Что значит нагорная проповедь

Нагорная проповедь

Наго́рная про́поведь – про­по­ведь Ииcyca Христа, в кото­рой выра­жена сущ­ность ново­за­вет­ного нрав­ствен­ного закона (нрав­ствен­ного учения) и его отли­чие от вет­хо­за­вет­ного.
Нагор­ная про­по­ведь была про­из­не­сена Спа­си­те­лем на холме близ Капер­на­ума в Гали­лее, вслед за при­зва­нием 12 апо­сто­лов. Содер­жа­ние про­по­веди изла­га­ется в Еван­ге­лии от Матфея гл. 5–7 и Луки гл. 6, 17–49.

Что значит нагорная проповедь Jesus Sermon On The Mount drawing (Vector cliparts) clip art,jesus,appears,sermon

Нагор­ная про­по­ведь

про­то­и­е­рей Алек­сандр Глебов

Биб­лей­ская исто­рия Нового Завета

Только в Еван­ге­лие от Матфея есть связ­ная речь Христа, состо­я­щая из отдель­ных изре­че­ний. Эти изре­че­ния каса­ются нрав­ствен­ной жизни чело­века и его пове­де­ния. Назы­ва­ется эта речь – Нагор­ная про­по­ведь. Нагор­ная про­по­ведь пред­став­ляет собой очень тща­тель­ную ком­по­зи­цию. Она изло­жена единым блоком у еван­ге­ли­ста Матфея в пятой, шестой и седь­мой главах, то есть зани­мает три главы. Но, конечно, она не была про­из­не­сена так, как это опи­сано у еван­ге­ли­ста Матфея. Скажем, у еван­ге­ли­ста Луки темы, кото­рые затра­ги­вает Нагор­ная про­по­ведь, раз­бро­саны по всему Еван­ге­лию, что, навер­ное, более соот­вет­ствует тому, как Хри­стос и про­из­но­сил свои нрав­ствен­ные поуче­ния. Мы не можем гово­рить о Нагор­ной про­по­веди так, как будто это была отдель­ная про­по­ведь, про­из­не­сен­ная в одном месте. Есть веские и убе­ди­тель­ные доводы в пользу того, что Нагор­ная про­по­ведь намного больше, чем лишь только одна про­по­ведь. Просто еван­ге­лист Матфей для удоб­ства собрал все изре­че­ния Спа­си­теля, кото­рые каса­ются нрав­ствен­ной жизни чело­века и вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми, и объ­еди­нил их в одну ком­по­зи­цию. Напри­мер, любой чело­век, слу­ша­ю­щий Нагор­ную про­по­ведь в первый раз в ее изло­же­нии у Матфея, был бы просто пере­утом­лен еще задолго до ее окон­ча­ния. В ней зало­жено слиш­ком много, чтобы это можно было усво­ить за один раз. Ведь одно дело – сидеть и читать, задер­жи­ва­ясь, оста­нав­ли­ва­ясь при чтении, осмыс­ли­вая про­чи­тан­ное. И совсем другое – слу­шать ее впер­вые в устной форме. Читать мы можем так, как при­выкли, с при­выч­ной для нас ско­ро­стью, а слы­шать ее в первый раз, значит быть пере­гру­жен­ным избыт­ком инфор­ма­ции, а значит упу­стить из вида многое важное, что в этой про­по­веди содер­жится.

Еван­ге­лие от Матфея – это, прежде всего, Еван­ге­лие хри­сти­ан­ского учения. Для Матфея харак­терно, что он соби­рает учения и деяния Христа в отдель­ные блоки. Есть раздел, посвя­щен­ный прит­чам, есть – чуде­сам, есть – учению о конце света. Вот по такому прин­ципу и нрав­ствен­ное учение Христа Матфей собрал воедино для удоб­ства его изу­че­ния. В Еван­ге­лии от Луки Нагор­ная про­по­ведь сле­дует сразу за избра­нием две­на­дцати апо­сто­лов. В лице апо­сто­лов Хри­стос выби­рает себе помощ­ни­ков, но чтобы эти помощ­ники могли успешно и эффек­тивно выпол­нять свою работу, их надо сна­чала научить. Поэтому в Нагор­ной про­по­веди Гос­подь дает настав­ле­ния своим апо­сто­лам, а через них и всем нам. Поскольку Гос­подь сам ничего не запи­сы­вал, все, что мы о нем знаем, дошло до нас от его уче­ни­ков, поэтому Цер­ковь и назы­ва­ется «Апо­столь­ская». Поэтому один бого­слов назвал Нагор­ную про­по­ведь: «про­по­ве­дью по случаю посвя­ще­ния в сан две­на­дцати». Точно так же, как перед впер­вые при­сту­па­ю­щим к слу­же­нию моло­дым свя­щен­ни­ком должна быть постав­лена задача, так и Хри­стос про­из­нес перед две­на­дца­тью уче­ни­ками про­по­ведь, перед тем как они при­сту­пили к испол­не­нию своих задач. Есть такое пред­по­ло­же­ние, что, окон­ча­тельно избрав две­на­дцать апо­сто­лов, Хри­стос уда­лился с ними на неделю, может быть даже больше, в какое-то спо­кой­ное место и учил их в тече­ние этого вре­мени, а Нагор­ная про­по­ведь – это уже крат­кое изло­же­ние того учения. Но это, конечно, только пред­по­ло­же­ние.

Навер­ное, нет в Еван­ге­лии дру­гого такого мате­ри­ала, кото­рый бы столь тща­тельно обсуж­дался, как Нагор­ная про­по­ведь. Споры нача­лись уже с пер­вого века хри­сти­ан­ства и про­дол­жа­ются до сих пор. Одни пони­мают запо­веди бук­вально, другие – сим­во­ли­че­ски, и мно­же­ство раз­де­ле­ний про­изо­шло в хри­сти­ан­стве из-за раз­ного пони­ма­ния слов Нагор­ной про­по­веди. Неко­то­рые тече­ния, воз­ник­шие под вли­я­нием Нагор­ной про­по­веди в рус­ской куль­туре, нам хорошо известны, напри­мер, тол­стовцы – после­до­ва­тели рели­ги­оз­ного учения вели­кого рус­ского писа­теля, графа Льва Нико­ла­е­вича Тол­стого. Тол­стой по-своему пони­мал неко­то­рые поло­же­ния Нагор­ной про­по­веди, напри­мер, о непро­тив­ле­нии злу. Тол­стой вос­при­ни­мал это бук­вально и многое другое, чем он про­ти­во­по­ста­вил себя офи­ци­аль­ной Церкви. Одни видят в запо­ве­дях Нагор­ной про­по­веди тре­бо­ва­ния, кото­рые невоз­можно испол­нить в полной мере, и поэтому гово­рят о сим­во­ли­че­ском зна­че­нии запо­ве­дей. Другие видят кон­крет­ные ука­за­ния и гово­рят об их бук­валь­ном зна­че­нии. При чтении Нагор­ной про­по­веди мы не должны забы­вать и наш личный опыт. Вряд ли суще­ствует какой-то другой еван­гель­ский текст, кото­рый предъ­яв­лял лично нам, нашей сове­сти, такие тре­бо­ва­ния, как Нагор­ная про­по­ведь. Мы должны учесть, что Нагор­ная про­по­ведь была про­из­не­сена не для нашего кон­крет­ного обще­ства, а была про­из­не­сена в опре­де­лен­ной исто­ри­че­ской обста­новке. Ведь не хри­сти­ане слу­шали эту про­по­ведь, а иудеи. Необ­хо­димо пом­нить, что запо­ве­дям Нагор­ной про­по­веди пред­ше­ство­вала тыся­че­лет­няя рели­ги­оз­ная исто­рия иудей­ского народа – куль­то­вый закон, эти­че­ский закон. Поэтому слова Нагор­ной про­по­веди обра­щены не просто к пер­вому встреч­ному, но к людям, кото­рые прошли уже долгий путь рели­ги­оз­ного и нрав­ствен­ного раз­ви­тия. Это надо учи­ты­вать, когда мы читаем Нагор­ную про­по­ведь.

Пого­во­рим о форме Нагор­ной про­по­веди. Еван­ге­лист Матфей пыта­ется под­ра­жать Торе. Хри­стос вос­хо­дит на гору перед про­из­не­се­нием Нагор­ной про­по­веди, откуда Он и дает людям запо­веди, про­воз­гла­шает свой нрав­ствен­ный закон. В созна­нии иудеев все это ассо­ци­и­ро­ва­лось с даро­ва­нием вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей Моисею на горе Синай. Здесь еван­ге­лист Матфей пока­зы­вает Христа как нового Моисея. Хри­стос начал учить, когда сел. Это очень важно. Хри­стос сел на кафедру как учи­тель. Во время офи­ци­аль­ного учения иудей­ский раввин всегда сидел. Гре­че­ское слово «кафедра» значит «сиде­ние», и во многих евро­пей­ских языках до сих пор гово­рится, что стол про­фес­сора – это и есть кафедра. Кстати, папа рим­ский, когда он гово­рит ех cathedra, со своего сиде­ния, со своего трона, когда он гово­рит с кафедры, тогда он про­воз­гла­шает учение. Именно на этом зиждется догмат о пап­ской непо­гре­ши­мо­сти. Раввин часто учил, рас­ха­жи­вая или про­гу­ли­ва­ясь, но офи­ци­аль­ное учение он начи­нал, усев­шись на свое место, на кафедру. Таким обра­зом, само ука­за­ние на то, что Хри­стос сел, прежде чем начал учить своих уче­ни­ков, ука­зы­вает на то, что это учение зани­мает цен­траль­ное место и явля­ется как бы офи­ци­аль­ным.

Прежде чем рас­смот­реть само содер­жа­ние Нагор­ной про­по­веди, надо заду­маться о том, как пони­мать ска­зан­ное в ней Хри­стом. Это важный вопрос, ибо оче­видно, что Хри­стос здесь пред­ла­гает свое учение совер­шенно иначе, чем учеб­ники этики и даже иначе, чем то, как про­стые люди выра­жают те же мысли. Будучи хоро­шим учи­те­лем, Хри­стос есте­ственно исполь­зует формы языка и выра­же­ния, кото­рые много значат для тех, кто слу­шает Его. Его учение содер­жит, как мини­мум, три отли­чи­тель­ных свой­ства.

Первое. Бо’льшая часть Нагор­ной про­по­веди – стихи, хотя нам это трудно рас­по­знать как поэзию, поскольку наша поэзия стро­ится на эффекте рифмы и уда­ре­ния. Еврей­ская поэзия была иной. Она стро­и­лась на эффекте парал­ле­лизма, то есть соот­вет­ствия мысли. Сход­ства мысли или ее раз­ли­чия. Евро­пей­ская поэзия и ближ­не­во­сточ­ная, в том числе еврей­ская, стро­ятся на совер­шенно разных прин­ци­пах. Мы при­выкли к, так назы­ва­е­мой, сло­го­вой, рит­ми­че­ской поэзии. Любое наше сти­хо­тво­ре­ние делится на слоги, на слоги падает уда­ре­ние и полу­ча­ется какой-то опре­де­лен­ный ритм: «Мороз и солнце, день чудес­ный…». Сло­го­вая рит­мика создает нашу евро­пей­скую поэзию, она как бы про­ис­хо­дит из музыки. Но совер­шенно иная поэзия в Библии, а Библия про­ни­зана поэ­зией. Там очень много стихов, но мы, когда читаем Библию, Ветхий Завет, не заме­чаем этого, потому что мы при­выкли к другой поэзии. В Библии не ритм слогов, а ритм поня­тий, ритм слов, ритм сим­во­лов, и про­ис­хо­дит это сле­ду­ю­щим обра­зом. Напри­мер, любой псалом – это стихи. «Псалом» значит «песня». Он делится на строчки, и когда вторая строчка по смыслу повто­ряет первую строчку либо отри­цает ее, то эти строки парал­лельны либо анти­па­рал­лельны. Когда вторая строка по смыслу повто­ряет первую, то это назы­ва­ется – сино­ни­ми­че­ский парал­ле­лизм. И в псал­мах, и в других поэ­ти­че­ских раз­де­лах Вет­хого Завета этому много при­ме­ров. Любой псалом, напри­мер, самый извест­ный, 50-ый псалом начи­на­ется так: «Поми­луй мя, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей» – это первая строчка. «И по мно­же­ству щедрот Твоих очисти без­за­ко­ние мое» – это вторая строчка. Они похожи по смыслу, просто в разных словах выра­жа­ется одна и та же мысль. «Наи­паче омый мя от без­за­ко­ния моего» – первая строчка. «И от греха моего очисти мя». Но «омый от без­за­ко­ния» и «очисти от греха» – это же одно и то же. Это назы­ва­ется в поэзии парал­ле­лизм или ритм по парал­ле­лям. Такая струк­тура про­ни­зы­вает прак­ти­че­ски всю Библию, потому что вся Библия очень поэ­тична. В Нагор­ной про­по­веди Гос­подь сле­дует этой поэ­ти­че­ской тра­ди­ции своего народа. Напри­мер, Хри­стос гово­рит: «Не давайте свя­тыни псам и не бро­сайте жем­чуга вашего перед сви­ньями». Перед нами под­лин­ная еврей­ская поэзия, в кото­рой вторя строка повто­ряет мысль, то есть парал­лельна первой, но исполь­зует просто иной образ. Псалом состоит из строф, в каждой строфе две строчки, но каждая из стро­чек может быть не только парал­лельна, но и анти­па­рал­лельна другой. Анти­па­рал­лель­ный тип еврей­ской поэзии назы­ва­ется анти­те­ти­че­ский парал­ле­лизм. При­ме­ров анти­па­рал­лель­но­сти также очень много. Напри­мер: «Всякое доброе дерево при­но­сит плоды добрые, а худое дерево при­но­сит плоды худые» или «Веру­ю­щий в Меня имеет жизнь вечную, а неве­ру­ю­щий идет в поги­бель». Обе строки содер­жат похо­жие уроки, но мысль выра­жена с исполь­зо­ва­нием прямо про­ти­во­по­лож­ных кон­цеп­ций. Такая поэзия также часто встре­ча­ется в Ветхом Завете. Даже молитва Гос­подня может быть рас­по­ло­жена поэ­ти­че­ски.

Второе свой­ство учения Христа – это его образ­ность. Иногда учение дается в форме притч, в других слу­чаях это просто живые иллю­стра­ции из повсе­днев­ной жизни. Многие притчи пре­по­дают нрав­ствен­ные уроки, но Нагор­ная про­по­ведь исполь­зует больше обра­зов из реаль­ной жизни. Мы чаще гово­рим об этике абстрактно, а Хри­стос всегда опе­ри­рует кон­крет­ными вещами. Напри­мер, мы можем ска­зать так: «Мате­ри­а­лизм может быть поме­хой духов­ному росту». А Хри­стос сказал так: «Никто не может слу­жить двум гос­по­дам. Не можете слу­жить Богу и мамоне», то есть более кон­кретно.

Третье. Хри­стос учит очень живо. Он часто при­бе­гает к пре­уве­ли­че­ниям, чтобы отте­нить смысл. Напри­мер, Он гово­рит, что «лучше вырвать глаз или отсечь руку, чем впасть в пре­лю­бо­де­я­ние». Понятно, что Хри­стос не при­зы­вает нас к чле­но­вре­ди­тель­ству, но Он исполь­зует столь экс­тра­ва­гант­ный язык, чтобы вызвать у слу­ша­те­лей чув­ство серьез­но­сти Его вести. Или, напри­мер, «кто соблаз­нит одного из этих малых, веру­ю­щих в Меня, тому лучше было бы, если пове­сили ему мель­нич­ный жернов на шею и уто­пили его в мор­ской глу­бине». Конечно же, это не призыв к убий­ству. Здесь речь идет о повы­шен­ной ответ­ствен­но­сти тех, кто своими сло­вами или дей­стви­ями может поко­ле­бать веру в людях. Еще Он гово­рит: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: под­ни­мись и вверг­нись в море, и не усо­мнится в сердце своем, но пове­рит, что сбу­дется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Но это не значит, что сте­пень своей веры надо про­ве­рять таким спо­со­бом – пове­ле­вать горам, чтобы они вверг­лись в море. Гос­подь этим срав­не­нием дает понять, какой силой обла­дает вера в Него. Для незыб­ле­мой веры нет ничего невоз­мож­ного, потому что для Бога нет ничего невоз­мож­ного. Когда мы читаем Нагор­ную про­по­ведь, то необ­хо­димо иметь в виду эти раз­лич­ные приемы, исполь­зу­е­мые Хри­стом в своем бла­го­ве­стии. Рас­по­зна­ние раз­лич­ных форм может помочь нам лучше понять, что Хри­стос имел в виду и о чем Он гово­рил.

Итак, какую этику пред­ло­жил Хри­стос? Какие прин­ципы пове­де­ния должны руко­во­дить теми, кто при­ни­мает боже­ствен­ную волю в своей жизни? Есть два момента, кото­рые отли­чают этику Нового Завета от боль­шин­ства других эти­че­ских систем.

Первое. Эти­че­ское учение Христа совер­шенно неот­де­лимо от Его учения о власти Божьей в жизни людей. Без пони­ма­ния этого, очень трудно понять смысл Нагор­ной про­по­веди. Все эти­че­ские системы имеют фун­да­мент, на кото­ром они стро­ятся. Эти­че­ское учение Христа осно­вано на заяв­ле­нии, что Бог, сотво­рив­ший все и дей­ство­вав­ший в исто­рии Изра­иля в Ветхом Завете, может быть познан дей­стви­тель­ным, личным обра­зом. Пове­де­ние и образ жизни Его после­до­ва­те­лей явля­ются путем позна­ния Бога. Этот прин­цип всегда зани­мал цен­траль­ное место в иуда­изме. Сам Ветхий Завет был осно­ван на начале, кото­рое фун­да­мен­тально для учения Христа и в Новом Завете. Этой осно­вой явля­ется то, что доб­рота чело­века имеет свое начало в Боге. Цен­траль­ным поло­же­нием одного раз­дела вет­хо­за­вет­ного закона было утвер­жде­ние: «Святы будьте, ибо Свят Я, Гос­подь Бог ваш». И Хри­стос гово­рит в Нагор­ной про­по­веди: «Будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный». В Ветхом Завете Гос­подь при­зы­вает людей к свя­то­сти, но зачем при­зы­вает? Почему люди должны быть свя­тыми? Потому что Бог свят, а люди должны быть подобны Ему. «Святы будьте, ибо Свят Я, Гос­подь Бог ваш». И Хри­стос дает то же самое обос­но­ва­ние своему нрав­ствен­ному учению: «Будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный», то есть мы должны быть совер­шенны, потому что Бог совер­шен. Эти­че­ские нормы, кото­рых тре­бу­ется дости­гать людям Божьим, были не менее как отра­же­нием харак­тера самого Бога. Нам важно пони­мать, для чего нам дан нрав­ствен­ный закон. Совер­шенно непра­вильно думать, что если мы будем испол­нять запо­веди, то, когда умрем, полу­чим за это награду, как ребе­нок за хоро­шее пове­де­ние поощ­ря­ется роди­те­лями. А если мы не будем испол­нять, то в буду­щем нас ждет рас­плата. Конечно, воз­да­я­ние суще­ствует, и каждый из нас полу­чит то, что он заслу­жил, но боже­ствен­ное воз­да­я­ние – это не при­го­вор судьи пре­ступ­нику за совер­шен­ное пре­ступ­ле­ние. Бог в юри­ди­че­ском смысле не нака­зы­вает и не поощ­ряет. Он просто выяв­ляет внут­рен­ний мир каж­дого чело­века и состо­я­ние этого мира либо обре­кает чело­века на стра­да­ние, либо откры­вает ему радость обще­ния с Богом. В Еван­ге­лии есть рас­сказ об исце­ле­нии Гос­по­дом бес­но­ва­того чело­века. Инте­ресно, что когда Хри­стос стал к нему при­бли­жаться, то бес­но­ва­тый закри­чал: «Не мучай меня». Значит Бог, кото­рый есть любовь, явился источ­ни­ком муче­ний для беса, кото­рым был одер­жим чело­век, а значит, если люди упо­доб­ляют себя темной силе, если они творят волю дья­вола, а не волю Божию, то пред­сто­я­ние перед Богом станет для чело­века муче­нием. Не в том смысле, что Бог начнет мучить чело­века, а в том, что чело­век ощутит свою полную несов­ме­сти­мость. Ведь каждый чув­ствует себя ком­фортно только в сопри­род­ном себе мире, среди еди­но­мыш­лен­ни­ков. Для каж­дого нор­маль­ного чело­века, слу­чайно осту­пив­ше­гося, попа­да­ние в тюрьму будет муче­нием, потому что он попал в совер­шенно чуждый ему мир: со своими зако­нами, поня­ти­ями, лек­си­кой, взгля­дами на жизнь и так далее. Но с другой сто­роны, когда зако­ре­не­лый реци­ди­вист выхо­дит на сво­боду, то он не может найти себя среди нор­маль­ных людей. Этот нор­маль­ный мир ему чужд, он в нем муча­ется. Такие люди часто вновь совер­шают пре­ступ­ле­ния не для наживы, а только для того, чтобы вновь попасть на нары, в мир несво­боды, кото­рый так пугает любого чело­века, но для пре­ступ­ника он есте­стве­нен. Он в камере как рыба в воде. Это, конечно, срав­не­ние и хотя каждое срав­не­ние грешит неточ­но­стью, но все-таки оно может помочь нам понять при­роду стра­да­ний греш­ной чело­ве­че­ской души, когда она пред­стает перед Богом. Для того чтобы стра­да­ния не было, чтобы мир Бога стал близок миру чело­века, надо взять на себя труд по фор­ми­ро­ва­нию в себе мира Божия. И вот запо­веди и вообще все нрав­ствен­ные поло­же­ния еван­гель­ского учения, изло­жен­ные в Нагор­ной про­по­веди, явля­ются теми меха­низ­мами, теми инстру­мен­тами, с помо­щью кото­рых чело­век фор­ми­рует в себе каче­ства Бога. Бог – это не нечто аморф­ное, Бог – это живая лич­ность, а значит, у Него есть харак­тер, есть какие-то каче­ства, свой­ства. В цикле наших бесед я уже упо­ми­нал, что чело­век создан по образу и подо­бию Божию. Подо­бие – это цель чело­ве­че­ского бытия. В резуль­тате жизни чело­век должен упо­до­биться Богу, стать похо­жим на Него. Совер­шив грех, люди утра­тили эту спо­соб­ность, поскольку порвали связь с Богом, но во Христе сооб­ще­ние между Богом и людьми было вос­ста­нов­лено. Бог вошел в мир силой своей бла­го­дати, и цель бого­упо­доб­ле­ния стала опять реаль­ной. Дар бла­го­дати – это то, что Бог сделал для нас, а в Нагор­ной про­по­веди Гос­подь гово­рит, что нам надо делать для дости­же­ния этой цели. С помо­щью нрав­ствен­ного закона чело­век – образ Божий – раз­ви­вает себя до бого­по­до­бия. Испол­няя запо­веди, чело­век выра­ба­ты­вает в себе каче­ства Бога, Его харак­тер, посту­пает так, как посту­пал Хри­стос, а, как известно, подоб­ное позна­ется подоб­ным. Пред­ста­вая после физи­че­ской смерти перед лицом Божьим, чело­век попа­дает в близ­кий и сопри­род­ный ему мир Цар­ствия Божия.

Вторая основа ново­за­вет­ной этики – в чем она состоит? Один ученый, сум­ми­ро­вав все поло­же­ния Нагор­ной про­по­веди, описал биб­лей­скую этику как «науку чело­ве­че­ского пове­де­ния, как она опре­де­ля­ется боже­ствен­ным пове­де­нием», то есть люди должны посту­пать так, как посту­пает Бог. Одна из самых харак­тер­ных черт дей­ствия Бога в опыте Изра­иля – это Его готов­ность забо­титься о людях, кото­рые о Нем даже не думают. Авраам был вызван из Месо­по­та­мии, ему была дана новая страна, но не по при­чине какого-то его нрав­ствен­ного или духов­ного пре­вос­ход­ства, кото­рым бы он обла­дал, а просто потому, что вни­ма­ние и любовь Божьи были излиты на него. Впо­след­ствии Изра­иль был сохра­нен во всех труд­но­стях исхода из Египта и того что за этим исхо­дом после­до­вало, не за его соб­ствен­ное нрав­ствен­ное совер­шен­ство, а просто бла­го­даря заботе любя­щего Бога. На осно­ва­нии этих неза­слу­жен­ных дей­ствий мило­сти Бог предъ­явил опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния своему народу. Ведь десять запо­ве­дей начи­на­ются поло­же­нием: «Я Гос­подь, Бог твой, Кото­рый вывел тебя из земли Еги­пет­ской, из дома раб­ства» и так далее. Это та пред­по­сылка, на кото­рой осно­ваны запо­веди. Поскольку Бог сделал нечто для своего народа, он должен Ему отпла­тить любо­вью и послу­ша­нием. То же можно найти и в других местах вет­хо­за­вет­ного закона: «Помни, что ты был рабом в земле Еги­пет­ской и изба­вил тебя Гос­подь Бог твой, потому Я сего­дня и запо­ве­даю тебе…», дальше то, что Он уже запо­ве­дает. Ново­за­вет­ная этика имеет точно такую же основу. Напри­мер, пора­зи­тельно, что апо­стол Павел, желая оста­но­вить раз­доры, про­дол­жа­ю­щи­еся в Филип­пий­ской церкви, при­зы­вает не к обыч­ному здра­вому смыслу, чтобы раз­ре­шить про­блему, но именно к тому же аспекту харак­тера Божия, кото­рый мы видели в Ветхом Завете. Он при­во­дит пример того, как Бог во Христе отдал Себя для нашего спа­се­ния. Я зачи­таю этот отры­вок: «Ибо в вас должны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи обра­зом Божиим, не почи­тал хище­нием быть равным Богу; но уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век; смирил Себя, был послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной» ( Флп. 2:5-8 ). Вот что делает апо­стол Павел осно­вой своего нрав­ствен­ного при­зыва к чита­те­лям: поскольку Хри­стос для нас отка­зался от всего, то мы должны быть готовы пожерт­во­вать нашим эго­из­мом, чтобы быть угод­ными Ему. Мы должны посту­пать так же, как посту­пал Хри­стос: «в вас должны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Христе Иисусе». В другом месте апо­стол скажет, что мы должны иметь «ум Хри­стов» ( 1Кор. 2:16 ). Име­ется в виду, конечно, не Боже­ствен­ная Пре­муд­рость, а чело­ве­че­ский ум Христа. Мыс­лить надо в тех кате­го­риях, в кото­рых мыслил Он. А что эта за кате­го­рии ясно из запо­ве­дей и эти­че­ского учения Нагор­ной про­по­веди.

Значит, есть два момента, на кото­рых осно­вы­ва­ется ново­за­вет­ная этика. Первое: мы должны быть совер­шенны и святы, потому что Бог совер­шен и свят, а люди должны быть подобны ему. И второе: мы должны отно­ситься к Богу так, как Он отно­сится к нам. В конеч­ном итоге это то, что Сам Хри­стос про­воз­гла­сил как высшую и дву­еди­ную запо­ведь о любви к Богу и ближ­нему. Через любовь к ближ­нему про­яв­ля­ется наша любовь к Богу. Когда мы любим ближ­него, то пыта­емся отне­стись к Богу так, как Он отно­сится к нам.

Источник

Нагорная проповедь

Вве­де­ние

Пол­но­стью Нагор­ная про­по­ведь изло­жена только у Ев. Матфея. В сокра­щен­ном виде ее изла­гает Ев. Лука, у кото­рого отдель­ные части Нагор­ной про­по­веди встре­ча­ются даже в разных местах его Еван­ге­лия.

Нагор­ная про­по­ведь заме­ча­тельна тем, что содер­жит всю сущ­ность еван­гель­ского учения. Неда­леко от Ген­ни­са­рет­ского озера между Капер­на­у­мом и Тиве­ри­а­дой доселе пока­зы­вают «гору бла­женств», с кото­рой была про­из­не­сена Гос­по­дом ради удоб­ства мно­го­чис­лен­ного слу­ша­ю­щего народа Нагор­ная про­по­ведь. Гордый своим избран­ни­че­ством и не могший при­ми­риться с поте­рей своей само­сто­я­тель­но­сти еврей­ский народ начал меч­тать о при­ходе такого Мессии, кото­рый осво­бо­дит их от чуже­зем­ного вла­ды­че­ства, ото­мстит всем врагам, воца­рится над евре­ями и пора­бо­тит им все народы земли, причем даст им чисто ска­зоч­ное бла­го­по­лу­чие: пове­лит морю выбра­сы­вать жемчуг и все свои сокро­вища, оденет народ свой в баг­ря­ницу, укра­шен­ную дра­го­цен­ными кам­нями и будет питать его манною, еще более слад­кою, чем та, какая посы­ла­лась им в пустыне. С такими лож­ными меч­тами о земном бла­жен­стве, кото­рое дарует им Мессия, они окру­жили Иисуса, ожидая, что вот-вот Он про­воз­гла­сит Себя Царем Изра­и­ле­вым и насту­пит этот бла­жен­ный век. Они думали, что насту­пает конец их стра­да­ниям и уни­же­ниям, и они будут отныне счаст­ливы, бла­женны.

I — Первая часть Нагор­ной про­по­веди ( Мф.5 )

1. Запо­веди бла­жен­ства ( Мф.5:3-12 )

И в ответ на эти их мысли и чув­ства, Гос­подь рас­кры­вает им Свое еван­гель­ское учение о бла­жен­ствах, в корне раз­би­вая их заблуж­де­ния. Он учит здесь о том же, о чем гово­рил Нико­диму: о том, что нам необ­хо­димо духовно пере­ро­диться, чтобы создать на земле Цар­ство Божие, этот поте­рян­ный людьми рай, и тем при­го­то­вить себе бла­жен­ство вечной жизни в Цар­стве Небес­ном. Первый шаг к этому — сознать свою духов­ную нищету, свою гре­хов­ность и ничто­же­ство, сми­риться. Вот почему «Бла­жени нищии духом, яко тех есть Цар­ствие Небес­ное». Бла­женны те, кото­рые, видя и созна­вая свои грехи, пре­пят­ству­ю­щие им всту­пить в это Цар­ствие, плачут о них, ибо они при­ми­рятся с своей сове­стью и уте­шатся. Опла­ки­ва­ю­щие свои грехи дохо­дят до такого внут­рен­него спо­кой­ствия, что уже ста­но­вятся неспо­соб­ными на кого-либо гне­ваться, дела­ются крот­кими. Крот­кие хри­сти­ане дей­стви­тельно уна­сле­до­вали землю, кото­рой прежде вла­дели языч­ники, но они насле­дуют землю и в буду­щей жизни, новую землю, кото­рая откро­ется по раз­ру­ше­нии этого тлен­ного мира, «землю живых» ( Исх.26:13 ; Откр.21:1 ). «Бла­жени алчу­щии и жаж­ду­щии правды», т.е. испол­не­ния во всем воли Божией, ибо они насы­тятся, достиг­нут той пра­вед­но­сти и оправ­да­ния Божия, кото­рые дает искрен­нее стрем­ле­ние испол­нять во всем волю Божию. Мило­сти­вый Бог тре­бует и от людей мило­сер­дия, доб­ро­де­тели, кото­рой дости­гают стре­мя­щи­еся жить по воле Божией. Поэтому «Бла­жени мило­сти­вии, яко тии поми­ло­вани будут» Богом, как и наобо­рот: «Суд без мило­сти не сотвор­шим мило­сти» ( Иаков. 2:13 ). Искрен­ние дела мило­сер­дия очи­щают чело­ве­че­ское сердце от всякой гре­хов­ной нечи­стоты, а чистии серд­цем бла­жени, потому что они своим серд­цем, как духов­ным оком, узрят Бога. Зрящие Бога стре­мятся под­ра­жать Ему, упо­доб­ляться Сыну Его, при­ми­рив­шему чело­века с Богом, при­нес­шего мир чело­ве­че­ской душе, они нена­ви­дят вражду и потому ста­но­вятся миро­твор­цами, стре­мясь всюду водво­рять мир. Поэтому и они бла­женны, ибо наре­кутся «сынами Божи­ими». Достиг­шие такой духов­ной высоты должны быть готовы к тому, что этот гре­хов­ный мир, «во зле лежа­щий» ( 1Ин.5:19 ), воз­не­на­ви­дит их за ту правду Божию, носи­те­лями кото­рой они явля­ются и начнет гнать их, поно­сить их, зло­сло­вить и вся­че­ски пре­сле­до­вать за их пре­дан­ность Гос­поду Иисусу Христу и Его Боже­ствен­ному учению. Тако­вых, кото­рые много терпят здесь за Христа, ожи­дает вели­кая награда на небе­сах.

Эти девять ново­за­вет­ных запо­ве­дей, нося­щих назва­ние Запо­ве­дей бла­жен­ства, пред­став­ляют собою в сокра­щен­ном виде как бы все Еван­ге­лие. Харак­терно их отли­чие от 10 вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей. Там гово­рится пре­иму­ще­ственно о внеш­них поступ­ках чело­века и нала­га­ются стро­гие пре­ще­ния в кате­го­ри­че­ской форме. Здесь гово­рится пре­иму­ще­ственно о внут­рен­ней настро­ен­но­сти чело­ве­че­ской души и изла­га­ются не тре­бо­ва­ния в кате­го­ри­че­ской форме, а лишь усло­вия, при соблю­де­нии кото­рых дости­жимо для чело­века вечное бла­жен­ство.

Еван­ге­лист Лука допол­няет учение св. Матфея о бла­жен­стве. Он при­во­дит слова Гос­пода Иисуса Христа, содер­жа­щие предо­сте­ре­же­ние тем людям, кото­рые видят бла­жен­ство лишь в упо­е­нии зем­ными бла­гами. «Горе вам, бога­тые!» — гово­рит Гос­подь, про­ти­во­по­став­ляя этих бога­тых нищим духом. Здесь име­ются в виду не просто обла­да­ю­щие земным богат­ством, конечно, а упо­ва­ю­щие на него, гордые, пре­воз­но­ся­щи­еся над­менно отно­ся­щи­еся к другим людям. «Горе вам, пре­сы­щен­ные ныне: ибо вза­л­чете» — в про­ти­во­по­лож­ность «алчу­щим и жаж­ду­щим правды», это люди не ищущие правды Божией, но доволь­ные своей лже­прав­дой. «Горе вам, сме­ю­щи­еся ныне: ибо вос­пла­чете и возры­да­ете» — такие несо­мненно про­ти­во­по­ла­га­ются пла­чу­щим, это люди бес­печ­ные, лег­ко­мыс­ленно отно­ся­щи­еся к про­вож­да­е­мой ими гре­хов­ной жизни. Мир, во зле лежа­щий, любит тех, кто потвор­ствует ему, кто живет по его гре­хов­ным обы­чаям; поэтому, «горе вам, когда все люди будут гово­рить о вас хорошо», это при­знак небла­го­по­лу­чия вашего нрав­ствен­ного состо­я­ния.

2. Вы — соль земли ( Мф.5:13 )

Далее Гос­подь гово­рит, что все Его после­до­ва­тели, испол­ня­ю­щие эти Его настав­ле­ния, будут солью земли. Соль предо­хра­няет пищу от порчи я делает ее здо­ро­вой, при­ят­ной на вкус — так и хри­сти­ане должны предо­хра­нять мир от нрав­ствен­ной порчи и спо­соб­ство­вать его оздо­ров­ле­нию. Соль сооб­щает свою соле­ность всем веще­ствам, с кото­рыми близко сопри­ка­са­ется, так и хри­сти­ане должны сооб­щать дух Хри­стов всем осталь­ным людям, еще не став­шим хри­сти­а­нами. Соль не изме­няет сущ­но­сти и внеш­него вида веществ, в кото­рых рас­тво­ря­ется, а только дает им свой вкус. Так и хри­сти­ан­ство не про­из­во­дит какой-либо внеш­ней ломки в чело­веке и чело­ве­че­ском обще­стве, но лишь обла­го­ра­жи­вает душу чело­века и через это пре­об­ра­жает всю чело­ве­че­скую жизнь, при­да­вая ей особый хри­сти­ан­ский харак­тер. «Аще же соль обуяет, чим осо­лится» — на востоке дей­стви­тельно есть вид соли, кото­рая под дей­ствием дождя, солнца и воз­духа, теряет свой соле­ный вкус. Такую соль уже ничем не испра­вишь. Так и те люди, кото­рые, одна­жды вкусив бла­го­дат­ного обще­ния со Св. Духом, впали в непро­сти­тель­ный грех про­тив­ле­ния Ему, уже неспо­собны без чрез­вы­чай­ной помощи Божией, обно­виться духовно.

3. Вы — свет мира ( Мф.5:14-16 )

Светом мира явля­ется соб­ственно Гос­подь Иисус Хри­стос, но поскольку веру­ю­щие вос­при­ни­мают этот свет и отра­жают его в мир, они также явля­ются «светом мира». Таковы в осо­бен­но­сти Апо­столы и их пре­ем­ники, назна­че­ние кото­рых в том и состоит, чтобы све­тить светом Хри­сто­вым, — пас­тыри Церкви. Они должны так жить, чтобы, видя их добрые дела, люди про­слав­ляли Бога.

4. Не нару­шить пришел Я, но испол­нить ( Мф.5:17-20 )

Наме­ре­ва­ясь пока­зать отно­ше­ние Своего нового закона к вет­хому, Гос­подь пред­ва­ри­тельно успо­ка­и­вает рев­ность иудеев по законе, под­чер­ки­вая, что Он пришел не нару­шить закон, но испол­нить. Хри­стос дей­стви­тельно пришел на землю для того, чтобы на Нем испол­ни­лось все вет­хо­за­вет­ное Слово Божие, чтобы рас­крыть, осу­ще­ствить и утвер­дить всю силу закона и про­ро­ков — пока­зать истин­ный смысл и дух всего Вет­хого Завета. «Как Он испол­нил закон?» — спра­ши­вает блаж. Фео­фи­лакт: «во-первых тем, что совер­шил все, пред­ска­зан­ное о Нем про­ро­ками. Он испол­нил и все запо­веди закона, ибо не сотво­рил без­за­ко­ния и не было лести во устах Его. Он испол­нил закон и тем, что вос­пол­нил его, ибо в совер­шен­стве начер­тал то, чего закон пред­став­лял одну тень», дал более глу­бо­кое и духов­ное пони­ма­ние всех вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей, уча о недо­ста­точ­но­сти одного внеш­него, фор­маль­ного их испол­не­ния. «Иота» — самая малая по начер­та­нию буква еврей­ского алфа­вита. Говоря, что «иота едина, или едина черта не прейдет от закона», Гос­подь под­чер­ки­вает, что и самое малое в законе Божием не оста­нется без испол­не­ния. Фари­сеи раз­де­ляли запо­веди на боль­шие и малые и не счи­тали грехом нару­ше­ние малых запо­ве­дей закона, относя к ним, между прочим, запо­веди о любви, мило­стыне и пра­во­су­дии. «Малей­шим наре­чется в Цар­ствии Небес­ном», по свой­ству гре­че­ского выра­же­ния, значит: будет отвер­жен, не войдет в Цар­ствие Небес­ное. Пра­вед­ность книж­ни­ков и фари­сеев харак­те­ри­зо­ва­лась лишь внеш­ним испол­не­нием правил и пред­пи­са­ний закона, притом, глав­ным обра­зом, мелоч­ных; она ужи­ва­лась поэтому в их серд­цах с само­мне­нием, над­мен­но­стью, без духа сми­ре­ния и крот­кой любви, и была наруж­ной и лице­мер­ной, под личи­ной ее могли гнез­диться гнус­ные пороки и стра­сти, в чем Хри­стос Спа­си­тель неод­но­кратно с силою обли­чал их. От такой внеш­ней, показ­ной пра­вед­но­сти Гос­подь и предо­сте­ре­гает Своих после­до­ва­те­лей.

5. Нельзя гне­ваться ( Мф.5:21 )

Далее на про­тя­же­нии всей 5‑ой главы, начи­ная с 21 ст., Гос­подь пока­зы­вает, в чем именно пришел Он вос­пол­нить вет­хо­за­вет­ный закон: Он учит здесь более глу­бо­кому и духов­ному пони­ма­нию и испол­не­нию вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей. Мало только не уби­вать чело­века физи­че­ски, нельзя уби­вать его и морально, гне­ва­ясь на него напрасно. «Всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду; кто же скажет брату своему «рака», под­ле­жит синед­ри­ону: а кто скажет «безум­ный», под­ле­жит геенне огнен­ной». Здесь при­ме­ни­тельно к еврей­ским пред­став­ле­ниям ука­зы­ва­ется раз­лич­ная сте­пень грехов гнева против ближ­него. Обыч­ный город­ской суд ведал мень­шими пре­ступ­ле­ни­ями; боль­шие пре­ступ­ле­ния под­ле­жали вели­кому Синед­ри­ону, или сон­мищу, выс­шему суди­лищу, нахо­див­ше­муся в Иеру­са­лиме и состо­яв­шему из 72 членов под пред­се­да­тель­ством пер­во­свя­щен­ника. «Рака» значит «пустой чело­век» и выра­жает собою пре­зре­ние. «Уроде», или «безум­ный» выра­жает собою край­нюю сте­пень пре­зре­ния или пре­не­бре­же­ния к ближ­нему: так назы­вали не только глу­пого, но и нече­сти­вого, бес­со­вест­ного чело­века. Нака­за­ние за эту высшую сте­пень гнева — «геенна огнен­ная». Так назы­ва­лась долина Энно­мова, нахо­див­ша­яся к юго-западу от Иеру­са­лима, в кото­рой при нече­сти­вых царях совер­ша­лось отвра­ти­тель­ное слу­же­ние Молоху ( 4Цар.16:3 и 2Парал.28:3), где про­во­дили юношей через огонь и при­но­сили в жертву мла­ден­цев. Эта долина, после пре­кра­ще­ния идо­ло­по­клон­ства, сде­ла­лась пред­ме­том ужаса и отвра­ще­ния. Туда стали сво­зить из Иеру­са­лима нечи­стоты и трупы оста­ю­щихся без погре­бе­ния; там же совер­ша­лись иногда и смерт­ные казни; воздух в этой долине был так зара­жен, что для очи­ще­ния его там посто­янно горел огонь; поэтому место это стало страш­ным и отвра­ти­тель­ным, про­звано доли­ной огнен­ной и стало слу­жить обра­зом вечных муче­ний греш­ни­ков. Кро­тость и любовь хри­сти­а­нина к ближ­ним должна про­сти­раться до того, чтобы не только самому не гне­ваться ни на кого, но и ничем не вызы­вать гнева против себя со сто­роны ближ­него, разу­ме­ется, с недоб­рым чув­ством. Это пре­пят­ствует с чистой сове­стью при­но­сить молитвы Богу, а потому надо поспе­шить при­ми­риться с братом. При­ме­ни­тельно к рим­скому судо­про­из­вод­ству, согласно кото­рому заи­мо­да­вец мог силою вести своего долж­ника к судье, оби­жен­ный нами брат назы­ва­ется нашим «сопер­ни­ком», с кото­рым мы должны при­ми­риться, еще нахо­дясь «на пути» этой земной жизни, чтобы он не отдал нас Судье — Богу, и мы не понесли бы заслу­жен­ного воз­мез­дия. И св. ап. Павел торо­пил обид­чика мириться с оби­жен­ным, говоря: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф.4:26 ).

6. Нельзя пре­лю­бо­дей­ство­вать в сердце своем ( Мф.5:27 )

Точно также недо­ста­точно одним внеш­ним обра­зом испол­нять 7‑ю запо­ведь закона Божия: «Не пре­любы сотвори», ограж­дая себя от гру­бого нару­ше­ния ее впа­де­нием в грех самым делом. Воз­вы­шая эту запо­ведь, Гос­подь учит, что не только внеш­нее дей­ствие пре­лю­бо­де­я­ния есть пре­ступ­ле­ние, но и внут­рен­нее вожде­ле­ние, взгляд на жен­щину с вожде­ле­нием. «Любо­дей­ствует с женою в сердце», гово­рит св. Афа­на­сий Вел.: «тот, кто согла­сен на дело, но пре­пят­ствуют ему в том или место или время или страх граж­дан­ских зако­нов». Не всякий взгляд на жен­щину грех, но взгляд, соеди­нен­ный с внут­рен­ним поже­ла­нием совер­шить с нею грех пре­лю­бо­де­я­ния. В случае соблазна на грех нужно про­яв­лять такую реши­мость к пре­се­че­нию соблазна, чтобы не пожа­леть ничего самого доро­гого, како­выми явля­ются для чело­века соб­ствен­ные члены — члены его тела, глаз или рука. В данном случае глаз или рука ука­зы­ва­ются здесь, как сим­волы всего дра­го­цен­ного для нас, кото­рым мы должны пожерт­во­вать ради того, чтобы иско­ре­нить страсть и избе­жать впа­де­ния в грех.

7. Нельзя раз­во­диться ( Мф.5:32 )

В связи с этим Гос­подь запре­щает мужу раз­во­диться с своей женой, «разве сло­весе любо­дей­наго», т.е., «кроме вины любо­де­я­ния». Вет­хо­за­вет­ный закон Мои­сеев ( Втор.24:1-2 ) раз­ре­шает мужу раз­ве­стись с своей женой, дав ей раз­вод­ное письмо, пись­мен­ное сви­де­тель­ство, что она была его женой и что он отпус­кает ее от себя по такой или такой при­чине. Поло­же­ние жен­щины при про­из­воле мужа было тогда весьма тяже­лым.

Гос­подь в другом месте ( Мк. 10:2-12 ) гово­рит, что раз­ре­ше­ние раз­во­диться с женой дано Мои­сеем евреям, «по их жесто­ко­сер­дию», но что изна­чала не было так, что, брак уста­нов­лен Богом, как союз нерас­тор­жи­мый. Он рас­тор­га­ется сам собою только в случае пре­лю­бо­де­я­ния одного из супру­гов. Если же муж без этой при­чины раз­во­дится с своей женой, то он тол­кает ее на пре­лю­бо­де­я­ние, как равно явля­ется винов­ни­ком пре­лю­бо­де­я­ния того, кто возь­мет ее.

8. Не кля­нись вовсе ( Мф.5:33 )

В Ветхом Завете мы не нахо­дим запо­веди: «воз­не­на­ви­диши врага твоего», но, по-види­мому, иудеи сами извлекли себе такую запо­ведь из запо­веди о любви к ближ­нему, ибо «ближ­ними» они счи­тали только людей, близ­ких по вере, по про­ис­хож­де­нию или по вза­им­ным услу­гам. Осталь­ные, т.е. ино­верцы, ино­пле­мен­ники и люди, выка­зав­шие злобу, счи­та­лись «вра­гами», любовь к кото­рым каза­лась неумест­ной. Хри­стос же запо­ве­дал, чтобы, как Отец наш Небес­ный, чуждый гнева и нена­ви­сти, любит всех людей, далее злых и непра­вед­ных, как детей Своих, так и мы, жела­ю­щие быть достой­ными сынами Отца Небес­ного, любили бы всех, даже врагов своих. Гос­подь желает, чтобы Его после­до­ва­тели в нрав­ствен­ном отно­ше­нии были выше иудеев и языч­ни­ков, любовь кото­рых к другим людям осно­вана в сущ­но­сти на себя­лю­бии. Любовь ради Бога, ради запо­веди Божией, достойна награды, но любовь по есте­ствен­ной склон­но­сти или ради своей житей­ской выгоды, награды не заслу­жи­вает. Так, вос­ходя посте­пенно все выше по лествице хри­сти­ан­ского совер­шен­ства, хри­сти­а­нин дойдет, нако­нец, до высо­чай­шей и труд­ней­шей для есте­ствен­ного и невоз­рож­ден­ного чело­века запо­веди о любви к врагам, кото­рой заклю­чает Гос­подь первую часть Своей нагор­ной про­по­веди. И как бы желая пока­зать, насколько испол­не­ние этой запо­веди упо­доб­ляет сла­бого и несо­вер­шен­ного чело­века Богу, Он и под­твер­ждает, что идеал хри­сти­ан­ского совер­шен­ства и состоит именно в Бого­упо­доб­ле­нии: «Будите убо вы совер­шени, якоже Отец ваш Небес­ный совер­шен есть». Это вполне согласно с Боже­ствен­ным планом, выра­жен­ным еще при сотво­ре­нии чело­века: «Сотво­рим чело­века по образу Нашему и по подо­бию» (Бытия гл.1 ст. 26). Боже­ствен­ная свя­тость для нас недо­сти­жима, а потому здесь не равен­ство между нами и Богом име­ется в виду, но некое внут­рен­нее упо­доб­ле­ние, при­бли­же­ние посте­пен­ное бес­смерт­ной чело­ве­че­ской души к ее Пер­во­об­разу при помощи бла­го­дати.

II — Вторая часть Нагор­ной про­по­веди ( Мф.6 )

( Мф.6 ) Вторая часть Нагор­ной про­по­веди, состав­ля­ю­щая содер­жа­ние 6‑ой главы, изла­гает учение Гос­пода о мило­стыне, о молитве, о посте и уве­ща­ние стре­миться к глав­ной цели чело­ве­че­ской жизни — Цар­ствию Божию. Сказав уче­ни­кам Своим, чего они не должны и что должны делать, чтобы достиг­нуть бла­жен­ства, Гос­подь пере­шел затем к вопросу о том, как надо делать то, что Он запо­ве­дал. Ни дел мило­сер­дия, ни дел Бого­по­чте­ния, каковы молитва и пост, мы не должны делать на показ, ради люд­ской славы, ибо в таком случае люд­ская похвала и будет нашей един­ствен­ной награ­дой. Тще­сла­вие, как моль, съе­дает все добрые дела, а потому лучше тво­рить все доброе в тайне, чтобы не лишиться награды от Отца нашего Небес­ного. Здесь не запре­ща­ется, конечно, пода­вать мило­стыню и явно, но запре­ща­ется делать это с целью обра­тить на себя вни­ма­ние и снис­кать похвалу от людей. Не запре­ща­ется также молиться в храмах, но запре­ща­ется молиться наме­ренно на показ. Можно, по мысли св. Зла­то­уста, и в закры­той ком­нате молиться по тще­сла­вию, и тогда «затво­рен­ные двери не при­не­сут ника­кой пользы». Под мно­го­сло­вием в молитве пони­ма­ется мнение языч­ни­ков о молитве, как о закли­на­нии, кото­рое чем чаще его повто­рять, тем может быть дей­ствен­нее. Мы молимся не потому, чтобы Бог не знал наших нужд, а лишь для того, чтобы через молитву очи­стить сердце и сде­латься достой­ными Божиих мило­стей, всту­пив духом своим во внут­рен­нее обще­ние с Богом. Это Бого­об­ще­ние и есть цель молитвы, дости­же­ние кото­рой не зави­сит от коли­че­ства про­из­но­си­мых слов. Пори­цая мно­го­сло­вие, Гос­подь в то же время мно­го­кратно запо­ве­дует неустан­ные молитвы, научая, что должно всегда молиться и не уны­вать ( Лук. 18:1 ) и Сам ночи про­водя в молитве. Молитва должна быть разум­ной: мы должны обра­щаться к Богу с такими прось­бами, кото­рые достойны Его и испол­не­ние кото­рых спа­си­тельно для нас. Для науче­ния нас такой молитве Гос­подь и дает, в каче­стве образца, молитву «Отче наш», полу­чив­шую поэтому назва­ние молитвы Гос­под­ней. Как обра­зец, эта молитва отнюдь не исклю­чает собою других молитв: Сам Гос­подь молился, про­из­нося другие молитвы ( Ин.17 ). Назы­вая Бога нашим Отцом, мы сознаем себя Его детьми, а в отно­ше­нии друг ко другу — бра­тьями, и молимся не только от себя и за себя, но от лица всех и за всех. Говоря: «Иже еси на небе­сех», отре­ша­емся от всего зем­ного и воз­но­симся умом и серд­цем в горний мир. «Да свя­тится Имя Твое» — да будет Имя Твое свято для всех людей, да про­слав­ляют все люди и сло­вами и делами своими Имя Божие. «Да при­и­дет Цар­ствие Твое» — цар­ство Мессии Христа, о чем меч­тали все иудеи, непра­вильно только пред­став­ляя себе это цар­ство в чув­ствен­ном виде — здесь мы молимся о том, чтобы Гос­подь воца­рился в душах всех людей и, после этой вре­мен­ной земной жизни, спо­до­бил бы нас вечной бла­жен­ной жизни в обще­нии с Ним. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» — пусть все в мире совер­ша­ется по все­бла­гой и пре­муд­рой воле Божией и пусть мы, люди, так же охотно испол­няем волю Божию на земле, как испол­няют ее ангелы на небе. «Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь» — дай нам на сего­дня все, что необ­хо­димо для нашей телес­ной пищи; что будет с нами завтра, мы не знаем: мы нуж­да­емся только в «насущ­ном» хлебе, т.е. еже­днев­ном, необ­хо­ди­мом для под­дер­жа­ния нашего суще­ство­ва­ния. «И остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим»: эти слова пояс­ня­ются св. Лукою, кото­рый при­во­дит эти слова так: «И остави нам грехи наша» ( Лк.11:4 ) — грехи это наши долги, потому что греша, мы не испол­няем долж­ного и оста­емся долж­ни­ками перед Богом и перед людьми. Это про­ше­ние с особой силой вну­шает нам необ­хо­ди­мость про­щать нашим ближ­ним все обиды: не прощая другим, мы не смеем про­сить о про­ще­нии Богом наших грехов, не смеем молиться сло­вами Молитвы Гос­под­ней. «И не введи нас в напасть, или в иску­ше­ние» — испы­та­ние наших нрав­ствен­ных сил путем скло­не­ния к какому-либо ненрав­ствен­ному дей­ствию. Мы просим тут Бога огра­дить нас от паде­ния, если такое испы­та­ние наших нрав­ствен­ных сил неиз­бежно и необ­хо­димо. «Но избави нас от лука­ваго» — от вся­кого зла и от винов­ника его — диа­вола. Молитва закан­чи­ва­ется уве­рен­но­стью в испол­не­нии про­си­мого, ибо Богу при­над­ле­жит в сем мире вечное цар­ство, бес­ко­неч­ное могу­ще­ство и слава. Слово: «Аминь» с еврей­ского озна­чает: «так», «дей­стви­тельно», «истинно», «да будет». Оно про­из­но­си­лось в сина­го­гах моля­щи­мися в под­твер­жде­ние молитвы, про­из­не­сен­ной стар­шим.

9. Не нужно поститься на показ ( Мф.6:16 )

Учение Гос­пода о посте, кото­рый также должен быть для Бога, а не для полу­че­ния похвалы люд­ской, ясно сви­де­тель­ствует о том, сколь неправы те, кото­рые гово­рят, будто Гос­подь не пред­пи­сы­вал Своим после­до­ва­те­лям поститься. Постясь, не сле­дует так изме­нять своего наруж­ного вида, чтобы этим при­вле­кать вни­ма­ние к себе, но являться перед людьми таким, как всегда: на Востоке было при­нято, совер­шив омо­ве­ние тела, ума­щаться маслом, осо­бенно пома­зать им голову; фари­сеи же в дни поста не умы­ва­лись, не рас­че­сы­вали волос и не мазали их маслом, при­вле­кая к себе общее вни­ма­ние своим необыч­ным видом, что и пори­цает Гос­подь.

10. Не соби­райте себе сокро­вищ на земле ( Мф.6:19 )

Далее с 19 стиха 6‑ой главы Гос­подь учит нас искать прежде всего Цар­ствия Божия и не отвле­каться от этого иска­ния ника­кой иной забо­той: не забо­титься о при­об­ре­те­нии и накоп­ле­нии земных сокро­вищ, кото­рые недол­го­вечны и легко под­вер­га­ются порче и уни­что­же­нию. Где у кого собрано сокро­вище, там он и пре­бы­вает посто­янно своими мыс­лями, чув­ствами и жела­ни­ями. Поэтому хри­сти­а­нин, кото­рый должен быть серд­цем своим на небе, не должен увле­каться зем­ными стя­жа­ни­ями, но должен стре­миться к при­об­ре­те­нию небес­ных сокро­вищ, како­выми явля­ются доб­ро­де­тели. Для этого нужно хра­нить сердце свое, как око. Мы должны обе­ре­гать свое сердце от земных жела­ний и стра­стей, чтобы оно не пере­стало для нас быть про­вод­ни­ком духов­ного, небес­ного света, как телес­ное око явля­ется для нас про­вод­ни­ком веще­ствен­ного света. Кто думает одно­вре­менно слу­жить Богу и Мам­моне (Мам­мона — сир­ское боже­ство, кото­рое почи­тали, как бога — покро­ви­теля земных сокро­вищ или благ, или вообще богат­ства, как Плутос у греков) тот подо­бен жела­ю­щему уго­дить двум гос­по­дам, име­ю­щим разный харак­тер и пред­став­ля­ю­щим разные тре­бо­ва­ния, что оче­видно невоз­можно. Гос­подь влечет нас к небес­ному и веч­ному, а богат­ство к зем­ному и тлен­ному. Поэтому, чтобы избе­жать такой двой­ствен­но­сти, меша­ю­щей делу веч­ного спа­се­ния, надо отка­заться от чрез­мер­ных, излиш­них, бес­по­кой­ных, томи­тель­ных забот о пище, питье и одежде — таких забот, кото­рые погло­щают все наше время и вни­ма­ние и отвле­кают нас от забот о спа­се­нии души. Если Бог так забо­тится о нера­зум­ной твари, давая пищу птицам и рос­кошно одевая поле­вые цветы, то тем более не оста­вит Он без всего необ­хо­ди­мого для земной жизни чело­века, создан­ного по образу Божию и при­зван­ного быть наслед­ни­ком Цар­ствия Божия. Вся наша жизнь — в воле Божией и не зави­сит от наших попе­че­ний: разве можем мы сами, забо­тясь, при­ба­вить себе росту хоть на один локоть? Все это, однако, не значит, что хри­сти­а­нин должен отка­заться от трудов и пре­даться празд­но­сти, как про­бо­вали неко­то­рые ере­тики истол­ко­вы­вать это место Нагор­ной про­по­веди. Труд запо­ве­дан чело­веку Богом еще в раю, до гре­хо­па­де­ния ( Быт.2:15 ), что под­твер­ждено вновь при изгна­нии Адама из рая (3:19). Тут осуж­да­ется не труд, а чрез­мер­ная гне­ту­щая забота о буду­щем, о зав­траш­нем дне, кото­рый не в нашей власти и до кото­рого нам еще надо дожить. Здесь лишь ука­зы­ва­ется иерар­хия цен­но­стей: «Ищите прежде Цар­ствия Божия и правды Его: в награду за это Гос­подь Сам поза­бо­тится о вас, чтобы вы имели все необ­хо­ди­мое для земной жизни, и мысль об этом не должна вас мучить и угне­тать, как неве­ру­ю­щих в Про­мысл Божий языч­ни­ков». Эта часть Нагор­ной про­по­веди 6:25–34 пред­став­ляет нам заме­ча­тель­ную кар­тину Про­мысла Божия, пеку­ще­гося о Своей твари. «Не пецы­теся убо на утрей, утрен­ний бо собою печется» — нера­зумно забо­титься о зав­траш­нем дне, потому что зав­траш­ний день вне нашей власти, и мы не знаем, что при­не­сет он с собой: зав­траш­ний день может при­не­сти с собой заботы, о кото­рых мы и не думаем.

III — Третья часть Нагор­ной про­по­веди ( Мф.7 )

( Мф.7 ) Третья часть Нагор­ной про­по­веди, заклю­ча­ю­ща­яся в 7‑ой главе, учит нас не осуж­дать ближ­них, охра­нять свя­тыню от пору­га­ния, о посто­ян­стве в молитве, о широ­ком и тесном пути, о лже­про­ро­ках, об истин­ной и ложной муд­ро­сти.

11. Не судите, да не судими будете ( Мф.7:1 )

«Не судите, да не судими будете» — эти слова св. Лука пере­дает так: «Не осуж­дайте, да не осуж­дени будете» (6:37). Здесь запре­ща­ется сле­до­ва­тельно не «суж­де­ние» о ближ­нем, а «осуж­де­ние» его, в смысле пере­су­дов, про­ис­хо­дя­щих, по боль­шей части, из каких-либо само­лю­би­вых и нечи­стых побуж­де­ний, из тще­сла­вия, гор­до­сти, запре­ща­ется зло­сло­вие, зло­язы­чие, злоб­ное пори­ца­ние чужих недо­стат­ков, про­ис­те­ка­ю­щее из чув­ства нелюбви, недоб­ро­же­ла­тель­ства к ближ­нему. Если бы здесь запре­ща­лось вообще всякое суж­де­ние о ближ­нем и его поступ­ках, тогда не мог бы Гос­подь ска­зать дальше: «Не дадите святая псом: ни поме­тайте бисер ваших перед сви­ни­ями» и не могли бы хри­сти­ане испол­нять своей обя­зан­но­сти — обли­чать и вра­зум­лять согре­ша­ю­щих, что пред­пи­сы­ва­ется Самим же Гос­по­дом дальше в гл. 18 ст. 15–171. Запре­ща­ется злое чув­ство, зло­рад­ство, но не сама по себе оценка поступ­ков ближ­него, ибо не заме­чая зла, мы легко могли бы начать отно­ситься без­раз­лично ко злу и добру, поте­ряли бы чув­ство раз­ли­че­ния добра и зла. Вот как гово­рит об этом св. Зла­то­уст:

«Если кто пре­лю­бо­дей­ствует, неужели я не должен ска­зать, что пре­лю­бо­де­я­ние есть зло, и неужели не должен испра­вить рас­пут­ника? Исправь, но не как непри­я­тель, не как враг, под­вер­гая его нака­за­нию, но как врач, при­ла­га­ю­щий лекар­ство. Надо не пори­цать, не поно­сить, но вра­зум­лять; не обви­нять, но сове­то­вать; не с гор­до­стью напа­дать, но с любо­вью исправ­лять» (Б. 23).

Здесь Хри­стос запре­щает с недоб­рым чув­ством пори­цать людей за их недо­статки, не заме­чая своих соб­ствен­ных, может быть, еще боль­ших недо­стат­ков, но тут нет речи о граж­дан­ском суде, как это хотят видеть неко­то­рые лже­учи­тели, как нет речи и об оценке поступ­ков чело­века вообще. Эти слова Гос­пода имели в виду гордых само­мни­тель­ных фари­сеев, кото­рые с неми­ло­серд­ным осуж­де­нием отно­си­лись к другим людям, себя одних считая пра­вед­ни­ками. Тут же после этого Гос­подь предо­сте­ре­гает Своих уче­ни­ков от про­по­веди Своего Боже­ствен­ного учения — этого под­лин­ного бисера — тем людям, кото­рые, подобно псам и сви­ньям, неспо­собны оце­нить его, по своему край­нему закос­не­нию во зле, и кото­рые, погрязши глу­боко в раз­врате, поро­ках и зло­де­я­ниях, с оже­сто­чен­ной злобой отно­сятся ко вся­кому добру.

12. Про­сите, и дано будет вам ( Мф.7:7 )

Далее в настав­ле­нии: «Про­сите и дастся вам» Гос­подь учит посто­ян­ству, тер­пе­нию и усер­дию в молитве. Истин­ный хри­сти­а­нин, пом­ня­щий настав­ле­ние Гос­пода: «Ищите прежде Цар­ствия Божия и правды его» не станет в своей молитве домо­гаться полу­че­ния чего-либо сует­ного, вред­ного для спа­се­ния души, а потому может быть уверен, что по молитве его «дастся» ему и «отвер­зется»ему, как обе­щает Гос­подь тому, кто усердно молится. Ев. Матфей гово­рит:«Отец ваш Небес­ный даст блага про­ся­щим у Него», а св. Лука сло­вами:«Даст Духа Свя­таго про­ся­щим у Него» разъ­яс­няет, какие это блага, о кото­рых стоит и нужно про­сить. Отец не даст сыну вред­ного, а потому и Гос­подь дает чело­веку только то, что явля­ется под­лин­ным благом для чело­века.

13. Золо­тое пра­вило ( Мф.7:12 )

В заклю­че­ние настав­ле­ний об отно­ше­нии нашем к другим людям, Гос­подь изре­кает пра­вило, кото­рое назы­вают «золо­тым»: «во всем, как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так посту­пайте и вы с ними». В этом — «закон и про­роки», ибо любовь к людям есть отра­же­ние любви к Богу, как любовь к бра­тиям есть отра­же­ние любви к роди­те­лям.

14. Вхо­дите тес­ными вра­тами ( Мф.7:13 )

Хри­стос пре­ду­пре­ждает, что после­до­ва­ние Его запо­ве­дям не так легко: это«путь тесный» и «врата узкия», но зато они вводят в вечную бла­жен­ную жизнь, в то время как путь широ­кий и про­стран­ный, при­вле­ка­тель­ный для тех, кто не любит бороться со своими гре­хов­ными стра­стями, ведет в поги­бель.

15. Бере­ги­тесь лже­про­ро­ков ( Мф.7:15 )

Тут же Гос­подь и предо­сте­ре­гает Своих после­до­ва­те­лей от разных лже­учи­те­лей и лже­про­ро­ков, кото­рые могут совра­тить с этого един­ствен­ного спа­си­тель­ного пути, каковы в насто­я­щее время мно­го­чис­лен­ные сек­танты, так заман­чиво про­по­ве­ду­ю­щие о лег­ко­сти спа­се­ния, минуя эти узкие врата и тесный путь. Эти лже­учи­тели имеют наруж­ный вид крот­ких овец, но внутри они, подобны хищным волкам, губя­щим довер­чи­вых овец. Этих лже­учи­те­лей можно рас­по­знать по «плодам их», т.е. по жизни и по делам их. Как бы против совре­мен­ных сек­тан­тов, учащих об оправ­да­нии чело­века одною верою, без добрых дел, направ­лены и даль­ней­шие слова Гос­пода: «Не всякий, гово­ря­щий Мне: Гос­поди! Гос­поди! войдет в Цар­ство Небес­ное, но испол­ня­ю­щий волю Отца Моего Небес­наго». Здесь ясно видно, что мало только веры в Гос­пода Иисуса Христа, но нужна и жизнь, отве­ча­ю­щая этой вере, т.е. испол­не­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых, добрые дела. В начале про­по­веди хри­сти­ан­ства многие дей­стви­тельно тво­рили чудеса Именем Хри­сто­вым, даже и Иуда, полу­чив­ший эту власть, наравне с дру­гими 12 Апо­сто­лами, но это не спа­сает, поскольку такие люди не забо­ти­лись об испол­не­нии запо­ве­дей Божиих.

16. Притча о бла­го­ра­зум­ном стро­и­теле ( Мф.7:24 )

Ту же мысль Гос­подь повто­ряет и в заклю­че­ние всей Своей Нагор­ной про­по­веди: кто только слу­шает слова Хри­стовы, но не испол­няет их, т.е не творит добрых дел, тот подо­бен чело­веку, создав­шему свой дом на песке, и только испол­ня­ю­щий на деле заветы Хри­стова учения подо­бен постро­ив­шему свой дом на камне. Это срав­не­ние осо­бенно близко и понятно было иудеям, ибо в Пале­стине бывало частым явле­нием, как силь­ные про­лив­ные дожди, сопро­вож­да­е­мые бурями, сно­сили дома, постро­ен­ные на пес­ча­ном грунте. Только испол­ня­ю­щий запо­веди Хри­стовы на деле может усто­ять в час нашед­ших на него, подобно буре, тяжких иску­ше­ний. Не испол­ня­ю­щий запо­ве­дей Хри­сто­вых легко впа­дает в отча­я­ние и поги­бает, отре­ка­ясь от Христа. Поэтому Цер­ковь наша в своих пес­но­пе­ниях и просит Христа утвер­дить нас «на камени запо­ве­дей Его».

17. Конец Нагор­ной про­по­веди ( Мф.7:28 )

Св. Матфей закан­чи­вает свое повест­во­ва­ние Нагор­ной про­по­веди сви­де­тель­ством, что народ дивился учению Хри­стову, ибо Хри­стос учил их, как власть име­ю­щий, а не как книж­ники и фари­сеи. Учение фари­сеев состо­яло, боль­шей частью, в мело­чах, в бес­по­лез­ных сло­во­из­ви­тиях и сло­во­пре­ниях — учение Иисуса Христа было просто и воз­вы­шенно, ибо Он гово­рил, как Сын Божий, как никто до того не гово­рил, гово­рил при этом лично от Себя: «А Я говорю вам» — в словах Его ясно чув­ство­ва­лась Боже­ствен­ная власть и сила.

При­ме­ча­ние:

1 Итак, долг хри­сти­а­нина исправ­лять греш­ника. Конечно это нужно делать любя и осто­рожно. Между прочим именно в этом есть одна из зна­чи­тель­ных разниц в пове­де­нии рус­ского и запад­ного чело­века. Рус­ский чело­век не стра­дает гор­ды­ней и поэтому он легко при­ни­мает кри­тику и учится на своих ошиб­ках. Запад­ный чело­век стра­дает гор­ды­ней и его ни в коем случае нельзя кри­ти­ко­вать. Веру­ю­щие хри­сти­ане это обос­но­вы­вают тем, что в Еван­ге­лии ска­зано, что нельзя осуж­дать. Таким обра­зом они закры­вают себе дорогу не только к духов­ному, но и любому росту. Рус­ских с их пря­мо­той, запад­ные люди счи­тают гру­быми и неоте­сан­ными. Рус­ские же счи­тают запад­ных, что они стра­дают гор­ды­ней и манией вели­чия.
Есть еще одно место в Новом Завет где гово­рится о том же самом. ( Иак.5:20 ) «Пусть тот знает, что обра­тив­ший греш­ника от лож­ного пути его спасет душу от смерти и покроет мно­же­ство грехов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *