Что значит не человек а двуногое бессилие
«Гимн учёному» В. Маяковский
Народонаселение всей империи –
люди, птицы, сороконожки,
ощетинив щетину, выперев перья,
с отчаянным любопытством висят на окошке.
И солнце интересуется, и апрель еще,
даже заинтересовало трубочиста черного
удивительное, необыкновенное зрелище –
фигура знаменитого ученого.
Смотрят: и ни одного человеческого качества.
Не человек, а двуногое бессилие,
с головой, откусанной начисто
трактатом «О бородавках в Бразилии».
Вгрызлись в букву едящие глаза, –
ах, как букву жалко!
Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр
случайно попавшую в челюсти фиалку.
Искривился позвоночник, как оглоблей ударенный,
но ученому ли думать о пустяковом изъяне?
Он знает отлично написанное у Дарвина,
что мы – лишь потомки обезьяньи.
Просочится солнце в крохотную щелку,
как маленькая гноящаяся ранка,
и спрячется на пыльную полку,
где громоздится на банке банка.
Сердце девушки, вываренное в иоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета.
И еще на булавке что-то вроде
засушенного хвоста небольшой кометы.
Сидит все ночи. Солнце из-за домишки
опять осклабилось на людские безобразия,
и внизу по тротуарам опять приготовишки
деятельно ходят в гимназии.
Проходят красноухие, а ему не нудно,
что растет человек глуп и покорен;
ведь зато он может ежесекундно
извлекать квадратный корень.
Анализ стихотворения Маяковского «Гимн ученому»
Стихотворение «Гимн ученому» было написано в 1915 году. Оно представляет собой едкую сатиру на людей, занимающихся наукой ради науки. Знаменитый ученый, человек не от мира сего, в рамках стихотворения противопоставлен обычным людям и животным. Автор находит меткую характеристику ученому сухарю – это материализованное двуногое бессилие, в котором не осталось ничего человеческого, человек-машина.
Стихотворение необычайно актуально в свете грядущей цифровизации, которой очаровано множество наших современников. Поставленный человечеству диагноз – «потомки обезьяны» – жестко отсекает необходимость в духовности, нравственном восхождении.
Поэт использует такие средства художественной выразительности:
Примечательно употребление автором субстантивного прилагательного «красноухие». Оно является знаком того, что дети покорны не просто в силу свойств их натуры: красные уши у детей – не от холодной воды для умывания, это примета того, что детей дерут за эти уши, принуждая к послушанию.
Маяковскому претит рабская покорность, которую культивируют у детей, превращая их в потенциальных зубрил, неспособных к творческому полету.
Что значит не человек а двуногое бессилие
В.И́.Арно́льд,советский и российский математик, автор работ в области топологии, теории дифференциальных уравнений, теории особенностей гладких отображений и теоретической механики. Один из крупнейших математиков XX века. ОБСКУРАНТИЗМ (мракобе́сие) (от лат. obscurans — затемняющий) — враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу.Источником термина «обскурантизм» является заголовок сатиры начала XVI века.«Epistolæ Obscurorum Virorum» («Письма тёмных людей»)
Эпиграф из статьи «Новый обскурантизм и российское просвещение»
« :Сделавшись профессиональным математиком, Колмогоров остался, в отличие от большинства из них, прежде всего естествоиспытателем и мыслителем, а вовсе не умножателем многозначных чисел ( что главным образом представляется при анализе деятельности математиков незнакомым с математикой людям)
Маяковский писал: «Ведь зато он может ежесекундно извлекать квадратный корень» ( о профессоре, которому « не нудно, что под окном приготовишки деятельно ходят в гимназию»).
Но он же прекрасно описал, что такое математическое открытие, сказав, что « Тот, кто открыл, что дважды два — четыре, был великим математиком, даже если он открыл это, считая окурки. А тот, кто сегодня считает по той же формуле гораздо большие предметы, например локомотивы, совсем не математик!»
Конец эпиграфа, теперь-собственно Маяковский.
ГИМН УЧЕНОМУ
Народонаселение всей империи —
люди, птицы, сороконожки,
ощетинив щетину, выперев перья,
с отчаянным любопытством висят на окошке.
И солнце интересуется, и апрель еще,
даже заинтересовало трубочиста черного
удивительное, необыкновенное зрелище —
фигура знаменитого ученого.
Смотрят: и ни одного человеческого качества.
Не человек, а двуногое бессилие,
с головой, откусанной начисто
трактатом « О бородавках в Бразилии».
Вгрызлись в букву едящие глаза, —
ах, как букву жалко!
Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр
случайно попавшую в челюсти фиалку.
Искривился позвоночник, как оглоблей ударенный,
но ученому ли думать о пустяковом изъяне?
Он знает отлично написанное у Дарвина,
что мы — лишь потомки обезьяньи.
Просочится солнце в крохотную щелку,
как маленькая гноящаяся ранка,
и спрячется на пыльную полку,
где громоздится на банке банка.
Сердце девушки, вываренное в иоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета.
И еще на булавке что-то вроде
засушенного хвоста небольшой кометы.
Сидит все ночи. Солнце из-за домишки
опять осклабилось на людские безобразия,
и внизу по тротуарам опять приготовишки
деятельно ходят в гимназии.
Проходят красноухие, а ему не нудно,
что растет человек глуп и покорен;
ведь зато он может ежесекундно
извлекать квадратный корень.
Бессилие Бессильный
Думать, что бессильный враг не может вредить — это думать,
что искра не может произвести пожара.
Не человек, а двуногое бессилие.
Владимир Маяковский. Гимн Ученому
Как это мне знакомо: ярость, горечь, манера злобно огрызаться — все от бессилия.
Ромен Гари. Дальше ваш билет недействителен
… самый страшный гнев, гнев бессилия.
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
Бессилие как качество личности – периодически наступающее состояние пустоты и отчаяния; отсутствие физических сил, состояние крайней слабости; неспособность контролировать события и влиять на них желаемым образом; неспособность сделать, совершить, преодолеть что- либо.
Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла её. На пороге стоял мужчина. — Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег? — Почему я должна давать вам деньги? — спросила женщина. — Хотя бы потому, что у меня нет одной руки. — Хорошо, я дам вам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом. — И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки! Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой. Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.
Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал: — Вот, возьмите, это ваши деньги! — И за что такое вознаграждение? — спросила женщина. — Несколько лет назад, когда я был бессилен, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы! Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала: — Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого нет ни одной руки.
Бессилие – немощность личности. Это дефицит нравственно-волевых качеств. Бессилие – это когда ничего не можешь сделать перед натиском непреодолимых событий. Это когда теряешь смысл своего существования, когда поток энергии души (радостной и оптимистичной по своей природе) перекрывается пессимизмом, негативизмом и неуверенностью в себе. Состояние изнурённого, истощённого сознания становится настолько удручающим, что у души не остаётся никаких шансов донести до окружающего мира энергию радости и счастья.
Бессилие – самый страшный вид гнева, когда кровоточит от ран даже самый волевой и сильный характер. Бессилие – это когда сознание говорит: — Руки вверх! Картина Репина «Приплыли». Полная капитуляция. Остаётся безрадостная жизнь в тоске, печали и унынии. Никогда мне не преодолеть этот кризис жизни. Бессилие – это осознание страшного факта: ничего нельзя изменить, никто, даже небеса, не помогут.
Наталья Бульба в книге «И осталась только надежда» так описывает это состояние: «Бессилие. Страшное, утомляющее своей безысходностью слово. Отбирающее надежду и лишающее способности не то, что действовать — думать. Лишь ощущение неконтролируемого падения, когда все вокруг сливается в нечеткий фон, в котором не разглядишь ни голубизны неба, ни текущей далеко внизу воды, ни покрытых снегом горных вершин».
«Птички, попадая в клетку, смеются тоже, но от бессилия и злобы». (Укрощение строптивого). Какого только не бывает бессилия: от злобы, гнева, невнимания, разочарования и горечи от того, что исправить ничего нельзя, безответной любви, глубокого неудовлетворения людьми и обстоятельствами, невозможностью покорить цель:
Где мой дом из песка недостроенный?
Он, наверное, не выдержал ветра.
Отчего так бессильны порою мы
Перед целью своей в сантиметре?
Анекдоты в тему. Девица пришла к врачу и жалуется: — Доктор, я страдаю половым бессилием! — А в чем это выражается? — Не могу отказать ни одному мужчине!
В мединституте идет лекция о половых аномалиях мужчин. Профессор решил проверить, как студенты усвоили новый материал. — Скажите, пожалуйста, как называется мужчина, который хочет, но не может. — Импотент! — кричат хором студенты. — Верно. А как называется мужчина, который может, но не хочет. Тишина в зале. Молчание. Вдруг с задних мест вскакивает девушка и кричит: — Да сволочь он! Вот кто!
Бессилие основано на материалистическом понимании человека как физического тела. Человек – это не грубое тело, а вечная душа. Человек – вечная духовная сущность. Знание, что ты вечен, бесстрашит, бодрит, освобождает от уныния и бессилия. Бессилие – чуждое душе состояние. Бессильными нас делают порочные качества личности, окружившие душу и неправильное понимание себя как грубого физического тела.
Иными словами, душа – это центр, вокруг которого должно формироваться наше миропонимание. Бессилие – знак и свидетельство того, что центр выбран неправильно, вместо вечной души место центра занял какой-то временный материальный объект или явление. Когда человек теряет связь со своим центром – душой, он становится подверженным состояниям бессилия, пустоты и отчаяния. Бессилие – признак кризиса личности.
Философ В.М. Тунеев в контексте, что противоядием от бессилия является осознание человеком себя как вечной духовной сущности, пишет: «Смысл человеческого существования в том, чтобы он, пройдя через какие-то кризисы, через проблемы, нашел внутри нечто вечное, незыблемое и закрепился там и строил свою жизнь на этом фундаменте. Если он этого не найдет, то его жизнь будет в, конечном счете, неуспешной, неудавшейся, потому что он не сделает тот самый урок, не извлечет то самый урок, который мы все должны извлечь… И если человек этот центр найдет, тогда вокруг этого центра, правильно найденного, он сможет все остальное построить. И все остальное будет гармонично, сбалансировано».
Марк Леви в книге «Между небои и землёй» пишет: «Искусство жить во многом зависит от нашей способности превозмогать собственное бессилие. Это трудно, потому что бессилие часто порождает страх. Оно сводит на нет наши силы, разум, здравый смысл и открывает дорогу слабости».
Один мальчик очень любил цирк. Как-то раз в их город приехал цирк с дрессированными животными, и мальчик упросил отца повести его на представление. Больше всего мальчику понравился дрессированный слон. Он творил чудеса: поднимал тяжести, жонглировал, ходил на задних ногах. После представления мальчик решил увидеть слона вблизи и уговорил отца пойти к вольерам, где держали животных. Там он увидел, что слон привязан цепью за колышек, вбитый в землю. Для могучего слона ничего не стоило вырвать этот колышек и уйти. — Папа! А почему слон не уходит на свободу в джунгли, ведь он может с легкостью это сделать? — спросил мальчик у отца. — Он же такой сильный!
— Потому что его дрессировали, и он привык к своему положению. А еще потому, что его поймали маленьким и действительно крепко приковали цепью. Он каждый день старался освободиться от цепи, пытался ее разорвать, выбивался из сил. И, наконец, наступил день, когда он признал собственное бессилие и смирился со своей судьбой, с тем, что никогда не сможет вырваться на свободу. Сейчас, когда он вырос и превратился в большого и могучего слона, он все еще продолжает думать, что никогда не сможет вырваться на волю. Он помнит, что когда-то не смог, и, хуже всего, никогда больше не пытался, не проверял еще раз свои силы и возможности. И мы порой живем, как этот слон, не веря в свои силы только потому, что когда-то попробовали и у нас не получилось.
Маяковский не человек а двуногое бессилие. Двуногое бессилие. Анализ стихотворения «Гимн ученому» Маяковского
Принципы сатиры в «гимнах» В. В. Маяковского
Сатира – это вид художественной литературы в прозе или стихах, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности. В. В. Маяковский создавал сатирические произведения и в дореволюционную эпоху, и в советский период. Но если в ранний период творчества объектом его сатиры были отрицательные явления царской России, которые он подвергал едкой критике с помощью иронии и сарказма, то в советскую эпоху поэт высмеивал врагов революции, мещан и бюрократов, всех тех, кто мешает строить светлое коммунистическое будущее.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В ранний период творчества В. В. Маяковский сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Название журналов, очевидно, навеяно прозаическим романом «Сатирикон» римского писателя Петрония. Из названия понятно, что в этих журналах предпочтение отдавалось сатирическим произведениям.
Ранняя лирика В. Маяковского направлена против буржуазного общества. Лирический герой противопоставлен толпе, его бунт направлен против сытого самодовольства, пошлости, мещанства, приземлённости интересов, ничтожности, отсутствия духовных запросов, непонимания искусства, враждебности к творчеству. Лирический герой противопоставлен толпе, потому что обладает богатым воображением, способностью преобразить в своём творчестве мир и сделать его более ярким и красочным. Мы видим в ранней лирике Маяковского традиционный для романтической поэзии конфликт яркой, неординарной личности и серого, безликого общества. Герой- бунтарь чувствует своё одиночество, и в нём возникает желание раздражать и эпатировать «богатых и сытых».
Отметим, что эпатаж был типичен для футуризма – модернистского направления, к которому принадлежал Маяковский. Кроме пафоса эпатажа, пронизывающего творчество футуристов, представители этого направления целью своего творчества ставили вызов традиции, в своём отношении к современной действительности они были одержимы идеей разрушения старого мира. Необычным было и отношение футуристов к слову. Они проявляли интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, к созданию неологизмов, поэтому для поэтической формы футуристов характерно обилие неологизмов, разговорная интонация и пафос эпатажа.
Именно в этот период, в 1915 году, Маяковский создаёт серию гротескно-сатирических «гимнов», в которых изображает недостатки современной ему действительности в самых различных сферах, выражая своё отношение к ним.
Слово «гимн» в переводе с греческого означает «хвалу, восхваление». В античном мире это похвальная песнь богам, в европейской поэзии – одическое стихотворение на возвышенную тему. Каждое государство имеет свой национальный гимн.
Но в истории поэзии известны случаи, когда гимнами назывались сатирические произведения, по стилю напоминающие явления астеизма. Астеизм в переводе с греческого – «шутка, острота». Эта стилистическая фигура носит ещё и другое название – антифразис – употребление слова в противоположном значении. Вместо воспевания и восхваления, торжественной песни в гимнах используется противоположное начало – сатира и критика, осмеяние и высмеивание отрицательных явлений жизни. Таков «Гимн золоту» П. Ронсара или «Гимн бороде» М. Ломоносова. В этом же ряду и «гимны» В. Маяковского.
Рассмотрим, каковы же принципы сатиры в «гимнах» В. Маяковского.
В «Гимне судье» местом действия является экзотическая латиноамериканская страна Перу, поэтому стихотворение наполнено яркими экзотическими образами. Здесь и баобабы – большие тропические деревья с очень толстым стволом, экзотические фрукты: бананы, ананасы; здесь и венцы цветов померанца – вечнозелёного дерева; здесь и редкие экзотические птицы: колибри, меленькие длиннокрылые птички с пёстрыми перьями, и павлин – птица из семейства фазановых с нарядным оперением.
Возникает вопрос: почему в этом стихотворении так много экзотики? Какова его роль в художественной ткани произведения? Следует отметить, что яркости, красочности, праздничности, экзотичности мира – «рая Перу» противопоставлены судьи, унылые, подвергающие жизнь строгой регламентации, со своими статьями и сводами законов.
Рассмотрим, как развивается лирический сюжет стихотворения, какие образы последовательно сменяют друг друга. Сначала создаётся образ каторжан, плывущих по Красному морю на галерах – старинных гребных многовесельных суднах, на которых обычно применялся каторжный труд, так что галеры являются символом несвободы, рабства. Движение галер сопровождается «рыком» каторжников. Этот рык заглушает «кандальное ржанье». Каторжане «орут» о родине Перу, воспевая свою родину – рай с её баобабами, померанцами, бананами, ананасами, «вином в запечатанной посуде».
Портрет судьи создаётся с помощью одной-единственной детали:
Глаза у судьи – пара жестянок
Мерцает в помойной яме.
В результате действий судьи яркий мир блекнет:
Попал павлин оранжево – синий
и вылинял моментально павлиний
В результате действий судьи пострадала и «бедная колибри», которой судья «и пух и перья» «выбрил». Исчезли в долинах горы и горящие вулканы, потому что судья написал: «Долина для некурящих». «В бедном Перу» действуют одни запреты. Стихи лирического героя тоже под запретом, словно «спиртной напиток», их нельзя читать «под страхом пыток».
В конце стихотворения делается вывод о том, что из-за злобных, унылых судей в Перу «бесптичье (авторский неологизм), безлюдье», кандальные звоны как символ несвободы и именно судьи мешают настоящей, живой жизни:
Судьи мешают и птице, и танцу,
и мне, и вам, и Перу.
Почему в начале стихотворения каторжане плывут по Красному морю, которое находится не в Южной Америке, а в Северной Африке, между Египтом и Саудовской Аравией? Географическая неточность? Но всё встаёт на свои места, когда в конце стихотворения мы читаем о «безлюдье»: перуанцы покидают свою родину.
Несомненно, в стихотворении Маяковского есть подтекст и под видом экзотического государства Перу изображена дореволюционная Россия, едко высмеивается современная поэту российская действительность, которой правят «унылые судьи», враждебные всему живому. Лирический герой призывает освободить народ – «каторжан», а для этого нужно устранить судей.
Метафоры Маяковского поражают новизной, свежестью, необычностью и оригинальностью, например, «кандальное ржание». Звон кандалов сравнивается с громким криком лошади, но ассоциативно в сознании возникает слово «ржавый», и мы зрительно представляем ржавые от долгого времени кандалы.
Не менее гротескный образ создан и в «Гимне учёному». Композиция этого стихотворения выстраивается по следующему плану. В первой части (1-ая и 2-ая строфы) показан момент ожидания «фигуры знаменитого учёного». Все в предвкушении «удивительного, необыкновенного зрелища». Используя гиперболу «народонаселение всей империи», поэт конкретизирует образы ожидающих: «люди, птицы, сороконожки», которые «с отчаянным любопытством висят на окошке»,
И солнце интересуется, и апрель ещё,
даже заинтересовало трубочиста чёрного…
Применяя тавтологию «ощетинив щетину», «выперев перья», поэт усиливает мотив ожидания невиданного зрелища, чтобы подчеркнуть. Какое же сильное разочарование ожидает всех.
В второй части показано разочарование зрителей, увидевших наконец «великого учёного». В портрете учёного деятеля подчёркивается выхолощенность, пустота его души, обеднённой, лишённой живого содержания, в нём нет «ни одного человеческого качества»; это «не человек, а двуногое бессилие». Никчёмность, бесполезность, ненужность «учёной деятельности» человека – «буквоеда», тема трактата которого выеденного яйца не стоит, который совершенно оторван от жизни, раскрывается с помощью яркого гротеска:
с головой, откусанной начисто
трактатом «О бородавках в Бразилии».
Здесь на память приходит сатирические образы из «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это градоначальник Дементий Варламович Брудастый, который в голове мел особое устройство – органчик, умевший произносить только две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!». Это и майор Иван Пантелеевич Прыщ, у которого голова была нафарширована колбасой, и подчинённый гурман не выдержал и откусил эту голову.
Развёрнутая метафора и развёрнутое сравнение гротескно усиливают мотив пустоты и бесполезности «деятельности» учёного:
ах, как букву жалко!
Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр
случайно попавшую в челюсти фиалку.
Образ учёного создают две яркие портретные детали: глаза, «едящие букву» (здесь используется развёрнутая метафора слова «буквоед» и, кроме того, реализованная метафора – Маяковский «возвращает» этой метафоре прямое значение, «реализует» её, используя «буквальное» значение слова), и позвоночник, который «искривился», «как оглоблей». Но этот физический недостаток, «пустяковый изъян», не волнует учёного, ведь он, сутками, днями и ночами, просиживая над своими «трудами». Убеждён в значимости своей деятельности. Перефразируя высказывание Дарвина о том, что человек произошёл от обезьяны, поэт подчёркивает, что для учёного люди – «лишь потомки обезьяньи», он не видит в них высокого духовного начала, так как и сам представляет собой высохшего книжного червя, лишённого духовных запросов.
Интерьер кабинета учёного – тоже важное средство его характеристики. Здесь солнце, являющееся обычно символом света, тепла, любви, жизни, радости и творчества (вспомним «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», где труд поэта и солнца приравниваются), едва «просочится… в крохотную щёлку». А сравнение солнца с «маленькой гноящейся ранкой» указывает на то, что герой Маяковского страдает нравственной болезнью, его душа деградировала и высохла.
Что же мы видим в кабинете учёного? Пыльные полки, на которых «громоздится на банке банка». «Экспонаты» мертвы, лишены жизни, что ещё раз указывает на оторванность учёного от «древа жизни». Как сказал Мефистофель ученику, принявшему его за учёного Фауста в трагедии Гёте «Фауст»:
Теория, мой друг, суха,
Но зеленеет жизни древо.
(перевод Б. Л. Пастернака).
Что же находится в этих банках?
Сердце девушки, вываренное в иоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета.
И ещё на булавке что-то вроде
засушенного хвоста небольшой кометы.
… Солнце из-за домишки
опять осклабилось на людские безобразия…
«Красноухие» «приготовишки» ходят в гимназии, а учёному нет никакого дела до того, что дети вырастают «глупыми» и «покорными», так как он гордится тем, что может «ежесекундно // извлекать квадратный корень».
Итак, в этом стихотворении сатира Маяковского разоблачает учёных, «книжных людей», «буквоедов», которые оторваны от жизни, боятся её и ненавидят, занимаясь никому не нужной, бесполезной «учёной» деятельностью.
«Гимн здоровью» начинается с антитезы. «Тонконогим, жидким кровью» противопоставлены «люди из мяса», к которым причисляет себя и лирический герой, с трудом поворачивающий «шею бычью». Он «зычно» кличет «на сытый праздник тучному здоровью».
Цель лирического героя – сделать жизнь яркой, разнообразной, интересной:
Чтоб бешеной пляской землю овить
скучную, как банка консервов,
давайте весенних бабочек ловить
сетью ненужных нервов!
Поэт использует оригинальные метафоры: «овить» (землю бешеной пляской); «сетью» (нервов). Необычно сравнение земли с банкой консервов, которое указывает на прозаичность, обыденность, будничность жизни. Лирический же герой призывает отвергнуть буржуазные условности, освободить своё тело, поэтому в конце стихотворения звучит эпатирующая тема телесного раскрепощения. Тема плотских удовольствий звучит с помощью сравнений: «город, иссохший как Онания», «с толпой фонарей желтолицых, как скопцы». Онания – онанизм, рукоблудие, неестественное удовлетворение полового побуждения. Скопцы – кастраты. Лирический герой призывает к удовлетворению сексуальных потребностей естественным путём. Несомненно, в финале поэт эпатирует своих читателей такими слишком откровенными образами.
Обратимся к стихотворению «Гимн взятке».
Славословие «дорогой взятке» наполнено язвительной иронией, едким сарказмом. Повествование идёт не от первого лица единственного числа, а от множественного числа:
Пришли и славословим покорненько
тебя, дорогая взятка.
Очевидно, лирический герой чувствует себя частью того многочисленного сообщества взяточников, к которому он принадлежит:
Все здесь, от младшего дворника
до того, кто в золото заткан.
Старославянское слово «десница» вместо общеупотребительного слова «рука» усиливает ироническое отношение к мздоимцам, которые ведут себя самоуверенно, нахально. Они убеждены в своей правоте, как гоголевский городничий в «Ревизоре», уверенный, что умный человек не может не брать то, что само плывёт им в руки. Взяточники не приемлют укора в свой адрес, считая, что им просто завидуют. Отстаивая своё право на мздоимство, не принимая «хулы», они, надев мундиры и медали», завистникам покажут «убедительный кулак». Они смотрят на Россию, как на свой огород, где «всё наливается, цветёт и пышится».
А разве видано где-нибудь,
и лезть в огород козе лень?
Итак, в «Гимне взятке» подвергается жестокому осмеянию взяточничество как тяжёлый человеческий порок.
В «Гимне обеду» подвергается сатирическому обличению ещё один человеческий порок – чревоугодие, обжорство. Славословие «идущим обедать миллионам» и тысячам, «успевшим наесться» наполнено сарказмом. Поэт не скупится на перечисление названий «тысячи блюдищ всяческой еды»: «каши, бифштексы, бульоны». Кроме еды, чревоугодников ничего в жизни не волнует и не интересует. Они ничего не хотят знать о том, что идёт война, что в результате обстрелов французский город-мученик Реймс разрушен на шестьдесят процентов:
тысячи Реймсов разбить удалось бы –
по-прежнему будут ножки у пулярд,
и дышать по-прежнему будет ростбиф!
Пусть в сале совсем потонут зрачки-
всё равно их зря отец твой выделал;
на слепую кишку хоть надень очки,
кишка всё равно ничего б не видела.
Обжоре достаточно одного только рта, куда бы поместилась «целая фаршированная тыква». Побудительные предложения полны едкого сарказма:
Лежи спокойно, безглазый, безухий,
С куском пирога в руке…
Спи, не тревожась картиной крови
и тем, что пожаром мир опоясан…
Жизнь чревоугодника бессмысленна, он никому не сделал добра, и на его памятнике эпитафией будут слова о том, «из стольких-то и стольких-то котлет миллионов // твоих четыреста тысяч».
Итак, в «Гимне обеду» сатирически изображены сытые, «жирные», которых Маяковский с детства ненавидел, потому что они символизируют для него буржуазность, пошлость, мещанство, отсутствие духовных запросов.
Подведём итог. Ранняя сатира В. Маяковского направлена на унылых людей, не умеющих радоваться жизни, которые стремятся лишить окружающий мир свободы, яркости и многогранности. Герои «гимнов» стремятся регламентировать жизнь, подчинить её ряду правил. Поэт сатирически изображает взяточников и чревоугодников, обличая в них человеческие пороки.
Сатира В.В. Маяковского
Смотрят: и ни одного человеческого качества.
Не человек, а двуногое бессилие,
с головой, откусанной начисто
трактатом «О бородавках в Бразилии».
Просочится солнце в крохотную щелку,
как маленькая гноящаяся ранка,
и спрячется на пыльную полку,
где громоздится на банке банка.
Сердце девушки, вываренное в иоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета.
И еще на булавке что-то вроде
засушенного хвоста небольшой кометы.
Сидит все ночи. Солнце из-за домишки
опять осклабилось на людские безобразия,
и внизу по тротуарам опять приготовишки
деятельно ходят в гимназии.
Проходят красноухие, а ему не нудно,
что растет человек глуп и покорен;
ведь зато он может ежесекундно
извлекать квадратный корень.
Анализ стихотворения «Гимн ученому» Маяковского
Впервые «Гимн ученому» Владимира Владимировича Маяковского был представлен читающей публике в «Новом сатириконе».
Стихотворение написано в 1915 году. Автор его молод, пропагандирует футуризм и эпатирует публику. По жанру – сатира, размер – акцентный стих с рифмой перекрестной. Привычной лесенки еще нет, гимн состоит из 9 строф. Лирический герой – рассказчик, препарирующий явления мира. Интонация насмешливая. В стихотворении множество примет той России, которую поэт хотел бы видеть разрушенной. «Народонаселение всей империи»: в этой строке пародия на язык официальных документов. Итак, вся эта пестрая компания (жужжащая, болтающая, каркающая) виснет «на окошке», увлеченная «необыкновенным зрелищем». Перед ними – «знаменитый ученый». Он противопоставлен толпе, взирающей на него с любопытством, почтением и страхом. Еще бы, ведь ученый не растрачивает свою жизнь по пустякам, каждый день его проходит с пользой для всего человечества. Он кудесник, которому выдан карт-бланш на оценку существования всех этих глазеющих существ с перьями и многоножками, и на формирование мировоззрения двуногих его сородичей. Однако В. Маяковский берет на себя труд оценить самого ученого: не человек, а двуногое бессилие, ум которого порабощен пустяками не меньше, чем у всех остальных. Разум ему выел трактат «О бородавках в Бразилии», видимо, труд всей его жизни. В 4 строфе автор пишет о наболевшем: ах, как букву жалко! Ведь буквы – инструмент и хлеб всякого поэта. Он сравнивает ученого с динозавром, жующим цветы вместе с травой. Даже внешний вид ученого вызывает неодобрение у В. Маяковского, известного своей крепкой фигурой, зычным голосом: «искривился позвоночник». Дальше – загадочная строка: мы – лишь потомки обезьяны. Поэт хоть и согласен с этим утверждением, однако он считает, что это не повод запускать себя. Само солнце с опаской входит во владения ученого. Он ведь и солнечный луч, пожалуй, сумеет изловить и посадить в банку. «Сидит все ночи»: двигает науку. При свете дня вновь видны «людские безобразия». Дети этих людей шагают в школы (приготовишка – еще не ученик, а кандидат в 1 класс гимназии). И нет сухарю-ученому никакого дела, что воспитывают этих ребят законопослушными, приверженцами традиций, а не борцами с царским режимом. В финале осуждающее: зато может извлекать квадратный корень. А мог бы служить своими способностями грядущей революции. Олицетворение коснулось и солнца, и апреля. Россыпь инверсий. Сравнения: как ранка, так ихтиозавр. Эпитеты: отчаянным, красноухие (от воды и утреннего холодка). Метафора: с головой откусанной. Уменьшительные суффиксы: домишки, щелку. Упоминается Ч. Дарвин – теоретик эволюции.
«Гимн ученому» В. Маяковского – часть сатирического цикла поэта, выносящего приговор современной ему эпохе.
Эпиграф из статьи В. И. Арнольда «Новый обскурантизм и российское просвещение»
« :Сделавшись профессиональным математиком, Колмогоров остался, в отличие от большинства из них, прежде всего естествоиспытателем и мыслителем, а вовсе не умножателем многозначных чисел(что главным образом представляется при анализе деятельности математиков незнакомым с математикой людям)
Маяковский писал: «Ведь зато он может ежесекундно извлекать квадратный корень»(о профессоре, которому« не нудно, что под окном приготовишки деятельно ходят в гимназию»).
Но он же прекрасно описал, что такое математическое открытие, сказав, что« Тот, кто открыл, что дважды два — четыре, был великим математиком, даже если он открыл это, считая окурки. А тот, кто сегодня считает по той же формуле гораздо большие предметы, например локомотивы, совсем не математик!»
Конец эпиграфа, теперь-собственно Маяковский.
ГИМН УЧЕНОМУ
Народонаселение всей империи —
люди, птицы, сороконожки,
ощетинив щетину, выперев перья,
с отчаянным любопытством висят на окошке.
И солнце интересуется, и апрель еще,
даже заинтересовало трубочиста черного
удивительное, необыкновенное зрелище —
фигура знаменитого ученого.
Смотрят: и ни одного человеческого качества.
Не человек, а двуногое бессилие,
с головой, откусанной начисто
трактатом« О бородавках в Бразилии».
Вгрызлись в букву едящие глаза, —
ах, как букву жалко!
Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр
случайно попавшую в челюсти фиалку.
Искривился позвоночник, как оглоблей ударенный,
но ученому ли думать о пустяковом изъяне?
Он знает отлично написанное у Дарвина,
что мы — лишь потомки обезьяньи.
Просочится солнце в крохотную щелку,
как маленькая гноящаяся ранка,
и спрячется на пыльную полку,
где громоздится на банке банка.
Сердце девушки, вываренное в иоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета.
И еще на булавке что-то вроде
засушенного хвоста небольшой кометы.
Сидит все ночи. Солнце из-за домишки
опять осклабилось на людские безобразия,
и внизу по тротуарам опять приготовишки
деятельно ходят в гимназии.
Проходят красноухие, а ему не нудно,
что растет человек глуп и покорен;
ведь зато он может ежесекундно
извлекать квадратный корень.