Что значит названному отцу значение
Отец, Тятя, Батя, Папа, Дед, Тётя
Отец, Батя, Папа, Тятя. Откуда появились все эти слова в русском наречии?
Папой стали звать главу семейства со времени включения в состав российской Империи территорий с установившимся там к этому времени католицизмом.
На вживление этого понятия повлияло также распространение культурных новшеств офранцузившейся части аристократического русского общества. У французов главу семейства звали словом Папа.
Глядя на них старались не отставать от моды и богатые люди. Этот западно-культурный тренд начался в 17 веке и особенно усилился в конце 18 века.
Все эти новации крутились в высших слоях общества. Не распространяясь в простонародье. Только через полтора столетия понятие папа стало заметно в среде крестьян и простых граждан, не гнушавшимся чтения книжек и общавшимся с господами.
Намного распространённее было слово Батя. Его привычнее было услышать в каждой деревне.
Батя, Баця, Батько, Баха, Бата – все эти слова идут от славянской ветви русского генезиса. Этимологи полагают, что изначально они обозначали у древних славян старшего брата в семье, старшего родственника. В таком обозначении это слово до сих пор употребляется у некоторых славянских народов, обозначая старшего брата в уменьшительно-ласкательном, семейно-родственном обращение к нему или к старшему родственнику.
Русские, украинцы, белорусы словом Батя обозначали вообще самого близкого старшего родственника, а ближе к 16 веку так стали звать Отца. При этом понятие Батя сохранилось при обозначении старшего по роду.
Слово Тятя было распространено среди самой младшей части семейного клана, в большей части это относилось к Отцу семейства. Это слово было очень распространено в простонародной среде до середины 20-го века. Это был некий синоним общеславянского традиционного понятия Тата.
Слово Тятя имело очень широкую географическую распространённость. Его можно было услышать в Архангельском лексическом районе, в районе Пскова, северо-запада (Псков), в Сибири, в Белоруссии.
Исследователи выдвигали множество версий происхождения этого слова.
Некоторые выводили слово Тятя от слова Батя или Батюшка. Тятей озвучивали батюшку малые детишки, ещё не умевшие говорить членораздельно и могшие только лепетать.
Слово и понятие Батя пришло в русский язык из протославянского, откуда оно вошло в славянскую лексику, а также в лексику соседних с ними народов.
У пруссаков слово Брати, литовское слово Бротер, латышское слово Братаритис, по всей видимости, были заимствованы из старославянской лексики, где они обозначали понятия Братства, то есть Брат, Братья, Братцы.
По мнению исследователей, которые опираются на данные лингвистов, древний славянский язык не стоял на месте, он развивался, менялись корни слов, появлялись новые буквы, исчезали другие. Так, со временем, для обозначения нового понятия в родовой семье буква р была опущена и словом Батя стали называть всякого старшего родственника.
В дальнейшем, с изменением семейных отношений, с выделением из общего рода отдельных, самостоятельных семей, слово Батя приобрело новое значение, как глава не рода, а семьи. Чтобы не путаться слово Батя в отдельной семье заменили на слово древнее слово Отец, которое выводят из слова Тятя-Отесь. Но, скорее всего, слово Тятя было заменено более древним и схожим по смыслу словом Отесь, тем более, что они были схожи и по произношению. К тому же изначально слово Отесь означало хозяин семьи, а не рода.
Тем не менее, понятие Брат сохраняется и сейчас в южнославянских лексиках в смысле Братарь, что обозначает родственников мужского пола вообще.
В таком же смысле у чехов и у морававов применяется слово Бата, у болгар слово Баща, у сербов слово Баха.
Православный священник, к которому прихожане обращаются как Батюшка, также считался братским членом славянской общины, причём, его статус был очень высоким, поскольку он говорил от имени Отца, Бога. То есть он был Братом, как и все, но в степени старшего члена Братины. Поэтому за ним закрепилось понятие слово Батюшка, иногда его называют Святой Отче.
Однако понятие Батюшка к архиерею или иноку не применяется, поскольку они не являются членами сельской Братнины, Братства.
Тем не менее, в официальном обращении слово Батюшка или Святый Отче не применяется, поскольку Отцом, согласно Библии является Господь. Исключение из этого правила относится только к тем, кто канонизирован, а также по отношению к особенно прославленным подвижникам христианского благочестия.
Выводили слово тятя также от слова тата индоевропейского происхождения. У древних индийцев есть понятие Татас, что означало глава семьи, кормилец.
Интересно, что похожие по написанию и произношению слова, относимые к главе семейства и к отцу есть повсеместно в европейских языках. У греков есть слово Тетта и Тата в понимании как отец, кормилец семьи, у сербов с хорватами есть Тата, у литовцев есть понятие Тевас, у алан есть слово Татё, у словен, словенцев, чехов, поляков есть понятие Тата.
Продвинутые лингвисты полагают, что слово Тятя произошло от Тете или Эте. От этого же слова и понятия происходит слово Дедис или Дед, а у литовцев оно произносилось как Тетис в понимании Батюшки,но не священника.
У хеттов библейских есть понятие, произносимое в древности как Атта в звательном падеже, точно как и у русских.
А у тюрков есть слово Ата, Атта, Атт в смысле Отец. По всей видимости от слова ата произошло слово Атаман, которое было позаимствовано у них казаками. Само же слово Ата восходит к индо-европейскому тата.
У кельтов есть понятие Отикос, то есть Хозяин, от которого историки производит слово Тата. Интересно, что в ирландском языке есть слово Айтех, в британском есть слово Озеч, также в понятии Отец. Хотя изначально слово Отесь означало понятие Хозяин. Происхождение этих слов нужно искать в происхождении самих кельтов, которые пришли в западную Европу со стороны Сибири, пройдя серьёзную культурную реконструкцию на территории восточно-европейских славян. Интересно, что автор Хазарского словаря Павич, словом Атех назвал хазарскую принцессу.
Современные исследователи, для которых это занятие является хобби, производят слово Тятя от готов, у которых оно обозначало вождь, лидер, глава. Есть и совсем уж экзотическое производство слова Тятя от скифов.
По всей видимости, и слово Тётя, также и слово Тесть имеют аналогичное происхождение.
Слово Тата встречается часто в письмах довоенного времени.
Зачем называют детей в честь папы, мамы или бабушки?
«Психологические портреты» популярных имен девочек и мальчиков.
Психологи неустанно доказывают связь имени человека с его судьбой и, наоборот, судьбы с именем человека. В свое время были даже сформулированы «психологические портреты» имен. Какой человек представляется вам, когда вы слышите определенное имя? А вашему мужу? Стоит ли называть ребенка в честь близкого родственника? Поразмышляем об этом.
Психологический тип человека формируется под влиянием физиологии, социальных факторов и личностных характеристик. Называние человека затрагивает все три критерия. Так, родители выбирают имя малышу в зависимости от его пола и в согласии с традициями страны. Ну и не стоит сбрасывать со счетов внешность новорожденного, ведь порой при рождении мамы с уверенностью называют самое подходящее для их малышей имя. Вот и получается, что либо имя формирует человека, либо он дополняет уже устоявшиеся характеристики своего имени.
Философ и психолог А. Лосев утверждал, что без имени в мире прожить нереально. Жизнь походила бы на «столкновение глухонемых масс», поэтому именовать человека обязательно, даря ему индивидуальность, социальную весомость и характер.
Психологи утверждают, что сейчас родители предпочитают выбирать имена детей «по образу и подобию», другими словами, подбирая своему ребенку то имя, которое симпатично им на подсознательном уровне. Это древняя традиция, только в измененной форме. Раньше детей принято было называть церковными именами: каждый день соответствовал рождению какого-либо святого, в честь которого и давалось имя новорожденному. Вместе с именем ребенку передавались черты характера, волевые качества и нормы поведения. Так вот, в современности у каждого из нас есть лично свое, индивидуальное представление о человеке с определенным именем. Этот образ-имя хранится в памяти. Мы отлично представляем, какими качествами должен обладать Антон или Егор, а чего нельзя ожидать от Татьяны или Нелли. В общем, представление об имени имеет каждый человек, вплоть до характерных черт внешности. Получается, что, выбирая имя малышу, родитель желает передать ему характерные черты образа, сделать его «подобным» кому-то. Если это Александр, то мальчика будут воспитывать мужественным, требовать от него принятия самостоятельных решений. Зато Яков не станет утруждаться, чтобы оправдать значимость своего имени.
Выходит, что, как ни крути, имя влияет на человека. Пусть даже в самой малой степени. Философ П. Флоренский вообще придерживался того мнения, что именно имя обусловливает путь человека. Если же личность не соответствует имени, проявляет несвойственные ему черты, то это значит, что у данного человека другое «психологическое» имя. Этим можно объяснить тот факт, что мы не воспринимаем имя человека, когда хотим назвать его иначе. Получается, что психологический портрет человека соответствует другому именованию.
Но не стоит чересчур озадачиваться теорией взаимодействия имени и судьбы. Некоторые до такой степени восприимчивы, что начинают обвинять родителей в том, что те украли их истинную судьбу, наградив определенным именем. Имя — всего лишь возможная модель построения и развития жизни. Самые главные решения и шаги совершает сам человек.
После того как вы получите ответы нескольких тестируемых, сравните их. Наверняка полученные результаты заставят вас удивиться.
Рассмотрим несколько примеров уже составленных «психологических портретов» некоторых имен.
Алексей. Обладает мягкими, правильными чертами лица. По характеру жизнерадостный, веселый, но иногда тихий, неудачливый, неуверенный и гиперчувствительный.
Александр. Про Саш порой говорят, что «это не имя, а диагноз». Носителейэтого имени часто сравнивали с великими людей, наделяя их умом, сильной волей и целеустремленностью. Александры часто стройны и подтянуты. В характере — самовлюбленность, гордость, агрессивность, независимость.
Владимир. Очень властный, хитрый, весьма общительный, но спокойный. По определению внешности единства не наблюдается: темный и светлый, высокого и среднего роста. Отрицательными качествами были единодушно признаны хвастовство и гордыня.
Дмитрий. Одно из наиболее противоречивых «психологических имен». Он и депрессивный, и веселый, несерьезный и практичный, манящий и привлекательный, но и отталкивающий и нелюдимый.
Сергей. Самостоятельный и целеустремленный. Практичный и в меру гордый. Обладает рациональным умом. Некоторые упоминают ранимость, веселый нрав и желание развлекаться. Внешне большинство отмечают высокий рост и худощавость.
Михаил. «Психологический портрет» этого имени двойственен. Одним даже звучанием напоминает неуклюжего медведя, полного, даже толстого, спокойного и улыбчивого. Другие говорят о подтянутой фигуре, темных волосах и светлых глазах. Однако все единодушно сходятся в том, что имя несет доброту, притягательность и спокойствие.
Анна. Особенно поддается описанию внешность. Красивая, темноволосая, с небольшими глазами. Из черт характера упоминаются женственность, энергичность, доброта и веселость. Вместе с тем подчеркиваются легкомысленность, взбалмошность, властность и неприступность. Иногда отмечают жестокость, гордыню и чрезмерную серьезность.
Екатерина. Всегда привлекательна, статна и достаточно высока. Из характерных черт называют властность, силу, целеустремленность, суровость, жестокость и расчетливость. А вот совсем другой «портрет» Кать: маленькая, неприметная, нецелеустремленная, хозяйственная и простая.
Ольга. Самыми популярными характеристиками признаны здоровье, стройность, внешняя привлекательность. Дополнительно — ум, рассудительность, семейность, открытость, повышенная эмоциональность. Есть и отрицательные черты, например властность.
Елена. Всегда красива, ярка, женственна и очень сексуальна. В то же время противоречива, эгоистична и горда. Плюс к этому легко увлекается, общительна и весьма чувственна.
Наталья. Многие отмечают практичность женщин с таким именем. Энергичная и целеустремленная, обычно счастлива в жизни. Второй портрет — эгоистичная, вспыльчивая, малообщительная. Плюс к этому не очень умная и несчастная. Зато третий портрет более оптимистичен: добрая, славная, очень нравится мужчинам, нежная и мягкая.
Вера. Очень последовательна и трудолюбива. Одни описывают внешность полной женщины с теплыми руками, отличной домохозяйки. Другие противоречат и говорят о худощавой, гордой и расчетливой женщине. Однако все эти описания объединяет ум и твердость характера, в некоторой степени упрямство.
Теперь вы сами можете убедиться, насколько разнообразны «психологические портреты» имен. Точно так же может вести себя один и тот же человек в разных ситуациях, с разными людьми, проявляя то гордость, то нежность, то стойкость, то равнодушие. У каждого из нас свое личное, индивидуальное восприятие окружающих, поэтому прийти к общему мнению не удастся. Однако нечто основное (стержень имени) все равно прослеживается. В любом случае каждый человек обладает набором качеств. И никто не может сказать с уверенностью, что имя изменит характер. Воспитывайте своих детей в любви, балуйте в детстве и поощряйте в дальнейшем. Пытайтесь формировать из ребенка личность самостоятельно, не надеясь на власть имени.
Имя как у папы
Вы зовете мужа или супругу, а прибегает ребенок? Тогда понятно: вы назвали ребенка в честь одного из родителей. Теперь придется называть одного малышом, а другого — просто Миша или «дорогой». Явление, когда родители называют своим именем детей, нередко. Допустим, мама родила дочь на свой же день рождения. Папа уперся и не захотел нарекать дочурку никаким другим именем — только в честь супруги. Так в семье появляются две Юлии или Яны. А когда по каким-то соображениям мальчика называют как папу, появляются Михаил Михайлович, Павел Павлович, Борис Борисович.
Психологи утверждают, что, называя ребенка именем матери или отца, родители «предрекают» малышу проживание их судьбы. Другими словами, мальчик с именем папы будет повторять его жизненный путь и обладать схожими качествами характера, а девочка, названная в честь мамы, станет ее копией. Так ли это? Настолько ли сильна мифическая составляющая имени, что вместе с наречением предугадывается судьба?
Если рассуждать рационально, откинув предрассудки и мифические совпадения, ребенок в любом случае, как его ни назови, унаследует характер или хотя бы некоторые черты своих родителей. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени возьмет от отца целеустремленность, а от матери — мягкость или отзывчивость. Девочка при любом раскладе получит от мамы материнское начало и женственность. В этом нет ничего необычного, ведь мать и отец — самые близкие люди. И не стоит искать в простом совпадении жизненных фактов проявления сверхъестественного. Есть очень много примеров, когда ребенок, названный именем папы, проживает совершенно иную жизнь. Да и, например, что можно сказать о девочке, которую назвали в честь папы (Саша, Женя и др.). Неужели она станет водителем грузовика или полюбит виски с колой? Отнюдь. Все это в большей степени предрассудки. Конечно, случаются совпадения судеб. Есть примеры, когда сын или дочь точь-в-точь повторяют судьбу одного из родителей. Но для этого совсем не обязательно носить одинаковые имена.
Одно «но»
Единственный нежелательный вариант — присвоение ребенку имени умершего родственника, особенно если тот умер, что называется, до срока. Нерастраченная энергия внезапно оборвавшейся жизни то и дело вмешивается в жизнь живущего. Иногда это положительное вмешательство, благосклонно сказывающееся на судьбе. Но бывает, что несчастья настигают человека одно за другим, и тогда-то невольно задумаешься над смыслом имени и его энергетикой. И наоборот: говорят, что имена давно ушедших бабушек и дедушек помогают ребенку-тезке, в некоторых случаях даже принято считать, что у малыша появляется второй ангел-хранитель.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Что значит названному отцу значение
Батя у русских людей это ласковое, уважительное обращение к дорогому человеку. Ассоциируется со словом батюшка. Батюшкой в православной церки называют человека священника, к которому приходят люди исповедоваться, просить совета и делиться о самом сокровенном. Порой в жизни даже очень сильного человека нужна поддержка мудрого, доброго, понимающего человека. Таким является наш отец в семье или батя, если человек не находит правильного объяснения жизненным вопросам в семье он обращается к батюшке в храме.
Происходит от праслав. *batę, *bat’a, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. батѦ, русск. батя, укр. ба́тьо, ба́тько, белор. ба́ця, бацька, болг. баща́, сербск. ба̏ħа — ласкательное название брата, чешск. baťa «брат, родственник, приятель», диал. моравск. baťa «дядя».
Батя – уважительное, ласкательное обращение к отцу, родителю, подчеркивающее любовь к нему, неукоснительное признание родительских прав. Иногда называли «тятей», «тятенькой», но преимущественно в сельской местности.
Ба́тя. Общеслав. Уменьшит.-ласкат. форма (с выпадением r и смягчением t) от *bratrъ. Первоначально батя было интимным обращением к старшему брату, потом — к отцу.
Мне больше интересно, почему батя говорят именно представители сильной половины, девушки обычно не употребляют это слово в своем обиходе. Почему?!
Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца. А если знать, что означает папа по мордовски, то уж лучше звать батей. Биологического отца.
Значение слова «отец»
5. Прост. Обращение к пожилому мужчине. [Графиня-бабушка:] Что? а? глух, мой отец; достаньте свой рожок. Грибоедов, Горе от ума. [Лютов] заказывал старику лакею: — И дашь ты нам, отец, к водке ветчины вестфальской и луку испанского. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Согласно некоторым антропологам, человек, осознающий, как правило, своё отцовство, отличается этим от животных (тем более высших приматов). Утверждения, согласно которым некоторые племена (в частности, это утверждалось об австралийских аборигенах реки Талли) не представляют, «откуда берутся дети» и/или не осознают отцовства конкретного лица (часто это связывали с предполагаемым институтом группового брака), современной наукой не подтверждаются.
Установление отцовства конкретного лица, неочевидного и связанного с событием зачатия и частной жизнью, является особой правовой проблемой. Известно латинское высказывание: Mater semper certa; pater est quem nuptiae demonstrant ‘Мать всегда точно известна; отец определяется по браку’. Во многих правовых системах рождение ребёнка матерью довершалось особым актом со стороны отца, который признавал его своим (в римском праве — брал с земли на руки, tollere). Кодекс Наполеона ввёл формальную норму, согласно которой отцом ребёнка, рождённого замужней женщиной, считается её муж. В наше время для установления отцовства может привлекаться генетическая экспертиза.
В римском праве (как и во многих традиционных обществах с патриархатом) отец семейства имел преимущественные права по сравнению с членами своей семьи (вплоть до права жизни и смерти) и был посредником между ними и общественными институтами. Термин «отец» из-за этой особой роли исключительно часто используется в религии и идеологии.
Метафора отца как главы семьи и, шире, предка по мужской линии, распространяется на Бога как Творца (теонимы вроде Юпитер со словом «отец», обращение к Богу как отцу — молитва Отче наш), священника как главу общины (авва, патер, батюшка, приставка «отец» к имени) и правителя как главы общества (отец отечества, «отцы города», патернализм, титул Сталина — Отец народов). Страна воспринимается как совокупность владения отцов — предков, отсюда термины отечество, патриотизм.
Имя отца у многих народов входит в состав личного имени, образуя отчество (у древних греков, славян, германцев, восточных народов), в дальнейшем такие отчества могут давать начало фамилиям, которые передаются (чаще всего по мужской линии) в следующие поколения.
ОТЕ’Ц, отца́, м. 1. Мужчина по отношению к своим детям. Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! Грбдв. Он родился просто, как говорят: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца. Ггль. || Тот, у кого есть дети. Он уже о. 2. Самец по отношению к своему потомству (преимущ. о племенных, породистых лошадях, собаках и т. п.; спец.). 3. Тот, кто заботится о других: покровитель, благодетель (разг. устар.). Будьте отец и благодетель. А. Острвскй. — Ты отец. До населенья добр и милостив ты был. Нкрсв. || только мн., чего. Руководитель, глава (разг. устар., теперь ирон.). Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Грбдв. Отцы города (шутл. ирон. о гласных городских дум до революции). 4. Основоположник учения, какой-н. отрасли науки, искусства (книжн.). . Нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе. Стлн. Гомер, отец стихов. Бгднвч. Дарвин — о. современного естествознания. || Источник, начало чего-н. (книжн.). Нужда — отец догадки. Пословица. 5. только мн. Предки, предшествующее поколение. — Вот то-то, все вы гордецы. Спросили бы, как делали отцы. Грбдв. «Отцы и дети» (заглавие романа Тургенева). 6. Вежливое обращение к пожилому мужчине (простореч.). Посторонись, о.! 7. Название служителей культа, монахов, также при обращении к ним (церк. и устар.). Благослови меня, честны́й отец. Пшкн. Ведь это ересь, отец игумен? Пшкн. Простившись с игумном и гостями, пошли отцы вон из кельи. Мльнкв-Пчрскй. ◊
путем передачи наследства или по традиции.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
оте́ц
1. родитель, мужчина, имеющий детей, по отношению к своим детям; глава семейства ◆ Что за комиссия, Создатель, // Быть взрослой дочери отцом! А. С. Грибоедов, «Горе от ума», 1825 г. ◆ Под ноги шубу кладут, мать стоит, с булкой или калачом, а отец держит икону, и невеста начинает прощаться: «Простите меня, милые родители, в чужой дом пойти». 〈…〉 Отец брал булку хлеба с солью в солонке и три раза проводил ею над головами молодых со словами: «Вот тебе, сынок Пётр Иванович, наша дочь». 〈…〉 После этого отец вёл в баню молодого. Свадьба тюменских старожилов, «2004» // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ)
2. самец, имеющий детёнышей ◆ Главенствующий на данный момент лев в прайде, как правило, отец львят.
4. разг. устар. тот, кто заботится о других (находящихся в зависимости, подчинении): покровитель, благодетель ◆ Полковник наш рождён был хватом: // Слуга царю, отец солдатам… Лермонтов, «Бородино», 1837 г. ◆ Будьте отец и благодетель. А. Н. Островский, «Не в свои сани не садись», 1852 г.
5. мн. ч. предки, предшествующее поколение ◆ Вот то-то, все вы гордецы. // Спросили бы, как делали отцы. Грибоедов, «Горе от ума (1816–1824)», 1825 г. ◆ «Отцы и дети» (заглавие романа Тургенева). (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Богаты мы, едва из колыбели, // Ошибками отцов и поздним их умом. Лермонтов, «Дума», 1839 г.
6. разг. устар. мн. ч. наиболее почётные и уважаемые лица, стоящие во главе чего-либо
|| шутл., ирон. о гласных городских дум до революции 1917 г.
|| теперь ирон.: руководители, гла́вы, начальство ◆ [Чацкий:] Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы? Грибоедов, «Горе от ума (1816–1824)», 1825 г. ◆ Отцы города. (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Постояли перед Медным Всадником, пожалели, что некогда отцы города счистили зелень, ― прекрасную чёрно-зелёную патину. К. К. Вагинов, «Козлиная песнь», 1928 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вкалывающих бок о́ бок почту и цензуру отцы тыловой части навострились устраивать добротно. 〈…〉 Н-ну, друг Артюха! Ну, отцы командиры! Я вам этого не забуду! Виктор Астафьев, «Обертон», 1995–1996 г. (цитата из НКРЯ)
7. основатель, родоначальник (отец-основатель) ◆ Сталин знал, несомненно, что «отцы-основатели» Израиля были, как правило, выходцами из России, связанными с Бундом, с российским социал-демократическим движением. Александр Бовин, «Пять лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Мудрые отцы-основатели, ― пишет он, ― первым пунктом Американской конституции сделали отделение церкви от государства. Игорь Ефимов, «Суд да дело», 2001 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ)
8. книжн. родоначальник, основоположник учения, какой-либо отрасли науки, искусства
|| книжн. источник, начало чего-либо ◆ Чарльз Дарвин — отец современного естествознания. ◆ Гоголя до́лжно считать отцом русской прозаической литературы, как Пушкина ― отцом русской поэзии. Н. Г. Чернышевский, «Очерки гоголевского периода русской литературы», 1856 г. (цитата из НКРЯ) ◆ … Гомер, образец всех филологов, и Энний, отец латинских поэтов, как об этом свидетельствует Гораций … М. М. Бахтин, «Формы времени и хронотопа в романе», 1937–1938 г. (цитата из НКРЯ) ◆ [На фотографии] был снят во весь рост Николай Егорович Жуковский … — отец русской авиации. А. А. Бек, «Талант», (Жизнь Бережкова) / Части 1–3, 1940–1956 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Отец кибернетики Норберт Винер. Владилен Барашенков, «Верен ли закон Ньютона?», 2003 г. // «Знание — сила» (цитата из НКРЯ) ◆ Отец классификации всего живого шведский натуралист Карл Линней ввёл для каждого организма известную систему двойного латинского названия, в которой картофель ― это Solanum tuberosum, а человек ― Homo sapiens. «Радиоэхо», 12 сентября 2003 г. // «Поиск» (цитата из НКРЯ) ◆ Нужда — отец догадки. Пословица. (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
9. церк. употребляется при названии лиц духовного звания (обычно присоединяется к имени или сану), а также при обращении к ним; поп, батюшка, монах и т. д. ◆ Благослови меня, честны́й отец. Пушкин, «Борис Годунов (1825)», (декабрь 1830 г.) 1831 г. ◆ Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836 г. ◆ — Кабы я знал, я бы лучше отвёз Анну Павловну в город к отцу протопопу знакомому. А. Ф. Писемский, «Боярщина (1844 г.)», 1858 г. ◆ [Иоанн:] Прости, // Святой отец, что потревожил я // Твоё уединенье и молитвы. А. К. Толстой, «Смерть Иоанна Грозного», 1866 г. (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС)) ◆ Простившись с игумном и гостями, пошли отцы вон из кельи. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», Книга первая, 1871–1874 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Оте́ц
1. религ. в [[христианство|христианстве]] сокращение от Отец Небесный ◆ Объясняя, кто он такой, что он такое, и во имя чего он учит, и в каком смысле он Христос, избранник, помазанник Божий, и в каком смысле он не Христос, он сказал: я и Отец — одно. Л. Н. Толстой, «Соединение и перевод четырёх Евангелий», 1902 г. // «Толстовский Листок — Запрещённый Толстой» (цитата из НКРЯ)