Что значит морфемный разбор слова 5 класс
Морфемный разбор слова
Всего получено оценок: 1457.
Всего получено оценок: 1457.
Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.
Что такое морфемный разбор
Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.
Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части слова (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.
Такой разбор ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.
Как разобрать слово по составу
Существует устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.
Итак, как сделать морфемный разбор?
Надо выделить окончание. Для этого следует изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))
В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.
Затем надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что
Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).
Примеры
Приведем примеры морфемного разбора слов.
Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)
-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)
Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).
Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).
Приставка пред- (зимний – пред-зимний).
Что мы узнали?
Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.
Морфемный разбор слова – примеры (5 класс, русский язык)
Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.
Что такое морфемный разбор
Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.
Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.
Такие разборы ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.
Как разобрать слово по составу
Существуют устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.
Итак, как сделать морфемный разбор?
Надо выделить окончание. Для этого надо изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))
В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.
Надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что
Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).
Например, слово «кружочек» произошло не от слова «круг», а от слова «кружок» (а вот «кружок» – от «круг», но нам надо не «дедушку», а «папу» слова найти).
Примеры
Приведем примеры морфемного разбора слов.
Чашечка.
Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)
-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)
Предзимний
Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).
Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).
Приставка пред- (зимний – пред-зимний).
Что мы узнали?
Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.
Морфемный разбор слова
Урок 53. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Морфемный разбор слова»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Что мы знаем о морфемах?
· Что обозначают разные морфемы?
· Как разобрать слово по составу?
Мы помним, что морфема – это минимальная значимая часть слова. Такие части слова изучает наука морфемика. Каждая морфема имеет при этом своё значение (свой смысл).
А для того, чтобы научиться разбирать слово по составу, мы отправимся на фабрику разборов.
Наше путешествие мы начнём с первого цеха. Там как раз получили слово «загородная», и ученик мастера Гоша собирается его разобрать.
– Но какую же деталь рассмотреть первой? – Гоша растерян. – Здесь есть и приставки, и корень, и суффикс, а малейшая ошибка сделает разбор неверным.
Мастер Иван Петрович всегда готов помочь ученику.
– Сначала нужно рассмотреть то, что помогает слову изменяться, – подсказал он.
– Понятно! – обрадовался Гоша. – Нужно изменить слово.
Загородный, загородное, загородных… вот эта часть в слове меняется. Выделим её. Это – окончание.
Но что мы можем сказать об окончании? Нужно обратиться в отдел технической информации.
А перед нами как раз прилагательное. И мы можем установить, для чего служит окончание.
Гоша обрадовался и уже собрался разбирать слово на морфемы и дальше. Но его сурово окликнул мастер:
– Эй! Не забудь основное! Что у нас остаётся, если от слова отбросить окончание?
– А что остаётся? – удивился Гоша и быстро связался с техническим отделом. И вот что он узнал.
Мы переходим в следующий цех. И сразу же возникает вопрос: на какую морфему сначала обратить внимание?
Конечно же, на корень. Это – самая главная часть слова.
Вот что сообщили в информационном отделе.
Получается, что для обозначения корня нам нужно подобрать однокоренные слова.
Город, городской, пригородный… Общей частью для всех слов является город.
На очереди – следующий цех, цех суффиксов.
– Но почему не разбирать слово слева направо, подряд? – удивился Гоша. – Ведь приставка стоит перед корнем, а суффикс – после, почему не посмотреть на приставку?
– Считается, что суффикс важнее, – объяснил Иван Петрович. – В конце концов, именно при помощи суффиксов чаще всего образуются слова в русском языке.
В отделе информации об этой морфеме есть такие сведения.
В нашем слове суффикс выделяется легко. Он стоит между корнем и окончанием.
И теперь у нас осталась последняя морфема!
Перемещаемся в следующий цех.
– Чем же так важна эта часть слова перед корнем? – задумался Гоша.
– А ты попробуй выкинуть приставку, – посоветовал Иван Петрович. – Сохранит ли твоё слово своё значение и функции? Без приставки получается – городная, такого слова вообще не бывает!
И в нашем слове выделяется приставка за-. Эта приставка обозначает нахождение по ту сторону, дальше чего-либо. За-городная – та, которая находится вне города.
И теперь нам осталось только свести воедино все, что мы узнали о морфемах в этом слове.
Для этого мы перейдём в последний цех. Здесь создаются инструкции разбора.
Итак, что мы успели узнать о морфемах в слове загородная?
И у нас получился образец морфемного разбора. Но, конечно, это образец устного разбора. Для письменного разбора достаточно просто обозначить морфемы соответствующими знаками. Что мы и сделали.
Так что же нам нужно для морфемного разбора слова?
· Сначала мы обозначаем окончание и основу. Указываем значение окончания.
· Потом мы обозначаем корень и указываем однокоренные слова.
· Затем обозначаем суффикс, указываем его значение.
· Обозначаем приставку и указываем её значение.
А чтобы закрепить всю эту информацию – давайте разберём по составу какое-нибудь слово!
Возьмём слово уборщик.
Сначала нам нужно выделить окончание. И мы сразу же сталкиваемся с трудностью: окончания нигде не видно. Изменим слово: уборщики, уборщику, уборщикам. В других формах окончание появляется. Значит, в нашем слове – нулевое окончание.
Основа в таком случае будет равна слову.
В слове уборщик окончание нулевое, основа уборщик-. Окончание указывает здесь на то, что имя существительное стоит в именительном падеже единственного числа.
В слове есть приставка у-. Она обозначает направленность действия, устранение, удаление чего-либо.
Давайте разберём ещё одно слово!
Попытаемся определить окончание. Но мы не сможем изменить это слово. Направо – это наречие, неизменяемое слово. У него не будет окончания. А основа будет равна корню.
В слове направо окончание отсутствует, так как слово неизменяемое. Основа направо-.
В слове есть приставка на-. Она обозначает направление движения.
Обратите внимание на разницу между устным разбором и письменным.
Чтобы выполнить морфемный разбор слова, мы…
Сначала мы обозначаем окончание и основу. Указываем значение окончания.
Потом мы обозначаем корень и указываем однокоренные слова.
Затем обозначаем суффикс, указываем его значение.
Обозначаем приставку и указываем её значение.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Варианты морфем. Морфемный анализ слова
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.
2. Разбор слова по морфемам.
Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного обучения
Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.
Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?
1) заберу – забирает
Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.
В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?
4) слон – прислониться
Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.
Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.
В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:
1) изменение ударения
2) изменение значения
3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные
4) переход в другую часть речи
В этих парах слов есть беглые гласные.
Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.
Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.
Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.
Порядок морфемного анализа:
Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.
Разбор тренировочных заданий
Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?
Правильный ответ: суффикс
Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.
Подозвать, земляк, оловянный, остряк, разделить, травяной, подлить.
Правила проведения морфемного разбора слова
Морфемный разбор слова — что это такое в русском языке
Морфемным разбором в русском языке называется разбор по составу. Этот вид грамматического задания, обозначающийся цифрой 2, широко распространен в русском языке, поскольку является одним из принципов русской орфографии.
Говоря о частях слова, следует отметить, что в лингвистике они называются морфемами. Среди них выделяют:
Состав у слова может быть совершенно разным. Оно может состоять только из корня или из двух корней и более. Что касается суффиксов и приставок, то их может быть несколько, а может не быть ни одного. Чтобы правильно выполнить разбор, нужно познакомиться с некоторыми принципами выполнения.
Правила проведения, основные принципы
Специалистами определен ряд принципов, позволяющих безошибочно выполнить морфемный разбор:
Какие способы могут использоваться
В морфемном разборе встречается много двояких моментов, а выбор правильного варианта может быть обусловлен учебной программой и принадлежностью учебного заведения к той или иной лингвистической школе.
Школьная программа базируется преимущественно на учениях в области морфологии А.Н. Тихонова, который, например, в слове «благодарность» предлагает выделять один корень «благодарн». С точки зрения автора слово «дар» утратило актуальность в современном русском языке, по этой причине морфема не считается самостоятельной. С таким подходом к делу не согласна, например, лингвист Т.Ф. Ефремова, которая предлагает даже в слове «прекрасный» выделять корень «крас», поскольку раньше слова КРАСНЫЙ И КРАСИВЫЙ считались однокоренными.
Таким образом, современные учёные-лингвисты не могут найти единый подход к выполнению морфемного разбора, поэтому большинство вариаций являются допустимыми.
План морфемного разбора слова, примеры
Письменный морфемный разбор — это выписанное для разбора одно слово. Причем выписывать нужно в той форме, в которой оно представлено в предложении. Дальше работа осуществляется по следующему порядку, который многие принимают за план:
Последовательность выполнения разбора устно не отличается от последовательности выполнения письменного, подробная схема которого представлена выше.