Что значит монопредметный проект
Что значит монопредметный проект
Проектная деятельность в школе
Виды проектов в школе
Монопредметный проект – проект, в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект – внепредметный
Последовательность работы над проектами
Стадия работы над проектами
Определение темы и целей проекта его исходного положения. Подбор рабочей группы.
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действия. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
1. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
2. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
Поэтапно выполняют задачи проекта.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
Анализ информации. Формулирование выводов.
Выполняют исследования и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов.
Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможны формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого.
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчёта, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
Типология проектов
Типология проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Х арактер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Рис.1. Типология проектов
Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.
По доминирующей деятельности
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.
Творческиепроекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце(Рис.1.).
По предметно-содержательной области
По характеру координации
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.
По количеству участников
• Личностные (индивидуальные)— один участник
• Парные— два участника
• Групповые (коллективные)— более двух участников
По продолжительности выполнения
• Краткосрочные— до недели
• Средней продолжительности— от недели до месяца
• Долгосрочные— от одного до нескольких месяцев
По объекту проектирования
• Социальные— проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов
• Экзистенциальные— проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы [4].
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки,выводы [1].
Монопредметный проект (начальная школа)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Монопредметный проект Выполнили: Черепанова Полина Сергеевна
Монопредметный проект – это проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины).
Виды монопредметных проектов: Литературно-творческие проекты (рассказ, статья, стихи); Естественно-научные проекты (имеют четкую исследовательскую задачу: состояние лесов, самая лучшая зубная паста и т.д.); Экологические проекты (использование знаний из разных областей: флора и фауна, исторические памятники и т.д.); Языковые проекты (изучение иностранных языков);
Культуроведческие проекты (истории и традиции разных стран); Спортивные проекты (объединяют детей, занимающихся каким-либо видом спорта); Географические проекты (исследовательские, приключенческие); Исторические проекты (исследование, прогнозирование и анализ каких-либо исторических событий); Музыкальные проекты (объединяют детей занимающихся музыкой).
«Минутка знакомства» Проект Ирины посвящен изобразительному искусству. Потому что она: исследовала образ кошки в истории живописи; Провела виртуальную экскурсию «Кошка в живописи»; Организовала выставку своих рисунков и фотоальбома «Мои друзья – кошки».
Название конкурса Видмонопредметногопроекта «Мирпоэзии», «Синяя птица», «Стихотворение маме», «День победы», «Мой край родной». Литературно-творческие проекты «Лучший производитель одежды», «Польза и вредхозяйственных товаров», «Почва Екатеринбурга», «Вода города Екатеринбурга». Естественно-научные проекты «Береги природу», «Мы за чистый воздух!», «Нет плохим привычкам», «Любишь природу-любии мусор убирать», «Лес-наше достояние». Экологические проекты «Английский-наш второй язык», «Великобритания-страна загадок», «Какой учить язык?», «Происхождениеязыков мира», «Японские иероглифы». Языковые проекты
Праздник «Курбан-Байрам», «Пасха-светлый праздник», «День благодарения», «Крещение», «Масленица». Культуроведческиепроекты «Мойлюбимый вид спорта», «Папа, мама, я-спортивная семья», «В здоровом теле-здоровый дух», «Плавание-укрепление всех мышц», «Спорт, который доступен всем». Спортивные проекты «Экскурсия по Лондону», «Знаменитые места России», «Современные музеи мира», «Путешествие по Европе», «Барселона-страна футбола». Географические проекты
«Россия в будущем», «Великая Отечественная война», «Открытиеокна в Европу», «75-летиеосвобождения Ленинграда от блокады», «Первый президент России». Исторические проекты «День музыки», «День рояля», «Музыка народовмира», «Музыка вокруг нас», «Духовые музыкальные инструменты». Музыкальные проекты
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1452446
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект занятия «Монопредметный проект»
Конспект внеурочного занятия по проектной деятельности, проведенного в 4 классе студенткой 3А курса Поповой Еленой Алексеевной
Тема : Монопредметный проект
Цель (для учителя): создание условий для формирования у детей умения отличать монопредметный проект от других видов проектов
Задачи (для учителя):
1. Организовать работу по актуализации знаний детей по ранее изученным видам проекта
2. Подвести детей к формулированию понятия «монопредметный проект»
3. Содействовать в формировании умения детей выделять этапы, характерные для монопредметного проекта
4. Способствовать формированию у детей умения находить монопредметный проект среди остальных
5. Создать условия для развития у детей умения анализировать ситуацию, речи и логической памяти
6. Способствовать воспитанию уважительного отношения к ответам других учеников
Оборудование (для учителя): презентация, карточки с раздаточным материалом
Цель (для детей): научиться отличать монопредметный проект от других видов проектов
1. Вспомнить изученные виды проектов
2. Познакомиться с понятием «монопредметный проект»
3. Выявить этапы, которые характерны для монопредметного проекта
4. Научиться находить монопредметный проект среди остальных
Оборудование (для детей): пенал и тетрадь
Меня зовут Елена Алексеевна, и сегодня занятие по проектной деятельности проведу у вас я. Для начала, давайте проверим, всё ли необходимое у вас есть на партах, а именно тетрадь и пенал. Всё остальное можно убрать.
Мотивация к учебной деятельности
Ребята, что о чем вы говорили на прошлом занятии?
Зачем нам необходимо это знать?
Верно, всё это вам пригодится. Если вы научитесь ставить цели и задачи, собирать и отбирать важную информацию, а также находить отличия между различными видами проекта, то сможем написать любой проект
О практико-ориентированном проекте
это всё необходимо знать для создания своих проектов на разнообразные темы.
Актуализация ранее усвоенных знаний
Что вы изучали на прошлых занятиях?
Верно, на последних занятиях мы изучали виды проектов, а также изучали их значения, которые мы сейчас вспомним.
Но для начала, мы поставим себе предварительную оценку. Пододвиньте к себе карточку №1. Раскрасьте зеленый сигнал, если уверены, что справитесь с заданием, если считаете, что возникнут затруднения – желтый, а если не справитесь – красный. Отодвиньте её.
Придвиньте к себе карточку №2 и соедините понятия и их значения.
конечный продукт: сценическая постановка, художественное изделие, фильм
конечный результат: учебные игры, включающие в себя работу в командах
выдвижение новых идей, которые можно внедрить в производство, разработка новых технологий
Научный поиск, проведение исследований, эксперементов
требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников
Время подходит к концу. Давайте проверять.
Пододвиньте к себе снова карточку №1 и оцените проделанную работу на соседнем светофоре и оцените свою работу по тем же критериям.
Кто справился с заданием без ошибок, встаньте.
Хлопните в ладоши те, у кого прогностическая и итоговая оценки совпали?
Прогностическая выше итоговой?
Прогностическая ниже итоговой?
Те, у кого есть ошибки, обратите на них внимание и запомните, чтобы потом не допускать их.
Посмотрите внимательно в нашу табличку и скажите какой из видов остался без своего значения?
А как вы думаете почему?
Оценивают выполненную работу
Мы его еще не изучали
П(использование знаково-символических средств)
П(использование знаково-символических средств)
Значит, мы можем сделать вывод, что тема занятия наша….
Какую мы можем поставить перед собой цель?
Каковы будут наши задачи?
Что же такое монопредметный проект?
Подсказка: приставка моно в переводе с греческого означает «один»
Откройте тетради и запишите определение, которое видите на слайде
Сядьте ровно, спинки выпрямим, локти положите на стол, а тетрадь под наклоном
Пора нам с вами немного отдохнуть. Давайте все встанем
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
Давайте повторим понятие монопредметный проект. Что это?
Постарайтесь запомнить это понятие, оно пригодится вам при выполнении следующих заданий.
Как мы уже поняли монопредметный проект – это проект, относящийся только к одному учебному предмету.
Сейчас давайте придумаем несколько тем к монопредметному проекту по литературному чтению?
Приступим к следующему заданию. Сейчас я буду предлагать вам темы проектов, а вам необходимо определить является ли он монопредметным, если да, то к какому предмету он относится
1. «Математический футбол»
2. «Письмо моей бабушке внуку»
3. «Имя в жизни человека»
4. «А жива ли поговорка?»
Каждый проект основывается на определенных этапах. Посмотрите сейчас на слайд и скажите какие этапы не подходят к монопредметному проекту по окружающему миру на тему: «Елка – символ Нового года». Эту работу выполняем в парах. На выполнение задания дается 4 минуты
1. Подобрать необходимую литературу
2. Подойти к учителю литературного чтения и узнать, в каких произведениях встречается елка
3. Узнать, как растет и размножается елка
4. Найти причины, которые повлияли на то, что именно елка стала символом Нового года
5. Подобрать вместе с учителем музыки новогодние песни.
Время подходит к концу, давайте проверять
Посмотрите внимательно на этапы, там допущено 2 ошибки, но они похожие. В чем они заключаются?
Абсолютно верно. Самое главное условие монопредметного проекта заключается в том, что оно должно изучаться в рамках одного предмета и поэтому все этапы должны быть тоже находится в этих ограничениях
Научиться отличать монопредметный проект от других видов
1. Вспомнить изученные виды проектов
2. Познакомиться с понятием «монопредметный проект»
3. Выявить этапы, которые характерны для монопредметного проекта
4. Научиться находить монопредметный проект среди остальных
Монопредметный проект –это проект, охватывающий знания в рамках одного учебного предмета
Записываем в тетрадь
Монопредметный проект – это проект, охватывающий знания в рамках одного учебного предмета
Веселые рифмы, Волк в русских сказках: образ и характеристика и др
1. Является, математика
4. Является, русский язык
В том, что монопредметный проект нужно делать только с учителем одного предмета, а там использовались разные
Р(постановка учебных задач)
Ребята, перед вами лежат карточки №3 с рассказами ребят о проектах
Вам необходимо определить относится ли проект к метапредментному и почему вы так решили.
Здравствуй, дорогой друг! Меня зовут Костя. Летом я побывал в Австралии, познакомился с её необычной природой и понял, что очень интересно открывать для себя животный мир этой страны. Обо всем этом я решил рассказать своим одноклассникам. Так родился мой проект: «Зоологические символы Австралии»
Здравствуй, дорогой друг! Меня зовут Илья. Тема моего проекта – создание мультфильма в домашних условиях. Чтобы создать его, я лепил фигурки из пластилина, передвигал их фотографировал каждое их движение. Изучив основную технику, я задумался о сюжете. С сюжетом мне помогли одноклассники, предлагая самые различные идеи. С получившимся мультиком я выступил перед друзьями
Здравствуй, мой дорогой друг! Меня зовут Лена. Я хотела самостоятельно вырастить нарцисс зимой, когда вся природа спит. Мне пришлось выполнить очень много действий: купить луковицы, землю и горшок; посадить луковицы, поливать их водой и засыпать опилками. Не смотря на всё это, я доказала, что выращивание цветка в горшке в холодное время возможно
Является, так как относится только к одному предмету: окружающий мир
Не является, так как не относится к одному предмету
Является, так как относится к окружающему миру
Давайте вспомним, с каким понятием мы сегодня познакомились?
Какая у нас была цель?
Встаньте те, кто считает, что мы достигли цели?
Поднимите руки те, у кого пока что возникают трудности?
Монопредметный проект – это проект, охватывающий знания в рамках одного учебного предмета
Научиться отличать монопредметный проект от других видов
Р(осуществление итогового контроля
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Выступление на методическом семинаре «Типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся»
Типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся
Выступление на методическом семинаре Савотиковой О.Е., зам. директора по НМР
Цель: познакомить участников с различными типами проектов; показать, как тип проекта связан с ведущей деятельностью, осуществляемой учащимся в ходе проекта, с формируемой у него компетентностью (под компетентностью в данном случае понимается опыт практического применения приобретенных знаний, умений и навыков); как с помощью выбора проекта определенного типа можно преодолевать имеющийся у учащихся дефицит знаний, умений и навыков.
Оборудование: раздаточный материал «Типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся»; компьютерная презентация.
Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определённый тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.
Доминирующая деятельность, которую осуществляет учащийся, работая над проектом, во многом определяет тип проекта. Существуют различные типы проектов, которые позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи. В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются на разных критериях.
По доминирующей деятельности выделяются следующие типы проектов:
Приключенческие, игровые, ролевые
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Такие проекты требуют:
хорошо продуманной структуры проекта;
четко обозначенных целей;
доказанной актуальности проекта для всех участников;
продуманных методов (экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов).
Таким образом, исследовательские проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проекта предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, определение методов исследования, его предмета и объекта, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения (экспериментальных, опытных), обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, определение новых проблем для дальнейшего развития решения.
Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Исследовательские проекты в большей степени подходят для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Основной упор будет сделан именно на мыслительную компетентность.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)
При выполнении проекта ученик:
договаривается с группой или учителем о жанре,
развивает проект в подчинение жанра конечного результата,
стремится получить творческий продукт,
задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
Они оформляются в виде фильма, игры, праздника.
Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, творческие мероприятия.
Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребёнка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.
Особенности такого проекта:
Структура до завершения остается открытой
Участники в роли художественных персонажей, деловых людей
Результат: овладение новой ролью, личные переживания участников
В ходе игровых проектов осуществляется развитие коммуникативных навыков. Автор такого проекта стремится вовлечь детей и взрослых в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придётся не только искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, расширить свой учебный арсенал, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Прикладной (практико-ориентированный) проект. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.
Прикладной проект требует:
тщательно продуманной структуры;
определения функций каждого из участников;
оформления результатов проектной деятельности;
презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).
Особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировке совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Цель проекта — решение практических задач, поставленных заказчиком проекта. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства — он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и др.
Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В этих случаях применяется и практико-ориентированный проект. Учитель может заказать своим ученикам разработку раздаточного материала по своему предмету или, например, сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т.п. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимее им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Предполагают ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ, обобщение фактов.
Требуют хорошо продуманной структуры
Цель проекта, его актуальность
Сбор и обработка информации
Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете. Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.
Если учитель хочет развить у ребёнка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдёт информационный проект. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.
По предметно-содержательной области выделяются:
Литературно – творческие – это проекты, предполагающие деятельность учащихся, выраженную в желании творить: написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр.
Естественнонаучные: чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой).
Экологические: также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе, пр.);
Языковые (лингвистические): чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.
Культурологические : связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.
Спортивные : объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований, пр.).
Географические: могут быть исследовательскими, приключенческими, пр.
Музыкальные: объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, пр.
Исторические: позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты.
По характеру координации:
с открытой координацией
со скрытой координацией
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников (как правило, это относится к телекоммуникационным проектам – форма обучения, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени. Сетевые коллективы объединяет общая информационная задача, которую они решают, собирая необходимую информацию по исследуемой проблеме в доступном для всех месте – определенном правилами проекта сайте.).
«Что такое свободное время? В течение 20 лет я руководил театральной труппой, написал и опубликовал почти 200 больших поэм, играл в своих спектаклях и спектаклях других авторов, написал 37 довольно хороших пьес. Многие удивляются, когда я успел столько сделать? Даже сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, я работал весь день, беседуя с учениками, вроде вас, в двенадцати странах мира». Завязалась переписка учеников с «Шекспиром», и в результате школьники заинтересовались творчеством величайшего английского писателя.
По количеству участников:
Личностные – одним учащимся.
Парные – двумя учащимися.
В проектной группе формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. На каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Групповые – несколькими учащимися (более 2).
Особенности те же, что и для парных.
Прежде всего необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это нужно, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель может поручить ученикам – им лучше известны все «подводные течения» во взаимоотношениях детей. Однако если в классе есть особые дети, требуется вмешательство учителя. Как показывает опыт, всегда найдётся эгоцентричный ученик, желающий работать самостоятельно. Не будем настаивать на чем-либо против его желания – найдем ему работу в проекте, которую он сможет выполнять один. Так, работая над проектом «Японские трехстишия. Хокку», девочки не хотели делить свою работу с одним учеником, а он «рвался в проект». И учителю пришлось найти ему такую работу, которая не была бы связана с общей: он написал свои хокку и связался по Интернету с любителями японской поэзии. Так на 3 этапе пришлось изменить структуру конечного замысла проекта. Предварительно планировалось получить презентацию и буклеты-задания для школьного урока, словарь художественных образов в хокку. А получили еще благодаря Диме и альманах творческих работ учащихся. Да, работа контролировалась учителем на 2 этапе, но это самостоятельное дело детей.