Что значит начислено налога по расчету
Как начисляются налоги?
«Начисление» и «расчет» налога — это разные вещи. Физические лица не заметят этой разницы, но для организаций это отличие терминов имеет большое значение. Рассчитать налог — это значит, вычислить сумму налога исходя из ставки и налоговой базы. Начислить налог — это значит, отразить рассчитанную сумму в управленческом учете организации.
Для начисления налога нужно знать ответы на следующие вопросы:
Часто организациям необходимо снизить налоговую нагрузку, тогда они прибегают к законным методам снижения налоговой базы. Например, для организаций с ОСНО нужно увеличить свои расходы, чтобы заплатить меньший налог. Для других режимов налогообложения существуют другие законные способы налоговой оптимизации. Часто этот серьезный вопрос требует привлечения специалиста. А в статье мы расскажем об основных видах налога для физических и юридических лиц.
Основные налоги физических лиц
Физические лица — это население нашей страны, обычные граждане. Каждый житель России обязан платить необходимые налоги. Чтобы разобраться в налогообложении, нужно провести немало времени над Налоговым Кодексом РФ. Однако мы сделали для вас выжимку самой важной информации.
Общая формула для расчета выглядит следующим образом:
Налог = Налоговая база * Ставка налога(%)
Налоговая база зависит от вида налога. Граждане Российской Федерации обязаны выплачивать следующие виды налогов:
Налог на имущество. Плательщиками становятся собственники объектов недвижимости. Налогооблагаемая база — это инвентаризационная стоимость имущества. Ставка налога устанавливается нормативными органами местного самоуправления в зависимости от суммарной стоимости объектов и может колебаться от 0,1% до 2%.
Земельный налог. Плательщиками являются собственники земельных участков. Налогооблагаемая база — это кадастровая стоимость земли. Ставка земельного налога может составлять 0,01%, а может 1,5% – в зависимости от вида участка.
Транспортный налог. Плательщиками являются физические лица, владеющие транспортным средством. Деньги в бюджет выплачиваются с момента постановки автомобиля на учет. Чаще всего налоговой базой является мощность автомобиля, измеряемая в лошадиных силах. Органы местного самоуправления устанавливают ставку этого налога индивидуально для своего региона.
Уплачивать налоги необходимо в определенный срок. Если гражданин пропускает время оплаты, то задолженность переходит в статус просроченной, и начинают начисляться пени. Вся ответственность за неуплату налогов лежит на налогоплательщике.
Часто случается, что уведомления о начисленных налогах не приходят. Поэтому периодически физическим лицам нужно самостоятельно проверять налоговые начисления. Это можно сделать двумя способами:
Есть масса способов оплатить налоги: интернет-банк, электронные деньги, платежный терминал, касса банка, личный кабинет налогоплательщика. Вы выбираете самый удобный для вас.
Основные налоги юридических лиц
Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:
Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.
Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.
Налоги при разных режимах налогообложения
Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:
Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.
При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:
Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.
Таким образом, больше всего налогов платят организации, работающие по общему режиму налогообложения. Чтобы перейти на другой режим, необходимо соблюдение ряда критериев по численности персонала, стоимости основных средств, наличия филиалов и подразделений.
Коротко о главном
Налоги являются крупным источником дохода нашей страны. Производить налоговые выплаты обязаны как физические лица, так и организации. Налоговая нагрузка физических лиц зависит в основном от имущества, которым они владеют.
Если в собственности находится земля, недвижимость или транспорт, то гражданин обязан заплатить имущественные налоги до 1 декабря каждого года. Имущественные налоги начисляют местные органы, но уведомление о начислении приходит не всем налогоплательщикам. Поэтому свои долги перед государством необходимо отслеживать самостоятельно.
Для юридических лиц ситуация немного другая. Перечень налогов, которые подлежат к начислению и уплате, зависит от системы налогообложения, по которой работает фирма. Больше всего налогов платится по общему режиму налогообложения, но каждый режим имеет свои тонкости и особенности, которые может учесть только специалист по этому профилю.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Выписка операций по расчету с бюджетом: расшифровка и порядок получения
Быстро оценить взаиморасчеты с ИФНС позволит получение справки о состоянии расчетов с бюджетом (форма КНД 1160080). А если необходима более подробная информация по конкретному виду фискального сбора, то есть возможность получить выписку операций по расчету с бюджетом (форма КНД 1166107).
Как заказать справки
Справку о состоянии расчетов получают как на бумаге, так и в электронной форме. Чтобы запросить бумажный документ, необходимо обратиться лично в ИФНС либо направить запрос почтой. Запрос налоговые органы просят оформлять по рекомендуемой форме (Приложение 8 к Приказу ФНС от 02.07.2012 № 99н) (скачать бланк запроса вы сможете в конце статьи).
Чтобы получить электронный документ, запрос направляется по другой форме (Приложение 1 к Приказу ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@).
Выписка операций — достаточно объемный документ, который у крупных организаций достигает нескольких сотен листов.Такой варинат получают только в электронном виде, отправив заявку по ТКС. Форма запроса та же, что и для справки. В ней выбирают необходимый документ и период, за который вы хотите получить сведения.
Когда и как ИФНС предоставит сведения
Бумажные документы получают в налоговой инспекции лично или ИФНС направляет их почтой в адрес компании. О желаемом способе получения необходимо сделать соответствующую отметку в запросе. Электронный документ направяется налогоплательщику по ТКС.
Сведения о взаиморасчетах с контрагентом налоговая инспекция и в бумажном, и в электронном видах обязана предоставить не позднее 5 рабочих дней (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ ). Но, как показывает практика, сведения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ИФНС предоставляет намного быстрее. Срок ответа, как правило, не превышает одного-двух дней.
Справка о состоянии расчетов с бюджетом
Форма справки утверждена Приказом ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@. Формируется она на дату, которую налогоплательщик указал в запросе. В нее включается информация по всем налогам, которые обязана уплачивать компания. Включается в нее информация не только непосредственно о налоговом платеже, но и о состоянии платежей по пеням и штрафам.
Состоит справка из надтабличной части, содержащей сведения о налогоплательщике, номере документа и дате, на которую предоставляются сведения, и табличной части, содержащей информацию о налоговых платежах.
В табличной части предусмотрено 10 граф. По каждому налоговому платежу указываются:
Если сальдо приведено со знаком «+», то это свидетельствует о наличии переплаты по соответствующему фискальному сбору. Если со знаком «–» — о наличии недоимки.
Анализируя справку, сделаем вывод, что у ООО «Компания» имеется недоимка по НДС в размере 50 руб. по налогу и 20 руб. по пени. По налогу на прибыль, страховым взносам и НДФЛ имеется переплата.
Как выглядит выписка
Если получив справку о состоянии расчетов, вы не согласны с данными ИФНС, считаете, что сведения по какому-либо платежу отражены неверно, то для более подробного анализа следует заказать выписку операций с бюджетом. В нем сведения будут представлены развернуто по каждому начислению налога к уплате и сделанным перечислениям в бюджет — так, как показывает образец выписки операций по расчетам с бюджетом на иллюстрации.
ООО «Компания», обнаружив сведения о недоимке по НДС, запросила выписку операций по расчетам с бюджетом.
Из выписки видно, что по сроку 25.07 подлежало уплате 20 050 руб., а организация перечислила 20 000 руб. Недоимка по пени — это входящее сальдо на 01.01.2018. При необходимости уточнения возникновения недоимки по пени ООО «Компания» мо имеет возможность заказать выписку за предыдущие налоговые периоды (2017 и ранние годы).
Чтобы расшифровать записи в выписке, используйте нашу шпаргалку: расшифровка выписки операций по расчету с бюджетом показывает символы и обозначения в ней:
Как начисляются налоги?
«Расчет налога» и «начисление налога» — разные действия, которые многие путают друг с другом. Расчет налога — это определение итоговой суммы, которая получается, если умножить базу налога на его ставку. Суть метода вы легко можете понять, прочитав нашу статью «Как рассчитать налоги?» Некоторые формулы для вычисления налога чуть сложнее, но это не меняет дело. Расчет налога, как и его начисление, можно производить самостоятельно или с помощью профессионального юриста.
Начислить налог — значит, отразить его в учете в соответствии с принципом двойной записи. Двойная запись — это надежный способ ведения бухгалтерского учета, когда бухгалтер отражает любые финансовые изменения как минимум на двух бухгалтерских счетах. После того как налог начислен, необходимо его оплатить и тем самым погасить долг перед государственным бюджетом.
Главное, помнить о том, что подготовить отчетность без ошибок сможет только профессионал. Он учтет все предписания законодательства РФ и своевременно оформит документацию.
Правила начисления налога
Начисление налога происходит в соответствии с базой, ставкой и льготами, определенными в ст. 52 НК РФ (Налогового кодекса Российской Федерации). Есть ситуации, когда налог начисляют сами налогоплательщики, а иногда это делают сторонние организации или сам налоговый орган. Налогоплательщиками являются:
Существует ряд документов и правил, на основании которых начисляются налоги:
Рассмотрим их отдельно и остановимся на том, как именно профессиональные бухгалтеры или специальные приложения начисляют налог.
Первичная документация
К первичным документам относятся письменные свидетельства о совершении той или иной хозяйственной операции, оформленные по всем правилам, указанным в законодательстве РФ. Физические лица заполняют такие документы в случае, если работают на фрилансе и оказывают те или иные услуги клиентам.
Самый простой способ заполнить первичную документацию в данной ситуации — начислять оплату через приложение «Мой налог». Начисляет оплату сама программа. Это происходит после того, как вы укажете перечень услуг или товаров, проданных заказчику, а также реквизиты его компании или личные данные. После совершения операции налог начисляется автоматически и оплачивается через приложение.
В случаях с ИП или ООО первичную документацию нужно заполнять и затем учитывать при составлении бухгалтерской отчетности. Этим вопросом занимаются профессиональные штатные бухгалтеры или специалисты, которые предоставляют услуги на аутсорсе.
Важно помнить, что при заполнении «первички» в документах должны быть отражены следующие факты:
Система оформления первичной документации едина, но эти документы отличаются друг от друга. К ним относят: кассовый ордер, банковскую выписку, квитанцию на оплату услуг, счет, накладную, товарный чек, авансовый отчет, платежное поручение. По этим документам бухгалтеры рассчитывают налоги, пользуясь цифрами доходов и расходов организации и включая их в общую отчетность за тот или иной период.
Аналитические регистры налогового учета
К аналитическим регистрам относятся такие документы, которые отражают движение финансов компании и нужны для того, чтобы рассчитывать и начислять налоги. Все данные, которые содержатся в регистрах, сгруппированы в соответствии с требованиями НК РФ и нужны для того, чтобы начислить те или иные суммы за отчетный период.
Все данные, содержащиеся в таблицах и отчетах, не являются конечными. Они постоянно дополняются — заполнение аналитических регистров ведется непрерывно. Также важно, чтобы эти данные раскрывали формирование налоговой базы и были достаточными для того, чтобы начислить налог.
Аналитические регистры нужны для того, чтобы систематизировать всю первичную документацию и увидеть итоговые суммы за определенный расчетный период. Основные правила, касающиеся ведения аналитических регистров, отражены в 314 статье НК РФ. Если вы рассчитываете и начисляете суммы самостоятельно, значит, нужно не забывать о существующих правилах. Или стоит обратиться к профессиональному бухгалтеру, который начислит нужную сумму без ошибок.
Расчет налоговой базы
Для того чтобы соблюдать порядок расчета и начислять налог правильно, специалисты пользуются нормами статьи 315 НК РФ. Необходимо учитывать следующие данные:
Для того чтобы начислять налоги безошибочно, лучше обратиться к профессионалам. Они смогут не только начислить правильную сумму к выплате, но и помочь вам уменьшить ее законным путем.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой
Чтобы узнать о долге или переплате по налогам, вы можете запросить сверку с налоговой. Жаль, что вместе со сверкой не высылают инструкцию по расшифровке, — разобраться в ней с первого раза непросто. Наша статья поможет это сделать.
Для сверки с налоговой понадобятся два документа:
Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Справка о состоянии расчётов
По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.
В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:
Почему в справке возникает переплата?
Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.
Выписка операций по расчётам с бюджетом
В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.
Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.
В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.
Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.
Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.
! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.
Пример выписки по налогу УСН
Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:
Пример выписки по страховым взносам за сотрудников
Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:
Статья актуальна на 14.09.2016
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой
Для сверки с налоговой понадобятся два документа:
Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Справка о состоянии расчётов
По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.
В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:
Почему в справке возникает переплата?
Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.
Выписка операций по расчётам с бюджетом
В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.
Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.
В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.
Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.
Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.
! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.
Пример выписки по налогу УСН
Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:
Пример выписки по страховым взносам за сотрудников
Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:
Статья актуальна на 02.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур