Что значит не бинарная личность
Небинарная гендерная идентичность
« | Я по-прежнему сталкиваюсь с сомнениями и вопросами в этом путешествии, но, несмотря на трудности, которые приходят с моим нахождением под зонтом трансгендерности, я не жалею, и очень сильно надеюсь на будущее. Я учусь любить себя и жить вне бинарности | » |
— Джей, 19 (небинарные) [1] |
Небинарная гендерная идентичность (так же небинарные, нонбайнари) это зонтичный термин, включающий в себя любой гендер, или гендерное выражение, выходящие за гендерную бинарность. Термин так же может использоваться людьми, идентифицирующими себя с гендером, выпадающим из бинарной системы, но не называют его более конкретно
Как зонтичный термин, небинарность имеет аналогичное значение со словом гендерквир. Люди с сильно выраженной небинарной идентичностью так же могут называть себя гендерквирами. Однако термины имеют различные значения и коннотации. Термин гендерквир обозначает небинарных людей как минимум десять лет
Каи Рован создали флаг небинарных в 2014 году, он показан справа. Этот флаг был создан для того, что бы «показать небинарных людей, которые не чувствовали, что флаг гендерквиров достаточно отражает их. Этот флаг создан скорее для совместного существования с флагом гендерквиров, созданным Мэрилин Рокси, чем для его замены. У флага четыре полоски. Сверху вниз, жёлтая, белая, фиолетовая и чёрная. Жёлтая представляет тех, чей пол не имеет связи с бинарными, а является чем то отдельным. Белая показывает тех, у кого несколько и все гендеры одновременно, белый обычно ассоциируется со светом. Фиолетовая показывает тех, чей гендер находится между или является сочетанием мужского и женского, так как фиолетовый цвет это смесь традиционных цветов мальчиков и девочек. Так же фиолетовый цвет отражает гендерфлюидов и уникальность небинарной идентичности. Чёрная полоска показывает тех, у кого нет гендера, так как чёрный ассоциируется с противоположностью света. Небинарный и гендерквир флаги оба могут быть выбраны небинарными людьми в качестве своего символа и отражения разных взглядов на выражение небинарных гендеров.
Contents
История
Каи Рован создали флаг небинарных в 2014 году, он показан справа. Этот флаг был создан для того, что бы «показать небинарных людей, которые не чувствовали, что флаг гендерквиров достаточно отражает их. Этот флаг создан скорее для совместного существования с флагом гендерквиров, созданным Мэрилин Рокси, чем для его замены. У флага четыре полоски. Сверху вниз, жёлтая, белая, фиолетовая и чёрная. Жёлтая представляет тех, чей пол не имеет связи с бинарными, а является чем то отдельным. Белая показывает тех, у кого несколько и все гендеры одновременно, белый обычно ассоциируется со светом. Фиолетовая показывает тех, чей гендер находится между или является сочетанием мужского и женского, так как фиолетовый цвет это смесь традиционных цветов мальчиков и девочек. Так же фиолетовый цвет отражает гендерфлюидов и уникальность небинарной идентичности. Чёрная полоска показывает тех, у кого нет гендера, так как чёрный ассоциируется с противоположностью света. Небинарный и гендерквир флаги оба могут быть выбраны небинарными людьми в качестве своего символа и отражения разных взглядов на выражение небинарных гендеров.
В 2014 году «Небинарные» стал одним из 56 гендеров доступных на Facebook. [2]
Использование термина энби
Слово энби (множ. энби, сокр. Н-Б) это альтернативное слово, которое может использоваться при упоминании небинарных людей. Возможно, оно было создано пользователями Tumblr под никнеймом revolutionator в 2013 году как слово, обознаначающее небинарных людей и равное по значению словам «мальчик» и «девочка». [4] [5] Таким образом многие люди не понимают это слово, как полную альтернативу слову «небинарные» и оно чаще используется для обозначения молодых небинарных людей. Гендерные исследования 2020 года показали, что чем старше человек, тем меньше шанс того, что этот человек будет использловать это слово в отношении себя. [3]
Небинарные идентичности
Здесь приведены некоторые из наиболее распостраненных идентичностей, которые попадают под зонтичное определение небинарности, но не ограничиваются им
Вы можете узнать о них больше в статье список небинарных идентичностей.
Небинарная презентация и самовыражение
Не все небинарные люди испытывают гендерную дисфорию или хотят совершить’переход’. Некоторые считают, что нет социальной роли или тела в которое переход может быть совершён и просто фокусируются на том, что бы быть собой
Андрогинная или гендерно-нейтральная репрезентация
Некоторые небинарные люди имеют необходимость или выбрают выглядетьандрогинно или имеют гендерно нейтральное выражение гендера; обычно это выбирают что бы спрятать, убрать или стереть гендерные знаки. Это индивидуально для каждого человека и это не является «более небинарным» выражением гендера, чем другие пути его выразить
Некоторые небинарные люди испытывают телесную дисфорию, связанную с первичными или вторичными половыми признаками. Скрывание, удаление или замена этих половых характеристик для уменьшения гендерной дисфоии в результате может статт физической андрогинией без индивидуальной цели человека иметь андрогинную презентацию.
Гендернах
Гендернах (англ. genderfuck)- презентация некоторых небинарных людей является ‘конфликтной’ комбинацией Гендерных знаков и при этом они нелогичные, вызывающие или шокирующие для тех, кто ожидает, что другие будут пытаться раствориться в Гендерной бинарности. Например, сочетание бороды с макияжем и бюстгальтером. Эта практика агрессивного нарушения правил гендерной презентации известна как гендернах, гендертрах и иногда гендерпанк.
Гендерно нейтральный язык
Некоторые небинарные люди предпочитают использовать в отношении себя гендерно нейтральный язык и местоимения. Некоторые выбирают гендерно нейтральное обращение, например используют «Miks(Mx.)» вместо «Mistress(Mrs.)» или «Mister(Mr.)». Другие могут отказаться от него вообще
Расширение или разрушение бинарных гендерных ролей и языка
Некоторые небинарные люди предпочли бы расширить или разрушить то, что является социально приемлемым для их назначенного гендера. Это может быть связано с предпочитением бинарных местоимений, а кроссдрессинг, смешивание или совмещение гендерных знаков и тому подобное является подрывом общественных ожиданий о гендерной роли. Некоторые могут считать это политическим актом, для других это просто выражение собственной идентичности или личности. Некоторые небинарные люди не имеют предпочтения гендерно нейтрального языка и вместо этого, используют язык и местоимеие не связанные с их назначенным при рождении полом.
Известные небинарные люди
Есть много известных людей, которые имеют небинарную гендерную идентичность. Ниже приведены только некоторые из тех известных людей, которые используют слово «небинарные» в отношении себя
Небинарные персонажи в кино и литературе
Есть много персонажей в кино и литературе, которые имеют небинарную гендерную идентичность. Ниже приведены только некоторые из тех персонажей, которые были названы «небинарными» в каноне, или их создателями.
Гендерквир, агендер и гендерфлюид: Какие небинарные идентичности бывают и что они значат
При общении с небинарными персонами стоит сразу спрашивать, какое местоимение лучше использовать при обращении к ним. Одни выбирают «они» в единственном числе, чтобы не добавлять гендерированные окончания к словам, а другие — «он» или «она». Выбор местоимения зависит от небинарной идентичности. Во время подготовки материала с историями небинарных екатеринбуржцев мы решили спросить у сотрудника Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге Арсения Виноградова, какие небинарные идентичности бывают.
Небинары в городе: «Во мне есть намного больше, чем качества только мужчины или только женщины»
Арсений Виноградов
сотрудник Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге
Небинарная персона относит себя к любому гендеру, кроме четко мужского или четко женского. Небинарные люди могут быть женщинами и мужчинами одновременно, быть между или вне этих гендеров. Одни причисляют себя к трансгендерному сообществу, а другие — нет; кто-то выбирает для себя идентичность «небинарные», кто-то — идентичность из множества объединенных этим термином. Небинарность не является синонимом интерсекс. Иногда небинарные люди делают трансгендерный переход, выбирая те процедуры, которые актуальны для них. Это может быть как медицинский и юридический переход, так и только смена имени или местоимений, только гормональная терапия и так далее. Существует несколько распространенных небинарных идентичностей.
Демибой, демигерл — персоны, чья идентичность не полностью мужская или не полностью женская. Они могут ощущать частичную, разную по интенсивности принадлежность к одному из бинарных гендеров, но также чувствовать, что не вполне вписываются в строгие рамки мужской или женской идентичности. Другая часть идентичности этих персон может быть любой, не обязательно противоположной. Эта идентичность никак не зависит от пола, приписанного при рождении.
«Андрогинная персона», «андрогин», «андрогинность» на самом деле разные термины. Например, андрогинность — это не гендер, а внешняя репрезентация, когда персона не считывается как типично феминная или маскулинная. Словом андрогин исторически обозначали интерсекс-персон, но сейчас это не считается верным. Андрогин (или же андрогинная персона) может обозначать небинарную гендерную идентичность, которая сочетает мужскую и женскую (не обязательно в равной степени) или тяготеет к нейтральности.
Квиргендерная персона (гендерквир) — иногда используется как синоним небинарности, но является самостоятельной идентичностью. Название происходит от многозначного термина «квир», который описывает разные грани ненормативности в контексте сексуальности, гендера, политических взглядов и мировоззрения. Квир предполагает отказ от нормативных идентичностей и ярлыков, размывание бинарных категорий гендера. То есть квиргендерные персоны тяготеют к отказу от гендерных ярлыков в принципе.
Бигендерная персона — персона, которая ощущает принадлежность к двум гендерам. Часто так обозначают себя персоны, чувствующие принадлежность и к мужскому, и к женскому гендеру. В других случаях этот термин обозначает принадлежность к двум любым гендерам из спектра, например, принадлежность к гендерквиру и демибою одновременно. Если персона ощущает принадлежность к трем и более гендерам, то можно использовать термин «полигендер». Существует также термин «пангендер», который обозначает, что персона относит себя одновременно ко всем идентичностям гендерного спектра или что опыт персоны выходит за эти рамки.
Агендерная персона не ощущает принадлежности к какому-либо гендеру. Из-за этого такие люди не вполне относятся к небинарным, но их объединяет выход за рамки однозначно мужского или женского. Иногда агендеры в целом отрицают гендерную систему.
Гендерфлюидная персона — персона, гендерная идентичность которой изменчива. Не обязательно от мужского к женскому: самоощущение может меняться в рамках всего гендерного спектра. Гендерфлюидность — не переходный этап и может сохраняться на протяжении всей жизни. Также существует идентичность «гендерфлакс», которая меняется по шкале силы ощущения какой-либо идентичности, например, от агендерной до полностью женской или от агендерной до пангендерной.
«Иногда сложно понять, к какому полу относится мое тело». Небинарный человек – о том, почему пора перестать делить общество на «мужское» и «женское»
Неджему 27 лет. У него есть хорошая работа, любимый человек и понимающие друзья. Это та часть его истории, о которой можно говорить даже с незнакомыми. Но есть и другая. Вместе с Неджемом и Центром «Жывая Бібліятэка» рассказываем, кто такие небинарные люди и как они живут в обществе, где все разделено на мужское и женское.
Уже три года Неджем работает удаленно, сейчас – в компании, которая занимается обработкой данных. Говорит, это именно то место, которое он всегда искал: «компьютер, я – и больше ничего лишнего».
До этого – учеба в БГУ на филологическом факультете, после – магистратура в ЕГУ, которую Неджем не окончил. Все как у всех – обычные заботы молодого человека. Уже позже появилось больше свободного времени, чтобы ближе познакомиться с собой и осознать свою гендерную идентичность.
О небинарности. «Если ты так о себе говоришь, то как к тебе обращаться – “оно”?»
– Вспомните школьные уроки физкультуры: учитель разделяет мальчиков и девочек в разные группы. У него это не вызывает никаких вопросов, ведь здесь все просто: ребенок идет либо в одну, либо в другую.
Но я всегда чувствовал, что не подхожу ни в одну из групп. Если люди вокруг меня знали, куда идти, то у меня такого понимания не было. Когда была возможность, то я шел к девочкам, потому что там хотя бы были те, с кем я общался лучше всего.
И такой подход во всем школьном образовании: уроки физкультуры, уроки труда, отдельные задания для девочек и мальчиков. Такое чувство, что это разделение заложено очень глубоко во все, что мы делаем, и каким-то образом указывает на то, кем мы должны быть.
Вопрос о том, почему у меня есть это чувство неправильности, я начал задавать только после окончания университета, когда появилось время, чтобы сесть и поговорить с собой. Тогда я узнал, что это называется небинарностью: мое самоощущение не входит в рамки мужского или женского.
– А как к тебе тогда можно обращаться?
– В русском языке я употребляю относительно себя местоимение «он» – я с этим живу уже 27 лет, мне так проще. Но при любой возможности стараюсь перестраивать предложение так, чтобы оно не было гендерно окрашенным.
В английском же языке, на котором я сознательно стараюсь разговаривать очень часто, я употребляю местоимение they («они»). И мне так намного комфортнее.
Глупый вопрос №1: Какой уборной ты пользуешься: мужской или женской?
– Если есть возможность, я хожу в уборные для людей с дополнительными потребностями. Если ее нет, то иду в уборную, обозначенную для женщин, потому что знаю: там я могу столкнуться с наименьшим количеством непонимающих взглядов и чувства тревоги.
Как-то на филфаке я выходил из мужского туалета и столкнулся с высоким молодым человеком. Я помню, как изменился его взгляд: «Что я здесь делаю? Я захожу в правильный туалет?» И в этой ситуации уже не у меня тревога возникла, а у него.
Был случай, когда на закрытой психологической встрече по сексуальности, которую вела врач-психиатр, нам всем нужно было представиться. До того как я объяснил ситуацию про свои местоимения, меня спросили: «Если ты так о себе говоришь, то как к тебе обращаться – “оно”?» Я объяснил, что «оно» относится к вещам, а люди — это не вещи. Поэтому, если не уверены или не знаете, то лучше просто спросите.
– Имя в паспорте менять не планируешь?
– Когда-то давно, в 2000-х, были популярны журналы для детей и подростков «Каламбур» и «Один дома». В них была рубрика с интересными фактами, одним из которых было то, что первую кошку с именем (которое известно истории) звали Неджем – «приятный, милый». Мне это понравилось, запомнилось, и я стал использовать его для регистрации e-mail, в соцсетях, но только с 2019 года пользуюсь им как именем. Позже узнал, что такое имя есть и в арабском языке – означает «звезда».
Сейчас меня крайне редко спрашивают, какое имя записано в паспорте, и его я использую в случаях, когда нужно заполнить документы, требующие паспортные данные. Называть свое официальное имя уже становится немного непривычным, но менять его в государственных документах не собираюсь. Просто по возможности буду продолжать пользоваться именем, выбранным самостоятельно, – это дань уважения к собственному росту и моей истории.
Об отношениях с обществом. «Сейчас я понимаю, какой это был п*здец: никто не должен через такое проходить»
– Ты говорил о своей гендерной идентичности с родителями, друзьями? Какая у них позиция на этот счет?
– С родителями на эту тему я разговаривал достаточно поверхностно. Просто я не думаю, что это их сильно интересует. Поэтому не вижу смысла детально рассказывать им о том, как я себя ощущаю.
Эту тему актуальнее обсуждать с друзьями и знакомыми, потому что чаще всего они понимают (хотя бы поверхностно), о чем я говорю. Я не читаю им лекций на тему гендерности – мы просто ведем об этом диалог, если кому-то из нас это интересно.
Ну и у меня есть офигенный молодой человек, с которым мы познакомились в приложении для знакомств. На первых порах рассказал ему, что я за рамками бинарности, и ему было все равно: во-первых, потому что он бисексуал, а во-вторых, потому что ему хорошо со мной.
А вот с незнакомыми людьми на эту тему я не говорю, если меня не спрашивают или нет повода. Ведь это не та история, о которой ты будешь кричать при знакомстве с кем-то.
– Сейчас ты сам можешь выбирать свое окружение. А как складывались отношения с одноклассниками?
– К людям, которые отличаются, дети относятся как к чужим. У меня был как раз этот случай. В начальной и средней школе я был самым маленьким в классе, к тому же с достаточно тихим характером. А такие ребята – легкая мишень для остальных.
В период подросткового возраста, конечно, ко мне стали возникать другие вопросы: кто мне нравится, поздравления с 8 Марта, потому что я не подхожу под ожидания других. Я постоянно опаздывал, мог пропускать первые уроки – мне не хотелось идти в школу. В каком-то плане отличия человека могут оказать влияние и на образование.
Кроме физического насилия, было и психологическое: в то время только появлялся «Вконтакте», и ребята из класса там создали группу, в которой обсуждали меня. Сейчас я понимаю, какой это был п*здец: никто не должен через такое проходить. Одноклассники спокойно рылись в моих вещах, бросали одежду на пол, на улицу, в лужу.
Мне кажется, некоторые учителя в школе думали, что с моим умственным развитием что-то не так: какие-то вещи я не мог делать, но лишь из-за того, что чувствовал себя в гиперопасности.
После 10-го класса при первой же возможности я перешел в другую школу. Это решение было принято быстро: сказать родителям, съездить на экзамены в гимназию и узнать, что я их сдал. Какое-то время в новом коллективе все было хорошо, но постепенно ситуация вернулась.
В университете было проще: там более взрослые понимающие люди, поэтому мне не было страшно туда идти. Да, было беспокойно, но вуз – это не такое закрытое пространство, как школа. В универе мне посчастливилось встретить очень классных людей, которые могли говорить на абсолютно разные темы, включая те, что волновали меня. К тому же там я встретил свою лучшую подругу – сейчас она мне как сестра.
О внешности. «В большинстве случаев меня называют девушкой, и это меня устраивает»
– Я выгляжу андрогинно. Это значит, что иногда сложно понять, к какому полу относится мое тело. В абсолютном большинстве случаев меня называют девушкой, и это меня устраивает. Я не исправляю людей, если не вижу в этом необходимости.
Я выгляжу так, как выгляжу, потому что так себя ощущаю. Мне не нравится сильно менять свою внешность в сторону маскулинности или феминности (мне вообще не нравятся эти слова, но они показательны при разговоре о теле) – на границе мне хорошо.
Мне нравится носить удобную, мягкую, качественную одежду, в которой мое тело чувствует себя свободным и гибким. Это то, что для меня важно. Раньше я носил мешковатые вещи, которые скрывали мое тело, но сейчас чувствую себя лучше всего в том, что облегает его. Я продолжаю учиться жить со своим телом в мире и использовать его так, как хочу. А еще заботиться о нем – это то, что будет со мной всегда.
– Расскажи о самых неприятных ситуациях, с которыми сталкивался из-за андрогинности.
– В 2016 году мне нужно было разбираться с крайне неприятным вопросом о призыве в армию и находиться две недели в стационаре на Бехтерева. В то время я только-только начал принимать антидепрессанты, но, находясь там, нельзя было пользоваться никакими медикаментами, что уже сделало этот опыт травматичным. Быть в помещении, где 10 человек каждый день пристально на тебя смотрят и видят в тебе чужого, страшно.
В один из дней в палате проводила уборку санитарка, с которой до этого мы еще не виделись. Заметив меня, она громко заявила, что я, наверное, потерялся и мое место на третьем этаже. Насколько я помню, там проводится лечение агрессивных людей. На втором этаже, где находится палата призывников, таких людей не было.
У меня началась паника. Мало того, что мне не нравилось в принципе быть в закрытом помещении в психиатрическом диспансере, так сейчас появилась вероятность перемещения в еще более закрытое место, где я не знал, что происходит.
Это именно те события, которые создают ощущение, что для меня здесь места нет и мне нужно его создавать, доказывая, что я – это на самом деле я.
Глупый вопрос №2: Где покупаешь для себя одежду?
– Почти вся моя одежда – из секонд-хендов. Мало того, что цены там намного ниже, чем в обычных магазинах, так и ассортимент непредсказуем и больше похож на лотерею, в которую я часто выигрываю, находя что-то подходящее.
Огромный плюс секондов в том, что там нет четкого разделения на мужскую и женскую одежду. Да, брюки могут висеть отдельно от юбок (я уже не говорю о том, что юбки – это в принципе одежда унисекс). Но, кроме этого, никто не контролирует, кто на какую одежду смотрит, кто что примеряет: всем все равно, и это очень удобно.
Я знаю, что мне не будут задавать вопросы о том, нужна ли мне помощь найти мужской отдел (как уже случалось в обычных магазинах), – я могу спокойно прийти, посмотреть все, что хочу, примерить, оплатить и уйти. И это очень классно.
О стереотипах. «На одном обывательском знании, что есть всего два набора хромосом, строится вся наша жизнь»
– Когда ты говоришь людям о своей гендерной идентичности, не сталкиваешься с таким мнением: «Это все пройдет, это сейчас так модно»?
– К счастью, нечасто такое слышу, потому что я не нахожусь в обществе людей, которые могут так сказать. И это классно, потому что мне не нравится отношение к гендерной идентичности как к чему-то модному – она просто есть или нет. Очень неприятно осознание того, что составная часть личности человека может стать чем-то, о чем говорят с точки зрения маркетинга, чтобы вызвать реакцию.
Чем меньше для общества тема гендерной идентичности становится новостью, тем меньше реакции «ты себя так называешь, потому что это модно». Про себя я скажу так: сейчас мне 27 лет, и ощущение небинарности у меня было всегда, с самого детства, – и оно никуда не исчезло. Было бы, наверное, удобно подстроить все ощущения под одну систему, которая для многих знакома, – но это так не работает.
– С какими еще стереотипами относительно небинарности и гендерной идентичности в целом ты сталкивался?
– Есть стереотип, что осознание своей гендерной идентичности наступает резко. Если кто-то говорит «я транс» или «я небинарен(-а)», нужно понимать, что это не пришло к ним просто так, из неоткуда. Мне кажется, нет достаточного уважения к опыту людей в этом вопросе, чтобы воспринимать их слова как данность.
Следующий стереотип: человек, который говорит о своей небинарности, хочет как-то изменить свою внешность. Ведь чаще всего у людей возникает самая близкая ассоциация с трансгендерностью.
Да, трансгендерные люди хотят изменить свою внешность и тело, чтобы быть ближе к противоположному полу, но у небинарных людей такого стремления может и не быть. Лично меня, например, моя внешность устраивает, и мне ничего не хочется менять. Внутреннее ощущение не настолько зависит от внешности, как может показаться.
Одно из ожиданий многих людей: мы имеем всю информацию, которой можем поделиться в понятной форме. Но даже те, у кого есть опыт жизни с какой-то гендерной идентичностью, не входящей в традиционные рамки, могут чего-то не знать, не уметь сформулировать. Ведь иногда мы даже сами себе не можем рассказать, как мы себя чувствуем.
Еще часто сталкиваюсь с таким: «Сейчас я дам тебе совет, который изменит твою жизнь». Иногда люди думают, что знают что-то лучше тебя, но так не надо – это никому не помогает. Мне кажется, причина такого поведения в том, что нам просто нравится все систематизировать: например, разделение на мужское и женское – отличный для этого пример.
Но системы изживают себя, как и система бинарности. Дело в том, что существуют не только известные нам группы женских и мужских хромосом (XX и XY), встречаются люди с хромосомным набором XXY, XXX. Но об этом люди чаще всего не догадываются или не считают это важным. Поэтому наша жизнь и наше общество продолжают строиться на знании, что есть только мужское и только женское.
Правда, каких-то перемен в такой системе в Беларуси сейчас точно не произойдет – это не входит в актуальную повестку дня. Но это не значит, что мы не должны об этом говорить.
Глупый вопрос №3: 23 Февраля или 8 Марта?
– Я не чувствую, что «подпадаю» под какой-то один из этих праздников. В одном коллективе, где я работал, была ситуация, когда пришел момент поздравлять мужчин с 23 Февраля. Я вообще не воспринимаю подобные праздники и необходимость поздравлять с ними всех вокруг – не всем это надо, не всем это подходит.
Но поздравление было преподнесено в качестве сюрприза, а у меня на тот момент не было еще достаточного внутреннего стержня, чтобы спокойно к этому отнестись, поэтому у меня был шок: я постарался уйти оттуда как можно раньше. Мне неприятно это вспоминать, потому что люди старались сделать приятно, но вот только сам праздник вызывает у меня много вопросов.
Похожая ситуация была в университете. Тех, кто подпадал под 23 Февраля, в группе было всего трое. И позже я узнал, что несколько человек, которые решали, что подарить нам, начали обсуждать меня не в очень приятных словах – ведь я не подхожу под традиционные подарки на этот праздник. Подарки не настолько приятны, когда сделаны под давлением.
– В чем, по-твоему, минусы бинарной системы?
– Она порождает очень много стереотипов касательно людей, находящихся в ней же. Когда-то гендерные роли были очень удобными: женщина должна была быть домохозяйкой, женой, матерью, а мужчина – работягой, сильным и смелым. Когда в послевоенное время необходимо было восстанавливать численность населения, эта стратегия была вполне оправдана.
Но то время прошло, и сейчас это неактуально – но все равно пропаганда такой системы продолжается. Мы по-прежнему видим в рекламе мужественных мужчин и женственных женщин. Мы привыкли к этому, и нужно много энергии, чтобы выйти из этой системы.
Например, в этой пропаганде стереотипов бинарной системы мужчины перестали чувствовать себя способными на выражение своих эмоций и чувств. Мы много говорим о женских проблемах – и это правильно. Но мы так же должны говорить и о мужских проблемах. И да, нет ничего страшного, что мужчина хочет ухаживать за собой, – это нормально, однако все косметические средства делают упор на женщин. Бинарная система предлагает кучу готовых решений, но не всем они подходят.
Жизнь людей, которые относят себя к бинарной системе, тоже должна быть лучше. Во-первых, довольные люди не будут находить поводы придираться к чему-то. А во-вторых, если они снимут с себя какие-то стереотипы, в которых живут, то будут замечать эти стереотипы в других сферах жизни и отказываться от них.
Бинарная система делает очень нехорошую вещь в плане воспитания людей, что впоследствии отражается на семейной жизни. У нас невероятно большое разделение на мужское и женское: уборные, залы с одеждой, обувь, образование – даже темы, на которые мы можем говорить, разделены. Я вижу в этом классический пример «разделяй и властвуй».
На сайте Центра «Живая Библиотека», который учит нас принимать других людей и стремиться к более толерантному обществу, вы найдете много историй других людей и любопытные ивенты.