Что значит морфологический разбор существительного 4 класс
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имени существительного — это указание постоянных и непостоянных признаков существительного как самостоятельной части речи.
Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор существительного. Приведем образец и примеры разбора существительных, имеющих разную грамматическую форму.
Прежде чем узнать, как выполнить морфологический разбор существительного, напомним, какие слова можно отнести к этой части речи.
Как выполнить морфологический разбор имени существительного?
Приняв о внимание это определение, морфологический разбор имени существительного начинаем с указания части речи и общего грамматического значения.
Общее грамматическое значение имени существительного заключается в способности обобщённо называть предмет.
Затем выявим постоянные признаки имени существительного:
У некоторых существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком, если эти существительные имеют форму только единственного или множественного числа.
Остальные признаки являются непостоянными. Существительные изменяются по падежам и числам.
Морфологический разбор существительного закончим указанием его синтаксической роли (какой член предложения). Имя существительное может быть любым членом предложения как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство).
Эти этапы разбора существительного как части речи представим в виде плана.
План морфологического разбора существительного
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Источник изображения: http://razum.myinsales.ru
В предложении может быть несколько существительных. То существительное, которое требуется разобрать как часть речи, указывается цифрой 3 справа над ним. Приведем примеры морфологического разбора существительного.
Образцы разбора
Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.
I. Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
У меня над головой яркая синева неба³.
I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Слово «неба» поясняет существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:
Синева неба = небесная синева.
I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.
I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Видеоурок
Морфологический разбор слова в начальных классах
Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.
Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.
Морфологический разбор существительного
1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.
3. Указать признаки:
род (мужской / женский / средний);
склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)
падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);
число (единственное / множественное).
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени существительного
Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».
Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.
Начальная форма — котёнок.
нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;
в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.
4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).
Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.
Котята — сущ., погнались (кто?) котята;
Н.ф. (начальная форма) — котёнок;
Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;
4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).
род прилагательного, падеж, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени прилагательного
Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».
Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.
Начальная форма — красивый.
В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.
Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.
Красивая (мелодия) — прилаг.;
Мелодия (какая?) — красивая — определение.
Морфологический разбор имени числительного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.
(для количественных: целое/дробное/собирательное);
число и род (если есть);
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени числительного
Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».
Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;
Начальная форма — двое;
Постоянные признаки: простое, собирательное;
непостоянные: в форме именительного падежа;
Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.
Во дворе меня ждали двое товарищей.
Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;
4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.
Больше интересных материалов:
Морфологический разбор местоимения
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),
б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора местоимения
Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».
Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.
Начальная форма — ты.
Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.
Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).
Я позвоню тебе в пятницу вечером.
Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;
4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.
Морфологический разбор глагола
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.
спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),
время (прошедшее / настоящее / будущее),
лицо (если есть), род, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора глагола
Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».
Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.
Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;
глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.
4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).
Снег усиливался с каждой минутой.
Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;
I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.
Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.
Морфологический разбор наречия
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Морфологические признаки (неизменяемость).
Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора наречия
Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».
Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.
Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).
На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.
Памятка. Морфологический разбор имени существительного (4 класс)
Морфологический разбор имени существительного.
1. Общее грамматическое значение (предмет)
1. (На) домах – сущ., обозначает предмет (где? На чём?)
2.Начальная форма (И.п., ед.ч.)
3. Постоянные признаки:
-одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение
3. Пост. призн.: неодуш., нариц., м.р., 2 скл.,
4. Непостоянные признаки:
4. Непост. призн.: мн.ч, П.п.
5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
5. Лежит (где?) на домах.
Морфологический разбор имени существительного.
1. Общее грамматическое значение (предмет)
1. (На) домах – сущ., обозначает предмет (где? На чём?)
2.Начальная форма (И.п., ед.ч.)
3. Постоянные признаки:
-одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение
3. Пост. призн.: неодуш., нариц., м.р., 2 скл.,
4. Непостоянные признаки:
4. Непост. призн.: мн.ч, П.п.
5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
5. Лежит (где?) на домах.
Морфологический разбор имени существительного.
1. Общее грамматическое значение (предмет)
1. (На) домах – сущ., обозначает предмет (где? На чём?)
2.Начальная форма (И.п., ед.ч.)
3. Постоянные признаки:
-одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение
3. Пост. призн.: неодуш., нариц., м.р., 2 скл.,
4. Непостоянные признаки:
4. Непост. призн.: мн.ч, П.п.
5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
5. Лежит (где?) на домах.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Проверочная работа по окружающему миру на тему «История Отечества» (4 класс)
Проверочная работа по окружающему миру на тему «Органы чувств» (4 класс)
Тест по математике на тему » Сколько всего? Произведение» ( 2 класс)
Тест по математике на тему » Ответ в записи разности чисел» ( 2 класс)
Тест по математике на тему » Выражения с разными значениями» ( 2 класс)
Презентация к уроку обучения грамоте. Сопоставление звуков по звонкости и глухости.
Презентация по литературному чтению 4 кл
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5360030 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Памятка. Морфологический разбор имени существительного 4 класс.
Морфологический разбор имени существительного
Часть речи. Общее значение.
— начальная форма (именительный падеж единственного числа).
— собственное или нарицательное;
— одушевлённое или неодушевлённое;
3. Синтаксическая роль (член предложения).
Книга – сущ., предмет (что?).
2. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.;
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-289992
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
3.2.3. Морфологический разбор имён существительных
План разбора имени существительного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | собственное или нарицательное; | ||
2 | одушевлённое или неодушевлённое; | ||
3 | род; | ||
4 | склонение; | ||
5 | число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | число (если слово изменяется по числам); | ||
2 | падеж. | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении). |
Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
(шедшем) (из) Петербурга
(в отделении) (для) курящих