Что значит на основании устава в договоре
Что такое типовые уставы ООО? Разъяснения 2021 г.
1. Особенности типовых уставов ООО
Типовые уставы представляют собой готовые учредительные документы, разработанные Министерством экономического развития в помощь собственникам бизнеса. Они были утверждены в 2018 г., а непосредственно использоваться стали с 25 ноября 2020 года. В конце статьи размещены все 36 вариантов таких уставов. Учредители могут подобрать оптимальный для работы своей организации, а могут, как и прежде, разработать индивидуальный устав.
Выбирать один из предложенных версий типовых уставов надо внимательно, ведь их текст невозможно изменить. По этой причине такой устав не нужно распечатывать и подавать в ФНС, его номер указывается в заявлении при регистрации, он всегда доступен в электронном виде.
2. Плюсы и минусы типовых уставов
Плюсы типовых уставов:
Недостатки типовых уставов:
Из рассмотренного выше можно сделать вывод, что типовые уставы хороши своей готовой бесплатной формой: это позволяет сэкономить время и деньги на разработку устава организации. Тем не менее, положения типовых уставов применимы далеко не для всех организаций. К тому же Минэкономразвития в любое время может внести изменения в тексты типовых уставов.
3. Каким организациям не подходят типовые уставы?
Минэкономразвития приняло типовые уставы для ускорения и упрощения процесса регистрации бизнеса. Однако такие уставы нельзя назвать стандартными, они подходят далеко не всем компаниям.
Так, типовые уставы не применимы:
На каком основании действует ИП
На основании чего действует ИП в договоре
Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, не образуя при этом юридическое лицо (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
В момент регистрации ИП приобретает определенные права и обязанности, реализовать которые он должен под своим именем, которое включает непосредственно имя, фамилию и отчество (п. 1 ст. 19 ГК РФ). Это значит, что предприниматель, подписывая договор, должен указывать в нем сведения о том, что он действует в качестве ИП. ИП в договоре действует на основании факта того, что он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
В том случае, если сделка заключается от имени предпринимателя его представителем, в договоре указывается, что последний действует на основании доверенности, а также приводятся ее реквизиты. Если представитель официально трудоустроен в качестве работника предпринимателя (например, в должности директора), потребуется указать реквизиты заключенного с ним трудового договора.
Пример формулировки преамбулы договора ИП с юрлицом на оказание услуг вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В каких случаях организация, выплатившая доход ИП, является налоговым агентом и обязана перечислить НДФЛ, читайте здесь.
На основании какого документа действует ИП после регистрации
Представитель юридического лица, заключающий договор, приводит в нем ссылку на документ, предоставляющий ему полномочия на осуществление юридически значимых действий от имени компании. У ИП, действующего самостоятельно, таких документов нет. Именно поэтому у начинающих предпринимателей возникает вопрос: на основании чего действующий ИП в договоре может ставить свою подпись.
При регистрации гражданина в качестве ИП в ЕГРИП вносится соответствующая запись. В соответствии с п. 3 ст. 11 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ предпринимателю или его представителю выдается документ, подтверждающий факт внесения записи о регистрации в ЕГРИП (так называемая выписка). В нем содержится следующая информация:
Реквизиты выписки из ЕГРИП используются в качестве средства индивидуализации ИП при заключении договоров.
Таким образом, ИП, выступающий в качестве стороны гражданско-правового договора, может включить в текст документа запись следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., лист записи ЕГРИП выдан наименование налогового органа, дата выдачи в формате дд.мм.гггг».
До 2017 года предпринимателям выдавались свидетельства о государственной регистрации. Эти документы действуют и в настоящее время, поэтому при наличии такого свидетельства ИП может включить в договор строчку следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., действующий на основании свидетельства о государственной регистрации № … от дд.мм.гггг».
Кроме того, в документе стоит указать ОГРНИП и ИНН предпринимателя, паспортные данные, адрес проживания, реквизиты банковского счета. Как правило, эти данные указываются в конце документа и заверяются подписью и печатью (при наличии) предпринимателя.
Учредительные документы для ИП для заключения договора (уставные документы)
Учредительные документы — это документы, на основании которых действуют предприятия и организации. Статус учредительного документа имеет устав компании. В действующем гражданском законодательстве, согласно ст. 52 ГК РФ, термин «учредительные документы» применяется в отношении юридических лиц. Именно поэтому формально индивидуальный предприниматель, который в силу своей правовой природы не является юридическим лицом, не имеет учредительных (уставных) документов.
На практике же под уставными документами для ИП для заключения договора понимают пакет документов, подтверждающих факт госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя и предоставляющих ему право вести собственный бизнес. Наличие таких документов позволяет контрагенту снизить риск возникновения негативных последствий от заключения договора, например риск отказа предпринимателя исполнять обязательства. В перечень документов, представляемых ИП при заключении договора, входят:
Как оформить доверенность от имени индивидуального предпринимателя, какие обязательные требования (включая нотариальное удостоверение) установлены для такой доверенности? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.
Итоги
Итак, при заключении договоров индивидуальный предприниматель в отличие от представителя юридического лица действует от собственного имени, поэтому оформлять документы, позволяющие ему представлять интересы собственного бизнеса, не требуется. Доверенность придется подготовить лишь в том случае, если от имени ИП действует третье лицо, представляющее его интересы. Уставных документов ИП не имеет, поэтому их наличие не нужно для успешного заключения договора с контрагентом. Документы, представляемые будущему партнеру, не обладают статусом уставных, но при этом подтверждают право бизнесмена заключать договоры в качестве ИП.
Что обозначает субъект, действующий на основании устава или учредительного договора?
Пропущенное юридическое понятие обозначает субъект, который действует обычно на основании устава или учредительного договора. Какое понятие обозначает и устав, и учредительный договор?
для договора достаточно устава. если представитель стороны по сделке действует на основании доверенности, то нужно указывать только доверенность с ее полными реквизитами.
1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 209-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)
Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.
Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ)
2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.
(в ред. Федеральных законов от 23.05.2015 N 133-ФЗ, от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.
Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.
6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.
Устав в ООО с несколькими учредителями
Кажется, что устав компании — это формальность. Можно скачать шаблон из интернета, вписать свои данные — и готово. Его и читать никто не будет.
На самом деле, с уставом шутки плохи. Если не проверить его с юристом, в состав компании может войти посторонний участник или случится что-то еще похуже.
Юрист Роман Норман рассказывает, какие положения надо прописать в уставе, чтобы не потерять управление над компанией. Речь пойдет об уставах для компании с несколькими учредителями.
Сразу договоримся о терминах. Учредители — это люди, которые хотят создать компанию, договариваются о долях в уставном капитале и регистрируют компанию. Как только зарегистрировали, они становятся участниками. Люди одни и те же, но название другое. Это важно, чтобы не запутаться.
Устав — сложная тема. В статье будет много юридических формулировок, поэтому мы будем рассказывать на примере вымышленной компании ООО «Авокадо» с уставным капиталом в сто тысяч рублей. Доли учредителей:
Анатолий вложил 30 000 рублей, доля — 30%,
Кирилл вложил 20 000 рублей, доля — 20%,
Евдокия — 50 000 рублей, доля — 50%.
Для чего нужен устав
По закону ООО действуют на основании устава. Это учредительный документ, его разрабатывают при создании компании. Простыми словами, устав — это свод правил, по которым участники в компании решают вопросы: определяют вклады в уставный капитал, права и обязанности участников, правила перехода долей и принятия решений, назначения директоров, распределения прибыли.
Директор компании действует на основании устава. В договорах так обычно пишут: «Иванов И. И., который действует на основании Устава».
Устав — открытый документ. Его может запросить кто угодно: поставщик или клиент компании. При регистрации компании устав вместе с другими документами несут в налоговую.
В уставе нельзя что-то дописать или вычеркнуть, просто потому что захотелось. Все изменения надо согласовывать участникам на общем собрании, а потом сообщать в налоговую.
Обязательные условия
По закону в уставе должны быть обязательные условия, они описаны в статье 12 закона «Об ООО». Без них составить устав нельзя, и его не примет налоговая:
В других законах прописаны пункты, которые желательно включить в устав:
Участники могут решить, по каким сделкам нужно решение общего собрания, а по каким директор принимает решения самостоятельно.
В уставе могут быть и другие моменты, которые важны участникам. Например, они могут прописать порядок перехода долей к наследникам или в случае раздела совместно нажитого имущества, если у участников есть супруги.
Устав помогает участникам разобраться с важными вопросами в управлении компанией. Мы опишем, какие условия нужны, и дадим их формулировки. Эти условия в уставе помогут компании избежать рисков, а партнерам — решить конфликты. Можно использовать все или выбрать нужные.
Вклады третьих лиц
Участники могут привлечь в компанию инвестора, чтобы получить дополнительное финансирование или имущество. Инвестор получит долю, а взамен начнет влиять на ключевые решения и голосовать на собраниях:
Участники ООО «Авокадо» развивают авокадовые фермы и хотят пригласить инвестора. Он планирует вложить в уставный капитал парники стоимостью 30 000 рублей. Уставный капитал станет 130 000 рублей. Доли участников изменятся:
Инвестор станет полноправным участником, будет голосовать на собраниях и предлагать свои решения. Только Анатолий, Кирилл и Евдокия давно работают вместе, а инвестор — человек со стороны. Еще неизвестно, сработаются они или нет.
Если мнение участников и инвестора разойдутся, может возникнуть тупиковая ситуация. Инвесторы и участники не смогут договориться, решение заблокируется, а бизнес в итоге развалится.
Учредители должны решить, могут ли приглашать инвесторов и увеличивать уставный капитал за счет третьих лиц. Если могут, формулировка такая:
«Увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества».
Если приглашать новых участников в планах нет, это нужно прописать в уставе:
«Увеличение уставного капитала общества за счет вклада третьих лиц запрещено».
Даже если кто-то из участников предложит пригласить инвестора, без изменения устава это будет невозможно. А чтобы изменить устав, надо опять собирать общее собрание, договариваться, доказывать.
Переход, продажа или передача долей в залог
Участники компании могут выйти из компании и продать долю другим участникам или людям и компаниям со стороны.
Переход долей между участниками компании. Один участник может продать свою долю другому участнику. По закону согласия участников, которые не участвуют в сделке, на это не нужно.
Евдокия продает свою долю в 50% Анатолию. В компании остается только два участника: он и Кирилл.
Доля Анатолия становится 80%, а у Кирилла остается 20%.
По закону согласия участников, которые не участвуют в сделке, на это не нужно. В уставе можно прописать, что для продажи доли участнику нужно получить согласие остальных участников.
Продажа или отчуждение доли третьим лицам. По закону участники могут в любой момент продать свою долю человеку со стороны. В законе это называется «отчуждение доли третьим лицам».
Чтобы продать долю, участник оценивает долю и составляет оферту для продажи. Сначала он предлагает выкупить ее другим участникам. По закону они первыми должны рассмотреть покупку. Если за тридцать дней никто из них не купит долю или их не устроит цена, участник может продать ее кому угодно. Цена для участников и третьих лиц должна быть одинаковой.
Тогда в управлении компании появится новый человек: он будет голосовать на собраниях и участвовать в принятии решений.
Анатолию надоела авокадовая ферма, он хочет уйти в другой бизнес и печь пирожки. Он продает свою долю приятелю Владимиру. Теперь приятель будет приходить на собрания, решать, у какого поставщика покупать удобрения и как наладить сбыт спелых авокадо.
Если Владимир спец в продажах фруктов, компании повезло. А если у него нет опыта в бизнеса, другим партнерам может быть трудно.
Для компании и других участников появление в компании человека со стороны может быть опасно. Вдруг с новым участником будет сложно договориться или он будет делать то, что вредит компании. Запретить переход доли третьим лицам можно так:
«Переход доли или части доли в уставном капитале Общества третьим лицам не допускается».
Передача долей в залог. Участник может взять кредит в банке и в залог отдать свою долю в компании. Если участник не выплатит кредит, доля отойдет банку, и он появится в составе компании. Поэтому участники могут запретить давать долю в залог:
«Передача доли или части доли в уставном капитале Общества в залог третьим лицам не допускается».
Если даже участник попытается дать банку свою долю в залог, банк изучит устав и откажет.
Переход долей к наследникам, правопреемникам или по публичным торгам
Участниками компании могут быть физлица или компании. Если кто-то из участников-физлиц умирает, по закону или завещанию его доля переходит к наследнику. При банкротстве участника-компании ее имущество и доли в других компаниях будут продавать на публичных торгах. Получается, доля переходит кому-то постороннему, и он появляется среди участников. Такая же ситуация, если приставы наложат арест на долю участника-физлица.
Чтобы такого не случилось, в уставе можно прописать, что для перехода доли к наследникам нужно согласие всех участников:
«Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц, которые являются участниками Общества, только с согласия всех остальных участников общества».
Доля в компании — имущество, которое делят при разводе.
Анатолий из ООО «Авокадо» разводится с женой. Долю в компании он получит уже в браке, брачный контракт не заключал. Поэтому по закону доля делится пополам. Он отдаст жене долю в 15%, и она тоже станет участвовать в управлении или продаст долю кому-то еще. Теперь это ее имущество, и она может делать с ним что хочет.
Корпоративный договор: определить условия сотрудничества участников в компании
На этот случай в уставе лучше прописать такую фразу:
«При разделе доли или части доли в уставном капитале Общества в натуре между участником и его супругом (-ой), в том числе бывшим (-ей), по любым основаниям права и обязанности участника Общества по такой доле или части доли переходят с согласия всех остальных участников общества».
«В натуре» — тоже термин из закона. Это значит, что участник получает свою долю не деньгами, а имуществом.
Если один из участников — компания, на случай ее банкротства советуем прописать такое условие:
При продаже доли или части доли в уставном капитале общества с публичных торгов права и обязанности участника Общества по такой доле или части доли переходят с согласия всех остальных участников общества.
Все эти условия нужны, чтобы участники не потеряли контроль над компанией и не пришлось согласовывать решения с посторонним участником, который не знает о целях бизнеса и не владеет ситуацией.
Выход участника и стоимость его доли
По закону участник может выйти из компании в любое время, но в уставе такое право можно ограничить. Так делают, чтобы не прерывать развитие нового бизнеса или проекта. Формулировка такая:
«Выход участника из общества запрещен».
Можно указать срок, например: «Выход участника общества запрещен в течение двух лет после регистрации компании». Компания наладит работу, начнет зарабатывать, и будет уже не так страшно, если один из участников уйдет.
Анатолий, Кирилл и Светлана из ООО «Авокадо» — все специалисты по авокадо. Анатолий прошел обучение в Аргентине по выращиванию растений, у Светланы — связи с поставщиками и точками сбыта, а Кирилл следит за персоналом. Стоит одному из участников выйти из компании, бизнес пострадает. Они договариваются, что пять лет не могут покинуть компанию. За это время они должны наладить процессы.
Иногда компании может быть невыгодно, что участник не может выйти из общества. Дело в том, что если в этом случае другие участники не захотят выкупать его долю, ее обязательно должна выкупить сама компания.
Срок выплаты, если компания выкупает долю сама
Есть несколько случаев, когда компания обязана выкупать долю у участника:
Стоимость, по которой компания выкупает долю участника, называется действительной. Срок для покупки доли по закону — три месяца. Но компании это может быть неудобно. Например, она покупает дорогое оборудование, а на покупку доли денег нет. На этот случай в уставе можно увеличить срок до года:
«Выплата действительной стоимости доли по всем без исключения основаниям из статьи 23 Федерального закона №14-ФЗ „Об обществах с ограниченной ответственностью“ происходит в течение 1 (одного) года со дня возникновения соответствующей обязанности».
Год — это максимальный срок.
Распределение прибыли
Участники могут вложить в уставный капитал по десять тысяч рублей, но при этом по-разному участвовать в управлении компании. Один может быть полноценным директором: привлекать клиентов, ездить по переговорам, отвечать перед налоговой. А другой вкладывает деньги в уставный капитал и раз в год приходит на общие собрания компании. Вклад неравный, поэтому неправильно делить прибыль поровну.
В уставе можно прописать непропорциональное распределение прибыли:
«Часть прибыли общества, которая предназначена для распределения между его участниками, распределяется непропорционально их долям в уставном капитале общества:
участник 1 с долей 5 0% в уставном капитале общества получает 75% распределяемой прибыли, которую компания получает до 31.12.2020.
участник 2 с долей 50% в уставном капитале общества получает 25% распределяемой прибыли, которую компания получает до 31.12.2020.
Вся прибыль после распределяется между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале».
Вместо даты можно поставить любой срок или прописать, как будет распределяться прибыль после определенной даты.
Ответственность за сведения о компании
По закону в компании должен быть кто-то, кто следит за правильными данными компании в едином реестре юридических лиц, информацией о долях в уставном капитале и нотариально заверенными сделками. Если в уставе ничего об этом не написано, то за всем следит директор.
Для этого в уставе можно назначить другого человека или разделить обязанности между директором и еще кем-то.
Общее собрание участников
Раз в год участники обязаны проводить общее собрание, обсуждать результаты работы компании за год и составлять протокол такого обсуждения. Так требует закон.
Голосование на общих собраниях. По закону у каждого участника количество голосов пропорционально его вкладу в уставный капитал.
Анатолий владеет долей 30% → 30 голосов;
Кирилл 20% → 20 голосов;
Светлана 50% → 50 голосов.
У Светланы больше доля, и, получается ее мнение — самое значимое.
В уставе можно прописать вариант, при котором у каждого участника всегда один голос на общем собрании:
Каждый участник Общества имеет на общем собрании один голос, независимо от его доли в уставном капитале Общества.
Компетенция общего собрания. В законе «Об ООО» обозначены основные вопросы, которые участники решают на общем собрании:
Кроме этих вопросов участники могут прописать в уставе дополнительные. Например, они могут установить, что для принятия решения по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью нужно единогласное решение всех участников. Или они могут решить, что для сделок больше чем на миллион рублей будут собирать общие собрания и голосовать.
Порядок сбора общего собрания участников компании, сроки и способ извещения. По закону участник должен получить уведомление о собрании в официальном письме по почте. В уставе можно прописать, за какой срок до собрания должно прийти уведомление и каким способом.
В целом можно прописать, что уведомление придет через вотсап или чат в фейсбуке. Но это ненадежный способ. Может, участник не заходит в фейсбук. Он не получит уведомление об общем собрании, а потом будет доказывать через суд, что его не уведомили. При этом он оспорит решения, которые приняли на общем собрании без него.
Порядок проведения общего собрания и количество голосов, чтобы принять решение. По закону участники принимают решения большинством голосов. Так они голосуют, например, за увеличение уставного капитала. В уставе можно прописать любой другой порядок принятия решений, например, принимать решения единогласно.
Порядок заверения решений общего собрания участников компании. По закону заверять решения общего собрания должен нотариус. То есть его нужно приглашать на каждое собрание и оплачивать услуги. В уставе можно прописать, что нотариус не нужен, а заверять решения будут сами участники:
«Решения общего собрания Общества не подлежат нотариальному удостоверению. Решение считается действительным, если каждый из участников Общества поставил собственноручную подпись на каждой странице протокола общего собрания и на последней странице протокола собственноручно написал свои фамилию, имя и отчество».
Так компания сэкономит деньги на нотариусе и время на заверении документов.
Избрание директора и срок работы
В компании обязательно должен быть директор, это главное лицо. Им может стать один из участников или кто-то со стороны. В уставе прописывают срок работы директора и сколько голосов нужно, чтобы его избрать. По закону для избрания директора нужно простое большинство голосов.
Простое большинство голосов — это термин из закона. Это количество голосов больше половины от всего количества. Например, если участников четыре, то большинство — это три голоса, если их десять — шесть голосов. В статье для краткости будем говорить просто «большинство голосов».
В уставе можно прописать, что директора избирают единогласно:
«Генеральный директор избирается на срок 3 года. Решение об избрании генерального директора принимается единогласно всеми участниками общества».
Участники могут определить, по каким сделкам принимает решение директор, а по каким советуется с ними.
Порядок и сроки предоставления информации о деятельности компании
Каждый участник может получить информацию о работе компании. Базовый список есть в законе. Там протоколы собраний, сведения о филиалах, судебные решения.
В уставе можно прописать, что участники могут запрашивать дополнительную информацию: о текущей бухгалтерии, движении по счетам и договорам. Это важно для участников с небольшим количеством голосов. Другие участники обычно пытаются ограничить их в информации, чтобы они могли меньше контролировать и не могли влиять на решения компании.
Крупные сделки и сделки с заинтересованностью
Есть два вида сделок, по которым нужны особые решения. Это крупные сделки и сделки с заинтересованностью.
В крупных сделках компания продает или покупает имущество, акции или берет кредит на стоимость больше 25% от балансовой стоимости активов компании.
В сделках с заинтересованностью кто-то из участников получит выгоду от сделки. Такие сделки обычно происходят между взаимозависимыми компаниями, когда участники одной компании являются участниками другой компании и совершают сделки. Мы писали о признаках взаимозависимости в другой нашей статье.
ООО «Авокадо» хочет взять кредит на 10 млн рублей — крупная сделка. Она влияет на работу компании и каждого участника.
ООО «Авокадо» хочет заключить договор на поставку авокадо с ООО «Дары природы». Владелец этой компании — муж Светланы, участницы ООО «Авокадо». Это сделка с заинтересованностью.
В новой редакции закона заинтересованные участники должны уведомлять всех остальных о сделке, но не обязаны ее согласовывать. Получается, участники с большим количеством голосов могут управлять компанией, как хотят, заключать любые сделки, даже те, с которыми не были согласны остальные участники. В уставе можно прописать, что решения по таким сделка нужно согласовывать.
Риски неправильного устава
Устав — не какой-то формальный документ. Он нужен, чтобы зарегистрировать компанию и определяет всю деятельность компании, помогает разрешать конфликты между участниками.
Если в уставе нет обязательных условий, налоговая откажет в регистрации. Придется переделывать устав и заново подать документы на регистрацию. Но это самое безобидное последствие. Хуже если налоговая приняла устав, но участники поссорились, не могут разобраться с долями и решениями, а страдает компания.
Вот какие риски, если взять шаблонный устав из интернета:
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Обязательные условия устава
полное и сокращенное название компании;
место нахождения компании;
информация о составе и компетенции органов компании;
размер уставного капитала;
права и обязанности участников;
порядок и последствия выхода участника;
правила перехода доли или части доли в уставном капитале к другому лицу;
хранения документов компании;
предоставления компанией информации;
срок очередных собраний. Не реже раза в год участники должны собираться и обсуждать результаты за год;
порядок избрания ревизора и проведения ревизионной комиссии, если в компании больше пятнадцати участников.
Риски неправильного устава
долю в компании получит или унаследует неизвестный человек;
участники не смогут договориться о решениях в компании и придется закрывать бизнес;
директор приведет компанию к убыткам.
4 МЛН ₽
взыскали участники компании с директора, потому что он нарушил условия устава.