Что значит неоднозначные чувства
Любовь: самое вечное чувство на земле
Амбивалентность
Амбивалентность – это противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом.
Другими словами какой-либо объект может провоцировать у личности одновременное возникновение двух антагонистических чувств. Данное понятие ранее было введено Э.
Блейлером, который полагал амбивалентность человека ключевым признаком наличия шизофрении, вследствие чего выделил три ее формы: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.
Эмоциональная амбивалентность выявляется в одновременном ощущении положительной и негативной эмоции к другому индивиду, объекту либо событию. Детско-родительские взаимоотношения могут служить примером проявления амбивалентности.
Волевая амбивалентность человека обнаруживается в бесконечных метаниях между полярными решениями, в невозможности совершить между ними выбор. Нередко это приводит к отстранению от совершения того или иного деяния по принятию решения.
Интеллектуальная амбивалентность человека заключается в чередовании антагонистических друг другу, противоречивых или взаимоисключающих мнений в размышлениях индивида.
Современник Э. Блейлера З. Фрейд в термин амбивалентность человека вкладывал абсолютно иное значение. Он расценивал ее в качестве одновременного сосуществования двух первично свойственных личности противоположных глубинных побудительных мотива, из которых самыми фундаментальными являются направленность на жизнь и тяга к смерти.
Амбивалентность чувств
Нередко можно встретить пары, в которых превалирует ревность, где сумасшедшая любовь переплетается с ненавистью. Это является проявлением амбивалентности чувств.
Амбивалентность это в психологии противоречивое внутреннее эмоциональное переживание или состояние, которое имеет связь с двояким отношением к субъекту либо объекту, предмету, событию и характеризуется одновременно его принятием и отказом от него, отвержением.
Термин амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность был предложен Э. Блейером швейцарским психиатром с целью обозначения присущих индивидам, страдающим шизофренией, двойственного реагирования и отношения, быстро друг друга сменяющих.
Это понятие вскоре приобрело более широкое распространение и в психологической науке.
Сложные двойственные чувства либо эмоции, зарождающиеся у субъекта вследствие разнообразности его потребностей и многосторонности явлений, которые непосредственно окружают его, одновременно притягивающие к себе и отпугивающие, вызывающие положительные и отрицательные ощущения, стали называть амбивалентными.
В соответствии с пониманием З. Фрейд, амбивалентность эмоций до определенных границ является нормой. При этом высокая степень ее выраженности говорит о невротическом состоянии.
Амбивалентность присуща некоторым представлениям, понятиям, которые одновременно выражают симпатию и антипатию, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть. Зачастую одно из перечисленных чувств может бессознательно вытесняться, маскируясь другим.
Сегодня в современной психологической науке существует две трактовки данного понятия.
Под амбивалентностью психоаналитической теорией понимается сложный комплекс чувств, которые личность ощущает в отношении предмета, другого субъекта либо явления. Считается ее возникновение нормальным в отношении к тем индивидам, чья роль является неоднозначной в жизни личности.
А наличие исключительно лишь положительных эмоций или негативных чувств, то есть однополярность, интерпретируется в качестве идеализирования или проявления обесценивания.
Другими словами психоаналитическая теория предполагает, что эмоции всегда амбивалентны, но сам субъект этого не понимает.
Амбивалентность психиатрия рассматривает в качестве периодической глобальной смены отношения индивидуума к тому или иному явлению, индивиду либо предмету. В психоаналитической теории подобное изменение отношения, зачастую, называется «расщеплением Эго».
Амбивалентность в психологии – это противоречивые ощущения, чувствуемые людьми практически одновременно, а не смешанные чувства и мотивы, испытываемые попеременно.
Эмоциональная амбивалентность согласно теории Фрейда может доминировать на догенитальной фазе психического формирования крохи. Одновременно с этим наиболее характерным считается то, что агрессивные желания и интимные мотивы возникают одновременно. Блейлер во многом был идейно близок к психоанализу.
Поэтому именно в нем термин амбивалентность получил наиболее детальное развитие. Фрейд рассматривал амбивалентность в качестве грамотного обозначения Блейлером противолежащих влечений, зачастую выражающихся у субъектов в виде чувства любви наряду с ненавистью к одному желаемому объекту.
В труде, касающегося теории интимности, Фрейд описал противоположные влечения, соединенные в пару и имеющие отношение к личностной интимной активности.
В ходе исследования фобии пятилетнего ребенка он также заметил, что эмоциональное бытие индивидуумов состоит из противоположностей. Выражение маленьким ребенком одного из антагонистического переживания в отношении к родителю не мешает проявлять ему одновременно противоположное переживание.
Примеры амбивалентности: малыш может любить родителя, но в тоже время желать ему смерти. По мнению Фрейда, в случае, если зарождается конфликт, то разрешается он благодаря смене ребенком объекта и перенесения одного из внутренних движений на иную особу.
Понятие амбивалентность эмоций употреблялось основателем психоаналитической теории также при исследовании такого феномена, как перенос.
Во многих своих трудах Фрейд акцентировал противоречивый характер переноса, который играет позитивную роль и одновременно обладает негативной направленностью.
Фрейд утверждал, что перенос амбивалентен сам по себе, так как охватывает дружелюбную позицию, то есть положительную, и враждебный аспект, то есть отрицательный, в отношении психоаналитика.
Термин амбивалентности в последующем получил в психологической науке чрезмерно широкое распространение.
Амбивалентность чувств особо ярко проявляется в пубертатном периоде, поскольку эта пора является переломным моментом взросления, вследствие полового созревания.
Амбивалентность и парадоксальность характера подростка проявляется в ряде противоречий как результате кризиса самопознания, при преодолении которого личность приобретает индивидуальность (становление идентичности).
Повышенный эгоцентризм, устремленность к неизвестному, незрелость нравственный установок, максимализм, амбивалентность и парадоксальность характера подростка являются особенностями подросткового периода и представляют собой факторы риска в образовании виктимного поведения.
Амбивалентность в отношениях
Человеческая особь является сложнейшим существом экосистемы, вследствие чего гармоничность и отсутствие противоречивости в отношениях – это, скорее, эталоны, к которым индивиды устремлены, нежели характерные черты их внутренней реальности. Чувства людей, зачастую, несогласованны и двойственны. При этом они могут ощущать их одновременно в отношении к одной и той же особе. Подобное качество психологи именуют амбивалентностью.
Примеры амбивалентности в отношениях: когда супруга испытывает одновременно чувство любви наряду с ненавистью к партнеру вследствие ревности, или безграничную нежность к собственному дитяти в соединении с раздражением, вызванным непомерной усталостью, либо желание быть ближе к родителям в комплексе с мечтаниями о том, чтобы они перестали лезть в жизнь дочери или сына.
Двойственность отношений может в равной мере, как мешать субъекту, так и помогать. Когда она зарождается в качестве противоречия с одной стороны между устойчивыми чувствами к живому существу, работе, явлению, предмету и с другой стороны кратковременными эмоциями, спровоцированными ими, то подобная двойственность считается соответствующей нормой.
Подобная временная антагонистичность в отношениях нередко зарождается при коммуникативном взаимодействии с близким окружением, с которым связывают индивидов стабильные отношения со знаком «плюс» и к которым они испытывают чувство любви и нежности. Однако вследствие различных причин порой близкое окружение может провоцировать возникновение у индивидов раздражительности, стремление избежать общения с ними, нередко, даже ненависть.
Амбивалентностью в отношениях другими словами называется состояние психики, в котором всякая установка сбалансирована своей противоположностью.
Антагонистичность чувств и отношений в качестве психологического понятия необходимо отличать от присутствия смешанных ощущений в отношении предмета или чувств относительно какого-либо индивидуума.
На базе реалистического оценивания несовершенства природы объекта, явления или субъекта возникают смешанные чувства, в то время как амбивалентность – это установка глубинного эмоционального характера. В такой установке антагонистические отношения следуют из универсального источника и являются взаимосвязанными.
К. Юнг амбивалентность употреблял с целью характеристики:
— соединения положительных эмоций и отрицательных ощущений относительно объекта, предмета, события, идеи или другого индивида (при этом такие чувства выходят из одного источника и не представляют собой смесь свойств, характерных субъекту, на которого они устремлены);
— интереса к множественности, фрагментации и непостоянства психического (в этом смысле амбивалентность является лишь одним из состояний индивидуума);
— самоотрицания всякого положения, описывающего это понятие;
— отношения, в частности, к образам родителей и в общем к архетипической образности;
— универсальности, так как двойственность присутствует повсеместно.
Юнг утверждал, что сама жизнь является примером амбивалентности, ведь в ней уживаются множество взаимоисключающих понятий – добро и зло, успешность всегда граничит с поражением, надежде сопутствует отчаяние. Все перечисленные категории призваны уравновешивать друг друга.
Амбивалентность поведения обнаруживается в проявлении двух полярно противоположных мотиваций попеременно. К примеру, у множества видов живых существ реакции нападения сменяются бегством и проявлением страха.
Выраженная амбивалентность поведения также может наблюдаться в реакциях людей на незнакомых индивидов. Незнакомец провоцирует возникновение смешанных эмоций: чувство страха наряду с любопытством, желание избегнуть взаимодействия с ним одновременно со стремлением установить контакт.
Ошибочно полагать, что противоположные чувства оказывают нейтрализующее, усиливающее либо ослабляющее влияние друг друга. Образуя неделимое эмоциональное состояние, антагонистические эмоции, тем не менее, более или менее явственно в этой неделимости сохраняют собственную индивидуальность.
Амбивалентность в типичных ситуациях обусловливается тем, что определенные особенности сложного объекта неодинаково воздействуют на потребности и ценностное ориентирование индивида. К примеру, индивидуума можно уважать за трудолюбие, но в тоже время осуждать его за вспыльчивость.
Амбивалентность человека в некоторых ситуациях являет собой противоречивость между устойчивыми эмоциями в отношении к предмету и образующимися из них ситуативными ощущениями. Например, зарождается обида в случаях, когда эмоционально позитивно оцениваемые индивидом субъекты обнаруживают невнимательность к нему.
Субъектов, часто испытывающих двойственные чувства в отношении того или иного события, психологи именуют высоко амбивалентными, а менее амбивалентными называют тех, кто к однозначному мнению всегда стремится.
Многочисленные исследования доказывают, что в определенных ситуациях нужна высокая амбивалентность, но при этом в иных – она будет лишь мешать.
Современная литература вызывает неоднозначные чувства
Может ли на качество книг повлиять количество литературных премий? Какое будущее ждёт российскую прозу? Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с критиками Кириллом Решетниковым и Майей Кучерской в программе «Культурный вопрос» на радио «Вести ФМ». Заславский: Мы подводим культурные итоги недели, выбирая из тех событий, тенденции то, что представляется наиболее интересным. Ну, летом, в некоторое такое вот культурно-событийное затишье, подводим итоги сезона. Литература вряд ли, наверное, живет сезонами, хотя, имея в виду, что премии тоже случаются осенью и зимой, и отбор их случается чаще всего в это время, хотя вот среди лета вдруг взяли и объявили номинантов практически, длинные списки премии Кандинского, но художественная жизнь, значит, живет по своим каким-то законам. Ну вот мне кажется, что литература тоже та область и то искусство, о котором можно говорить по сезонам. И я приветствую Майю Кучерскую — писателя и литературного обозревателя газеты «Ведомости». Здравствуйте, Майя. Кучерская: Здравствуйте. Заславский: Да. Чуть позже к нам присоединится еще критик и поэт Кирилл Решетников, он же Шишбрянский. И не знаю, как с вами разговаривать правильно, как с писателем, который вошел в короткие списки, или как с литературным обозревателем? Давайте и так, и так. Кстати, как вы оцениваете как литературный обозреватель попадание себя как писателя, это справедливо? Кучерская: Это, конечно, абсолютно справедливо, но это приносит безумное количество технических неудобств, потому что я теперь не могу в газете писать про эти премии, а, между тем, я про премии писать люблю по совершенно тоже техническим причинам и почти циничным — про них писать легко. Чтобы писать про книгу, надо прочитать толстую книгу, они сейчас стали толстые, большие, в 900 страниц. Заславский: Да, вот я, когда вижу книгу Максима Кантера, я понимаю, что я никогда ее не прочту. Кучерская: Я тоже, такие же меня мысли посещают, когда я вижу вот такого объема произведение. И тут вдруг наступает счастье литературного обозревателя — премия, когда можно просто рассказать о том, кто вошел в список, какой призовой фонд, и выдохнуть с облегчением. Но вот, к сожалению, в этом литературном сезоне мне это не грозит, потому что вот действительно две главные премии — «Большая книга» и «Буккер», обе включили мою книжку в свои списки, и теперь анализировать эти списки как-то довольно было бы с моей стороны странно. Заславский: Ну а конкурентов-то вы хотя бы прочитали? Зато вам приходится читать конкурентов. Кучерская: Наоборот, я совершенно от этого избавлена, потому что мне не надо ничего анализировать. Заславский: Нет, не для анализа, а для того, чтобы понять, каковы шансы, сложив еще и предпочтения тех, кто, вы знаете, входит в жюри, и чтобы понять, насколько может быть или не может быть ваша победа, и дальше начать тратить мысленно деньги. Кучерская: Справедливо, все правильно. Конечно, я читаю конкурентов, но, честно говоря, я какую-то изрядную часть их прочитала уже прежде, еще до того, как были объявлены списки, просто по долгу службы. И что могу сказать, вообще говоря, про все про это? Что вот первое и главное, наверное: наша литературная жизнь в России свелась собственно к жизни литературных премий. Их у нас несколько, они разного веса и разного содержания, но все-таки две самых таких авторитетных — это, конечно, «Большая книга» и «Буккер» и примкнувший к ним «Национальный бестселлер». Это вот три премии, которые получать, в общем, не стыдно, и которые могут повлиять на твою литературную судьбу. И это отдельный вопрос, хорошо это или плохо, но вот литературная жизнь России сегодня свелась к этому: кто что получил, кто куда попал. Это раз. И два, что точно хорошо, это некоторая адекватность выбора. Вот оба списка, имеющийся на сегодняшний день длинный список «Буккера» и короткий список «Большой книги», в первом случае это 24 книги, во втором 12, если я не ошибаюсь, это действительно лучшее, что было написано за последний литературный год, не календарный, а литературный год. Это правда.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Амбивалентность чувств в отношениях – что это?
Если затрагивать тему отношений, то нередко психологи сталкиваются с таким явлением, когда люди любят и ненавидят друг друга одновременно. Нередко такое отношение развивается между родственниками.
Амбивалентность чувств является распространенным явлением в современном обществе. Некоторые специалисты относят ее к психологическому расстройству.
Чтобы во всем разобраться, рассмотрим данную тему на сайте psytheater.com.
Человеку свойственно испытывать чувства. Некоторые эмоции являются кратковременными, а другие становятся постоянными. Когда речь идет об отношениях, то затрагивается тема постоянных чувств.
Люди должны любить друг друга ежедневно в течение длительного времена (в лучшем случае – вечность). Как только чувства проходят, союз распадается.
Многие знакомы и с таким явлением, которое еще больше усиливает амбивалентность чувств:
Нельзя говорить о человеке, как о роботе, который должен следовать лишь одной программе. Однако патологическим называется и то состояние, когда человек раздираем противоречивыми желаниями, эмоциями или мыслями. Где правильный выход?
Специалисты говорят о том, что человеку нормально менять свои мысли, желания и эмоциональный настрой в течение всей своей жизни. Однако это происходит попеременно. Состояние, когда он раздираем противоречивыми переживаниями, является либо переходным периодом (если оно длится несколько дней), либо психологическим отклонением (когда оно длится несколько месяцев и даже лет).
Что такое амбивалентность?
Современному человеку свойственно находится в амбивалентном состоянии. Что такое амбивалентность? Это одновременное переживание противоречивых чувств к предмету или человеку. Э. Блейлер ввел данное понятие, подразумевая под ним один из симптомов шизофрении, разделяя амбивалентность на интеллектуальную, волевую и эмоциональную.
Эмоциональная амбивалентность является самой распространенной в жизни человека. Она проявляется в двойственном отношении индивида к другому человеку. В детско-родительских или любовных отношениях данное явление является самым распространенным.
Волевая амбивалентность проявляется в невозможности сделать выбор между двумя решениями. Это происходит в ситуации, когда оба выбора являются одинаково значимыми и желаемыми. В такой ситуации человек нередко принимает решение не делать выбора и оставаться в ситуации нерешенной.
Интеллектуальная амбивалентность проявляется в размышлениях человека, когда взаимозаменяют или противоречат друг другу мнения, которые он обдумывает.
Одни специалисты считают амбивалентность вполне нормальным состоянием человека, поскольку в нем можно отметить одновременно тягу к жизни и интерес к смерти. Однако для счастливого и налаженного существования амбивалентность является барьером, через который нужно проходить, иначе ситуация еще больше усугубится.
Человек выбирает то, что соответствует его душевному состоянию. Дети любят играть в игры, которые соответствуют их желаемому образу жизни. Одежда выбирается та, которая соответствует представлениям человека о счастливой жизни.
Фильмы и передачи просматриваются те, которые передают настроение, царящее внутри зрителя. Вот почему люди подсознательно считывают информацию друг с друга во время знакомства и понимают, интересны им новые собеседники или нет.
Люди даже выбирают себе любимых и деловых партнеров, друзей в соответствии с теми интересами, взглядами и состоянием души, которое присуще им. К примеру, весельчак не сможет найти контакта с человеком, который пессимистично смотрит на мир. Такие люди никогда не сойдутся, а лишь могут пересекаться, но тут же принимать решение больше никогда не видеться.
Человек выбирает то, что соответствует его душевному состоянию. Как человек одевается? Что любит читать, смотреть? О чем обычно говорит с друзьями? С какими людьми общается? Какие места любит посещать? Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите, что все, чем человек себя окружает, соответствует его состоянию души, мировоззрению, настроению.
Вы тоже выбираете свой мир в соответствии с душевными порывами. Оглянитесь и проанализируйте себя. Возможно, что вы сами себя «затягиваете в яму» отчаяния и горя тем, что выбираете людей, создаете события и посещаете места, которые ничего другого вам дать не могут.
Будьте внимательны к своему окружению, поскольку это является не просто отражением вашей души, но и влияет на вас так, чтобы вы навсегда остались в нем.
Ваши чувства вас не обманывают
Экология жизни. Психология: Двойное послание — это когда одновременно транслируются два противоречивых сообщения. Например, невербаликой транслируется одно, а словами — совершенно противоположное…
В продолжении темы о манипуляциях хочу раскрыть такое понятие, которое в психологии имеет название «двойное послание».
Двойное послание — это когда одновременно транслируются два противоречивых сообщения. Например, невербаликой транслируется одно, а словами — совершенно противоположное.
На вопрос «будешь конфету?» я однажды получила в ответ протянутую к конфете руку, и словесное сопровождение этого жеста: «нет».
Этот пример столь выпуклый, что в этом случае легко обнаружить противоречие.
Но двойные послания, которыми частенько пронизана коммуникация между людьми, часто выглядят куда менее заметными. Например, родители могут говорить ребенку «ты должен слушаться старших», и одновременно «почему ты такой безынициативный в школе? Надо быть активным!».
Или «знай, что я тебя люблю и приму тебя любого», но в случае поступков, которые не нравятся, родитель/партнер может эмоционально отстраняться или как-либо еще невербально отвергать/наказывать.
Или вот хрестоматийный пример формирования шизофрении: мама приходит в больницу к ребенку, и когда тот тянется к ней, она невербально демонстрирует отклонение. И когда ребенок реагирует на отстранение, останавливая свой импульс к объятию, мама обиженно говорит:»ты меня не рад видеть».
В общем, двойные послания — это когда мозг получает послание, что одна и та же вещь и черная, и белая одновременно.
Какая реакция обычно на двойные послания? Вот это очень интересное место для меня. Так как многое зависит от контекстов, в которых все происходит.
Например, флирт может сдохнуть без двойных посланий. Если приглашающее самозабвенное «ах, уходи, иначе я не удержусь и поцелую тебя» заменить на прямое послание «не уходи, я планирую тебя поцеловать», то, некий элемент игры, свойственный флирту, уходит вместе с тем возбуждением, которое флирт и порождает. Ведь флирт — это танец, построенный на спонтанном то сближении, то отдалении, своеобразная игра, где возбуждение только нарастает, если чуять когда нужно отпрыгнуть, а когда неожиданно, но приятно приблизиться.
Да и послания типа «ах, дурашка, хватит меня смешить», при полной трансляции безмятежного удовольствия от происходящего, вполне себе безобидны. «Уйди, противный!» — в ту же степь.
Но если флирт строится на агрессивных и амбивалентных посланиях, то дело начинает пахнуть жаренным. Например, «флирт» (не могу это обозначить без кавычек, ибо это больше похоже на агрессивное нападение) может строиться на идеализации, внезапно оборачивающейся обесцениванием. Например, невербальная трансляция сильной симпатии и восхищения, а при ответном отклике и стремлении к сближению, может последовать шрапнель обесценивания «чой-то ты варежку раззявил, подлец!». Или сексуальное соблазнение (например, откровенной одеждой, движениями), а при приближении мужчины обдавание его холодом и пренебрежением. Или словесное обозначение «ты мне очень важен(а), нужен/на», а по действиям избегание встреч и т. д.
Так вот, в таких контекстах двойные послания чаще всего раскачивают возбуждение. Тут главное успеть услышать себя и не перепутать одно чувство с другим. А это очень, очень просто бывает. Ведь само по себе двойное послание провоцирует амбивалентность чувств, их противоречивость.
Например, уровень чувственного возбуждения от злости может быть очень схож с уровнем сексуального возбуждения. Эти два чувства могут подниматься одновременно, но из-за схожести уровня этого возбуждения, могут путаться. И если нет навыка тонко слышать себя в то время, как возбуждение захлестывает, то подменить злость (которая призывает к дистанции) сексуальным возбуждением (которое призывает к сближению) — как два факса отослать. Более того, злость переживать менее приятно, чем сексуальное возбуждение и вот именно в этот момент начинается самая неприятная и опасная штука, имя которой — расщепление.
Расщепление — это процесс, когда психика, не найдя способ найти компромисс между противоречивыми импульсами, изолирует их друг от друга, таким образом разрешая внутренний конфликт. И все бы ничего, только этот механизм обходится очень, очень дорого. Главным образом потому, что расщепление — основа всех зависимостей (и химических, и эмоциональных).
Тут важно сказать, что расщепление — штука сильно распространенная. Я не знаю ни одного человека, у которого нет расщеплений. В той или иной степени такая защита есть у каждого (а может быть есть люди совсем без этого механизма, но мне не довелось с ними познакомиться).
Я вот, например, ложась спать поздно ночью, могу поставить себе будильник на раннее утро, будучи в абсолютной уверенности, что утром я проснусь и успею сделать зарядку перед работой. Когда в 6 утра звонит будильник, я недоумеваю: как можно додуматься до такого бреда, как вставание в 6 утра из-за зарядки.
По такому же принципу устроены все зависимости: я курю и знаю, что курение наносит вред моему здоровью. И когда тушу сигарету, часто думаю «фу, какая гадость, как противно, буээ». Но в тот момент, когда я испытываю жгучее желание покурить, я теряю контакт с ощущением того, как я себя чувствую, когда тушу сигарету. Я стремлюсь к тому, что бы снять это зудящее возбуждение, назойливо звучащее как «хочу курить-хочу курить». И если сама себе или какой-нибудь другой человек сообщает мне о том, что это вредно, то где-то внутри я испытываю стыд (что само по себе короткое замыкание из-за амбивалентности), и от этого мой импульс курить только усиливается.
То есть этот конфликт между двумя импульсами не имеет прослойки, называемой «эго-функцией».
Если говорить простым языком, то в этом месте в психике по каким-то причинам (и они всегда есть) не сформирован ресурс, позволяющий творчески приспосабливаться и каждый раз находить уникальный и экологичный способ удовлетворять потребности, которые стоят в основе каждого стремления.
По такой же схеме строятся зависимость в отношениях.
Зависимость всегда сопровождается амбивалентностью, то есть противоречивыми чувствами — хочется то бежать подальше, то быть вместе навеки, то ненависть застилает глаза, то любовь неземная, то обвинить хочется, то ощущение собственной вины накрывает с головой. И все это происходит попеременно, каждое состояние кажется ясным, прозрачным и «навсегда».
Как вырастить эту прекрасную эго-функцию, которая становится проводником между этими двумя изолированными в расщеплении частями, дарующую целостность и свободу от зависимостей?
Это самый главный вопрос в психотерапии в теме расщеплений. И, разумеется, одними статьями ее не вырастить. В зависимости от степени расщепления, процесс интеграции может занимать иногда годы. Иногда он необратим, если говорить о глубоких патологических процессах. Но чаще всего, интеграция вполне себе возможна, правда, совсем не быстро. Ибо вырастить заново то, что годами рушилось — дело не быстрое. Такое же не быстрое, как формирование этого психического приспособления. Ведь никто из нас не рождается расщепленным. Нужно долго находиться в среде с противоречивыми посланиями, что бы приспособиться к ней и таки расщепиться. И это, чаще всего, не один год долгих тренировок.
Но я все же попытаюсь коротенечко описать общие направления движений в этой теме.
1. Само по себе обнаружение и распознавание этих двух противоречивых импульсов внутри себя уже способствует личностной интеграции.
Самый главный враг на этом пути — стыд, запрет замечать в себе такие проявления. Хотя, такая психическая защита — это не выбор человека, это следствие адаптации к той среде, где он формировался. А за это нести ответственность невозможно. Зато возможно присвоить себе, что да, сейчас вот такая вот петрушка и я могу с этим чего-то делать, это моя ответственность.
2. После узнавания этих двух противоречивых импульсов, их единовременная интеграция. То есть замечать и удерживать внимание и контакт с этими двумя импульсами одновременно. То есть не только на уровне интеллекта знать что есть эти два импульса, а одновременно чувствовать, что хочется, например, и бежать, и приблизиться, что есть и злость, и любовь, и обида, и благодарность.
Любой уход в какую-то полярность (например, фокусировка только на том, как все прекрасно) неизбежно влечет за собой откат в противоположную сторону — из идеализации в обесценивание и обратно. Но любой маятник, качаясь, всегда проходит середину. Можно повспоминать эту середину. Можно ее научиться замечать, когда происходит переход из одного состояния в другое.
Это важно тем, что сепарироваться (стать целостными, а значит независимым) от человека или привычки невозможно, если вы его/ее считаете плохим или безапелляционно хорошим/хорошей. От уж очень хорошего невозможно отделиться, потому что, если вы одеваете на кого-то или что-то белое пальто (то есть проецируете на него свою «хорошесть»), то вы неизбежно будете чувствовать себя по уши в дерьме рядом. От плохого невозможно отделиться, потому что снова часть себя где-то гуляет как бы во вне — вы стоите в белом пальто, а на другого (или на что-то) проецируются собственные импульсы и качества, выражаемые обычно в «дурак и не лечится». Любая крайность — это звоночек к тому, что бы поискать противоположное и одновременно удерживать это не только в интеллектуальной плоскости, но и в чувственной.
3. Обычно, когда формируется устойчивый навык оставаться в контакте одновременно с двумя противоречивыми потребностями/импульсами/чувствами, творческое приспособление (способность каждый раз находить уникальный и экологичный выход из напряжения, создаваемого этим противоречием) рождается «само».
То есть сама по себе способность одновременно оставаться в контакте с двумя противоречивыми импульсами/потребностями/чувствами уже предполагает, что есть третий элемент — та часть, которой вы наблюдаете две остальные и остаетесь в контакте со всеми частями себя, выдерживаете себя, принимаете и можете регулировать экологично для себя и окружающих. Поэтому на этом этапе важно просто осознанно замечать себя в тех моментах, когда получается держать этот баланс контакте со всеми частями себя. Ясное чувствование и узнавание этого внутреннего баланса (а сначала он переживается как сильное напряжение, ибо эта «мышца», т. е. навык,только-только формируется) позволяет обращаться к нему произвольно, сознательно, что само по-себе достаточно мощный ресурс.
4 пункт. Он здесь последний, но на самом деле он первый и самый важный — развитие чувствительности к собственным чувствам и импульсам. Ваши чувства вас не обманывают. Они всегда подсказывают вам что для вас сейчас важно, как компас ориентируют вас в тех направлениях, которые позволяют услышать, понять, удовлетворить себя.
Также интересно:Юлия Гиппенрейтер: Неосознаваемые процессы
Два полюса: Наглость и неуверенность в себе
Тревожность, злость, растерянность, ступор, ощущение собственного сумасшествия или даже физическое ощущение тошноты — это естественная и адекватная реакция на двойные послания. Если их забить, затереть, проигнорировать, можно потерять кусочек себя. Если же уважать свои чувства, относиться к ним с вниманием и искренним интересом, они всегда вас сориентируют в происходящем внутри вас и помогут сохранить целостность.опубликовано