Что значит непроверяемые написания

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют словарными.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, например:

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неясно.:

Способы проверки безударных гласных в корне

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под ударением.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

2. изме­не­ние фор­мы слова:

Что значит непроверяемые написания

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, например:

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Что значит непроверяемые написания

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

Видеоурок

Источник

Слова с непроверяемым написанием?

Ответ или решение 2

Что значит непроверяемые написания

Слова, орфограмму в которых нельзя проверить (т.е. объяснить действующими правилами нашего языка), называют словарными. Их написание следует просто выучить наизусть.

Как появились словарные слова

Большинству из нас знакомы словарные слова с безударными гласными в корне. Однако это не единственная орфограмма, написание которой нельзя проверить никакими средствами. Среди словарных слов также встречаются варианты:

Примеры словарных слов с различными орфограммами

Чаще всего словарные слова относятся к именам существительным. Иногда встречаются они и среди глаголов и прилагательных, но это бывает гораздо реже.

Наибольшую группу составляют слова, у которых нельзя объяснить безударную гласную в корне слова. К ним, например, относятся: кастрюля, ландыш, собака.

Отдельную категорию, вызывающую обычно наибольшие трудности, составляют слова, у которых нужно запомнить слитное, раздельное или дефисное написание. Среди них встречается много наречий. Например: врассыпную (пишется слитно), на ощупь (пишется раздельно), любодорого (пишется через дефис).

Если вы не уверены в том, как пишется то или иное словарное слово, просто загляните в справочник или пособие, чтобы освежить знания. Также существуют и специальные словари, где собраны все примеры непроверяемых орфограмм, необходимые школьникам.

Что значит непроверяемые написания

Слова с непроверяемым написанием относятся к словам-исключениям. Они не поддаются общепринятым правилам русского языка. Их правописание можно только запомнить, а для проверки использовать орфографические словари.

К таким словам можно отнести прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный, который пишутся только с двумя буквами н.

Также в некоторых числительных вопреки всем правилам пишется удвоенная н (одиннадцать).

В наречиях уж, замуж и невтерпеж отсутствует мягкий знак, а слово цыган употребляется с буквой ы.

Источник

Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание

Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.

Что значит непроверяемые написания

Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.

Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.

Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых

Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.

Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.

А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».

В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».

Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся

Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.

Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.

В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».

Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.

На чем основывается выбор непроверяемой гласной

Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?

Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».

И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.

Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой

Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.

Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.

А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.

Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.

Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».

Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными

Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».

Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.

Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:

Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.

А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».

В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».

Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.

Какими словарями пользоваться

Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.

В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:

Что значит непроверяемые написания

Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:

Что значит непроверяемые написания

Как выучить непроверяемые гласные

В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.

Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.

Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.

Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:

Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.

Полезные материалы по теме статьи

Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.

Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.

Что значит непроверяемые написания

На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.

И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.

Вот примеры моих статей:

Заключение

Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.

Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?

Источник

Слова с непроверяемым написанием

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся, так как механическое запоминание слов малоэффективно.

Условия, обеспечивающие эффективность этой работы следующие:

Все непроверяемые написания можно разделить на три группы:

В обучении письму непроверяемых слов я применяю следующие методы и приемы:

а) метод языкового анализа – приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;

б) зрительное запоминание – приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм другим цветом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;

в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: “корова”, “лошадь”, “собака”), однокоренных слов (“рабочий, работа, работать”), форм слова (“стаканстаканы”) сравнение по значению (“машинамашинка”, “деревнягород”, “морозжара”), пример противопоставления (“учебник, ученик” – “учитель”) и т.п.;

г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;

д) составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: “пальто” – “осеннее пальто”, “надел пальто”, “пальто велико”; “сорока” – “сорока-болтунья”, “белобокая сорока”, “заметили сороку”, “сорока улетела” и т.п.;

е) составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;

ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву С, на букву К, больше слов с безударными гласными и т.п.

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке, доске. Нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Знакомство учащихся с изучаемым словом желательно в начале урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.

Приведу пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета (например, облако). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают ее, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено из написанного текста или текста, воспринятого детьми на слух.

2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

3. Затем учащиеся изучают написанное на доске слово. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.

5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом.

6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих.

Источник

Методика введения слова с непроверяемым написанием

Что значит непроверяемые написания Что значит непроверяемые написания Что значит непроверяемые написания Что значит непроверяемые написания

Что значит непроверяемые написания

Что значит непроверяемые написания

Методика обучения непроверяемым написаниям

Написания, которые нельзя проверить по правилу, устанавливаются по словарю. Младшие школьники учатся пользоваться орфографическим словарем, однако определенное количество наиболее актуальных для детей и частотных в их речи слов с непроверяемыми написаниями предлагаются для запоминания. Как правило, начиная со второго класса в учебниках постоянно даются списки слов, правильное написание которых дети должны запомнить, – орфографические минимумы. По сложившейся традиции слова, входящие в орфографический минимум, называются словарными.

Орфографический минимум определяется программой, по которой ведется обучение русскому языку, и включает наиболее употребительные слова:

— с непроверяемыми (традиционными) написаниями в корне

— с написаниями проверяемыми, но не изучаемыми в начальных классах (растение, чѐрный, весело, рассказ и др.).

Поскольку ведущий способ усвоения всех непроверяемых написаний – запоминание, в процессе обучения важно создавать условия, которые способствуют активизации работы памяти (и запоминанию, и извлечению из памяти образцов написания).

Условия запоминания правописания

При чтении и письме запоминание правописания может происходить непроизвольно, без специально поставленной цели запомнить, как пишется слово. Эффективность непроизвольного запоминания зависит от того, насколько развито у человека внимание к буквенному и морфемному составу слова; как воспринимается текст при чтении (чем «крупнее» воспринимаемая единица, тем эффективнее запоминание правописания); как часто допускаются ошибки при чтении и письме (вероятность непроизвольного запоминания ошибочного и правильного написания одинакова). Также для непроизвольного запоминания важно, сколько анализаторов задействовано при восприятии запоминаемого. Поэтому так полезно для усвоения правописания орфограмм всех типов использование списывания и орфографического проговаривания в процессе письма.

Методика обучения непроверяемым написаниям опирается прежде всего на произвольное, регулируемое сознанием запоминание, так как, в отличие от орфограмм других типов, непроверяемые написания иным способом усвоить нельзя. Произвольное запоминание играет большую роль также в усвоении правописания большинства приставок и суффиксов, так как некоторые из них проверить невозможно, другие же легче запомнить, чем проверять.

Активизации произвольного запоминания орфографии способствуют следующие условия:

1) Понимание запоминаемого. Важной является работа над лексическим значением слов с непроверяемыми написаниями, уточнить значение помогает ознакомление с историей слова, его происхождением. Проводится работа над значением приставок и суффиксов, написание которых запоминается.

2) Отнесение запоминаемого к определенной категории. Учащиеся группируют запоминаемые написания: непроверяемые гласные и согласные в корне, правописание приставок, правописание суффиксов существительных, прилагательных и т.д.

3) Многократное осознанное использование. В процессе усвоения слова из орфографического минимума школьники неоднократно анализируют его звуковой и буквенный состав, обращаются при необходимости к словарю для выяснения написания, подбирают и записывают однокоренные слова, составляют словосочетания, предложения. Осознанное использование запоминаемых приставок и суффиксов предполагает проведение словообразовательных упражнений.

Что значит непроверяемые написания

4) Многократное повторение и контроль. Работа над словами с непроверяемыми написаниями проводится почти на каждом уроке русского языка (сквозной элемент уроков русского языка – словарная работа). Непроверяемые слова регулярно включаются не только в орфографические, но и в речевые упражнения.

К основным приемам запоминания правописания относятся:

— использование наглядности (таблиц, схем, графических выделений и т.п.);

— заучивание (списков слов, рифмовок);

— работа со словарями;

— упражнения в письме со зрительной опорой (списывание, письмо по памяти, зрительный диктант и др.).

Методика словарно-орфографической работы

Словарно-орфографической называется работа над усвоением правописания непроверяемых слов из орфографического минимума. В процессе работы над непроверяемым словом можно выделить три этапа: введение нового слова, тренировочные упражнения и контроль усвоения.

Методика введения слова с непроверяемым написанием

1. Предъявление звучащего слова и работа по уточнению его значения. Могут использоваться такие приемы, как демонстрация объекта или изображения, объяснение значения, подбор синонимов, антонимов, включение в контекст, отгадывание загадки и др.

2. Частичный или полный звуковой анализ с выделением орфограмм. Используется составление слоговой или звуковой модели, письмо с пропусками.

3. Проверка орфограмм и установление факта непроверяемости орфограммы, подлежащей запоминанию.

4. Определение непроверяемой орфограммы. Приемы: обращение к словарю; чтение слова, написанного в книге, на доске, называние буквы-орфограммы; орфографическое проговаривание.

5. Списывание слова с орфографическим проговариванием и графическим выделением орфограмм (лучше, если непроверяемая орфограмма отмечается специальным значком). Можно использовать также приемы, способствующие запоминанию непроверяемой орфограммы: этимологические сведения, облегчающие запоминание (например, рассказ о происхождении слова береза, которая получила такое название по цвету коры – бе́лая), ассоциации (например, на место буквы А в слове завод помещается напоминающее эту букву изображение заводской трубы, ср. труба́́), рифмовки и др.

6. Подбор и запись однокоренных слов или составление и запись словосочетания, предложения со словом.

Тренировочные упражнения необходимы для закрепления в памяти написания непроверяемых слов. Для тренировки могут использоваться любые виды орфографических упражнений: орфографическое проговаривание называемых учителем слов, словарные диктанты, списывание с вставкой пропущенных букв и др. Важно, чтобы они были разнообразными, ведь они проводятся практически ежеурочно.

Хорошие условия для запоминания непроверяемых написаний создаются при выполнении таких упражнений:

— запись (под диктовку, или списывание, или по памяти) слов с одной и той же запоминаемой буквой (например, с буквой а);

— группировка слов по орфографическим признакам и их запись (например, написать в два столбика: с буквой а и с буквой о);

— выписывание из словаря слов по заданию (например, глаголов с безударной гласной е или слов, в которых все гласные о или а, слов с удвоенной согласной сс и т.п.);

— запись тематической группы слов (например, по теме «Школа» или «Огород»);

— «отгадывание» и запись слов (по картинкам, загадкам, определениям лексического значения, синонимам или антонимам), заполнение кроссворда;

— подбор и запись слов с общими элементами (например, с частью АВТО- или -ГРАММ);

— диктант с изменениями (например, записывать не диктуемое слово, а образованное от него однокоренное прилагательное);

— творческое письмо (составлять и записывать словосочетания, предложения с данными словами);

— составление текста с включением максимального количества словарных слов.

Контроль усвоения слов с непроверяемыми написаниями осуществляется в основном с помощью словарного диктанта и текстового диктанта с включением слов из орфографического минимума. Для текущего контроля можно также использовать задание на вставку пропущенных букв.

Слово считается хорошо усвоенным, если ученик не допускает ошибок при его написании в условиях свободного письма – в сочинении, изложении, письменном ответе на вопрос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *