Что значит не раздражайте детей ваших
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 6:4
Свт. Иоанн Златоуст
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Сделав увещание, какое нужно было, детям, (апостол) переходить к отцам, говоря: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? «Не раздражайте детей ваших», как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами, а не как со свободными. Поэтому говорит: «Не раздражайте детей ваших». Затем, что самое главное, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случай в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: «Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его «в учении и наставлении Господнем». Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: «Почитай отца твоего и мать» – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям. Дети в этом возрасте многого не знают, к незнанию же присоединяется еще то, что они узнают нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и боялись смерти, каков, например, Ахиллес, безутешный и умирающий за наложницу, или другой, предающийся пьянству, и проч. в этом роде. Итак, он (сын твой) нуждается в этих лекарствах.
Гомилии на Послание к Ефесянам.
Свт. Тихон Задонский
И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни
Это слово Дух Святой говорит через апостола родителям и увещевает их, чтобы воспитывали своих детей, как подобает христианам. «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Все христиане в святом Крещении обновились к новой, святой и христианской жизни, и обещали Богу верой и правдой служить, и так Ему угождать. Но чтобы крестившимся не развратиться, и не прийти в бедственное состояние, и чтобы не случилось с ними по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2:22), – нужно им непременно предотвратить это бедственное состояние добрым воспитанием детей, пока они еще малы и юны. Ибо с болью и воздыханием видим, что многие дети в юности развращаются. Это случается с ними от небрежения родителей. Многие родители учат своих детей художествам, служащим для временной жизни, иные стараются научить иностранным языкам, и не мало денег на это расходуют, но о христианском учении не заботятся, и не стараются научить своих детей жить по-христиански. Такие родители рожают своих детей для временной жизни, но двери к вечной жизни для них затворяют.
Краткие нравоучительные слова. Слово 15.
Свт. Феофан Затворник
И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни
Отцы. О матерях не поминает, не потому, чтобы и им не принадлежала часть в попечении о детях, но потому, что труд этот у отца и матери неразделен и что говорится одному, то падает на обоих. Отцы — то же, что родители.
Не раздражайте чад. Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, — от чего всего детям иногда бывает теснее рабов. Почему в послании к Колоссянам в побуждение к нераздражению детей поставлено: да не унывают (3, 21). До христианства отцы слишком много власти являли над детьми: вошло в обычай так. В отсечение сего излишества и пишет так Апостол, чтоб между христианами не повторялось того, что обычно среди язычников.
Норма для того и другого — дух христианства, чтоб и наказание, и учение были Господни. Итак, Апостол требует от родителей, чтобы они, соразмеряя строгость с кротостию, научали их и жить по-христиански, и смотреть на все глазами христианскими, или судить о всем христианским умом.
Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это — мой долг!
Доколе будем мы оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни. Кто прежде всего научается быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько — если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто, заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой: давай ему великое, а не малое. Внимай словам Апостола Павла: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрию. Если он не будет ритором, отсюда не произойдет еще никакого вреда, а при недостатке любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы. Благоповедение нужно, а не остроумие, — нравственность, а не сила речи, — дела, а не слова: это доставляет Царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно».
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Блаж. Феофилакт Болгарский
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших
Не сказал: любите; потому что этого даже помимо их воли требует от них природа, но: не раздражайте, то есть не лишайте их доли и наследства, не тесните их грубо, обращаясь с ними не как со свободными, а как с рабами, и постоянно будьте терпеливы к ним.
но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Восходит к началу и основанию покорности и указывает отцам, каким образом они могут сделать своих детей послушными. Ибо, если ты, говорит, желаешь, чтобы дети слушались тебя, воспитывай их в слове Божием, и не говори, что дело монахов — читать Божественное Писание. Ибо это — долг всякого христианина, и особенно живущих в мире, поскольку и нуждаются они в большей помощи, как живущие посреди житейского волнения. Равно как и для тебя нужно, чтобы дети слушали Писание; из сего ведь они могут узнать: чти отца твоего и матерь твою. Затем, ты воспитываешь сына на эллинских сочинениях, из которых познается все самое худшее, а ужели не будешь питать его словом Божиим?
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Блаж. Иероним Стридонский
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Комментарий на Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Отцы, не раздражайте детей ваших
Отцы, не раздражайте детей ваших.
Вчера мы с вами уже говорили на тему отношений мужа и жены в христианском браке. Сегодня коснемся близкой темы и поговорим о том, как, по мнению Ап. Павла, должны строиться отношения между детьми и родителями.
Послания Ап. Павла адресовались христианским общинам, значит, он имеет в виду отношения не между верующими и неверующими (когда кто-то: или родители, или дети – нехристиане), а отношения в христианской семье, отношения, когда и родители, и дети – христиане.
Итак, какие они, отношения детей и родителей в христианской семье.
На эту тему я приведу лишь один отрывок из Посланий Ап. Павла, а потом немного его прокомментирую:
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 1-4).
В приведенном тексте отметим несколько пунктов, которые могут оказаться нам интересными и, главное, полезными.
1. Прежде всего, обращает на себя внимание акцент на том, что дети должны почитать своих родителей. Но разве это не настолько очевидно, что требовалось об этом кому-то напоминать?
В первом веке, когда христианство только возникло, революционность и новизна христианских идей приводила к тому, что люди хотели по-другому, по-новому строить отношения друг с другом. Все прежнее, ветхозаветное считалось устаревшим. Это было что-то сродни переменам, произошедшим в создании людей после большевистской революции 1917 года. Тогда тоже многие ратовали за полное уничтожение дореволюционных норм поведения и нравственности.
Нам важно, что Ап. Павел начинает с того, что напоминает ветхозаветную заповедь. Это – незыблемо, это – фундамент. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
Более того, Апостол пишет, что дети должны повиноваться родителям в Господе, то есть ради Господа, как говорится, не за страх, а за совесть.
2. Теперь поговорим об отношении родителей к детям:
До нас дошло письмо, датируемое тем же временем, когда проповедовал Ап. Павел. Некий Циларион, уехавший по делам в Александрию, пишет жене нежное письмо. Прочитаем это письмо, написанное на папирусе: «Циларион, Алисе – жене, сердечные приветствия, как и моим дорогим Берусу и Аполлонариону. Знайте, что мы все еще в Александрии. Не волнуйтесь, если все вернутся, я еще останусь в Александрии. Я прошу и умоляю тебя позаботиться о маленьком ребенке и как только я получу жалование, я пошлю его тебе. Если – да сопутствует тебе удача, – ты родила и он мальчик, пусть он живет, если девочка – выбрось ее. Ты просила Афродисиаса передать мне: Не забудь меня. Как могу я забыть тебя? Прошу тебя, поэтому, не волноваться».
Какое странное письмо! Полное любви, и в то же время такое бессердечие по отношению к ребенку, который может родиться…
Один из просвещеннейших мужей древности, Сенека, писал: «Мы отводим на бойню свирепого быка, мы убиваем бешеную собаку, мы уничтожаем больное животное, чтобы оно не заразило стадо; детей же, которые рождаются слабыми и уродливыми, мы топим».
В древнем языческом мире существовал принцип: патриа потестас. Это означало, что судьба ребенка была полностью в руках его отца. Отец мог бросить новорожденного ребенка за порог, и тот считался вычеркнутым из списков членов семьи. Если малыша не подбирали, он был обречен умереть. Но не все были такими жестокими. Чаще новорожденных относили на городской форум, где их подбирали желающие воспитать раба или блудницу…
Историки говорят, что Эфес и другие языческие города в отношении отцов и детей представляли печальную картину. Дети были бесправны, часто забиты. Но разве такое допустимо в христианской семье? Поэтому Ап. Павел формулирует важный педагогический принцип: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших.
3. Итак, И вы, отцы, не раздражайте детей ваших… Греческое слово, переведенное у нас как раздражение, можно перевести более понятно: озлобление. Родители не должны быть неуместно строги и тем более жестоки к детям, они не должны так вести себя по отношению к детям, чтобы те озлоблялись.
В прежнем мире, когда в отношении воспитания родители придерживались традиционных, патриархальных, представлений, наказания детей были нередки. Родители руководствовались принципом: так воспитывали нас, так будем и мы воспитывать. А о чем говорить, если Ветхий Завет недвусмысленно наставлял: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25); «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19, 18) и др.
Однако то, что не было очевидно для древних людей, доступно нам, благодаря современным достижениям в области детской психологии и педагогики. Азы психологии учат, что если ребенок растет в семье, где существует диктатура силы – отец сильный и поэтому заставит тебя делать то, что надо, – то такое отношение к людям и к жизни будет иметь и ребенок. Если десятилетнего ребенка принуждали силой поступать так, как считали родители, то в 20 лет он станет очевидно сильнее уже немолодого отца. Ну, уж в 30 лет точно станет сильнее. И старики-родители на себе сполна испытают и силу, и произвол, и диктатуру насилия.
Тему наказания ребенка мы подробно разбираем в работе «Воспитание ребёнка в христианской вере».
Тут не место об этом подробно говорить, просто еще раз напомню, что Апостол Павел призывает нас к мудрости, доброте и ласке в воспитании детей.
4. И вы, отцы… воспитывайте (детей) в учении и наставлении Господнем. В этой цитате есть три элемента, которые не совсем верно переведены:
А) Воспитывайте;
Б) В учении;
В) Наставлении Господнем.
Думаю, мы сейчас, разобрав эти слова, продвинемся в более глубоком понимании этого фрагмента.
Начну со второго слова. Учение – греч. пидеа – означает просто воспитание, педагогику. Вы спросите: а как же слово воспитание, которое тоже есть в этом тексте? Получается масло масляное: воспитывайте в воспитании. А дело в том, что слово, переведенное у нас как воспитание, на самом деле нужно перевести иначе: выкармливайте. Как птица заботливо выкармливает своих птенцов, так и люди должны с любовью выкармливать своих чад.
Итак, у нас получилось: не воспитывайте… в учении, а, как правильно перевести: выкармливайте, воспитывая.
Теперь последние слова: …и наставлении Господнем.
Наставление здесь правильнее перевести как вразумление, научение словом. Речь идет о том, чтобы родители с детства рассказывали своим чадам Закон Божий, учили их заповедям и основам христианской жизни.
Давайте попробуем по-новому перевести все это предложение.
У нас было: И вы, отцы… воспитывайте (детей) в учении и наставлении Господнем.
Давайте сделаем так: И вы, отцы… выкармливайте (детей) воспитывая и вразумляя учением Господним.
«Не безрассудно ли учить детей искусствам. ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это – мой долг!»
Попытайтесь догадаться, когда это было написано? Кажется, что написано это сегодня, а тем не менее текст этот принадлежит перу святителя Иоанна Златоустого и написан он был 1600 лет тому назад.
В заключение этого пункта приведу еще слова этого святого отца:
«Итак, образуем детей так, чтобы они могли переносить все, и знали, как должно поступать среди несчастий, воспитаем их в учении и наставлении Господнем, – и нам воздастся великая награда.
В самом деле, если люди, делающие изваяния царей и пишущие их портреты, пользуются большим почетом, то мы, которые украшаем образ Царя Небесного (потому что человек есть образ Божий), не будем ли наслаждаться гораздо большими благами за то, что восстановляем Божье подобие? Именно с этим может сравниться добродетель души, когда научим детей быть добрыми, нераздражительными, непамятозлобными, готовыми на благодеяния, человеколюбивыми… и когда наставим их не дорожить земными благами. Итак, образовать и упорядочить себя и их – вот наша обязанность! Иначе, как мы дерзнем предстать престолу Христову? …Но что ты говоришь? Ужели, если наши жены и дети будут беспорядочны, ее то мы будем подлежать за них ответу? Да… Итак, позаботимся о женах, будем особенно предусмотрительны в отношении к детям, домашним и к себе самим; когда же начнем приводить в порядок и себя и их, то станем молить Бога, чтобы Он помог нам в трудах наших. И Он поможет, когда увидит, что мы об этом стараемся, к этому прилагаем свои заботы; если же мы ничем не заняты, то и Он не подаст нам Своей помощи. Ведь не тогда Бог дарует нам помощь, когда мы спим, но когда и сами мы трудимся. Помощник помогает не праздному, а тому, кто и сам работает. Впрочем благой Бог силен сам Собою совершить дело, чтобы все мы сподобились наследовать обетованные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. »
Мудрости вам, дорогие родители и воспитатели. И помощи Божией в построении нежных и мудрых отношений с вашими детьми.
Утром, помолившись с семьей, ухожу по делам. Устенька ждет в гости своего друга Киприана.
Возвращаюсь вечером домой. Детки поиграли.
Толкование на Ефесянам 6:4
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Ефесянам 6:4 / Еф 6:4
Иоанн Златоуст (
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Сделав увещание, какое нужно было, детям, (апостол) переходить к отцам, говоря: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? «Не раздражайте детей ваших», как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами, а не как со свободными. Поэтому говорит: «Не раздражайте детей ваших». Затем, что самое главное, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случай в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: «Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его «в учении и наставлении Господнем». Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: «Почитай отца твоего и мать» — слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, — боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям. Дети в этом возрасте многого не знают, к незнанию же присоединяется еще то, что они узнают нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и боялись смерти, каков, например, Ахиллес, безутешный и умирающий за наложницу, или другой, предающийся пьянству, и проч. в этом роде. Итак, он (сын твой) нуждается в этих лекарствах.
Источник: Гомилии на Послание к Ефесянам.
Тихон Задонский (1724−1783)
И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни
Это слово Дух Святой говорит через апостола родителям и увещевает их, чтобы воспитывали своих детей, как подобает христианам. «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Все христиане в святом Крещении обновились к новой, святой и христианской жизни, и обещали Богу верой и правдой служить, и так Ему угождать. Но чтобы крестившимся не развратиться, и не прийти в бедственное состояние, и чтобы не случилось с ними по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2:22), — нужно им непременно предотвратить это бедственное состояние добрым воспитанием детей, пока они еще малы и юны. Ибо с болью и воздыханием видим, что многие дети в юности развращаются. Это случается с ними от небрежения родителей. Многие родители учат своих детей художествам, служащим для временной жизни, иные стараются научить иностранным языкам, и не мало денег на это расходуют, но о христианском учении не заботятся, и не стараются научить своих детей жить по-христиански. Такие родители рожают своих детей для временной жизни, но двери к вечной жизни для них затворяют.
Источник: Краткие нравоучительные слова. Слово 15.
Феофан Затворник (1815−1894)
И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни
Отцы. О матерях не поминает, не потому, чтобы и им не принадлежала часть в попечении о детях, но потому, что труд этот у отца и матери неразделен и что говорится одному, то падает на обоих. Отцы — то же, что родители.
Не раздражайте чад. Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, — от чего всего детям иногда бывает теснее рабов. Почему в послании к Колоссянам в побуждение к нераздражению детей поставлено: да не унывают (3, 21). До христианства отцы слишком много власти являли над детьми: вошло в обычай так. В отсечение сего излишества и пишет так Апостол, чтоб между христианами не повторялось того, что обычно среди язычников.
Обязавши — не раздражать, чем, можно сказать, запретил всякое не соответствующее духу христианства действование на детей, — обязывает воспитывать. Настаивает же Апостол не столько на том, чтоб заставить воспитывать, ибо это и так делается повсюду, по закону естества, сколько на том, чтобы воспитывали их как должно. Двумя словами определяет это Апостол: в наказании и учении — παιδεια и νουθεσια. Если брать во внимание образ воспитания, то первым внушается педагогическая строгость, а вторым — сердечные материнские внушения и убеждения. Отсюда: воспитывать в строгости, с кротостию и нежностию. Если брать во внимание предметы или стороны воспитания, то первым указывается на образование нрава, а вторым — на вложение в ум здравых о всем понятий.
Норма для того и другого — дух христианства, чтоб и наказание, и учение были Господни. Итак, Апостол требует от родителей, чтобы они, соразмеряя строгость с кротостию, научали их и жить по-христиански, и смотреть на все глазами христианскими, или судить о всем христианским умом.
Святой Златоуст говорит на это место: «Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? — не раздражайте чад своих, как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами. Поэтому говорит: не раздражайте чад своих. Затем, что особенно важно, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину послушания детей, когда говорит: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Видишь ли, что, когда есть духовное добро, за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? — С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит: чти отца твоего и матерь твою, — слова, направленные к твоей пользе. Не говори: «Это слушание Писаний — дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом!» Что это в тебе за страх, — боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании, а особенно детям, так как в этом возрасте еще многого не знают. Но, не зная Божественных истин, они знают, однако ж, нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и ничего доброго в пример и подражание не представляют. Итак, сын твой нуждается в этом спасительном руководстве, — в наказании и учении Господни.
Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это — мой долг!
Доколе будем мы оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни. Кто прежде всего научается быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько — если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто, заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой: давай ему великое, а не малое. Внимай словам Апостола Павла: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрию. Если он не будет ритором, отсюда не произойдет еще никакого вреда, а при недостатке любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы. Благоповедение нужно, а не остроумие, — нравственность, а не сила речи, — дела, а не слова: это доставляет Царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно».
Источник: Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Феофилакт Болгарский (
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших
Не сказал: любите; потому что этого даже помимо их воли требует от них природа, но: не раздражайте, то есть не лишайте их доли и наследства, не тесните их грубо, обращаясь с ними не как со свободными, а как с рабами, и постоянно будьте терпеливы к ним.
но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Восходит к началу и основанию покорности и указывает отцам, каким образом они могут сделать своих детей послушными. Ибо, если ты, говорит, желаешь, чтобы дети слушались тебя, воспитывай их в слове Божием, и не говори, что дело монахов — читать Божественное Писание. Ибо это — долг всякого христианина, и особенно живущих в мире, поскольку и нуждаются они в большей помощи, как живущие посреди житейского волнения. Равно как и для тебя нужно, чтобы дети слушали Писание; из сего ведь они могут узнать: чти отца твоего и матерь твою. Затем, ты воспитываешь сына на эллинских сочинениях, из которых познается все самое худшее, а ужели не будешь питать его словом Божиим?
Источник: Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Иероним Стридонский (
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем… Пусть читают это епископы и пресвитеры, которые учат своих детей светским наукам, заставляют их читать комедии и петь постыдные сочинительства лицедеев, в то время как воспитание их, может быть, происходит на церковные издержки! Таким образом, что девица, или вдова, или бедняк какой-либо принесли в сокровищницу Церкви за свой грех, истощая все свое состояние, то в виде новогоднего подарка, или в виде корзинки в дни Сатурналий [Римские праздники в честь бога Сатурна, правление которого, согласно легендам, представляло собой золотой век, когда не существовало богатых и бедных. — Прим. ред.], или в виде платы Минервы [Плата за обучение. Римская богиня Минерва (греч. Афина) почиталась покровительницей учителей, актеров и врачей. — Прим. ред.] учитель грамматики и красноречия обращает на свои домашние расходы, на поддержку [языческого] храма или на грязные дела в непотребных домах!
Источник: Комментарий на Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
Отцы. Направление воспитанию детей дает отец и потому о матерях Ап. не упоминает. Главным ответчиком за детей является также отец. — В учении paideia, т. е. вообще посредством обыкновенных воспитательных мер. — В наставлении nouqesia — в словесных наставлениях, посредством разговоров. — Господнем. Все эти меры воспитательные должны быть согласны с законом Христа.