Что значит научить плохому
Научи плохому
Я периодически захожу на сайт «Научи хорошему», поскольку там частенько можно найти первосортную дичь.
Как они сами о себе говорят:
Главная цель создания проекта «Научи хорошему» – это повышение нравственности нашего общества.
А по факту лишь кучка конспирологов, антипрививочников, антигмошников и т.д.
И вот наткнулся на статью про уже известную всем ситуацию с фото учительницей в купальнике и не могу не поделиться этим бредом. Читать на свой страх и риск, держа под рукой шапочку из фольги.
Флешмоб пикирующего Овертона: «Учителя – тоже люди!»
В конце зимы — начале весны в информационном поле происходит бурное обсуждение поступка молодой учительницы из Барнаула, которая выставила в сеть интернет своё фото в спортивном купальнике. Возмущённые родители подняли вопрос о морально-нравственном соответствии женщины званию педагога. Мы рассмотрим эту ситуацию детально. Сразу скажем, что обсуждение поступка педагога ни к чему не приведёт, если рассматривать его как статичную ситуацию. Мы предлагаем рассмотреть процесс в динамике, поднять вопросы, которые остаются «за кадром» обсуждения в медиапространстве. Забегая вперёд, скажем, что здесь просматривается технология окна Овертона, которая применяется для продвижения негативных тенденций. Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, началось всё с того, что от родителей учеников барнаульской школы №13 на имя руководства школы поступил сигнал о том, что молодая учительница Татьяна Кувшинникова опубликовала в социальных сетях снимок, на котором она стоит в купальнике возле проруби с медалями на груди. По мнению родителей, этот поступок не соответствует высокому званию учителя, которому доверили самое ценное, что есть в обществе — детей.
Далее обсуждение этой ситуации привело к тому, что Татьяне пришлось уволиться из школы. Но, поднятая информационная волна, которую активно раскручивало огромное количество средств массовой информации, привела к действиям, причём более радикальным, других учителей. А именно: множество учителей из разных уголков страны устроили «флешмоб» (от английского flash mobilization (flashmob) — «молниеносная мобилизация») в поддержку коллеги, выкладывая свои фото и видео, где они выставляли себя не только в купальниках, но и в более откровенных нарядах. Главная мысль флешмоба:
«Мы тоже имеем право, мы такие же люди, как и все».
Это фактология процесса. А теперь рассмотрим его с точки зрения технологий управления массовым поведением и коллективным бессознательным, затронув при этом пресловутые «окна Овертона».
«Окно Овертона» — технология работы с общественным мнением, направленная на поэтапное изменение взглядов и ценностей широких масс людей. Обычно выделяют несколько стадий: «немыслимо — радикально — приемлемо — разумно — популярно — норма». Через эти стадии проходит в общественном мнении некое явление, в отношении восприятия которого производится изменение мнений людей. Эти стадии представляют собой своеобразные «окна возможностей», в рамках которых допустимо высказывать различные точки зрения, не будучи скомпрометированным в глазах общественности.
Технология позволяет поэтапно продвинуть в общество идеи, которые поначалу считаются неприемлемыми. Причём, для большинства, внедрение этих идей происходит незаметно, как бы «само собой». Технология работает и как в отношении продвижения в общество негативных, противоестественных явлений, так и в отношении явлений позитивных, естественных. Поскольку может так статься, что в обществе нормой стало неправедное поведение, и технология «окна Овертона» может помочь исправить ситуацию. Так, сегодня, трезвость возвращается в общество, как норма, хотя ещё несколько десятков лет назад в СССР трезвенник воспринимался, как белая ворона в потребляющем алкояды советском обществе 70 — 80-ых годов.
И первый этап, который характеризует рассматриваемое явление как «неприемлемо», начался с сообщений в СМИ о наличии скандальной ситуации со снимком и реакцией на него родителей.
Задача первого этапа: максимально подсветить то явление, с которым и будет идти дальнейшая информационная работа.
СМИ, в том числе и федеральные телеканалы, отработали ситуацию весьма сильно. О ней сообщалось и в новостных программах, и в передачах формата «ток шоу». В общем, информация лилась «из каждого утюга».
Что можно сказать о ситуации?
Она обсуждалась как статичная, всё обсуждение велось вокруг утверждений: поступок аморальный или нормальный? Надо сказать, что само событие было подобрано «кураторами» проекта грамотно. Ведь в сети можно найти множество фото учителей и в более откровенной одежде, но тогда пропадал бы предмет спора. Всё было бы однозначно и ясно. Осудили бы и разошлись.
А так, когда купальник спортивный, и сама девушка — спортсменка, существуют аргументы и «за», и «против». Кстати, эти рассуждения сразу наводят на мысль, что ситуация создана искусственно, имеет определённые цели, исполнителей и достаточно большие ресурсы, ведь задействовать множество СМИ, вплоть до федеральных телеканалов, не каждому по силам.
Идём дальше. Путём бурного обсуждения (часто управляемого, идущего в определённом русле) у множества людей рождается негодование, внутренний протест, призыв высказать своё мнение в защиту «обиженной» учительницы. На этот эффект и были рассчитаны действия, описанные в предыдущем абзаце. Этот, созданный искусственно внутренний протест выразился в том, что в социальных сетях начался «флешмоб», где люди, в том числе и педагоги, выкладывали фото и видео в знак своего протеста против сложившейся ситуации. И в этих фото были гораздо более откровенные снимки, чем тот, с которого запустили весь процесс. Главным посылом этого «флешмоба» стало утверждение, что учителя такие же люди, и имеют право на такие же поступки, как и остальные, живущие вокруг.
Кстати, сама Татьяна Кувшинникова в интервью одной из газет сказала:
«Спасибо коллегам за поддержку, это очень приятно! Но фото в нижнем белье — это, мне кажется, слишком».
Она напомнила, что её фото было направлено на пропаганду ЗОЖ. От себя добавим, что Татьяна недвусмысленно дала понять коллегам, что некоторые из них перешли ту грань, которая отделяет женщину в спортивной одежде от откровенной пошлости.
СМИ дружно подхватили информационный всплеск, созданный уже другими учителями, и перевели окно Овертона во вторую стадию: «радикально».
Задача второго этапа: укрепить в обществе мнение, что явление, хоть и не является нормой, но всё же имеет право на жизнь как проявление крайне радикальных действий некоторых людей.
Действительно, такой мощный информационный посыл, что педагоги такие же люди, возымел своё действие. Многие задумались: немалое количество девушек, которые живут рядом, в одной с нами культуре, выкладывают в социальные сети свои фото с обнажёнкой. Почему же на педагогов наложено «табу», от них требуют особых, строгих форм контроля за своими действиями? По замыслу «кураторов» проекта, после этого общество должно снять вышеуказанное «табу», дать негласное «разрешение» на те же поступки, что вольны совершать и прочие девушки, не связанные с профессией педагога.
Кстати, а в чём заключаются аргументы тех, кто считает, что педагог должен быть более строг по отношению к своим поступкам? Дело в том, что у человека есть такая компонента психики как нравственность. Нравственность содержит в себе набор явлений, на каждое из которых есть оценка: хорошо — плохо (или в другом варианте: допустимо — не допустимо). Совершая любой поступок, человек соотносит его со своей нравственностью. Именно она даёт «добро», или налагает запрет на то или иное действие в соответствии с записанным отношением («нравится», «не нравится», «безразлично»). Ну и что с того, что у девушки в её нравственности будет такое: «выставить себя на всеобщее обозрение в нижнем белье — допустимо, нравится»? Дело в том, что педагоги общаются с нашим будущим — с детьми. И не просто общаются, а участвуют в формировании их личности. Учитель для ребёнка — один из личных примеров, объект для подражания. Учитель даёт ребёнку не только знания по предмету, но и транслирует ему свои нравственные стандарты. Ученик будет перенимать нравственность учителя через различные слова, примеры, поступки, через всю информацию, которая идёт от учителя к ученику.
Какова же цель запущенного процесса?
Очевидно, что стоит задача снизить планку требований, которая негласно поставлена обществом перед педагогами, подтолкнуть педагогов к самовыражению через аморальные (идущие против нравов общества) или безнравственные (когда нет чёткого отношения) поступки, дав им на это негласное «добро». К чему это может привести? Могут быть затронуты многие устои общества. Одним из главных может стать — падение нравственности будущего поколения. Когда это поколение вырастет и войдёт во все общественные институты, какое мы получим отношение к старикам, к детям, к Родине, к родителям? Думаем, вывод о том, что нас ждёт в ближайшем будущем, вы можете сделать самостоятельно.
Раз уж мы выявили управляемый процесс, сценаристы которого используют технологию окна Овертона, и который происходит на наших глазах, стоит предположить следующий шаг, который может быть сделан для продвижения «окна» в следующую стадию: «норма».
Во-первых, могут публично наказать директоров школ, различных чиновников, причастных к гонениям на педагогов, оказавшихся в ситуациях, подобной той, в которой оказалась Татьяна Кувшинникова. Это отобьёт охоту у руководителей пресекать действия подчинённых, замеченных даже и в откровенно аморальных поступках.
Затем, чтобы подтвердить безнаказанность аморальных действий педагогов, такие случаи могут показать на всю страну посредством СМИ.
Затем может наступить период массового внедрения пошлости как нормы поведения не только девиц, считающих себя свободными от норм морали, но и работниц детских учреждений. Причём, вперемешку с массовым показом педагогов в нижнем белье, будут элементы тестирования: насколько низко опустилась планка приемлемого для общества. Периодически могут появляться в СМИ всё более откровенные фото, и по уровню неприязни общества будет определяться та планка, которую пока переходить нельзя. В ближайшем КВНе, и других передачах с элементами юмора мы можем увидеть примерно такие шутки:
«Шла Мария Ивановна в бордель, забылась, и пришла на работу в школу в той же одежде».
Через юмор понижается порог чувствительности к тем негативным явлениям, опасным для общества, о которых говорится «в шутку». (Кстати, на тему юмора как средства управления готовится к выходу одна из наших следующих статей.)
Вероятно, идеал для «кураторов» проекта — учительница, которая днём учит детей, а по ночам работает в борделе и выкладывает, не стесняясь, свои откровенные фото в сеть. Такой пример для подражания будет быстро разлагать нравственные стандарты общества и снижать его внутреннюю силу, а значит и снижать суверенность, самовластность этого общества.
Что делать нам, людям, живущим в своей стране и думающим о будущем? Прежде всего, уходить от плоского обсуждения статичных ситуаций, рассматривать их в динамике, подключать процессное мышление. Выявлять субъекта управления или, как минимум, его цели и методы. Знать, что редакторы, продюсеры крупных СМИ отлично понимают то, что они делают. Не надо работать в русле их управления, обсуждая ситуации в том ключе, в котором это предлагается через СМИ. Нужно выводить процесс обсуждения шире того прокрустова ложа, которое ведёт к предсказуемым для субъектов управления последствиям, затрагивать те вопросы, на которые у них нет ответа. Если народ будет понимать процессы управления, то ему не удастся навязать антинародные цели, аморальные модели поведения. Их мало, нас много. Вместе победим!
«Песни вряд ли научат плохому». Какую музыку слушают дети — и что с этим делать родителям
Знаете ли вы, что слушает ваш ребёнок: под какие песни он танцует, грустит, размышляет? А если узнаете — точно не будете осуждать? Даже если эта музыка покажется вам «неподходящей»? Вместе с аудиостриминговым сервисом Яндекс.Музыка, психологом Ксенией Несютиной и музыкантами Тимуром Родригезом и Юлианной Карауловой мы попытались разобраться, как родители могут развить музыкальные предпочтения ребенка (и надо ли это делать).
Ещё 15–20 лет назад детям было не так уж просто послушать музыку: что-то они могли поймать по радио и ТВ, что-то — на кассетах и дисках (как правило, купленных родителями). Вопрос о музыкальном вкусе нового поколения обсуждался мало: с какого-то момента дети просто слушали примерно то же, что и окружающие их взрослые.
Сегодня все гораздо проще: нужен только смартфон или умная колонка — и музыка уже звучит в наушниках или комнате. Каждый день на вершины чартов и в топы TikTok попадают новые хиты, которые становятся вирусными в считаные часы и часто «прилипают» даже к дошкольникам 4–5 лет. А потом начинается: «Мам, включи песню про кадиллак».
В приложении Яндекс.Музыка появился детский раздел, помогающий родителям легче справляться с повседневными делами и быть в курсе трендов. В нем собран только безопасный контент: для удобной навигации по разделу есть безопасный поиск, который отвечает на запросы только детскими песнями, сказками, аудиокнигами и подкастами.
Современная музыка может быть достаточно откровенной, смелой, провокационной. И это беспокоит родителей: они опасаются, что музыка как-то повлияет на ребенка и на его взгляды в целом, спровоцирует его на какие-то «не те» мысли или поступки. СМИ ведь часто делают на этом акцент: мол, подросток наслушался песен такой-то группы, а потом совершил что-то противоправное. Но виновата ли в этом музыка той самой группы? И стоит ли вообще контролировать то, что слушает ребенок, делить музыку на хорошую и плохую и пытаться воспитывать в нем «правильный» музыкальный вкус? И если да, то как и с какого возраста это делать? И почему вместо условно безопасного джаза дети предпочитают незатейливые песни блогеров? Разбираемся с этими и не только вопросами вместе с Яндекс.Музыкой и детским психологом Ксенией Несютиной.
Как дети слушают музыку
Ксения Несютина, детский психолог
Малыши. Песенки для совсем маленьких детей не зря построены на рефренах: им нравится постоянное повторение одних и тех же простых фраз, связанных с тем, что они видят каждый день или могут себе представить. Это дает им закреплять свой жизненный опыт, опираться на него, выстраивать картину мира. Плохая новость для родителей-меломанов: джазу или классике малыши в большинстве случаев предпочтут что-нибудь вроде «Жил-был у бабушки серенький козлик» или выберут песенки из мультиков, которые они постоянно смотрят. Хорошая новость для всех: это естественный этап развития.
Мой ребёнок пока очень маленький и слушает то, что включают взрослые рядом. Я стараюсь развивать его музыкальный вкус, например ставлю классику. У некоторых моих друзей есть дети постарше, которые слушают разное, в том числе и довольно суровый рэп, — и это в 3–4 года. Понятно, что там есть недетская лексика и смыслы, но мне правда кажется, что если не акцентировать на этом внимание, то дети в этом возрасте просто ловят общий вайб музыки, в данном случае напористый и энергичный, и им прикольно.
Дошкольники. Еще одна особенность потребления музыки в дошкольном возрасте — акцент на баловстве и довольно простом, даже примитивном юморе. Большинство детей обожает смешные сюжеты, где кто-то над кем-то смеется, громко падает, с удовольствием кого-то съедает или по-другому ломает привычные рамки. Это опять же помогает им осмыслить сложный мир, посмотреть на какие-то бытовые вещи под новым углом, посмеяться, в том числе и над собой, и отпустить таким образом некое напряжение. Поэтому не стоит бояться, что песенки вроде «У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил» (помните, ее пели бременские музыканты в мультике?) навредят ребенку. У дошкольников еще не настолько развита рефлексия, чтобы анализировать такие тексты, они их скорее веселят, особенно если мелодия радостная.
А вот слишком тяжелая, агрессивная громкая музыка едва ли подойдет ребенку такого возраста — даже если слова у песни будут безобидными. Это связано с тем, что у дошкольников пока нет потребности выплескивать агрессию, которую подобная музыка помогает переработать в энергию. Так что такая музыка будет им скорее непонятна и может даже напугать или расстроить.
Младшие школьники. В этом возрасте ребенок становится более осознанным, музыка начинает занимать важное место в его жизни: она уже не просто развлекает, веселит, позволяет выпустить пар, но и помогает пережить новый опыт, испытать эмоциональную реакцию. Положительный эффект в том, что музыка делает психику более гибкой и подвижной. Это помогает легче переживать собственные эмоции и учит детей эмпатии. Они начинают вслушиваться в слова, осознавать смысл песен.
При этом существует мнение, что если ребенок с еще неокрепшей психикой услышит что-то агрессивное, то он будет вести себя соответствующе, что музыка может «научить плохому». Но важно понимать: когда человек слушает музыку или смотрит кино, он находится в мире фантазий, представляет себя героем этих художественных произведений, прокручивает в голове события не из своей жизни, воображает себя кем-то другим, лирическим героем.
Разовое столкновение с каким-либо взрослым музыкальным контентом в этом возрасте едва ли станет для ребенка травмой. При этом постоянное прослушивание музыки не по возрасту пока могут ограничить родители — но не запрещая, а предлагая альтернативу: ученики младшей школы готовы слушать музыку с мамой и папой, делиться с ними тем, что им самим нравится, обсуждать это. И шансом важно пользоваться.
Я очень часто слушаю музыку вместе с сыновьями и, что еще важнее, обсуждаю её с ними. У меня есть «святое» время с детьми, которое я никому не отдаю, — утро, когда я отвожу их в школу. По дороге сыновья слушают музыку в машине, а ещё очень часто у дедушки на виниловом проигрывателе. В результате всё получается так же, как и в моём детстве: мальчишкам в общих чертах передается мой музыкальный вкус — пока все вокруг прыгали под «Руки вверх!» и «Иванушек», я слушал Майкла Джексона, Элвиса Пресли, Рэя Чарльза. Безусловно, дети уже и сами сёрфят музыку в приложениях и находят что-то новое, что им нравится, но на основе того, что мы слушали вместе. Периодически старший сын показывает мне свои находки, и они очень хороши! Например, недавно он включил мне Grandson, и мне реально понравилось. Хотя в их плейлистах появляются и более спорные для меня треки: мрачный современный хип-хоп, инструментальная музыка из игр и сериалов… Может быть, мне это кажется простым или однообразным, но я никогда не говорю им: «Плохо, выключи».
Подростки. За подростков родители переживают сильнее всего: что он там слушает в своих наушниках, связана ли эта музыка с его настроением? А агрессия — это тоже из-за нее? В большинстве случаев нет. Если ребенок растет в любви, если у вас доверительные отношения, какая-то музыка вряд ли на него повлияет кардинальным образом. При помощи переживаний, связанных с прослушиванием, подросток скорее исследует себя — размещая сопереживание «плохим» героям каких-либо треков в своем фантазийном поле. У всех нас есть фантазии, размышления, желание выйти за пределы каких-либо границ — а у подростков особенно. И если человек слушает музыку об этом, смотрит фильмы, играет в подобные игры — это даже хорошо. Это фантазия, а не реализация, это попытка осознать данную роль, примерить ее на себя — понарошку. Формула «услышал — пошел — повторил» тут не работает, мы не так просто устроены.
Если честно, я бы не хотела, чтобы мой ребёнок слушал подавляющее большинство треков, которые сегодня популярны. Но я не собираюсь это запрещать, ведь от этого ему ещё больше захочется. Лучше предложу какую-то альтернативу: слушай то, что хочется, но вот, посмотри, ещё есть хороший западный хип-хоп. Главное, чтобы между ребёнком и родителем был диалог: надо не ругаться из-за «плохой» музыки, а аргументировать и рассказывать, что ещё бывает. Мне приятно, что дети любят мои песни, — думаю, так происходит в том числе потому, что они достаточно простые для восприятия. Несложные поп-мелодии легко ложатся на слух, легко воспроизводятся, запоминаются. Ни разу не слышала, чтобы мою музыку запрещали слушать детям.
Смысла что-либо запрещать (вообще, не только касаемо музыки) нет, потому что это всегда влечёт за собой только дополнительный интерес. Единственное, что можно сделать, — с раннего детства закладывать основу вкуса, так, чтобы ребёнок уже сам отсекал всякую гадость. Мои дети прекрасно знают, как я отношусь к некоторым современным артистам с примитивными песнями и примитивными текстами. Но я озвучиваю им свою позицию не для того, чтобы что-то запретить, а чтобы помочь им с ориентиром. У меня самого есть треки, в которых есть неподходящий для детей контент. Но 80–90% моего творчества безвредно для детей. Другое дело, совпадает ли оно со вкусом их родителей.
Как помочь ребенку развить музыкальный вкус
Плейлисты для детей и родителей: выбор Тимура Родригеза и Юлианны Карауловой
Тимур Родригез: Когда я был ребёнком, я слушал то, что слушали мои родители: джаз, блюз, рок и качественный поп. Мои вкусы развивались под влиянием этой музыки, а теперь сыновья формируют свои вкусы под влиянием того, что играет у нас дома. В своем плейлисте для семейного прослушивания я собрал любимые песни из разных эпох и жанров: Бруно Марс, Билли Айлиш, Стиви Уандер, Blur, — в нем смешалось все. Я очень завидую людям, которые впервые будут слушать эти песни вместе с детьми: это непередаваемые эмоции.
Юлианна Караулова: Когда я была ребёнком, моя семья какое-то время жила в Болгарии. Родители скучали по родине, поэтому дома всё время звучала русскоязычная музыка того времени. Но почему-то из всего многообразия мне по-детски особенно запомнились колыбельные, которые мне пела мама. Сейчас я пою их же своему сыну, моя любимая — про медведицу. Она и многие другие песни, под которые я укладываю Сашу спать, попали в мой плейлист в помощь другим родителям.
В детском разделе Яндекс.Музыки собраны плейлисты для совместного прослушивания с детьми от известных родителей — Юлианны Карауловой, Тимура Родригеза, Полины Гагариной, Алсу, Дианы Арбениной, Ларисы Сурковой, Анны Левадной, Натальи Ремиш и других.
Слава Марлоу или Моргенштерн? Тест: знаете ли вы, кого слушают подростки
«Дайте танк (!)», «Кино» и «Кровосток»: под какую музыку мечтают, заряжаются и веселятся подростки. «После дня слёз от смеха хочется поплакать и от грусти»
«Хочешь солнце вместо лампы?». Тест: песня Земфиры или стихи поэтов Серебряного века
10 вещей, которым вы должны научить своего ребенка, пока он не вырос
Родители часто задумываются о том, какие ценности должны привить своему ребенку. К чему приучить его? Какие навыки общения и социализации необходимы? Ответы не всегда быстро приходят в голову. Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся с главными навыками, формирующими характер ребенка и влияющими на его взрослую жизнь.
Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»
1. Владеть языком эмоций (понимать свои чувства и уметь их выражать).
Это первое и самое важное, чему родители должны научить своего ребенка. Почему это важно? Потому что если взрослый человек подавляет свою печаль или гнев, игнорирует собственные чувства, это может привести к депрессии, душевной боли или неконтролируемым вспышкам злости.
К тому же, умение понимать себя во многом помогает выстраивать отношения в будущем, позволяет избежать ситуаций, когда эмоции определяют поведение.
2. Не бояться ошибок и уметь их исправлять
Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок учился на чужих ошибках, но без собственных малышу не обойтись. Научиться исправлять их и выносить из них пользу — важный и полезный навык, которому можно обучать с раннего детства. Малыш разлил воду — покажите, где взять тряпку, сломал игрушку — покажите, как починить. Проверяя домашнее задание у школьника, не торопитесь указать на ошибку: пусть найдет ее сам и подумает, как исправить. И не забывайте похвалить за внимательность и умение справляться со своими промахами.
Что это даст? В будущем у такого человека не возникнет страха пробовать что-то новое, а ошибки будут восприниматься как полезный опыт.
3. Быть самостоятельным
Научите ребенка самостоятельно мыслить, самому принимать решения, удовлетворять свои потребности, планировать день и оценивать свои действия. Самостоятельный человек — это психологически зрелая личность.
Но бывает и так, что родители бессознательно воспитывают несамостоятельных детей, чрезмерно опекая их. «Он без меня и суп не разогреет», — возмущается мама 15-летнего подростка, в то время как другая женщина сидит в очереди в поликлинике, чтобы взять талон к врачу для своего 30-летнего сына.
Самостоятельность воспитывается с раннего детства, когда мы разрешаем ребенку выбрать, в каких колготках он пойдет в сад или что он съест на полдник, и главное — принимаем этот выбор. Ребенок становится самостоятельным, когда родители позволяют ему это делать. Задача родителей — по мере взросления ребенка расширять границы его самостоятельности.
4. Нести ответственность за свои поступки
Ребенок должен понимать, какие последствия влекут те или иные его поступки. Детей воспитывают не слова — детей воспитывают последствия. Поэтому родители должны быть последовательны в своих действиях.
Если семья собралась в цирк, а ребенок не одевается и капризничает, то слова «если ты не соберешься, мы опоздаем» не должны быть пустым звуком. Непослушный малыш должен, придя в цирк, увидеть, что представление уже началось, билеты пропали и вместо цирка надо идти домой. Когда мама угрожает: «Если ты не перестанешь бросаться в детей песком, мы уходим с площадки» — важно эти последствия претворять в жизнь.
У родителей есть определенные обязанности: устанавливать ограничения, контролировать соблюдение последствий и делать это с любовью. А ребенок должен активно и напористо испытывать эти границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности.
5. Правильно вести себя в экстремальных ситуациях
Даже взрослые теряются, паникуют и не знают, что делать, когда в метро кому-то становится плохо или если захлопнулась дверь на лестничной площадке. Хорошо, когда в нестандартной ситуации ребенок не стесняется попросить о помощи. А ведь порой дети даже не догадываются, что в случае, например, острой боли можно позвонить родителям, обратиться в школьный медпункт или информировать учителя.
Отрабатывайте с ребенком экстремальные ситуации. Научите ребенка кричать, когда опасно, смоделируйте ситуацию, когда вы пришли домой без ключей, а дома никого нет. Если что-то пойдет не так, у ребенка должно быть, по крайней мере, три варианта, как он может поступить. И не подсказывайте ему: пусть сам попробует предложить выход из проблемы.
6. Уметь защищать себя
Уже с детского сада ребенок должен уметь не давать себя в обиду, причем нанесенную не только детьми, но и взрослыми. Бывает, что воспитательница или учительница говорит: «Дети, смотрите, какой неряха (плакса и т. д.)». Ребенок имеет право сказать: «Да, я испачкался немного, но с кем не бывает», защитив тем самым себя вербально.
Если ребенка бьют в детском саду, научите малыша защищаться: ловить руку обидчика на ходу, говорить «Я не позволю себя бить». Давать сдачи или нет — здесь разные психологи считают по-разному. Но на уровне детсадовских драк нет ничего плохого, если ребенок, следуя инстинкту самосохранения, ответил обидчику ударом, таким образом защитив себя. Ведь дети, которые глотают обиду и никому о ней не говорят, впоследствии могут стать жертвами травли в школе. Да и взрослые люди подвергаются буллингу, поэтому важно с детства уметь постоять за себя. Но вот чего быть не должно — так это «отсроченной» сдачи: нельзя мстить обидчику на следующий день.
7. Понимать, что оценки — это не главное, главное — знания
Мотивация к учебной деятельности не должна быть гонкой за оценками. Важно спрашивать школьника не какую оценку он получил, а что нового он сегодня узнал, какую пользу он вынес из своей оценки. Работа над своими ошибками — важный навык, которым обладают не все взрослые. Важнее думать о своем личностном росте и развитии, чем о том, как выслужиться перед начальством.
8. Уметь уважать себя и других
Уважение начинается с семьи. Дети тонко считывают информацию, поэтому этот пункт — умение уважать других — воспитывают родители. Демонстрируйте уважение к окружающим сами: в магазине, в транспорте… Не перекладывайте эту родительскую функцию на школу или детский сад.
Показывайте на собственном примере, что вы уважаете желания, эмоции своего ребенка. Часто родители запрещают ребенку брать их вещи без спроса, но при этом с легкостью распоряжаются детскими книгами или игрушками, отдавая их на время соседскому мальчику или младшему брату. Тем самым они показывают неуважение к вещам ребенка и его личности.
9. Говорить «нет»
Умение сказать «нет» — очень важный навык. Часто даже взрослые не умеют говорить «нет» начальнику или партнеру. Одно дело, когда мы, соглашаясь на что-то, действительно понимаем, зачем нам это. Совсем другое — когда мы хотим отказать, но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. Во взрослой жизни такая боязнь выразить свою позицию ведет к недосказанностям и обидам.
Умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления у ребенка и вашего уважительного отношения к его позиции. Дайте ребенку возможность формировать свое мнение, свою точку зрения в разных ситуациях. Даже когда дело касается еды: если ребенок не хочет есть котлету, он всегда должен иметь право отказаться.
10. Не бояться обращаться за помощью
И в первую очередь — к вам, к родителям. Как часто дети, совершив какую-то ошибку, боятся сказать маме, думая: «Она меня убьет!». Сформируйте доверительные отношения с вашим ребенком. Что бы ни случилось, он должен знать, что всегда может обратиться к вам, что родители — это не враги. Покажите, что ваша реакция — это не всегда нравоучительный тон или крик, а скорее, теплая беседа.
Это важный навык, ведь часто даже в школе дети боятся поднять руку и попросить учителя растолковать непонятный материал. Объясните ребенку, что не бывает глупых вопросов, что это нормально — что-то не знать, спрашивать, обращаться друг к другу за помощью.