреодолимо высоки.

Характерные черты рыночных отношений при несовершенной конкуренции, таким образом, определяются достаточно твердо:

Формы борьбы за рынки при несовершенной конкуренции имеют следующие характеристики:

Несовершенная конкуренция во всем ее многообразии рассматривалась в работах Э. Чемберлина, Дж. Хикса, Дж. Робинсона, А. Курно.

Формы несовершенной конкуренции

Олигополия характеризуется достаточно ограниченным числом продавцов товара или услуг (рынок услуг связи). Олигопсония — достаточно ограниченным числом покупателей (рынок труда в малых городах). При монополии на рынке присутствует единственный продавец (газоснабжение). При монопсонии — единственный покупатель (продажа тяжелого вооружения).

При монополистической конкуренции существует большое число производителей и продавцов в секторе рынка, торгующих схожими по свойствам, но неидентичными товарами (чаще всего встречается в розничной торговле, сфере бытовых услуг).

Специалисты проводят сравнительный анализ этих форм в разрезе четырех факторов рынка:

Например, в случае с монополией количественный показатель один, цены контролируются полностью, продукция обладает уникальными качествами, а барьеры для входа на рынок очень высоки и т.д.

Рынок труда

Несовершенная конкуренция на рынке труда – сложное явление, включающее в себя несколько важных факторов. Отметим, что этот рыночный сектор наиболее подвержен регулированию в целях минимизации негативных последствий «несовершенного рынка».

Регулирующие факторы рынка труда:

Рыночные законы применительно к рынку труда работают особым образом. Продажа рабочей силы, умений и навыков закрепляется, как правило, долгосрочным трудовым договором, дающим гарантии занятости работнику, несмотря на колебания спроса и предложения. Кроме того, индивидуальный трудовой договор или соглашение не может содержать условий, худших тех, что закреплены в колдоговоре или в трудовом законодательстве.

Продавец в этом случае получает гарантии трудоустройства, выводится из рыночных отношений на время действия договора с покупателем.

Наличие ограничений по худшим условиям в сравнении с колдоговором не позволяет работодателю бесконечно ухудшать условия индивидуальных соглашений, выбирая наиболее «сговорчивых» продавцов. Этот фактор наиболее значим, если имеет место отсутствие профсоюзной организации.

Несовершенная конкуренция и государственное регулирование

Несовершенная конкуренция, будучи далекой от идеальных моделей построения экономики, имеет свои отрицательные стороны и последствия: рост цен на продукцию, не оправданный увеличением издержек, увеличение самих производственных издержек, торможение прогрессивных тенденций, отрицательное влияние на конкурентоспособность в масштабе мировых рынков, наконец, торможение развития экономики.

На государственном, правительственном, уровне всегда существуют административные барьеры для участников рынка, например, исключительные права, которыми государство наделяет ту или иную компанию.

На заметку! Регулирующие барьеры могут выражаться не только в государственном регулировании как таковом, но и в обладании права на редкие природные ресурсы, прогрессивные научные, технические разработки, подтвержденные патентом, высоком уровнем стартового капитала, необходимого для входа в сектор рынка.

В то же время государство, осознавая глобальную опасность монополизации рынка, ведет с ней борьбу. Антимонопольные регулирующие меры – пакет антимонопольного законодательства, которое постоянно совершенствуется, учитывает тенденции рынка. На основе его проводится административный антимонопольный контроль рынков уполномоченными государственными антимонопольными структурами. Разрабатывается эффективный механизм воздействия на монополистов.

Контроль представлен комплексом финансовых санкций, организационный механизм воздействует не на самих монополистов, уничтожая их как явление рынка, а опосредованно – поддержкой малого и среднего бизнеса, уменьшением таможенных пошлин и пр. Законодательное регулирование зачастую непосредственно запрещает те или иные экономические шаги, способствующие образованию еще более крупных монополий, например, слияние крупных фирм в определенном секторе рынка.

Источник

Рынки несовершенной конкуренции: виды, особенности

Современная экономическая система представляет собой сложнейшую структуру. Она состоит из множества информационных, коммерческих, производственных, финансовых институтов, которые взаимодействуют на базе правовых норм и объединяются единым понятием «рынок». Что значит несовершенная конкуренция

Общая характеристика системы

Рынок представлен в качестве организованной структуры, в которой присутствуют потребители и производители, покупатели и продавцы, где в ходе взаимодействия спроса и предложения формируются объемы продаж и цены на продукцию. В ходе рассмотрения института важнейшее значение имеет число субъектов с той и другой стороны, участвующих в обмене денег на какие-либо изделия.

Ключевой элемент

Сущность рыночных отношений выражает конкуренция. Она представляет собой центральное звено всех отношений, касающихся товарооборота. Конкуренция выступает в качестве формы соперничества между субъектами-участниками. Она обусловлена суверенным правом каждого хозяйствующего лица реализовывать свой экономический потенциал, что, в свою очередь, неизбежно приводит к их столкновению. Таким образом, достижение целей, которые стоят перед производителем, осуществляется за счет ущемления интересов других субъектов.

Рынок в условиях несовершенной конкуренции

Последнее трактовалось как неэффективность системы, появившаяся вследствие нарушений в механизме уравнивания прибылей. Социальное несовершенство проявлялось в том, что монополисты отнимали часть доходов у других отраслей. С течением времени понятие потеряло экономический смысл. Это было обусловлено тем, что представители теории рынков несовершенной конкуренции начали рассматривать монополию в качестве условия массового выпуска продукции. Он должен был сопровождаться ростом производительности и уменьшением издержек. Несовершенство признавалось только в социальном плане. Оно проявлялось относительно немонополизированных производителей. Что значит несовершенная конкуренция

Современные условия

Сегодня рынки несовершенной конкуренции существуют преимущественно в монополизированных секторах. Их появление обуславливается двумя причинами. В первую очередь имеет место тенденция к уменьшению числа продавцов в тех секторах, для которых характерны большие экономии и сниженные издержки. Крупные фирмы на рынке несовершенной конкуренции тратят меньше на производство. Это, в свою очередь, позволяет им реализовывать продукцию по более низким ценам, чем мелкие предприятия. В результате последние вытесняются из отрасли. Рынки несовершенной конкуренции появляются и тогда, когда существуют определенные сложности с вхождением новых производителей в отрасль. Препятствия могут возникать вследствие жесткого государственного регулирования, которое ограничивает число компаний. Кроме того, новым производителям может слишком дорого обходиться вступление в отрасль.

Основные признаки

Особенности рынка несовершенной конкуренции состоят в следующем:

Что значит несовершенная конкуренция

Типы рынков несовершенной конкуренции

Для лучшего понимания и более тщательного изучения механизма необходимо рассмотреть существующую классификацию структур. Существуют следующие виды рынков несовершенной конкуренции:

В современных условиях не могут существовать только рынки несовершенной конкуренции или свободного товарооборота. Сегодня отмечается смешение элементов разных структур.

Чистая монополия

Однако найти предприятие, кривая спроса на товар которого являлась бы абсолютно неэластичной, нельзя. Это значит, что при использовании понятия «монополия», в особенности в чистом его виде, всегда присутствует определенная доля условности. В такой структуре работает один продавец продукта, не имеющих субститутов (заменителей товаров). Монополист-продавец участвует только во взаимодействиях с покупателями изделий. Такие отношения имеют свою специфику. Она состоит в том, что если монополист снизит стоимость продукции, то потребитель будет приобретать больше. Что значит несовершенная конкуренция

Естественные монополии

Такие рынки несовершенной конкуренции охватывают редкие изделия, сферы деятельности и отрасли. Естественные монополии формируются вокруг таких объектов, относительно которых недопустимо соперничество. К ним, в частности, относят:

По мнению Стэнлейка, соперничество между предприятиями указанных отраслей может привести только к дублированию расходов на дорогостоящее оборудование, используемое в основном производстве. В этой связи необходимо формировать естественные монополии. Для этой модели рынка несовершенной конкуренции свойственны:

Госконтроль

Необходимость предоставления монопольных (исключительных) прав на поставку потребителям ресурсов или на обслуживание определенной территории либо всей страны требует обеспечения государственного регулирования и надзора. Это нужно для исключения злоупотребления властью на рынке и нежелательных последствий для пользователей.

Олигополия

Она представляет собой систему, в которой присутствует небольшое количество компаний, производящих продукцию и действующих совместно. Особенность олигополии в том, что субъектов не так много и они могут влиять на рынок индивидуально. В качестве простейшей формы выступает дуополия. Она предполагает наличие на рынке двух производителей конкретной продукции. При этом каждый из них может удовлетворять самостоятельно и полностью платежеспособный спрос. Олигополия может быть первого или второго вида. 1 форма отмечается в отраслях с абсолютно однородным товаром и большим размером компаний. Олигополия 2-го вида имеет место, когда несколько субъектов продают дифференцированный продукт. Например, это отмечается в автомобильной промышленности. Что значит несовершенная конкуренция

Монополия с дифференциацией товара

Такую систему можно представить в качестве конкуренции нескольких продавцов, реализующих очень похожие изделия. Как правило, это группа продуктов специального назначения. Дифференциацией в данном случае называют отсутствие однородности услуг и благ. Производитель старается сделать создать свой товар несколько отличным от прочих, чтобы сбыть его по более высокой стоимости. Дифференциация, как правило, происходит не относительно основного назначения продукции, а посредством различных попыток продавца сформировать представление о том, что именно его изделия несут больше полезности, чем те, что выпускают конкуренты.

Монопсония

Что значит несовершенная конкуренция

Цена предложения будет отражать динамику по средним издержкам всей отрасли. Она может быть и повышающейся, и понижающейся. Из этого следует, что и дополнительные (предельные) издержки приобретения товара перестанут быть неизменными. Они также могут быть как повышающимися, так и понижающимися.

Сектор услуг

В отличие от предприятия, действующего в условиях совершенной конкуренции, монопсонисту свойственна восходящая линия предложения. Компания будет вынуждена устанавливать высокую зарплату для привлечения большего числа работников. Другими словами, предельные издержки для предприятия будут превышать стоимость ресурса. Затраты на дополнительного сотрудника превысят его зарплату на величину, которая необходима для доведения оклада нанятого ранее персонала до нового уровня. Вновь принятая ставка должна выплачиваться и всем привлеченным ранее работникам, и новому специалисту. Если графически изобразить этот процесс, то линия предельных издержек будет идти выше, чем кривая предложения.

Источник

Несовершенная конкуренция

* Монополия, в которой существует только один продавец (например, рынок газоснабжения);

* Олигополия, в которой существует небольшое количество продавцов (например, рынок мобильных услуг);

* Монополистическая конкуренция, в которой существует много продавцов, производящих схожие товары, одновременно несколько отличаются (критерием дифференциации может быть даже место нахождения продавца);

* Монопсония, в которой существует только один покупатель (например, рынок тяжелого оружия);

Олигопсония, в которой существует небольшое количество покупателей.Также может существовать несовершенная информация на таких рынках, где информация о ценах или товарах недостаточна, то есть рыночная среда считается непрозрачной.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Экономическая теория общего равновесия (англ. general equilibrium) описывает поведение спроса, предложения и цен на нескольких взаимосвязанных рынках. В узком смысле под общим равновесием понимается одновременное равновесное состояние всех рынков данной экономики. Тем самым теория общего равновесия противопоставляется теории частичного равновесия, в которой рынки рассматриваются изолированно друг от друга.

В экономической науке эффектом перелива (англ. spillover effects, также побочный эффект; сопутствующий эффект, спилловер-эффект) называется ситуация, когда одни экономически значимые события ведут к возникновению других, при этом два рассматриваемых контекста могут казаться несвязанными. Примером перелива могут служить экстерналии, когда сторонние агенты подвергаются немонетарному воздействию ввиду какой-либо экономической деятельности. Выбросы отходов в атмосферу — образец отрицательной экстерналии.

Источник

Несовершенная конкуренция, ее формы

Что значит несовершенная конкуренция Что значит несовершенная конкуренция Что значит несовершенная конкуренция Что значит несовершенная конкуренция

Что значит несовершенная конкуренция

Что значит несовершенная конкуренция

В современных условиях преобладает несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция – это состязание между двумя и более производителями за источники сырья, выгодные условия сбыта с целью получения прибыли.

При несовершенной конкуренции производители (потребители) влияют на изменение цен.

Основные условиянесовершенной конкуренции:

1) на рынке действует ограниченное число производителей;

2) существуют экономические условия (барьеры: естественные монополии, государственные налоги и лицензии) проникновения в данное производство;

3) рыночная информация искажена и необъективна.

Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, так как ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли.

Основными средствами несовершенной конкуренции являются изменение объема выпущенной продукции, а также уровня цен. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции можно реализовать, только снижая цены. В силу того, что количество фирм ограничено, свое влияние на процесс реализации продукции производитель может оказать через изменение объема и цены (либо снижая Q, либо увеличивая Р).

Несовершенная конкуренция имеет следующие особенности.

1. Существует связь между объемом производства товарной массы и уровнем цен (рис. 14).

Что значит несовершенная конкуренцияР Р – цена;

Q – объем произведенной продукции.

Рис. 14. Зависимость объема продукции от цены

Данная зависимость (см. рис. 14) означает, что производитель в условиях несовершенной конкуренции стремится сократить объем производимой продукции и одновременно увеличить ее цену.

2. Повышение цен имеет свои пределы, так как чрезмерно высокие цены снижают валовой доход фирмы (Р×Q = ТR). Из рис. 15 видно, что при несовершенной конкуренции цены имеют предельное значение, обусловленное падением общего дохода фирмы.

ТR ТR – общий доход фирмы;

Что значит несовершенная конкуренцияР – цена;

Е Q – объем товарной массы.

Что значит несовершенная конкуренция

Рис. 15. Зависимость валового дохода фирмы от цены

Следовательно, при несовершенной конкуренции валовой доход имеет предельное значение в точке Е.

3. Падение дохода фирмы идет быстрее, чем снижается цена. Согласно критерию несовершенной конкуренции, чем больше производится товарной массы, тем ниже должна быть цена (см. рис. 14). В этих условиях предельный доход (МR) фирмы (доход, полученный за каждую дополнительную произведенную единицу продукции) будет падать. Практика показывает, что кривая предельного дохода (МR) падает быстрее, чем цена (Д = Р) (рис. 16).

Что значит несовершенная конкуренцияP

МR – предельный доход фирмы;

Д – спрос на продукцию фирмы.

Рис. 16. Зависимость предельного дохода фирмы от цены продукции

Спрос на продукцию фирмы (Д) в условиях несовершенной конкуренции определяет производитель (см. условия несовершенной конкуренции). Величина спроса изменяется под влиянием цены. Снижение цены (спроса) происходит медленнее, чем падение предельного дохода (МR) фирмы (см. рис. 16).

Таким образом, в условиях несовершенной конкуренции, регулируя объем выпускаемой продукции и цены, можно добиться высокой прибыли. Прибыль закрепляется на длительный период, так как существуют барьеры, препятствующие проникновению других фирм на данный рынок.

Следовательно, несовершенная конкуренция обеспечивает монопольному производству высокие цены, благодаря чему рынок постоянно стремится к сохранению монопольного положения.

Наибольшее распространение в современных условиях получили три типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Чистая монополия противоположна совершенной конкуренции. Она характеризуется тем, что на рынке присутствует только одна фирма, отсутствуют товары-заменители и существуют барьеры проникновения в данное производство.

В этих условиях чистая монополия имеет исключительное право на какой-либо ресурс. При этом наличие барьеров избавляет ее от конкурентной борьбы. В результате создаются условия для монополизации рынка.

В условиях чистой монополии главной проблемой является выбор цены. Для решения этой задачи необходимо выполнить два условия:

Что значит несовершенная конкуренция

1) определить объем выпускаемой продукции и сознательно его ограничить, так как с ростом продаж снижается цена;

2) разработать и реализовать ценовую стратегию, направленную на установление максимально высокой цены.

Оба условия выполнимы благодаря монопольному положению фирмы.

Вместе с тем чистая монополия имеет существенный недостаток с точки зрения удовлетворения общественных потребностей. Он состоит в том, что потребители получат меньше продукции, а ее цена значительно возрастет. При этом будут недоиспользованы производственные мощности, а потери от использования меньшего количества ресурсов станут потерями «мертвого груза».

Кроме того, важной особенностью является то, что чистая монополия снижает стимулы к техническому совершенствованию производства, улучшению качества продукции, так как всякая конкуренция отсутствует. Это явление получило название Х-неэффективности (Х. Лейбенстайн).

Наконец, в условиях чистой монополии нарушается конкурентное равновесие рынка, что делает необходимой реализацию государственной антимонопольной политики.

Таким образом, в условиях чистой монополии происходит нарушение рыночного равновесия, интересов потребителей и производителя, и как следствие, происходит сокращение общественного благосостояния.

Разновидностью монопольного производства являетсямонополистическая конкуренция, в которой сочетаются элементы монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция имеет следующие признаки.

1) на рынке господствуют множество фирм, сговор о ценах между которыми не возможен; отсутствуют барьеры входа и выхода;

2) существует дифференциация продукта; это значит, что никакие две фирмы не производят одинаковый товар;

3) важное значение приобретает неценовая конкуренция (фирменная марка, реклама, условия продажи);

4) объем производства и цены находятся под влиянием конкуренции и монопольной власти каждого производителя.

В целом, монополистическая конкуренция сочетает в себе значительную долю конкуренции с небольшой долей монопольной власти, что способствует ее широкому распространению в современных условиях хозяйствования.

В российских рыночных условиях хозяйствования чаще встречается олигопольный тип несовершенной конкуренции.

Олигополия – тип конкуренции, при которой доминируют несколько продавцов (3–5), доля которых в общем объеме продаж так велика, что изменение в объеме продаж ведет к изменению цен.

Главный признак олигополии – господство на рынке малого числа фирм. Основная причина ее существования – наличие эффекта от масштаба. Это означает, что для достижения выгоды (получения прибыли) фирме необходимо иметь достаточные мощности для выпуска больших объемов продукции.

Доступ к такому производству затруднен, так как для его организации необходимы большие инвестиции. Это и является барьером для вхождения в олигопольную отрасль. К другим барьерам относятся наличие лицензии, патента, владение территорией, где находятся сырьевые источники.

Различают два вида олигопольной конкуренции:

1) конкуренция производителей одинакового товара;

2) конкуренция производителей дифференцированного товара (автомобильная промышленность, производство стали, пива, компьютеров).

Наличие олигопольной конкуренции означает, что между производителями существует взаимозависимость, обусловленная объемом производства, продаж и инвестиций.

В поведении олигопольных фирм можно выделить две тенденции.

Наличие ценового и неценового сговора между олигополиями. Ценовой сговор картельного типа приводит к образованию чистой монополии. Неценовой сговор основан на неценовой конкуренции, направленной на улучшение качества товара и активизации его рекламы.

Соперничество между олигопольными фирмами в форме ценовой войны, которая ведет к их полному разорению. Данный вид соперничества встречается крайне редко, так как сопровождается обоюдным банкротством.

В современной экономической теории поведение олигополий описывается несколькими моделями.

1. Модель Курно – модель дуополии. Дуополия– отрасль, состоящая из двух фирм, которые производят один и тот же товар. Цены и объем продукции постоянны. Конечная цена зависит от согласования между фирмами общего объема выпускаемой продукции. В результате объем производства одной из фирм зависит от изменения объема производства конкурента. Данная модель статична, так как фирмы выбирают объем производства только однажды и в дальнейшем его не меняют.

В реальных условиях объем производства постоянно меняется. Поэтому модель Курно не может объяснить динамичное равновесие при изменении объема производства. Этот недостаток устраняет модель «изогнутой кривой» (авторы: Р. Л. Холл, К. И. Хатго, П. М. Суизи).

2. Модель «изогнутой кривой».Эта модель описывает равновесие конкурирующих олигополий, каждая из которых реагирует на действия конкурента снижением своей цены. При этом каждая отдельно взятая фирма исходит из того, что если она снижает цены, это выгоднее сделать и остальным конкурентам, чтобы расширить объем производства. Но если цена растет, то остальным лучше не следовать за данной фирмой.

Эта модель объясняет стремление олигополии к жестким ценам. Если снижаются издержки или рыночный спрос, то фирмы не реагируют на эти изменения, так как опасаются потерь в ценовой конкуренции. Если издержки или спрос растут, то фирмы не спешат повышать цены, так как считают, что конкуренты не последуют их примеру. В результате согласованного поведения олигополии обеспечивают необходимый объем производства продукции и получения прибыли.

3. Модель «дилемма заключенного» (теория игр и экономического поведения разработана в 1944 г. Д. Нейманом). В данной модели анализируется поведение фирм с противоположными интересами. В результате достигается такое положение, которое уравновешивает конкурентов и приносит им нулевую прибыль.

Суть действия модели состоит в следующем. Процесс принятия решений основан на поведении двух преступников (производителей), каждый из которых стоит перед выбором (дилеммой): сознаться (повысить цены) или промолчать (не реагировать на изменение цен). Вариантов несколько:

1) агрессивная конкуренция (ценовая война) – в этом случае фирмы не доверяют друг другу и ведут соперничество до полного разорения одного из конкурентов;

2) пассивное сотрудничество, которое позволяет обеим фирмам производить продукцию и получать прибыль.

Таким образом, выбор модели олигопольной конкуренции зависит от конкурентных условий и экономического положения конкурирующей фирмы, но при этом сохраняется главный мотив конкуренции – максимальная прибыль.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте понятие конкуренция и раскройте его содержание.

2. Перечислите и раскройте основные свойства совершенной конкуренции. В чем ее достоинства и недостатки?

3. Раскройте содержание понятия несовершенная конкуренция.

4. Назовите и проанализируйте основные формы несовершенной конкуренции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *