Что значит мыслить нестандартно
Развиваем нестандартное мышление у детей и взрослых
Вся наша жизнь — это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться.
Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».
Думать, как все, — это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома — лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.
Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.
Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам — это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.
В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно — как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют Пушкина, курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично — семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)
Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, — значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.
Зачем мыслить нестандартно
Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых — в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.
Человек, мыслящий иначе, чем все, — это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, наш выдающийся современник Илон Маск и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.
Серые посредственности, которым удобно думать, как все, — стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.
Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация — вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг — значит деградирующий.
И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение — все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.
Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь — подальше от шаблонов, рутины и скуки.
Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.
Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны
Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое — сразу отвергаем или сначала обдумываем?».
Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».
Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его — это:
1. Делать нестандартные вещи
Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут — это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.
После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку — пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.
Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.
Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое — посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.
Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;
2. Нарушить привычную последовательность действий
Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы — домой? Один день похож на другой? Только был понедельник — и вот уже пятница, а там выходные. В выходные — уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник — пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.
Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.
Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий — все это заставляет мозг «не спать»;
3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление
Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.
Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.
Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;
4. Прочитать книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»
Американский профессор Дэвид Шварц — известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.
Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.
Автор советует быть прогрессивными и не идти проторенной дорогой только потому, что мы так поступали всегда или так делали еще наши родители. Верность традициям не должна парализовать разум.
Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?
10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления
Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.
Нестандартное мышление – рамки не для Вас, преграды только в голове.
Обычный подход к решению задач предполагает использование логики. Человек ищет наиболее многообещающие способы решения проблем, заранее отвергая любые нестандартные варианты. Такая психическая особенность свойственна для большинства людей. Если какая-либо проблема не решается с помощью логического подхода, требуется применение нестандартного или латерального мышления. В этом случае когнитивная деятельность направлена на рассмотрение всех возможных вариантов выполнения задачи. Нестандартный ум в первую очередь ценится в творческой деятельности. Это качество поддается коррекции.
Что это такое
В психологии нестандартное мышление также называют латеральным или креативным. Это тип когнитивного процесса, близкий к чувству юмора и интуиции. Он предполагает выход за рамки логического восприятия мира с целью решения поставленной задачи. Этот тип деятельности головного мозга противопоставлен вертикальному мышлению, при котором человек использует стандартный подход в решении определенных проблем. Наибольшую значимость нестандартная интеллектуальная деятельность имеет в творчестве: живописи, литературе, музицировании и даже маркетинге.
Примеры нестандартного мышления:
Обучение в школе, колледже или университете позволяет человеку адаптировать свою интеллектуальную деятельность для выполнения определенных задач. В сознании создаются шаблоны, позволяющие быстро справляться с повседневными и профессиональными трудностями. При этом свойственная для ребенка неординарность постепенно исчезает. Психологам известно, что именно по этой причине многие взрослые люди не справляются с детскими задачами. Отсутствие развитого неординарного интеллекта может значительно ограничивать сферу деятельности человека. В то же время существуют специальные техники, развивающие такое качество.
Типы мышления
Мышление представляет собой познавательный процесс, являющийся субъективным отражением действительности, который позволяет человеку анализировать изменения в окружающем мире и принимать сложные решения. Мыслительный процесс отличается гибкостью и адаптивностью, однако существуют врожденные и приобретенные познавательные ограничения. Важно понимать, что мозг в первую очередь служит для удовлетворения физиологических потребностей.
Основные типы мыслительной деятельности:
Характеризуется максимальной направленностью на практическое использование. Человек применяет предметно-действенное мышление для решения конкретных задач, вроде выполнения профессиональных обязанностей или преодоления повседневных трудностей. Лучше всего развита у взрослых.
Сознательные процессы нужны не только не преобразования окружающего мира. Люди также могут изучать свойства предметов с помощью наблюдения. Такой тип мыслительного процесса помогает узнавать больше об окружающем мире.
Неразрывно связана с обобщением имеющейся информации. В головном мозге формируются разнообразные образы, связанные с предметами и их свойствами. Подробнее…
Помогает людям связывать предметы и понятия в единую систему. При этом абстрактное мышление может быть использовано без привязки к практической деятельности. Дает возможность решать логические задачи. Подробнее…
По мере накопления впечатлений об окружающем мире сознание получает информацию в виде опыта. Опыт позволяет решать простые задачи. Не следует путать с предметным восприятием мира.
Нестандартное мышление в наибольшей степени связано с абстрактными когнитивными процессами.
Креативность — это хорошо или плохо
Мыслительные процессы находят разнообразное применение в повседневной жизни. Это удовлетворение естественных потребностей, взаимодействие с людьми, выполнение профессиональных обязанностей и адаптация к изменяющимся условиям окружающего мира. В каждом случае человеку может потребоваться определенный тип мышления для достижения лучших результатов. Преобладание одного типа интеллектуальной деятельности имеет свои плюсы и минусы.
Наличие ярко выраженного нестандартного подхода лучше всего подходит представителям творческих профессий. Творческий поиск требует избавления от устойчивых стереотипов. Человеку необходимо богатое воображение, свободное от навязчивых образов и умозаключений. В то же время такая черта личности может быть менее полезной в точных и технических науках, когда от сознания требуется подчинение четким принципам. При этом важно понимать, что полное доминирование одного типа интеллектуальной деятельности над другими встречается редко.
Мышление и головной мозг
Виды когнитивных процессов неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Органический субстрат сознания определяет лимиты человеческого сознания. Сам по себе головной мозг является главным органом центральной нервной системы, отвечающим за общую регуляцию организма и сознание. Последняя функция обусловлена работой небольшого мозгового отдела, называемого корой больших полушарий. Это плотное скопление клеток (нейронов), связанных друг с другом длинными и короткими отростками. Отростки, формирующие нервы, позволяют передавать информацию в виде импульсов. Распространение импульсов в разные отделы мозга определяет основу мыслительного процесса.
Ученым уже известно, какие особенности головного мозга отвечают за стандартное и нестандартное мышление. Дело в том, что по мере накопления знаний и опыта центральная нервная система создает устойчивые связи между нейронами. Эти связи используются в дальнейшем в качестве шаблонов для решения определенных задач. В то же время головной мозг может создавать новые ассоциативные связи в ходе интеллектуальной деятельности. Считается, что формирование новых связей непосредственно связано с латеральными мыслительными процессами. У ребенка мозг часто создает новые ассоциативные цепочки, однако по мере взросления эта способность обычно ухудшается. Развить нестандартное мышление можно в любом возрасте.
История изучения и концепция
Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.
Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.
Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.
Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений. Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности.
Методы и принципы мышления
Научиться мыслить нестандартно можно с помощью специальных упражнений и методик, однако сначала необходимо разобраться с принципами этой самой мыслительной деятельности. Существуют разнообразные подходы, позволяющие рассмотреть определенную проблему со всех сторон и принять наименее шаблонное решение.
Перед применением обозначенных техник психологи рекомендуют пройти тест на нестандартное мышление. Существуют разнообразные опросы, позволяющие оценить уровень его развития. Тесты помогают контролировать эффективность развития навыка.
Шесть креативных подходов
Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.
Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.
Упражнения
Люди с нестандартным мышлением не рождаются. Существует только наследственный потенциал, определяющий предрасположенность к развитию определенного типа интеллекта. При этом обучение креативности в детском возрасте помогает улучшить когнитивные навыки. Следует учитывать, что использование специальных упражнений дает лучшие результаты в возрасте от 5 до 12 лет, поскольку в этом периоде происходит закладка ключевых ассоциативных связей в головном мозге.
Ответы к тесту на нестандартное мышление: 1. Медведь, слезающий с дерева. 2. Мексиканец в сомбреро. 3. Карлик в телефонной будке играет на трамбоне. 4. Карандаш сверху/снизу. 5. Бутерброд с картофелем. 6. Белый медведь на снегу. 7. Поезд в туннеле. 8. Пограничники с овчарками сидят в засаде.
Некоторые упражнения для развития нестандартного мышления:
Для выполнения упражнения требуется группа из нескольких человек. Ведущий загадывает слово и пытается объяснить его значение с помощью жестов.
Начать цепочку можно с обычного вопроса: «Почему гром гремит?». Далее необходимо задавать вопросы по мере появления новых умозаключений.
Шашки, шахматы и другие игры помогают развивать разные типы интеллекта.
Лучшим способом развития креативности является творчество. Рекомендуется выбрать наиболее интересное творческое направление и начать постепенно применять навык на практике.
Что значит мыслить нестандартно
А вы уже слышали про дизайн-мышление? Это вид out-of-the-box thinking, или нестандартное мышление. Если вы прокачаете этот навык, то сможете улучшить свою жизнь по всем фронтам. Это подтверждает 48-летний опыт Бернарда Роса — основателя легендарного института дизайна Стэнфорда, где слушателям открывают их собственный мир, заставляя отказываться от привычных стереотипов и демонстрируя множество новых возможностей.
В книге «Привычка достигать» Бернард Рос собрал лучшие идеи по дизайн-мышлению и кучу практических упражнений, которые можно брать и делать прямо сейчас. Вот несколько любопытных отрывков из книги.
Что такое «дизайн-мышление»?
Бернард начал преподавать дизайн-мышление почти 50 лет назад, еще до того, как это стало мейнстримом. Ему слово: «Дизайн-мышление — это набор принципов, которые наша группа разработала для эффективного решения самых разных дизайнерских проблем. Мы ввели этот термин, когда заметили такую штуку: мышление большинства успешных дизайнеров и их подходы к решению проблем существенно отличаются от мышления обычных людей.
Знакомьтесь, Берндард Рос. — Источник
Дизайн-мышление поможет эффективнее решать проблемы, лучше сосредоточиваться на начатом и добиваться большей удовлетворенности жизнью. Вы ощутите энергию, которой обладаете и которая сделает вашу жизнь лучше.
Вы можете взяться за давно откладываемые дела и освободиться от оков, которые ограничивали проявления потенциала, научиться изменять окружающую действительность и, наконец, достигннуть того, чего хотите всерьез.
Как решить проблему?
Вот вам вопрос: «Сколько нужно дизайнерски мыслящих людей для того, чтобы поменять электрическую лампочку?». Ответ дизайнерски мыслящего человека: «А зачем вообще использовать электрические лампочки?».
Именно с этого нужно начинать решение любой проблемы — изменить подход к ней и задать другие вопросы. Правильно заданный вопрос — это половина успеха. Это помогает доходит до сути проблемы.
Мы сами загоняем себя в проблемы
Например, мой друг Кайл искал себе жену. Он задавал вопрос: «Как найти жену?». Но на самом деле суть проблемы был в том, что он просто хотел общения. И когда он поставил вопрос «Как получать достаточное количество общения?», вопрос с «поиском» жены отпал.
Незнакомое знакомое, или Функциональная ригидность
Чтобы находить новые подходы к событиям и отношениям с людьми, нужно смотреть на них по-новому. Большинство людей находятся под влиянием известного когнитивного искажения — «функциональная ригидность». Оно заставляет видеть возможность использования объектов только по их обычному назначению.
Но надо признать: ничто из окружающего нас на самом деле не является тем, за что мы его принимаем. Например, при таком подходе коробка с хлопьями для завтрака — уже не коробка хлопьев. Она может быть разделена на картонную и бумажную части. Она может стать источником биомассы или маленьких гранул и зерен. Содержимое коробки можно превратить в липкую массу.
Что вы видите на картинке? — источник.
Обычный скотч позволяет соединять предметы и материалы, но из него можно создать и самостоятельные конструкции любой формы. А телефон может вполне превратиться в воображении к машину или самолет.
3 варианта генерировать идеи
1. «Что если?»
Это замечательный инструмент для размышления на этапе генерации идей. А что если бы не было силы притяжения? А что если бы краска на доме облупилась? Такие вопросы, которые отвлекают от основных мыслей, обеспечивают свободный подход к проблеме, позволяющий задавать «незацикленные» вопросы.
2. Матрица принятия решений
Матрица состоит из строк и колонок. В строках вы пишете различные объекты, а в колонках — оцениваемые качества и идеи. Например, при подготовке таблицы для выбора ассистента Пол в строках располагал имена кандидатов, а в колонках — интересовавшие его качества: креативность, дисциплинированность, честность. Каждый соискатель набирает баллы. Должность получает тот, кто набрал больше всех.
В книге вы найдете 22 способа генерировать идеи и решать проблемы, — иллюстрация из книги
3. Схемы последовательного развития событий
Графическое изображение этапов развития событий — своеобразная «раскадровка» вроде той, которая широко применяется в киноиндустрии. Изображения могут использоваться всегда, когда вы хотите представить какой-то процесс линейно. Их можно назвать своеобразной «дорожной картой», в которой отображена последовательность событий.
«Моя работа не имеет никакого значения»
Если у вас возникли какие-то трудности, не переживайте. Все проблемы решаемы. Чтобы показать это, я часто даю группе такое упражнение: прошу слушателей выделить что-то особое в жизни и сказать вслух, что в этом нет смысла.
Я показываю, что изначально у объекта нет значения. Например, я могу сказать, что моя работа не имеет для меня значения, а следующий участник — что его жена не имеет для него значения. Другие могут сказать, что их ботинки, волосы, вес, велосипед, математические способности тоже. Все вещи — от мелочей до поистине важных — оказываются в одной категории: они не имеют внутреннего значения.
Суть упражнения не в том, чтобы заставить участников изменить свои взаимоотношения. Скорее, слушателям прививается мысль о том, что они сами выбрали для себя значение, которое вкладывают в эти отношения. Например, неудача может быть поначалу очень болезненной. Но она редко становится катастрофой, если человек не придает ей такого значения.
Быть у руля
Как-то я был в академическом отпуске в Швеции. Днем я вел семинары по креативности и решению проблем. По ночам же ворочался без сна, размышляя, стоит ли мне подать в отставку, потому что я приближался к пенсионному возрасту. Однажды я спросил себя: «Что мне даст отставка?»
Ответ был такой: «Ты перестанешь переживать по поводу того, стоит ли тебе подать в отставку». Меня озарило: полгода я размышлял над неправильно сформулированной проблемой. На деле вопрос должен звучать так: «Как мне перестать переживать из-за того, уходить в отставку или нет?» Ответ был на поверхности: «Перестань об этом думать». Сегодня, спустя 15 лет с того дня, я могу сказать вам: с тех пор я ни разу не подумал об отставке.
Это значит брать на себя ответственность за все, что вы делаете и что происходит в вашей жизни. Даже тогда, когда кажется, что не все в ней вы способны контролировать. Вы вольны выбирать: пассивно плыть по течению или быть в ответе за свое будущее.