Что значит неизменяемое слово

энциклопедия жизненных ответов

мы стараемся находить самые интересные вопросы и давать на них исчерпывающие ответы. заходите к нам почаще и вы всегда будете находить для себя что-нибудь новое и интересное.

темы вопросов

актуальные комментарии к ответам

Что такое неизменяемые слова?

Что значит неизменяемое слово

Неизменяемые слова — это слова, не имеющие грамматических форм словоизменения.Т.е. они не имеют окончаний и всегда употребляются в одной и той же форме.

1) все служебные слова:

2) междометия: ура, ах, ух;

3) звукоподражательные слова: гав-гав, мяу, га-га-га;

4) наречия: вдруг, туда, по-братски, привлекательнее;

5) деепричастия: читая, сидя, приняв;

6) несклоняемые прилагательные — слова класса бордо (цвет), хаки (коричневато-зеленый, так именуемый защитный цвет), электрик (голубовато-синий цвет), клёш, беж (цвет), индиго (цвет, также черта личности: дети индиго), масака ( красный с синим отливом цвет), коми (последнее употребляется и как существительное: ср. язык коми и коми как представитель национальности);

7) притяжательные местоимения его, её, их. Эти местоимения обозначают принадлежность: книжка (чья?) её (в предложении является определением). Не следует их путать с личными местоимениями в род., вин. падеже: он — его, она — её, оно — его, они — их: вижу (кого?) её — личное местоимение (в предложении является дополнением);

8) несклоняемые существительные: кофе, пальто, антраша, рагу, Тбилиси, Кармен, МГУ;

9) инфинитивы (неопределённые формы глагола): читать, посиживать, принять;

1-5 пункты — это неизменяемые части речи;

6-10 пункты — это неизменяемые формы слова.

Дополнительно на New-Best.com:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Какие слова не имеют окончания?

Не име­ют окон­ча­ния неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. Приведем при­ме­ры слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи, кото­рые не име­ют окончаний.

Исходя из утвер­жде­ния, что окон­ча­ние — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная мор­фе­ма, сде­ла­ем вывод, что в рус­ском язы­ке неиз­ме­ня­е­мые сло­ва не име­ют окончаний.

Что значит неизменяемое слово

Рассмотрим подроб­но, сло­ва каких частей речи или их фор­мы не име­ют окон­ча­ний и при­ве­дем при­ме­ры слов без окончаний:

1. заим­ство­ван­ные нескло­ня­е­мые существительные

неко­то­рые рус­ские слож­но­со­кра­щен­ные нескло­ня­е­мые сло­ва, напри­мер:

2. нескло­ня­е­мые прилагательные

4. слу­жеб­ные части речи (части­цы, пред­ло­ги, сою­зы) и междометия.

Не име­ют окон­ча­ний неиз­ме­ня­е­мые фор­мы неко­то­рых частей речи:

2. фор­ма про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных, например:

Мой почерк (каков?) кра­си­вее, чем у млад­шей сестрёнки.

Ребенок с воз­рас­том стал (каким?) покрепче.

В ком­на­те запах буке­та сире­ни ста­но­вил­ся (каким?) все сильнее.

3. фор­ма про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чия, например:

Мой брат бега­ет (как?) быст­рее сво­их одноклассников.

Из-за сгу­стив­ше­го­ся тума­на доро­га вид­на (как?) хуже, чем вчера.

Все осталь­ные сло­ва в рус­ском язы­ке явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми и, соот­вет­ствен­но, име­ют в сво­ем соста­ве сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окончание:

Перечисленные неиз­ме­ня­е­мые сло­ва научим­ся отли­чать от слов и их форм, име­ю­щих нуле­вое окон­ча­ние в мор­фем­ном соста­ве. Изменив сло­во по родам, чис­лам, паде­жам или лицам, мож­но выявить в его соста­ве мате­ри­аль­но обо­зна­чен­ное окон­ча­ние, например:

Источник

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа № 7 имени Нади Лисановой»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

298600, Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 9, телефон 23-50-60

ПО ТЕМЕ: «ИЗМЕНЯЕМЫЕ И НРЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА, ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ»

Учитель начальных классов

Нуриева Эльвина Рустемовна

Конспект урока по русскому языку.

Учитель: Нуриева Э.Р

Дата проведения: 16.11.18

Предмет: Русский язык

Тема урока : Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Тип урока: Комбинированный.

Педагогические цели: познакомить учащихся со словами, форма которых не меняется; отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму; отрабатывать умения отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов; обогащать письменную и устную речь учащихся.

Планируемые результаты(предметные): содействовать развитию умений отличать неизменяемые слова от изменяемых; развитию скорописи письма, закреплению правил красивого письма обогащению и активизации словаря учащихся; внимательного отношения к слову

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные: способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе, строить сообщение в устной форме, находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, умение договариваться и приходить к общему решению.

Используемые современные образовательные технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающая технология обучения и воспитания д.м.н. Базарного В. Ф., обучение в игре, ИКТ.

Средства обучения: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г.Горецкий, карточки для работы в группах, интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Приветствуют учителя и гостей. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

— Отступите две рабочие строки. запишите число, классная работа.

Что значит неизменяемое слово

Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк

Под к..рнями дер..ва жук заметил н..ру.

– Объясните правописание пропущенных букв. Найдите главные члены предложения, поставьте вопросы, подчеркните.

( 1-ученик выходит к доске, вставляя пропущенные буквы, объясняя орфограммы.2 ученик находит главные члены предложения, определяют какой частью речи выражены главные члены предложения)

3. Актуализация знаний (работа на ковре, технология обучения и воспитания д.м.н. Базарного В. Ф. )

— Какие части слова мы с вами изучили?

— Что такое корень слова?

— Что такое приставка? Алгоритм нахождения приставки? Для чего служит?

— Что такое суффикс? Алгоритм нахождения суффикса? Для чего служит?

— Что такое окончание? Алгоритм нахождения окончание? Для чего служит?

— Что такое основа предложения?

4. Подготовка к введению нового материала

— У вас на конторках карточки со словами. (1 ученик читает вслух) Приложение 1

Собака, лиса, крот, сорока, пони, рыба, стрекоза, кенгуру, шимпанзе.

— Что объединяет эти слова?

-Запишите эти слова, разберите по составу.

-Что общего у этих слов? ( Это имена существительные, одушевлённые, отвечают на вопрос «Кто?», называютживотных.)

— Записывают слова и делают разбор.

— Легко ли вы справились с заданием или встретили затруднение?

-Встретили затруднение при разборе слов: пони, кенгуру, шимпанзе.

5. Введение нового материала.

— Какую часть слова не удалось определить?(окончание)

— Чтобы найти окончание, нам нужно изменить форму слова. Давайте попробуем изменить форму слова. Составим с данными словами предложения используя такие предлоги:

К, на, от, у. (Я подошел к пони. Я сел на пони. Я отошел от пони).

6. Открытие новых знаний.

— Такие слова называются неизменяемыми и всегда употребляются в одной форме. У таких слов нет окончаний.

— Сформулируйте тему нашего урока.( Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. )

— Как вы думаете что будет нашей целью на этом уроке?(научится их употреблять в своей речи)

Что значит неизменяемое слово

7. Работа по теме урока

1.Работа по учебнику с. 98, упр. 189- устно

2. Работа в паре (задание на карточке под номером 2) Приложение 1

Найдите в отрывке песенки неизменяемые слова, исправьте ошибки.

— Запишите одно предложение, подчеркните неизменяемые слова.

-Важно ли знать какие слова неизменяемые, почему?

-Что можно сказать о форме этих слов?

-В словах мы не можем отметить окончание. Они не изменяются.

По периметру класса размещены слова. Вам необходимо распределить их в 2 группы.

-Какие цели мы перед собой ставили?

-Важно ли знать какие слова неизменяемые, почему?

-На что особо мы должны обратить внимание?

-Познакомиться со словами, которые не изменяются.

-Должны правильно их записывать и произносить.

— Оцените свою работу на уроке.

Разбери слова по составу.

Собака, лиса, крот, сорока, пони, рыба, стрекоза, кенгуру, шимпанзе.

Найдите в отрывке песенки неизменяемые слова, исправьте ошибки. Запишите одно предложение, подчеркните неизменяемые слова.

Источник

Неизменяемые слова

Что значит неизменяемое слово

    Познакомить со словами, форма которых не меняется; отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов
    неизменяемые слова, форма слова, изменение формы слова, окончание, нулевое окончание, состав слова, словообразование, совершенствование графического навыка, словарные слова

План урока

Название этапаМетодический комментарий
11. Организационный этап урокаУчитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.
22. Актуализация имеющихся знаний

Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию с опорой на речевой опыт учащихся. Можно предложить ученикам придумать предложения со словами пианино и пальто.

Упражнение 1 в учебнике — повторение и закрепление пройденного с одновременным наблюдением за словами, форма которых не меняется. Возможные ошибки. При определении окончаний у первых слов в парах медведьмедведи, лосьлоси ученики могут выделить как окончание мягкий знак. Помощь. Перед началом работы выясните звуковой состав слов в парах. При наблюдении за словами кенгуру, пони можно пользоваться материалом, помещённым на форзаце учебника («Правильно изменяй форму слова»). После того как ученики придут к выводу, что эти слова не изменяются, следует закрепить этот вывод, задав вопросы: можно ли выделить в этих словах окончания и и? Можно ли выделить нулевое окончание? Ученики должны доказать, почему ни то ни другое сделать нельзя.

Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения, а также знакомит с наиболее употребляемыми (для возраста учеников) неизменяемыми словами. В случае необходимости следует объяснить значения тех слов, которые неизвестны ученикам, и составить с этими словами предложения. Обратите внимание детей на произношение слов кафе и шоссе: ка[фэ], шос[сэ]. Рубрика «Давай подумаем». Если при ответе на вопрос рубрики ученики не сразу догадаются, что эти слова пришли в русский язык из других языков, можно предложить им подумать, откуда берутся в русском языке слова, которые не подчиняются его правилам.

Упражнение 2 в учебнике — поиск и характеристика неизменяемых слов, усвоение материала рубрики «Тайны языка». Проводится фронтально, с опорой на подсказку на форзаце. Вариант выполнения. Организовать проблемную ситуацию, предложив выделить окончания в словах кафе, меню, кофе, желе, эскимо. Дополнительно можно предложить учащимся ответить на вопрос: можно ли заменить неизменяемые слова такими, которые изменяются? Почему? При обсуждении этого вопроса следует сообщить ученикам, что в русском языке нет слов (исконно русских), которые по-другому бы называли эти предметы. Обратите внимание. Это задание можно предлагать только в классах с высоким уровнем подготовленности и хорошим темпом работы, так как ученики должны провести новую для них операцию — выяснить значения слов. Возможные ошибки. Слово кафе ученики могут заменить словами столовая или буфет (в этом случае учителю следует рассказать, чем кафе отличается от столовой и буфета; к тому же слово буфет тоже заимствованное, хотя и изменяется); слово эскимо ученики могут заменить словом мороженое (в этом случае следует сказать, что эскимо — это сорт мороженого, и привести пример: слова стол, стул, шкаф, кровать — это мебель, поэтому любое из слов может быть заменено общим названием — мебель; так же и с мороженым).

Упражнение 3 (работа в паре) в учебнике. Наибольшую трудность скорее всего вызовет у учеников работа со словом пони (возможная ошибка — «Ребята наблюдали за поней»). Причина ошибки — невысокая употребительность этого слова в речи учеников. Следует напомнить детям, что это слово неизменяемое, поэтому нужно говорить: любуюсь пони, катался на пони, подошёл к пони.

Упражнение 4 (трудное) в учебнике — закрепление изученного материала; выполняется фронтально, устно, затем — самостоятельно, письменно. Возможная ошибка. Слово долго ученики называют именем существительным. Помощь. Попросить детей задать вопрос к слову и вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные. После записи ученики ещё раз перечисляют существительные, в которых нет окончаний. Обратите внимание. Упражнения 5, 6 предлагаются для комплексного повторения и закрепления изученного материала: изменение форм слов и выделение окончаний в словах (уроки 21—24). Форма выполнения этих упражнений (фронтальная, индивидуальная, групповая или как домашнее задание) зависит от подготовленности класса и темпа работы.

Упражнение 5 в учебнике — списывание, при любой форме выполнения необходимо проверить правильность списывания.

Упражнение 6 в учебнике можно предложить выполнить в парах, один ученик выписывает формы слова роза, другой — формы слова куст (одна пара учеников работает у доски). После выполнения проводится проверка с опорой на рубрику «Проверь себя». Формы слова роза: розу, розы, роз. Формы слова куст: кустах, куста, (на) кусте. Возможные трудности. Слово розового ученики могут посчитать формой слова роза. Помощь. Предложите задать вопрос к слову. (Куста какого? — розового.) Отвечает ли имя существительное на вопрос какого? (Нет.) Значит, это не форма слова роза, а новое слово — имя прилагательное. Следует обратить внимание и на форму множественного числа слова куст: кустах (этот грамматический признак имени существительного не изучается во 2 классе). Трудность может возникнуть в связи с тем, что кто-нибудь из учеников скажет: «Куст — это один предмет, а кусты — это много предметов, значит, предметы разные, и слова, которые их называют, — тоже разные». В этом случае разъяснение может быть таким: «Сравните: кусты и деревья — это множество кустов и множество деревьев, то есть разных растений. Когда же мы говорим кусты, а не куст, деревья, а не дерево, чашки, а не чашка, ученики, а не ученик, то указываем лишь на то, что этих предметов много, а не на то, что это разные предметы. Значит, если слово указывает на то, что предметов много, — это форма множественного числа слова, а не новое слово».

Записать слова пальто́, кино́, подчеркнуть буквы, которые нужно запомнить. Записать предложения с этими словами в тетради.

1. Записать диктуемые учителем слова в два столбика: в первый столбик — слова, у которых есть окончания, во второй столбик — слова, у которых нет окончания. Слова: солнце, шоссе, месяц, пальто, коньки, такси, окно, метро. Задание выполняется в тетрадях, один из учеников работает у доски. После выполнения задания следует задать обобщающий вопрос: почему слова метро и окно, такси и коньки, которые оканчиваются на одну и ту же букву, записаны в разные столбики? Данное задание позволяет определить, усвоено ли учащимися различие между словами изменяемыми, имеющими в некоторых падежных формах нулевое окончание, и неизменяемыми, у которых окончания нет. 2. Прочитать стихотворение. Определить, относятся ли выделенные слова к неизменяемым. Доказать свою точку зрения.

Пропал щенок мой в воскресенье,

Напёрсток — в среду.

В четверг я не нашла альбома,

А в пятницу — ключей от дома.

И маму пробирает дрожь:

— Чего ты завтра не найдёшь.

И впрямь, давно пропасть бы мог

Цветастый новенький платок —

Так просто выпасть из кармашка!

Ведь я такая растеряшка!

Я нос бы потеряла — точно!

Да он сидит на месте прочно.

Проанализировать сходство и различия между прописными буквами У, Ч. Прописать строчку У, Ч.

Источник

Что такое неизменяемость наречий?

Неизменяемость наре­чий — это их неспо­соб­ность обра­зо­вать грам­ма­ти­че­ские фор­мы рода, чис­ла, паде­жа или лица. Неизменяемость — глав­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак слов этой части речи.

Чтобы понять, что такое неиз­ме­ня­е­мость наре­чий, сна­ча­ла вспом­ним, что наре­чия обра­зу­ют­ся от слов раз­ных частей речи с помо­щью морфем:

Наречие — неизменяемая часть речи

Как видим, в кон­це раз­ных наре­чий чаще все­го име­ют­ся бук­вы «а», «о», «у», «е», «и», кото­ры­ми обо­зна­че­ны суф­фик­сы. Окончаний у наре­чий нет и не может быть как у неиз­ме­ня­е­мых слов.

Что значит неизменяемое слово

Примеры:

А теперь убе­дим­ся в неиз­ме­ня­е­мо­сти наре­чий, рас­смот­рев предложение:

Наречие «шёпо­том» пояс­ня­ет гла­гол и явля­ет­ся обсто­я­тель­ством обра­за действия:

Это наре­чие обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го существительного:

Морфема -ом явля­ет­ся суф­фик­сом, а не окон­ча­ни­ем. Сравним с омо­ни­мич­ной фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа существительного:

С лёг­ким шёпот ом затре­пе­та­ли листья осины.

Попытаемся изме­нить сло­ва в сочетании:

Как видим, в этой паре слов изме­ня­ет­ся толь­ко гла­гол, а наре­чие име­ет одну и ту же посто­ян­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му. Оно при­мы­ка­ет к гла­го­лу толь­ко по смыс­лу. Эти при­зна­ки ука­зы­ва­ют на неиз­ме­ня­е­мость наре­чий как само­сто­я­тель­ной части речи.

Наречия не изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам, по паде­жам или лицам. Неизменяемость наре­чий зна­чит, что сло­ва этой части речи не име­ют грам­ма­ти­че­ских форм рода и чис­ла. Они не скло­ня­ют­ся, как суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, место­име­ния и чис­ли­тель­ные, и не спря­га­ют­ся, как глаголы.

Неизменяемость наре­чий про­яв­ля­ет­ся в отсут­ствии окон­ча­ний в их мор­фем­ном составе.

Примеры

Только наре­чия, кото­рые обра­зо­ва­ны с помо­щью суф­фик­сов и от пол­ных форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, могут обра­зо­вать фор­мы сравнения:

Видеоурок «Неизменяемость наречий»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *