Что значит монополия в обществознании

ЕГЭ. Экономика. Тема 14. Монополия и её виды

Что значит монополия в обществознании

Монополия – (греч. монос- один, полео- продаю) – это исключительное право, которое принадлежит человеку, группе лиц или государству на рынке при производстве, торговле и других видах хозяйственной деятельности.

Это приносит угрозу конкуренции, а значит, эффективному функционированию рынка, так как один хозяйствующий субъект, имеющий главенствующее положение, диктует условия рынка, в том числе, устанавливает цену.

Виды монополий

В зависимости от характера и причин возникновения

Причины появления естественных монополий:

Сферы естественных монополий

По степени защищённости государством

По форме собственности

По территориальному признаку

Признаки чистой монополии

Чистая монополия – это крайне редкое явление

Причины возникновения монополий

Причины сложностей вхождения на рынок при наличии монополий

Формы искусственных монополий

2.коммерческая самостоятельность1. Цены на товары2. Объёмы производства3. Раздел рынка (кто где продаёт)

4. Определение квот (кто сколько продаёт)Синдикат( от лат. представитель)Сохраняют собственность на средства производства, то есть производственная самостоятельностьСовместный, централизованный сбыт продукции и приобретения сырья, то есть потеря коммерческой самостоятельностиТрест( от лат. доверие)Потеря самостоятельности1. Совместная собственность

2. Общее управление

3. Объединение финансов

4. Общий сбыт товара одного вида.Концерн( от лат. забота)Производственная самостоятельность, входят предприятия разных отраслей.1. Объединение многопрофильных фирм

2. Единый финансовый центр

3. Единая сбытовая политикаХолдинг(от англ. удерживание)Это коммерческие компании = материнская компания ( обладает контрольным пакетом акций) + дочерние компании (остальные акции).1.Головная компания

2. Владеет акциями участниками концерна

Интеграция, то есть объединение в монополистические союзы, бывает двух типов.

Виды монополий

Антимонопольная политика государства

Законы:

« О естественных монополиях» ( 1995),

« О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (1991).

« О недобросовестной конкуренции» ( 1998).

Некоторые положения закона, виды недобросовестной конкуренции:

Последствия монополистической деятельности

Позитивные

Негативные

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Что такое монополия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Монополия – это экономическая ситуация на рынке, когда всю отрасль контролирует единственный производитель (или продавец).

Производство и торговля товаров или предоставление услуг принадлежит одной фирме, которую также называют монополией или монополистом. У субъекта нет конкурентов, вследствие этого компания обладает определенной властью и может диктовать условия покупателям.

Что значит монополия в обществознании

Примеры монополий

Слово «монополия» зародилось в Древней Греции и в переводе обозначает «один продаю».

Определение монополии подразумевает существование ниши бизнеса, где доминирует один производитель, который регулирует количество товара и его цены.

В чистом виде компании-монополисты встречаются очень редко. Это связано с тем, что практически для любого товара или услуги можно найти заменитель.

Например, естественной монополией является метрополитен. Если инфраструктуру подземки разделить между двумя-тремя конкурирующими фирмами, начнется настоящий хаос. Но, когда услуги метрополитена перестанут устраивать население, люди смогут добираться до места назначения на автобусах, трамваях, автомобилях, электричках.

То есть метрополитен – это монополист среди подземного, скоростного транспорта, но в сфере пассажирских перевозок он таковым не является.

Состояние экономики, в которой доминирует один субъект, характерно для жилищно-коммунального хозяйства, государственного сектора, производства продукции, требующей тщательного контроля.

Что значит монополия в обществознании

Рассматривая, что такое монополия, нельзя обойти стороной еще одно близкое понятие – «олигополия». Это состояние встречается в экономике гораздо чаще. Олигопольный рынок делят между собой несколько компаний. При сговоре основных игроков рынок по своим характеристикам приближается к монопольному (пример — сотовые операторы).

Виды и формы монополий

Выделяют следующие формы монополий:

Есть и другие варианты классификации, например, их делят на два вида по форме собственности:

Или по территориальному принципу на 4 вида:

Если рассматривать искусственную монополию, когда объединяется ряд предприятий (компаний), то говорят о различных формах таких слияний:

Что значит монополия в обществознании

Монополия в истории развития общества

Выгоду от монополии люди заметили практически сразу с появлением обмена и зарождением рыночных отношений. При отсутствии конкуренции цены на продукцию можно поднять.

Древнегреческий философ Аристотель считал создание монополии умелой политикой ведения хозяйства. В одном из трудов в качестве примера мудрец рассказывает о подданном, получившим деньги «в рост». Для извлечения прибыли, предприимчивый человек скупил все железо в мастерских, а затем перепродал его с наценкой купцам, прибывшим из других мест.

Мыслитель упоминает и о попытках регулирования государством монополии. Ушлый продавец был выслан правительством из Сицилии.

В Европейских странах в Средние века монополизм развивался по двум направлениям – в результате создания цехов и путем выдачи королевских привилегий:

В 19 веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества (тресты, синдикаты, пулы), которые действовали как монополисты.

Монополии в истории России – это повторение общемировых тенденций. Но большинство процессов в нашей стране происходили с опозданием и часто приносились извне. Так, в царской России производство спиртных напитков являлось исключительно государственной функцией.

А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.

Причины монополизма

Стремление к монополизации рынка нормально для любого бизнеса. Оно заложено в самой природе предпринимательской деятельности, основная цель которой – получение максимальной прибыли. Монополии создаются как естественным, так и искусственным путем.

Дополнительными факторами, способствующими развитию монополизма, могут быть:

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе:

Поэтому правительства стран стараются ограничить появление монополий. Специальные государственный органы следят за уровнем конкуренции на рынке, контролируют цены, предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков.

Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

С тем, что существуют естественные монополии можно поспорить. Просто эти компании захватили абсолютно все аспекты рынка, потому у других нет шансов туда войти.

Монополии всегда задерживают развитие. Поскольку эти предприятия захватили рынок, им нет смысла совершенствоваться, они все равно могут выставить любую цену.

Государство само плодит монополии, тем самым нарушая интересы потребителей. К примеру, создание региональных операторов по вывозу ТБО, просто дали этим мусорщикам возможность обогащаться на выделенных им территориях, вот они и обогащаются.

Слабо у нас ФАС работает, столько явных сговоров у тех же сетевиков, да и тарифы ЖКХ весьма мутные, но ФАС интересует Гугл в смартфоне, а не то, что его действительно должно интересовать.

Как ни парадоксально, но в борьбе с монополизацией рынка, государство должно пресекать сильное снижение цен, вызванное одним или несколькими участниками рынка, ведь подобный демпинг и приводит к монополизации.

Если государство создает естественные монополии, то и цены государство должно регулировать, а то этим государственным олигархам дай волю, будут поднимать тарифы до бесконечности.

Без естественных монополий, увы, не обойтись. Я же не могу выбрать поставщика водоснабжения, понятно, что не могут под землёй 10 труб проходить от разных поставщиков, вот мы и вынуждены пользоваться услугой одного.

Источник

Монополия

Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение

Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.

Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.

Какую компанию считают монополистом

Компанию можно считать монополистом, если она:

Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.

Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

Почему появляются искусственные монополии

Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.

Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.

Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:

Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.

В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.

Чем опасны искусственные монополии

Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.

Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.

Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.

Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.

Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.

Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.

Источник

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

субъект монополии (монополиста);

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

отсутствию стимула развивать новые технологии;

не эффективному расходованию ресурсов;

не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Что такое монополия в обществознании

Монополия представляет собой исключительное право, принадлежащее индивиду, общественности или государству в любой виде хозяйственной деятельности, в том числе производстве, торговле и т. д. Такая система составляет прямую угрозу конкуренции, следовательно, подрывают устои эффективного и стабильного функционирования рыночной экономики. По ее концепции один субъект хозяйствования имеет доминирующее положение на рынке, диктует условия и, одновременно, устанавливает цену.

Какие бывают монополии

Последние классифицируются по ряду признаков.

По причинам появления и характеру становления

Так, монополии бывают естественные и искусственно созданные. Последние зарождаются в результате слияния компаний, сговора, создания конгломерата и т. д. Естественная монополия обусловлена владением субъектом экономической деятельности уникальным или редким товаром, невоспроизводимыми факторами производства. К последним можно отнести транспортную сеть внутри страны, систему поставки газа и т. д.

Так, естественные монополии в Российской Федерации зачастую возникают на фоне уникальности природного ресурса определенного региона. Например, Якутия является монополистом по изготовлению алмазов, так как именно тут обнаружены ценные залежи этого драгоценного камня. Иногда монополия является следствием уникальных технологий и открытий, которые зачастую проходят под патентом. Хорошим примером является монополист Байконура в Республике Казахстан.

Причины активизации процесса в экономике

Сферы естественных монополий в основном следующие:

Также монополии могут быть случайными в период, как спрос временно превышает предложение рынка. Зачастую они возникают тогда, когда конкуренты еще не среагировали оперативно на запрос рынка и не подстроили производственные мощности под изготовление товара или услуги.

По степени защищенности со стороны государства

И тут выделяют закрытые и открытые монополии.

К закрытым относятся те, которые функционируют с одобрения и под контролем государства. В основном это искусственные монополии, созданные для решения общественных задач, но могут быть и естественные, когда при данном развитии технологий существование конкурентной среды невозможно, а функционирование одной компании более рентабельно.

Открытые или временные монополии – это организации, которые реализуют товар или услугу до момента появления первых конкурентов. В любой момент ситуация на рынке может измениться, и государство вмешиваться не будет.

По форме собственности

Выделяют, соответственно, государственные и частные монополии.

По территориальному признаку

Монополии могут развиваться на местности, а также в регионе, приобретать национальный или даже экстерриториальный масштаб.

Что значит монополия в обществознании

Что такое чистая монополия

Что значит монополия в обществознании

На самом деле такой вид монополии встречается редко и характеризуется следующими признаками:

Почему возникают монополии

Причин развития таких организаций несколько:

Барьеры, в свою очередь, возникают по следующим причинам:

Формы искусственных монополий

Хозяйственная, производственная, коммерческая

Установленные объемы производства, цены. Существует разделение рынка и определение квот на участие в нем

собственность на средства производства

общий сбыт продукции, добыча и покупка сырья. То есть отсутствие коммерческой самостоятельности

Общая собственность, капитал, методы управления, рынок сбыта и т. д.

Многопрофильные компании из различных отраслей объединяются под единый финансовый и управленческий центр, руководствуются общей сбытовой политикой

Взаимодействие материнской компании с дочерними

Во власти головной компании все акции участников, что дает право влиять на деятельность

корпорации могут не иметь предпринимательской или технологической связи со сферой деятельности основной компании

Временное добровольное объединение независимых компаний

Предпринимательская деятельность скоординирована

Монополистические союзы создаются по 2 типам: горизонтальная интеграция (в рамках одной отрасли, например, это тресты, картели и т. д.) и вертикальная (участвуют несколько отраслей, диверсификация деятельности, уменьшение издержек, развитие ассортимента и т. д.).

Что значит монополия в обществознании

Антимонопольная политика государства

В странах предусмотрены законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность монополий и защищают свободную конкуренцию.

Примеры недобросовестной конкуренции, сдерживаемой государством:

Методы государственного регулирования монополий.

Преимущества и недостатки функционирования монополий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *