Что значит направления в сочинении
5 направлений итогового сочинения от ФИПИ 2022
Содержание:
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Комментарий от ФИПИ
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Комментарий от ФИПИ
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Комментарий от ФИПИ
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Комментарий от ФИПИ
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий от ФИПИ
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению):
Итоговое сочинение-2021: направления и советы
В помощь школьнику. Готовимся к примерным темам направлений итогового сочинения 2020-2021
Текст: Ольга Лапенкова
Напоминаем, что ваша работа должна состоять из трёх частей:
Каждая из них должна быть написана с красной строки, а основную часть лучше «собрать» из трёх-четырёх абзацев. Не обязательно, но крайне желательно приводить примеры-иллюстрации, то есть упоминать книги, спектакли и фильмы, герои которых решают схожие проблемы, — и, не слишком увлекаясь пересказом, объяснять, к какой мысли приводит читателя либо зрителя тот или иной автор.
Многие считают итоговое сочинение не более чем формальностью, однако тем, кто поступает на творческие специальности, оно может добавить пару-тройку баллов — вдобавок к тем, которые ученики получат на ЕГЭ. Остальным же советуем отнестись к подготовке не как к рутинной обязанности, но как к лишнему поводу узнать что-то интересное.
Вот какие направления для итогового сочинения предлагают школьникам в 2021 году:
Попробуем представить, каких размышлений ждут от одиннадцатиклассников эксперты.
1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»
Поговаривают, что царь Соломон, правивший Израильским царством в Х веке до н. э., не расставался с кольцом, на котором была выгравирована надпись: «И это пройдёт». Всё в жизни меняется — и в этом наше спасение, но также и наказание. С одной стороны, если бы каждый день был как две капли воды похож на предыдущий, жить было бы ужасно скучно. С другой — кто знает, что нас ждёт за новым поворотом? Дорога жизни порой заводит в тупик, откуда можно выйти, только пожертвовав чем-то ценным…
Дожить до седин, ничего не потеряв и не совершив ни одной ошибки, попросту невозможно. Недаром пословица гласит: «Знал бы, где упаду, — соломку бы подстелил». Но одно дело, когда речь идёт о капризах судьбы, другое — если нам предстоит совершить осознанный выбор. Как найти друзей, любимого человека, хобби, профессию по душе? Цена поспешного решения может быть слишком велика — но не правда ли, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает?
Примерно такие вопросы могут поставить перед будущим выпускником труженики из Министерства образования. Впрочем, нельзя исключать и того, что вам попадётся более простая тема — о дороге в прямом смысле этого слова: вас могут расспросить о самом интересном и счастливом путешествии — и о том, где бы вы хотели побывать.
2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Фраза «современные технологии» звучит из каждого утюга. Кто-то радуется, что теперь найти книгу или фильм, созвониться с другом и даже «сходить» на собеседование можно за считанные мгновения; кто-то трепещет перед новыми опасностями — от «банального» мошенничества, когда вам звонят незнакомцы, которые представляются сотрудниками техподдержки, до потенциального восстания роботов. Но, думается, компьютеры — по крайней мере в начале XXI века — не более чем средство, а как его использовать, зависит от человека, в чьих руках оно оказалось.
Времена, когда положение человека в обществе зависело только от того, насколько влиятельны его предки и сколько средств находится в его распоряжении, давно прошли. Ещё в первой половине XIX века один из самых влиятельных людей Англии, банкир Н. Ротшильд, сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сам Ротшильд в 1815 г. при помощи голубиной почты — умные и маневренные пташки тогда стоили целое состояние — первым узнал, что Наполеон Бонапарт проиграл сражение при Ватерлоо. Это позволило ему провернуть хитроумную махинацию на лондонской финансовой бирже и стать обладателем огромного состояния.
Но возникает другой вопрос: как в эпоху фейков и пранков отличить достоверную информацию от чьей-то искусной выдумки? Мы должны быть очень осторожными, чтобы наши личные данные не стали добычей недоброжелателей, — или не пользоваться интернетом вообще. Да и вообще, все эти компьютерные штучки… Сериал «Чёрное зеркало» все смотрели?
3. «Преступление и наказание — вечная тема»
Это направление отсылает к программному роману Ф. М. Достоевского — истории о студенте из обедневшего дворянского рода, который мечтал получить уважаемую профессию, чтобы его семья — пожилая мама и сестра, подрабатывающая гувернанткой, — больше ни в чём не нуждалась. К сожалению, Раскольников не смог, как сказали бы в наше время, совмещать учёбу с работой; молодого человека отчислили, и тот, погрузившись в уныние, остался жить в съёмной комнате — и вынашивать планы мести старухе-процентщице, которой он за смешные деньги уступил немногочисленные фамильные сокровища, в том числе часы покойного отца. А тут ещё известие о том, что сестра, самоотверженная Дуня, хочет выйти замуж за богатого человека — и только чтобы иметь возможность помогать маме и ненаглядному братцу Роде…
Это направление, впрочем, не значит, что вам придётся рассуждать именно о романе Ф. М. Достоевского. Даже наоборот: про несчастного петербургского студента будут писать тысячи школьников, так что лучше запастись более оригинальными аргументами. Какими —с радостью подскажем!
4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня»
На первый взгляд, это самое простое направление: здесь только и требуется, что рассказать о любимом романе или музыкальном альбоме, впечатлившей вас театральной постановке или кинокартине. Но даже в таких случаях нужно понимать, как построить сочинение, чтобы введение просто и понятно обозначало, о чём вы поведёте речь, в основной части предмет был рассмотрен с разных сторон, а заключение содержало краткий пересказ всего написанного выше — и, конечно, небольшую мораль, которую вам важно донести до читателя-эксперта.
Первый порыв школьника, выбирающего это направление, — как можно подробнее пересказать любимый роман или сериал, «рассыпать» кучу любопытных фактов о писателе (либо, если юный автор выбирает постановку или кино, — о режиссёре и актёрах). Но помните: количество не равно качеству! Вы должны не только доказать, что внимательно читали/слушали/смотрели то или иное произведение, но и объяснить, почему именно оно запало вам в душу, в чём заключается его художественная ценность — и чему мы можем научиться у того или иного персонажа.
Конечно, далеко не все модные новинки призваны донести какую-то глубокую мысль; есть и сугубо развлекательные произведения — то, что называется массовой культурой. Например, такова — да простят нас фанаты — фэнтези-сага «Песнь льда и пламени» Дж. Р. Р. Мартина, которая легла в основу недавно отгремевшего сериала «Игра престолов». Ничего плохого в таких произведениях нет: все мы нуждаемся в отдыхе, а когда наступили долгожданные выходные — не плевать же в потолок! Но писать про Старков и Ланнистеров в итоговом сочинении, сами понимаете, нужно с осторожностью.
5. «Кому на Руси жить хорошо — вопрос гражданина»
А вот это по-настоящему сложное направление — но оно же, пожалуй, и самое интересное. Чтобы такого придумать, чтобы россиянам жилось лучше? Понятно, что личные проблемы никто не отменял, — и всё-таки: каких законов и общественных инициатив нам не хватает? Некоторые варианты лежат на поверхности: повысить зарплаты работникам в регионах; открыть побольше детских садов, школ и больниц; отремонтировать дороги, уделить больше внимания охране памятников архитектуры и природных заповедников. Но, может, у вас есть конкретные предложения?
Наверняка вы хотя бы раз проводили лето у дедушек и бабушек, в деревне или на даче. Вспомните: с какими трудностями сталкиваются местные жители? В частности, нет ли у них проблем с электричеством и отоплением? А как они готовят? Наверняка на газовых плитах. Если так, то газ либо «заводят» в загородный дом — а стоит такое удовольствие немало, — либо привозят в баллонах со станции, причём располагаться таковая может за десятки километров от садового товарищества…
А что у нас с экологией? Казалось бы, чем дальше от столицы живут люди, тем ближе они к природе. Однако воздух и грунтовые воды во многих населённых пунктах отравлены выбросами местных предприятий. Согласно данным Роспотребнадзора, в России сейчас как минимум 48 городов, жить в которых опасно для здоровья… Как привлечь внимание властей к этим проблемам? И пусть сила заключается не в словах, а в делах, — предложить свои варианта ответов в итоговом сочинении лишним не будет.
Направления итогового сочинения 2020-2021
Новые направления 2020-2021 учебного года.
→ Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);
→ Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);
→ Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);
→ Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);
→ Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
Экзаменационные темы ИС
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам,
дневникам и публицистике.
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Итоговое сочинение пройдёт 15 апреля, дополнительные сроки назначены на 5 мая 12 мая (перенос в связи с установлением нерабочих дней с 4 по 7 мая) и 19 мая.
Направления итогового сочинения 2020-2021 года
2 декабря 11-классники напишут итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. По материалам ФИПИ
Уже 2 декабря 11-классникам предстоит написать итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. Выпускникам предложат пять тематических направлений, которые утверждены Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). К каждому направлению эксперты ФИПИ дали пояснения, что именно нужно будет обсудить в эссе этого года.
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года от ФИПИ.
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.
Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Критерии оценки
Как проходит экзамен
На написание итогового сочинения 2020-2021 отводится 3 часа 55 минут. Сами темы становятся известны прямо на экзамене. Они довольно общие. Например, тема из направления «Между прошлым и будущим» может звучать так: «Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?».
Оценка ставится по системе зачет-незачет. Те, кто получил незачет, к ЕГЭ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.
На что обратить внимание
Большинство выпускников получает за итоговое сочинение зачёт. Эксперты говорят: » Часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме. Проблемы возникают, если школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое «бесчестье».
Пересдача итогового сочинения
Все ученики 11-х классов пишут итоговое сочинение. Оно необходимо для допуска к ЕГЭ летом: чтобы получить этот допуск, достаточно написать эссе на «тройку». Тем, кто не справился с этой задачей, дается ещё две попытки пересдачи итогового сочинения
12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22
Мы постарались ответить на самые популярные вопросы.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо сочинения выбрать написание изложения.
Кто должен писать сочинение?
Итоговое сочинение должен написать каждый, кто собирается сдавать ЕГЭ – оно является допуском к нему.
А значит, сочинение пишут 11-классники, учащиеся экстерната и выпускники прошлых лет, желающие сдать ЕГЭ.
Когда и где пишут итоговое сочинение?
Экзамен начинается в 10 часов по местному времени. Разумеется, прийти надо заранее, уже с 9 часов аудитории должны быть готовы принять школьников. До начала собственно работы над сочинением нужно будет прослушать инструктаж, заполнить бланки регистрации и записи.
Местом проведения итогового сочинения является учебное заведение (школа, лицей, гимназия), в котором учится выпускник.
Сколько времени дается на итоговое сочинение? Можно ли сделать перерыв?
» На написание итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут.
Как только инструкции получены, а бланки заполнены, на доске фиксируется время начала работы. Учтите: если заполнение бланков в это время не входит, то рассчитать сроки своей работы так, чтобы успеть переписать текст на «чистовик», вам придется самому!
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Когда будут известны темы сочинений?
Конкретные темы итогового сочинения 2021-2022 года заранее неизвестны. Их огласят только непосредственно перед началом экзамена. За 15 минут до начала темы появятся на специальном сайте. Их распечатают и принесут в аудиторию, зачитают выпускникам, затем напишут на доске либо раздадут каждому на листочках.
Будьте внимательны: в бланк надо будет внести номер темы, а затем на первой странице записать тему словами.
Темы итогового сочинения (тексты изложений) подбираются для каждого часового пояса отдельно – звонить друзьям на Камчатку не имеет смысла!
Однако давно известны основные тематические направления итогового сочинения в этом году.
В 2021/22 учебном году 11-классники будут писать итоговое сочинение по следующим направлениям:
Для тех, кто еще не успел обдумать, что можно написать по предложенным направлениям, напомним, что есть официальный комментарий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где содержатся комментарии к каждому из открытых тематических направлений итоговых сочинений 2022.
Чем можно и чем нельзя пользоваться во время написания итогового сочинения?
С собой разрешается взять:
Кроме того, вам выдадут на месте:
С собой запрещено брать:
Да-да, тексты произведений тоже использовать нельзя! Организаторы считают, что достаточно просто рассуждать на основе прочитанных книг; допускается свободное цитирование.
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения членом комиссии по его проведению.
Что будет, если опоздать на итоговое сочинение?
Мы не нашли точного ответа на этот вопрос: допустят ли опоздавшего на этот экзамен, остается на усмотрение комиссии.
Однако совершенно точно время опоздавшему продлено не будет, как не будут его и отдельно инструктировать. Если вы уверены, что успеете и сами разберетесь в заполнении бланков – попытайте счастья. Хотя лучше, конечно, не рисковать и постараться выйти заранее!
Когда и где можно будет узнать результаты?
Для проверки итоговых сочинений создаётся муниципальная комиссия.
Проверка итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее, чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения. Итоговый протокол официально публикуется в той школе, где вы его писали.
Позднее, к концу декабря, можно будет увидеть результат на официальном портале, в личном кабинете. Там же можно будет увидеть скан сочинения с комментариями специалистов, по каким критериям школьник получил «плюс», а по каким критериям «минус». Оценки за сочинение также можно будет посмотреть на портале «Госуслуги».
Кто и как проверяет итоговое сочинение?
Как известно, сами учителя не проверяют работы своих учеников, это делает экспертная муниципальная комиссия.
После того, как сочинения сданы, прямо в аудитории делаются их копии, и все складывается все в два больших конверта: с оригиналами и копиями. Эксперты получают лишь копии – таким образом, что-то поменять или исправить в работе они не смогут в принципе.
Как оценивается сочинение, и есть ли вообще смысл стараться написать его отлично?
Итоговое сочинение оценивают по системе «зачет»/«незачет». Однако многие вузы, особенно гуманитарной направленности, перепроверяют сочинения и за отлично написанную работу могут начислить до 10 дополнительных баллов в рамках так называемых индивидуальных достижений (на усмотрение вуза). Так что имеет смысл постараться!
Итак, как оценивают итоговое сочинение?
» Прежде всего, оно должно отвечать двум основным требованиям: достаточный объем и самостоятельность написания.
Разрешено прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
И только если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается. Делается это по пяти критериям.
» Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо обязательно получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по какому-то одному из других критериев.
1. Соответствие теме. Тут все ясно – не надо далеко уходить от темы, необходимо точно понять и донести ее смысл и рассуждать именно, отталкиваясь от него.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Важно: чтобы сочинение было зачтено, обязательно нужно привести хотя бы один литературный аргумент (пример) из литературы, русской или зарубежной.
Мы знаем примеры, когда одиннадцатиклассники цитировали Пратчетта, Риордана и даже сказку о Царевне-лягушке. Главное, чтобы это действительно стало аргументом, подтверждающим ваше мнение.
4. Качество письменной речи. Итоговое сочинение пишется на правильном русском языке. Речевых ошибок не должно быть столько, чтобы они затрудняли понимание смысла.
5.Грамотность. На 100 слов не должно быть более пяти ошибок в сумме: грамматических, орфографических, пунктуационных. Впрочем, напоминаем – у вас будет под рукой словарь!
Что делать, если не сдал итоговое сочинение?
Вообще-то это сравнительно редкий случай: «незачет» обычно получает не более 2% школьников, то есть написать сочинение «хоть как-то» и быть допущенным к ЕГЭ может почти любой.
Тем не менее, при неудаче сочинение можно переписать еще 2 раза до начала ЕГЭ.
ФИПИ утвердил резервные даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:
Пересдать итоговое сочинение можно будет, если выпускник:
Можно ли оспорить результат в случае неудачи?
Оспорить «незачет» можно только в том случае, если неудачи было уже две. В таком случае можно подать в письменной форме заявление на проверку написанного сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации.
Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) определяет учебное заведение.
Сколько лет действительны результаты итогового сочинения?
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действует бессрочно.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.
То есть «зачет» не имеет срока давности, а вот сам текст сочинения «состарится» через 4 года.