Что значит муниципальная школа
Муниципальное образовательное учреждение
Смотреть что такое «Муниципальное образовательное учреждение» в других словарях:
Образовательное учреждение муниципальное — Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием. Источник: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266 1 (ред. от 12.11.2012) Об образовании … Официальная терминология
Учреждение начального профессионального образования — (англ institution of primary professional education) в РФ гос ное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям… … Энциклопедия права
Учреждение начального профессионального образования — (англ institution of primary professional education) в РФ гос ное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям… … Большой юридический словарь
Красноярское муниципальное образование (Энгельсский район) — Красноярское муниципальное образование Страна … Википедия
Школа юных лётчиков — Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Школа юных летчиков» Директор Коробейникова Людмила Михайловна Тип Центр Дополнительного Образования Адрес 426063,… … Википедия
Ливенская детская художественная школа — Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ливенская детская художественная школа» (МОУДОД ДХШ) … Википедия
Ратчинская средняя общеобразовательная школа — Муниципальное образовательное учреждение Ратчинская средняя общеобразовательная школа Основана 1976 … Википедия
Средняя школа №104 (Новосибирск) — Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 104 Основана: 1953 год Тип: средняя общеобразовательная школа Учеников: 560 Адрес: Новосибирск, Панфиловцев ул., 41 Телефон: Work+7 (383) 267 07 41 Координаты … Википедия
МОУ СОШ №1 (Тверь) — Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 1 (МОУ СОШ № 1) города Твери ассоциированная школа ЮНЕСКО. МОУ СОШ № 1 г. Твери В школе обучается более 970 учащихся (с 1 х по 11 е классы). Работают 72 педагогических… … Википедия
Школа № 12 (Новосибирск) — Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 Основана 30 августа … Википедия
Государственное учреждение и муниципальное учреждение
Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.
Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы
Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.
Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.
Сформировать такое учреждение может:
Государственные и муниципальные организации делятся на типы:
Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.
Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений
Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.
Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.
Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:
Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.
В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.
Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.
Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность
Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.
Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.
Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.
Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.
Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.
Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство
Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.
Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.
Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.
Отличие бюджетного учреждения от казенного
Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.
Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.
Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения
Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.
Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.
Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.
Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.
В документе фиксируются такие особенности деятельности:
Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Расположение Муниципального Бюджетного Учреждения
Добрый день! Подскажите где должно располагаться Муниципальное Бюджетное Учреждение, в отдельном здание или в здании администрации города?\r\nесли не может МБУ находится в здание администрации города нужна ссылка на документ
Согласно ст.54 ГК РФ:
Фактическое место нахождение может быть и в отдельном здании, и в здании Администрации МО.
При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.
В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?
В муниципальной школе был приостановлен образовательный процесс из-за установленного экспертизой факта аварийности здания. Планируется реконструкция школы. За пол-года ни муниципалитет, ни управление образования не издали ни одного распорядительного документа о дальнейшей судьбе учреждения и здания. Каков порядок действий директора школы в этой ситуации? И в случае выполнения работ по реконструкции здания, кто должен выступать ответственным заказчиком?\r\n\r\n\’Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru\’
Также казенное учреждение не вправе осуществлять функции государственного (муниципального) заказчика на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Как указывается в Письме данное право отсутствует у казенных учреждений не только в силу норм, содержащихся в Законе N 94-ФЗ, но и согласно иным нормативным правовым актам РФ в редакции Закона N 83-ФЗ.
Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.
Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов орган при этом вправе организовать размещение заказа для нужд бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, но подписать гражданско-правовой договор с победителем торгов вправе только руководитель (директор) бюджетного учреждения.
С учетом изложенного казенное учреждение может осуществлять функции заказчика при строительстве объектов, которые еще не переданы в оперативное управление бюджетным учреждениям.
Как понять, что такое МОУ и СОШ?
НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ – все это аббревиатурные сокращения. Их применяют в русской грамматике часто для того, чтобы не писать и не говорить длинные названия.
Чаще всего к данному действию прибегают когда расшифровать данные сокращения проще всего. Далее рассмотрим некоторые из них: НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ узнаем их расшифровку.
Ноу сош, моу оош, моу сош — расшифровка аббревиатуры
Ноу сош, моу оош, моу сош – расшифровка, что означает аббревиатура?
Abbreviatura с итальянского или же brevis с латинского — значит краткий. Аббревиатура может означать определенное словосочетание либо слово, которое образуется в результате сокращения их до начальных букв либо звуков.
Примеры таковых буквенных сокращений и рассмотрим далее, а именно: НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ – это звуковые аббревиатуры. Читаются они так же как и пишутся: ноу сош, моу оош, моу сош, не по буквам: эмоу (Муниципальное Общеобразовательное Учреждение) или сэоша (Средняя Общеобразовательная Школа).
Что же означают сокращения: НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ?:
Моу сош, моу оош, моу сош – какие еще есть значения у данных аббревиатур?
Интересно, что у некоторых сокращений может быть двойное значение. В частности аббревиатура МОУ еще можно расшифровать, как Межрегиональный Орган Управления, массированные огненные удары, медицинское областное управление или же училище.
А СОШ еще означает: систему ориентации шпинделя (по-другому: станок). Также может расшифровываться, как сменная образовательная школа (для обучения вечерников). Еще так могут назвать: садовое общество «Шахтер».
ВАЖНО: Какую расшифровку использовать в том или ином случае, можно определить по словосочетанию или предложению.
Как расшифровывается НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ по первым буквам?
Как правильно расшифровать НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ по буквам – изучим далее в тексте.
Значения данной аббревиатуры являются устоявшимися и общепринятыми во всех системах школьного образования. Символы используют для сокращения словосочетаний.
Школьники подписывают тетради, используя эти сокращения. Благодаря их использованию такая подпись тетрадки занимает всего несколько строчек на обложке.
Что очень удобно, ведь на тетради не так уж и много места для титульного оформления ее.
ВАЖНО: Кроме всего прочего к таковым сокращениям может быть добавлено название города или же номер школы, где находится НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ. Пример: НОУ СОШ №7 г. Москвы.
Ноу сош, моу оош, моу сош – употребление простых сокращений: история
Зачем используются сокращения по типу НОУ СОШ, МОУ ООШ, МОУ СОШ? Сокращения словосочетаний, фраз применяется многими народами в устной и в письменной речи уже давно. Цель применения их проста – экономия использования мест при написании.
Особенно это было актуально, когда писали на пергаменте, керамике, деревянных дощечках, бересте и других материалах, которые применялись вместо бумаги. Еще в период античных времен продвинутые мудрецы начали использовать таковые сокращения, чтобы создавать рукописи.
Самыми простыми сокращениями были в конце определенного слова две одинаковые буквы, которые означали множество.
Муниципальная общеобразовательная школа
Даже на монетах наши предки применяли общепринятые сокращения, причем значения этих аббревиатур знали практически все люди, в пояснениях не нуждалась ни одна из них.
Сейчас все знают такие аббревиатуры, как: км, см, мм, кг, м, т, Дж, км/ч, Ккал, СССР, РФ и т.д.
Благодаря таким сокращениям написание текста или решение задачи по алгебре, геометрии занимает меньше времени, ведь удобнее периметр написать одной буквой P, и при этом ни у кого не возникает вопросов, что это означает.
Есть множество сокращений и в медицинских терминах: ЖКТ, УЗИ, МРТ и т.д., а самый, пожалуй, популярный метод сокращения применяли в стенографии.
Благодаря такому варианту можно было очень быстро записывать речь, законспектировать конспект. Ведь текст в стенографии состоит из множества сокращений, знаков.
А их написание позволяет сократить расход времени конспектирования в 6-7 раз.
Моу сош – расшифровка: что обозначает и как правильно расшифровывается аббревиатура
В современном языке прочно «укоренились» сокращенные слова. Особенно распространены акронимы или звуковые аббревиатуры. Об одном из таких сокращений пойдет речь в настоящей статье.
Как расшифровать МОУ СОШ
Всякий человек, который хотя бы раз в жизни сталкивался с системой школьного образования современной России, должен был встретить аббревиатуру, обозначенную в заголовке статьи.
Важно! Как подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля: какие материалы нужно использовать и что нужно знать
И, наверное, не сразу можно сказать, что же означают эти шесть букв.
Сначала углубимся в тонкости русского языка и оговоримся, что данный вид аббревиатуры относится к акронимам. Они произносятся как единое слово.
Интересно! Получаем полное образование: куда можно поступить после 9 класса в Перми
Теперь обратимся к первой части. Что значит сочетание трех букв? А это есть не что иное, как школа. Но в современном языке все понятные всем «школы» стали муниципальными, потому что находятся в ведении муниципалитетов, образовательными, потому что не просто дают детям знания, а оказывают образовательные услуги, учреждениями, потому что их учредили их.
Важно! Таким образом, МОУ — это муниципальное образовательное учреждение.
Теперь обратимся ко второй части. Расшифровка простая: «С» – средняя, «О» – общеобразовательная, «Ш» – школа.
Подводя итоги, скажем, что полая расшифровка выглядит: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Как пишется
Выражение пишется следующим образом:
Вполне понятно, что при современном, все более убыстряющемся темпе жизни и речь тоже должна быть быстрой. Но, как говорится, все должно быть в меру. Избыточные сокращения ведут к тому, что человек становится неспособным выразить мысль красиво полными словами и фразами.
Познавательно!На кого и куда можно поступить после окончания 11 класса девушке
Подведем итоги
Теперь мы знаем, как расшифровывается МОУ СОШ. Аббревиатура должна употребляться лишь на письме, потому что имеет достаточно громоздкую расшифровку. А в повседневной речи лучше сказать школа.
Это будет понятнее слушающим и не пресытит речь говорящего малопонятными сокращениями. Также не стоит забывать, что основными требованиями к звучащей речи, должны быть ясность и лаконичность.
Виды образовательных учреждений: государственные (муниципальные) и частные.
Выполнила студентка 4 курса
заочной формы обучения
профиль «Специальная психология»:
Шевякова Татьяна Петровна.
Дата выступления: 22.11.2019г.
Виды образовательных учреждений: государственные (муниципальные) и частные.
Система образования – социальный институт, целенаправленно созданный обществом, имеющий организованную систему связей и социальных норм, которые соответствуют потребностям конкретного социума к подготовке подрастающего поколения.
Система образования представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на формирование и развитие личности человека. Образовательная система России представлена системой образовательных учреждений, каждое из которых относится к определенной ступени образования, имеющей конкретную цель по обучению и воспитанию детей. Кроме того, каждая ступень образовательной системы направлена на создание эффективных условий обучения, в соответствии с возрастными, психологическими и физическими особенностями учащихся.
Таким образом, система образования – это систематизированный комплекс учебно-воспитательных учреждений, существующий в рамках конкретного государства.
В систему образования входят [6]:
— Дошкольная система образования – детские сады, детские ясли, частные дошкольные учреждения (клубы, комплексы и т.д.).
— Школьная система образования – начальные, общеобразовательные, специализированные и профессиональные школы.
— Система профессионального образования – колледжи, техникумы, ВУЗы и т.д.
— Система дополнительного образования – внешкольные организации, клубы, культобразовательные учреждения и т.д.
Основными признаками современной образовательной системы в России являются:
— Соответствие системы образования уровню развития общества и государства. То есть, образовательные учреждения, входящие с систему образования, полностью удовлетворяют требования общества и государства по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Соответственно в странах с более высоким уровнем развития и требования к обучению значительно выше, что естественно сказывается и на количестве учебных заведений.
— Государственная политика оказывает влияние на всю образовательную систему страны, ее функциональное и системное развитие.
— В системе образования находят свое отражение этнические и национальные особенности, исторический опыт народа. Они оказывают и влияние на ее дальнейшее развитие.
— Учет педагогических факторов, среди которых наиболее актуальными являются ранее воспитание и обучение детей, подготовка молодежи к будущей профессиональной деятельности [9].
Современная Российская образовательная система является одной из лучших в мире и входит в первую десятку мировых образовательных систем. В настоящее время в образовательную систему России входят не только государственные учреждения, но и частные, что значительно расширяет её образовательные возможности.
Основными тенденциями развития современной образовательной системы являются [7]:
1. Гуманизация образования – личность учащегося признается высшей ценностью общества. Образование должно быть направлено в первую очередь на формирование и развитие полноценной, развитой личности, обладающей высокоморальными, интеллектуальными и физическими качествами.
2. Индивидуализация образования – направлено на организацию педагогического процесса, с учетом возрастных, психологических и физических особенностей ребенка. Организованный образовательный процесс должен отвечать индивидуальным возможностям и потребностям учащихся, удовлетворять их потребности в получении знаний и умений. Данная тенденция является усилением одного из основных традиционных принципов обучения и реализуется через личностно-ориентированный подход обучения, основанный на ЗУН учащегося.
3. Демократизация образования – направлена на организацию педагогического процесса, в котором все его участники имеют равные права и принимают равное активное участие в учебном процессе. Общение и взаимодействие между педагогом и учащимися основано на взаимном уважении. При демократизации образования, такие стили взаимодействия как авторитарный (присущий советской школе) и либеральный просто не допустимы. Демократичное общение в процессе обучения способствует формированию свободной личности, умеющей отстаивать свою точку зрения и обладающей чувством собственного достоинства.
4. Диверсификация и вариативность образования – предусматривает разностороннее разнообразное развитие учащихся, посредством организации различных образовательных учреждений, имеющих разные виды и типы направленности обучения. В настоящее время открывается все больше колледжей, лицеев, гимназий и т.д., каждый из которых имеет определенную направленность в обучении и углубленное изучение отдельных учебных дисциплин.
5. Интегративность образования – направлено на осуществление преемственности между всеми ступенями образования, начиная с детского сада. Все чаще возникают такие комплексные образовательные учреждения как «детский сад – школа» или «школа – институт». Данные учреждения сотрудничают между собой, путем реализации преемственности, усиления межпредметных связей, создания разнообразных интегративных курсов и т.д.
6. Психологизация образования – процесс обучения направлен не только на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, но и на развитие мышления. Современное общество требует от подрастающего поколения умения мыслить в различных ситуациях, принимать решения быстро, решать проблемные ситуации качественно и не стандартно. Все это достигается путем развития у детей различных видов мышления, при проведении в рамках образовательного процесса психологических исследований и интеграции практической психологии и педагогики в образовательный процесс.
7. Переход от информативных методов обучения к активным – включение в процесс обучения элементов проблемности, научного поиска, исследовательской и проектной деятельности. Все это способствует тому, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем поиска новой информации и ее последующего усвоения. Такого рода обучение способствует не только более качественному усвоению учебных знаний, но и стимулирует развитие творческой и креативной личности.
В соответствии с п. I, 2 ст. 120 ГК РФ учреждения отныне подразделяются на следующие виды [2]:
• частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами);
• государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ);
• муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями).
Под частным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях») [3].
Государственные и муниципальные учреждения в свою очередь, могут быть бюджетными или автономными.
Понятие бюджетного учреждения не является новым, оно и ранее было закреплено в п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ [1], однако Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ конкретизировал содержание этого понятия: казенные предприятия и автономные учреждения, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не могут признаваться бюджетными учреждениями.
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях») [4].
Общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в 19,2% (351,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают роста рынка в целом до 2 трлн рублей, и согласно их прогнозам, доля частного бизнеса сократится до 18,9%, хотя в абсолютном выражении этот сегмент ждет небольшой рост до 385,4 млрд рублей.
Российский образовательный рынок отличает большая доля «государственности». Сегодня учредителем большинства учреждений выступает государство, а большинство граждан выбирает для своих детей именно государственные детские сады, школы, техникумы и вузы. Это связано со многими факторами – прежде всего, с низким уровнем доходов населения, и этот факт лишает импульса для развития негосударственного сектора.
Так провалился проект по открытию частного дошкольного учреждения в республике Хакассия в 2015 году: местные власти за счет республиканского бюджета провели реконструкцию здания, выделили грант, но ни один предприниматель не выразил желания заняться организацией детского сада.
Негосударственный сектор образования развивается в столице и исключительно в крупных городах, по статистике больше всего частных организаций действует в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области и Краснодарском крае. По данным Минобразования, в ряде регионов вообще нет частных учреждений, например, в Алтае, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Чукотской АО, Еврейской автономной области [6].
Но ситуация с каждым годом меняется, хотя в разных сегментах рынка тренды разнонаправленные. Так, значительно выросло число частных дошкольных учреждений, и этот сегмент является на сегодня одним из самых развитых в области частного образования.
Следующим шагом стала модернизация региональных систем дошкольного образования, одним из направлений этого проекта стало развитие всех альтернативных видов дошкольного образования на базе частных детских садов и групп по присмотру и уходу за детьми. Это привело к росту числа частных детских садов — на 1 ноября 2019 года во всех регионах было зарегистрировано 1 438 частных садика, которые посещают 113 тыс. детей. Самое большое количество таких учреждений – в Самарской области, республике Саха-Якутия и ЯНАО.
Авторы доклада о российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий видят в этом сегменте большой потенциал, поскольку пока доля частных садов в общем объеме еще не велика — всего в России, по данным Росстата на конец 2018 года, насчитывалось 50 115 организаций дошкольного образования. На сегодняшний день, по нашим подсчетам, государственный сектор занимает порядка 93% рынка, однако, учитывая общий объем рынка, оставшиеся 7% в денежном выражении составляют внушительную сумму. При наметившейся динамике проникновения бизнеса в сферу общего дошкольного образования мы прогнозируем, что рынок частных услуг в ней к 2021 году вырастет на 6,5 млрд рублей [8].
Развивается и сегмент частного общего среднего образования. Ежегодно в стране открывается 30-36 частных школ, самое большое их число приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Всего на начало года в стране действовало 819 частных организаций, в которых проходили обучение 114 тыс. детей (общее количество школ в России по состоянию на 2016 год — 43 374).
В большей же степени частным сектором сегодня охвачен сегмент дополнительного школьного образования, который на 100% приходится на частный бизнес. Его развитие также связано с «майскими указами», согласно которым 75% детей в возрасте от 7 до 18 лет должны быть охвачены дополнительной программой образования, прежде всего, технической и научной направленности. Ежегодно количество организаций, оказывающих такие услуги, увеличивается в 3,5 раза, в 2018 году в них обучалось 67 тыс. детей.
Самый большой охват школьников допобразованием демонстрирует Московская, Белгородская области, ХМАО, Хабаровский край. Общий объем рынка дополнительных образовательных услуг для школьников по итогам 2018 года оценивался в 130,3 млрд рублей и по прогнозам, в среднем показатель будет увеличиваться на 2–3% в год, к 2021 году достигнув 149,2 млрд рублей.
Но в двух сегментах сферы образования ситуация с развитием частного сектора не столь радужная – речь идет о среднем профессиональном и высшем образовании. На конец 2018 года в России действовало всего 283 частных профессиональных образовательных организаций, всего в них обучается 168 тыс. студентов, и за два года число таких организаций выросло на 40 структур [9].
Число частных вузов и вовсе сокращается — если в 2016 году в России действовал 401 негосударственный вуз, то в 2018 году их осталось 316 (всего в стране функционирует 896 организаций высшего образования). И, несмотря на то, что в таких вузах законодательно предусмотрены квоты на обучение студентов за счет государства, их активность снижается, и в 2019 году только 23 заведения приняли участие в таком распределении (на 38% меньше, чем годом ранее).
В 2018-ом негосударственные вузы в виде платы от студентов получили около 33,9 млрд рублей, и по прогнозам к 2021 году объем поступлений сократится до 26 млрд рублей. Справедливости ради стоит отметить, что, начиная с 2009-го устойчиво уменьшается количество учреждений высшего образования, снижается и численность обучающихся в них студентов. И эта тенденция характерна как для государственных и муниципальных вузов, так и для частных.
В ближайшее время будем наблюдать перетекание студентов из системы высшего образования в систему среднего профобразования — в основном на программы подготовки специалистов среднего звена. Прогнозируемый экспертами темп роста численности студентов в частном секторе профобразования в 2021 году составит 47%.
Для развития этого сегмента рынка планируется снять ограничения по лицензированию программ в профучреждениях. Чтобы профессионалы, которые хотят и могут передать свои знания, мастерство, технологический потенциал молодежи, могли бы приходить в такие учреждения и формировать свои программы [10].
В целом, эксперты видят большой потенциал в развитии онлайн-образования во всех сегментах рынка. Среднегодовой прирост этой индустрии в России составляет, по разным оценкам, 17–25%. Если в 2016 году на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% (20,7 млрд рублей) всего рынка, то к 2021 году эксперты ожидают роста доли до 2,6% (53,3 млрд рублей).
Самый активный рост ожидается в сегментах дополнительного школьного и дополнительного профессионального образования. Впрочем, эксперты считают, что препятствием на пути активного развития цифрового образования может стать слабая IT-грамотность участников образовательного процесса, а также система образования в России, которая чрезвычайно централизована и остается главным образом государственной.
Список использованной литературы:
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019)
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
Алдакимов, А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко – педагогический и социальный аспекты / А.Н. Алдакимов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 3-9.
Галактионова, Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 795-797.
Кричевский, В.Ю. Качественная оценка реформы системы образования в России / В.Ю. Кричевский // Непрерывное образование. 2017. № 3 (21). С. 8-14.
Прокудина, Е.Д. Сравнительный анализ систем образования в России и за рубежом / Е.Д. Прокудина // Интеграция наук. 2017. № 6 (10). С. 98-105.
Соколова, Е.В. Система образования в РФ: модель системы образования в перспективе 2020 года / Е.В. Соколова // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 5. С. 147-152.