Что значит назывное предложение
Назывные предложения. Примеры из художественной литературы
Назывные предложения — это односоставные предложения, главный член которых выражен именем существительным в форме именительного падежа.
Назывные предложения используются как средство усиления выразительности текста.
Что такое назывные предложения?
Простые предложения по наличию главных членов предложения делятся на двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например:
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С. Есенин).
У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого простые односоставные предложения бывают назывными и глагольными.
В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении действительности, о которых утверждается, что они есть в настоящем времени или вне его, например:
В назывных предложениях содержится констатация существования какого-то предмета, лица, явления реальной действительности.
Эти простые предложения произносятся с интонацией сообщения. Они по содержанию кратки и лаконичны. Обычно назывные предложения предваряют описание или повествование и вводят читателя в обстановку действия или определённого времени, например:
Темень, холод, ночь как год (А. Твардовский).
Хорошо сейчас в Фергане! Солнце. Персики. Вода поет в арыках (Н. Павленко).
Подлежащее назывных предложений
Главный член назывных предложений выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словосочетанием существительных в форме именительного и родительного падежа, например:
Ночь. Холодная землянка. Перестрелка. Тишина (П. Глебка).
Волшебная сила искусства (В. Драгунский).
Подлежащее может быть выражено личным местоимением, числительным, сочетанием числительного с существительным.
А вот и я. Вот и она сама (К. Симонов).
Сто часов счастья…Разве этого мало? (В. Тушнова).
Сто рублей. Легкое ли дело? (А. Пушкин).
Распространенные и нераспространенные назывные предложения
По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Простое предложение, состоящее только из грамматической основы, является нераспространённым, например:
Наступило лето. Палит солнце. Жарко.
Простые предложения, в состав которых наряду с грамматической основой входят второстепенные члены, назовем распространенными, например:
Невидимкою луна освещает снег летучий (А. Пушкин).
Грамматическая характеристика распространённости/нераспространённости касается также назывных предложений, но учтем, что поскольку в них имеется только подлежащее, то эти односоставные предложения могут распространяться только определениями как согласованными, так и несогласованными, а также обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Тёмный и прямой и взыскательный взгляд, взгляд к обороне готовый (М. Цветаева).
Зал с театральными люстрами, лепными излишествами и скверной акустикой (В. Савченко).
Гарибальди! Небо Италии, поход на Рим, воздух, пропитанный запахом масличной коры, страна мечтаний, поэм и нищеты! (К. Паустовский).
Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озёра (Б. Пастернак).
Обратим внимание, что в назывном предложении не может быть дополнения или обстоятельства. Если один из указанных второстепенных членов всё-таки имеется в предложении, то он указывает на отсутствующее сказуемое, а само предложение является не назывным, а неполным двусоставным.
Сравним:
Обстоятельство «на окне» подразумевает отсутствующее сказуемое:
В составе назывных предложений часто употребляются указательные, усилительные, восклицательные и пр. частицы.
Какой чудесный день! Какой чудесный пень! Какой чудесный я и песенка моя!
Назывные предложения с частицами являются нераспространёнными.
Памятка
Видео «Назывные предложения»
Назывные предложения – что это такое понятным языком, чем они отличаются от других типов односоставных и что про них надо знать
Предложение, где есть только подлежащее.
Назывное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее, а сказуемое вообще не нужно. Например: «Лето», «Море», «Рассвет». Они нужны для того, чтобы назвать какой-то предмет или явление, сказать читателю, что «вот это в данный момент есть: в данный момент лето, в данный момент передо мной море, а еще рассвет».
Особенности назывных предложений
Самая главная особенность – в назывных предложениях кроме подлежащего могут быть только определения. Потому что определение зависит как раз от подлежащего, а дополнения и обстоятельства зависят от сказуемых.
Смотрите, можно сказать: «Лето», а можно: «Жаркое лето». Можно сказать: «Море», а можно: «Безмолвное море».
Назывные предложения – односоставные. То есть в них есть только один главный член из двух – подлежащее. Сказуемого вообще нет. При этом без сказуемого всё должно быть понятно. Если что-то непонятно – значит предложение у вас – «двусоставное неполное».
Как отличить назывное предложение от двусоставного неполного
Неполное предложение будет непонятно без контекста, а полное – понятно. Сравните два примера:
«Мама. Это самый близкий, самый дорогой человек».
– Кто там пришел?
– Мама.
В первом случае предложение «Мама» – односоставное назывное. Я с его помощью «называю» тему всего дальнейшего повествования.
Похожие примеры: «Море. Я смотрю на него и думаю о своем прошлом и будущем, о земном и вечном», «Зима и осень. Самые удивительные времена года. Времена, когда все умирает. А потом вдруг воскресает, рождается вновь». «Море», «Осень», «Зима» – тоже назывные предложения.
А вот в диалоге «Мама» – двусоставное неполное предложение. Потому что я не хочу «назвать тему» для рассуждения, я хочу сказать, что мама «пришла». Но для быстроты и удобства я убираю глагол «пришла» и остается просто «Мама».
Еще один способ отличить назывное предложение от двусоставного неполного – посмотреть, есть ли обстоятельства и дополнения. Если они есть – значит предложение однозначно двусоставное неполное и там опущено сказуемое.
Смотрите: «Наука всегда на стороне истины» – это двусоставное предложение, в нем есть подлежащее «наука» и сказуемое «есть», но сказуемое опущено. Мы можем «увидеть» его по второстепенным членам. Как задать вопрос к обстоятельствам «всегда» и «на стороне истины»? Только от этого сказуемого: Наука [есть] (где?) на стороне истины; Наука [есть] (когда?) всегда.
Еще один способ увидеть это сказуемое – изменить время на прошедшее или будущее: Наука БЫЛА на стороне истины; Наука БУДЕТ на стороне истины – вот сказуемое и появилось.
Другой пример: «Призыв в этом году в апреле». Это тоже двусоставное предложение, потому что: Призыв [есть] (когда?) в этом году, в апреле. Меняем время: Призыв БЫЛ в апреле; Призыв БУДЕТ в апреле.
Зачем нужны назывные предложения
Чтобы сосредоточить внимание читателя на каком-то одном предмете. Например, когда мы пишем текст про маму, мы можем его начать со слова «Мама», чтобы акцентировать на нем читателя. Пробудить в нем все чувства, воспоминания, ассоциации, связанные с мамой.
Чтобы задать тему высказывания. Если вы сосредоточили на чем-то внимание своей аудитории – то наверняка сделали это не просто так. Вы, скорее всего, будете говорить об этом дальше. То есть вы назвали тему своей речи или своего текста.
Чтобы создать в произведении особую атмосферу. У Фета есть стихотворение, которое почти полностью состоит из назывных предложений: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…» – этот тест воспринимается как множество воспоминаний, следующих одно за другим. То же самое у Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Достичь такого эффекта как раз позволяет односоставность.
Полезные материалы по теме статьи
Посмотрите общую статью с описанием всех типов односоставных предложений. А также отдельные тексты по другим типам. В них много примеров и пояснений, но статьи читаются быстро, за 3-5 минут:
Подпишитесь на мою рассылку. Я каждую неделю буду присылать вам новые статьи из рубрики Образование. В ближайшие полгода я планирую как раз закончить русский язык, потом, возможно, другие авторы будут писать по остальным предметам.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Они готовят к экзаменам и ВПР намного лучше, чем репетиторы. В каждой подборке я еще даю бесплатные материалы для скачивания:
Напишите, пожалуйста, комментарий с отзывом на статью. Объяснил ли я вам, что такое назывные предложения, остались ли какие-то вопросы? Статью можно смело критиковать, я всегда читаю комментарии и принимаю их к сведению, если они объективные.
Особенности и принцип строения
Эти словесные конструкции изучаются в 8 классе. Иначе они могут называться номинативными. Как показывает практика из литературы, назывные предложения могут состоять не только из подлежащего, но и из нескольких зависимых слов, междометий и частиц, в том числе восклицательных и указательных («вот», «вон», «ну и», «какой же» и других эмоционально-оценочных частиц). В качестве наглядного примера для конспекта можно предложить следующие предложения:
Такая синтаксическая конструкция требует, чтобы подлежащим в ней было имя существительное, причём в именительном падеже. В большинстве случаев распространяющим членом предложений является согласованное или несогласованное определение: «Волшебная новогодняя ночь», «Золотая осень с пышно убранными клёнами», «Ослепительное морозное утро». Номинативные конструкции всегда сообщают о существовании явления или предмета в настоящем времени.
Также существуют двусоставные или неполные назывные предложения. У них в роли распространяющего члена выступает обстоятельство со значением места или времени. К примеру: «Скоро зима» (можно дополнить пропущенное сказуемое — «скоро наступит или придёт зима»).
К особенностям номинативных языковых структур также относится их фрагментарность или краткость, имеющая большую ёмкость выражаемого содержания. В этих предложениях указываются только отдельные детали ситуации, которые имеют важное значение для представления читателем общей картины описываемых событий или обстановки.
Используются такие конструкции в отдельных ремарках драматических произведений («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн», «Уснувшие под снегом деревушки», «Темень. Холод. Тишина»), а также в качестве описательного средства в поэзии и прозаических произведениях.
Основные разновидности
На текущий момент различают 5 видов назывных односоставных предложений (в некоторых учебниках принято указывать 3). Одна из распространённых ошибок учащихся состоит в том, что они путают назывные и неполные предложения, которые могут являться частью диалога или иметь одно лишь существительное без сказуемого.
Примером неполных конструкций служит такой текст: «Ведьмочка спросила Русалочку, что ей надо. „Ножки“, — прошептала девочка. „Ножки?“, — рассмеялась ведьма, — „А что ты мне дашь взамен?“. „Волшебный кристалл“. „Нет, я знаю, что нужно! Голос!“».
Чтобы определить, какой из представленных примеров является неполным или односоставным назывным предложением, необходимо попытаться дополнить их сказуемым («Мне нужны ножки» — «Тебе нужны ножки?» — «Я дам тебе кристалл» — «Мне нужен голос»).
Иногда школьники могут путать номинативные структуры с обращениями. Если, к примеру, в тексте встречается последнее, значит, предложение сопровождается пояснительным комментарием:
Бытийные предложения
Значение этой разновидности конструкций заключается в том, что она утверждает существование (бытие или наличие) предмета, мысли, речи и любых явлений. Подобное предложение констатирует факт того, что объект имеет место в действительности. Подлежащее в конструкции находится в именительном падеже (верно для любой именной части речи). В качестве примеров подойдут следующие односложные предложения:
Также примером бытийных или экзистенциальных структур являются первые строки известного стихотворения Александра Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет». Немаловажно уметь различать в тексте предложения со значением волеизъявления, которые тоже могут являться односоставными: «Осторожно! Внимание!», «Хлеба и зрелищ!», «Прочь!», «Вон!», «Караул!».
Отличить такие предложения не составит труда, так как они не сообщают о существовании какого-то конкретного объекта и, следовательно, невозможно добавить подходящее сказуемое для проверки.
Указательные конструкции
Назначение — указывать на предмет и его местоположение. Распространённые назывные предложения этого типа обязательно имеют частицы «вот», «вон», служащие для конкретизации значения. Подлежащее в грамматической основе выражено в именительном падеже. К таким предложениям относятся: «Вот вам софа, раскиньтесь на покой», «Вот лес. Вон речка. Вон пенёк», «Вот моя деревня, вот мой дом родной!», «Вон и тот дом, вон и та ива, а вон дощатый мостик!». Могут встречаться и конструкции с другими указательными местоимениями:
Предложения, имеющие частицы «вот», при выдвижении на первый план эмоциональной оценки (к примеру, неодобрения или иронии) могут использоваться не только для указания, но и для выражения позиции автора о предмете или герое: «Вот думает это бедняга и слезами так и захлёбывается. Вот они, заячьи-то мечты!».
Оценочно-бытийные структуры
Они помогают оценивать предмет с точки зрения говорящего, часто включают в свой состав восклицательные частицы и произносятся, как правило, с характерной экспрессией. Подлежащее всё так же выражено в именительном падеже. Для примеров можно указать такие предложения:
Однако не следует путать эти предложения с эмоциональной оценкой с конструкциями вроде этих: «Чепуха. Молодец! Ты герой» (этот пример относится к разряду двусоставных неполных предложений с опущенными подлежащими) либо экспрессивными восклицаниями типа «Нахал!» или «Подлец! Негодяй!».
Существуют также и оценочно-бытийные конструкции, которые используются без каких-либо восклицательных частиц. К ним относятся возгласы по типу «Красота-то какая! Лепота!», «Прелесть!», «Чудо!», «Шедевр!», тогда как фразы, состоящие лишь из наречия («Гениально!», «Шедеврально!», «Браво!»), не могут быть отнесены к таким структурам.
Собственно-назывные обозначения
Эта группа обозначений служит для называния предметов, книг и их разделов, картин, журналов, музыкальных произведений, учреждений и т. д. Примеры назывных предложений подобного типа легко найти и в обыденной жизни: «Библиотека», «Парикмахерская», «Универмаг», «Вокзал». Сюда же следует отнести и множество объявлений, а также различных вывесок: «Продаю квартиру», «Доставка!».
Помимо обозначения собственно-назывные конструкции обобщают простые события и являются средством письменного сообщения. Некоторые лингвисты (например, А. Г. Руднев) полагали, что к этому типу относятся и назывные предложения, употребляемые с целью постановки вопроса и дальнейшего размышления о явлении: «Москва… как много в звуке этом для сердца русского слилось!». Такая конструкция также получила название «именительного представления».
Желательно-бытийные и генетивные формы
Суть подобных предложений состоит в передаче читателю желательности называемого. Они обладают характерными структурными частицами «лишь», «если», «только»; нередко добавляется частица-показатель ирреального наклонения «бы». В качестве примеров желательно-бытийных конструкций можно привести следующие предложения:
Генетивные предложения, в отличие от нормативных, имеют главный член в родительном падеже, лексическое значение которого состоит не только в передаче наличия существования предмета, но и его количественной либо иной характеристики.
Такие предложения часто встречаются в разговорной речи, что связано с важной ролью интонации при их передаче. Они же нередко используются в юмористических либо сатирических произведениях, в эмоционально окрашенных диалогах и в монологической речи: «Смеху-то!», «Народу!», «Вот цветов! Цветов-то сколько!», «Ох и шуму!».
Использование в литературе
Благодаря своей краткости и ёмкости номинативные предложения широко используются в литературных произведениях, причём в самых разных жанрах. Функция такого приёма заключается в сосредоточении внимания читателя на отдельных ярких штрихах обстановки, личных черт кого-либо из персонажей, а также на более полном погружении в атмосферу происходящего.
Номинативные структуры повсеместно используются для описания декораций в пьесе, а также для обозначения времени и места происходящего. Описательный характер такого рода конструкций позволяет их применять не только в качестве ремарок, но и для написания самостоятельных художественных произведений. В некоторых случаях односторонний характер подобных конструкций может специально использоваться для создания определённого эффекта:
Коней одичавших галоп.
Эшелоны. Тифозная мгла.
Интервентская пуля, летящая в лоб, —
И не встать под огнём у шестого кола (стих Александра Межирова).
В современном мире больше всего такой приём прижился в газетных и журналистских жанрах (очерках, репортажах, авторских колонках), хотя многие представители телевизионных СМИ также не брезгуют пользоваться назывными предложениями в своих программах и темах для обсуждений: «Больница. Операционная. Блеск металла и стекла. Бахилы на ногах. Характерный запах хлорки. Мытьё рук. Марлевые повязки. Последние приготовления, шутки, понятные только врачам. „Все готовы? Тогда приступаем“, — вот она, повседневность самой трудной и благородной профессии».
Таким образом, номинативные предложения выступают в роли каркаса. Они используются для описания ключевых деталей события, оставляя при этом читателю или зрителю возможность додумывать некоторые детали при помощи своего воображения.
Назывные предложения — это… Примеры
Назывные предложения используются как средство усиления выразительности текста. Узнаем, что такое назывные предложения и приведем примеры таких предложений из произведений художественной литературы.
Что такое назывные предложения?
Простые предложения по наличию главных членов предложения делятся на двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например:
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С. Есенин).
У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого простые односоставные предложения бывают назывными и глагольными.
Назывные предложения — это односоставные предложения, содержащие один главный член, — подлежащее.
В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении действительности, о которых утверждается, что они есть в настоящем времени или вне его, например:
Эти простые предложения произносятся с интонацией сообщения. Они по содержанию кратки и лаконичны. Обычно они предваряют описание или повествование и вводят читателя в обстановку действия или время, например:
Темень, холод, ночь как год (А. Твардовский).
Хорошо сейчас в Фергане! Солнце. Персики. Вода поет в арыках (Н. Павленко).
Подлежащее назывных предложений
Главный член назывных предложений выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словосочетанием существительных в форме именительного и родительного падежа, например:
Ночь. Холодная землянка. Перестрелка. Тишина (П. Глебка).
Апрель…Еще не отогрелась окоченевшая земля, но уже раскрылась бездонная синь небес (Б. Тимофеев).
Волшебная сила искусства (В. Драгунский).
Подлежащее может быть выражено местоимением, числительным, сочетанием числительного с существительным.
А вот и я. Вот и она сама (К. Симонов).
Сто часов счастья…Разве этого мало? (В. Тушнова).
Сто рублей. Легкое ли дело? (А. Пушкин).
Распространенные и нераспространенные назывные предложения
По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Простое предложение, состоящее только из грамматической основы, является нераспространённым, например:
Наступило лето. Палит солнце. Жарко.
Простые предложения, в состав которых наряду с грамматической основой входят второстепенные члены, назовем распространенными, например:
Невидимкою луна освещает снег летучий (А. Пушкин).
Грамматическая характеристика распространённости/нераспространённости касается также назывных предложений, но учтем, что поскольку в них имеется только подлежащее, то оно может распространяться только определениями как согласованными, так и несогласованными.
Тёмный и прямой и взыскательный взгляд, взгляд к обороне готовый (М. Цветаева).
Зал с театральными люстрами, лепными излишествами и скверной акустикой (В. Савченко).
Гарибальди! Небо Италии, поход на Рим, воздух, пропитанный запахом масличной коры, страна мечтаний, поэм и нищеты! (К. Паустовский).
Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озёра (Б. Пастернак).
В составе назывных предложений часто употребляются указательные, усилительные, восклицательные и пр. частицы.
Какой чудесный день! Какой чудесный пень! Какой чудесный я и песенка моя!
Назывные предложения с частицами являются нераспространёнными.
Научимся различать назывные распространенные предложения от неполных двусоставных предложений.