Что значит неблагополучная семья мотивы признания

Неблагополучная семья – что это такое, основные типы, особенности, признаки, причины и проблемы

Что значит неблагополучная семья мотивы признания

Для гармоничного развития детей необходима здоровая атмосфера в доме, воспитание и уход. Неблагополучная семья оказывает негативное влияние на психологическое и физическое развитие ребенка. По этой причине социальные службы должны следить за такими ячейками общества, чтобы вовремя реагировать на возникающие проблемы.

Что такое неблагополучная семья?

В общественном представлении это понятие тесно связано с алкоголизмом, наркоманией и недостатком материальных средств. В широком смысле неблагополучная семья – это та, которая не справляется со своими функциями по воспитанию ребенка. Дети испытывают сложности в развитии, сталкиваются со снижением умственных и физических способностей. Семья с низким социальным статусом не обязательно малоимущая. Она может не испытывать материальных проблем, но из-за нездорового климата, физического или психологического насилия на ребенком иметь статус неблагополучной.

Что значит неблагополучная семья мотивы признания

Типы неблагополучных семей

Классификация проводится по видам деструктивных факторов, воздействующих на детей. К неблагополучным семьям относятся следующие типы:

Особенности неблагополучных семей

По внешним признакам не всегда можно определить точный социальный статус ячейки общества. Чтобы понять, что значит неблагополучная семья и как ее выявить, социальные работники используют несколько критериев. К ним относятся как внешний вид ребенка, так и его психологическое состояние. Ряд особенностей и характерных признаков помогает осуществить выявление неблагополучных семей, которые подлежат постановке на учет и наблюдению со стороны социальных служб.

Признаки неблагополучной семьи

Определить социальный статус ячейки общества можно по внешним проявлениям. Характеристика неблагополучной семьи включает в себя один или несколько признаков:

Причины появления неблагополучных семей

Источником ухудшения положения ребенка и его родителей могут служить разные факторы. Социально неблагополучие семьи возникают по следующим причинам:

Проблемы неблагополучных семей

Конфликтная обстановка в доме, отсутствие заботы, ухода и воспитания приводят к многочисленным нарушениям в развитии ребенка. Неблагополучная семья – это источник физических и психологических травм:

Кто занимается неблагополучными семьями?

Обязанности по выявлению и проведению работы возложены на органы опеки и попечительства. Они должны регулярно проверять социально неблагополучные и конфликтные семьи. Если установлены случаи жестокого обращения с ребенком или пренебрежение родительскими обязанностями, органы опеки обязаны забрать детей в интернат. Для помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, работают специальные социально-реабилитационные учреждения.

Что значит неблагополучная семья мотивы признания

Методы выявления неблагополучных семей

Чтобы определить социальный статус, работники служб опеки используют несколько способов:

Формы работы с неблагополучными семьями

Чтобы исправить ситуацию и наладить отношения между родителями и детьми, социальные работники используют разные методы:

Помощь неблагополучным семьям

Для поддержки используются разные виды мероприятий, направленные на повышение социального статуса:

Советы неблагополучным семьям

Педагоги и психологи дают несколько рекомендаций для поддержания здоровой атмосферы в доме:

Куда забирают детей из неблагополучных семей?

Если сотрудники социальных служб установили, что условия содержания представляют опасность для жизни и здоровья ребенка, его забирают на временное содержание органы опеки и попечительства. Затем дело передается в суд, где выносится решение о лишении родительских прав. Дети из неблагополучных семей попадают в детские дома или передаются под опеку ближайшим родственникам, способным обеспечить уход.

Знаменитости из неблагополучных семей

Многие известные люди провели детство в плохих условиях, что не помешало им добиться успеха:

Фильмы о неблагополучных семьях

Проблема воспитания детей нашла отражение и в кинематографе. Понятие «неблагополучная семья» раскрывается во многих фильмах:

Источник

Дети из неблагополучных семей

Что значит неблагополучная семья мотивы признания

Развитие человека как личности всегда начинается в семье или в искусственно-созданной среде воспитания (детский дом, интернат). От того, в каких условиях растут люди, начиная с младенчества, зависит вся их дальнейшая жизнь. Благополучие и неблагополучие той или иной ячейки общества сказывается на их воспитании, социальной адаптации, физическом и психологическом развитии.

Неблагополучные семьи становятся объектом наблюдения со стороны социальных, государственных и психологических учреждений. Так какая же семья может считаться неблагополучной, какие меры стоит принять обществу для оказания помощи и исправления ситуации будет рассмотрено далее.

Что значит неблагополучная семья мотивы признания

Какая семья считается неблагополучной

Благополучие и неблагополучие – понятия относительные, у них нет четкого определения ни в законных актах, ни в психологических учебниках. Однозначно определить статус неблагополучной семьи можно только при совместной работе психологов, полиции, социальных служб.

Иногда проблемы могут возникнуть в самой обычной ячейке общества из-за временных трудностей материальных, моральных (стрессы, усталость на работе родителей, проблемы с финансами). В этом случае своевременное оказание помощи специалистов может в кратчайшие сроки восстановить нормальные отношения среди родных людей, избежать присвоения статуса неблагополучной.

Но существуют семьи, в которых проблемы, аморальное поведение и другие отклонения от социальной нормы стали привычными, другой жизни и другого поведения дети, воспитывающиеся в таких условиях, просто не знают. Помощь неблагополучной семье в этом случае выражается в длительной работе психологов, органов соцзащиты. Возможно, даже с размещением отдельных взрослых в специальных учреждениях, или помещением несовершеннолетних в государственные детские дома или больницы.

Среди неблагополучных семей можно условно выделить два типа:

Главная проблема в неблагополучной семье – это отсутствие условий для нормального развития младших ее членов. Это могут быть как материальные трудности, так и нехватка внимания, психологические проблемы, межличностные отношения. В зависимости от проблем, выделяют следующие виды и категории неблагополучных семей:

Разбирать ситуацию в каждой семье следует индивидуально.

Важно! Не только рукоприкладство или жестокое обращение с детьми может стать причиной отклонений в развитии ребенка. Отсутствие доверительных отношений с обоими родителями, неумение выражать свои чувства может привести к появлению проблем в психическом становлении личности.

Что значит неблагополучная семья мотивы признания

Дети в социально неблагополучных семьях

Дети из явно неблагополучных семей отличаются от своих сверстников не в лучшую сторону. Все зависит от степени разлада и характера проблем у них дома. Чтобы своевременно найти проблемную семью, педагогам, воспитателям, родственникам, не проживающим совместно, необходимо обращать внимание на общее состояние детей:

На помощь детям из социально неблагополучных семей приходят органы опеки и соцзащиты. Негативная обстановка дома сказывается на общем физическом состоянии ребенка, он начинает много болеть из-за ослабленного иммунитета. Из-за недоедания у них могут возникнуть проблемы с развитием внутренних органов. Практически всегда стресс, перенесенный в раннем детстве, сказывается на работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы, работе органов ЖКТ, дыхательной системы.

Своевременная диагностика детей из социально неблагополучных семей позволит в будущем предотвратить увеличение числа таких нездоровых ячеек общества. Ведь ребенок, выросший в условиях психологического и физического насилия, просто не знает другой жизни. Кроме того, при общении со сверстниками, он может проявлять агрессию, выражаться непристойными словами, копировать поведение взрослых. Это может стать примером для других детей, которые впитывают всю информацию, подобно губке.

Важно! Многие хронические болезни, мучающие человека всю жизнь, берут свое начало в детском возрасте. Стоит своевременно обращать внимание на отклонения в развитии дошкольников и подростков!

Что значит неблагополучная семья мотивы признания

Как выявить и куда обращаться

Выявление социально-неблагополучных семей иногда занимает достаточно длительный период времени. Не всегда проблемы всех или одного из родственников сказываются на поведении или внешнем виде. Так душевные переживания, страдания зачастую не придаются огласке, даже самые ближайшие люди, родители не догадываются о проблемах своих детей.

Для малышей детсадовского и дошкольного возраста разработаны некоторые алгоритмы и методы выявления благополучных и неблагополучных семей. При поступлении в детский сад или школу создаются специальные комиссии, которые изучают условия жизни маленьких граждан. В этом случае есть большая вероятность выявить проблемы в той или иной ячейке общества еще на ранних стадиях, оказать помощь семьям, нуждающимся в поддержке.

Определить, в каких условиях растет ребенок, возможно из бесед, которые проводят с ним психологи и педагоги без присутствия родителей. Постоянное общение не только с малышами, но и их родителями, посещение квартиры или дома, где проживает семья, способствует определению статуса «неблагополучной». В этом случае директор образовательного учреждения обращается в социальную службу, которая берет на себя ответственность и обязательство помогать данным людям.

Методические рекомендации по выявлению социально-неблагополучных семей рассматривают как источники информации родственников, соседей, обращения самих несовершеннолетних в органы соцзащиты. Для раннего выявления проблемных ячеек общества между собой должны сотрудничать:

В зависимости от типа проблем, органы государственной власти включаются в работу с неблагополучной семьей, чтобы оказать помощь. Важно в таком случае родителям не закрываться от общения с психологами и социальными работниками, а идти навстречу, проявлять инициативу в решении накопившихся проблем. Выделяют следующие факторы риска, устранив которые можно побороться за сохранение нормальной ячейки общества:

Выявив социально неблагополучную ячейку общества, главной задачей работников органов социальной защиты становится налаживание диалога как со взрослыми, так и с несовершеннолетними. Зачастую добиться понимания со стороны родителей, подающих негативный пример, сложнее, чем с малолетними детьми и даже подростками.

Отсутствие необходимого воспитания и ухода внутри социально неблагополучных семей сказывается не только на самом ребенке, но и на обществе вокруг него. Чтобы сохранить полноценную любящую семью, где каждый ее член готов прийти на помощь и поддержать другого, родители должны прежде всего начать с воспитания себя. Только собственным примером можно привить своим чадам любовь к окружающим, заботу, сопереживание и другие моральные ценности.

Источник

«Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия»

«Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия»

Идея о том, что ничто не может заменить ребенку семью, общепринята. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

М.А. Галагузовой, Л.В. Мардаханова, Т.И. Шульги и М.В. Шакурова выделяют четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Асоциальные семьи–семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия.

Для социально-педагогического понимания проблемы семьи особо важно изучение педагогически несостоятельных семей, часто ошибочно называемых «неблагополучными». В их основе не финансовая несостоятельность, а неспособность родителей к социально-половому и социально-педагогическому воспитанию. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи. Духовные потребности здесь второстепенны. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Часто это приводит к развитию еще одного типа семьи – криминогенного.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Признаки здоровой семьи:

— наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;

— отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

— удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными;

— единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

— здоровый семейный образ жизни.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Сухогузова И.Г. выделяет типы неблагополучных семей по типу воспитательных ошибок:

— семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», что «мы сами такими же были». Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка;

— семьи с позицией круговой обороны воспитания, строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию;

— семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что он растет «бандитом» и т.п. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, вызывает озлобление по отношению к взрослым, родителям;

— семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения;

— семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родителям присуще злоупотребление физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – жестокая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных;

— семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову»;

— семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания. Данный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери;

— семьи с воспитанием по типу «кумир семьи». Данное отношение часто возникает по отношению к поздним детям, когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, в результате у него формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители;

— семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей.

К семьям со скрытыми формами семейного неблагополучия относятся следующие: семьи, ориентированные на успех ребенка; псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи.

Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать.

Подобная форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.

Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретные формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи.

Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет.

Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, для него является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма.

Мнимое сотрудничество. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи (чаще жена), после длительного периода занятий только домашними делами, решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы.

В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам.

Специалистом СППС школы было проведено анкетирование среди учащихся 2-х классов (в 2-х случайно выбранных классах). Целью данного анкетирования было определить, насколько учащиеся удовлетворены психологическим климатом в своей семье. Методика предназначена для изучения общего фона переживаний ребенка, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье. Ниже мы приводим результаты анкетирования.

Что значит неблагополучная семья мотивы признания

Расшифровка в случае, если тревожность повышена (по шкалам):

Искренне надеемся, что наша лекция была вам полезна. Предлагаем вам пройти простой тест (для себя), данные теста отправлять не нужно. Задача теста определить, придерживаетесь ли вы правильных принципов в воспитании ваших детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *