Что значит некоммерческое использование шрифта
Платные и бесплатные шрифты. Как использовать, чтобы не нарушить лицензию
Как известно, шрифты бывают платные и бесплатные.
В таких случаях использование шрифта допускается только при соблюдении определенных условий, выдвинутых правообладателем.
Бесплатные шрифты бывают системые и несистемные.
Набор системных шрифтов, в зависимости от версии windows или mac os может различаться, но как правило стандартный набор выглядит так:
Шрифты из этого набора ещё называют наиболее «безопасные» шрифты.
Использовать бесплатные шрифты разрешается на разных носителях по своему усмотрению.
Платные шрифты бывают с 2-мя видами лицензии:
1. Настольная лицензия
Покупаются ttf-файлы шрифта, устанавливается на компьютер и используется в графических редакторах и для печати. Такой шрифт можно конвертировать в веб-шрифт, но это будет считаться нарушением лицензии.
2. Веб-лицензия
Как проверить платный шрифт или нет
Заказчикам
Если вы заказываете работу у дизайнера, то уточните, какие шрифты использовал исполнитель. Прочитайте условия использования каждого шрифта. Если же шрифт окажется платным, то без приобретения лицензии вам грозят судебные иски со стороны правообладателей.
Дизайнерам
Перед использование шрифта, так же прочитайте, условия его использования. Если шрифт платный, то предупредите клиента об этом.
Если клиент соглашается на покупку лицензии на шрифт, то пропишите в договоре на работы пункт о передаче всех исключительных прав на конечный результат. Иначе может возникнуть ситуация, когда клиент просрочит оплату лицензии, получит иск от правообладателя и попытается свалить на вас вину как на исполнителя.
Если же шрифт оказался платным и вы использовали его в проекте не предупредив заказчика, то так же можете ожидать претензий от клиента, когда он получит иск от правообладателей.
Больше интересной информации в моём блоге
Консультирую бизнес, стартапы, фрилансеров и других приятных людей тут
Нюансы законного использования шрифтов: права и лицензии
Современное интернет-пространство насквозь пронизано регламентами, определяющими для рядовых и профессиональных пользователей различные права. Квалифицированные разработчики сайтов должны задаваться вопросом о том, чем они могут руководствоваться, размещая контент, либо используя специальные элементы. Данная статья посвящена применению шрифтов в рамках интернет-проектов.
Основная задача – разобраться в том, как не нарушить авторских прав, оформляя текстовую составляющую ресурса. Причем шрифты применяются не только в формировании блоков со статьями, но и, к примеру, в баннерах или других графических объектах, включающих текстовую часть. При создании сайта с нуля, а также в процессе оптимизации действующего проекта, все представленные далее рекомендации должны быть учтены.
Существующие разновидности шрифтов
Сразу же стоит сказать, что шрифты не стоит путать с «леттерингами». Во вторую категорию включены все те символы, которые мы пишем от руки, либо «рисуем» посредством графических инструментов, создавая при этом слова и полноценные тексты. Леттеринг считается изображением, а потому и порядок соблюдения авторских прав для него совершенно иной.
У шрифтов печатного типа (наборных) своё лицензирование. Никто не требует от пользователя платить за каждую напечатанную букву, поскольку большинство начертаний абсолютно бесплатны. Но, знать о том, что требует финансовых вложений, стоит!
Бесплатные шрифты
С общедоступными бесплатными шрифтами мы сталкиваемся каждый день. Таковые используются внутри наиболее популярной операционной системы Windows и распространяются сервисом Google Fonts (или аналогичными платформами). Традиционные Arial, Times New Roman, Georgia и прочие можно применять без ограничений.
Исключением является очень популярная Helvetica. Это разработка MacOS, которая бесплатна исключительно для Apple-устройств. В остальных случаях её применение требует индивидуальной лицензии.
Что касается начертаний от упомянутого Google Fonts, то они оптимальны для веб-разработки. Их легко интегрировать на сайты, в мобильный софт, а также в качестве компьютерных начертаний, используемых при оформлении документов, графических объектов и т.д. Единственное условие – их нельзя задействовать при создании логотипов.
Однако ограничение, касающееся фирменных знаков, – это практика, актуальная для многих других символьных наборов, в том числе, и платных. В конечном итоге логотип может стать крайне дорогостоящим объектом, а потому ни один из авторов шрифта не захочет потерять собственную выгоду от реализации продукта, интегрированного в такой знак. Зачастую лицензии под эту задачу реализуются за большие деньги.
Платные шрифты
Зачастую дизайнеры прибегают именно к использованию коммерческих шрифтов. Ценник при этом устанавливается исходя из качественного уровня, технической изысканности и эстетичности начертания. Продукт от дизайнера-новичка, ориентированный исключительно на латинский алфавит, – это вполне доступный набор символов. Что касается мультиязычных шрифтов под разные форматы, то за них придётся прилично заплатить.
Собственно, многое зависит именно от поставленных в рамках проекта задач. Если речь идёт о подборе шрифта для интернет-ресурса международной компании, то без мультиязычности попросту не обойтись. Здесь невозможно полностью удовлетворить запросам владельцев сайта, выбрав лишь красивое начертание.
Нередко дизайнеры делают свой выбор на основании той базы шрифтов, которая имеется в предустановленных библиотеках. Это могут быть как платные наборы символов, доступные в рамках подписки на сервис, так и собственные приобретения, сделанные веб-студией ранее. Заказчику иногда достаточно сложно понять, какой именно шрифт используется при разработке его ресурса. Однако всё сводится именно к тому, чтобы проверить лицензию, с чем и возникают проблемы.
Проверка лицензии на шрифт
Пренебрежение этим этапом – стандартная ошибка, допускаемая дизайнерами. Нельзя без проверки отправить шрифт в разработку или на печать. Стандартное правило гласит, что незнание, не освобождает от наказания. Преступлением в данном случае считается интернет-пиратство, которым вы занимаетесь, используя любой платный шрифт, либо применяя бесплатный не по назначению.
Рекомендации
Избежать «случайного» судебного иска от автора того или иного шрифта достаточно просто. Нужно набрать название символьного начертания в поисковой системе и изучить несколько первых ссылок. В случае с платным вариантом обязательно будет несколько URL, ведущих на страницы интернет-магазинов, реализующих соответствующие продукты.
Наиболее известные площадки:
Имеются в сети и независимые дизайн-проекты, реализующие индивидуальные варианты шрифтов. К примеру, авторитетный отечественный сервис – Type.Today. Шрифты этой студии оптимально настроены относительно кириллических символов. С их помощью можно достаточно выгодно выделиться при веб-разработке на фоне конкурентов.
Когда шрифт найден в перечне платных, нужно разобраться в его ценнике. Один и тот же набор символов может различаться по стоимости исходя из приобретаемой лицензии. Её тип зависит от задач, которые будут решаться посредством шрифта.
Выбор лицензии
На современном рынке шрифтов не существует единых стандартов. Исходя из этого нужно подробно изучать информацию, предоставляемую продавцом. Но в ряде случаев условия сходны, потому серьезных проблем с выбором возникать не должно. Рассмотрим типы лицензирования, актуальные для популярного интернет-магазина MyFonts.
Desktop
Данная лицензия, приобретённая в одиночном экземпляре, не может использоваться на большом числе устройств, а также она не подходит для оформления сайтов. В обоих случаях применение шрифта будет признано незаконным.
Webfont
Это вариант для разработки сайтов. Вместо файла предоставляет скрипт. Сам шрифт располагается на серверах продавца (MyFonts). При обращении к сайту символьные начертания подгружаются извне.
Ценник на лицензию формируется исходя из посещаемости ресурса (растёт пропорционально популярности проекта). Очень важно учесть особенности лицензирования, предоставляемые продавцом. Существует как единичные продукты, приобретаемые навсегда, так и подписные, цена которых может увеличиваться при каждой следующей оплате.
Шрифты, купленные в рамках лицензии Webfont, нельзя использовать для сервисных проектов, выпускающих какую-либо продукцию. Это касается, например, билетных онлайн-касс, соцсетей, сайтов с «мерчом» (вещами и аксессуарами, изготавливаемым по индивидуальным макетам) и т.д.
Процесс приобретения лицензии
На примере всё тех же MyFonts рассмотрим особенности приобретения конкретного шрифта.
Регистрация
Прежде всего создаётся личный кабинет в рамках интернет-магазина. В случае с MyFonts речь может идти только о регистрации для физлиц. Оплата производится посредством карты или PayPal. Именно наличие аккаунта, через который проводились платёжные операции, является подтверждением факта приобретения лицензированного шрифта.
Рекомендуем осуществить регистрацию на корпоративный почтовый ящик. Домен, прописанный в e-mail, будет одним из первых подтверждений ваших прав. Затем в качестве имени аккаунта пропишите название компании, чтобы именно оно отображалось в квитанциях об оплате шрифтов.
Сборка заказа
Войдите на страницу желаемого продукта и откройте вкладку «Buying Choices». Перед вами появятся возможные варианты представления символов. Кликнув рядом с подходящими вам (на кнопку с таким же названием, как и выбранное ранее меню), вы увидите перечень доступных лицензий под каждое из начертаний шрифта. Так, например:
Каковы последствия приобретения шрифта, предусматривающего число посетителей, меньшее, чем на самом деле у ресурса – сказать сложно. Но лучше с этим не экспериментировать.
Процесс покупки
Собранные в корзине продукты можно оплатить любым удобным способом. Далее вам будут предложены простые инструкции, следуя которым, можно без труда осуществить покупку.
Сохраните Invoice, нажав на строку «Get an official quote» в корзине. Сделать это нужно прежде, чем подтвердить оплату кнопкой «Check Out». Наличие документа – это официальное подтверждение сделанного приобретения.
Использование
Заключение
Собственно, приобретя лицензированные шрифты, вы можете спокойно применять их, естественно, не нарушая правил. Если создать современный дизайн сайта самостоятельно не выходит (даже при наличии начертания), то лучше всего обратиться в профильную веб-студию. Команда ответственных и компетентных специалистов удовлетворит всем техническим и лицензионным требованиям, а также запросам клиента. Цена обслуживания будет зависеть от объемов выполняемых работ. Желаем успехов!
Лицензии на шрифты: большой обзор
Разбираемся, как правильно выбрать лицензию, в каких случаях шрифт можно использовать бесплатно, а когда его придётся купить и дизайнеру, и заказчику.
Некоторые компании заранее предупреждают заказчиков и дизайнеров, что произойдёт, если их права нарушат. Например, на сайте студии Артемия Лебедева есть раздел, посвящённый судебным делам. Большинство из них касаются именно неправомерного использования шрифтов. О защите своих авторских прав на своём сайте рассказывает и Paratype.
В мире по-разному относятся к защите авторских прав на шрифт. По законам США шрифт — это программа, которую вы устанавливаете на свой компьютер, и все EULA составлены исходя из этого. В России другая традиция: законодательство защищает шрифт и как софт, и как произведение графики. Это важно.
В создании этого материала нам очень помог сооснователь type.today и tomorrow Илья Рудерман и его лекция о шрифтовых лицензиях.
Из статьи вы узнаете:
Журналистка. Из газеты — в digital. Пишет о дизайне, искусстве и красоте. Живёт на Байкале.
Бесплатные шрифты
Шрифт не бывает бесплатным сам по себе, за его разработку всегда кто-то платит. Здесь вариантов может быть несколько.
1. За создание шрифта заплатила корпорация
Самый известный пример — коллекция Google Fonts, которую компания разрешает использовать и в личных, и в коммерческих целях.
В коллекцию входит, например, семейство шрифтов IBM Plex, разработанное американской компанией IBM как альтернатива популярному платному шрифту Helvetica Neue. Plex охватывает больше ста языков, в нём есть и кириллица.
Гарнитуры из коллекции Google Fonts распространяются по свободным лицензиям SIL Open Font License — её разработали специально для шрифтов — и Apache License, которая относится не только к шрифтам, но и другим компьютерным программам.
2. Шрифт бесплатно распространяет студия или автор
В коллекции Paratype 12 шрифтов, которые можно использовать бесплатно практически без ограничений. Компания запрещает только перепродавать их и сохранять модифицированный шрифтовой файл под оригинальным именем.
Анна Якупова
— Работу над шрифтом всегда кто-то оплачивает, иногда сама студия. Например, шрифты PT Sans и PT Serif частично финансировала Роспечать, а частично — мы сами. Набор PT Root UI Paratype оплатил полностью самостоятельно.
Вообще, у каждого шрифта своя история: так, разработку гротеска Golos заказала компания «Смена». Изначально шрифт хотели использовать только для государственных сайтов, но позже это решение изменили. Тогда мы вместе со «Сменой» решили распространять Golos бесплатно.
А шрифт Ambidexter стал бесплатным благодаря его автору — дизайнеру Егору Белозёрову.
Начинающие дизайнеры могут бесплатно распространять свои шрифты в соцсетях за лайк или репост. Но качество таких проектов не всегда высокое.
Иногда авторы публикуют тестовые версии шрифта, чтобы дизайнеры могли попробовать его, убедиться, что он устанавливается и нормально работает. Это относительно новая практика, и такие шрифты стоит называть скорее условно-бесплатными — использовать их чаще всего можно с ограничениями.
Условно-бесплатные шрифты
Считать предустановленные на компьютере шрифты бесплатными — ошибка. Разработчики операционных систем предоставляют их только для персонального использования, а применять в коммерческих проектах запрещают. Обычно это прописано в EULA, с которым пользователь соглашается, устанавливая программы.
Шрифты, которые вам просто удалось «скачать из интернета», даже условно-бесплатными назвать нельзя. Они нелегальные. Такая копия не даёт никаких прав. Скорее всего, если вы используете такой шрифт в коммерческом или просто публичном проекте, вам придётся разбираться с правообладателем.
Шрифты в аренду
Если шрифт нужен вам не навсегда, а для конкретного проекта, вы можете взять его в аренду, так будет дешевле. Но в этом случае вы получите не файл со шрифтом, а его «облачную» версию, которая исчезнет, когда срок аренды закончится.
Одна из самых больших платформ, которые предоставляют качественные шрифты на время, — Fontstand. Любое начертание там можно протестировать бесплатно — на это дают три часа. Стоимость аренды составляет 10% от полной цены шрифта: от четырёх до девяти евро в месяц. Но, заплатив сразу за 12 месяцев, вы получаете право использовать шрифт бессрочно.
Ещё один проект для аренды шрифтов — Rentafont, он ориентирован на кириллицу. Здесь можно взять шрифт хоть на десять минут, однако чем больше срок аренды, тем дешевле выходит использование. Арендовать шрифт на неделю стоит от 1,2 доллара. А если вы берёте шрифты для оформления сайтов, то платите не за время, а за количество показов веб-страниц.
Важно, что здесь есть ограничения: арендованные шрифты нельзя использовать для создания логотипов, печати книг и журналов, разработки приложений и в наружной рекламе. На всё это уже нужно покупать лицензию.
Шрифты по подписке
Подписаться на шрифты — не значит арендовать их. Принцип шрифтовой подписки такой же, как у музыкальных стриминговых сервисов, — за ежемесячную или годовую плату вы получаете доступ к большой коллекции.
Самый известный из подобных сервисов — Adobe Fonts, он даёт право использовать шрифты и в личных, и в коммерческих проектах. Правда, есть ограничения — например, шрифты, полученные по подписке, нельзя встроить в мобильное приложение.
Анна Якупова
— Мы разрабатываем приложение «Фонтоскоп», с помощью которого можно будет подписаться на библиотеку шрифтов Paratype. Версия для PC находится на стадии бета-тестирования, версия приложения для Mac — пока в разработке.
Основные виды лицензий на шрифты
Классическая схема состоит из трёх основных типов шрифтовых лицензий: Desktop, Web и App. Её придерживаются многие шрифтовые студии, а также магазины, которые шрифты продают. Среди них type.today, Letterhead.store, Myfonts, Fontshop.
Desktop
Покупатели шрифтов по лицензии desktop чаще всего получают файлы в формате OTF.
Можно ли использовать шрифт с лицензией Desktop для создания логотипа? К этому студии и магазины относятся по-разному. Например, type.today не берёт за это дополнительной платы, а в Paratype нужно покупать отдельную лицензию «Лого». Такие нюансы обычно прописаны в лицензионном соглашении.
Лицензия Web даёт право использовать шрифт в оформлении сайта. Стоимость определяется трафиком, при этом одни правообладатели оценивают его по количеству просмотров страниц сайта, другие — по числу уникальных посетителей.
После покупки веб-дизайнеры обычно получают шрифт в формате TTF, WOFF, WOFF2 или EOT. Причём его нужно разместить на сервере — устанавливать такой шрифт на компьютер нельзя, для этого нужна лицензия Desktop.
Шрифты с такой лицензией можно использовать только в мобильных приложениях.
Стоимость зависит от количества приложений. Paratype и Brownfox считают версии для разных платформ — iOS и Android — одним приложением. Но бывает и по-другому.
Шрифт по лицензии App покупатели обычно получают в формате TTF.
Какие ещё бывают лицензии на шрифты?
Гаянэ Багдасарян
основательница студии Brownfox
— Если установить одну цену на все виды использования шрифта, то эта «одна цена» будет слишком высокой для большинства пользователей.
Сложная система лицензирования, которая есть сейчас, позволяет назначать справедливые цены на шрифты в зависимости от объёма использования — большие корпорации, которые широко применяют шрифт во всех мыслимых медиа, платят значительно больше, чем маленькие фирмы с одной вывеской и сотней визиток. Это справедливо.
Новые типы лицензий позволяют установить приемлемые цены на новые медиа. Например, раньше лицензию для видео покупали только телеканалы, и она была очень дорогой. Сейчас видеоформат стал доступным для всех — он есть почти в каждом аккаунте в соцсетях. Поэтому мы ввели лицензию для соцсетей, чтобы можно было использовать шрифт в видео по доступной цене.
Что такое пакетная лицензия?
Необычный вид лицензирования шрифтов — пакетный. Его используют дизайнеры Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий на второй витрине своего магазина — tomorrow, где продаются экспериментальные шрифты. Здесь цена лицензии зависит не столько от среды использования, сколько от масштаба: количества просмотров и числа сотрудников, которые будут работать со шрифтом.
Например, минимальный шрифтовой пакет даёт возможность:
Цена на всё это одна. Так, минимальная лицензия на шрифт CSTM Xprmntl 03 Юрия Остроменцкого стоит 2 800 рублей.
Илья Рудерман
сооснователь type.today и tomorrow
— В 2019 году, когда запускали tomorrow, мы собрали фидбэк от графических дизайнеров, пользователей, покупателей. Они говорили: «Друзья, разбираться в шрифтовых лицензиях очень сложно. Сделайте одну простую кнопку, чтобы разом можно было купить всё». Так мы придумали пакетный способ лицензирования, когда дизайнеру, купившему шрифт, передаются абсолютно все права и форматы.
Пакетов несколько: тестовый, минимальный, средний, максимальный и индивидуальный. Последний — для супербольших заказчиков, которые собираются использовать шрифт так, как мы даже не ожидали.
На уровне покупки пакеты — это очень просто. Если вы поняли их логику, то сразу видите цену и возможности использования. Вопросов по такой системе возникает гораздо меньше, чем по стандартной, которую мы используем в магазине type.today.
Нужно ли заказчику дизайна покупать лицензию на шрифт?
На этот вопрос нет однозначного ответа, нужно читать лицензионные соглашения каждого конкретного распространителя шрифтов.
К примеру, type.today не обязывает заказчика покупать лицензию, если дизайнер передал ему макет, переведённый в кривые. Исключение — случай, когда клиент дизайнера собирается использовать этот шрифт в будущих проектах.
У витрины tomorrow другая логика — заказчика здесь воспринимают полноценным пользователем если не шрифтовых файлов, то уникального дизайна, поэтому он должен купить второй пакет лицензий соразмерно масштабу бизнеса: для небольшого бренда пакет будет минимальным, для крупной фирмы — средним или большим.
Paratype считает, что лицензия должна быть у каждого, кто использует шрифт, в том числе у заказчика. Например, если клиент заказал у дизайнера книгу, которую собирается продавать, то лицензии Desktop должны купить оба.
Такие же принципы у студии Brownfox — клиент должен купить лицензию на шрифт даже в том случае, если дизайнер передал ему макет в кривых.
Гаянэ Багдасарян
основательница студии Brownfox
— Закон охраняет шрифт как произведение графики и как программу для ЭВМ. Дизайнер использует шрифт как программу, устанавливая её в операционную систему компьютера. Клиент дизайнера может использовать шрифт:
Независимо от того, как используется шрифт, нужна лицензия. Дизайнеру для всех нужд достаточно только desktop-лицензии. Клиенту дизайнера могут быть нужны разные типы лицензий в зависимости от характера использования шрифта.
В последние годы пользователи стали подходить к шрифтовому лицензированию более ответственно, и этот тренд укрепляется. Запросы на покупку лицензий, которые мы получаем, стали более осознанными и детальными.
Я считаю, что лицензии для дизайнеров должны быть бесплатными, потому что дизайнер не пользуется результатом своего труда, в который включён шрифт, им пользуется его клиент. Дизайнер же не платит, например, за бумагу, на которой напечатано то, что он сверстал. Он платит только за компьютер и графический редактор — это он не передаёт заказчику, а оставляет у себя.
Пока мир не готов к тому, чтобы сделать лицензии для дизайнеров бесплатными. Для этого нужно, чтобы у всех конечных пользователей шрифта (заказчиков) была собственная лицензия и чтобы все привыкли к тому, что она должна быть.
Как студии отслеживают, кто использовал их шрифты?
Если украденный шрифт дизайнер использовал в личных целях, например, оформил им письмо и отправил его другу, то правообладатель об этом, скорее всего, не узнает. Однако если такой шрифт «засветится» в коммерческом проекте, например, его используют в оформлении книги, которая будет продаваться в магазинах, то конфликта с разработчиком или студией не избежать.
Анна Якупова
— Пиратское использование шрифтов отслеживает наш партнёр — компания «Логард». Её сотрудники целенаправленно ходят по сайтам, просматривают печатные издания, вывески и проверяют, есть ли у тех, кто применил наш шрифт, лицензия. Если они её не находят, то обращаются к компании, которая использовала шрифт незаконно. Часто эти фирмы отвечают, что их
о необходимости купить лицензию не предупредил дизайнер.
Илья Рудерман
сооснователь type.today и tomorrow
— Мы просим разработчиков сайтов упоминать авторов шрифта в коде. Когда мы находим сайты, на которых есть наши шрифты, мы залезаем в код и, увидев упоминание о нас, понимаем, что шрифт, скорее всего, использован корректно. Если дизайнер прислал нам через код такую весточку, мы её получим.
Мы внимательно следим за использованием наших шрифтов не только для того, чтобы найти «пиратов». Разработчики шрифта редко получают фидбэк — не то что благодарности, а хотя бы какие-то комментарии. Единственный способ убедиться, что шрифт, который мы нарисовали, классный, — это увидеть его в классных проектах. Мы сидим и ищем такие проекты, часто офигеваем от того, как неожиданно дизайнер использовал наш шрифт, а параллельно проверяем, купил ли он на него лицензию.
Как проверить лицензию на шрифт?
Единой базы данных о всех шрифтах нет. Самый простой способ выяснить, платный перед вами шрифт или нет, погуглить: забить в строку поиска его название и слово «лицензия» или «license».
Полезные расширения для браузера, которые помогут узнать название использованных в дизайне сайтов шрифтов: WhatFont и Fonts Ninja. Также существует удобный онлайн-сервис WhatTheFont!.
О том, какими бывают лицензии на изображения, читайте в этом материале.