Что значит надпись на футболке юность
«Вся ваша мудрость умещается в наколке, вся ваша юность – это надпись на футболке»
С аншлагом прошел первый в Казани концерт популярной за счет интернета певицы Монеточки, которую некоторые критики называют голосом молодого поколения. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на мероприятии и выяснил, как статья за репост довела Елизавету Гырдымову до шансона и в чем же все-таки секрет успеха 20-летней красавицы из Екатеринбурга.
УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ «МОНЕТОЧКИ» НЕ ПРОДАЕТСЯ
Понять, что в этом клубе вечером состоится концерт одной из самых ярких звезд интернета последнего времени — Монеточки, было сложно. «БИЗНЕС Online» писал о том, что легендарный клуб прекратил свое существование, однако оказалось, что он закрылся для того, чтобы обновиться. Поэтому на прилегающей к клубу территории можно было обнаружить строительный мусор, а фасад здания не имел никаких опознавательных знаков, и было непонятно, что здесь, в подвале, находится ночной клуб. В интернете на форумах, посвященных концерту, сами казанцы удивлялись: «А что, “Люксор” точно не закрыли, уж слишком он выглядит непрезентабельно».
Однако это обстоятельство не помешало публике раскупить все билеты более чем за неделю до начала концерта. Явление, надо сказать, редкое для казанской культурной жизни. Очередь вечером в субботу за час до концерта растянулась аккурат до остановочной площадки «Ленинский садик». Изумленные прохожие подходили к молодым людям и спрашивали: «За чем стоим?» «За колбасой», — пошутил кто-то, и все засмеялись. Учитывая разгоревшийся ажиотаж вокруг проходок на концерт, на удивление не было ни одного перекупа, кто мог бы продать билеты. А вот желающие приобрести их по завышенной цене были, однако никто не хотел расставаться с распечатанным электронным квитком даже по повышенному курсу. «Удовольствие не продается», — заявил один из счастливчиков. Как оказалось, многие купили билеты, стоимость которых доходила до 2 тыс. рублей, еще в августе.
«А кто это такая, Монеточка?» — спросил один из работников клуба у своего коллеги, явно не понимая, отчего такой ажиотаж. «Да она по-настоящему хайпанула, когда отказалась петь на “Нашествии” из-за наличия там танков», — прозвучал ответ. «Ага, и растеряла весь свой хайп, придя к Леониду Якубовичу на “Поле чудес” в своем желтом берете», — заметил еще один сотрудник.
Внутри «Люксор» оказался поинтереснее, чем был прежде. Поменялся интерьер, однако танцпол, ну или зрительный зал, увеличить невозможно. Люди набились до такой степени, что вынуждены были стоять в лестничных проходах. Да и вентиляция не всегда справлялась с поставленной задачей. Если учесть возраст Елизаветы Гырдымовой — самой вокалистки, сцена была оформлена в школьных тонах с партой и надписями «Лиза — дура» и «Витя — лох». Дело в том, что выступала певица не одна, а с Виктором Исаевым — саунд-продюсером ее первого альбома. Он отвечает за электронное наполнение концерта, когда Монеточка не сидит за своим любимым синтезатором. По бокам сцены, дабы, видимо, подчеркнуть молодой возраст восходящей звезды, расположились огромные букеты с шарами, которые попросту закрывали обзор части публики, что не добавляло радости. Елизавета попросила кого-нибудь из администрации убрать шары, но просьба так и не была удовлетворена. Пришлось ей самой уже в конце выступления развязать охапку и раздать шарики своим поклонникам.
Фото: Олег Платонов
«МОЙ «ИНСТАГРАМ» ЗАКРЫТ ДЛЯ ЧИНАРЯ В ЗАКОНЕ, МЕНТУ СЕРДЕЧКО НЕ ПОСТАВЛЮ, ХОТЬ УБЕЙ»
В зале присутствовали школьники и студенты, но кроме них можно было увидеть и 40-летних зрителей, которые практически так же колбасились под несложную, иногда до боли похожую на хиты западных исполнителей музыку. Но ведь еще рокеры в свое время доказали, что в России главное не музыка, а тексты. Именно ими и тронула Елизавета своих поклонников.
«Вся ваша мудрость умещается в наколке, вся ваша юность — это надпись на футболке», — запел голос поколения. Публика активно подхватывала все песни, поскольку их пока не так много. Сама концертная программа продлилась 1 час 20 минут, учитывая, что «Последнюю дискотеку» Лиза спела дважды в разной аранжировке.
«Клуб, конечно, маленький, но зато можно видеть все ваши лица, — найдя оптимистичный подход, произнесла Монеточка. — Я вчера гуляла ночью по Казани, осенняя набережная, лужи, а река как будто прозрачный бассейн с отражением красивых огоньков, мне очень понравилось».
Вообще, со сцены порой звучали и провокационные тексты, что называется, из раннего: «Иисус воскрес, я знаю это, Обаму кошка родила», — запела Лиза, спросив у публики разрешения материться в некоторых песнях, несмотря на то, что возрастной ценз мероприятия был 12+.
«У меня такое ностальгическое настроение, я знаю, что в вашей „Мотороле“ в году так 2007 стояла на рингтоне вот эта песня», — сказала Монеточка и запела финскую польку под одобрение и смех в зале. Однако неожиданно ремейк преобразился в «Мамочка, я не зигую, не звони в полицию, я не оппозиция».
Фото: Олег Платонов
«Я всегда, когда приезжаю в какой-нибудь город, пытаюсь о нем узнать побольше информации. Мне тут сказали, что Тимати родом из Казани. Это правда?» — спросила Монеточка. В зале раздался смех. «Ну а кто у вас тогда тут знаменитый?» — продолжила ликбез Елизавета. «Салават!» — прокричал кто-то. «А кто это?» — поинтересовалась певица.
Сошлись на том, что всероссийскую популярность родом из Татарстана получила Марина Максимова, и Монеточка вместе с залом а капелла спела одну из ее песен. Естественно, не обошлось все без «90-х», в которых «убивали людей и все ходили абсолютно голые», без «Нимфоманки» и других известных за счет интернета хитов юной, по возрасту наивной, но безусловно талантливой девушки из Екатеринбурга.
Уже после выступления корреспондент «БИЗНЕС Online» интересовался у публики, в чем феномен Монеточки, почему она стала такой популярной в стране? Школьница Майя Нуриева призналась, что Елизавета трушная и поет так, как все есть на самом деле. Представители более старшего поколения видели в ней мимимишный наив и возможность эмоционально окунуться во времена своей юности, потому что тексты Монеточки очень хорошо передают то состояние юного возраста. Насколько долгосрочным будет этот успех, конечно, зависит от самой Елизаветы. Но нужно учитывать, что вкусы у современной публики меняются очень быстро.
«Вся ваша юность — это надпись на футболке»: Стиль в клипе Монеточки «Последняя дискотека» Бабулин хрусталь, тухлая дыня, красное платье Zara и другие находки в видео про «свободу в квадрате»
На прошлой неделе вышел первый клип Лизы Монеточки — студентки ВГИКа, прославившейся своими «простыми песенками о том, что может понять каждый, без выкрутасов», как описывает их сама автор. Но, в отличие от первых ее хитов вроде «Гоши Рубчинского», в «Последней дискотеке» все не так просто. Вполне осмысленная песня о молодости накануне свидания с лысым затылком взрослого мира и его букетом роз из папиных бутылок выросла из зарисовок к учебному фильму сокурсницы Лизы.
По задумке режиссеров Ренаты Джало и Станиславы Шторм, «Последняя дискотека» — это «история о свободе, которая все равно находится в квадрате». Но сами они признаются, что результат работы от этой задумки далек из-за обилия перипетий в съемочном процессе. Про то, как он устроен, эстетику гниения, нелесбийский поцелуй и артефакты в новом музыкальном видео команда создателей рассказала The Village.
Сценарий и подготовка
Идея видео «Последняя дискотека» определила текст песни. История ее создания началась с того, что Лизу Монеточку подселили на время сессии в комнату общежития ВГИКа к Ренате Джало. «Я тогда снимала учебный фильм, который хотела назвать „Последняя дискотека“, потом показала Лизе материалы, и на следующий день Лиза уже написала песню, — рассказывает Рената, режиссер клипа. — Мы вышли покурить на лестницу в общаге и быстро придумали, что можно снять. А потом уже мы со Стасей (Станиславой Шторм, вторым режиссером видео. — Прим. ред.) в „Макдоналдсе“ продумали весь сценарий».
Над клипом трудились почти 20 человек. Подготовка к съемкам — написание режиссерской экспликации, подбор референсов, формирование съемочной группы — заняла полтора месяца, а весь клип был отснят за 16-часовую смену. «За эту смену мы отсняли четыре локации: зал, набережную Москвы-реки, квартиру и улицу, — рассказывает Владимир Яньшин, исполнительный продюсер. — Особенно яркой в этих съемках была локация спортивного зала». В школе, как планировалось изначально, снять клип не получилось, поэтому альтернативой стал спортзал во Дворце культуры имени Горбунова.
На заметку мерчеделу: какими бывают футболки с надписями и зачем их носят
Мало того, что тексты окружают нас на фасадах зданий и на экранах смартфонов: переносчиками информации становятся еще и люди. Те люди, которые носят одежду со слоганами.
Надписи на вещах – это акт самовыражения и символ времени. Хотя придумали их задолго до прихода постмодерна, именно сейчас футболки, куртки и майки с текстовым принтом можно рассматривать как полноценный вид контента. Давайте разберемся, какими они бывают, для чего нужны и нужны ли вообще.
Текстовый принт в коммуникативной культуре
Надпись на одежде – это средство общения с внешним миром. У наших далеких предков общение начиналось с рисунков: сначала на коже, затем на одежде. Образ знака был связан с его смыслом. Потом появился язык в том виде, к которому мы привыкли: знак произволен, и начертание слова «бегемот» больше не напоминает настоящего бегемота.
Буквы на одежду начали наносить древние греки, чтобы указывать свои имена. Потом европейцы вышивали девизы своих знатных родов. С приходом индустриализации слова появились на форме рабочих. С развитием модных брендов дизайнеры начали маркировать свою одежду.
Но сейчас мы имеем дело с целыми фразами и предложениями. До такого впервые додумались хиппи в 60-х годах, которые писали пацифистские слоганы и антиправительственные манифесты. Теперь разнообразие тем для надписей более широко: от сексистских шуточек до патриотических слоганов или загадочных ругательств – без адреса и без объяснения причин.
Известные модельеры печатают на одежде собственные фразы: люди в такой одежде становятся ходячей рекламой, в которой есть не только есть название марки, но и своя история.
Слоганы полюбились не только модным домам, но и любым брендам. Мерч просто с названием компании – скучный и, по сути, никому не нужен, кроме самих сотрудников. А с помощью правильных слов можно создать то, что люди действительно захотят надеть, если они разделяют заявленные ценности.
Конечно, основная масса наших футболок с надписями не имеют отношения к конкретным брендам. Они просто транслируют всякую житейскую мудрость.
Итак, магазины масс маркета и бизнесмены из «Инстаграма» сейчас продают кучу разных футболок со слоганами. А если заморочиться, можно немного поработать в фотошопе, пойти в типографию и напечатать себе все, что душе угодно. Надписи бывают смешные, грустные, феминистские, сексистские, патриотические, оппозиционные, понятные и загадочные, провокационные и снобистские, философские и дурашливые.
Все как в интернете, только в реале. Давайте смотреть, думать и классифицировать.
Что сейчас пишут на одежде?
Я решила, что человеческая природа со времен палеолита радикальных изменений не претерпела. Предлагаю найти в контенте на футболках те же самые месседжи, которые знаками на одежде жаждали выразить наши дальние предки.
«Смотрите, есть что-то важное!» (сигнальная функция)
Слоган на футболке может быть реакцией на краткосрочные политические и социальные потрясения. Или на более продолжительную вселенскую несправедливость, которую хочется поправить. А чтобы поправить – обратить на нее внимание.
Сигнальные слоганы мне больше всего нравятся. Я одежду с надписями не ношу, но вполне могу представить на себе подобную футболку – если какое-то происшествие в мире вдруг заденет меня за живое. Целесообразность надписей в иных ситуациях мне непонятна, но наследие палеолита оставило нам еще целых три коммуникативных функции. Так что продолжим.
«Я в белом пальто с надписью стою красивый» (демонстрационная функция)
Сюда, пожалуй, можно отнести большинство слоганов – человек в них заявляет миру о своем существовании, о своем расположении духа или о положении в иерархии.
Тут очень яркая параллель с контентом в соцсетях: демонстрационные слоганы то ли напоминают устаревшие статусы в VK, то ли современные сторис. Это то, что человек хочет заявить о себе миру, похвастаться, пожаловаться, показать свой характер, убеждения и стиль жизни.
«Осторожно, злой мизантроп» (защитная функция)
Негатив отлично продается. Но используют это не только продажники, а еще и простые смертные. Рассказать миру, как все надоело, какие все вокруг идиоты и как тебя потрепала жизнь – святое дело. Снобы, циники, мизантропы и социопаты в тренде, но не очень разговорчивы – на радость полиграфистам, производящим футболки под стать их загадочной душе.
Такой контент предупреждает, что от человека надо держаться подальше. Это как красный цвет мухомора или окраска тигра. В обществе, испорченном культурой, функция довольно бессмысленная, но отдельным эстетам нравится.
«Я посылаю сигналы в космос» (магическая функция)
Наши предки любили всевозможные символы и тексты для общения с высшими силами. Сейчас это тоже актуально – даже если не брать религию, многие выбирают надписи на одежду для собственного вдохновения, спокойствия, уверенности.
Пользовательский контент или репост?
Лично мне в футболках со слоганами некомфортно, потому что автор текста – не я. Не встретился мне еще слоган, в котором все было бы идеально под меня. Непреодолимого желания напечатать чего-нибудь самой тоже нет. Впрочем, мало у кого найдется мотивация заказывать себе персональную футболку, так что слоганы на футболках как вид контента напоминают мне именно репосты.
Судя по тому, как часто встречаются всякие провокационные надписи, кажется, что «говорящая» одежда – это способ высказаться, не выходя из зоны комфорта. Вроде как пообщался с миром, а вроде никаких вопросов к тебе нет – ты ведь просто купил готовую вещь с буквами. Это сродни цитированию, очень удобно и вполне в духе интернет-контента.
Латиница против кириллицы
Мы привыкли читать на футболках преимущественно английские слова. Но одежду с русскоязычными надписями в качестве экзотики выпускают западные дизайнеры и носят мировые знаменитости.
Кириллица периодически входит в моду и в Азии. Вот, например, корейский музыкант Пак Чи Мин решил поматериться по-русски:
Когда я подбирала примеры для всей статьи, хотелось найти побольше русскоязычных, но это оказалось непросто. Кириллица иногда попадает в хайп в разных уголках мира, но в России господствуют преимущественно латинские надписи. Это печально, но на это есть причины.
Латиница красива и немногословна
Даже самые простенькие слоганы на футболках – это вам не кусок текста в файле «Ворда». Это графическая композиция, построенная с учетом правил типографики. А дизайнерам известно, что красиво скомпоновать латинские буквы гораздо проще, чем русские. Они ближе друг к другу по ширине и начертаниям, фразы короткие, емкие, читаются на одном дыхании.
С кириллицей все сложнее. Во-первых, наши слова очень длинные, а пытаться впихнуть в футболку предложение на пять строк совсем не весело. Во-вторых, некоторые буквы сильно шире других, они выделяются из общего ряда и зачастую не очень хорошо смотрятся в коротких слоганах. Эти ограничения приводят к тому, что в две строчки английского текста можно вложить много смысла, а, чтобы ту же идею объяснить по-русски, потребуется гораздо больше места. Это я про нормативную лексику говорю, конечно – мат у нас краток, красноречив и прекрасен для слоганов.
На латинице все смелые
Иностранный язык и родной – это огромная разница в выборе формулировок. Я считаю, что футболка с англоязычным слоганом в Америке и в России – это два очень разных явления. До недавнего времени, лет двадцать назад, большинство наших соотечественников английским не владели, а футболки с латиницей уже носили.
Сейчас молодежь – основные потребители «говорящей» одежды – свободно читают слоганы, но воспринимаются они примерно так же, как technical shit в моем примере. Единицы решатся надеть футболку с русским матом, а английские ругательства носятся совершенно спокойно. Читая на родном языке, мы мгновенно улавливаем смысл, а надпись на иностранном (даже знакомом) языке – это в значительной степени орнамент, в который можно вчитаться, а можно проигнорировать.
Латиницы слишком много
Come on, guys, мы же не в Америке! Если на западе кириллицей слегка разбавляют латинские слоганы ради эксцентрики, у нас 90% «говорящей» одежды составляют футболки с английскими словами. Поэтому большинство наших слоганов с одежды – будто вовсе и не слоганы, а рисунки с бонусами.
Письменная речь – интересная штука, которую мы воспринимаем сразу с трех позиций: внешний вид начертаний, звучание нашего внутреннего голоса при чтении и, наконец, смысл. Когда мы читаем англоязычный слоган, мы скорее воспринимаем его аудиально и визуально. Как название бренда или как строчку из песни. Помните «КГБ» на Кристен Стюарт? Примерно с таким же легким комичным оттенком мы читаем английские слоганы.
Хотя какая-то часть меня рада, что русскоязычных надписей на одежде у нас мало. Сейчас объясню, почему.
Слоганы на футболках как часть информационного поля
Графический дизайн нужен, чтобы снижать уровень стресса. Многие рекламщики с этим поспорят, хотя даже изначальная цель рекламы – проинформировать о товаре тех, кому он интересен, а не довести публику активными продажами до нервного тика. Но конкуренция высока: надписей и текстов в городе так много, они такие яркие, что без преувеличения загрязняют собой окружающую среду. Добавим к этому тягу каждого второго к самовыражению через слоганы на одежде, и получится настоящий информационный ад.
Соцсети стали местом, где громкие заявления может делать каждый. В результате, производителей контента чуть ли не больше, чем потребителей. Каждый что-нибудь фотографирует, пишет, снимает, и в меньшей степени желает вчитываться и всматриваться в чужое – разве что чтобы сделать репост.
Футболки с надписями подчиняются той же тенденции. По сути, у всех у них «магическая» функция, потому что интересны они в первую очередь своим владельцам. Редкие слоганы заставляют задуматься или хотя бы улыбнуться – обычно на них просто натыкаешься взглядом и становишься невольным потребителем ненужной информации. Я бы предпочла видеть текст в более привычных для него местах. А вам нравится контент на живых людях?
За разработкой графического дизайна обращайтесь к специалистам TexTerra.
Что носят современные подростки и почему культу «топового шмота» не стоит удивляться
Мода — это не только дикие европейские показы, где скотч на сосках и наряды, собранные из бытовых отходов. Мода — это ещё то, во что одеты прохожие на улицах твоего города. Чаще всего подвержены влиянию современных трендов люди подросткового возраста. Что они носят? Сколько это стоит? Откуда всё это взялось?
Деконструируя образ российского модника
Занятное наблюдение: если ты не представляешь, что сейчас носят подростки, и не можешь вообразить, как они выглядят, то посмотри на картину Малевича «Спортсмены». Просто один в один. Можно ещё добавить разноцветные причёски или стрижку, которую я могу назвать либо мужское каре, либо «под горшок».
Одежда их яркая, ассиметричная, отрицающая привычные формы, на несколько размеров больше их собственного тела. Есть ещё те, кто придерживаются формулы «шорты, майка — я гулять», — но здесь я стараюсь больше рассказать о современном видении форм и размеров.
Моему русскому глазу очень приятно, что всё больше на одежде делают надписей на русском языке. Во-первых, многие российские бренды стали достаточно почитаемы в нашей уличной моде. Во-вторых, кириллицу полюбили и на Западе, поэтому теперь можно встретить не только убогие футболки с фразами «Я русский» и «Можем повторить».
Массивные кроссовки, короткие носки и обязательная демонстрация собственных щиколоток даже в зимний период — или, наоборот, длинные носки с кислотными принтами будто для игры в футбол. Вот ещё несколько заметных деталей. Если я подворачивал джинсы до того, как это стало мейнстримом, потому что у меня просто короткие ноги, то сейчас это часть стиля. Хотя именно от этой части внешней композиции сегодня всё больше отказываются.
Образ мы составили. Теперь давай разберём его по деталям и посмотрим внимательнее, точнее даже посчитаем.
Поясняем за шмот
В годы моей школьной юности было только два популярных бренда: Nike и Adidas. Весь мир будто бы жил в этом разделении. Не скажу, что спортивный костюм Adidas давал какие-то преимущества, но три полосы есть три полосы, сам понимаешь.
Сейчас же само слово «бренд» звучит из любой сферы жизни, бренд уже не просто компания, выпускающая кроссовки и штаны, бренд — это стиль жизни и отдельные люди. Поэтому сейчас, особенно в повседневности школьников и подростков, где деление на социальные группы — явление обычное, большую роль играет то, что ты за бренд.
В одежде, как я уже сказал, большое предпочтение отдаётся русским именам, таким как Гоша Рубчинский, Спутник 1985, Юность. Здесь цены более-менее демократичные: свитшот за 3-4 тысячи вполне нормальное явление. Кроме Гоши Рубчинского, конечно. Кажется, что тут ты переплачиваешь за каждый лишний размер этой оверсайз одежды.
А вот с западными брендами всё похуже для кошелька родителей юного модника: свитшоты Balenciaga и Off-White по 50.000 — это смело.
Вот и получается, что для выделения из толпы сверстников и придания себе большего социального статуса нужно покупать свитер за среднестатистическую месячную зарплату или искать китайские подделки. Но уже известны случаи, когда школьники избивали своих сверстников за такой обман.
Фраза «встречают по одёжке», казалось бы, приобретает всё больший смысл, но на самом деле, она его теряет. Потому что тебя даже не встречают — с тобой знакомятся ещё до личной встречи: твой профиль — это твой космический мультипаспорт, который расскажет о тебе всё. Если этого не было в твоём профиле, значит, этого и не было в твоей жизни. Если ты не выглядишь свежо, то и говорить с тобой не хочется.
Не носил, но осуждаю
Стоит ли удивляться этому мешковатому полуспортивному стилю с яркими волосами? Думаю, что многие уже понимают, что внешний вид человека не повод для осуждения или смешков, — вкусов вообще не хочется касаться. Особенно если у кого-то вкус дерьмовый — но я не об этом.
Стоит ли удивляться тому, что наряд отдельных личностей призывного возраста стоит около миллиона рублей? Сперва это шокирует. Но ты вспомни, как взрослые люди с ипотекой и двумя детьми стараются приобрести себе айфон последней модели в кредит. Зачем? За тем же, зачем и все эти бриллиантовые кроссовки. Бренд, статус, новинка, тренды. Да, я буду использовать все те же функции, что и на старом телефоне, зато вот, видишь? Яблоко!
В детстве у школьников 90-00-х годов не было инстаграма, но им тоже было важно, сколько памяти в телефоне, есть ли там инфракрасный порт, какая дома игровая приставка. Всё тоже измерялось деньгами, хоть и не миллионами, но тогда и сухарики можно было купить за 3,5 рубля. Так что ещё неизвестно, как вёл бы себя молодой ты, если бы в твоей школе бегали сверстники в Гуччи.
Взгляд сбоку
Что происходит со вкусом после преодоления этой возрастной категории? Некоторые остаются верны моде и современным тенденциям и продолжают щеголять в брендах по улицам. Но в основной своей массе люди стараются как можно меньше средств тратить на одежду, так как нужно лечить зубы, зрению требуется лазерная коррекция, хочется пить дорогой алкоголь, ах да, ещё квартплата.
К счастью, появляется всё больше сервисов, где можно заказать одежду по очень демократичным ценам, приложения сообщают о сезонных распродажах, а информационное поле инстаграма больше не пестрит брендами, а лишь фотографиями ещё одной бывшей одноклассницы, которая вышла замуж или родила.
Наличие товарного знака на одежде уже не делает тебя лучше или хуже. Это просто делает тебя — уделывает в финансовом плане. Современные реалии хорошо описывает этот анекдот:
«Какая разница, сколько стоит твой кардиган, если тебя п****т в тамбуре «Саратов-Чебоксары».
А если у тебя есть сын, который просит несколько десятков тысяч на футболку с двумя буквами, то лучше дай ему леща — в смысле дельный родительский совет, что всё-таки лучше быть индивидуальностью, чем заворачиваться в обёртки с фамилиями других людей.