Что значит московское государство
Московское государство: история, состав, значение
Одним из важнейших периодов в истории России было время Московского государства. Оно формировалось в течение XIV и XV столетий из разных удельных княжеств русской земли. С одной стороны, единое централизованное государство стало преемником распавшейся Киевской Руси, многое восприняв от нее. С другой стороны, Московское великое княжество, а затем царство, было новым политическим образованием. Оно существовало до начала XVIII века, когда при Петре I Россия стала империей со столицей в Санкт-Петербурге.
Таким образом, история Московского государства по своему значению занимает одно из центральных мест в судьбе нашего отечества. В науке исследуется широкий круг проблем, относящийся к этому времени.
Где и кем было создано Московское государство?
Первым князем, при котором началось дело собирания русских земель, считается Иван Данилович Калита. Он правил с 1325 до 1340 года. Объединение княжеств вокруг Москвы продолжалось при его сыновьях Симеоне Гордом (1340–1353) и Иване II Красном (1353–1359), внуке Дмитрии Ивановиче Донском (1359–1389), правнуке Василии I Дмитриивиче (1389–1425), при сыне последнего Василии II (1425–1462) и завершилось в правление Ивана III Васильевича (1462–1505). Политическим событием, с которого обычно в науке начинают следить за процессом формирования единого государства, считается получение Иваном Калитой в 1328 году от хана Золотой орды ярлыка на великое княжество Владимирское, который потом, кроме одного непродолжительного исключения, оставался в руках его преемников до свержения монгольского ига. Ярлык давал право московским князьям от имени хана решать все споры в русской земле и собирать дань с нее для Золотой орды. Завершением централизации считается присоединение в 1485 году Тверского княжества, поскольку это был последний центр, претендовавший на самостоятельную политику.
В состав Московского государства вошли земли северо-восточной, северо-западной и частично юго-восточной Руси. Западные и юго-западные территории были присоединены Великим княжеством Литовским, у которого впоследствии некоторая их часть была отвоевана. Основными наиболее крупными княжествами, объединившимися вокруг столичного, были Владимирское, Ростовское, Ярославское, Нижегородо-Суздальское, Тверское, Новгородское, Рязанское, Смоленское, Псковское. Центром государства стали северо-восточные земли.
Предпосылки к объединению княжеств вокруг Москвы
После распада Киевского государства и подчинения удельных княжеств Монгольской империи духовное единство народа сохраняла Русская православная церковь. В деле собирания земель она помогала московским князьям. Задача избавления от ига завоевателей, постоянная внешняя угроза привели к осознанию необходимости создания централизованного государства. Северо-восточная Русь заселялась позже других территорий. Еще в XII веке при Юрии Долгоруком здесь только начиналось широкое строительство городов. Усобицы на юге вызвали приток населения отсюда на северо-восток, где жили финские племена. Постепенно на этой территории складывалась единая великорусская народность, что стало одной из предпосылок объединения земель. Постепенный упадок Золотой орды, ее внутренние междоусобицы привели к уменьшению количества разорительных набегов. Хозяйство княжеств стало постепенно восстанавливаться. Земледельцы из-за необходимости искать защиту от набегов переходили под покровительство бояр, которым за их службу князья давали земельные пожалования. Это вело к росту крупного землевладения и сокращению мелкого, что в тех условиях вызвало в целом подъем экономики.
Почему столицей стала именно Москва?
Начиная с правления Ивана Калиты глава Русской православной церкви имел центром своего пребывания Москву. Это имело большое влияние на народ, для которого был очень важен выбор митрополитом места постоянного проживания. В науке считается, что географическое положение города среди лесов защищало его от набегов и было благоприятно для разных отраслей сельского хозяйства. Получение московскими князьями ярлыка на великое княжение позволяло им по своему усмотрению использовать собранную для орды дань и влиять на ситуацию в других княжествах. Умелая политика правителей считается еще одной причиной возвышения Москвы.
Внутреннее устройство и экономика
Во главе государства стоял великий князь, впоследствии – царь. Его власть признавалась самодержавной. При ведении дел он опирался на боярскую думу. Постепенно по мере необходимости возникали центральные органы управления – приказы. Некоторые из них заведовали отдельными отраслями, например, финансами, военным делом, а некоторые управляли в целом какой-либо территорией. На места князь посылал своих наместников. Здесь большую роль играло местное самоуправление (выборные старосты, целовальники). Регулярная военная сила состояла из представителей служилого сословия. В целом власть правителя постепенно усиливалась, хотя боярство оставалось влиятельным.
Основу экономики составляло сельское хозяйство. Постепенно росли крупные боярские хозяйства, для работы в которых требовались крестьяне. Поскольку их не хватало, то разными способами ограничивалось право их перехода. Свободные крестьянские хозяйства, как общинные, так и единоличные, сохранялись в большом числе. Постепенно развивалось ремесло и торговля.
Последствия объединения вокруг Москвы
Значение Московского государства в дальнейшем ходе русской истории было велико. Оно избавилось от внешнего ига и само присоединило земли, на которых раньше существовала Золотая орда. Москва стала более влиятельным и сильным участником международных отношений. Прекращение княжеских междоусобиц и защита от набегов позволили больше сил и внимания обратить на решение внутренних задач.
Образование Московского государства
Где было создано Московское государство
Централизованное Русское государство образовалось на территории прежней Киевской Руси. Часть киевских земель до этого принадлежала Литве, Польше и Венгрии, но была возвращена Иваном III и присоединена к Москве. Формирование Московского царства произошло в короткие сроки, так как Руси грозил внешний враг в лице Золотой Орды.
Причины и предпосылки
Предпосылками для объединения русских княжеств вокруг Москвы послужили:
Длительное пребывание под гнётом Золотой Орды привело к ослаблению русских княжеств. Поодиночке они не могли защищаться от внешних врагов – Польши, Литвы, Венгрии.
Причинами, почему столицей стала именно Москва, историки считают:
Политическая ситуация в момент образования
В XIV – XV веках на Руси начал активно формироваться феодальный строй. Сословные различия в то время только начали формироваться. Объединению русских земель во многом способствовала опасность от внешних врагов и необходимость иметь единого сильного князя.
Основал династию московских правителей сын Александра Невского, Даниил Александрович. Москва была получена им в удел от отца в конце XIII века.
Даниил Александрович Московский (1261-1303)
Был младшим сыном Александра Невского. В 1272 году получил в удел слабое и бедное Московское княжество. Приложил все усилия для того, чтобы Москва стала сильным процветающим городом. Женат на Евдокии Александровне, от брака имел 10 детей.
В 1301 году на Дмитровском съезде убедил собравшихся князей прекратить распри. Тогда же отбил нападение татарских войск на Москву.
В 1302 году получил в наследство от племянника княжество Переславль-Залесское. Скончался князь в 1303 году. Накануне смерти принял монашество. В 1791 году канонизирован как святой.
Потомки Даниила увеличили территорию Московского княжества почти вдвое. Это вызвало недовольство и сопротивление тверских князей – двоюродных родственников московских. Однако дипломатия Ивана Калиты послужила выводу Москвы на лидирующую позицию. Карательная экспедиция, высланная в Тверь после гибели ханского сборщика дани, позволила Ивану Калите присоединить к Москве несколько княжеств. Вскоре под защиту московского князя перебирается и митрополит Владимирский.
Внутреннее устройство и экономика
Экономическому росту Московского государства послужило развитие сельского хозяйства. Большое распространение получила пашенная система. Она практически вытеснила другие системы, которые использовались в северных землях – подсечную и перелог.
Подъём хозяйства сопровождался созданием более совершённых орудий труда, расширением посевных земель, освоением новых территорий. Увеличение продуктов земледелия способствовало развитию животноводства и внешней торговли.
Потребность в орудиях производства послужила развитию ремёсел. В результате увеличилось количество людей, отделившихся от земледелия и перебравшихся в города. Между городами и сёлами, а также разными районами Руси стали усиливаться торговые связи.
Наряду с этим, возрастала эксплуатация крестьянства феодалами. Стремительное закрепощение привело к сопротивлению, разбою и бунтам. Многие земледельцы бежали от феодалов в южные земли. Решить проблему можно было только путём создания мощного централизованного государства.
Значение объединения вокруг Москвы
Политические достижения Ивана III и объединение русских земель вокруг Москвы повысили международный авторитет Руси.
Московское государство стало достойным партнёром в глазах европейских и восточных государств. Усилились политические и торговые связи с Неаполитанским княжеством, Генуей, Венецией, Датским королевством. Германский правитель и Римская папская курия стремились заключить политические союзы с Русским царством.
Возросли также связи Московского государства с восточными государствами. В итоге молодое государство приобрело значительное влияние на международные отношения.
Использованная литература:
Московское царство
Московское царство
История России | |
Древние славяне, русы (до IX века) | |
---|---|
Киевская Русь (862—1242) | |
Русские княжества (XII—XVI века) | |
Советский Союз (1922—1991) | |
Российская Федерация (с 1991) | |
Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия» |
Моско́вское госуда́рство, Ру́сское централизо́ванное госуда́рство — название единого Российского государства до XVII века, употреблявшееся в некоторых исторических документах и сочинениях иностранцев XVI—XVII вв., а также в научной исторической литературе (историографии) XIX—XXI вв. [1]
Существует мнение, что названия «Московское государство» и «Московия» появились в Западной Европе под воздействием политических интересов Польши, Великого княжества Литовского и папской курии, так как соединение слова «государство» и наименования его столицы нигде в мире не принято — так и не говорят, и не пишут. А. Л. Хорошкевич полагает, что «внутри бывшего Московского княжества укрепилось иное самоназвание, а „Московским государством“ называли его в Литве». В ее популярной работе 1993 года «Символы русской государственности» читаем: в Вильно «Ивана III упорно именовали князем „Московским“, а страну — „Московским государством“. [2] Долго общаясь с польско-литовскими послами, эту терминологию усвоил и Иван Грозный, хотя официальным названием страны после его венчания на царство в 1547 году стало „Российское царство“».
Содержание
История
Московское государство включало присоединенные при Иване III славянские земли Руси, граничащие с Великим княжеством Московским с запада. Идея собрания всех русских земель в едином государстве, в том числе относившихся к Литве и, впоследствии, к Речи Посполитой, прослеживалась на протяжении всего существования Московского государства и унаследовалась Российской империей.
Мировое признание изменения было различным. Англия охотно признала новый титул Ивана и даже называла его «императором». В католических странах признание пришло позже: в 1576 году император Священной Римской империи Максимилиан II признал Ивана царём всея Руси. [6]
Культура
Примечания
Иван IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе.
Московское государство
Московское государство, Русское государство, Российское государство, Русское централизованное государство, Москва, Московская земля, Московская Русь, Белая Русь, Московия — различные названия единого Российского государства до XVII века, употреблявшееся в некоторых исторических документах и сочинениях XVI—начала XVIII вв., а также в научной исторической литературе (историографии) XIX—XXI вв.
Название
Существует мнение, что названия «Московское государство» и «Московия» появились в Западной Европе под воздействием политических интересов Польши, Великого княжества Литовского и папской курии. Внутри бывшего Московского княжества укрепилось самоназвание «Россия», а „Московским государством“ продолжали называть его в Литве. В популярной работе А. Л. Хорошкевич «Символы русской государственности» читаем: в Вильно «Ивана III упорно именовали князем „Московским“, а страну — „Московским государством“. Как писал в своей работе историк Иван Лаппо,
…национальное государство русского народа, Россию, польская националистическая идеология Русью не признала. Россия, по ее определению, не Русь, а Москва, Московия, и ее народ — москали, а не русские. Пусть гибнет Москва и пусть живет Польская Речь Посполитая, как слитые в одно целое Польша, Литва и Русь!»
— Происхождение украинской идеологии Новейшего времени
Долго общаясь с польско-литовскими послами, эту терминологию усвоил и Иван Грозный, хотя официальным названием страны после его венчания на царство в 1547 году стало „Российское царство“.
Однако, и во времена Петра I даже российские источники продолжали иногда называть Российское государство «Московским». Примером может служить название первой русской газеты, которая издавалась с 1702 года — «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах».
Записки капитана Маржерета (1607):
Российская империя представляет собой часть страны, которую издавна называли Скифией. Словом «скифы» еще и сегодня называют татар, которые прежде были повелителями России, и великие князья некогда владели ею как вассалы татар, зовущихся крымцами. Эти русские с некоторых пор, после того как они сбросили иго татар и христианский мир кое-что узнал о них, стали называться московитами — по главному городу Москве, который носит княжеский титул, но не первый в стране, так как государь именовался некогда великим князем владимирским и теперь еще называет себя великим князем владимирским и московским. Поэтому ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, т. е. русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов. Но нужно также знать, что есть две России, именно: та, что носит титул империи, которую поляки называют Белая Русь, и другая — Черная Русь, которой владеет Польское королевство и которая примыкает к Подолии. Господином этой Черной Руси называет себя польский король в своих титулах, когда говорит: великий князь литовский, русский, прусский и т. д. Об этом я хотел предуведомить читателя, чтобы он знал, что русские, о которых здесь идет речь, — это те, кого некогда называли скифами, а с некоторых пор ошибочно называют московитами, поскольку московитами могут называться жители всего лишь одного города; все равно как если бы всех французов стали называть парижанами по той причине, что Париж — столица королевства Франции, да и то с большим основанием, поскольку Париж — столица с незапамятных времен, а Москва является ею всего лишь сто или двести лет. Также сокращенный титул их государя — Zar Hospodar y Veliquei knes N. fsia Russia, что следует, собственно, понимать, как «король, господин и великий князь нас, всех русских» или «всей России», можно понимать и так; но не московитов или Московии. А чтобы отличать Черную Русь от этой последней, поляки все расположенное по ту сторону Днепра называют Белой Русью. Без этого различия можно подчас не разобраться в этом сочинении, в котором говорится только о Белой Руси, некогда Скифии, а ныне Московии.
История
Великое княжество Московское (конец XV—середина XVI века)
Русское государство, кроме великого княжества московского, включало соседние с ним, присоединенные при Иване III главнейшие территории Великороссии: Новгородская республика, великие княжества: Тверское, Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское, города, отвоеванные у Литвы: Новгород-Северский, Чернигов, Брянск. Идея собирания всех русских земель в едином государстве, в том числе относившихся к Литве и, впоследствии, к Речи Посполитой, прослеживалась на протяжении всего существования Российского государства и унаследовалась Российской империей.
Иван III после присоединения Твери в 1485 г. (или ранее при завоевании Новгородской республики в 1471 г.) официально принял титул «Государь всея Руси»: Так в марте 1498 г. в Литву было направлен кн. В. В. Ромодановский. Посольство должно было, в том числе, добиться признания Литвой за Иваном III титула великого князя «всея Руси»
Свержение монголо-татарского ига
Распад Золотой Орды на несколько ханств, который был предопределён ещё разгромом Тохтамыша Тимуром в 1395 году, дал возможность московским князьям проводить по отношению к каждому из них самостоятельную политику. Образованное на средней Оке при Василие Тёмном Касимовское ханство было союзником Москвы. Казанское ханство стало объектом постоянного военного давления Москвы, в ходе которого в 1487 году Иван III принял титул «князя Болгарского». Крымское ханство после попытки хана Большой Орды Ахмата захватить его стало вассалом Османской империи, союзником Москвы и противником короля польского и великого князя литовского Казимира IV. Во время стояния на Угре в 1480 году крымский хан предпринял поход на южнорусские владения Казимира и тем самым отвлёк его силы от московско-ордынского противостояния. И хотя генерального сражения не произошло, Ахмат потерял власть в Орде, через год был убит, а в 1502 году Большая Орда была разделена между разными ханствами.
Расширение границ и централизация управления
В правление Ивана III и Василия III завершился процесс расширения внешних границ великого княжества Московского за счёт других русских земель, не принадлежащих великому княжеству Литовскому. Основными этапами в этом стало присоединение Новгородской республики (1478), Тверского великого княжества (1485), Псковской республики (1510) и Рязанского великого княжества (1521).
Одновременно с этим шёл процесс увеличения великокняжеских владений за счёт ликвидируемых уделов и раздача земель московским дворянам под условием службы — поместья, которые сначала были пожизненными держаниями, а с начала XVI века — потомственными. Централизации управления способствовало издание общерусского свода законов, который, в частности, защищал интересы помещиков путём ограничения перехода крестьян осенним Юрьевым днём.
Русско-литовские войны XV—XVI веков
После успехов Москвы в борьбе против татарских ханств князья удельных верховских княжеств вместе с землями перешли с литовской службы на московскую, что стало причиной первой из русско-литовских войн рубежа XV—XVI веков. В 1500 году внук основного соперника Василия Тёмного в борьбе за власть XV—XVI веков, Василий Иванович Шемячич, князь новгород-северский и рыльский, также перешёл на московскую службу. В результате второй войны треть территории великого княжества литовского отошла к Москве. После этого Литва вступила в союз с Крымским ханством. В результате четвёртой войны (1512—1522) к Москве отошли смоленские земли.
Государство и церковь
В правление Ивана III в среде церковных иерархов возникли разногласия по вопросу о церковных имуществах. Группу, отстаивающую допустимость значительных церковных владений, возглавлял Иосиф Волоцкий («иосифляне»), а группу, выступающую за их недопустимость — Нил Сорский («нестяжатели»). Светская власть первоначально склонялась к поддержке второй группы, видя в этом возможность увеличения великокняжеских владений, но не решилась на масштабные секуляризации (за исключением, в частности, включения в состав великокняжеских владений части земель новгородского архиепископа после присоединения Новгородской республики к Московскому княжеству).
Русское царство (1547—1721)
В 1547 году Государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич (Иван IV Грозный) был коронован Царём Всея Руси, и принял полный титул: «Мы, великій государь Иванъ, Божіею милостію царь и великій князь всеа Русіи, Владимирскій, Московскій, Новгородцкій, Псковскій, Резанскій, Тверскій, Югорскій, Пермскій, Вятцкій, Болгарскій и иныхъ», впоследствии добавилось «Казанскій, Астараханскій», «и всеа Сибирскіе земли повелитель».
Новый титул русского самодержца стал в полном объёме соответствовать исторической реальности после покорения Казанского и Астраханского ханств. Поэтому лишь в 1557 году московские политики и дипломаты обратились к патриарху Константинопольскому с просьбой утвердить царское венчание. В 1561 году оно было утверждено грамотой, данной от имени Собора и патриарха Константинопольского Иоасафа II.
Мировое признание изменения было различным. Англия охотно признала новый титул Ивана и даже называла его «императором». В католических странах признание пришло позже: в 1576 году император Священной Римской империи Максимилиан II признал Ивана царём всея Руси.
Московское государство: особенности возникновения и развития
Колонизация земель на Северо-Востоке началась примерно в Х—XI вв. Скорее всего пионерами были новгородцы, которые активно колонизировали окружающие территории. Миграция из района Киева интенсивно началась в XII в., а может быть и несколько раньше. Междуречье Волги и Оки было заселено народами финской (или финноугорской) группы:
меря, мордва, марийцы (черемисы), мурома. Жили здесь также вятичи, кривичи. О жизни этих народов в древности известно мало. До наших дней сохранились мордва, марийцы. По особенностям их культуры можно судить о прошлом. Большинство финских племен было постепенно ассимилировано (обрусели). Земли заселялись быстро, однако в отличие от Киевской Руси городов здесь было мало, господствующим типом селений были деревни. Считается, что именно смешение русских славян с финнами Положило начало формированию русского народа — великороссов. Они отличались от русских славян Киевской Руси. Жили в другой географической среде — в лесах, а, не в степи. Другим был и образ жизни, а жизнеобеспечение требовало больших физических усилий, тяжелого труда. Произошло некоторое изменение физиологического типа. Если на древних киевских иконах мы видим овальные, тонкие лица, то в Суздальской земле тип другой — круглое лицо, мягкие (невыраженные) черты лица и т.д.
Произошли изменения и в ментальности. Это отразилось прежде всего в языке, в восприятии окружающего мира, в отношении к природе. Приверженность православию сохранилась, но языческие традиции усилились.
Однако не меньшее, а может большее влияние по сравнению с финским элементом на формирование русского народа и его общественной организации оказал монголо-татарский фактор. Проблема монголо-татарского влияния всегда волновала русское общество. Две крайние позиции противостоят друг другу.
1. Монголо-татарское иго принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их государственность. Эту позицию защищали С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов, М. Покровский. Традиционна она и для советской историографии на протяжении 75 лет. Главная идея заключалась в том, что Россия развивалась в период монголо-татарского нашествия по европейскому пути, но начала отставать из-за масштабных разрушений, человеческих потерь, необходимости платить дань.
2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Впервые эту мысль высказал Н.М. Карамзин, а затем ее развили Н.И. Костомаров, Н.П. Загоскин и др. В XX в. эти идеи развивали евразийцы, которые считали Московское государство частью Великого Монгольского государства. Есть авторы (например, В. В. Леонтович), которые утверждали, что и крепостное право было заимствовано Россией у монголов.
Прежде, чем определить позицию, давайте посмотрим на исторические реалии. Обратите внимание: общеупотребительное по отношению к нашествию — монголо-татарское, имеет чисто символический характер. Русский летописец, описывая битву на реке Калка в 1223 г., характеризовал их как «языци незнаеми. им же никто же добре не весть, кто суть». Прошло более семи с половиной столетий. Но историки, как и древний летописец, констатируют, что этническая принадлежность народа, пришедшего на берега реки Калка в 1223 г., не ясна. Собственно монголы составляли лишь небольшую часть огромной армии завоевателей. (Вряд ли современные монголы имеют прямые этнические связи с древними монголами, которые или погибли в боях или остались в завоеванных странах.) Более определенно можно сказать о населении Золотой Орды. Известно, например, что в XIV в. основную массу ее населения составляли потомки половцев и других кочевых народов причерноморских степей. Таким образом, когда речь идет о «монголо-татарах» или «татаро-монголах», либо просто «татарах» или «монголах», под этим названием подразумевается не полностью определенный народ, а возникшее в начале XIII в. объединение десятков кочевых племен, где монголы составляли малую часть. Кто бы они ни были, нашествие крайне разрушительно сказалось на состоянии русских земель: они были отброшены на столетия назад. В чем это выразилось? В районах нашествия были разрушены города, села, культурное земледелие, ремесла. По подсчетам археологов в XII—XIII вв. на Руси было 74 города. 49 были разорены Батыем, причем, в 14 из них жизнь не возобновилась, а 15 городов превратились в села. Запустели пашни, зарастая бурьяном и лесом, исчезли многие ремесла.
Сократилась численность населения Руси. Люди гибли, многие попадали в плен и превращались в рабов. Источники сообщают о тысячах русских рабов в Орде. Если речь идет о тысячах, то по отношению к численности населения того времени — это много. Ведь средние города — Ростов, Рязань имели население не более 1000 человек. А самые крупные — Киев, Чернигов, Владимир — 20—30 тысяч жителей. Поэтому масштаб рабства резко возрос. В рабство уводили прежде всего искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа. Русских невольников продавали в Египет, охотно покупали их в Италии. Особенно высоко ценились русские женщины. Известно, что в 1429 г. за 17-летнюю русскую девушку была заплачена самая высокая цена, которую когда-либо платили за рабов — 2093 лиры. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае, в других азиатских странах.
1. Яса Чингисхана, правовой кодекс монголов, на территории Руси не действовала. Не создали они и специальных законов для нее. На Руси действовали собственные правовые нормы (они нашли отражение в судебниках).
3. Русь сохранила свою духовную основу — православие. Сначала языческая, а затем мусульманская Золотая Орда не настаивала на смене веры.
Из сказанного очевидно: нет оснований говорить, что в период монголо-татарского нашествия Северо-Восточная Русь стала составной частью Золотой Орды. Речь может идти о ее зависимости от Золотой Орды и монголо-татарском влиянии на процесс формирования русского народа и Московского государства. При чем это влияние было не прямое, а опосредованное. Влияли сам факт господства над русской землей и атмосфера насилия на протяжении двух с лишним столетий. Стремясь вернуть независимость, создавая свое государство с центром в Москве, русские многое перенимали из общественной организации противника.
С XIII по XVI вв. в Европе шло складывание современной цивилизации в острой политической и религиозной борьбе. В общественно-политической жизни боролись две тенденции.
Первая тенденция: за сохранение средневекового общества с приоритетом католических ценностей. Священная Римская империя или, как было сформулировано в XV в. — «Священная Римская империя германской нации» — наиболее ярко представляла эту тенденцию. Максимилиан I видел в Римской империи осуществление идеи «Божьего государства» на Земле. Наибольшего расцвета эта империя достигла при Карле V, последнем императоре, получившем корону из рук папы римского. Усиление исламской Турции, государства восточного типа, подпитывало эту тенденцию. Однако прошлое разрушалось. Сфера действия этой тенденции суживалась.
Вторая тенденция: образование национально-территориальных государств светского типа, с рациональным мировосприятием, автономией личности. Оно было связано с формированием гражданского общества и ограничением прав власти законом. Эту тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. Вторая тенденция побеждала. В первой половине XVII в. рухнула Священная Римская империя — оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат независимых государств.
В XVII в. предпринимались попытки связать начало русской истории с Библией, доказать, что непосредственные предки славян происходили от легендарного праотца Ноя. Дело в том, что правнука Ноя, сохранившего жизнь человеческую и животную во время всемирного потопа, звали Скифом. А старших сыновей Скифа — Словеном и Русом. Отсюда выводили самоназвание народа и страны.
Раздробленная Северо-Восточная Русь не могла противостоять Золотой Орде, обеспечить независимость; Она нуждалась в своей государственности. В XIV—XV вв. на этой территории сложилось централизованное государство со столицей в Москве. Становление государства в русских землях развернулось в соответствии с первой, средневековой тенденцией в Европе. Почему не по второй, прогрессивной? Прежде всего, Северо-Восточная Русь с татаро-монгольским нашествием оказалась изолированной от Запада. Русские княжества как бы исчезли с европейской исторической сцены, выпали из поля зрения западных писателей. Закрылся путь из варяг в греки, были прерваны и другие связи с Европой. Контакты были редки, иностранцы единично посещали Московию. Ее изоляция усилилась с падением Византии в 1453 г. Русская православная церковь обрела самостоятельность (автокефальность). Но одновременно Россия оказалась отрезанной от христианского мира. Церковная жизнь в Московском государстве приобрела черты фанатизма, расцветал культ жертвенности. Особенно почитаемы в обществе стали юродивые, блаженные, пустынники, отшельники, затворники и т.п. Церковь проповедовала покорность судьбе, смирение, оказывала колоссальное влияние на жизнь государства и повседневную жизнь граждан.
Если на Западе общество в трудной борьбе, но освобождалось от влияния церкви’ и церковных догматов, то в Московском государстве — наоборот. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество, подвиг во имя Христа, общества, а интересы личности были забыты. Духовным символом Московского государства стал Сергий Радонежский — духовный отец Дмитрия Донского. Какие черты Сергия в исторической традиции превратили его в святого: кротость, смирение, скромность и трудолюбие, умение незаметно и тихо, но неуклонно и твердо совершать свой подвиг, нести свой крест. Причем суть подвига Сергия — в служении обществу, Христу.
Под угрозой падения от ударов Османской Турции, Византия повела переговоры с Папой Римским о соединении православной и католической церквей (расчет на то, что все христиане встанут на защиту Византии). Римский Папа отнесся благосклонно к этой идее и было решено провести Вселенский собор для заключения унии (союза) между православной и католической церквами.
Великий князь Василий II Темный не рекомендовал Московскому митрополиту из греков Исидору ехать на собор. Более того он предупреждал, что Москва не примет унии. Митрополит, будучи сторонником объединения, все-таки поехал. Собор открылся во Флоренции 5 июля 1439 г. Папская курия и константинопольская патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов и верхоглавенстве Римского Папы при сохранении православных обрядов и богослужения.
Произошла интенсификация духовной жизни. Для этого времени характерно движение монашеских идеалов в общество. Стирается грань между монастырем и миром. Именно этот период в русской истории с интенсивной духовной жизнью, идеалами духовного подвижничества получил название Святой Руси.
Существенным оказалось влияние Золотой Орды в общественной организации. Уже к концу XV в. (при Иване III) сложилась неограниченная единоличная власть Московского Князя. В обществе устанавливались отношения подданства, как на Востоке, а не вассалитета, как на Западе. Западный институт вассалитета предполагал отношения двух договаривающихся сторон, которые обе были связаны взаимными правами и обязательствами. Вассальные отношения, утвердившиеся в древности, постепенно ликвидировались. Отменены право вассала поменять сюзерена, иммунитет (автономия). Бояр, которые представляли интересы земель, стали вытеснять служилые люди, дворяне (дворовые люди по службе известны с XII в.). Это — государственная бюрократия, которая постепенно стала опорой усиливающейся власти. Боярская дума сохранялась длительное время. Используя ее, бояре пытались отстаивать автономию общества от власти, но безуспешно. Роль ее падала. В Московском государстве шел процесс нивелирования личности, уничтожения автономии общества и полного подчинения ее власти. Московские князья требовали беспрекословной покорности подданных и имели практически безграничную власть. Не только простой хлебопашец, но и знатный боярин был лишь холопом князя.
Так же, как в свою очередь, князь был лишь ханским холопом.
Белозерская уставная грамота 1488 г. ввела в закон отношения подданства. Все были уравнены перед лицом государственной власти: феодалы и черные люди, светские и церковные. Все становились подданными государства, целиком от него зависели. Сигизмунд Герберштейн, посол империи Габсбургов, посетил Москву в 1517 и 1526 г. Будучи представителем не самой передовой державы, он был поражен московскими порядками. Особенно удивительным показалось могущество Василия III. «Властью, которую он имел над своими подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира. Всех одинаково гнетет он жестоким рабством. » И далее: «Все они называют себя холопами, то есть рабами государя. ».
Любопытно, как шло становление самоназвания русского государства. В момент завершения образования единого Московского государства и обретения независимости (в 1478 г., 1480 г.) его глава, великий князь Московский и Владимирский Иван III усвоил титул князя Всея Руси, провозгласив тем самым себя преемником князей Киевских, прокламировав права на территории Древней Руси. Следует отметить, ни Литва, ни Польша, ни другие западные соседи такого названия не приняли. Они не признавали прав Москвы на западные и северо-западные (Новгород) земли. Московия, Московского государство — употреблялось такое название. В остальных странах Европы, которые были далеки от борьбы в этом регионе, закрепилось название — Русия. Русь стала Россией в 1547 г. после венчания Ивана IV на царство. Официальное наименование страны стало — Российское государство или Россия. Однако у западных соседей еще долго было в ходу название — Московское государство (в Речи Посполитой, например). В период смуты временами исчезало слово Россия и в Москве, поскольку территория крайне сузилась. Любопытно, что первый царь из династии Романовых, был избран на престол Московского царства Российского государства. В XVII в. окончательно за страной закрепилось название — Россия.
Решающую роль в том, как пошло развитие Московского государства, сыграло монголо-татарское нашествие.