Что значит научить детей учиться
Как научить ребенка учиться и все не испортить
Стремление узнавать новое заложено в нас природой. Любопытство подталкивает получать опыт и информацию. Но как сохранить это естественное желание? Как поддержать интерес ребенка к познанию, развить креативность и способность думать?
Хорошая новость: дети и без нас любят учиться. Маленький ребенок учится каждую минуту, чем бы ни занимался. К тому же ученые доказали, что мозг способен меняться всю жизнь, обучение — его естественное состояние в любом возрасте. Другой вопрос, что дети, подрастая, нередко теряют импульс к познанию. Задача родителя — создать среду, которая поможет сохранить этот навык.
Что такое умение учиться
Способность учиться складывается прежде всего из любознательности, жажды исследований, «прокачанности» критического мышления. Имеется в виду умение работать с информацией: анализировать, сомневаться в недоказанном, сравнивать разные точки зрения, делать выводы, «глубоко копать», выбирать оптимальный способ решения.
Чтобы развить критическое мышление, поощряйте в ребенке привычку и смелость думать. Начинайте по чуть-чуть, как только он заговорит предложениями. Рассуждайте с ним обо всем. Читая книжки, спрашивайте мнение о героях и мотивах их поступков. Позвольте ребенку оценивать событие.
При этом обращайте его внимание на разные стороны ситуации, ее неоднозначность. Говорите не только о фактах, но и об абстрактных понятиях: «Как ты считаешь, что такое дружба?» Проговаривайте причинно-следственные связи, помогайте приводить аргументы и на их основе делать заключения.
Как исчезает любовь к учебе
Если говорить именно про интерес к обучению, то он как раз связан с любознательностью. Никогда не упрекайте ребенка в лени и отсутствии интереса. Потому что лени не существует. Мозг начинает активно работать, только если распознает выгоду.
Когда это происходит, выплескивается дофамин — нейромедиатор, отвечающий за запоминание, обработку информации и предвкушение. Поэтому попытки заставить другого человека учиться бесполезны. Но мы можем создать обстановку, при которой мозг захочет сотрудничать со своим хозяином.
Дофамин выплескивается, например, при поступлении новой увлекательной информации, которая не кажется нам неподъемной. Или информации знакомой, вызывающей положительные ассоциации и воспоминания. Единственный способ мотивировать на учебу — сделать ее интересной для ребенка, поощряя в нем инициативу и креативность.
То, что мы обычно называем ленью, на самом деле — угасание интереса. Интерес пропадает чаще всего из-за систематических неудач и давления, боязни ошибок или страха оказаться «плохим», «глупым». Если такие эмоции возникают часто, драйвером для ребенка становится мотивация избегания — когда проще не делать совсем ничего, лишь бы не испытать чувство провала.
Как влюбить в учебу
Научить учиться — значит разбудить любопытство и влюбить в процесс обучения. Используйте методику «5 почему». В три-четыре года ребенок постоянно задает вопросы по поводу всего на свете. Но, взрослея, перестает спрашивать. Возродите «традицию». Например, второклассник читает параграф по «Окружающему миру». «Чтобы наблюдать за звездами, был изобретен телескоп». Включитесь в процесс и спросите, как думает ребенок — почему телескоп был назван именно так?
На одну тему урока может прийтись около пяти таких вопросов. Предложите поискать ответы в интернете или в энциклопедии. Отметьте, как много нового узнал ребенок помимо информации в учебнике. Приучите ребенка к тому, что не знать — нормально и не стыдно. Говорите о ребенке не «не знает» или «не умеет», а «еще не знает».
Важно закрепить ощущение, что научиться можно всему. Поощряйте вопросы и всегда давайте понять, что глупых вопросов не существует. Научите ребенка, что надо делать, если он чего-то пока не знает, например: а) поискать в достоверных источниках; б) спросить у родителей, учителя, друзей.
Важно создать атмосферу, при которой ребенок не боится задавать вопросы и знает, что будет услышан. Постоянное общение в режиме диалога, беседы на равных (без дискриминации «взрослый-ребенок») — влияют на динамику обучения. Если родитель будет следовать этому правилу, то ребенок сможет увереннее воспринимать новую информацию.
Сделайте обучение интересным — превратите процесс в игру. Например, если нужно прочитать «Евгения Онегина», создайте для главных героев вместе с ребенком страницы в социальных сетях и моделируйте новые ситуации и диалоги, которые могли бы возникнуть. Это поможет лучше понять мотивы и характеры персонажей, а также социокультурный контекст произведения.
Научите «есть слона». Даже взрослые могут испытывать страх или беспомощность перед большой задачей, а дети тем более. Невозможно съесть целого слона, но его можно разрезать на кусочки. Так и задачу можно разделить на маленькие задачи. Помогите ребенку понять, из чего состоит проект (например, реферат по истории): ресурсы, этапы. В какой последовательности их нужно пройти.
Увольте репетиторов: как научить ребенка учиться самостоятельно
Пожалуй, нет сейчас таких родителей школьников, кто не столкнулся бы со сложностями. Проблемы с учебой в школе, особенно в младших классах, — явление частое, а в последние годы все усугубилось. И программы в школе часто меняются не в лучшую сторону, и сами дети все чаще приходят в первый класс не готовыми к существующим учебным нагрузкам.
Родители, столкнувшись с проблемами, часами бьются над тетрадями вместе с ребенком, ругая его за лень, невнимательность и неусидчивость, раз за разом объясняя задачи. Время к полуночи, а ребенок только доделал «домашку», и то после слез, многократного разбора, помощи родителей и в состоянии, близком к истерике, — такие истории знакомы почти всем, у кого дома есть школьники.
Почему нашим диджитал-детям стало учиться гораздо сложнее, чем нам, и как это можно исправить, в интервью «Реальному времени» рассказывает основательница Академии интеллекта New Skills, педагог-психолог и мама троих детей-школьников Татьяна Одинцова.
— Действительно, на подготовку к учебе современным детям нужно больше времени и усилий, чем поколению их родителей. Благодаря цифровой среде у современных детей сформировано «клиповое» мышление, а методика преподавания в школе осталась традиционной. Школа требует от ребенка умения концентрировать внимание, читать длинные тексты, слушать учителя, не отвлекаясь, и так далее. Все это дается современному ребенку очень нелегко. Он действительно устает на уроках гораздо больше, чем когда-то его родители. Сама мысль, что нужно еще и домашние задания делать, наводит на него ужас и тоску. Отсюда и неусидчивость, на которую жалуются учителя и родители. Ребенку неинтересно, непонятно, на задания уходит слишком много времени.
Школа требует от ребенка умения концентрировать внимание, читать длинные тексты, слушать учителя, не отвлекаясь, и так далее. Все это дается современному ребенку очень нелегко
Родителям важно понять, что современных детей нужно «научить учиться», им не хватает именно «инструментария успешного обучения». Сюда входят и полезные привычки, навыки, и достаточный уровень развития нейронных связей в мозге. И все это можно и нужно тренировать, для этого существуют методики и упражнения, разработанные нейропсихологами.
Итак, что делать родителям?
Родителям важно понять, что современных детей нужно «научить учиться», им не хватает именно «инструментария успешного обучения». Сюда входят и полезные привычки, навыки, и достаточный уровень развития нейронных связей в мозге. И все это можно и нужно тренировать
Итак, с чего начать? С диагностики. Вы можете попробовать провести ее самостоятельно или обратиться к педагогам, владеющим основами нейропсихологии. Присмотритесь внимательно к ребенку, когда он выполняет домашнее задание. Постарайтесь увидеть его «слабые места». Ему трудно усидеть больше 15 минут? Что он запомнил на уроке в школе? Может ли он рисовать по образцу? Насколько ребенок способен воспринимать печатный текст?
На основе результатов диагностики вы сможете подобрать те упражнения, которые развивают нужную ребенку способность, и выполнять их с ним регулярно как минимум три-четыре месяца. Информация о таких упражнениях доступна на просторах интернета. Например, для тренировки памяти отлично подходит метод пиктограмм, а концентрация внимания тренируется упражнением «корректурная проба».
Что касается неусидчивости, я рекомендую родителям во время выполнения домашних заданий менять каждые 20 минут предмет, которым занимается ребенок. Например, он учит параграф по истории: читает, затем конспектирует кратко важные тезисы. И даже если не закончил, через 20 минут все равно переключается на другой предмет — начинает делать математику. Вы удивитесь, наверное, но именно при переключении внимания на математику в мозге начнет усваиваться информация по истории.
Упражнения и методики из нейропсихологии применяются уже более 30 лет, и эффективность их давно доказана наукой. Сейчас идут разговоры об их внедрении в общеобразовательных школах. Но будем реалистами, государственное образование меняется медленно. Тем более нейроподход — это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и работа в малых группах. Учитывая, что многие городские классы сегодня переполнены, думаю, кардинально ситуация изменится нескоро.
Фото: Ринат Назметдинов
Нейроподход — это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и работа в малых группах. Учитывая, что многие городские классы сегодня переполнены, думаю, кардинально ситуация изменится нескоро
Так что пока выход для родителей — дополнительные занятия в частных обучающих центрах, таких, как наш, например.
Абсолютно все наши курсы — «Подготовка к школе», «Каллиграфия», «Скорочтение и развитие интеллекта», даже «Интуитивный английский» и «Ораторское мастерство» — основаны на принципах нейропсихологии и включают техники и упражнения для развития мозга. На пробном занятии мы диагностируем проблемные зоны каждого ребенка и в соответствии с ними выстраиваем индивидуальный план его развития.
Как правило, первые результаты видны уже после пары занятий. О стабильных успехах можно говорить через три-четыре месяца посещения центра: дети начинают делать домашнее задание только самостоятельно и в разы быстрее, перестают отвлекаться и делать ошибки из-за невнимательности. Те, кто не мог справиться с пересказом текста, начинают говорить связно, образно и четко структурируя свою речь. Дети, имевшие сложности с математикой, начинают выстраивать логические взаимосвязи, с легкостью понимают условия задач и решают их.
Знаю, что у родителей всегда есть сомнения в необходимости дополнительных занятий. Ведь ребенок и так устает в школе или детском саду. Но, во-первых, как раз наши курсы помогут ему успевать больше и уставать меньше. Во-вторых, ребята ходят к нам с удовольствием — наши уроки всегда проходят в игровой форме, именно она создает идеальную атмосферу для раскрытия всех возможностей мозга. Вообще, девиз наших педагогов — «Научим детей учиться легко и с удовольствием!».
Фото: intellect-academy.com
Как правило, первые результаты видны уже после пары занятий. О стабильных успехах можно говорить через три-четыре месяца посещения центра
Мы приглашаем всех родителей, кто хочет помочь своим детям учиться хорошо и отлично, в наши развивающие центры. Подробную информацию о курсах и особенностях нейрометодик Академии интеллекта New Skills вы можете найти на нашем сайте.
Что значит научить детей учиться
Для многих родителей и педагогов всё актуальнее становится вопрос: как научить ребёнка учиться? Речь пойдёт не о сложностях школьной или образовательной системы вообще. Они есть. Очень много претензий к школе. Но всё начинается не в школе (это слишком поздно), а в семье.
Решение проблемы «Как научить ребёнка учиться?» тесно связано с развитием мотивации и самостоятельности.
Раньше дети тоже теряли мотивацию к учёбе в школе. Даже не в младшей школе, а в среднем звене ближе к 7-8 классу учиться становилось как-то лениво. Сейчас идёт целая эпидемия совсем маленьких деток со сниженной мотивацией чуть ли не в полтора года.
Смотрит полуторагодовалый малыш усталым взглядом. Мама какую-то активность разовьёт, он что-то вяло сделает. Ему сразу в ладоши хлопают. А потом раз, и уже огонёк погас, словно заводка закончилась. Я уже не говорю там о желании учиться, учиться в школе. Ещё лет 20 тому было много детей с горящими глазками. И с каждым годом их процент становился всё меньше и меньше.
К 1 классу раньше дети приходили с интересом и любопытством, что же такое школа. Насколько мне это нравится, и насколько я готов вложиться, потом разберёмся. Но сама идея: я пойду в школу, детей вдохновляла. Сейчас многие дети 5-6 лет (предшкольники) на вопрос: «Хочешь в школе учиться?», отвечают отрицательно. «Где ты хочешь учиться?» – пожимают плечами. Неинтересно, ничего не увлекает.
Как научить ребёнка учиться: эффективность и возраст
Пока ребенок учится, родители будут возвращаться к проблеме «как научить ребёнка учиться» на разных возрастных этапах.
Иногда родители задают вопрос: как научить ребёнка учиться в 15 лет? В 14-15 лет помочь очень сложно, потому что в этом возрасте мы получаем то, что было вложено до того. С подростками мы вступаем уже в другой период: встречаемся с плодами нашего воспитания.
Нужно ли подростку помогать учиться? В какой-то мере нужно помогать всегда, потому что подросток нуждается в нашей поддержке. Но кардинально изменить что-то практически невозможно, если только подросток не примет собственное решение изменить ситуацию. Помочь родители смогут, только если отношения доверительные.
Проблему «как научить ребёнка учиться» невозможно решить без развития самостоятельности. Самостоятельность и обучение тесно взаимосвязаны. Какая здесь может сложиться ситуация?
Решаем проблему, почему наше чадо ничего не желает делать самостоятельно
Обычно пик «скучальщиков», когда ребёнок начинает ходить за мамой и ныть, начинается годам к четырём. Потом и с уроками у них это тоже любимая песня. Родительский частый вопрос: когда наступит тот светлый момент, что ребёнок сам начнёт понимать, что можно, что нельзя, и не надо ему часто объяснять.
Мамы иногда говорят: ну должен же он сам понимать. Часто это бывает у мам, имеющих несколько детей в семье. Появляется малыш, и мама ждёт, когда старший будет наращивать самостоятельность. А ситуация ещё и ухудшается.
Мама в отчаянии. Как же он такой будет справляться в школе? Внимание всё время теряет, без меня шагу ступить не может. Если не проконтролирую, всё будет на одном месте. Придётся всю школу уроки с ним учить. Учиться, и вообще планомерно что-то делать ему совсем неинтересно.
Как успокаиваем себя: ну, по крайней мере, ребёнок умный, даже читать, например, умеет. Маме кажется, что этого должно хватить. Она надеется, что имеющееся умение поможет и остальному наладиться.
Как научить ребёнка учиться: взгляд изнутри
Для многих родителей вопроса «как научить ребёнка учиться» не существует. Придет время, сам научится учиться. Как-то всё само собой случится и пойдет дальше благополучно.
Другие считают, что ребёнка нужно учить учиться, учить, как процесс учебы организовывать. А для этого надо самим знать следующее:
На самом деле мы начинаем закладывать основы учения, решать вопрос, как научить ребёнка учиться в школе, с самого рождения.
Остановлюсь на похвале. Разумеется, вы сами решаете, как ребёнка поощрять. Похвала потребна, но хвалить надо грамотно. Похвала, особенно неумеренная, – внешнее воздействие. Точно так же как: сделал – конфетка.
Ребёнок привыкает отказываться от внутренних импульсов и ждёт внешней стимуляции. Сначала это работает. Но с возрастом стимуляция увеличивается, а мотивация ребёнка снижается: чтобы что-то сделал надо машину купить. У ребенка есть внутренний – природный – исследовательский интерес, вот его надо развивать.
Как научить ребёнка учиться: тест мотивации
Чтобы узнать, как обстоят дела с мотивацией у вашего ребёнка, проведите простенький тест. Прочтите каждый пункт и отметьте «да» или «нет».
Пояснение. Вспомните детство: как из одних и тех же палочек делали самолеты, кукол и пр. Такая ассоциативная игра появляется ближе к четырем годам или после, в зависимости от того, как созревает мозг ребёнка. Но если дети 3,5-4 не придумывают дополнительных способов использования предмета (для игры или еще чего) – это тоже неприятный сигнал.
Это нормально для детей годовалых- полуторагодовалых. Однако уже ближе к 20 месяцам дети начинают соблюдать некий цикл, короткий ещё: начал – что-то коротенько делал – закончил. Но круг «начало-середина-конец» есть. Появилась некая завершённость внутренняя: ух, здорово получилось или раздражение – не получилось. А у некоторых детей деятельность – процесс без начала и конца. Это тоже звоночек.
Такого ребенка стоит сводить к остеопату. Возможно, есть физиологические предпосылки. Сейчас многие детки имеют те или иные последствия прохождения родовых путей, нарушения в шейном отделе. И зачастую это ведёт к такому поведению.
Если вы поставили на многие вопросы «да», это уже проявления сниженной мотивации.
Как научить ребёнка учиться, читайте дальше…
Как научить ребёнка учиться
Как научить ребёнка учиться
Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
организация режима дня;
контроль за выполнением домашних заданий;
приучение детей к самостоятельности.
1. Организация режима дня. Организация режима дня позволяет ребенку:
легче справиться с учебной нагрузкой;
защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова.
Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка.
Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише.
Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость. Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему.
Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью.
В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться.
Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.
Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если бы вы интересовались:
что изучал ребенок сегодня в школе;
как он понял материал;
как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Например, решая задачу:
прочитать задачу, представить, о чем говорится;
кратко записать условие, схему;
пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
составить план решения задачи;
записать решение в тетрадь.
Выполняя упражнение по русскому языку:
прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
выполнить задание письменно;
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
какая бы погода ни была;
какие бы ни шли телепередачи;
чей бы день рождения ни отмечался.
Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу.
Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
У детей бывают два повода отвлечения:
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).
Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия.
Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением с отнеслась к его труду.
Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.
Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.
Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело. При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению.
Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.