Что значит непроверяемая орфограмма
Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова
Что такое орфограмма?
Понятие корня
Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином «корень слова». Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.
Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.
Орфограммы в корне слова
Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.
Проверяемые орфограммы
В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.
Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.
Непроверяемые написания
Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.
Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.
Орфограммы гласных
Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:
Орфограммы согласных
Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание
Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.
Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.
Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.
Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых
Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.
Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.
А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».
В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».
Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся
Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.
Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.
В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».
Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.
На чем основывается выбор непроверяемой гласной
Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?
Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».
И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.
Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой
Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.
Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.
А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.
Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.
Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».
Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными
Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».
Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.
Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:
Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.
А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».
В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».
Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.
Какими словарями пользоваться
Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.
В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:
Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:
Как выучить непроверяемые гласные
В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.
Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.
Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.
Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:
Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.
Полезные материалы по теме статьи
Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.
Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.
На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.
И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.
Вот примеры моих статей:
Заключение
Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.
Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?
Урок русского языка «Слова с непроверяемыми орфограммами»
Цели:
Тип урока: урок оценки и контроля знаний.
Формы организации (взаимодействия): групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: магнитные доски, карточки со словами, словарики, кроссворды, предметные картинки, словарные слова, фломастеры.
План урока:
Ход урока
1. Определение темы урока учащимися.
– Сегодня у нас пройдет урок оценки своих знаний.
– А что мы будем оценивать, Вы скажете сами, послушав следующее определение:
«Эти слова, с орфограммами слабых позиций нельзя проверить ни путем изменения слов, ни путем подбора однокоренных слов».
– Что это за слова? (словарные)
– Как можно проверить такие слова?
Обобщение: Верно. Проверить в этих словах орфограммы слабых позиций нельзя, их нужно запомнить, что мы и делаем с нами на уроках русского языка Вы уже много знаете словарных слов, и сегодня сможете оценить свои знания.
2. Объяснение, как работать с индивидуальной карточкой.
– Перед вами оценочные листы. На каждом стоят номера заданий. За каждое задание вы выставляете себе баллы. Посмотрите, всем ли понятно, как вы будете себя оценивать? /Если вы в задании не допустили ни одной ошибки, то ставите 5 баллов, если 1-2 ошибки, то 4 балла, если 3-5 ошибок, то 3 балла./
В конце урока мы подытожим ваши баллы, и вы сами поставите себе оценку.
3. Первое задание – «Графический диктант».
Оказывается, графические диктанты можно писать не только на уроках математики, но и на русском языке.
Задание:
Если в слове необходимо произносить непроверяемую гласную О, то вы ведете прямую вправо, если А, то вверх, если Е, то вниз.
Слова – корова, работа, молоко, завтрак, яблоко, ветер, орех, вечер, отец.
Обобщение:
Если вы сделали все правильно, то у вас должна получиться такая лесенка. (показать). Оцените своё первое задание на карточках.
4. Второе задание.
Выписать из стихотворения С. Михалкова словарные слова.
«Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла.
Картофель, капусту, морковь и горох.
Петрушку и свёклу, ох!»
Проверка.
1 ученик читает слова орфографически правильно, остальные проверяют в тетрадках и затем оценивают работу в карточке.
5 задание. «Разгадай кроссворд»
Работа проходит в групповой форме.
Дети делятся на группы и разгадывают кроссворды, заготовленные на листах.
Проверка: дети обмениваются листами и проверяют работу другой группы (взаимопроверка), а затем оценивают свои знания на карточках.
6. По этимологической справке записать в тетрадь, через запятую следующие слова:
Проверка:
– Что объединяет эти слова?
– Проверьте, во всех этих написана буква О.
7. По этимологической справке отгадайте слово:
– всеядная птица серой или черной окраски, обитает недалеко от жилища человека; (ворона).
– произнесите, как пишется это слово, четко произнося каждый слог.
Работа в карточках.
– Прочитайте предложения. Что это? (пословицы и поговорки)
Как вы их понимаете?
Задание: вставьте букву.
В-рона и за море летала, да в-роной и вернулась.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
В-роне соколом не быть.
– А какие произведения о вороне вы читали?
Басни И.А. Крылова. «Ворона и лисица», «Ворона и курица».
8 задание. – Когда так говорят?
Фразеологизмы
– Белая ворона – человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих его людей.
– Ворона в павлиньих перьях – человек, который пытается казаться более важным, значительным, чем он есть на самом деле, старающийся играть более важную, роль, которая ему не свойственна.
Считать ворон –
Проверка. 1-2 пары зачитывают свои ответы.
9 задание. Знакомство с новым словом.
а) – Отгадайте загадку:
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль).
Этимологическая справка.
Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров, грузов.
– Образовалось это слово от греческого – АУТОС – означающего «сам» и МОБИЛИС – подвижный.
Значит, автомобиль сам себя двигает.
– Подберите однокоренные слова и составьте предложение с этим словом.
– Подберите синонимы к данному слову.
– Произнесите его четко по слогам, с ударением, назовите непроверяемые гласные.
Чтобы легко вам было запомнить это слово, посмотрите на него внимательно. Что можно предпринять?
(Автомобиль – вместо О – 2 колеса).
б)Ещё можно познакомиться с новыми словарными словами, просмотрев презентацию. Приготовьте свои словарики и запишите новые словрные слова, которые вам встретятся.
Просматривается презентация «Словарные слова».
10 задание. Ученые, изучающие русский язык (лингвисты)
выяснили, в каких словах ученики чаще всего допускают ошибки. Это слова: помидор, завтрак, банан. Они предложили вот такой интересный прием.
(Вывешиваю карточки – завтрак, помидор, банан).
11 задание. «Составьте рассказ».
У детей карточки, на которых записаны словарные слова. Эти же слова записаны и на доске.
Используя эти слова, составьте небольшой рассказ и запишите его.
(Работа осуществляется в парах).
Слова: солдат, топор, кастрюля, костюм, адрес, машина, город, до свидания.
Итог урока.
– Подсчитайте сколько баллов вы набрали.
Если 25, то ваши знания оцениваются на «5», если 20-24, то «4», 13-19 – «3».
РЕФЛЕКСИЯ
– Что можете сказать о своих знаниях словарных слов?
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Урок № 34 Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Цели урока: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формировать умения проверять безударный гласный звук в корне слова.
Универсальные учебные действия:
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приемами решения, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе; регулятивные: научатся оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания; коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся к развитию своего мышления.
Предметные : учащиеся будут упражняться в написании слов с непроверяемым или труднопроверяемым написанием.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М. «Просвещение», презентация, раздаточный материал.
а о е и я // а о е и я // а о е и я
— Как связаны буквы в минутке чистописания? (гласные, их написание нужно проверять в словах)
В лесу, на улице, под ногами, по дороге.
Вспомните правило: предлоги со словами пишутся раздельно.
Молоток, малина, до свидания, одежда, сорока, жел тый, лягушка.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-По каким признакам объединим в одну? (2 слога, 2-й ударный, есть безуд. гласная)
-Подчеркните безударную гласную в корне слова.
-Можем ли мы ошибиться в написании этих слов? (в слабой позиции)
-Что нужно делать, чтобы не ошибиться? Как проверить?
-Как мы ещё называем безударную гласную? (Орфограмма)
-С какой орфограммой мы будем продолжать сегодня работать?
4. Первичное закрепление
Работа по учебнику стр. 109
Знакомство с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Рубрика «Обратите внимание».
1 вариант – выписать слова под номером 1.
Приготовьтесь объяснить орфограммы.
На какие две группы разделили слова? (слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами).
-Как можно назвать орфограммы, которые можно проверить? (проверяемые орфограммы).
-Как назовём орфограммы, которые нельзя проверить? (непроверяемые орфограммы).
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Дидактическая игра «Найди лишнее слово»
Слайд: вода, водный, водитель, водопад, водичка.
— Назовите лишнее слово, докажите, почему оно лишнее. (слово водитель имеет другое лексическое значение)
Пришла золотая осень. Деревья оделись в яркий наряд. Берёзки и тополя пожелтели. На осинках красные листочки. Они чуть шелестят от слабого ветерка. Красиво и грустно.
Слова для справок : слабого.
Почеркните грамматическую основу в первом предложении.
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Сегодня на уроке хорошо поработали следующие дети:
7.Рефлексия (подведение итогов)
— Что такое орфограмма? (Орфограмма – это буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова. Ёё написание надо проверять или запоминать.)
— Какие орфограммы повторили на уроке?
— Какие из них вам кажутся самыми простыми? А самыми сложными?
-Какие виды работы вам понравились?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.