Что значит недирективная помощь детям
Недирективная помощь
Юматова Наталья
Недирективная помощь
Что такое недирективная помощь
Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в контексте недирективной игровой психотерапии, методики которой разработали зарубежные исследователи (В. Экслайн и Г. Л. Лэндратом). Концептуальная основа данного метода – гуманистическая психология К. Роджерса. В отечественном образовании основные принципы организации недирективной помощи разрабатываются в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком (Е. В. Бондаревской и др., концепции о субъектной отраженности (А. В. Петровского и др.) и концепции педагогической поддержки (О. С. Газмана)
В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь
Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.
Примеры ситуаций свидетельствуют о том, что недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти
Примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь
Ситуация 1. Коля (5,5 лет) пытается построить красивый замок из настольного конструктора, но из-за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.
Ситуация 2. Алина (4 года 2 месяца) стоит неподалеку от играющих в «Поликлинику» девочек и с интересом наблюдает за ними. Воспитатель замечает интерес Алины и предлагает девочкам принять ее в игру. Девочки не слышат обращение взрослого.
Ситуация 3. Боря (3,5 года) в ходе самостоятельной деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что Женя К. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит и пытается отнять игрушку.
Воспитатель, который видит подобные ситуации,может задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку?Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, многое зависит от индивидуально-типологических особенностей, предыдущего социального опыта ребенка и самой образовательной ситуации.
Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь
Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка самостоятельность и инициативность.Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре. Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей. Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка.
Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности. Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель
Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.
Сначала воспитатель выясняет значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию.
На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта). Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет.
Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с детьми и внести в нее макеты, которые они самостоятельно изготовили. В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке». Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю».
Шесть принципов, на которых строится недирективная помощь
1. Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
Конспект занятия «Спешим на помощь к Смешарикам» Задачи: Образовательные: совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке, последующее.
Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.
Образовательный проект «Позовем на помощь сказку» Образовательный проект «Позовем на помощь сказку»Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью эффективного обеспечения.
Работа с родителями — помощь воспитателю «Работа с родителями» является неотъемлемой частью работы любого педагога в дошкольном учреждении. Педагоги заинтересованы в том, чтобы.
Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии Некоторые дети в силу определенных обстоятельств развиваются иначе или же не так быстро, как остальные. Чтобы помочь таким детям и семьям,.
Рассказ для подростков «Помощь Матронушки» Предлагаю для ребят и их родителей эту историю из жизни. ПОМОЩЬ МАТРОНУШКИ Вера после девятого класса поступила в медицинский колледж,.
В помощь аттестующимся. Отзыв на ООД по познавательному развитию Я получила несколько сообщений от коллег с просьбой разместить примерный отзыв на организованную образовательную деятельность! Сегодня выполняю.
Недирективные методы взаимодействия с детьми в рамках детского сада
Комментарии 0
Мне нравится 6
Что такое недирективные методы взаимодействия?
Недирективные методы взаимодействия объединяют такие формы, техники и способы общения, при которых проявляется взаимоуважение, принятие собеседниками друг друга, учет мнения другого, возможность договориться. В детском саду недирективные формы взаимодействия подразумевают равные позиции воспитателя и ребенка, уважение и принятие чувств ребенка, словесное выражение воспитателем своих чувств. На первый взгляд кажется, что все это не совсем реально в настоящих условиях образовательных учреждений, где в группах воспитатель один, а детей до 30 человек. Здесь трудно найти подход к каждому ребенку и принять его чувства. Но важно стремиться к этому.
К недирективным методам можно отнести диалог с ребенком, беседу, основанные на активном слушании и применении техники «Я-сообщений», принятие (а не запрет) негативных проявлений у ребенка—агрессии, печали, буйной радости и т.д.
Основа недирективных методов—это уважение к ребенку, принятие его как отдельной самостоятельной личности, имеющей право на собственное мнение и свой взгляд на жизнь.
Недирективные методы в действии
При общении с детьми важно понять свой взгляд на ситуацию. Дети имеют право злиться, иметь свои потребности и желания и высказывать их. Вопрос в другом. Бороться ли мне, как воспитателю, с этим ребенком постоянными требованиями, подавлять его проявления запретами? Или научиться с ним взаимодействовать, общаться, понимать его? Требования и запреты важны, они обеспечивают нашу безопасность, порядок. Но лишь объясняя их через беседу, мы сможем донести это до ребенка.
Запреты—это не наказание, а помощь в организации своей жизнедеятельности. Фраза «Нельзя драться» имеет глубинный смысл для нас, но не для ребенка. А вот ее объяснение поможет ему понять, почему так не стоит делать. Например, «Драться нельзя, потому что это нарушение границ чужого пространства. У каждого человека есть свое личное пространство. И никто не имеет права его нарушать» или «Драться нельзя, потому что ты можешь причинить боль и вред другому, спор можно решить словами, объяснив другому, чего ты хочешь».
И не стоит думать, что дети не смогут понять такое объяснение. Запрет будет иметь для них конкретный смысл. А фраза «Так нельзя делать» вызовет у ребенка лишь чувство вины, злость или обиду, потому что в этой фразе заключается обвинение, давление на него.
Воспитатель имеет социальный статус, и для ребенка он—авторитет без каких-либо условностей. Поэтому не стоит бояться потерять свою «власть». Частая фраза: «Если на них не кричать/не держать в «ежовых рукавицах» и т.д., то они «сядут на шею». Дети не звери, а социальные существа. Для них средство общения—это язык, слова. Они многое могут понять. Разговаривая с ними, можно решить проблемы и вопросы, связанные с отсутствием взаимопонимания, с ними можно договориться без требований и криков (которые являются подтверждением «власти» над детьми).
В диалоге с ребенком важно учитывать его чувства и показывать ему, что мы понимаем эти чувства. Например, если ребенок злиться на вас или обиделся, то стоит отразить его чувства (хотя мы сами при этом можем испытывать злость): «Я вижу, что ты злишься, но сейчас нам надо. ». Для ребенка важно увидеть, что его понимают. При этом, если вы сами злитесь, то не стоит этого скрывать, дети все равно почувствуют ваше настроение. Можно сказать: «Я сейчас злюсь, потому что вы балуетесь и не собираетесь на музыкальное занятие». Только важно говорить о своих чувствах и о конкретных действиях ребенка, а не критиковать его как личность.
Все выражаемые ребенком чувства и состояния отражают его внутренний мир. Если ребенок злиться, плачет, проявляет агрессию по отношению к внешнему миру, то он таким способом сообщает о том, что ему плохо, что он нуждается в помощи и принятии. А вместо этого часто за такое поведение получает наказание или выговор вместо участия, разговора о его чувствах. Важно постараться принять детей такими, какие они есть, а не критиковать их и подавлять их проявления. И тогда появится желание помочь. Каждый сам выбирает способ взаимодействия с детьми.
Что можно почитать по данной теме?
Г.Фигдор «Детский сад с точки зрения психоанализа» (журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005 г.)
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» — Москва: АСТ, 2008 г. — 240 с.
Г.Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений», 1998.
Недирективная помощь как эффективный прием для развития инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой
Татьяна Дьячкова
Недирективная помощь как эффективный прием для развития инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой
«Недирективная помощь как эффективный прием для развития
инициативы и самостоятельности на занятиях физической культуры»
Недирективная помощь – это партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между педагогами и детьми, принятие их чувств.
Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в контексте недирективной игровой терапии, разработанной зарубежными исследователями. В отечественном образовании основные принципы организации недирективной помощи разрабатываются в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Недирективная помощь чаще используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной и трудовой деятельности детей.
Оказывая недирективную помощь мы развиваем у детей самостоятельность и инициативность. Самостоятельностьв игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно – игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.
Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.
Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.
Приемы:
Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, педагог должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.
Сначала выясняем значимые для ребенка неудовлетворенные потребности. Затем оказываем дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждая совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе обучаем ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагаем поиграть с кем-то еще в группе.
Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры обсудить совместно с детьми ее тему и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, можно обсудить кто с кем хочет играть. В процессе проигрывания создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «Волшебного сундучка» и других многофункциональных предметов. Дети могут обсудить друг с другом дальнейшее развитие сюжета и нарисовать его.
Шесть принципов, на которых строиться недирективная помощь
1. Принцип диалога – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации.
2. Принцип вариативности – каждая ситуация может и должна иметь несколько вариантов решения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
3. Принцип доброжелательности – педагог показывает заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавая условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – выражать уверенность в успехе ребенка.
5. Принцип эмоциональности – важно поддержать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую – либо образовательную ситуацию.
6. Принцип развивающей субъективности.
— «Что из услышанного сегодня я смогу применить в своей работе?»
Если мы с вами овладеем эффективными способами собственной эмоциональной регуляции и научимся понимать друг друга, мы сможем обучить этому детей. Они научатся лучше понимать друг друга и смогут выстраивать вариативную и диалоговую тактику недирективной помощи.
Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы» Сдаём мы нормы ГТО. В целях повышения эффективности использования возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитания.
«Наши занятия физической культурой». Фотоотчет Важная составляющая общего развития ребенка в детском саду – занятие физической культурой. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым,.
Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.
Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.
Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.
Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.
Сообщение «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.
Консультация для воспитателей «способы поддержки и направления детской инициативы» консультация
Консультация для воспитателей «способы поддержки и направления детской инициативы» консультация
Когда ребенку нужна недирективная помощь?
Недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.
Здесь педагоги могут задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку? Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Конечно, не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацелить на поиск нескольких вариантов решения. Если воспитатель будет позиционировать себя в качестве воспитателя-наставника, тьютора, используя в своей работе недирективный подход, то он будет давать ребенку возможность ощутить собственную ценность, почувствовать радость и гордость от успешных инициативных действий. В этом и состоит суть оказания недирективной помощи ребенку.
На что направлена недирективная помощь?
Итак, недирективная помощь строится на шести принципах. Рассмотрим их:
1. Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил
3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.
Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию
6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
на которых строится недирективная помощь
Мы определили, что недиректиная помощь нужна ребенку, который находится в состоянии эмоционального дискомфорта. Учитывая это, с ним следует поэтапно выстраивать педагогическое общение с ребенком.
Сначала нужно выяснить значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру).
Затем оказать эмоциональную поддержку – совместно с ребенком обсудить возникшую ситуацию.
Далее нужно подсказать ему, научить, как самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта – предложить поиграть с другими детьми в группе (возможно, с теми, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта). Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет, условно обозначает кто, где и с кем хочет играть (деление на подгруппы, мини-группы). Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю (или хотел бы поиграть)». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и т.д.
Этапы оказания недирективной помощи и поддержки
Таким образом, когда мы оказываем недирективную помощь, то развиваем у ребенка не только самостоятельность и инициативность, но и имеем возможность предупредить проблемные ситуации, возникающие в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы.
Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка
Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности
Какие задачи решает воспитатель,
когда оказывает недирективную помощь
Теперь предлагаю вам рассмотреть примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь и попробовать их решить, опираясь на рассмотренные выше этапы, приёмы (возврат к слайду №7). Для решения и обсуждения ситуаций вы можете объединиться в небольшие группы.
Этапы оказания недирективной помощи и поддержки
Уважаемые коллеги, я хочу пожелать вам творческой активности и заинтересованности, потому что только заинтересованный своим делом педагог может взрастить инициативную самостоятельную личность!