Что значит народное единство
Что такое народное единство?
Больше половины россиян не знают, какой именно праздник отмечается в России 4 ноября
В преддверии Дня народного Единства Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные о том, насколько хорошо россияне информированы об этом празднике и планируют ли отмечать его.
Как и прежде, половина наших сограждан не знает, какой именно праздник отмечается в России 4 ноября (51%, год назад — 48%). За прошедший год несколько больше стало тех, кому известно правильное название праздника, отмечаемого 4 ноября — День Народного Единства (с 13 до 16%). День Народного Единства в сознании россиян чаще всего является напоминанием о том, что все народы и страны должны быть едины или же просто выходным днем (по 7%). Все меньше россиян имеют традицию отмечать День Народного Единства: с 2006 года доля тех, кто не празднует его, возросла с 49 до 66%. 14% еще не решили, каким образом отметить 4 ноября. 6% встретят этот день дома, за праздничным столом 6% (в 2007 году — 11%), 4% пойдут в гости (в 2006 году — 6%), 2% отправятся за город.
Протоиерей Александр Ильяшенко ответил на частые вопросы о празднике:
— Чтобы праздник стал народным должно пройти достаточно продолжительное время, может быть годы. Неудивительно, что сейчас люди относятся к нему настороженно — как к непонятному нововведению властей. Чтобы праздник наполнился для людей смыслом, надо спокойно, без пропагандистского запала, и в школах, и в средствах массовой информации рассказывать о том, что такое народное единство.
— Не оттолкнет ли людей такая «рекламная кампания» вокруг праздника?
— К людям надо относиться бережно и деликатно. Если обращение государства к своим гражданам будут исходить из теплого, доброжелательного отношения к ним, то люди, конечно, воспримут рассказ о празднике со вниманием и благодарностью. А если День народного единства будет преподноситься как очередная пиар-кампания власти, тогда и реакция у людей будет негативная.
— Как Вы считаете, что вообще такое народное единство?
— Мне кажется, люди в России должны осознать себя как народ. Сейчас мы очень разделены, разобщены. Мы относимся к своим согражданам безразлично, если не сказать враждебно. Вот простой пример. Если 100-150 лет назад в дом постучался бы незнакомый человек и попросился на ночлег — его бы непременно приютили, накормили и уложили спать. Не посмотрели бы ни на национальность путника, ни на то, бедно или богато он одет. Сейчас, понятное дело, большинство из нас даже на порог не пустит незнакомца — по вполне понятным причинам: мы не знаем, чего можно ожидать от незваного гостя. Сейчас нет единства, нет отношения к своему народу как к родному человеку. А ведь слова «народ» и «родной» — однокоренные. Я привел крайний пример, чтобы показать, насколько далеки мы от идеала. Мы должны возродить доброе отношение друг к другу, которое было присуще русскому народу когда-то. Может быть, достичь такого идеала в современном разобщенном мире и невозможно, но это не значит, что мы должны опустить руки и перестать к нему стремиться.
— Чем, на Ваш взгляд, продиктована инициатива учредить в России новый государственный праздник День народного единства?
— Революционные потрясения внесли страшное разделение в жизнь нашего народа, явились переломным моментом для истории. Россия претерпела столько трагедий как на уровне личности, отдельно взятой семьи, так и на уровне нации, что до сих пор слышны их отголоски, они врезаны в нашу память и накладывают отпечаток на современное общественное сознание.
День народного единства должен в первую очередь свидетельствовать о готовности осознать ошибки и преступления, совершенные участниками исторических событий в прошлом, как непременного условия для преодоления их последствий, поскольку нельзя жить, разделяя людей по национальному, партийному, вообще по какому бы то ни было принципу. И для наших современников, для народов России единство, которое было обретено в 1612 году или, скажем, во время Великой отечественной войны, необходимо сегодня так же, как необходимо всегда, во все времена.
У нас многонациональная страна, и вопрос единства для нас имеет и будет иметь всегда колоссальное значение. У нас просто нет иного выбора: для того, чтобы сохранить страну, мы должны сохранить единство историческое, духовное, территориальное. Сможем возродить единство – сможем энергично развиваться в дальнейшем.
В этот день Церковь вспоминает особое чудо, которое было явлено через икону Казанской Божией Матери.
Очень важно, что стремление к объединению шло снизу, из народа и с окраинных городов. Люди всех сословий были полны решимости бороться за судьбу России.
И если Куликовская битва была борьбой с внешним врагом, то 4 ноября – это попытка преодолеть внутреннее разделение, поскольку кто-то готов был ради своих корыстных интересов отказаться от традиционной российской государственности, кто-то – от православной веры, забыть о присяге верности народу и Церкви, потому что это могло принести большие выгоды. Изменников в Смутное время было много, они были заинтересованы в том, чтобы смута продолжалась, а Россия свернула с пути верности Богу, православию.
При подготовке материала использовались открытые источники.
Что значит понятие «народное единство»? Наши читатели поделились своей точкой зрения
Мы – вместе
В одной команде
Как поется в популярной песне, «в слове «мы» – сто тысяч «я». Каждый из нас индивидуален: со своими привычками, позициями и взглядом на мир. Но давно известно: что не под силу одному, то можно одолеть сообща. 2021 год объявлен в нашей стране Годом народного единства. Чтобы достигнуть поставленных целей, нужно начинать с малого – работать на местах. Могилевский государственный медицинский колледж, в котором я учусь, открыл двери в далеком 1865 году. Сколько учащихся выпустилось за это время! Несмотря на то что первоочередной задачей была и остается подготовка среднего медперсонала, никто не забывает об общественной жизни, которая направлена на сплочение учащихся.
Мы приезжаем в колледж из разных городов, и мы такие непохожие, со своими планами и амбициями. В колледже получаем возможность проявить себя, увлечь товарищей идеями, разделить чужие планы, сделав их общими. Это так же важно, как получать высокие отметки за знания. У нас есть возможность узнать о том, как живут сверстники в разных областях, в больших городах и маленьких поселках, чем они дышат, к чему стремятся, о чем мечтают. Увлеченные общим делом, мы вместе обсуждаем, а затем реализуем задуманное.
Учеба в колледже насыщена многочисленными конкурсами. Они носят не только развлекательный, но и воспитательный характер. В процессе подготовки к выступлениям, на субботниках, спортивных соревнованиях и в студенческих отрядах мы лучше узнаем друг друга, учимся работать в команде. После учебы разъедемся по разным уголкам, но дружба и увлеченность общим делом, которые нас сплотили, останутся в сердцах. Пусть с нас начнется Год народного единства, ведь мы – будущее страны.
Полина ТАРАМЫНА, учащаяся Могилевского государственного медицинского колледжа
Пронести через любые невзгоды
Каждый год несет в себе уникальные события, которые влияют на жизни людей. 2021-й посвящен народному единству. Эти два слова нечасто звучат в повседневной жизни. И вряд ли об их смысле задумываются, сидя в метро или автобусе, на работе или в школе. Однако нынешний год дал возможность определить значение словосочетания «народное единство» для каждого и осознать, что его смысл нужно впитать в себя и пронести в сердце через любые невзгоды.
В сумасшедшем ритме нашего времени иногда кажется, что каждый всецело поглощен только собой и своими проблемами, относится к согражданам безразлично. Ежедневная рутина делает нас черствыми. Еще лет 30 назад наши родители могли пустить на ночлег незнакомца. Представить такое в современных реалиях практически невозможно. И пусть это обосновано заботой о собственной безопасности, забывать о том, что все мы люди, нельзя.
Народное единство – это история о человечности. Она учит нас относиться ко всем одинаково дружелюбно, не глядя на цвет кожи и стоимость одежды, которую носишь. В жизни каждого есть сложности, но они должны объединять людей, а не делать обозленными друг на друга. Теплые человеческие отношения очень важны, особенно в век быстро развивающихся технологий и медленно угасающих семейных ценностей.
Беларусь – достаточно молодое государство. Его жителям важно осознавать себя как единое целое. Понятие «народ» можно сравнить с «семьей». А в семье нет места безразличию. Нас с детства учат патриотизму – любви к своей стране и окружающим. Поэтому человеколюбие и доброжелательность не должны покидать наши сердца. Ведь народное единство – это история о любви и уважении, доверии и вежливости, открытости и честности, понимании и поддержке.
Народное единство – это цель и мечта всех жителей Земли. Народное единство – это уверенность в завтрашнем дне. Народное единство – это равенство и право каждого из нас на счастье.
Сплотились и победили
2021-й объявлен Годом народного единства. Такое решение принято, чтобы сплотить белорусский народ на основе идей суверенитета и независимости Беларуси. В нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур. Нас связывает общая история. Поэтому в разные времена, но только объединившись в единую силу, наши предки могли отстаивать свои границы, свою территорию, свою страну.
Когда речь заходит о народном единстве, в первую очередь вспоминаются трагические события Великой Отечественной. Эта война была одним из самых тяжелых испытаний, которое выдержала наша страна. На фронте погибали отцы, мужья, братья. Мирные жители умирали от бомбежек, в лагерях смерти. Уверена, что преодолеть все невзгоды наши деды и прадеды смогли благодаря сплоченности и единству. На защиту своей земли встали наша армия и наш народ, вместе выступили против общего врага – фашизма. На фронтах Великой Отечественной войны сражались более 1,3 миллиона белорусов и уроженцев Беларуси. Наши прадеды стояли плечом к плечу, – белорусы, русские, казахи, украинцы, грузины и представители других национальностей. Они смогли отвоевать Родину у фашистских захватчиков. Все вместе, единой силой они победили, прошагали не одну сотню километров, подарили мир людям, подарили мир нам, новым поколениям.
Уверена: чтобы наше суверенное государство в будущем было еще лучше, краше, богаче, нужно беречь свою землю и дорожить ею. Мы должны быть единой нацией, сплоченной и сильной. Я рада, что живу в многонациональной стране, горжусь, что мы все стараемся друг друга понять. Все вместе мы можем многое сделать. Никакие конфликты не смогут разрушить нашу мирную жизнь.
Анастасия ПОУХ, ученица 11-го «А» класса средней школы № 1 Минска
День народного единства. Что празднуем? Кто празднует?
В 2009 году в канун Дня народного единства в 46 регионах России социологи провели опрос: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Три года назад более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции. Спустя три года ситуация изменилась, но не намного.
Таким образом, в народе нет единства уже в осмыслении самого праздника. Может, дело в названии? Ведь сам смысл слова «единство» для многих неочевиден. О каком единстве идет речь? Какими признаками обладает подлинное единство? Что может быть положено в основание реального культурного, национального и духовного, а не формально-административного единства граждан России? Высказать свое мнение на этот счет мы и попросили наших собеседников.
– Полагаю, что День народного единства – это праздник с глубочайшей духовной основой и большой мировоззренческой целостностью. На самом деле для человека церковного очевидна его привязанность к прославлению Казанского образа Богородицы, к почитателю этой святыни – священномученику Ермогену.
Для нецерковного, но здравомыслящего сознания этот новый праздник есть обращение к великой победе нашего народа над смутой душ и смятением умов.
Не сомневаюсь, что День единства войдет и в самый широкий общественный обиход. Необходимо время. И еще наша помощь, всех, кто считает своими корнями веру отеческую, Русь святую.
– Мне кажется, что камнем преткновения здесь является само понятие народного единства. Идея праздника, на первый взгляд, хороша, но, к сожалению, в тех условиях, в которых мы сегодня живем, не происходит наполнения его реальным содержанием. Участия и доброй воли Церкви здесь, увы, недостаточно, необходимо такое же участие и такая же воля власти. Между тем, как это ни прискорбно, каких-то зримых признаков трудов по единению народа со стороны властных структур не просматривается. Напротив, мы видим, как углубляется расслоение общества по многим признакам – по социальным, политическим, национальным.
Значит ли это, что праздник ненужный? Я лично так не думаю. Весь вопрос в том, опять-таки, каким содержанием он будет наполнен, и в каких тонах будет проводиться. Мажорные вряд ли уместны. А вот поводом для серьезного разговора о том, как преодолеть те разделения, которые существуют сегодня, как не утратить своей национальной самобытности день народного единства стать может и должен. Как и поводом для соборной молитвы – дабы вложил Господь в наши сердца желание как можно крепче держаться друг за друга, вложил не только понимание того, что необходимо быть вместе, но и самую потребность в этом.
– Праздник с названием «День народного единства» – праздник государственный, то есть установленный сверху, правительством. Значит, мы должны его осмысливать уже после его назначения: мы и «День народного единства» только теперь становимся друзьями.
Праздновать тут конечно нужно не просто день памяти события – освобождение Кремля от иноземных войск и иноземных бояр, – а счастливейший момент единства. Ведь это момент, переживаемый как могущество, благодаря единению. Никогда отдельный человек, даже великий герой, не сможет быть столь могущественным, как в единстве с единомышленниками. Тут и радость, и восторг, и великий успех. Вот это и есть, как мне кажется, главный смысл праздника – могущество в единстве, радость от могущества.
Важно также и то, что такое единство было духовным, не кровным, не национальным, не религиозным только – но духовным. А это значит, что человек взошел на духовную высоту жизни. С такой высоты легче видно большое и великое.
Часто люди путают национальное, – то есть проекцию кровного единства, – с единством духовным, наднациональным. День народного единства – праздник духовный, его пафос – духовное единство, в котором нет ни Еллина, ни Иудея.
– Что в народе нет единства в осмыслении праздника – как и во многом другом – не должно нас ничуть ни удивлять, ни расхолаживать.
Жизнь – это не состояние, а процесс, непрестанное движение, будь то жизнь личности, семьи, сообщества, нации или человечества в целом. Всем, надеюсь, памятна диаграмма Аввы Дорофея: Бог как солнце, и люди, стремящиеся к Нему по радиусам-лучам. Чем ближе они к центру, тем ближе и друг ко другу, тем ощутимее и реальнее их единство. И наша общая задача – открывать дорогу живительным лучам, уничтожать преграды между нами и Источником света, поддерживать и укреплять друг друга на пути.
Путь этот долгий и неоднородный, люди идут по нему с огромным трудом, преодолевая сопротивление враждебных сил. Установление государственного праздника в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы, придание ему смысла Дня народного единства, было огромнейшей победой в наступлении света на тьму. Неудивительно, что враг пытается хотя бы частично лишить нас плодов этой победы, убеждая неуверенных и колеблющихся, что, дескать, никакого единства все равно не достичь и искать его без толку.
Протоиерей Алексий Зайцев, клирик Свято-Троицкого храма (Челябинск), член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»:
То великое историческое деяние нашего народа, которое венчалось событиями 4 января 1612 года, являет в себе много исторических уроков. Один из главных на мой взгляд заключается в том, что единение народа во имя спасения своего Отчества может иметь полный успех и без поддержки со стороны высшей государственной власти (как материальной, так и законодательной). Возрождение Отечества может начинаться не только с прихода к власти мудрых и благочестивых правителей, но и с пробуждения народного самосознания, обращения простых людей к истинным идеалам и ценностям. И сегодня, для спасения страны от духовного разложения не стоит искать спасения в соответствующих правительственных указах, не стоит бездеятельно ждать подачек со стороны государственной власти на поддержку высших культурных и духовных ценностей. Необходимо уже сегодня объединятся вокруг Церкви, чтобы предотвратить катастрофу, и это единение несомненно принесёт добрые плоды, которые не забудет история.
Что же касается самого понятия «единство», то для православного человека очевидно: в основу истинного единства могут быть положены не земные, а только духовные ценности. Ведь человек, стремящийся обогатить себя земными благами, неизбежно делает это за счёт других, снижая уровень их благосостояния; а человек, стремящийся обогатить себя благами духовными, неизбежно обогащает ими не только себя, но и людей, находящихся рядом. Наше Отечество за свою многовековую историю знает один источник подлинного единства – на основе Православия и его мировоззрения. Попытки объединить наш народ основе иных приоритетов и ценностей не раз становились причиной тяжелых национальных трагедий. И это не простое рассуждение, а исторический факт.
Жизнь духовная – это не гетто, куда человек возвращается, «отдав долг» мирской жизни. Для христиан неприемлемо внутреннее раздвоение, когда вера живет в отрыве от остальной деятельности человека. Наоборот, вера придает всему смысл и вдохновляет человека в любом роде его деятельности. Поэтому духовная жизнь неразрывно связана с жизнью страны, государства, я даже рискну сказать, и с политикой. Но эта связь особого рода – говорю это специально, чтобы не вызвать кривотолков. У любого человеческого действия должна присутствовать евангельская нравственная оценка. Поэтому, когда правители или государственные органы осуществляют какие-то действия, мы, христиане, не можем оставаться вне политики – потому, что должны оценивать все происходящее, в том числе и в государственной сфере, не только с точки зрения того, выгодно это или не выгодно для нас лично или для государства, а согласуется ли это с Евангелием, заповедями и совестью.
К чему эти рассуждения? Дело в том, что духовное измерение этого праздника и измерение государственное не противоречат друг другу, потому что этот праздник связан с тем, что русский народ вышел из тяжелого не только политического, но и духовного состояния. Более того: этот государственный кризис был как раз спровоцирован тяжким духовным состоянием. В том числе и тем, что на протяжении нескольких десятков лет государственная власть с одной стороны поддерживала Церковь, а с другой – я имею в виду Ивана Грозного, – совершала преступления, в том числе и против Церкви. И очевидно, что в народном сознании это не могло не произвести какого-то переворота, не могло не вызвать шока. Народ видел с одной стороны исповедование веры (царь Иоанн участвовал в конфессиональных диспутах, писал богослужебные тексты, сочинял церковную музыку), а с другой – убийства и казни, когда-то оправданные (с государственной точки зрения, но не христианской), а когда-то нет. «Если царь такое совершает, что же нам-то делать? Где она, правда-то?» – вот в каком состоянии пребывал народ. Это, конечно, не единственная причина государственного кризиса, но почему-то именно после жесткого правления Иоанна Грозного вскоре началось такое разложение в нашей стране. И очень важно, что народ, обратившись именно к православной вере, смог не только отстоять свободу государства, но и выйти из тяжелого духовного состояния – то есть прекратить эту внутреннюю страшную междоусобицу, безвластье. Народ все-таки выбрал законным образом государственную власть. Не поставил во главе государства своих предводителей – допустим, Минина и Пожарского. Нет, собрался Поместный Собор, законно избрали династию Романовых на царство. Значит, мы можем не только разрушать, но и созидать, и об этом очень важно напоминать в наше время.
Оказывается, наш народ был способен не только к бунту «бессмысленному и беспощадному» и к этому страшному смутному времени, но оказался способен и сам сорганизоваться с помощью Церкви и своей веры и избрать законную власть! Это очень важный момент.
И хотя говорят, что не была Москва освобождена к 4 ноября, а только какая-то часть ее, но этот аргумент не имеет никакого значения, поскольку все понимают, что и День Победы – условная дата: Вторая мировая война не закончилась 8 или 9 мая. Никто не говорит, что четвертого числа, в день памяти Казанской Божьей Матери, все в один день стало хорошо, нет. Но это был очень важный момент: мы знаем, что ополчение Минина и Пожарского молилось перед этой иконой и что Божья Матерь помогла не просто победить – а помогла, победив, обрести человеческий облик, вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому мы центром воспоминания тех событий делаем 4 ноября – день празднования в честь Казанского образа Божией матери.
Смею предполагать, что в ополчении Минина и Пожарского были не только русские люди … Это актуально в наше время: люди объединяются друг с другом без учета национальности, а по доброй воле и желанию блага своему Отечеству.
Поэтому мы, православные люди, в этот день празднуем память чудотворного образа Божьей Матери. Благодарим Господа, что Он помог нам обрести свободу, которой наши предки воспользовались не во зло, а во благо, так как смогли договориться друг с другом и восстановить нормальное течение жизни в стране. Судите сами, нужен нам этот день или нет.
– Конечно, прежде всего, это день преодоления Смуты. Это – одна из самых ярких эпох, которую мы, к сожалению, не так хорошо знаем, но тем не менее некий образ которой у нас все же присутствует со школьных лет. Интереснейшая эпоха, тяжелейшая и очень поучительная.
Мы празднуем духовную победу над разделением, над Смутой, – не только славную воинскую победу, которая несомненно имела место быть, но и наступивший момент некоего национального первенства. Завершается вот этот старый «спор славян между собою», как говорил Пушкин, – после смутного времени маятник качнулся в нашу сторону. Это совершенно очевидно.
Наступает новая эпоха в отношениях с Речью Посполитой и главное, новая эпоха в отношениях с теми землями с православным населением, называвшим себя русским, которые в рамках этого государства, под властью этой короны находились.
И потом, это отправная точка и для совсем иных событий. Это присоединение Малороссии, Белой Руси – эти земли входят в состав русского государства после очень продолжительной борьбы, которая в истории Малой Руси именуется руиной – эпохой руин. Это зеркальное отражение русской смуты, но уже на малороссийской почве, с несколько иной природой.
– Если говорить о государственном уровне, то День единства – праздник, важный для нас как для граждан, гражданский праздник.
Однако же для части наших граждан этот день означает празднование Казанской иконы Божией Матери, – и естественно, для них это важнее, потому что участие в литургии ни в каких смыслах не может быть сравнимо ни с одним государственным праздником.
Ну а те, для кого это просто воспоминание об исторических событиях, имеющих для них большую ценность, олицетворяют собой уже третий уровень праздника – но я думаю, таких граждан все-таки меньшинство.
Но этот праздник мне кажется очень нужным и востребованным. Во-первых, необходимо было найти замену поистине «красному» дню Октябрьского переворота – просто отменить 7 ноября было проблематично. Во-вторых, 4 ноября – это действительно исторический день спасения Отечества от внутренней смуты и внешнего врага, причем спасения через единство, через преодоление всех центробежных тенденций, через подлинно народный выбор, то есть, если угодно, через торжество гражданского общества. Ведь объединение нации «поверх барьеров» вокруг Минина и Пожарского не было спущено сверху, не выращивалось в лабораториях политтехнологов, не формировалось как партийная платформа. Это было настоящим национальным возрождением.
Наконец, last but not least, это праздник Казанской иконы Божией Матери. Православные или нет, верующие или атеисты, все понимают, что для России Казанская – важнейший символ. Не абстрактная «русская культурная матрица», а ключевое звено национального самосознания.
Вообще система праздников имеет громадное значение для любой страны. Это опознавательные флажки народа во времени и истории.