Что значит неморфологический способ словообразования
Неморфологические способы словообразования
В 60-70 годах классификация была пересмотрена. Многие случаи неморфологического словообразования являются фактами истории языка (Земская, Лопатин). В настоящее время неморфологические способы уже не выделяются в аккадемической грамматике 1980 года.
То, что относится среди неморфологических способов к синхронии с точки зрения современности, распределяется по разным способам.
Неморфологические способы словообразования
I. Лексико-синтаксический способ
Это сращение, смешение слов, составляющих словосочетание в одно слово.
В рамках этого способа наблюдаются явления как синхронные, так и диахронические.
Это один из способов сложения, а именно сращение. По современной классификации выделяется среди безаффиксных способов.
II. Морфолого-синтаксический способ
Это способ образования нового слова путем перехода слова (словоформы) в другую часть речи.
Диахрония: шагом, зимой, утром, ощупью (существительное в творительном падеже перешло в наречие); сбоку, сверху, втайне (предложно-падежные формы); благодаря, включая (деепричастие перешло в прелог), хотя (деепричастие перешло в союз).
Синхрония: большинство слов образуются аффиксальными способами.
Сверху
Презентация на тему Неморфологический способ образования слов
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Неморфологический способ образования слов
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Описание слайда:
Неморфологический способ словообразования
Неморфологическими называются способы образования слов без использования морфем.
В зависимости от конкретных процессов выделяют
морфолого-синтаксический,
лексико-синтаксический,
лексико-семантический способы.
Описание слайда:
Морфолого-синтаксический неморфологический способ словообразования
При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль.
больной (прилагательное) – больной (существительное)
вокруг (наречие) – вокруг (предлог)
Описание слайда:
Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа
Описание слайда:
Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения.
Описание слайда:
Лексико-синтаксический способ
При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.
Описание слайда:
За благо рассудится – заблагорассудится
с ума сошедший – сумасшедший
вечно зелёный – вечнозеленый
сильно действующий – сильнодействующий
ума лишённый – умалишённый
тяжело раненный – тяжелораненый
Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.
многообещающий – обещающий много
вышеуказанный – указанный выше
Описание слайда:
Лексико-семантический неморфологический способ словообразования
При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов.
Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.
Описание слайда:
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Слово о Полку Игореве
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперёд…
Тяжелораненому не подняться с земли, не постоять за землю русскую.
Решительно и смело идёт на врага впереди своего войска князь Игорь.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Сеча на Днепре
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Рубит князь мечом головы поганых, бьют их и дружинники храбрые: все в ход пошло — и копье острое, и палица тяжелая.
Уже вся земля усеяна ранеными и мертвыми.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Подводное Царство
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Садко очутился в палатах морского царя, который повелел, чтобы тот сыграл на гуслях.
Затем царь морской потребовал, чтобы Садко выбрал среди танцующих себе невесту.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Рождение Воина
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Над новорождённым совершают обряд посвящения в воины.
Многое придётся преодолеть ему на пути к славе.
Воина ждёт героическое будущее.
Он до конца исполнит свой воинский долг.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Морозко
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Редко увидишь прохожего на заснеженной улице морозным днём.
Впереди хозяйки бежит дворовая собачонка.
Какой же птице заблагорассудится петь в холодную зимнюю пору?!
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Добрый Молодец
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Медленно идёт вдоль тихой реки добрый молодец.
Одни белоснежные лебеди мирно плещутся в светлой воде.
Печально одинокому смотреть на пару верных лебедей.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Купала
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Берендей
Описание слайда:
Борис Ольшанский. Алеша Попович
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Об Алеше Поповиче рассказывают следующее: он сразился с Тугарином Змеевичем и уничтожил его.
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, несмотря на то, что они такие разные, составляют единое целое.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Памятка :» Антитеррористическая безопасность»
Статья «Концепция развития общего и профессионального образования в рамках стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан»
Трудовые резервы 26А
Заводская 21
Заводская 23
«Варианты сервировки стола» 1-я младшая группа
Митоз
Конкурс фотографий
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5364156 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9
Урок 10. Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования
В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:
1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;
2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.
Возьмём существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола носить.
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.
1. Морфологический способ:
5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;
8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.
1. Определите способ словообразования слов объективность, лисонька, подоконник, направо. Определите, новые слова или формы слов рисующий, проехала, красивее, переходя.
2. Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте себя по орфографическому словарю.
1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Старик Дубровский не мог вынести измываний соседа.
4) Развитие движения разночинцев показано в романе «Отцы и дети» с большой шириной и глубиной.
5) Ехай скорей с горы!
6) Сегодня солнце так и жгёт.
7) Вы не хочете отдохнуть после обеда?
3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:
1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка
6) соломенный
7) самолёт
8) прочитанный
Неморфологические способы словообразования
Это способы словообразования новых слов, при которых производное слово образуется без участия морфем и производящих основ. Выделяются следующие неморфологические способы словообразования.
Контрольные вопросы
Список рекомендуемой литературы
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознанаия. – М., 2006.
2. Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) – М., 2009.
3. Современный русский язык. – М., 2009.
4. Современный русский язык./Под ред. П.А. Леканта. – М., 2009.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема. Морфология как грамматическое учение о форме слова
Цель:
План лекционного занятия
Морфология как раздел науки о языке. Предмет и задачи морфологии. Основные этапы в изучении морфологии русского языка. Части речи и принципы их классификации. Явление переходности в системе частей речи.
Содержание лекционного занятия
История изучения
Изучение морфологии связано с именем Ломоносова (18 век, «Российская грамматика»). В 19 веке появляется очень много трудов по грамматике, сложилось несколько направлений в изучении грамматического строя.
1. Формальное (Фортунатов Ф.Ф.). Грамматические явления изучаются с точки зрения их формального выражения.
2. Семантическое (Потебня А.А.). Грамматические явления изучаются с точки зрения их значения.
3. Структурно-семантическое (Щерба Л.В., Виноградов В.В., Шахматов А.А.). Учитываются и структурные, и семантические признаки языковых единиц.
Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 1374 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Презентация по русскому языку «Неморфологический способ образования слов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Неморфологический способ образования слов
Неморфологический способ словообразования Неморфологическим называются способ образования слов без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяют 3 вида неморфологического образования слов: морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический способы.
Морфолого-синтаксический неморфологический способ словообразования При морфолого-синтаксическом способе слова образуются путем перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль: рядовой (прилагательное) – рядовой (существительное) около (наречие) – около (предлог)
Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа переход в существительные ванная комната (прил.) – шикарная ванная мороженое блюдо (прил.) – сливочное мороженое заведующий (прич.) складом– заведующий распорядился переход в прилагательные блестящий (прич.) на солнце – блестящие способности любимый (прич.) людьми – любимый человек первый (числ.) в ряду – первый ученик переход в местоимения определенный (прич.) законом – определенный успех (в знач.: некоторый)
Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения. переход в наречия медленным шагом (сущ.) – ехали шагом сидя (дееприч.) на диване – читать сидя попали в заключение (сущ.) – скажу в заключение переход в служебные части речи благодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог) что ты сказал? (местоимение) – сказал, что (союз) знает возвратился один (числ.) – один (частица) он знал переход в междометия кремлевский караул (сущ.) – караул! давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)
Лексико-синтаксический способ При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря, при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.
За благо рассудится – заблагорассудится с ума сошедший – сумасшедший вечно зелёный – вечнозелёный сильно действующий – сильнодействующий ума лишённый – умалишённый тяжело раненный – тяжелораненый Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений. многообещающий – обещающий много вышеуказанный – указанный выше
Лексико-семантический неморфологический способ словообразования При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-565259
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.