Что значит непроверяемые написания
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
Способы проверки безударных гласных в корне
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
2. изменение формы слова:
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.
Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова
Видеоурок
Слова с непроверяемым написанием?
Ответ или решение 2
Слова, орфограмму в которых нельзя проверить (т.е. объяснить действующими правилами нашего языка), называют словарными. Их написание следует просто выучить наизусть.
Как появились словарные слова
Большинству из нас знакомы словарные слова с безударными гласными в корне. Однако это не единственная орфограмма, написание которой нельзя проверить никакими средствами. Среди словарных слов также встречаются варианты:
Примеры словарных слов с различными орфограммами
Чаще всего словарные слова относятся к именам существительным. Иногда встречаются они и среди глаголов и прилагательных, но это бывает гораздо реже.
Наибольшую группу составляют слова, у которых нельзя объяснить безударную гласную в корне слова. К ним, например, относятся: кастрюля, ландыш, собака.
Отдельную категорию, вызывающую обычно наибольшие трудности, составляют слова, у которых нужно запомнить слитное, раздельное или дефисное написание. Среди них встречается много наречий. Например: врассыпную (пишется слитно), на ощупь (пишется раздельно), любо—дорого (пишется через дефис).
Если вы не уверены в том, как пишется то или иное словарное слово, просто загляните в справочник или пособие, чтобы освежить знания. Также существуют и специальные словари, где собраны все примеры непроверяемых орфограмм, необходимые школьникам.
Слова с непроверяемым написанием относятся к словам-исключениям. Они не поддаются общепринятым правилам русского языка. Их правописание можно только запомнить, а для проверки использовать орфографические словари.
К таким словам можно отнести прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный, который пишутся только с двумя буквами н.
Также в некоторых числительных вопреки всем правилам пишется удвоенная н (одиннадцать).
В наречиях уж, замуж и невтерпеж отсутствует мягкий знак, а слово цыган употребляется с буквой ы.
Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание
Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.
Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.
Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.
Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых
Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.
Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.
А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».
В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».
Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся
Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.
Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.
В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».
Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.
На чем основывается выбор непроверяемой гласной
Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?
Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».
И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.
Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой
Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.
Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.
А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.
Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.
Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».
Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными
Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».
Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.
Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:
Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.
А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».
В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».
Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.
Какими словарями пользоваться
Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.
В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:
Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:
Как выучить непроверяемые гласные
В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.
Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.
Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.
Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:
Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.
Полезные материалы по теме статьи
Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.
Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.
На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.
И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.
Вот примеры моих статей:
Заключение
Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.
Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?
Слова с непроверяемым написанием
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся, так как механическое запоминание слов малоэффективно.
Условия, обеспечивающие эффективность этой работы следующие:
Все непроверяемые написания можно разделить на три группы:
В обучении письму непроверяемых слов я применяю следующие методы и приемы:
а) метод языкового анализа – приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание – приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм другим цветом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: “корова”, “лошадь”, “собака”), однокоренных слов (“рабочий, работа, работать”), форм слова (“стакан – стаканы”) сравнение по значению (“машина – машинка”, “деревня – город”, “мороз – жара”), пример противопоставления (“учебник, ученик” – “учитель”) и т.п.;
г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
д) составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: “пальто” – “осеннее пальто”, “надел пальто”, “пальто велико”; “сорока” – “сорока-болтунья”, “белобокая сорока”, “заметили сороку”, “сорока улетела” и т.п.;
е) составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву С, на букву К, больше слов с безударными гласными и т.п.
На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке, доске. Нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Знакомство учащихся с изучаемым словом желательно в начале урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.
Приведу пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.
1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета (например, облако). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают ее, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено из написанного текста или текста, воспринятого детьми на слух.
2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
3. Затем учащиеся изучают написанное на доске слово. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом.
6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое предложение.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих.
Методика введения слова с непроверяемым написанием
Методика обучения непроверяемым написаниям
Написания, которые нельзя проверить по правилу, устанавливаются по словарю. Младшие школьники учатся пользоваться орфографическим словарем, однако определенное количество наиболее актуальных для детей и частотных в их речи слов с непроверяемыми написаниями предлагаются для запоминания. Как правило, начиная со второго класса в учебниках постоянно даются списки слов, правильное написание которых дети должны запомнить, – орфографические минимумы. По сложившейся традиции слова, входящие в орфографический минимум, называются словарными.
Орфографический минимум определяется программой, по которой ведется обучение русскому языку, и включает наиболее употребительные слова:
— с непроверяемыми (традиционными) написаниями в корне
— с написаниями проверяемыми, но не изучаемыми в начальных классах (растение, чѐрный, весело, рассказ и др.).
Поскольку ведущий способ усвоения всех непроверяемых написаний – запоминание, в процессе обучения важно создавать условия, которые способствуют активизации работы памяти (и запоминанию, и извлечению из памяти образцов написания).
Условия запоминания правописания
При чтении и письме запоминание правописания может происходить непроизвольно, без специально поставленной цели запомнить, как пишется слово. Эффективность непроизвольного запоминания зависит от того, насколько развито у человека внимание к буквенному и морфемному составу слова; как воспринимается текст при чтении (чем «крупнее» воспринимаемая единица, тем эффективнее запоминание правописания); как часто допускаются ошибки при чтении и письме (вероятность непроизвольного запоминания ошибочного и правильного написания одинакова). Также для непроизвольного запоминания важно, сколько анализаторов задействовано при восприятии запоминаемого. Поэтому так полезно для усвоения правописания орфограмм всех типов использование списывания и орфографического проговаривания в процессе письма.
Методика обучения непроверяемым написаниям опирается прежде всего на произвольное, регулируемое сознанием запоминание, так как, в отличие от орфограмм других типов, непроверяемые написания иным способом усвоить нельзя. Произвольное запоминание играет большую роль также в усвоении правописания большинства приставок и суффиксов, так как некоторые из них проверить невозможно, другие же легче запомнить, чем проверять.
Активизации произвольного запоминания орфографии способствуют следующие условия:
1) Понимание запоминаемого. Важной является работа над лексическим значением слов с непроверяемыми написаниями, уточнить значение помогает ознакомление с историей слова, его происхождением. Проводится работа над значением приставок и суффиксов, написание которых запоминается.
2) Отнесение запоминаемого к определенной категории. Учащиеся группируют запоминаемые написания: непроверяемые гласные и согласные в корне, правописание приставок, правописание суффиксов существительных, прилагательных и т.д.
3) Многократное осознанное использование. В процессе усвоения слова из орфографического минимума школьники неоднократно анализируют его звуковой и буквенный состав, обращаются при необходимости к словарю для выяснения написания, подбирают и записывают однокоренные слова, составляют словосочетания, предложения. Осознанное использование запоминаемых приставок и суффиксов предполагает проведение словообразовательных упражнений.
4) Многократное повторение и контроль. Работа над словами с непроверяемыми написаниями проводится почти на каждом уроке русского языка (сквозной элемент уроков русского языка – словарная работа). Непроверяемые слова регулярно включаются не только в орфографические, но и в речевые упражнения.
К основным приемам запоминания правописания относятся:
— использование наглядности (таблиц, схем, графических выделений и т.п.);
— заучивание (списков слов, рифмовок);
— работа со словарями;
— упражнения в письме со зрительной опорой (списывание, письмо по памяти, зрительный диктант и др.).
Методика словарно-орфографической работы
Словарно-орфографической называется работа над усвоением правописания непроверяемых слов из орфографического минимума. В процессе работы над непроверяемым словом можно выделить три этапа: введение нового слова, тренировочные упражнения и контроль усвоения.
Методика введения слова с непроверяемым написанием
1. Предъявление звучащего слова и работа по уточнению его значения. Могут использоваться такие приемы, как демонстрация объекта или изображения, объяснение значения, подбор синонимов, антонимов, включение в контекст, отгадывание загадки и др.
2. Частичный или полный звуковой анализ с выделением орфограмм. Используется составление слоговой или звуковой модели, письмо с пропусками.
3. Проверка орфограмм и установление факта непроверяемости орфограммы, подлежащей запоминанию.
4. Определение непроверяемой орфограммы. Приемы: обращение к словарю; чтение слова, написанного в книге, на доске, называние буквы-орфограммы; орфографическое проговаривание.
5. Списывание слова с орфографическим проговариванием и графическим выделением орфограмм (лучше, если непроверяемая орфограмма отмечается специальным значком). Можно использовать также приемы, способствующие запоминанию непроверяемой орфограммы: этимологические сведения, облегчающие запоминание (например, рассказ о происхождении слова береза, которая получила такое название по цвету коры – бе́лая), ассоциации (например, на место буквы А в слове завод помещается напоминающее эту букву изображение заводской трубы, ср. труба́́), рифмовки и др.
6. Подбор и запись однокоренных слов или составление и запись словосочетания, предложения со словом.
Тренировочные упражнения необходимы для закрепления в памяти написания непроверяемых слов. Для тренировки могут использоваться любые виды орфографических упражнений: орфографическое проговаривание называемых учителем слов, словарные диктанты, списывание с вставкой пропущенных букв и др. Важно, чтобы они были разнообразными, ведь они проводятся практически ежеурочно.
Хорошие условия для запоминания непроверяемых написаний создаются при выполнении таких упражнений:
— запись (под диктовку, или списывание, или по памяти) слов с одной и той же запоминаемой буквой (например, с буквой а);
— группировка слов по орфографическим признакам и их запись (например, написать в два столбика: с буквой а и с буквой о);
— выписывание из словаря слов по заданию (например, глаголов с безударной гласной е или слов, в которых все гласные о или а, слов с удвоенной согласной сс и т.п.);
— запись тематической группы слов (например, по теме «Школа» или «Огород»);
— «отгадывание» и запись слов (по картинкам, загадкам, определениям лексического значения, синонимам или антонимам), заполнение кроссворда;
— подбор и запись слов с общими элементами (например, с частью АВТО- или -ГРАММ);
— диктант с изменениями (например, записывать не диктуемое слово, а образованное от него однокоренное прилагательное);
— творческое письмо (составлять и записывать словосочетания, предложения с данными словами);
— составление текста с включением максимального количества словарных слов.
Контроль усвоения слов с непроверяемыми написаниями осуществляется в основном с помощью словарного диктанта и текстового диктанта с включением слов из орфографического минимума. Для текущего контроля можно также использовать задание на вставку пропущенных букв.
Слово считается хорошо усвоенным, если ученик не допускает ошибок при его написании в условиях свободного письма – в сочинении, изложении, письменном ответе на вопрос.