Что значит наложница в гареме
Какой была жизнь в гаремах султанов
Что большинство людей знает о гаремах? Это были личные «публичные дома» восточных правителей, где они могли расслабиться после военных походов или просто отвлечься от рутины, возлегая в постель с любой понравившейся женщиной. Но на самом деле, гаремы были куда сложнее, чем описанное выше представление.
Женщины в гаремах вовсе не были проститутками. Наоборот, их жизнь была окутана тайной, и их можно было назвать кем-то вроде отдельной касты. Само слово «гарем» происходит от арабского «харам», что переводится как «священный» или «запретный». И действительно, это было запретное место, куда не допускались чужаки, и точно не являлось чем-то вроде современных увеселительных заведений с девушками лёгкого поведения.
Давай подробнее взглянем на жизнь обитателей турецких гаремов и посмотрим, какой она была на самом деле и почему она была лучше, чем у многих других.
Комфорт в гаремах был сравним с палатами султана
Даже самым дорогим публичным домам современности не сравниться по великолепию с гаремами. Центром гарема было большое здание с огромным внутренним двором, где располагались сады и бассейны. Это было тихое мирное место, где женщины наслаждались природой, общались, собирались вместе для чтения и молитв. Кажется, что это был рай на Земле, особенно столетия назад, но не забывай, что гарем был, по сути, золотой клеткой. И всё же, наложницы жили в условиях, которые были доступны лишь самым обеспеченным людям тех времён.
Кстати, в гареме жили не только наложницы султана, но и его официальные жёны, родственницы, и даже сыновья до 12 лет. Лишь по достижении этого возраста юным мальчикам разрешали появляться при дворе.
Женщины были изолированы от внешнего мира и охранялись как самое важное сокровище в стране
Об этом говорит уже одно только название, которое, как мы описали выше, переводится как «запрет». Наложниц оберегали как самое дорогое сокровище в империи и следили, чтобы никто кроме султана не мог насладиться их великолепием не только физически, но и даже визуально.
Увидеть наложниц было практически невозможно, и даже высокопоставленные придворные проверялись на «благонадёжность». При этом женщины в гареме были уважаемыми, и никто, даже при патриархальном обществе Османской империи, не осмелился бы разговаривать с ними как с неравными, не говоря уже о возможности притронуться к ним.
Наложниц охраняли кастрированные мужчины
Гарем считался интимным местом сугубо для правителя, где жили самые красивые девушки со всей империи. Любой мужчина, каким бы сильным он ни был, из-за своих инстинктов не мог устоять перед очарованием красавиц, обученных искусству соблазнения. Это понимали все, поэтому охранять гаремы назначали только евнухов — кастрированных мужчин. Как правило, это были рабы, захваченные в военных походах, или купленные на невольничьих рынках.
Интересно то, что в гаремах было два типа евнухов — чёрные и белые. Чернокожих евнухов полностью лишали всех половых признаков, тогда как белокожим разрешали оставить не только пенис, но и даже мошонку. Однако из-за этого на белых евнухов возлагалось меньше обязанностей, чем на чёрных.
При этом чернокожие евнухи нередко становились весьма влиятельными мужчинами при дворе, порой способными на равных общаться с высокопоставленными чиновниками. Так что, при всей предвзятости к цвету кожи в те времена, чёрные евнухи могли добиться больших высот.
В гаремах была выстроена иерархия
Обычно гаремы показывают как группу одинаковых по своему положению в обществе женщин, но это не так. Они делились на своеобразные касты, где выше всего стояли валиде — женщины, которые родили сыновей, ставших впоследствии султанами. Чуть ниже были хасеки и султанши, а ещё ниже стояли ещё несколько категорий женщин, в зависимости от занимаемого ими положения и рода деятельности.
Наиболее известными в западной литературе являются одалиски, которые ошибочно считаются проститутками. На самом деле, одалиски были обычными горничными, о чём и говорит прямой перевод турецкого слова odalık — «комнатная девушка».
Главная женщина в гареме непосредственно влияла на политику
Как мы уже сказали выше, в гареме была главная женщина, носившая титул валиде, что говорило о том, что она родила будущего султана. Она не только оказывала влияние на своего мужа, действующего правителя, но и выбирала наложниц для своего сына, решала, с кем девушки из гарема могут заключать союзы, и могла мгновенно решить судьбу любой наложницы, от продвижения по «карьерной лестнице» до изгнания.
По сути, валиде, как и хасеки, и султанши, были намного выше по статусу многих придворных мужей, и буквально могли отдавать им приказы, не встречая сопротивления. Но при этом валиде лишалась своей власти и положения в обществе после смерти своего сына, поэтому умные представительницы этой «касты», хоть и частично влияли на политику империи, старались не переходить дорогу придворным.
Не все женщины в гареме были сексуальными рабынями
Ещё одно популярное заблуждение состоит в том, что все девушки попадали в гарем против своей воли, и это было, по сути, сексуальное рабство. На самом деле, исламские законы запрещали обращать в рабство свободных мусульман и свободных немусульман, проживавших в государствах вроде Османской империи.
В гареме, как мы упомянули выше, жили законные жёны султана, которые были свободными женщинами, так как вступили в брак по своему желанию. Что касается остальных девушек, то не все они должны были спать с правителем. Более того, они получали образование, а некоторых из них даже выдавали замуж за членов двора. Женщин учили искусству соблазнения, игре на музыкальных инструментах, чтению стихов, танцам, литературе, географии, истории и каллиграфии. Многие наложницы были гораздо более образованными, чем большинство мужчин тех времён.
По сути, лишь часть девушек были обязаны вступать в половую связь с султаном. Остальные занимались бытом, развлекали правителя и ухаживали за своим господином.
Кастинг, евнухи и ночи любви. Что скрывали гаремы турецких султанов
Когда мы слышим слово “гарем”, наше воображение рисует себе эдакую восточную сказку: богатство и толпу покорных красавиц, исполняющих танец живота.
Но в реальности гарем представлял из себя настоящее змеиное гнездо, где плелись интриги, а людей, не жалея, пускали в расход.
“Умный журнал” приглашает заглянуть в дворец османского султана и узнать, чем наложницам грозили лесбийские связи и какие сексуальные позы было запрещено использовать даже султану.
Зачем в гаремах евнухи
Гарем обычно располагался на верхнем этаже передней части дома и имел отдельный вход.
Официальные жены властелина проживали в отдельных домах, среди прислуги и богатства.
Султанши, кстати, не почивали на лаврах, а любили вести активную деятельную жизнь: строили школы, мечети, помогали неимущим, закупали воду для паломников в Мекку.
Откуда брались евнухи
Евнухи руководили служанками, управляли хозяйством, вели учет и бухгалтерию, поддерживали порядок, наказывали наложниц, например, за лесбийские отношения или за отношения с другими евнухами.
Перенести такую варварскую процедуру могли далеко не все, зато выжившие стоили целое состояние, а позволить себе слугу-кастрата могли только очень состоятельные семьи. Для дворцов их закупали сотнями, обучали турецкому языку и военному делу.
Как отбирали наложниц
Будущих наложниц для султанского гарема приобретали в возрасте шести-тринадцати лет. Поскольку исламом не разрешает обращать в рабство мусульман, большинство невольниц происходило из христианских провинций Османской империи.
Кстати, в гарем девочки не всегда попадали насильно. Нередко их туда отдавали родители, подписывая соглашение на полный отказ от ребенка. Для бедных семей это был единственный шанс выжить и дать дочери шанс.
Когда девочка достигала полового созревания, ее показывали великому визирю (титул, условно соответствующий министру), и если тот не замечал у нее явных недостатков, она становилась потенциальной наложницей, но в главный гарем попасть могли только самые красивые и сообразительные.
Конечно, оказаться в покоях султана большинству так и не удавалось, но при желании девушки могли сделать придворную карьеру, стать надзирательницами или следить за казной. Некоторые наложницы могли так и жить в гареме, даже ни разу не встретившись с хозяином.
Если девушке все же удавалось выбиться в фаворитки, это еще не значило, что ее ждет сказочная жизнь в роскошных палатах, ведь фактически она оставалась бесправной рабыней. Одну из наложниц Сулеймана Великолепного казнили за то, что она посмела не явиться к султану, когда тот ждал ее, кого-то поймали на краже, кого-то убили за бесстыдное поведение (которое, впрочем, могло заключаться в том, что женщина говорила громче положенного).
Если спустя девять лет наложница не становилась одной из жен султана, ее отпускали, выдавали замуж за одного из чиновников и снабжали крупным приданным.
Разумеется, каждая мечтала стать фавориткой правителя или даже матерью нового наследника. Да-да, в Османской империи ребенок, зачатый от свободного человека и наложницы, приравнивался к законорожденному.
Получалось, при таком широком выборе султан никогда не оставался без наследника.
Однако такой принцип делал переход власти весьма кровавым. Когда один из сыновей наследовал престол, то первым делом приказывал умертвить своих братьев. Известны случаи, когда умерщвлению подвергались даже беременные женщины, дабы их нерожденные дети не стали соперниками в борьбе за власть. После вышел закон, запрещающий проливать священную кровь царских особ в стенах дворца, поэтому жертв дворцовых интриг стали душить тетевой лука или шелковым платком.
Чтобы гарантировать жизнь себе и своему сыну, фаворитка должна непременно возвести его на трон. В противном случае сына убьют, а ее сошлют в “Дворец слез”.
Как проходили ночи любви
Сексуальные отношения между наложницей и султаном происходили в соответствии со строгим регламентом. Если султану захотелось послушать игру на музыкальном инструменте или посмотреть танец, то старшая жена или главный евнух собирали всех наложниц, искусных в этом деле и проводили некий “кастинг”. Каждая по очереди показывала султану свое мастерство, а хозяин выбирал ту, с которой разделит ложе.
Избранницу уводили и начинали ее подготовку к ночи любви с султаном.
Ночи любви проходили в присутствии служанок-эфиопок, которые следили, чтобы не гасли факелы, освещающие ложе.
Обычно любовники использовали ту позу, при которой мужчина находится сверху. Запрещалось использовать позиции, которые напоминают спаривание животных или какие-либо извращения. Тем не менее, количество любовных ласк, которыми владели наложницы с лихвой компенсировал однообразие поз.
Несмотря на колоссальное количество жен и любовниц, султан никогда не проводил ночь больше чем с одной из них за один раз.
Расписание, по которому фаворитки восходили на ложе султана, составлял главный евнух. Если красавица была умелой и страстной, то наутро находила рядом с собой одежду, в которой хозяин провел с ней ночь. Обычно в одежду был завернут дорогой подарок или большая сумма денег.
Конец султанского гарема
Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.
Как обучали искусству любви в гареме времен Османской империи
Гарем для многих девушек средневековья был настоящим спасением: жить в роскошных условиях и не заботиться о завтрашнем дне тогда было роскошью. Пока в Европе был голод и эпидемии, в Османской империи царил покой и стабильность. Чем ближе к султану, тем лучше. Но для достижения такой высокой цели, девушке нужно было обладать мощным пластом знаний об искусстве любви. Где же учили такому интересному предмету?
В гареме искусство доставлять мужчине сексуальное наслаждение было первейшим и самым важным. Для султана постоянно готовили свежие кадры: покупая девочек на невольничьих рынках, их обтесывали уже на месте, учили языку и искусству жить по-османски. Когда невольница оформлялась в барышню, ее показывали султану.
Повелитель мог одобрить кандидатку, и тогда начиналась ее карьера наложницы. А мог и забраковать — в этом случае мадемуазель никуда не выгоняли, а оставляли жить при гареме, где рабочие руки всегда нужны. Кроме того, отвергнутая могла добровольно уйти из гарема и устроить свою личную жизнь — всё обстояло цивилизованно.
Важно отметить, что родители девочек мечтали о том, чтобы султан одобрил их дитя. В этом случае им перепадала щедрая оплата — по сути, ребенка продавали.
Искусство любви — главный козырь в гареме
Евнухи и другие ответственные персоны тщательно отбирали девушек на «курсы любви» при гареме. Их вели умудренные опытом женщины, лучшие в постельных вопросах и мужской психологии. Зная предпочтения султана, отборочная комиссия точно понимала какое строение вагины будет наилучшим для повелителя. И если строение гениталий одалиски не соответствовало требованиям, ей отказывали сразу.
Искусство любви требовало хорошей физической формы, и в Османской империи превосходно понимали ценность упражнений Кегеля. Разумеется, так их стали называть гораздо позже, но смысл тренировки за века не изменился: наложницы должны были уметь филигранно играть своими интимными мускулами.
Экзамен был такой: окрашенная жидкость впрыскивалась во влагалище, и девушке нужно было исполнить танец, не пролив ни капли. И только после этого она могла претендовать на внимание султана. Кстати, искусство танца тоже культивировалось, ведь именно по тому, как девушка двигается, султан мог отобрать кандидатку на сегодняшнюю ночь. Султан либо задерживал взгляд на понравившейся наложнице, либо бросал к ее ногам платок.
Тело наложницы должно было быть абсолютно гладким: волосяной покров допускался только на голове. Вся поверхность тела эпилировалась при помощи сахарной пасты. В спальне султана наложница опускалась на колени и ползла от входа до кровати. Подниматься в полный рост было табу — султан таким образом давал понять, что гарем для него представляет лишь символ власти.
Как попадали на ложе к султанам и почему султаны смотрели женщине только в глаза
Сериал «Великолепный век» пробудил фантазии у многих женщин: любили же люди когда-то! Особенно султаны. И мало кто подозревает, что именно любить-то султанам было непросто. Каждое их приближение к женщине, разве что кроме рабынь, регулировалось множеством правил. Включая специальные правила, касающиеся непосредственно действий, требующих от пары уединения.
Прежде всего, несмотря на строго мусульманскую веру, которую исповедывали правители Османской Империи, к их интимной жизни подходили с теми же мерками, как к языческим богам и их избранникам на земле. Султан, прежде всего, должен был демонстрировать собой мужскую мощь и плодородие, а значит, покрыть и оплодотворить как можно больше женщин.
А вот чего от султанов не особо-то и ожидали, так это появления жены. Большое количество наложниц, помимо прочего, использовалось как возможность оказать честь большому количеству важных для политики султану семей. Иногда взять одну или парочку жён означало бы оскорбить множество отвергнутых девушек, отдав преимущество лишь одной или парочке семей.
Как попасть в гарем султана
Очень часто девочек в гарем ещё до появления у них признаков зрелости представляли их семьи. Если семьи эти были знатны, а в здоровье девочек не было изъяна, то евнухи, поставленные следить за гаремом, не особо придирчивы были к внешности. В конце концов, любую женщину сделают красивыми хорошая жизнь и хороший уход! Но попадали в гарем и девушки, не имеющие отношения к политическим играм. Речь идёт о невольницах, отобранных сообразно вкусам султана.
Так, один из султанов любил не просто полных, а очень полных женщин. Так что евнухи откармливали для него юных наложниц, почти не давая им двигаться и подбирая для них особую диету, а также искали на невольничьих рынках девушек уже приметной полноты или, по некоторым признакам, к полноте очень склонных. При этом султане жизнь обитательниц гарема была не слишком хороша, ведь их лишали одного из немногих развлечений – танцев. Кстати, большинство этих танцев вовсе не предназначались для мужских глаз. Танцы женской половины дома или дворца исполнялись женщинами перед женщинами в честь разных событий и праздников, а также просто от скуки.
Одновременно в гареме содержалось около полутора или двух сотен наложниц, часть из которых были свободными девушками, а не рабынями. По книгам расходов можно увидеть, что у Сулеймана Великолепного в 1552 году официально было 167 наложниц. Большую часть из них он в том году даже не видел в лицо. И многих не увидел и позже.
Стихи и подарки
Чтобы султан успел оказать милость близости как можно большим обитательницам гарема, евнухи составляли специальное расписание. Конечно, если какая-то девушка нравилась султану, то она попадала в это расписание не один раз. А вот если наложница не нравилась его матери, официальной главе гарема, у неё шанса на встречу с султаном не было вообще.
Прежде, чем быть представленной султану, девушка приготавливалась несколько лет. Её обучали, прежде всего, хорошим манерам. И сейчас туристы могут увидеть надписи на стенах в бывшем помещении гарема. Обычно экскурсоводы выдают их за любовные стихи, которые должны возбуждать страсть. На деле любой знаток увидит там наставления по поведению. Эти наставления девушка должна была видеть каждый день, чтобы вытверживать наизусть. Так, выписанные красивой вязью над воротами слова напоминают девушкам цитатой из Корана, что нельзя входить куда-либо, не спросив разрешения и не поздоровавшись.
Помимо манер, девушки учились грамоте, каллиграфии, Корану, музыке, изящному стихосложению – традиция предписывала влюблённым, даже если они встретились только для соития в первый и последний раз в жизни, обмениваться нежными стихами. Учили девушек ухаживать за собой, красиво подавать кофе и сладости и угощать ими, наносить макияж, вести светскую беседу и даже набивать трубку. В зависимости от происхождения, они через два года обучения становились служанками-калфа или привилегированными одалык, наложницами, которые не проходили через период прислуживания другим.
А вот чему их, вопреки мифу, не учили, так это завлекать танцами («схожими со стриптизом») мужчин и удерживать влагалищем каменное яичко. Влагалище невольницы до встречи с султаном должно было оставаться с не подверженным никакому проникновению, а в самих невольницах поощрялась скромность. Даже одежды они носили большую часть истории очень закрытые. Такие декольте, в которых щеголяют актрисы сериала «Великолепный век», вызвали бы у султана серьёзное негодование.
Девочки иностранного происхождения – выкраденные из славянских краёв или с Северного Кавказа – учили турецкий. Только после экзаменовки и появления явных признаков половой зрелости девушка оказывалась представлена султану. И то – если повезёт. Многие доживали до «выпуска» из гарема, ни разу не увидев вблизи своего господина и оставаясь на побегушках у более удачливых наложниц.
Да, гарем было возможно покинуть. Но не своей волей. Если девушка за девять лет ни разу не оказалась на ложе султана, ей давали большое приданое и выдавали замуж за кого-то из нужных султану людей. От этой милости не могли отказаться ни девушка, ни её будущий муж. Часто такая судьба ждала как раз свободных девушек из хороших семей – дело в таком случае было не в том, что кто-то счёл её «некачественной», а в том, что наложницей султана она была символически. Семья и султан оказывали друг другу уважение, а девушка получала блестящее по меркам времени и страны образование, не считая чисто материального приданого.
Ещё одна причина, по которой султан чаще встречался на ложе с невольницами, чем со свободными девушками, заключалась в том, что, стань представительница одного из кланов Империи матерью наследника, клан этот мог опасно возвыситься. Так что никто точно не может сказать, какой семьи была мать самого Сулеймана Великолепного. Его наследник Селим родился от невольницы из славянских земель, известной в Европе как Роксолана и в Турции как Хюррем. Мать наследника Селима Муррада была невольницей, похищенной с венецианского корабля.
Тем не менее большое количество свободных знатных девушек в гареме стало причиной, по которой введены были «правила по подаркам», которые нешуточно разоряли султанскую казну. Существовало множество поводов, по которым обитательницам гарема султан, зная их или не зная, обязан был прислать дары. Бывали случаи, когда султаны пытались сэкономить, уменьшая количество подарков, и сталкивались с настоящим бунтом в гареме. Если бы он полностью состоял из невольниц, бунт было бы нетрудно подавить – но жестокие наказания свободных девушек грозили конфликтами с их семьями.
Кроме подарков и непосредственно материального обеспечения, наложницам полагалось нечто вроде зарплаты. Ученицы-аджемы получали по шесть серебряных монет в день, наложницы, ставшие администраторшами при гареме – уста – могли получать до двухсот пятидесяти монет. Больше всех получали матери сыновей, которые могли быть или не быть официальными жёнами султанов – они всё равно одинаково уважались за сам тот факт, что родили сына. Их ежедневные выплаты достигали двух тысяч монет. Эти деньги наложницы тратили полностью на своё усмотрение – на покупки, за которыми посылали евнухов, на денежные подарки верным слугам и служанкам, на содержание родственников или благотворительность.
Когда дело всё же доходит до постели
Хотя в основном за тем, кто проведёт ночь с султаном (когда султан не слишком занят), следили евнухи и мать султана, иногда он и сам выбирал, увидев какую-нибудь красавицу при посещении гарема. По европейской легенде, когда султан заходил в гарем, девушки по знаку евнухов или валиде-султан принимались танцевать перед ним, пока он не кинет одной из них платок. Отмеченная таким образом обязана была прийти ночью.
На самом деле, султан мог попросить потанцевать наложницу (если она была невольницей — свободную женщину это бы оскорбило), но чаще беседовал с ними, принимал угощения и выслушивал, как они поют под собственную музыку любовные песни. Избраннице султана, как правило, присылали специальный подарок. Потом её готовили и доставляли в спальню султана евнухи. Это необязательно происходило той же ночью. Чтобы посетить спальню султана, девушка должна была иметь чистое тело (не просто эпилированное, а даже без синяков, чтобы не оскорбить взора султана). Она должна была хорошо себя чувствовать, и не дай Аллах, если от волнения грядущей встречей у неё преждевременно начиналась менструация! Встречу переносили или отменяли вовсе.
Султан тоже, можно сказать, годами готовился к этим встречам. Его учили правилам поведения в постели – например, тому, что (чего не практиковалось во многих арабоязычных странах) женщина после соития с ним должна остаться весела и довольна. В помощь султану были специальные трактаты о плотской любви. Нет, не «Камасутра» – греческие и арабские тексты. И далеко не все рекомендации оттуда султан мог выполнить. Придворные врачи добавляли множество ограничений.
Увидев приведённую наложницу, султан был обязан затеять с ней разговор ласковым голосом. Правда, никто не советовал проверять, действительно ли девушка успокоилась – ведь по-настоящему целомудренная девушка обязана была бояться и смущаться. Разговор был должен плавно перейти в объятья и поцелуи, а те – уже в соитие, притом никто из присутствующих. полностью не раздевался. Дело в том, что много поколений султанов выслушивали от врачей байку, будто дитя родится слепым, если во время соития увидеть половые органы. Соединяясь с женщиной, султан мог даже дополнительно прикрывать, так сказать, места стыковки. Чтобы наверняка.
Сложное отношение было и к оральным ласкам. Они упоминались в текстах, с которыми знакомили будущих султанов. Но все приёмы кунилингуса рекомендовалось проводить влажными пальцами, а те из врачей, что допускали возможность феляции, предостерегали от того, чтобы семя было излито женщине в рот. После соития султан и его избранница опять обменивались светскими любезностями и прощались. Засыпать женщина должна была в своей постели. Наутро ей присылали подарок.
Побывавшая в постели султана раз называлась «гёзде». Такой наложнице сразу поднимали «зарплату», выделяли двух собственных невольниц с комнатами для каждой, и у гёзде было больше шансов вновь увидеться с султаном в спальне, чем у обычных наложниц. Если гёзде беременела, она становилась икбал и могла претендовать на более частые встречи с султаном (необязательно в постели). Икбал получала четырёх невольниц и несколько комнат. Больше всего каждая икбал боялась потерять ребёнка. Тогда её, как слабую здоровьем, больше не подпускали к султану и через некоторое время выдавали замуж.
Если у икбал рождалась девочка, она становилась кадын. Дочери султанов, надо сказать, обладали особыми привилегиями. Они считались госпожами своих мужей. В спальню супруги принцесс могли зайти только с их позволения, а на постель – только в поклоне. Если муж оказывался неугоден, принцесса без проволочек разводилась и выходила замуж за другого. Мужья принцесс не имели права брать других жён.
Вершиной карьеры считалось родить от султана сына. Увы, во многих случаях это означало оказаться также в почётной ссылке в дальнем дворце. Мать своего сына султан навещал редко или не навещал вовсе. Он мог взять её в официальные жёны, состоять с ней в переписке, но слишком тесная связь с ней рассматривалась как опасная для его власти. Жёны султанов развлекались, вкладывая деньги в интересные торговые проекты, покровительствуя художникам и поэтам, занимаясь благотворительностью и дипломатической перепиской и выезжая на пикники – для чего евнухи расчищали путь и место пикника на много метров вокруг, ведь ни один мужчина не имел права глядеть на мать принца и тем более жену султана.
Принцев также часто держали в отдалённых дворцах, допуская до них только заранее стерилизованных наложниц. Размножаться имел право один султан. Кроме удаления яичников, наложницам принца удаляли и языки – потому что считалось, что женщина может сподвигнуть мужчину на слишком великие дела. вроде бунта против отца. В общем, оказаться в гареме принца было мало приятного. Несмотря на то, что он учился постельным утехам по тем же трактатам, что и его отец.